Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-технологическое развитие / научно-технологический комплекс / научно-технологическая деятельность / государственная научно-технологическая политика / система государственного управления / стратегическое планирование / финансовые механизмы / государственное регулирование / государственная поддержка и стимулирование / scientific and technological development / scientific and technological complex / scientific and technological activity / state scientific and technological policy / public administration system / strategic planning / financial mechanisms / state regulation / state support and stimulation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляков Г.П., Рыжая А.А., Беляков С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Беляков Г. П.

д.э.н. проф. Сибирского государственного университета науки и технологий, Красноярск

gpbelyakov@mail.ru

Рыжая А.А.

к.э.н., доцент Сибирского государственного университета науки и технологий, Красноярск

ryzhaya@sibsau.ru

Беляков С.А.

к.э.н., доцент Сибирского федерального университета, Красноярск. belser24@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ1

Ключевые слова: научно-технологическое развитие; научно -технологический комплекс; научно -технологическая деятельность; государственная научно-технологическая политика; система государственного управления; стратегическое планирование; финансовые механизмы; государственное регулирование; государственная поддержка и стимулирование.

Keywords: scientific and technological development; scientific and technological complex; scie ntific and technological activity; state scientific and technological policy; public administration system; strategic planning; financial mechanisms; state regulation; state support and stimulation.

Введение. Возрастание конкуренции между ведущими индустриальными странами за глобальное технологическое лидерство, технологическое отставание России по целому ряду направлений привело к признанию научно -технологического развития (НТР) одним из важнейших стратегических приоритетов государственной политики и необходимости нового подхода к формированию государственной системы НТР. Как подчеркнул Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по науке и образованию 2 февраля 2021 г., «сейчас наша научно -технологическая политика, меры по укреплению отечественной науки должны, безусловно, соответствовать вызовам принципиально иного уровня сложности» 2.

При переходе России к рыночной экономике в системе научно -технологического развития произошли кардинальные изменения, что было отмечено на том же заседании Совета по науке и образованию: «реализованная в 90 -х годах прошлого века модель преобразования экономики привела к практическому разрушению прикладной науки и ликвидации высокотехнологичных отраслей производства». На протяжении последних десятилетий в сфере науки, технологий и инноваций идет непрерывный процесс реформирования, отрабатываются отдельные рыночные инструменты при отсутствии комплексного подхода к реформированию данной сферы. В результате система научно -технологического развития перестала представлять единое целое, как это было в советский период, и до сих пор остается не эффективной, не приспособленной к новым у словиям.

Утвержденная Президентом РФ в декабре 2016 г. Стратегия научно -технологического развития Российской Федерации до 2035 года определила цели, задачи, приоритеты научно -технологического развития. В Стратегии сформулированы требования к системе научно-технологического развития: сфера науки, технологий и инноваций должна функционировать как единая система, интегрированная с социально -экономической системой страны и обеспечивающая независимость и конкурентоспособность России. А научные и образовательные организации, промышленные предприятия, иные организации, непосредственно осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и находящиеся в их распоряжении инструменты должны обеспечивать целост-

3

ность и единство научно-технологического развития страны .

Понятийный аппарат. Приступая к рассмотрению научно -технологического развития как объекта государственного регулирования, мы, прежде всего, должны уточнить понятийный аппарат, определяющий подходы к формированию системы НТР. Дело в том, что ряд основных понятий не получили официального закрепления в государственных документах, что нередко приводит к их вольному толкованию. К таким понятиям, в частности, относится «н а-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19 -010-00355 «Разработка методологии и инструментария стратегического планирования научно-технологического развития региона».

2

Заседание Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации от 08.02.2021 г. -http://www.kremlin.ru/events/president/news/64977

3

Указ Президента РФ от 01.12-2016 г. № 642 «Об утверждении «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». - http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449

учно-технологическое развитие». В своих рассуждениях мы будем отталкиваться от ранее сформулированного нами понятия: «научно-технологическое развитие - это качественные изменения в технологическом базисе экономики, приводящие к экономическому росту на основе развития науки, создания и использования прогрессивных технологий, производства высоко технологической продукции» \

Научно-технологическое развитие определяют следующие основные направления деятельности:

- развитие фундаментальной и прикладной науки, организация и проведение исследований и разработок;

- создание, коммерциализация и распространение передовых технологий;

- повышение уровня технологических компетенций кадров;

- формирование и развитие технологической инфраструктуры;

- технологическая модернизация секторов экономики и производство на этой основе высокотехнологичной продукции.

