Научная статья на тему 'Механизмы государственной поддержки нанотехнологий'

Механизмы государственной поддержки нанотехнологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матченко Е.А.

Нанотехнологии во всем мире признаются неотъемлемой частью эффективно функционирующей экономики. Для того чтобы страна процветала, необходимо развивать данное инновационное направление, особенно в таких ключевых сегментах, как здравоохранение, энергетика, электроника. Важно наладить механизм всей системы, состоящей из множества институтов, так или иначе задействованных в процессе развития наноиндустрии. Во главе, конечно, стоит государственный аппарат со своей законодательной инициативой и капиталом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственной поддержки нанотехнологий»

УДК 338.23

механизмы государственной поддержки нанотехнологий

е. а. матченко,

аспирантка кафедры экономической политики E-mail: elens2001@mail. ru Государственный университет управления

Нанотехнологии во всем мире признаются неотъемлемой частью эффективно функционирующей экономики. Для того чтобы страна процветала, необходимо развивать данное инновационное направление, особенно в таких ключевых сегментах, как здравоохранение, энергетика, электроника. Важно наладить механизм всей системы, состоящей из множества институтов, так или иначе задействованных в процессе развития наноиндустрии. Во главе, конечно, стоит государственный аппарат со своей законодательной инициативой и капиталом.

Ключевые слова: инновации, нанотехнологии, государственные инвестиции, программа развития, венчурный фонд, проект.

В современной практике часто бытует мнение, что университеты и промышленные предприятия являются единственными игроками нанотехнологичес-кой отрасли. Важную, если не основополагающую, роль в инновационных процессах играют государственные инвестиции и конечные потребители.

Инновационность нанотехнологий неизбежно накладывает отпечаток на отрасль. В качестве одной из наиболее важных и существенных особенностей нанотехнологий можно выделить необходимость привлечения достаточного финансирования отрасли со стороны частного сектора экономики. Стратегическое значение нанотехнологий не вызывает сомнений ни у кого, однако одними государственными инвестициями построить эффективную, коммерчески окупаемую и прибыльную структуру практически не представляется возможным для большинства стран. Однако и частный бизнес не будет заинтересован в инвестициях в рискованный сектор с перспективой получения прибыли, отложенной на длительный срок без гарантий государства, без его деятельного участия в данной отрасли.

Необходимость ведения разработок в области нанотехнологий обусловливается на государственном уровне еще и вопросами национальной безопасности, как экономической, так и военной, причиной этому служит большая доля вероятности кардинальных сдвигов и глобального влияния нано-технологий на развитие вооружений, с чем связаны опасения современных политиков. Обеспечение экономической безопасности в масштабах государства также представляет собой важный аспект нанотехнологий, увеличения военной безопасности и обороноспособности. Следует помнить, что несбалансированное развитие в области нанотехнологий, как впрочем и в любой другой отрасли, между различными странами могут привести к нарушению гармонии в сфере международной безопасности и, как следствие, злоупотреблению технологиями. В перспективе возможны изобретение или улучшение существующего вида оружия массового поражения или увеличение его поражающих факторов.

Развитие техники и владение технологией должны вестись равномерно в разных странах. Необходимо не допустить перевешивания сил в чью-либо сторону. Это должно исключить возможность применения такого оружия одними странами против других, не обладающих данной технологией, т. е. необходимо создание так называемого «сдерживающего фактора». В своей речи, обращенной к федеральному агентству, Ньют Гин-грич отметил: «Один нановирус может уничтожить гораздо больше людей, чем термоядерная бомба. Такое положение вещей пугает гражданское население. А возможность обладания современными технологиями террористами приводит в ужас».

Потенциальность такой опасности требует решительных мер от государства в развитии и

- 49

совершенствовании нанотехнологий. Государство вынуждено быть заинтересовано в разработке, создании и внедрении механизмов поддержки отрасли нанотехнологий.

В процессе внедрения инноваций в различные сферы человеческой жизни границы между государственным и частным секторами, научными институтами и промышленностью становятся все более призрачными. Только взаимодействие институтов может обеспечить успех деятельности в такой перспективной отрасли, как наноиндустрия. Формирование таких отношений все чаще становится предметом споров в научных кругах, у политической элиты и в производственной сфере. Но все же подобная модель сотрудничества представляется наиболее перспективной и эффективной моделью инновационного развития в постоянно меняющейся внешней среде.

