Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РФ'

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / научно-технологическое развитие (НТР) / приоритеты / региональный аспект / принципы стратегического планирования НТР / документы стратегического планирования / прогноз / стратегия / программы / проекты / strategic planning / scientific and technological development (STD) / priorities / regional aspect / principles of strategic planning of scientific and technological revolution / strategic planning documents / forecast / strategy / programs / projects
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляков Г.П., Багдасарян Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РФ»

Беляков Г. П.

д.э.н. проф. Сибирского государственного университета науки и технологий, Красноярск

gpbelyakov@mail.ru

Багдасарян Н.А.

аспирант Сибирского государственного университета науки и технологий, ассистент Сибирского федерального

университета, Красноярск

bna.n11@mail.ru

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РФ1

Ключевые слова: стратегическое планирование; научно-технологическое развитие (НТР); приоритеты; региональный аспект; принципы стратегического планирования НТР; документы стратегического планирования; пр о-гноз; стратегия; программы; проекты.

Keywords: strategic planning; scientific and technological development (STD); priorities; regional aspect; principles of strategic planning of scientific and technological revolution; strategic planning documents; forecast; strategy; programs; projects.

Введение

Научно-технологическое развитие (НТР) - важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики и ее устойчивого развития. В майском Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 2042 и основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года по его реализации определены ключевые установки развития экономики страны, важнейшие из которых: ускорение технологического развития Российской Федерации, вхождение России в число крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых; создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно -ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий3. Актуальность поставленных задач при формировании устойчивого развития России не вызывает сомнения как и тот факт, что стратегическое планирование является необходимым условием и инструментом обеспечения научно -технологического прорыва.

Учитывая, что научно -технологическое развитие пронизывает все сферы экономики, целесообразно акцентировать внимание на системе стратегического планирования НТР. Как отмечает академик РАН С. Ю. Глазьев, «с превращением НТП в ведущий фактор экономического роста одной из главных функций государства становится стратегическое планирование, организация долгосрочного прогнозирования и проектирования научно -технологического развития. Определяя перспективные направления экономического роста и заблаговременно создавая необходимые для их реализации заделы научно-исследовательских разработок, объекты инфраструктуры и образовательный потенциал, государство поднимает конкурентоспособность национальной экономки, наращивая сравнительные преимущества на

4

прорывных направлениях технико-экономического развития» .

В современных условиях научно -технологического развития Российской Федерации органы государственного управления и экспертное сообщество пристальное внимание уделяют проблеме регионального стратегического планирован НТР. Начиная с 2018 года, Президент РФ неоднократно высказывался о необходимости активного участия регионов в решении задач научно -технологического развития. В основах же государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных 7.05.2018 г., Президентом РФ достаточно четко сформулирована цель государственной политики регионального развития - обеспечение устойчивого экономического роста и научно -технологического развития региона5.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00355.

2

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038

3

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. -http ://government .ru/news/34168/

4 Глазьев С.Ю. О создании систем стратегического планирования и управления научно -техническим развитием // Инновации. - СПб., 2020. - № 2. - С. 14-23.

5 Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены Указом Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13.

Можно констатировать, что период фактического отсутствия государственной политики по участию регионов в научно-технологическом развитии завершается, и деятельность государственных органов власти и общественности

переходит к этапу осмысления и формирования региональной системы стратегического планирования НТР.

***

В постсоветской России возвращение интереса к государственному стратегическому планированию наметилось уже в конце нулевых годов, что связано с осознанием необходимости разработки интегрированной системы планирования, являющейся средством борьбы с комплексом структурных проблем, не решаемых в рамках рыночного саморегулирования. Результатом этого стала разработка и принятие Федерального закона № 172 ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1

В рамках данного документа стратегическое планирование определяется как «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально -экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сферы государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально -экономического развития РФ; субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности РФ» 2. При этом прописанные в ФЗ № 172 документы государственного стратегического планирования разграничены по стадиям процесса планирования (разрабатываемые в рамках целепо-лагания; прогнозирования; планирования и программирования); по уровням планирования (федеральный уровень, уровень субъектов РФ и уровень муниципальных образований), а также по периоду разработки (долгосрочные и среднесрочные документы).

В целом, федеральный закон является комплексным документом, рассматривающим основные компоненты стратегического планирования в стране. Прежде всего, в законе впервые представлен широкий перечень основных понятий, используемых в процессе стратегического планирования. Достаточно четко определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования. Сформулированы и раскрыты основные принципы организации и функционирования системы стратегического планирования: единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости), реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям, программно-целевой принцип3.