Организационной основой научно -технологического развития является сформированный научно -технологический комплекс (НТК), под которым понимается совокупность взаимосвязанных организаций и иных субъектов различной формы собственности, осуществляющих научно -технологическую деятельность по реализации полного инновационного цикла от фундаментальных исследований до технологических разработок, включая их трансфер и коммерциализацию, сформированная целевым образом для осуществления государственной политики по приоритетным направлениям научно -технологического развития. Взаимодействие организаций и субъектов в НТК обеспечивается организационно-правовыми формами и экономическими инструментами, соответствующими особенностям научно -технологической деятельности, а также системой государственного планирования и управления комплексом, которое строится на сочетании административных и рыночных инструментов с использованием механизмов государственно -частного партнерства 2.

Следует также уточнить понятие «научно -технологическая деятельность». Используя терминологию Федерального закона «О науке и государственной научно -технологической политике», предлагаем следующее определение: «научно -технологическая деятельность - это деятельность (включая научную, образовательную, конструкторско -технологическую, испытательную, информационную, инжиниринговую, консалтинговую деятельность), направленная на создание, коммерциализацию, распространение и использование инновационных технологий, обеспечивающая пр оиз-водство на их основе высокотехнологичной продукции (услуг), а также на создание научной и технологической инфраструктуры и обеспечение ее деятельности». К научно-технологической деятельности относятся: исследования и разработки; подготовка кадров (научных работников и специалистов); деятельность центров коллективного пользования, объединенных крупных уникальных установок и устройств, испытательных стендов и др.; научно-технические услуги (стандартизация, метрология, сертификация и др.); услуги в области научно -технической информации; патентно-лицензионная деятельность; инженерно-консультационные услуги при проектировании, конструкторской разработке оборудования, приборов, процессов и систем; разработка программного обеспечения; трансфер и коммерциализация разработанных технологий; инжиниринговые услуги по внедрению технологий и модернизации производс тва3.

Система научно-технологического развития и принципы ее построения. Система научно-технологического развития страны включает следующие основные составляющие:

- государственную научно - технологическую политику;

- сформированный под задачи реализации государственной политики научно-технологический комплекс;

- систему государственного управления научно -технологическим развитием, состоящую из федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, координационных механизмов в государственном управлении (межведомственных советов, комиссий);

- систему стратегического планирования научно-технологического развития;

- финансовое обеспечение научно-технологического развития;

- систему мер государственного регулирования, государственной поддержки и стимулирования научно-технологического развития.

Вся эта система должна обеспечить целостность и единство научно-технологического развития страны, направленного на экономический рост и повышение ее конкурентоспособности, технологической независимости, а также повышение качества жизни населения.

Основополагающими принципами построения государственной системы научно -технологического развития являются:

- учет мировых тенденций в сфере науки, технологий и инноваций при выборе приоритетных направле ний

НТР;

- целенаправленность, концентрация усилий на приоритетных направлениях научно -технологического развития;

- реализация полного инновационного цикла от фундаментальных исследований до создания технологий и их использования;

- учет особенностей отдельных видов научно-технологической деятельности;

- опережающее развитие фундаментальных исследований;

1 Беляков Г.П. Понятие и экономическая сущность научно-технологического развития / Г.П. Беляков, А.Н. Кочемаскин // Проблемы современной экономики. 2014. - № 1 (49). - С. 38-41.

2 Беляков Г.П. Научно-технологический комплекс России: понятийный аппарат и основы организации / Г.П. Беляков, А.А. Рыжая, С.А. Беляков // Фундаментальные исследования. 2020. - № 11. - С. 49-58.

3 Там же.

- согласованность приоритетов и инструментов поддержки НТР на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях;

- системность поддержки научно-технологического развития;

- межведомственная координация исследований и разработок;

- использование механизмов государственно -частного партнерства в научно -технологическом развитии, взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки и технологий;

- рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов.

Далее, по каждой из составляющих системы НТР рассмотрим современное состояние, имеющиеся проблемы и попытаемся сформулировать предложения для учета при формировании новой системы научно -технологического развития.

