Конкуренция между ломбардами стимулирует понижение процентных ставок займа, совершенствование формы обслуживания клиентов, более совершенную организацию работы самого ломбарда. Ломбарды привлекают клиентов простотой и скоростью получения денег.
Иркутский рынок ломбардов можно считать вполне сформировавшимся, но недостаточно отрегулированным в размерах процентных ставок и способах расчета процентов.
В перспективе прогноз развития иркутского рынка ломбардов зависит от многих факторов:
• Развития экономики, банковской сферы.
• Принятия поправок к закону «О ломбардах».
• Уровня конкуренции, в частности, процентных ставок займов.
• Благосостояния населения.
Информация об авторах
Семейкина Нина Михайловна, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Иркутский государственный технический университет, тел.: (3952) 40-5611
Монхоева Лина Александровна, студентка гр. ЭУС-08-1, Иркутский государственный технический университет, e-mail: [email protected]
Богданова Татьяна Николаевна, студентка гр. ЭУС-08-1, Иркутский государственный технический университет, e-mail: [email protected]
Information about the authors
Semeikina N.M., associate professor for Real Estate Assessment and Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-56-11
Monkhoeva L.A., undergraduate, EUS-08-1 group, Irkutsk State Technical University, e-mail: [email protected]
Bogdanova T.N., undergraduate, EUS-08-1 group, Irkutsk State Technical University, email: [email protected]
УДК 338:620.3(0)
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНОЙ НАНОИНДУСТРИИ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Я.К. Стрижак
Рассмотрена структура, программы и источники финансирования исследований нанотехнологической отрасли иностранных государств. Вопрос определения места России в мировом сообществе по развитию нанотехнологий. Зарубежные достижения в области строительного материаловедения.
Ключевые слова: наноиндустрия, экономика, строительные материалы, высокотехнологичное производство
ECONOMIC ANALYSIS OF FOREIGN NANOTECHNOLOGY INDUSTRIES
EXPERIENCE
Ia.K. Strizhak
The author studies the structure, programs and financing sources of foreign countries nanotechnology industries researches; the problem of Russian place in world community nanotechnology development; foreign achievements in the field of building materials sciences.
Key words: nanotechnology industries, economics, building materials, high-quality production.
Всё чаще специалисты в области наноиндустрии сходятся во мнении о скорейшей коммерциализации инновационных проектов. Причем основой повышения активности потенциальных инвесторов является объективная оценка целесообразности внедрения той или иной технологии, а также оценка технико-экономической эффективности нанопро-дукции. И решение этой задачи становится едва ли не залогом успешного развития экономики страны. Чтобы лишний раз убедиться в том, что будущее за высокотехнологичным производством, которое позволит стране занять ведущее место на мировых рынках, можно рассмотреть зарубежный опыт и оценить достижения России в этом вопросе по отношению к другим странам. По мнению аналитиков компании Lux Research, Россия находится на 12 месте из 19 рассмотренных ими стран, которые пошли по пути развития нано-технологий (НТ). За последние четыре года Россия проявила наивысшую активность в сфере разработок нанотехнологий. Компания оценивала следующие факторы: участие правительства страны в области нанотехнологий, количество и уровень нанотехнологиче-ских центров, уровень госфинансирования, объёмы венчурных капиталов, объём научных публикаций, финансирование частных корпораций, количество выданных патентов, количество и уровень компаний, занимающихся данным видом инноваций. Как свидетельствует анализ, уровень возможной коммерциализации инновационных проектов в России практически не изменился [1]. По этим показателям лидирующими странами являются: США, Япония, Германия, Южная Корея, Тайвань, Израиль, Франция, Канада. Для того, чтобы Россия могла достичь к 2015 году прогнозируемую в «Программе развития наноиндустрии в РФ до 2015 года» величину в 2,6 трлн. долларов в год, необходимо преодолеть еще множество барьеров на пути коммерциализации НТ: недостаточность инвестиций, неготовность потребителей к участию в развитии наноиндустрии, отсутствие нормативно-правовой базы, слабая подготовка кадров в этой отрасли, отсутствие инфраструктуры (административно-управленческий аппарат, взаимодействие научных центров и лабораторий между собой), стандартов нанотехнологий, низкий уровень производственной базы.
