Научная статья на тему 'ЗАКОНЫ-ПРОГРАММЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ США И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ЗАКОНЫ-ПРОГРАММЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ США И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закон-программа / управление научно-технологическим развитием / программное планирование в США / национальная нанотехнологическая инициатива / приоритетные направления научно-технологического развития / комплексные программы
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНЫ-ПРОГРАММЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ США И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ»

Беляков Г.П.

д.э.н., профессор, Сибирский государственный университет науки и технологий, г. Красноярск

Багдасарян Н.А.

старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Институт управления бизнес-процессами и

экономики, г. Красноярск

ЗАКОНЫ-ПРОГРАММЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ США И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ1

Ключевые слова: закон-программа; управление научно-технологическим развитием; программное планирование в США; национальная нанотехнологическая инициатива; приоритетные направления научно-технологического развития; комплексные программы.

В условиях современной технологической революции, когда создание передовых технологий формирующегося нового технологического уклада становится определяющим фактором международной конкурентоспособности стран и компаний, научно-технологическое развитие (НТР) выделено в качестве важнейшего направления государственной политики Российской Федерации. Одним из инструментов реализации принятой в 2016 году Стратегии научно -технологического развития РФ является формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии НТР. Их цель - создание сбалансированной системы поддержки всех стадий полного инновационного цикла: от фундаментальных исследований до создания и использования технологий, производства на их основе высокотехнологичной продукции и услуг с выходом на конкурентный рынок2. Несмотря на позитивное продвижение в области организации научно-технологического развития, в России пока накоплен недостаточный опыт реализации комплексных программ по приоритетам НТР. В этой связи представляет несомненный интерес опыт программного планирования научно-технологического развития США.

Поскольку наука, техника и научно-технический прогресс определены в качестве фундамента развития американской экономики, то вопросы государственной поддержки развития базовых технологий нового технологического уклада и их ускоренного внедрения в производство вынесены на высший уровень руководства страны. Этими вопросами занимается президент США и его администрация. Для этого используется весьма эффективный инструмент государственно-правового регулирования - «закон-программа». В законе-программе формулируются цели научно-технической программы; определяются мероприятия, подлежащие исполнению; устанавливаются органы, ответственные за осуществление программы, которые наделяется необходимыми им полномочиями; решаются вопросы межведомственной координации; определяются источники финансирования и порядок распределения средств. Все законы-программы подвергаются ежегодной корректировке. В соответствии с законодательством США президент ежегодно представляет в Конгресс подробный отчет о выполнении законов-программ. Этот отчет служит не только для анализа государственной научно-технической политики за прошедший период, но и является основой для подготовки предложений в этой области на ближайшие 5-10 лет3.

Понимание данного факта определяет научный интерес исследования, который заключается в изучении опыта структурирования «закона-программы» и организационного механизма исполнения как эффективного инструмента реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны. Данный аспект особо важен для анализа возможности использования наилучших практик в государственном программном планировании научно-технологического развития РФ.

В настоящее время в США сформирована достаточно эффективная система реализации приоритетов научно-технологического развития. Инструментом реализации перспективных научно-технических направлений США, оказывающих системное влияние на развитие целых отраслей экономики, являются межведомственные инициативы, имеющие статус национальных или президентских программ. Такие государственные научно-технические программы оформляются в виде закона, называемого «законом-программой»4. Одной из первых федеральных программ в рамках президентской ответственности, получивших статус закона-программы, стала «Программа исследований и разработок сетевых и информационных технологий» (NITRD), ранее известная как Программа высокопроизводительных

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00355.

2 Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2019-2030 годы». Шр://1ос8. cntd.ru/document/554102822

3 Рубвальтер Д.А., Шувалов С.С. Опыт ведущих зарубежных стран в области государственного регулирования сферы исследований и разработок // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. - М., 2007. - № 1. - С. 30.

4 Там же.

вычислений и связи (HPCC), созданная в соответствии с законом о высокопроизводительных вычислениях 1991 года (PL 102-194)1. NITRD является одной из крупнейших официальных федеральных программ, которые координируют деятельность нескольких агентств для решения междисциплинарных, многотехнологических и многосекторальных потребностей в исследованиях и разработках. В настоящее время 23 федеральных агентства инвестируют порядка 6,5 миллиардов долларов в год в программы НИОКР, которые обеспечивают достижение главной цели программыы2 -мировое лидерство США в сетевых и информационных технологиях.