Однако, как отмечается в работах4, данный закон имеет ряд методологических упущений, связанных как с обеспечением взаимосвязи документов стратегического планирования в единой системе, так и с осмыслением некоторых существенных аспектов государственного планирования в условиях рыночной экономики. Среди этих аспектов в методологическом плане, на наш взгляд, следует особо выделить следующие направления: индикативное планирование как основной метод стратегического планирования в рыночной экономике; сценарный подход; программно -целевое планирование; государственно-частное партнерство; теория изменений. Остается не решенным также вопрос о создании специальных государственных органов стратегического планирования экономики страны и регионов.

Что касается стратегического планирования научно-технологического развития как составной части системы стратегического планирования РФ, то оно, на наш взгляд, в первую очередь нуждается в разработке этих аспектов. Складывающаяся система государственного стратегического планирования НТР, в частности, система документов пока не позволяет сформулировать четкий контур планирования научно-технологичного развития. Анализ многочисленных работ в этой области5 дает подробную оценку архитектуре документов стратегического планирования, регламентирующих государственную политику в научно -технологической сфере. В рамках модели государственного стратегического планирования, предлагаемой законом о стратегическом планировании в цепи « прогноз - стратегия -программа - план - проект» внимание сосредоточено на содержательной характеристике Прогноза научно-технологи -ческого развития РФ, Стратегии научно -технологического развития РФ, Перечне критических технологий и Государственных программ как базовых элементов системы государственного планирования НТР. При этом, как отмечает Бухвальд Е.М.6, при формировании документов стратегического планирования в сфере научно -технологического развития не реализован системный подход. В реальной практике действующих документов стратегического планирова-

1 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ. -

http ://www.consultant .ru/document/cons_doc_LAW_164841/4f41fe599 ce341751e4 e34dc50a4b676674 c1416/

2

3

2 Там же.

Беляков ГП., Гретченко А.И., Багдасарян Н.А. Комплексный анализ теоретико-методологических положений стратегического планирования как основа разработки системы стратегического планирования научно -технологического развития на федеральном и региональном уровнях // Экономика и предпринимательство. 2020. - № 12 (125). - С. 510-521.

4 Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование - путь к устойчивому развитию экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. - Т. 11, № 4. - С. 35-47; Доржиева В.В. Стратегическое планирование как инструмент обеспечения научно-технологического развития: региональный и отраслевой аспекты // Экономическое возрождение России. - СПб., 2019. - №3 (61). - https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-kak-instrument-obespecheniya-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-regionalnyy-i-otraslevoy-aspekty

5 Там же.

6 Бухвальд ЕМ. Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации // Экономическое возрождение России. - СПб., 2018. - № 3 (57). - https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-normativno-pravovoy -bazy -obespecheniy a-ekonomicheskoy -bezopasnosti-v-rossiy skoy -federatsii

ния, регламентирующих сферу научно -технологического развития, значительно больше. Это: Концепция долгосрочного социально -экономического развития РФ; Прогноз долгосрочного социально -экономического развития РФ; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегии и программы развития ряда наукоемких отраслей промышленности (радиоэлектронной, авиационной, судостроительной, медицинской, фармацевтической); Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 гг.); Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники (2013-2020 гг.); Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» (2013-020 гг.); Национальная технологическая инициатива1.

Определяющее значение в системе государственного стратегического планирования НТР имеет Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации2 (далее - стратегия НТР), которой присвоен высший статус среди документов стратегического планирования наряду со Стратегией национальной безопасности. В ней определены основные цели, задачи, приоритетные направления НТР и пути их реализации. Стратегия НТР была разработана при отсутствии основополагающего документа стратегического планирования - Стратегии социально -экономического развития РФ. Хотя в законе о стратегическом планировании четко прописано, что стратегия НТР РФ основывается на фундаментальной взаимосвязи со стратегией национальной безопасности и стратегией социально -экономического развития РФ и взаимозависимости таких стратегий в целях научно -технологического развития страны. Стратегия социально-экономическая развития РФ не разработана до сих пор, поэтому после ее разработки и утверждения потребуется вносить соответствующие корректировки в стратегию НТР. У авторов3 серьезное возражение вызывает содержательное наполнение стратегии, в которой практически ни слова не говорится об ее ориентированности на задачи разработки и освоения ключевых перспективных технологий нового формирующегося технологического уклада, способах формирования ядра современных промышленных производств, механизмов формирования новых высокотехнологичных рынков. Основной упор в стратегии сделан на поиске ответов на большие вызовы, стоящие перед государством, обществом и наукой, на институциональных особенностях функционирования науки. Как отмечает А.А. Никонова4, часть больших вызовов более характерна для развитых стран Западного мира, а национальные проблемы РФ в исследовательском секторе, в сфере человеческого развития в перспективе будут нести более деструктивное воздействие на устойчивость социально -экономической системы нежели большие вызовы. Парадоксально, что в стратегии сформулированы основные приоритеты организационных (институциональных) преобразований для научной и инновационной сферы минуя направления технологического развития промышленных отраслей.