Всего в мире в 2010 году различного рода инвесторы (правительства, корпорации и венчурные капиталисты) профинансировали нанотехнологическую отрасль в размере 17,8 млрд. долларов, тем самым увеличив свои расходы на один процент по отношению к 2009 году. Корпорации повысили расходы на 7 % по сравнению с 2009 годом; правительства различных государств и венчурные капиталисты сократили свои инвестиции на 2,6 % и 21,4 % соответственно. Несмотря на падение объёма инвестиций на 17,3 % по отношению к 2009 году, США по прежнему лидирует по этому показателю (2,1 млрд. долларов в 2010 году). Россия же, наоборот, расширила долю государственного финансирования на 38,6 % до 1,05 млрд. долларов в 2010 году. Американские компании охватили львиную долю венчурного капитала (ВК) инвестиций в 2010 году, захватив 89 % от общего объема $ 646 миллионов.
Ощутимым шагом в развитии российской нанотехнологической отрасли стало создание Национальной нанотехнологической сети и госкорпорации ОАО Роснано. В результате образования Роснано уровень госфинансирования нанотехнологий в России существенно повысился, начался рост исследовательских центров, увеличение количества изо-
бретений, инноваций и научных публикаций, однако, необходимо несколько лет, чтобы результаты данной инициативы стали очевидны, и началось оживление частного сектора. А пока, по данным Росстата, доля нанотоваров в России в общем объёме отгруженной продукции по экономике в целом составила всего лишь 0,3 % (83 млрд. руб.). В эти проценты входят 4 типа товаров, относящихся к нанопродукции: сами нанопродукты - 0,2 %, продукты с нанокомпонентами - 4,3 %, специальное оборудование для нанотехнологий -0,1 %, а также продукты производства, процесс изготовления которых связан с нанотех-нологиями - 95,4 % (из них 97 % в производстве кокса и нефтепродуктов) [2]. Следует отметить, что развитие нанотехнологий в строительном материаловедении находится на относительно низком уровне. В июле этого года Президент РФ сделал очередной шаг по повышению активности бизнес-структур в инновационной деятельности - было предложено предусмотреть возможность распространения повышающего коэффициента 1,5 к затратам на НИОКР для учета в расходах компаний, возникших с 2009 года. Попробуем рассмотреть организацию наноиндустрии в странах - лидерах по коммерциализации новейших научных разработок - США, Японии и Германии.
Рассмотрим, прежде всего, опыт лидера, США, в данной области. Основная роль правительства США в развитии нанотехнологий сводится к поддержке НИОКР, особенно в области фундаментальных долгосрочных исследований. Особое внимание уделяется организации национальной системы специального образования, формированию наноиндуст-риальной инфраструктуры и лабораторно-инструментальной базы обеспечения нанотех-нологических исследований. Основной программой координации федеральных исследований в сфере нанотехнологий является Национальная Нанотехнологическая Инициатива (NNI), принятая в 2000 году. Для координации сложной и взаимозависимой деятельности Президент США организовал при Национальном совете по науке и технике специальный орган - Подкомитет по науке, инженерии и технологии в области наноисследований, объединяющий усилия всех, связанных с новой наукой, 22 правительственных агентств. В 2003 году конгресс США принял акт о развитии нанотехнологий в XXI веке, превратившийся в официальный закон Public Law 108-153 после подписания Президентом Джорджем Бушем. В нем обозначены основные задачи ННИ: а) установление целей, приоритетов и параметров, позволяющих точно оценивать состояние нанотехнологических исследований в государственном масштабе; б) финансировать из федерального бюджета исследования нанотехнологий и смежных наук; в) обеспечивать межведомственную координацию действий для повышения эффективности исследований и выполнения программы. По объёмам финансирования государственные инвестиции США в области развития нано-технологий можно расположить в следующем порядке по мере уменьшения: наибольшие финансовые ресурсы правительство США вкладывает в фундаментальные исследования; исследования наноприборов и систем, исследования наноматериалов, приобретение инструментария; метрология и стандарты нанотехнологий; энвионика; нанопроизводство; образовательное и социальное направление (рис. 1).
Несмотря на большое количество участников NNI, основные средства выделяются лишь 5 министерствам: Министерству обороны (научные и инженерные исследования в области обороны); Национальному научному фонду (фундаментальные междисциплинарные исследования); Министерству энергетики (исследования в сфере улучшения энергетических технологий); Национальному институту здравоохранения (нанотехнологические исследования в области биомедицины); Национальному институту стандартов и технологий (фундаментальные исследования в сфере развития инструментария, аналитической методологии и метрологии нанотехнологий) [3]. Для специализированных правительственных ведомств (Минобороны, НАСА или Национального института здравоохранения) разделение исследований на фундаментальные и прикладные не принципиально, так как они чаще всего бывают заинтересованы в конкретных материалах или изделиях. Например, НАСА щедро финансирует работы по созданию сверхлёгких и сверхпрочных нано-материалов для космической отрасли.