Государственная научно-технологическая политика. В настоящее время государственную политику в области развития науки, технологий и инноваций определяют: Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно -технической политике» и Указы Президента Российской Федерации, уточняющие и корректирующие основы политики в данной области.

Названный федеральный закон сыграл огромную роль в переходный период в условиях существовавшей тогда иной социально-экономической и политической обстановки. Закон фиксирует модель взаимоотношений исходя из представления науки как отдельной отрасли экономики, аналогичной любой производственной отрасли. Попытки сохранить закон в актуальном состоянии потребовали внесения в него многочисленных изменений. В современных условиях, когда национальный научно -технологический потенциал стал одним из ключевых ресурсов экономики, данный закон фактически перестал быть инструментом, позволяющим обеспечить развитие сф еры науки, технологий и инноваций, а в определенных элементах создает препятствия для такого развития. В марте 2018 г. Минобрнауки РФ подготовило проект нового Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» и вынесло его на широкое обсуждение. Намечалось внести проект закона в Государственную Думу в декабре 2019 года. Судьба проекта закона в настоящее время не известна. В то же время в 2020 году в ФЗ № 127 продолжали вносить изменения (от 25.05.2020 № 159-ФЗ, от 31.07.2020 № 309-ФЗ).

На наш взгляд, удачной формой корректировки государственной научно -технологической политики в новых условиях могло бы стать утверждение Президентом РФ Основ политики в области науки и технологий на десятиле т-ний период. Так, 30.03.2002 г. Президент РФ В.В.Путин утвердил «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»1.

Основы определили актуальные и сейчас задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, а также пути их реализации. К сожалению, многие положения Основ оказались нереализованными, что свидетельствует о существенном разрыве между определенными Президентом РФ задачами и их реализацией исполнительными органами власти. В середине 2011 года Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ был подготовлен проект «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Проект был вынесен на обсуждение научной и образовательной общественности в августе 2011 года. Поступило много замечаний и предложений. В январе 2012 г. Президент РФ Д.А. Медведев утвердил «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (№ Пр-83 от 11.01.2012 г.). Однако документу присвоили гриф «Для служебного пользования», что исключило возможность его ознакомления и использования научной общественностью. Больше попыток принятия аналогичных документов, корректирующих государственную научно-технологическую политику не было.

По нашему мнению, причиной такого состояния формирования и корректировки государственной научно-технологической политики явилось отсутствие в Правительстве РФ конкретного федерального органа, ответственного за разработку и реализацию государственной политики НТР. Даже Министерство науки и высшего образования РФ является только участником этого процесса. По-видимому, поэтому Президент РФ В.В. Пу тин принял решение об изменении механизмов управления государственной научно -технической политикой, возложив своим Указом от 15.03.2021 г. № 144 формирование основных направлений государственной научно -технической политики и координацию деятельности по ее реализации на Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 2.

Таким образом, в числе первоочередных задач формирования государственной системы НТР является принятие нового Федерального закона, определяющего государственную политику в области научно-технологического развития, а также определение механизма корректировки государственной политики.

Научно-технологический комплекс. Современное состояние научно -технологического комплекса большинством авторитетных экспертов признается неудовлетворительным. В советский период наша страна относилась к числу ведущих научных держав и являлась одним из лидеров технологического развития, что обеспечивал созданный достаточно мощный научно-технологический комплекс, включающий сеть академических институтов, отраслевых НИИ, конструкторских и технологических организаций, научных подразделений высших учебных заведений. Системная деятельность комплекса, позволявшая решать задачи научно -технологического развития страны, обеспечивалась го-

1 Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. - Утверждены Президентом РФ 30.03.2002-Пр-576. - https://base.garant.ru/12127915/

2

Указ Президента РФ от 15.03.2021 № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию». - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103150024

сударственным планированием, отраслевой системой государственного управления и координацией и контролем со стороны Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ) СССР 1.

При переходе России к рыночной экономике в 90-х гг. прошлого века реформаторами была принята крайне ошибочная политика резкого сокращения в 2-3 раза науки, исходя из их представления об избыточности науки в России, подкрепленного рекомендациями ОЭСР, объявлена ускоренная приватизация научно -технических объектов, ликвидирована система государственного планирования и отраслевого управления НИИ, ликвидирован ГКНТ СССР. Академии наук тогда удалось отстоять академические научные организации, не допустить их приватизации, а прикладная наука была практически разрушена. Последствия этих разрушительных действий сказываются до сих пор. Поэтому восстановление полноценного эффективно работающего научно -технологического комплекса представляет важную государственную задачу.