В системе стратегического планирования НТР особая роль отводится долгосрочному научно -технологическому прогнозированию. Итогом осознания необходимости разработки единой системы технологического прогнозирования страны стало утверждение в январе 2014 года председателем Правительства РФ «Прогноза научно -технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Прогноз)5 подготовленного Минобрнауки РФ. Прогноз выделял 80 ключевых социально -экономических задач; продукты и услуги, которые в наибольшей степени нацелены на их решение (критерии выбора - потенциальный вклад в ВВП); а также направления науки и технологий, развитие которых будет способствовать производству соответствующих продуктов и услуг. Он был сформирован в разрезе шести приоритетных направлений развития в сфере науки, технологии и техники. В рамках каждого направления были выделены глобальные вызовы, возможности и угрозы для страны, определены инновационные рынки и перспективные области спроса на российские инновационные технологии и разработки, включая оценку их уровня на базе мировых После принятия закона о стратегическом планировании Правительство РФ приняло постановление от 13.07.2015 г. № 699 «Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно -технологического развития Российской Федерации»6. На основании данного постановления был подготовлен откорректированный Прогноз -2017, представленный в Правительство РФ в конце декабря 2917 г.7 На Прогноз - 2017 поступило много критических

1 Доржиева В.В. Стратегическое планирование как инструмент обеспечения научно-технологического развития: региональный и отраслевой аспекты // Экономическое возрождение России. - СПб., 2019. - № 3 (61). -ы^^у berleninka.rU/artide/n/strategicheskoe-p кшгоу anie-kak-instrument-obesp echeniy a-nauchno-tehnologichesko go-raz ушу a-regionalny у -i-otraslevoy -aspekty

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2035 года, утверждена 1 декабря 2016 года Указом Президента РФ №642. - http://base.garant.ru/71551998/

Филатов В.И., Доржиева В.В. Стратегическое планирование как инструмент обеспечения устойчивого научно-технологического и промышленного развития регионов. федерализм. 2018; (4): 153-168; Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование как инструмент преодоления технологического отставания России // Мир новой экономики. 2019. - № 2. -https://cyberleninka.rU/artide/n/strategicheskoe-planirovanie-kak-instrument-preodoleniya-tehnologicheskogo-otstavaniya-rossii; Ленчук Е.Б. Филатов В.И. Стратегическое планирование - путь к устойчивому развитию экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. - Т. 11, № 4. - С. 35-47.

4 Там же.

5 Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 года (№ ДМ - П8-5). -https://prognoz2030.hse.ru/data/2014/12/25/1103939133/Prognoz_2030_final.pdf

6 Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 г. № 699 «Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации».

7

«Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». (Проект 19.12.2017). Приведение в соответствие с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

замечаний1, до настоящего времени прогноз не утвержден. Как отмечает доктор экономических наук А.В. Алексеев2, прогноз НТР РФ нуждается в более последовательном использования системного подхода к особенностям НТР отраслей экономики, он же отмечает и отсутствие межотраслевой взаимосвязи, технологической логики развития отраслей материального производства. Инновационные преобразования в экономике рассматриваются через призму отдельных импульсов в некоторых отраслевых подсистемах, а не как волна инноваций, начинающаяся с базовых отраслей и накрывающая все остальные отрасли народного хозяйства.

Не подвергая сомнению актуальность разработки долгосрочного прогноза, следует учесть, что данный документ создает каркас для развития НТР в России. По мнению заместителя директора департамента инновационного развития Министерства экономического развития России П. Рудника, «документ является базой для определения приоритетных направлений государственной поддержки научно -исследовательских и опытно -конструкторских работ; технологической модернизации производства; формирования тематики и объема финансирования проектов в сфере исследований и разработок; проведение конкурсного отбора исполнителей научно -исследовательских и опытно -конструкторских работ»3.