фундаментальные исследования
наноматериалы
наноустройства и системы
метрология
нанопро изво дство
приобретение инструментария
энвионика
образовательное направление
Рис. 1. Объём инвестиций США в нанотехнологии по направлениям, млн. долларов
Второе место по развитию нанотехнологий, согласно оценкам экспертов, принадлежит, бесспорно, Японии. Примечательно, что в Японии хуже, чем в США обстоят дела с научными разработками, однако лучше с их внедрением. Объём производства в сфере высоких технологий составляет 20 % от общего объёма ВВП. В Японии действует ряд специализированных исследовательских центров, из частного сектора поступают большие средства. Так, например, корпорация Mitsubishi, имея собственные мощности по производству фуллеренов, путем венчурного финансирования молодых компаний, применяющих этот материал, пыталась найти ключевую технологию для последующего ее энергичного продвижения. Часто корпорация заключает со «старт-апом» опционный контракт, получая в обмен на инвестиции в НИР право коммерциализовать разработку в случае успеха. Для "старт-апа" такие инвестиции могут иметь дополнительные выгоды за счет предоставления нефинансовых ресурсов (специального оборудования, технической экспертизы), а также привлечения традиционных венчурных капиталистов, которым было бы трудно самим оценить технологию старт-апа. Однако могут возникать и некоторые ограничения, например, запрет на сотрудничество с конкурентами корпорации, обязательство продавать только ей будущую продукцию и т. д.
Правительство Японии осуществляет тесное сотрудничество и с другими крупными компаниями - Panasonic, Renesas Technology Corporation, Rohm, Sanyo, Sharp, Toshiba, Sony Corporation, Nikon и др. Кроме того, для расширения сфер применения нанотехноло-гических изобретений и стимулирования предпринимательской активности Япония применят схему, показанную на рис. 2.
Основные финансовые потоки проходят через Национальный институт материаловедения, Агентство науки и технологий, Научные центры Riken и NRIM, а также исследовательские центры крупнейших корпораций.
Замыкает тройку лидеров Германия. Развитию нанотехнологий в Германии стало уделяться повышенное внимание с начала 1990-х годов. По объёму государственного финансирования НИОКР в этой сфере ФРГ занимает 1-е место среди европейских стран. Основные инвестиции направляются на фундаментальные исследования в университетах и научных институтах, а также на развитие необходимой инфраструктуры.
Частные инвестиции
Инициатива создания нанопредприятий
Рис. 2. Схема развития нанотехнологий в Японии
Наноматериалы
Технологии производства
Оптические технологии
Микросистемные технологии
Коммуникационные технологии
Наноэлектроника Нанобиотехноло-
Анализ инноваций технологий
Рис. 3. Структура государственного устройства наноиндустрии ФРГ
Приоритетной целью Германии является создание сети нанотехнологических институтов. Цель сетевой деятельности этих центров состоит в том, чтобы оптимизировать условия для развития нанотехнологий, которые заключаются не только в спонсировании и поддержании научных исследований, но и в преобразовании данного знания в индустриальное развитие. Другими направлениями являются: создание обучающих курсов, сотрудничество по проблемам стандартизации, консультационная поддержка потенциальных предпринимателей, связи с общественностью.