В НТК сфера исследований и разработок является ядром комплекса, определяющим все другие его составляющие элементы. В условиях рыночной экономики важно учитывать особенности научно-технологической деятельности на разных этапах инновационного цикла, чтобы правильно определять политику государственного регулирования.

Инновационный цикл начинается с фундаментальных исследований. В международной практике, закрепленной в Руководстве Фраскати, в фундаментальных исследованиях выделяют: фундаментальные чистые исследования и фундаментальные ориентированные (у нас их еще называют поисковыми) исследования. Чистые фундаментальные исследования проводятся для получения новых знаний, не рассматривая применения их результатов для решения практических задач. Ориентированные фундаментальные исследования представляют собой базисные исследования, целью которых является создание широкой базы знаний, обеспечивающей решение уже существующих или возможных в будущем проблем. Приоритетом фундаментальных ориентированных исследований является перспективный научный результат, имеющий практическое применение. Именно ориентированные фундаментальные исследования играют особую роль в научно-технологическом развитии, выполняются государственными научными организациями и требуют внимания и поддержки государства. В повышении результативности фундаментальных ориентированных исследований по технологическим направлениям большое значение имеет наличие современной мирового уровня м а-териальной базы исследований. Это требует постоянного обновления материальной базы исследований и соответствующего финансирования. По оценке Росстата, расходы на фундаментальные исследования в настоящее время составляют 0,15% ВВП. Для решения задачи научно -технологического рывка, определенной стратегией научно -технологического развития Российской Федерации, по мнению Счетной Палаты РФ, этот показатель должен быть увеличен до 0,4% ВВП, что обеспечит финансирование российской фундаментальной науки на уровне, сравнимом с аналогичными инвестициями в наиболее развитых странах (Японии, США, Великобритании)2.

Восстановление в НТК прикладных исследований является приоритетной задачей. Прикладные исследования в полном инновационном цикле играют ключевую связующую роль между фундаментальными исследованиями и р е-альным производством. Их цель - исследование путей практического применения открытых явлений и процессов, установление на первом этапе как можно большего числа вариантов практического использования новых знаний, а на втором этапе получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научной базы в опытно-конструкторских разработках.

В современных условиях важно понимать роль государства в развитии прикладных исследований. Особенность прикладных исследований заключается в необходимости сочетания государственного и частного финансирования исследований и соответственно сочетания деятельности научных организаций государственной и частной собственности.

Часть влиятельных либеральных экономистов в руководстве страны до сих пор убеждена в том, что организация прикладных исследований в рыночной экономике - забота бизнеса. Это нашло отражение и в действующем Законе о науке и государственной научно -технической политике, где прямо сказано, что средства федерального бюджета являются основным источником финансирования фундаментальных научных исследований. Про финансирование прикладных исследований из средств федерального бюджета не говорится, называется только возможность финансовой поддержки из государственных фондов.

Следует отметить, что до середины 70 -х гг. XX века такой же подход преобладал и в зарубежных странах Первыми эту политику изменили в США, приняв в 1976 году закон о национальной научной и технической политике, согласно которому государство приняло на себя опеку прикладных исследований и разработок. Затем это было закреплено в доктрине «глобальной технологической конкурентоспособности США в условиях глобальной конкуренции», принятой по инициативе администрации президента Б. Клинтона в 1993 году. Суть доктрины состоит в том, что конгресс США, деловые и общественно -политические круги официально отказываются от деклараций о роли частного сектора как главного стимулятора научно -технического прогресса и технологических инноваций в рыночной экономике, поскольку частный сектор без активной помощи государства не в состоянии решать проблемы поддержания конкурентоспособности, преодоления снижения темпов экономического роста, ухудшения показателей промышленного производства. Принятый в эти годы блок антирыночных законов перенес на государство основную ответственность за развитие науки и техники, стимулирование НТП, осуществление новой технической и промышленной политики. В настоящее время в США значительные объемы прикладных исследований выполняют федеральные лаборато-

1 Беляков Г.П. Отечественный опыт формирования научно-технологического комплекса в советский период / Г.П. Беляков,

А.А. Рыжая, С.А. Беляков // Экономика и предпринимательство. 2020. - № 11. - С. 1139-1145.