Данная концепция является далеко не единственной, можно выделить также так называемую «Национальную систему инновационной деятельности», разработанную в 2000 г. канадским ученым Jorge E. Niosi [4]. Само определение понятия «национальная система инноваций» высказал B. Lundval еще в 1996 г. Согласно его определению, национальная система инноваций — «элементы и отношения, которые взаимодействуют в области производства, объединения и использования новых и экономически полезных знаний и расположенные в пределах границ национального государства» [3]. Такая система создает научную литературу, передает информацию, знания, навыки и артефакты, связанные с технологиями и инновациями. Несмотря на то, что ученые и политики применяют различные определения и по-разному оценивают перспективы в отношении инновационной политики, в целом основной предпосылкой является понимание необходимости создания связей между субъектами, участвующими в инновациях и их ведущее значение в повышении эффективности инноваций, что и было подчеркнуто в 1996 г. в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Таким образом, национальные инновационные системы будут априори различны в зависимости от страны, реализующей данную систему. Опираясь на исторические, экономические и социальные особенности конкретной страны, инновационные системы конкретного государства в состоянии стать еще одной его характеристикой. Однако между всеми национальными системами имеется много общего, так, например, в этой области главенствующую роль играют научно-исследовательские и учебные заведения.

50 -

Рассмотрим механизмы государственной поддержки и стимулирования нанотехнологий в перспективных инновационных областях.

Понимание роли и отношения между научными кругами, правительством и промышленностью в различных странах становится основой для оценки и прогнозирования технико-индуцированных социальных изменений.

Несмотря на различия, большинство инновационных систем стоит на трех позициях: государственное финансирование проектов, привлечение частного капитала и создание максимально эффективной инфраструктуры.

Государства всего мира в течение последнего десятилетия инвестировали в поддержку инновационной деятельности многие миллиарды долларов [7]. Прежде чем рассмотреть национальные инновационные системы отдельных государств в области нанотехнологий и механизмы государственной поддержки, необходимо акцентировать внимание на развитии государственного финансирования, которое еще не достигло своего максимума. Государства продолжают наращивать объемы финансирования отрасли, причем в тех странах, в которых нанотехнологии только начинают этап становления, необходимо больше внимания уделять созданию инфраструктуры и мягкого налогового, политического климата для привлечения квалифицированных кадров и финансовых ресурсов в данную область.

Хотя объемы финансирования постоянно растут, следует учитывать, что неопределенность последствий текущего экономического спада не может гарантировать устойчивого положения в области формирования государственных бюджетов. Несмотря на то, что растущее финансирование оказывает влияние на отрасль нанотехнологий, существенной отдачи и сверхприбылей, равно как и окупаемости проектов, не удалось в настоящий момент достичь. Таким образом, увеличение государственных расходов в сочетании со снижением налоговых поступлений может оказать давление на государственное финансирование в среднесрочной перспективе. Любая крупная программа финансирования, не дающая явных, ощутимых результатов, может оказаться под давлением общественности, и государству придется оправдывать необходимость существования подобной программы и ее значение в укреплении позиций государства.

Также, рассматривая мировую структуру национальных программ в области нанотехнологий, можно заметить, что некоторые программы уже подходят к своему завершению. Так, европейская

программа NanoNed закончила свое действие в 2009 г., а 2010 г. становится последним для финской программы развития наноиндустрии — FinNano. Вопрос о продолжении и о целесообразности развития данных программ является открытым, несмотря на относительный успех их реализации. Разработка стратегии инвестиций в промышленность, в создание инфраструктуры и коммерциализацию нанопроектов является наиболее острой проблемой в реалиях сегодняшнего дня.

Практически каждое государство озабочено проблемой превращения идеи, изложенной на бумаге в реально работающий проект, приносящий прибыль, развивающий отрасль в целом. Например, на данный момент применение нанотехнологий в медицине гораздо больше заинтересовало частных инвесторов, нежели иные отрасли наноиндустрии. Связано это главным образом с огромным потенциалом рынка реализации продукции и более или менее внятными условиями игры на данном рынке и возможностями развития на их базе собственных, внутрифирменных площадей. Не секрет, что большинство фармацевтических гигантов ведет самостоятельные изыскания в области нанотех-нологий, не прося помощи и вмешательства со стороны государства.

Однако проблема коммерциализации инновационных проектов в целом все же остается достаточно острой. Так, Япония, страна со вторым по величине в мире абсолютным объемом промышленных инвестиций, высказывается о недостаточной эффективности и посредственных успехах в области коммерциализации наноразра-боток. Частично это можно объяснить начальным этапом становления данной отрасли.

К процессу коммерциализации наноразрабо-ток страны подходят по-разному. Так, например, Россией выбран путь прямых инвестиций в перспективные компании с длительным сроком оборачиваемости инвестиций. Франция инвестировала очень крупную сумму в развитие одной отрасли в рамках программы развития нанопродукции Nano2012.