Особое место среди законов-программ занимает Национальная инициатива в сфере нанотехнологий (NNI), оцениваемая экспертами как успешная правительственная инициатива3, которая обеспечила значительный рост исследований, инноваций, занятости и объемов рынка в секторе нанотехнологий. Национальная инициатива в области нанотехнологий США была объявлена в январе 2000 г., принята в 2001 г. и утверждена Законом о нанотехнологических исследованиях и разработках в 21 веке (The 21 Century Nanotechnology Research and Development Act), который был подписан президентом Джорджем Бушем 3 декабря 2003 г. в качестве публичного закона 108-1534. Она призвана обеспечить взаимодействие многих заинтересованных организаций, поддержать их усилия по исследованиям и разработкам на федеральном уровне, обеспечить создание необходимой для этого инфраструктуры, способствующей коммерциализации нанотехнологий. Кроме продвижения в новых нанотехнологических решениях, NNI также внедряет в общественное сознание и различные возможности использования нанотехнологий в социальной сфере.

Согласно последнему обновленному стратегическому плану NNI5, выпущенному в 2016 году, общее видение результатов данной инициативы - это будущее, в котором возможности понимания и контролирования свойств материалов на наноуровне приведут к революции в технологиях и промышленности, имеющей исключительное положительное влияние на жизнь общества. При этом главные цели NNI остаются неизменными с момента запуска инициативы и включают следующие направления деятельности:

Цель 1. Реализация программы научных исследований и разработок мирового уровня в области нанотехнологий. Речь идет о поддержке и стимулировании исследований на основе конвергенции нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий и когнитивных наук, способствующих решению ключевых социальных проблем США;

Цель 2. Ускорение передачи новых технологий в производство для обеспечения коммерческой и общественной выгоды. Достижения в области науки и техники, поддерживаемые в рамках цели 1, составляют основу для новых материалов, устройств и систем. Существует значительный потенциал применения тех свойств, которые проявляются в наномасштабе, имеющих широкий спектр приложений: от квантовых вычислений до лечения болезней. Для реализации этого потенциала необходимо ускорить передачу результатов исследований и разработок в области нанотехноло-гий в сферу коммерческого применения;

Цель 3. Развитие образовательных ресурсов и высококвалифицированных рабочих кадров, а также создание динамичной инфраструктуры для обеспечения дальнейшего успеха нанотехнологий. Для развития программы исследований в области нанотехнологий мирового уровня (цель 1) и переноса данных открытий из лабораторий в сферу коммерческого применения (цель 2) создается соответствующая система, обеспечивающая материальную, кибернетическую и человеческую составляющую инфраструктуры. Образование в области нано-науки, инженерии и технологии позволит: а) вырастить новое поколение исследователей и новаторов; б) сформировать у технического персонала современные и перспективные технологические навыки и компетенции; в) подготовить население к принятию взвешенных решений в постоянно меняющейся технологической среде;

Цель 4. Обеспечение ответственного отношения к развитию нанотехнологий. Федеральное правительство поддерживает не только цели 1-3, но и регламентирует ответственное развитие нанотехнологий. Понимание поведения наноматериалов в отношении связанных с нанотехнологиями аспектов охраны окружающей среды, здоровья и безопасности - в дополнение к потенциальным этическим, юридическим и социальным последствиям - имеет важное значение для установления общественного доверия и нормативной определенности. Это создает более благоприятные условия и повышает готовность компаний, выводящих на рынок продукцию нанотехнологий6.

Очевидно, что каждая из перечисленных целей взаимоувязана с другими целями инициативы, все вместе они определяют целенаправленную и скоординированную деятельность всех участников NNI, обеспечивая ее максимальную эффективность в целом.

Для достижения поставленных целей в США в рамках NNI разрабатываются стратегические планы (последний датирован 2016 г.)7, где определяются конкретные задачи. В соответствии законом о нанотехнологических исследованиях и разработках в 21 веке - Подкомитетом по нанотехнологическим науке, инженерии и технологии (NSET) опре-

1 High-Performance Computing Act of 1991 [As Amended Through P.L. 110-69, Enacted August 9, 2007]; High-Performance Computing Act of 1991 [As Amended Through P.L. 114-329, Enacted January 6, 2017] (This unofficial version is provided by the NITRD National Coordination Office). - https://www.nitrd.gov/about/

2 The Networking and Information Technology Research and Development (NITRD) Program (NITRD) // Официальный сайт правительства США. - https://www.nitrd.gov/about/index.aspx

3 Анохин Р.Н. Нанотехнологии в системе национальных приоритетов инновационного развития // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. - Т. 12, вып.4. - С. 101.