2

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Определение причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых» / Счетная палата РФ. - М., 2020. - 32 с.

рии за счет государственного бюджета. Вслед за США по этому пути пошли и другие индустриальные страны1. Такой подход, безусловно, должен реализовываться и в нашей стране.

Необходимость сочетания научных организаций государственной и частной собственности вытекает и из структуры прикладных исследований. Согласно Руководству Фраскати прикладные исследования подразделяются на два типа :

- стратегические прикладные исследования - прикладные исследования, направленные на достижение определенной практической цели на этапе, когда эта конечная цель еще не поддается подробной конкретизации;

- конкретные прикладные исследования - наиболее распространенная разновидность прикладных исследований, когда конечная практическая цель определена в подробностях.

Поэтому, проведение стратегических прикладных исследований - прерогатива государственных научных организаций, финансируемых из бюджета, а конкретные прикладные исследования, направленные на получение научных результатов, необходимых для стадии опытно -конструкторской разработки, как и сами опытно-конструкторские разработки должны обеспечивать промышленные компании, создавая соответствующие подразделения R&D в своей структуре, либо привлекая на договорных началах специализированные институты или высшие учебные заведения.

В систему научно -технологического развития, по опыту зарубежных стран, целесообразно внедрить еще одно принципиальное новшество: ввести в российскую практику новое понятие «прикладные квалифицированные исследования». Такое понятие давно широко используется в США и целом ряде других стран. В понятие «квалифицированные НИОКР» они включают исследования и разработки научно -технологического характера для создания новых или улучшенных продуктов, технологий их производства, а также повышения надежности и качества продуктов. Введение данного понятия было обусловлено необходимостью «отсечь» организации, которые проводят обычные исследования, не затрагивающие инновационную сферу.

Такая потребность имеется и в нашей стране, причем давно, практически с 90-х гг. XX века. Это следует из оценки реформирования науки, проведенным известным ученым в области развития науки и технологий д.э.н., профессором Н.И. Комковым: «Смена в начале 90-х годов государственного устройства в России, отказ от планово -директивной экономики и ускоренная приватизация потребовали от властей если не научного обоснования, то, по крайней мере, объяснения причин и существа проводимых социальных и экономических реформ. Некоторые государственные структуры, министерства и комитеты стали создавать свою, «домашнюю науку» в форме различных исследовательских центров, обеспечивающих научное сопровождение проводимых реформ и институциональных преобразований. Эти центры оттеснили от властных структур академическую науку и заняли место, принадлежавшее р анее отраслевой науке»2. В конечном итоге это привело к распылению средств, выделяемых на научные исследования. В настоящее время около 60 главных распорядителей бюджетных средств (практически все министерства и ведомства) имеют собственные средства на гражданские исследования, которые во многих случаях тратятся не скоординировано между этими структурами, что указывалось в Материалах к заседанию Совета при Президенте РФ по науке и образованию в 2018 году3. Следует отметить, что этому способствовало и расширенное толкование прикладных исследований, которое заложено в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технологической политике», где под прикладными исследованиями понимаются исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Таким образом, назрела необходимость ревизии существующих при министерствах и ведомствах научных подразделений, определения форм их дальнейшего существования и источников финансирования проводимых исследований. Одновременно должен быть решен вопрос по сокращению количества бюджетополучателей средств на прикладную науку.

Для развития частных корпоративных научных подразделений, ведущих исследования и разработки, и в целом для усиления вклада частного бизнеса в науку требуется использование широкого комплекса мер по стимулированию исследовательской активности частного бизнеса. На это указал особо Президент РФ на заседании Совета по науке и образованию 08.02.2021 г., потребовав создать более действенные стимулы для частных компаний участвовать в прикладных исследованиях вместе с научными институтами, вузами, конструкторскими бюро, использовать отечественные решения для обновления производств и выпуска высокотехнологичной продукции.

Система государственного управления научно-технологическим развитием. Вопрос о создании в России современной системы управления НТР возник сразу после утверждении Стратегии научно -технологического развития Российской Федерации в 2016 г., поэтому Президентом РФ В.В. Путиным было дано соответствующее поручение Правительству РФ по разработке такой системы. За прошедший период отдельные изменения в существующую систему управления вносились, однако целостной системы государственного управления не было создано.