Рассмотрим национальные программы развития и поддержки нанотехнологий.

Германия. Объем государственных инвестиций в область нанотехнологий один из самых высоких среди европейских стран и занимает второе место среди членов Европейской Комиссии. Федеральное министерство образования и науки Германии (BMBF) утверждает, что более половины всех европейских компаний, работающих в области нанотех-нологий, находится в Германии. Государственные

инвестиции в Германии достигли 330 млн евро в 2006 г. с последующим регулярным ежегодным ростом на 5—10 %. Развитие нанотехнологий осуществляется в соответствии с планом «Наноиници-атива-2010», который, как и Национальная инициатива США, создает основу для деятельности семи немецких федеральных министерств. Основной целью этого плана действий является улучшение взаимодействия между исследованиями и реализацией, а также открытие новых рынков. Данная задача решается с помощью различных мер, в том числе на уровне проведения отраслевых диалогов, которые освещают исследования потребностей конкретных секторов, описывающих применение определенных сценариев и строительство сбытовых цепочек. Среди других приоритетов плана действий — организация информирования общественности, обеспечение ответственного развития и определение будущих требований для проведения исследований, т. е. можно говорить о популяции наноразработок в широких слоях населения, в чем также проявляется существенная поддержка сектора нанотехнологий. Федеральное министерство труда и социального развития (BMAS) проявляет интерес к области нанотехнологий как к технологии, которая окажет наибольшее влияние на будущее экономическое развитие в Германии и, в частности, в области безопасности труда. Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов по аналогии также имеет двойной интерес: потенциал нанотехнологий для улучшения эффективности использования ресурсов и улучшения окружающей среды, а также в изучении воздействия наночастиц на людей и окружающую среду. Основные организации:

> Федеральное министерство образования и научных исследований (BMBF);

> Федеральное министерство труда и социального развития (BMAS);

> Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов (BMU);

> Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей (BMELV);

> Федеральное министерство обороны (BMVg);

> Федеральное министерство здравоохранения (BMG);

> Федеральное министерство экономики и технологии (BMWi).

Основные документы: план «Наноинициати-ва-2010».

- 51

Франция. Финансирование нанотехнологи-ческих исследований и разработок во Франции осуществляется из нескольких источников. Национальный научно-исследовательский институт управления (НРУ) поддерживает ряд программ в области нанотехнологий, в том числе в области изучения материалов и процессов, а также здоровья, окружающей среды и влияния на них наночастиц.

Франция имеет три области перспективных научных исследований (RTRA), которые включают нанотехнологии в их исследования. К ним относятся так называемый треугольник физики в области Парижа, Международный центр по пограничным исследованиям в химии в Страсбурге и Фонд на-нонауки в Гренобле. Последний включает в себя 32 лаборатории в области Гренобля с общим числом исследователей более 1 000 чел.

Программа Франции Nano2012 предназначена для разработки технологии и производства следующего поколение интегральных схем. Программа разрабатывается STMicroelectronics, IBM, CEA (Commissariat a lenergie atomique) и местной администрацией, на реализацию программы было выделено 450 млн евро от французского правительства. Общая стоимость программы составляет 2 млрд евро.

Основные организации:

> Национальное научно-исследовательское

агентство;

> Фонд нанонауки;

> Треугольник физики;

> Международный центр по пограничным исследованиям в области химии — Страсбург.

Финляндия. В Финляндии действовала программа по развитию нанотехнологий Finnano (рассчитывалась на период с 2005 по 2010 г.), организованная Национальным агентством по финансированию технологий и инноваций. Бюджет программы в общей сложности составил 70 млн евро, из них 45 млн евро было профинансировано финским агентством по технологиям и инновациям Tekes. Национальное агентство по финансированию исследований и инноваций финансирует совместные инновационные и рисковые проекты, как правило, с мощной промышленной составляющей. В целевые секторы включены: здравоохранение, энергетика и окружающая среда, металлургия, лесная промышленность и их составляющая. Двухгодичный обзор нанотехнологий в промышленности Финляндии для Tekes осуществлялся агентством Spinverse. Это исследование показало, что в Финляндии к концу 2008 г. насчитывалось 202 активные финские компании, работающие в

52 -

области нанотехнологий, в 2004 г. — 61 компания. Из них 65 компаний в 2008 г. работали в области коммерциализации продуктов и процессов (для сравнения: в 2004 г. — 27 компаний). Нанотехноло-гическая компания в этом смысле определяется как компания, которая имеет коммерческие продукты, исследования и разработки или стратегии того, как нанотехнологии влияют на их бизнес. Доходы от нанотехнологий и связанных продуктов в 2008 г. были оценены в 300 млн евро, численность работающих в данной отрасли составила около 3—4 тыс. чел. Частное финансирование (56 600 тыс. евро) превысило государственное финансирование (38 млн евро) и венчурный капитал (9 500 тыс. евро), что может говорить о достаточной эффективности данной программы.