4 The 21 Century Nanotechnology Research and Development Act [Pub.L. 108-153, Dec 3, 2003]. - https://www.congress. gov/bill/108th-congress/senate-bill/189

5 National Nanotechnology Initiative Strategic Plan (2016). - https://www.nano.gov/2016strategicplan

6 Диесперова Н.А., Заволокина Л.И. Институциональные условия развития наноиндустрии: опыт РФ и США // Вестник ЧелГУ. 2018. - № 8 (418). - С. 23.

7 National Nanotechnology Initiative Strategic Plan (2016). - https://www.nano.gov/2016strategicplan

деляются программные направления, развитие которых обеспечивает достижение целей NNI. Программные направления (program component areas, далее PCA) являются программными областями нанотехнологий, которые идентифицированы согласно проводимым и запланированным НИОКР-проектам. Текущие области программных компонент NNI включают пять PCA.

1. Ключевые нанотехнологические инициативы и сверхсложные задачи. Данное программное направление включает шесть сформулированных инициатив в области нанотехнологий. Это: 1) «Устойчивое нанопроизводство -создание промышленности будущего». Включает направления: а) разработка масштабируемых и устойчивых нанома-териалов, компонент, устройств и процессов; б) технологии измерений в нанопроизводстве; 2) «Наноэлектроника на период до 2020 год и далее». Включает направления: а) появление нанофотоники совместно с наноэлектроникой; б) исследование углеродной наноэлектроники; в) использование наномасштабных процессов и явлений в науке о квантовой информации и др. 3) «Нанотехнологическая инфраструктура». Предусматривает создание цифровой информационной инфраструктуры поддержки знаний и обмена данными для ускорения инноваций в области нанотехно-логий; 4) «Сенсорные нанотехнологические датчики и датчики для развития нанотехнологий»; 5) «Компьютеры будущего на базе нанотехнологий»; 6) «Нанотехнологии в получении и преобразовании солнечной энергии».

2. Фундаментальные исследования. Включают: а) развитие фундаментальных знаний о новых явлениях, происходящих в наномасштабе; б) исследования, направленные на открытие и синтез новых наноразмерных и нанострук-турных материалов; в) разъяснение научных и инженерных принципов, связанных со структурами, процессами и механизмами; г) исследования, направленные на выявление и количественную оценку воздействия нанотехнологий на общество, включая социальные, экономические, этические и правовые последствия.

3. Приложения, устройства и системы, основанные на нанотехнологиях. Данный РСА направлен на проведение НИОКР, использующих принципы наноразмерной науки и техники для создания новых устройств и систем или для улучшения существующих.

4. Исследовательская инфраструктура и инструментарий. Поддерживает создание и эксплуатацию пользовательских средств и сетей, приобретение основного оборудования, разработку инструментов, необходимых для продвижения исследований в области нанотехнологий, включая инструменты IT и приборы нового поколения для измерения, синтеза и проектирования материалов, конструкций, устройств и систем.

5. Окружающая среда, здоровье и безопасность. Поддерживает исследования в области влияния нанотехноло-гий на экологию, здоровье и безопасность, оценки соответствующих рисков, поиска методов управления ими.

Особый интерес представляет тщательно проработанный и отраженный в законе-программе организационно-экономический механизм реализации мероприятий, обеспечивающий достижение стратегических целей и задач NNI.

Финансовый механизм предусматривает: а) предоставление грантов на индивидуальные исследования и междисциплинарные командные проекты, например, Национальный научный фонд (ННФ) в настоящее время тратит порядка 20 % на междисциплинарные исследовательские команды1; б) вложение значительных средств NNI на создание и становление крупных междисциплинарных исследовательских центров (их финансирование осуществляется в размере порядка 2 млн. долларов в год на период от 5-10 лет); в) увеличение общих инвестиций NNI на поддержку фундаментальных исследований, обеспечивающих инновации в будущем (с 36% в 2016 году почти до 40% в бюджете 2018 года2); г) инвестиции в обновление научного оборудования для проведения исследований и разработок в области нанотехнологий. Так, ННФ и Министерство энергетики финансируют на конкурсной основе обновление научного оборудования. NNI выделяет средства для создания в университетах и государственных научных организациях специализированных исследовательских центров, оборудованных новейшим инструментарием;