Одним из слабых звеньев государственной системы управления НТР до последнего времени была разобщенность, ограниченность коммуникаций между министерствами, ведомствами, научными центрами, которые вели к ду б-лированию, распылению финансовых ресурсов, выделяемых государством на науку. Указами Президента РФ от

1 Беляков Г.П. Научно-технологический комплекс России: понятийный аппарат и основы организации / Г.П. Беляков, А.А. Рыжая, С.А. Беляков // Фундаментальные исследования. 2020. - № 11. - С. 49-58.

2

Комков Н.И. Условия и направления реформирования российской науки // Проблемы прогнозирования. - М., 2005. - № 3. -

С. 3-16.

3

Об актуальных вопросах развития научно-технической политики Российской Федерации. Материалы к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. - http://science.gov.ru/media/files/file/0X919ocSDUdFyOfnAY al1ACQl3EWEV5t.pdf

15.03.2021 г. № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» и от 15.03.2021 г. № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» на высшем уровне государственной власти создан механизм координации и принятия решений по важнейшим вопросам научно-технологического развития страны:

- расширены полномочия Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Совет стал совещательным и координационным органом при Президенте РФ, образованным для определения стратегических целей и задач развития научно-технической сферы и образования, приоритетов научно -технологического развития страны, а также для принятия решений о разработке и реализации Правительством РФ важнейших инновационных проектов государственного значения, федеральных научно-технических программ по вопросам, требующим отдельного решения Президента РФ;

- создана Комиссия по научно -технологическому развитию Российской Федерации в качестве постоянно действующего органа при Правительстве РФ. Определены полномочия и функции Комиссии, для обеспечения ее деятельности в структуре Аппарата Правительства РФ создан аппарат Комиссии по научно -технологическому развитию.

Данная работа по созданию системы государственного управления НТР должна быть продолжена. В настоящее время к недостающим звеньям системы государственного управления, обеспечивающим ее комплексность, относятся:

- формирование отраслевой системы управления научно -технологическим развитием;

- расширение полномочий субъектов Российской Федерации в области научно -технологического развития и формирование региональной системы управления НТР;

- усиление роли Федерального Собрания Российской Федерации в решении задач научно -технологического развития России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ положений министерств и ведомств, являющихся федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и получающих бюджетные ассигнования на проведение прикладных исследований и разработок, позволяет сделать вывод, что за ними не закреплена ответственность за состояние и уровень научно -технологического развития подведомственной отрасли и входящих в нее предприятий. В положениях отсутствуют полномочия и функции по прогнозированию и разработке стратегии научно-технологического развития отрасли, организации и проведению исследований и разработок, созданию передовых производственных технологий, содействию их использованию в производстве высокотехнологичной продукции. В первую очередь, это относится к Министерству промышленности и торговли РФ (получатель наибольшего количества бюджетных средств), а также Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерству энергетики РФ, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и ряду других ФОИВ. Это не говорит о том, что данными вопросами указанные ФОИВ совсем не занимаются, но отсутствие закрепления таких полномочий в положениях явно не способствует эффективной ответственной деятельности в данном направлении. Сложившееся положение является результатом административной реформы, проведенной либеральным крылом правительства в начале 2000 -х гг., провозгласившей ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Разработанные в соответствии с данными задачами положения, сосредотачивают основное внимание ФОИВ на функциях по выработке государственной политики и нормативно -правовому регулированию в закрепленной сфере деятельности, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом. В современных условиях, когда научно -технологическое развитие превратилось в ключевой фактор экономического роста страны, роль государства в этом процессе должна ус и-ливаться, что и происходит практически во всех развитых индустриальных странах. Это соответственно требует и пересмотра роли, задач и функций ФОИВ в управлении научно -технологическим развитием. Должны быть переработаны положения и усовершенствована структура соответствующих министерств и ведомств с введением должности заместителя министра (руководителя), отвечающего за инновационное и научно-технологическое развитие отрасли и созданием подразделений, обеспечивающих эту деятельность, включая отраслевые НИИ и конструкторско -техноло -гические организации.