Швеция. Несмотря на отсутствие официальной программы развития и стимулирования нано-технологий, Швеция направила государственное финансирование в данный сектор. Интерес к нанотехнологиям в Швеции начался в 1980-х гг. и был связан с программой Micronics с последующим обнародованием материалов научно-исследовательских изысканий в 1990-х гг.

В течение десятилетия (1980—1990 гг.) Швеция направляла финансирование из нескольких источников, в том числе от пяти национальных учреждений:

> Шведский совет по исследованиям;

> Шведское правительственное агентство инновационных систем — Vinnova;

> Шведский исследовательский совет по вопросам окружающей среды, сельскохозяйственным наукам и пространственному планированию;

> Шведское энергетическое агентство;

> Шведское агентство оборонных исследований (FOI),

а также из трех фондов:

> Фонд стратегических исследований (SSF);

> Фонд знаний (KK-Stiftelsen);

> Фонд стратегических экологических исследований (МИСТРА).

Вместе с Европейской Комиссией и Северным инновационным центром эти организации в 2007 г. вложили около 50 млн евро, что дало возможность построить структуру, в которой насчитывается около 100 промышленных субъектов и 15 университетов, занимающихся деятельностью в области нанотехнологий.

В стране ведутся дебаты об отсутствии стратегической программы в области нанотехнологий, и что данный факт оказывает негативное влияние на развитие данной отрасли. Однако следует отметить,

что, несмотря на отсутствие специализированной программы, деятельность в области нанотехноло-гий, в том числе научные исследования ведутся по-прежнему весьма активно.

Норвегия. В отличие от Швеции Норвегия разработала масштабную программу по нанотехнологи-ям и новым материалам под названием NANOMAT. Это одна из семи программ (другие относятся к области исследования климатических изменений, управления нефтяными ресурсами, аквакультуре и т. д.), которые имеют длительный срок реализации по финансированию и направлены на развитие научных исследований и технологий с участием научно-исследовательских центров и компаний.

Программа NANOMAT рассчитана на период с 2002 по 2016 г. и направлена на развитие исследований в конкретных областях для обеспечения основы для инноваций и роста, а также содействия коммерциализации исследований.

Бюджет программы в 2008 г. составил 8,4 млн евро. Всего на финансирование проектов по программе NANOMAT было выделено 74,7 млн евро. Программа состоит из четырех тематических направлений:

• энергетика и окружающая среда;

• ИКТ и микросистемы;

• медицина и биотехнологии;

• океан и продовольствие.

В настоящее время разрабатываются функциональные полномочия в области наноматериалов, а также по вопросам безопасности здоровья и окружающей среды. Чуть менее 50 % от общего объема финансирования было выделено на первые две приоритетные задачи — энергетику и электронику с 42 проектами, финансируемыми в этой области.

В области здравоохранения работают всего 18 проектов с финансированием 17,8 млн евро. Таким образом, приоритет развития данной отрасли в Норвегии незначителен.

Австрия. Австрийская стратегия в области нанотехнологий была принята в марте 2004 г. на основании рекомендаций Австрийского совета по исследованиям и разработке технологий для адресной поддержки нанотехнологий. Стратегия имеет бюджет в размере 35 млн евро. Цель стратегии — финансирование исследований, инфраструктуры, образования и профессиональной подготовки кадров для нужд нанотехнологий. Она предназначена для поддержки научных исследований и промышленности, уделяет особое внимание фундаментальным и прикладным исследованиям для гармоничного развития конкурентоспособной отрасли.

Дополнительное финансирование отрасли нанотехнологий исходит от следующих агентств:

> Австрийское агентство содействия научным исследованиям (FFG), 8 млн евро;

> Австрийский научный фонд (Austrian Science Fund, АНФ), 6 млн евро;

> Агентство федеральных земель, 300 тыс. евро. Объем финансирования указан в среднем за год. Австрийская наностратегия также включает в

себя проект NanoTrust, который предназначен для обследования состояния знаний о потенциальных рисках нанотехнологий, действующий в качестве координационного центра для сбора информации и содействия их обсуждению.