Механизм научно-технологического обеспечения преобразования знаний и идей в экономические и социальные выгоды. Включает в качестве определяющих следующие мероприятия: а) создание системы информационного обмена и взаимодействия с промышленностью посредством формирования механизма промышленной координации. Выделяются группы связей из числа представителей промышленности и частного сектора, задачей которых является обмен информацией о программах исследований NNI и выявление потребностей промышленности в результатах на-нотехнологических исследований; б) совершенствование системы защиты интеллектуальной собственности и оценки изобретений в области нанотехнологий; в) установление связей с Национальным институтом стандартов и технологий для участия в деятельности по разработке стандартов в сфере нанотехнологий; г) организация и поддержка пространственного развития исследовательской сети на базе исследовательских центров по нанонауке, нанотехнологической инфраструктуры, сети центров нанотехнологий в области вычислительной техники; д) поддержка участия малого бизнеса в разработке и использовании нанотехнологий через программы «Инновационные программы в малом бизнесе (SBIR) и «Передача технологий малому бизнесу» (STTR); е) развитие системы информационно-коммуникационного обмена и публичного обсуждения социальных и экологических последствий распространения нанотехнологий.

Механизмы формирования конкурентоспособной человеческой переменной. В качестве основных элементов включает: а) стимулирование взаимодействия между специалистами, работающими в секторе нанотехнологий путем планирования совместных научных направлений, организации сотрудничества с промышленностью и международным исследовательским сообществом. Стратегия реализации задачи кооперации с международным исследовательским сообществом включает программу широкого международного обмена студентами и аспирантами, поддержку международной активности, спонсирование участия США в международных конференциях по нанотехнологиям, ос-

1 Ананян М.А. «НАНОРОССИЯ - сейчас или никогда». - http://spkurdyumov.ru/forecasting/nanorossiya-sejchas-ili-nikogda/

2 Диесперова Н.А., Заволокина Л.И.Институциональные условия развития наноиндустрии: опыт РФ и США // Вестник Чел-ГУ. 2018. - № 8 (418). - С. 26.

лабление визового режима, затрудняющего участие в международных обменах; б) разработка углубленной образовательной программы в области нанонауки и нанотехнологий для колледжей, университетов и общественности; в) развитие образовательных программ, нацеленных на переподготовку и повышение квалификации технических работников; г) введение преподавания основ нанонауки в процессе обучения людей всех возрастных категорий; д) подготовка ученых-преподавателей на базе центров обучения нанонауки и наноинженерии; е) реализация программы «Дистанционно доступные инструменты для нанотехнологий», где квалифицированная рабочая сила и студенты-исследователи работают вместе с экспертами для овладения навыками управления оборудованием, новыми методами и инструментами в секторе нанотехнологий; ж) реализация отдельных университетских программ, таких как «Получение исследовательского опыта для магистрантов»; з) обмен специалистами между университетами и промышленностью с целью прохождения практики в промышленных лабораториях и наоборот.

Организационно-управленческий механизм научно-технологического развития. Общее управление программой NNI осуществляется Национальным советом по науке и технологиям (NSTC) (рис. 1). Центральным координирующим органом инициативы является Подкомитет NSTC по науке, инженерии и нанотехнологиям (NSET), нацеленный на поддержание позиции США как мирового лидера в области нанотехнологий. Среди координирующих функций данного подкомитета выделяют: а) совершенствование трехлетних стратегических планов NNI; б) разработка годового отчета и бюджетной заявки в форме дополнения NNI к бюджетному посланию Президента; в) формирование и организация деятельности рабочих групп, обеспечивающих подготовку правительственных решений по нано-технологическим вопросам. В настоящее время существует четыре рабочие группы, членство в которых открыто для всех агентств-участников NNI:

1) рабочая группа по применению нанотехнологий в охране окружающей среды и здравоохранении (NEHI). Она координирует усилия NNI по обеспечению каналов для обмена информацией и выработке стратегии исследований нанотехнологических рисков и мер по защите от таких рисков;

2) рабочая группа по глобальным нанотехнологическим проблемам (GIN). Координирует международные действия в сфере нанотехнологии, ведет мониторинг иностранных нанотехнологических программ, стремится к расширению международного сотрудничества в нанотехнологических исследованиях;

3) рабочая группа по нанопроизводству и инновациям (NILI). Разрабатывает меры, призванные облегчить нано-технологические нововведения, ускорить промышленное внедрение нанотехнологий, расширить обмен между федеральными агентствами, академическими кругами, штатами и местными организациями;

4) нанотехнологическая рабочая группа по связям с общественностью (NPEC). Координирует и поддерживает агентства-участники NNI в их усилиях по повышению информированности общественности, политиков и других заинтересованных групп о нанотехнологиях и их значении.