Необходимость расширения полномочий субъектов Российской Федерации непосредственно вытекает из задач реализации Стратегии НТР и утвержденных Президентом РФ «Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»1. В Указе Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «Об утверждении Стратегии научно -технологического развития Российской Федерации» прямо говорится: «Рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии научно -технологического развития Российской Федерации при осуществлении своей деятельности в этой сфере, предусмотрев внесение необходимых изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации» 2. На наш взгляд, расширение полномочий органов власти субъектов РФ должно касаться как задач реализации Стратегии НТР, вытекающих из участия субъекта РФ в государственных программах и проектах в соответствии с территориальным разделением труда в сфере науки и технологий, так и в обеспечении научно -технологического развития самого субъекта РФ. Выступая на Совместном заседании президиума Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию 06.02.2020 г., В.В. Пу тин, в частности, подчеркнул: «Считаю необходимым наделить субъекты Федерации реальными полномочиями по развитию

1 Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 г. № 13 «Об основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». - http://www.kremlin.ru/acts/bank/41641

Указ Президента РФ от 01.12-2016 г. № 642 «Об утверждении «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». - http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449

расположенных на их территориях организаций науки и высшей школы» 1. Представляется необходимым сформировать в субъектах РФ систему региональных органов управления, обеспечивающих реализацию задач научно-технологического развития: прогнозирования и стратегического планирования НТР, формирования регионального научно-технологического комплекса, развития инновационной и технологической инфраструктуры региона, выработку мер государственной поддержки и стимулирования научно -технологического развития субъектов хозяйственной деятельности на территории региона развития малого инновационного предпринимательства в регионе 2.

Важная роль в государственном управлении сферой науки, технологий и инноваций принадлежит высшему законодательному органу страны - Федеральному Собранию (Парламенту) Российской Федерации, который через комитеты Государственной Думы: по образованию и науке; по экономической политике, промышленности и предпр и-нимательству, а также Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, принимает участие в разработке государственной политики в сфере научной, научно-технологической деятельности, правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, рассматривает и принимает законы. Вместе с тем, в современных условиях, когда необходимо принимать комплексные решения по совершенствованию системы научно-технологического развития страны, эта роль должна быть усилена в части как развития законодательства в области научно -технологического развития, так и совершенствования мер государственной поддержки и стимулирования НТР и контроля деятельности органов исполнительной власти в обеспечении научно -технологического развития. Вполне возможно это потребует создания специальных комитетов в Государственной Думе и Совете Федерации. В зарубежных странах, в частности в Великобритании, имеется положительный опыт влияния Парламента на научно-технологическое развитие, который было бы полезно тщательно изучить.

Стратегическое планирование научно-технологического развития. Принятый в 2014 году Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 3 заложил правовую основу построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в стране. В законе определены, в том числе, основные документы стратегического планирования в области научно -технологического развития, разрабатываемые в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, разграниченные по уровням планирования: федеральный уровень и региональный уровень. Полная реализация принятого закона требует соблюдения последовательности, согласованности и взаимной увязки разрабатываемых документов стратегического планирования. Особо это важно для стратегического планирования НТР. Однако из -за неготовности существующей системы государственного управления к внедрению стратегического планирования в народное хозяйство, недостаточной методологической проработки ряда основополагающих положений, в полном объеме система стратегического планирования, как это было определено в законе, до сих пор не внедрена. От этого зависит и система стратегического планирования НТР, являющаяся важнейшим организационно -плановым звеном государственной системы научно -технологи -ческого развития. В настоящее время решение задачи стратегического планирования в области научно-технологического развития Президент РФ своим Указом от 15.03.2021 г. № 144 возложил на Совет при Президенте РФ по науке и образованию.