Великобритания. История стратегии развития нанотехнологий в Великобритании является одной из самых старых в Европе, берет свое начало в 1988 г. и разработана по инициативе существовавшего в тот момент министерства торговли и промышленности (DTI), которым было направлено на развитие нанотехнологий около 11,5 млн фунтов стерлингов за время своего существования. По современным оценкам можно говорить об относительном успехе проекта. В 2003 г. бывший министр науки лорд Сейнсбери объявил, что на финансирование нанотехнологий и их коммерциализации в течение последующих шести лет, т. е. до 2010 г., будет направлено более 90 млн фунтов стерлингов. Выделенные 40 млн фунтов стерлингов легли в основу существующей программы развития и поддержки нанотехнологий. Цель этого проекта заключалась в создании распределенной сети объектов, которые были предназначены для формирования инфраструктуры. Остальные 50 млн фунтов стерлингов были выделены для проведения совместных научных исследований и развития проектов.

В 2007 г. для продолжения развития нанотехнологий, а также в целях облегчения взаимодействий между организациями в Великобритании был создан Совет технологической стратегии под эгидой Technology Strategy Board, который отвечал за все 24 сегмента. Созданный исполнительный вневедомственный государственный орган стал детищем Департамента инноваций, университетов и навыков. Technology Strategy Board в октябре 2009 г. опубликовал Стратегию нанотехнологий на 2009—2012 гг. Стратегия направляет финансирование нанотехнологий, в которых рассматриваются три конкретные проблемы — изменения окружающей среды, проблемы старения и роста населения и изучение уровня жизни населения.

Основные организации: Technology Strategy Board.

- 53

Основные документы: Стратегия нанотехно-логий на 2009—2012 гг.

Нидерланды. Нидерланды разработали стратегию развития нанотехнологий под названием NanoNed. Партнерами по проекту стали восемь научно-исследовательских центров, а также Phillips Electronics. Программа имеет общий бюджет в 235 млн евро, из которых 50 % обеспечивается за счет гранта голландским правительством. Из бюджета программы NanoNed 80 млн евро было направлено на развитие инфраструктуры. В целях улучшения взаимодействия между наукой, техникой и обществом создано агентство NanoLab с выделением 5 млн евро.

Большая часть бюджета программы NanoNed (150 млн евро) направлена на 11 приоритетных программ, которые насчитывали на2007 г в общей сложности 185 проектов: Nanofabrication (13 проектов, под руководством University of Twente); NanoSpintronics (22 проекта, TU Eindhoven); NanoFluidics (24 проекта, University of Twente); нанофотоника (22 проекта, AMOLF); NanoInstrumentation (18 проектов, TNO); NanoProbing (15 проектов, Radboud University); на-ноэлектронные материалы (25 проектов, University of Twente); электроника (12 проектов, RU Groningen); BioNano системы (13 проектов, BioMade); химия и физика отдельных молекул (12 проектов, RU Groningen); квантовые вычисления (9 проектов, TU Delft).

В 2009 г. было объявлено, что 125 млн евро будет выделено из Фонда Economische Structuurversterking (ФЭС) под эгидой программы «На пути к устойчивому состоянию открытой инновационной экосистемы». Это финансирование привело к развитию стратегических исследований в рамках голландской стратегии развития нанотехнологий. Общий бюджет стратегии составляет 300 млн евро, остальные 175 млн евро финансируются за счет участвующих в программе университетов, институтов и частных компаний.

Соединенные Штаты Америки. Национальная нанотехнологическая инициатива (NNI) была создана в 2000 г. и имеет ссылки на 25 федеральных агентств, чья работа связана с нанонаукой и нано-технологями. Общее руководство по управлению Национальной нанотехнологической инициативой лежит на Управлении Белого дома по научно-технической политике. Подкомитет NSET координирует развитие NNI и Национального нанотех-нологического координационного бюро (NNCO), обеспечивает техническую и административную поддержку, готовит отчеты и является связующим звеном с общественностью.

54 -

В период 2001—2009 гг. объем инвестиций в NNI составил почти 10 млрд долл. В 2009 г. инвестиции были распределены следующим образом:

• Министерство обороны США — 431 млн долл.;

• Департамент образования США — 311 млн долл.;

• Национальный научный фонд США — 397 млн долл.;

• национальные институты здравоохранения США — 226 млн долл.;

• Национальный институт стандартов и технологий США — 110 млн долл.;

• другие организации США — 52 млн долл. Финансирование также может быть разбито

на компоненты программы с целевым финансированием по сегментам отрасли: 1) основные на-норазмерные явления и процессы — 550 млн долл.; 2) наноматериалы — 227,2 млн долл.; 3) нанораз-мерные устройства и системы — 327,0 млн долл.; 4) инструментарий для исследований, метрологии и стандартизации — 81,5 млн долл.; 5) нанопро-изводство — 62,1 млн долл.; 6) научно-исследовательские центры и закупка оборудования — 161,3 млн долл.; 7) охрана труда, здоровья и окружающей среды (EHS) — 76,4 млн долл.; 8) образование и социальные вопросы — 40,7 млн долл.