Национальное координационное бюро по нанотехнологиям (NNCO), созданное в соответствии с законом о нанотехнологических исследованиях и разработках в XXI веке, оказывает техническую и административную поддержку подкомитету NSET. NNCO координирует публикацию и подготовку документов о планах и финансировании NNI, организует заседания подкомитета NSET и его рабочих групп. По запросам Конгресса NNCO координирует подготовку информации о NNI. В рамках закона на NNCO также возложено обязательство контроля исследований этических и социальных последствий нанотехнологий.

Директор NNCO инициирует работу над трехлетним аналитическим обзором NNI, выполняемым Национальным исследовательским советом при Национальных академиях (NA). Согласно закону о нанотехнологических исследованиях и разработках в XXI веке данный обзор должен включать: а) оценку технических достижений Программы, включая определение того, достигла ли Программа целей по установленным показателям; б) обзор управления и координации Программы через агентства; в) обзор уровня финансирования каждым агентством Программы и способность каждого агентства достичь заявленных целей Программы с данным объемом средств; г) оценка возможности трансфера технологий в частный сектор; д) оценка успешности Программы с точки зрения развития междисциплинарных исследований и разработок; е) рекомендации для новых или пересмотренных целей Программы; ж) рекомендации по новым областям исследований, партнерств, механизмов координации и управления или программ, которые будут созданы для достижения заявленных целей программы; з) рекомендации по изменению политики, программы и бюджета в отношении нанотехнологических исследований и разработок; и) анализ положения США на глобальном рынке нанотехнологических исследований и разработок, а также выявление критических областей исследований, обеспечивающих мировое лидерство страны; к) анализ текущего воздействия нанотехнологий на экономику США и рекомендации для увеличения их влияния в будущем.

Законом о нанотехнологических исследованиях и разработках в XXI веке установлена периодическая экспертиза NNI внешними консультативными органами. Одним из независимых экспертных органов является Национальный нанотехнологический координационный совет (NNAP), назначаемый президентом и формируемый из квалифицированных членов академических институтов и промышленности. NNAP должен давать оценку федеральной программе нанотехнологических исследований каждые два года и представлять соответствующие результаты президенту. Данный отчет включает: а) оценку тенденций и разработок в области нанотехнологий в целом, а также по стратегическим направлениям NNI; б) комментарии по программной деятельности NNI; в) оценку эффективности программы в решении социальных, этических, кадровых, правовых и экологических вопросов; г) рекомендации по улучшению NNI.

Закон также обязывает Национальный исследовательский совет при Национальных академиях (NA) проводить экспертизу NNI один раз в три года. Цель экспертизы, проводимой NA - подготовка рекомендаций подкомитету NSET и NNCO, включающих: а) новые механизмы трансфера технологий в коммерческий сектор; б) показатели оценки прогресса целей NNI; в) оценка координации исследований NNI в гражданских и военных федеральных агентствах.

В реализации nn1 также участвуют представители администрации президента (еор) c целью согласования и координации мероприятий инициативы и правительственных приоритетов. Это: Департамент научной и технологической политики (о8тр) и Департамент управления и бюджета (омв). о8тр обеспечивает работу Национального совета по науке и технологиям и обеспечивает межведомственную координацию политики в сфере науки и техники. омв бюджета отвечает за координацию бюджетов агентств и финансирование исследований NN1.

ЕОР

OSTP I i ОМВ

NNAP*

NSTC

NATIONAL ACADEMIES

СоТ

NNCO

CoS

NSET

1 i i

1 gin 1 1 nehi 1 nili 1 |npec|

Type of Organization

EOP NSTC

NN! Assessing 1 NNI Coordinating |

Type of Relationship

— Formal Reporting

— Informal Reporting

— Administrative/contractual

Рисунок 1.

Организации, участвующие в координации и экспертизе NNI1

EOP - Администрация президента;

OSTP - Департамент научной и технологической политики;

OMB - Департамент управления и бюджета;

NNAP - Национальный нанотехнологический координационный совет;

NSTC - Национальный совет по науке и технологиям;

^T - Комитет по технологиям NSTC;

^S - Комитет по науке NSTC;

NАTIONAL ACADEMIES (NA) - Национальный исследовательский совет при Национальных академиях;

NNCO - Национальное нанотехнологическое координационное бюро;

NSET - Подкомитет NSTC по науке, инженерии и нанотехнологиям;

GIN - Рабочая группа по глобальным нанотехнологическим проблемам;

NEHI - Рабочая группа по применению нанотехнологии в охране окружающей среды и здравоохранении;

NILI - Рабочая группа по нанопроизводству и инновациям;

NPEC - Нанотехнологическая рабочая группа по связям с общественностью.