Финансовое обеспечение научно -технологического развития. В системе научно-технологического развития финансовое обеспечение НТР, особенно его важнейшего звена - исследований и разработок, все последние годы после принятия Стратегии, представляет по непонятным причинам неразрешимую проблему. В Стратегии научно -технологического развития Российской Федерации предусмотрено два альтернативных сценария ее реализации. Первый сценарий характеризуется стагнацией относительно уровня расходов на НИОКР и ведет к утрате технологической независимости и конкурентоспособности страны. Второй сценарий предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций, эффективную перестройку как корпоративного, так и государственного сектора исследований, разработок и инноваций и требует при этом опережающего увеличения расходов на НИОКР и приближения их к показателям развитых в научно-технологическом отношении стран. В Стратегии подчеркнуто, что устойчивое развитие России, обеспечение структурных изменений экономики страны и вхождение в группу стран с высокими темпами прироста ВВП возможны только в рамках второго сценария, который является целевым 4. Анализ прошедшего периода реализации стратегии показывает, что по показателю уровня расходов на исследования и разработки все эти годы в стране реализовывался первый, самый нежелательный сценарий. Доля внутренних затрат на исследования и разработки не превышала 1,1% ВВП, как это наблюдается уже более 20 лет. По данному показателю Россия (1.04%) существенно отстает не только от топ -5 (Израиль - 4,9%, Республика Корея - 4,6, Тайвань - 3,5, Швеция - 3,4, Япония -3,2%), но и многих других стран, занимая лишь 37 место5. Ориентиром для развитых стран является показатель 3% ВВП. Такой ориентир, например, был принят Европейской Комиссией в Стратегии «Европа - 2020». Причем данная

1 Совместное заседание президиума Госсовета и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 6 февраля 2020 г. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/62744

2 Беляков Г.П. Формирование регионального научно-технологического комплекса в современных условиях / Г.П. Беляков,

А.А. Рыжая, С.А. Беляков // Экономика и предпринимательство. 2020. - № 12. - С. 401-405.

3

Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». -http ://www.kremlin.ru/acts/bank/38630

4 Указ Президента РФ от 01.12-2016 г. № 642 «Об утверждении «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». - http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449

5 Место России среди ведущих стран мира: ресурсы науки. Наука, технологии, инновации. Экспресс-информация. Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». -https://issek.hse.ru/express_sti

цифра выбрана не случайно. Доля расходов на НИОКР в 3% ВВП рассматривается как своего рода «пороговое» значение для перехода экономики в новое научно -техническое и инновационное качество1.

Задача повышения доли расходов на науку в ВВП ставилась руководством страны в стратегических документах неоднократно. Так в Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 была поставлена задача об увеличении к 2015 году затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП. Задача была не выполнена. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года стояла задача достичь 2,5-3% ВВП. В Стратегии научно -технологического развития Российской Федерации уже поставлена другая задача: поэтапное увеличение данных затрат и доведение их к 2035 г. до уровня не менее 2% ВВП, что крайне мало, учитывая заданные Стратегией приоритеты. Как отмечается в Докладе РАН2, при реализации такой государственной политики по финансированию науки ожидать опережающего научно-технологического развития страны не приходится.

Таким образом, финансирование исследований и разработок в стране уже давно является сдерживающим фактором научно -технологического развития и требует от высшего руководства более решительных действий в данном вопросе.

Меры государственного регулирования, государственной поддержки и стимулирования научно-технологичес-когоразвития. Разработка данных мер в системе НТР является обязательным условием государственного управления в условиях рыночной экономики. Государственное регулирование предусматривает разработку законов, нормативных положений, стандартов, мер организационно -экономического воздействия на предприятия и иные хозяйствующие субъекты, ориентирующих их деятельность на реализацию государственной научно -технологической политики. Государственная поддержка предполагает оказание помощи предприятиям в технологическом развитии при невозможности или высоких рисках решения определенных задач собственными силами. Государственная система стимулирования направлена на повышение заинтересованности предприятий обеспечивать свое технологическое развитие, внедряя передовые технологии, оборудование, повышая квалификацию кадров. Следует сказать, что зарубежная практика выработала достаточно широкий арсенал данных мер, часть из которых уже используется в российской практике. Речь идет о том, что данные меры должны разрабатываться и использоваться в комплексе со всеми другими решениями в области НТР и обеспечивать единство научно-технологического развития страны.

Заключение. Таким образом, проведенный анализ возможностей в современных условиях формирования государственной системы научно -технологического развития в условиях рыночной экономики позволил выявить основные проблемы и наметить направления деятельности, которые могут стать ориентиром для органов государственного управления, научных организаций и отдельных ученых.

1 Данилин И.В. Современная научно-техническая политика США: инструменты и основные направления. - М.: ИМЭМО

РАН, 2011. - 69 с.

2

Доклад о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации в 2018 году / Российская академия наук. - М., 2019. - 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.