Одним из результатов деятельности NNI было создание Национальной нанотехнологической сетевой инфраструктуры (NNIN), включающей в себя 13 университетов и 700 инструментов, которые доступны для более широкого научного сообщества. Национальной нанотехнологической инициативой (NNI) также были направлены увеличенные доли бюджета на исследования в области окружающей среды, здоровья и безопасности. Так, для сравнения: в 2005 г. на эти цели было выделено 34,8 млн долл., а в 2009 г. — уже 76,4 млн долл. С увеличением финансирования данного сектора связаны надежды на перенесение акцентов на более экологически чистые источники энергии, а также на модернизацию связанной инфраструктуры.

В 2011 г. Национальная нанотехнологическая инициатива просила 1, 8 млрд долл., из них на нужды Министерства обороны США — 511 млн долл.

Япония. Основными органами в инновационной системе Японии являются государственное министерство по науке и технической политике, совет по науке и технической политике в кабинете министров. Кроме того, в работе по нанотехноло-гиям также принимают участие семь министерств, в том числе: Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI); Министерство

образования, культуры, спорта (MEXT); Агентство по науке и технике; Японское общество содействия развитию науки (JSPS) и ряд др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Японская стратегия развития нанотехноло-гий в настоящий момент подошла к завершению третьего этапа, рассчитанного на 2006—2010 гг. Данная стратегия предполагает суммарный бюджет в размере 25 трлн йен (около 200 млрд долл.), что соответствует 1 % ВВП. Данная программа предусматривает четыре приоритетных направления, в том числе нанотехнологии и материалы. Расходы на исследования нанотехнологий в разрезе по годам распределялись следующим образом:

• 76 200 млн йен в 2006 финансовом году;

• 78 600 млн йен в 2007 финансовом году;

• 86 500 млн йен в 2008 финансовом году.

Данный уровень финансирования сохранился

до 2010 г.

Наиболее приоритетная область нанотехно-логий и материалов была разбита на 10 сегментов, имеющих стратегическое значение: 1) материалы, сокращающие расходы на энергию; 2) материалы, используемые в замещении редких и дефицитных материалов; 3) нанотехнологии для целей безопасности и охраны; 4) инновационные материалы; 5) наноэлектроника; 6) нанобиотехнологии и на-номедицина; 7) социальная адаптация нанотех-нологий; 8) коммерциализация нанотехнологий; 9) наноизмерения и технологии обработки в нано-размерах; 10) лазеры на свободных электронах.

Япония является лидером по высоким производственным инвестициям. Так, по сравнению с Европой Япония только в 2005 г. вложила 4,7 млрд долл. в данную отрасль.

Россия. Несмотря на то, что Россия находилась у истоков появления нанотехнологий, в гонку нанотехнологий ей пришлось включиться далеко не в числе первых стран, чем и обусловлено не лидирующее положение на рынке нанотехнологий в настоящее время. Из анализа стратегий развития стран ЕС, США и Японии видно, что в данных странах начальный этап развития наноиндустрии, процесс формирования стратегий и начала финансирования разработок в данной области совпал с началом нового тысячелетия и датируется началом 2000-х гг. В России же данный процесс начался значительно позднее. Так, в период с 1996 по 2005 г. нанотехнологиям не уделялось должного внимания, развитие данной отрасли велось в числе прочих научно-технических отраслей, конкретной программы развития, а тем более стимулирования и поддержки не велось. Однако именно 1996 г. необходимо считать периодом зарождения нанотехнологий в России,

именно в этом году к технологиям федерального уровня впервые прикрепилась приставка нано [6]. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2006 № Пр-842 разработка и внедрение критических технологий становятся приоритетной задачей инновационной деятельности [4].

В последующий период с 2004 по 2007 г. происходит осознание стратегического значения нанотехнологий и необходимости их скорейшего развития, в том числе разработки государственной политики в данной области, формирования целей, постановки задач в области развития нанотехноло-гий. Именно в конце 2004 г. нанотехнологии были названы приоритетной областью, и признано ее стратегическое значение в концепции развития нанотехнологий, в которой были определены основные принципы нанотехнологий [2].