В строительной отрасли большое внимание уделяется созданию новых керамических материалов - керамики, изготовленной с применением нанотехнологий. Это обусловлено уникальными свойствами и эксплуатационными характеристиками нанокерами-ки и нанокомпозитов, которые необходимы как для совершенствования существующих, так и для создания принципиально новых конструкций [4]. В настоящее время в отличие от других направлений развития нанотехнологий разработка и производство нанопорош-ков, нанокерамики и нанокомпозитов в индустриальных странах уже носит промышленный характер. Например, концерн Deutsche Steinzeug разработал технологию производства керамической плитки для облицовки фасадов «KerAion Hydrotect», серийное производ-
ство которой началось еще в 2001 году. Технология предусматривает внесение в плитку с использованием нанотехнологий фотокатализатора на основе двуокиси титана с целью устранения органических загрязнителей в процессе эксплуатации. Основными направлениями разработок новых керамических материалов в Германии (а также и в США, и в Японии) являются: химический синтез высокочистого сырья, в том числе ультра- и нано-дисперсных порошков оксидов, карбидов, нитридов и армирующих элементов, эффективные технологии формования, спекания, соединения и механической обработки изделий. С целью координации деятельности научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий в области разработки и производства нанокерамических изделий в Германии создана информационная сеть №поМа^
NanoMat
Исследовательские центры
г. Карлсруэ
г. Юлих
г. Геештадт
Университеты
Институты
г. Дармштадт Инст.исслед.металлов
г. Гамбург г. Бремен им. Планка 3 НИИ Общества им. Фраунхофера
г. Дуйсбург Институт исслед-я
г. Эссен твёрдых тел и материалов
г. Констанц
г. Карлсруэ
г. Ульм
г. Саар
Химические предприятия
Degussa AG
Merck KGaA
Robert Bosch GmbH
SusTech GmbH &Co
Рис. 4 . Структура информационной сети NanoMat
Такая система создана для скорейшей реализации на практике научных разработок и призвана исключить дублирование при проведении исследовательских работ по проектам синтеза и изучения металлических и керамических наноматериалов.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить следующее. Каждая из трёх упомянутых стран занимает лидирующее положение в развитии нанотехнологий благодаря таким факторам, как большое количество фундаментальных исследований, целевое финансирование исследований и разработок по заказу определённых организаций, министерств и агентств (США), высокий уровень внедрения нанотехнологий в производство (Япония), уникальная инфраструктура для исследований в этой сфере и внедрения их результатов (США, Германия). Общим для всех трёх стран является тот фактор, что на проведение исследований выделяются значительные средства, причём, государственные инвестиции играют ключевую роль.
Таким образом, можно сделать вывод, что для увеличения темпов развития российской наноиндустрии необходимо гораздо большее вливание государственных инвестиций. Не стоит забывать и о привлечении частного капитала для финансирования разработок и внедрения нанотехнологий. Также следует уделить особое внимание созданию мощной инфраструктуры в данной области. Наиважнейшую роль в работе нано-центров следует отвести фундаментальным исследованиям. В сложившейся ситуации уместно сказать о принятии правительством комплекса мер по коммерциализации инновационных проектов, повышении мотивации к применению современных конструкционных материалов со стороны государственных заказчиков. Существует необходимость создания четких нормативно-технических регламентов в отношении конструк-
ций и материалов, созданных с использованием нанотехнологий, а также исследований экологической безопасности в наноиндустрии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Интернет. https://portal.luxresearchinc.com/reporting/research/report_excerpt/7808
2. Интернет. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/club2012.htm
3. Lynne E. Foster, «Nanotechnology. Science, Innovation and Opportunity», 1 edition, published by Pearson Education, Inc, publishing as Prentice Hall, 2006. С. 97-99.
4. «Тенденции зарубежных рынков» // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2010. № 3. С. 39-40.
Информация об авторе
Стрижак Яснислав Константинович, аспирант кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Иркутский государственный технический университет, тел.: 89500883126, е-mail: [email protected]
Information about the author
Strizhak Ia.K., post-graduate, Real Estate Expertize and Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89500883126, е-mail: [email protected]
УДК 332.821 (571.53)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ
Печатается при поддержке проекта «Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основы повышения качества жизни населения», выполняемого в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (шифр 2011-1.2.2-301-012).
Г.В. Хомкалов, С.А. Астафьев
В статье рассматриваются проблемы оценки надежности субъектов саморегулирования в инвестиционно-строительной сфере с целью повышения качества услуг и удовлетворенности населения в данной сфере.
Ключевые слова: инвестиционно-строительная сфера, саморегулирование, управление недвижимостью, качество, надежность, рейтинг, строительные организации, управляющие компании.
METODOLOGICAL PRINCIPLES OF ESTIMATION OF EFFICIENCY OF MANAGEMENT COMPANIES IN HOUSING SECTOR
The publication is supported by the project of "Modernization of the social sphere in Siberian municipal formations as the basis of a higher life quality of the population". The project is executed within the program of "Research and Scientific and Pedagogical Manpower of Innovation Russia", FTP, for the period of2009-2013 (the code of2011-1.2.2-301-012).
G.V. Khomkalov, S.A. Astafyev