Подводя итог анализу законов-программ можно выделить ряд отличительных черт, обеспечивающих успешность данного инструмента в реализации приоритетов научно-технологического развития США:

1. Комплексность мероприятий, обеспечивающих реализацию полного инновационного цикла по приоритетам научно-технологического развития от фундаментальных исследований до использования результатов в практической деятельности с оценкой рисков и последствий влияния на общество, окружающую среду, здоровье населения.

2. Четко выстроенная система органов, обеспечивающих реализацию закона-программы. Придание программе статуса закона и отчетность перед конгрессом неизмеримо повышает ответственность участников программы за ее реализацию.

3. Наличие обязательной всесторонней независимой экспертизы результатов реализации программы повышает качество научно-технологической деятельности и эффективности использования выделенных финансовых ресурсов.

В последнее время в России широко используются различные инструменты стратегического планирования и управления научно-технологическим развитием. Утверждены и реализуются государственная программа «Научно-технологическое развитие РФ» и национальный проект «Наука», формируются консорциумы ведущих научных организаций и университетов для решения научных проблем мирового уровня по приоритетам НТР, объявлено формиро-

1 http://www.nano.gov/sites/default/fïles/pub_resource/2011_strategic_plan.pdf

439

вание программы стратегического академического лидерства. Вместе с тем, пока недостаточен опыт комплексных программ по конкретным базовым технологическим направлениям, формирующим новый технологический уклад.

Обзор системы реализации приоритетов научно-технологического развития США на базе «законов-программ» позволил сформулировать некоторые предложения по возможным направлениям использования данного опыта в российской практике:

1. В связи с отсутствием в РФ механизма корректировки содержательной части программ рекомендуется их регулярное переосмысление и оценка, неизменными должны оставаться лишь поставленные в них глобальные цели. Именно так и поступают в США, где научно-технические программы регулярно публикуются с целью участия всех заинтересованных сторон в их содержательной корректировке по ходу выполнения. Немаловажно, что в США контролирующие программу структуры заняты не документооборотом, а анализом альтернатив и выработкой коллективного решения по вопросу продолжения или прекращения работ.

2. Важным принципом организации российских программных документов, на наш взгляд, должна стать всесторонняя периодическая экспертиза результатов реализации программы. Речь идет об использовании независимых экспертных органов, дающих, с одной стороны, оценку результатов исследований, с другой - рекомендации по дальнейшему развитию программы.

3. В российских программных документах должны быть выделены предметные области, обеспечивающие организационную структуру для категоризации инвестиций по отдельным институтам, программным направлениям. Как показывает опыт США, критерием выбора направлений инвестирования могут быть области пересечения интересов ряда задействованных институтов. При этом ни у одного из институтов не должно быть полномочий самостоятельной экспертизы исследуемых возможностей.

4. В программах научно-технологического развития РФ отсутствует механизм межпрограммной координации, нет межпрограммного информационного обмена выполненных работ, что приводит к замедлению реализации целей НТР. Предлагается использовать положительный опыт США в части высокой степени детализации текущих и предполагаемых результатов программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. С целью ускоренной коммерциализации результатов исследований в РФ необходимо внедрение координационного механизма, обеспечивающего информационный обмен между наукой и промышленностью. Для этого целесообразно выявление потребностей промышленности на ранних стадиях и организация взаимодействия на всех стадиях инновационного процесса. Инструментом реализации может быть присутствие представителей промышленности в наблюдательных советах научных центров, а также осуществление партнерства государственного и частного секторов для объединения ресурсов.

Заключение

Анализ опыта программного планирования научно-технологического развития США позволил выделить ряд основных черт, обеспечивающих успешность данного инструмента в реализации приоритетов научно-технологического развития США, и сформулировать некоторые предложения по возможным направлениям использования наилучшего опыта в российской практике. Главное для России в американском опыте - межведомственные подходы к разработке и реализации комплексных программ полного инновационного цикла по перспективным научно-технологическим направлениям, оказывающих системное влияние на развитие целых отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.