Дальше развитие нанотехнологической отрасли начинает набирать обороты:

> в 2005 г. создается Межведомственный научно-технический совет по проблемам нанотехнологий и наноматериалов;

> в 2006 г. утверждается Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке инженеров в области нанотехнологий и наноматериалов;

> в 2006 г. принимается Программа координации работ в области нанотехнологий и наномате-риалов в РФ с назначением координационным органом Межведомственного научно-технического совета по проблемам нанотехнологий и наноматериалов.

О настоящей и ощутимой поддержке отрасли нанотехнологий в общем, и наномедицины в частности можно говорить лишь с начала 2007 г. В этом году активизируется деятельность в области разработки правовой и методической базы в различных сферах нанотехнологий. Ведутся работы по созданию механизмов поддержки нанотехнологий. Начинается формирование инфраструктуры для нанотехнологий. Кроме того, начинается усиленное финансирование работ в области нанотехно-логий, материальную поддержку получают работы по разработкам в данной области по различным федеральным программам. В большей степени началом к такой активизации деятельности послужила Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» (Поручение Президента РФ от 24.04.2007 № Пр-688), что еще раз подчеркивает значение, которое присваивается развитию нанотехнологий.

Данная президентская инициатива обозначила стратегические этапы развития наноиндустрии.

55

После принятия стратегии во все целевые программы были включены различные мероприятия, реализация которых должна быть направлена на поддержку нанотехнологий.

В 2008 г. приказом Минобрнауки России от 31.01.2008 № 34 была утверждена Концепция национальной системы мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий.

В 2009 г. принята Концепция образовательной деятельности ГК «Роснанотех, утвержденная наблюдательным советом ГК «Роснанотех» (протокол от 04.08.2009 № 20). Основной причиной принятия этой концепции послужила необходимость решения нескольких стратегических задач, таких как разработка образовательных программ для дополнительного обучения, формирование базы специалистов в области наноиндустрии.

Наиболее значимыми с точки зрения организации поддержки нанопродукции являются следующие документы:

> Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г., которую можно считать логическим продолжением концепции развития нанотехнологий до 2010 г. Следует отметить одну из наиболее важных задач программы с точки зрения исследуемой проблемы — задачу создания системы поддержки продвижения продукции наноиндустрии как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Процесс формирования инфраструктуры, обеспечение единства измерений, стандартизация, оценка соответствия и безопасность в области нанотехнологий также в числе приоритетных задач программы. Данные меры должны послужить увеличению рынков сбыта;

> федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации на 2008—2010 годы». Данная программа полностью направлена на поддержку наноиндустрии в области организации функционального и современного оснащения организаций, работающих в области нанотехно-логий. Приоритетными задачами программы являются: оснащение оборудованием элементов национальной нанотехнологической сети, которая формируется на базе госучреждений; создание единого информационного поля в целях повышения коммерциализации в области нанотехнологий; методическое обеспечение механизмов регулирования и развития нано-технологий. Кроме того, в программе предусмотрены конкретные индикаторы, по которым можно оценить эффективность реализации

56 -

программы, в том числе вес организаций различных сфер нанотехнологической индустрии, имеющих доступ к инфраструктуре наноиндустрии, оценка оснащенности оборудованием сотрудников в денежном эквиваленте в расчете на одного сотрудника, а также возраст оборудования;

> федеральные целевые программы, включающие мероприятия по поддержке отрасли нанотехнологий;

> целевые нефедеральные программы (региональные, отраслевые, ведомственные), которые предусматривают финансирование разработок в области нанотехнологий и реализацию их в виде организации промышленного производства.

В России предусмотрено 9 тематических направлений развития нанотехнологий: 1) нано-электроника; 2) наноинженерия; 3) наноматериалы и высокочистые вещества; 4) функциональные наноматериалы для энергетики; 5) функциональные наноматериалы для космической индустрии; 6) нанобиотехнологии; 7) конструкционные на-номатериалы; 8) композитные наноматериалы; 9) нанотехнологии для систем безопасности.

Объем инвестиций в развитие нанотехнологий в России составил: в 2005 г. 70 млн долл., в 2006 г. 80 млн долл.

В 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» была создана государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (ГК «Роснанотех») с предоставлением 130 млрд руб. государственных инвестиций. Корпорация четко ориентирована на коммерциализацию нанотехно-логий, ведется финансирование проектов в трех областях нанотехнологий: 1) изготовление; 2) научное прогнозирование, стандартизация, сертификация и безопасность; 3) образование и популяризация.

Основная часть финансовых обязательств ГК «Роснанотех» — 3,28 млрд долл. — была направлена на изготовление нанопродукции. Инвестиции в настоящее время увеличиваются до достижения уровня 1,05 млрд долл. к 2012 г. Корпорация по существу работает как большой венчурный фонд, приобретая пакеты акций (менее 50 %) в проектах, которые она финансирует. Финансовая поддержка ведется в долгосрочной перспективе — от 10 лет. К концу 2009 г. ГК «Роснанотех» утвердила 61 проект, инвестировав 2,4 млрд евро (92,4 млрд руб.). По прогнозам, к 2015 г. объем производства нанотехнологий достигнет 900 млрд руб. в год, текущий объем составляет 4—5 млрд руб. в год.

По оценке С. Ю. Глазьева, при выработке структурной политики, выборе стратегий лидерства, догоняющего развития, опережающей коммерциализации для отдельных отраслей, определении масштабов их государственной поддержки надо принимать во внимание внешние эффекты (экстер-налии), проявляющиеся во влиянии этих отраслей на распространение нанотехнологий [1].

Исходя из ранее изложенного, можно выделить 10 наиболее эффективных механизмов поддержки нанотехнологий как медицинского назначения, так и любого иного, поскольку в настоящее время ни одним государством, развивающим рынок нано-технологий, не проводится обособленных, четко выраженных мероприятий в области развития нанотехнологий отдельно взятой сферы.

1. Финансирование фундаментальных долгосрочных исследований, в том числе участие в проектах с высокими рисками, а также содействие образованию и профессиональной подготовке специалистов в области нанотехнологий.

2. Координация деятельности государственных и частных исследований, что позволит усилить взаимодействие и избежать дублирования функций.

3. Исследование и мониторинг темпов глобального развития рынка нанотехнологий, конкуренции на мировом инновационном рынке.

4. Поддержка реалистичных проектов. Для реализации данного механизма поддержки нано-технологий необходимо разработать метод беспристрастной оценки проекта и прогнозирования результатов от его реализации.

5. Организация процесса изучения социальных, правовых, этических, экологических последствий от использования нанопродукции. Реализация данного механизма позволит поднять уровень доверия населения к данным продуктам, тем самым расширив рынки сбыта и изменив общественное мнение в данной области.

6. Пересмотр мер по защите объектов интеллектуальной собственности, а также создание унифицированной классификации нанопродук-ции в целях облегчения процесса патентования и защиты прав собственности объектов и материалов нанопродукции медицинского и иного назначения. Реализация данного механизма позволит привлечь внимание частных инвесторов. Необходим анализ патентной базы наносистемной техники с целью заблаговременного приобретения некоторых зарубежных лицензий. Государству следует предложить полностью оплачивать расходы отечественных авторов (индивидуальных изобретателей и небольших исследовательских организаций) перспективных

отечественных разработок на их патентование при готовности авторов согласовывать с государством продажу лицензий на эти разработки [1].

7. Создание и реализация программы привлечения зарубежных специалистов, ученых, студентов с целью развития отрасли. В реализации данного механизма имеет смысл рассмотреть успешный опыт США в сфере привлечения «иностранных умов».

8. Создание инфраструктуры. Проведение работ по улучшению работ в коммерциализации отрасли. Создание взаимосвязей между научными учреждениями, венчурными фондами, частными инвесторами и государством.

9. Организация потребления продукции нано-технологий на внутреннем рынке страны.

10. Организация качественного, своевременного информационного обеспечения о положении на рынке, обеспечение экономической информацией потенциальных инвесторов.

В завершение следует отметить, что поддержка развития нанотехнологий со стороны государства осуществляется в достаточном объеме, однако использование предоставляемой поддержки на уровне организаций, т. е. конечными адресатами, осуществляется неэффективно и не в полном размере.

Список литературы

1. Глазьев С. Ю. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений мировой экономики. М., 2008. С. 7—9.

2. Иншаков О. В., Фесюн А. В. Государственная политика развития нанотехнологий: российский и зарубежный опыт. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. C. 48.

3. Лундвал Б. Национальные инновационные системы. К инновационной теории и интерактивному обучению. Лондон: Изд-во «Пинтер», 1992. С. 234.

4. Национальные действенные инновационные системы // Научный журнал «Элсивер» (Амстердам). 2002, февраль. С. 291—202.

5. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: Указ Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576.

6. Приоритетные направления развития науки и техники и критические технологии федерального уровня: решение Правительственной комиссии по научно-технической политике от 21.07.1996 № 2727п-П8 и 2728п-П8.

7. Экономический доклад о государственных дотациях в нанотехнологии // Финское консалтинговое агентство «Спинверс» . 2010, июнь. С. 15.

- 57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.