При разработке долгосрочного прогноза НТР, в условиях ограниченности ресурсов, ключевым становится четкий выбор приоритетов науки и технологий на государственном уровне. Для России считаем целесообразным в рамках разработки долгосрочного прогноза НТР РФ и актуализации перечня приоритетных направлений ориентироваться на многолетний положительный опыт Китая. Понимание руководством КНР необходимости определения долгосрочных направлений научно -технологического развития способствовало разработке «Прогноза социально -экономического развития страны до 2050 г.» и «Дорожной карты научно -технологического развития Китая до 2050 г.» (далее дорожная карта). Документ был опубликован в январе 2018 года и является результатом работы более 100 ведущих научно-исследовательских институтов страны, порядка 300 экспертов и 60 академиков. Исследования для создания дорожной карты охватили восемь основных направлений. Это развитие энергоресурсов, новые материалы и «умное» производство, развитие информационных сетей, сельское хозяйство и биотехнологии, народонаселение и здравоохранение, развитие системы охраны окружающей среды, исследование космоса и океана, технологии обеспечения безопасности страны и общества4. В рамках восьми основных направлений, выделены двадцать две инициативы, являющиеся стратегически важными для долгосрочного развития КНР. Шесть инициатив стратегической важности для повышения конкурентоспособности Китая на мировой арене: развитие высокопроизводительных вычислительных возможностей, технологии переработки отходов после использования ресурсов, молекулярное конструирование наследственности животных, растений и др. Семь инициатив стратегической важности призваны обеспечить устойчивое развитие Китая. В частности - это развитие производства геотермальной энергии, производство атомной энергии следующего поколения, исследование основ клеточной и регенеративной медицины и др. Две инициативы сосредоточены на национальной и общественной безопасности, которые связаны с пониманием ситуации в космическом пр о-странстве и параллельными системами управления и социального контроля. Четыре инициативы нацелены на усиление фундаментальной науки в тех направлениях, которые потенциально могут привести к прорывам. Это исследования в области темной материи и темной энергии, искусственной жизни и синтетической биологии. Три инициативы ориентированы на новые междисциплинарные области исследования, которые включают нанонауки; математику и комплексные системы, а также освоение космоса5. Выработанные в стране системой научно -технологического прогнозирования приоритетные направления задают ориентиры для развития сектора исследований на тридцатилетний горизонт.

Исходя из опыта КНР, в процессе совершенствования системы прогнозирования научно-технологического развития России, на наш взгляд, необходимы:

- разработка долгосрочных прогнозов НТР (на 30-50 лет);

- широкое участие сети экспертов, представляющих все сектора науки, а также ведущих исследовательских учреждений ведомственной принадлежности в разработке долгосрочного прогноза НТР РФ, что превратит его в действительно работающий документ;

- всесторонний учет положений дорожных карт при формировании отраслевых и региональных прогнозов.

К документам стратегического планирования научно -технологического развития в рамках планирования и прогнозирования относятся также государственные программы Российской Федерации, но особенности их разработки в законе о стратегическом планировании не рассмотрены.

1 О содержании проекта прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. / В.А. Крюков, ВИ. Суслов, А.О. Баранов, Ю.Ш Блам, А.А. Заболотский, Н.А. Кравченко, А.В. Соколов, Н.И. Суслов, ГА. Унтура,

В.Н. Чурашев // Проблемы прогнозирования. - М., 2019. - № 3. - С. 40-49.

2

Алексеев А.В. Прогноз научно-технологического развития РФ: реальный или виртуальный инструмент стратегического

планирования? // ЭКО. 2018. - № 8. - С. 63-77.

3

Кумакова С.В. Стратегическое планирование как механизм решения проблем технологической модернизации экономики России // Россия: тенденции и перспективы развития. - М., 2015. - Ч. 2. - https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-kak-mehanizm-resheniya-problem-tehnologicheskoy-modernizatsii-ekonomiki-rossii

4 Багдасарян Н.А., Беляков Г.П., Батукова Л.Р. Опыт стратегического планирования научно -технологического развития в КНР и его использование в российской практике // Россия: тенденции и перспективы развития. - М., 2020. - Вып. 15, ч. 2. -https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-strategicheskogo-planirovaniya-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-v-knr-i-ego-ispolzovanie-v-rossiyskoy -praktike

5 Там же.

В последние годы органы государственного управления и экспертное сообщество большое внимание уделяют региональному срезу научно -технологического развития. Парадоксально, что несмотря на неоднократные указания Президента РФ на необходимость активного участия регионов в решении задач научно -технологического развития, региональная система в виде набора соответствующих документов стратегического планирования НТР (от прогноза до программы) в рамках закона о стратегическом планировании не предусмотрена, что, на наш взгляд, является несомненным упущением. Собственно, в основах государственной политики регионального развития Российской Федер а-ции на период до 2025 года, утвержденной 7.05.2018, Президентом РФ четко сформулирован императив государственной политики регионального развития: обеспечение устойчивого экономического роста и научно -технологи-ческого развития региона1.

Сам же факт необходимости обращения регионов к стратегическому планированию НТР как новое явление региональной политики исключительно важен и требует форсированной разработки стратегии научно-технологического и инновационного развития и регионального прогноза научно-технологичного развития как в виде раздела стратегии и прогноза социально -экономического развития, так и, возможно, в форме самостоятельного документа стратегического планирования.

Представляется, что формируемая региональная система стратегического планирования НТР должна выдержать логику построения системы стратегического планирования, определенную законом о стратегическом планировании и включать следующую схему разработки документов стратегического планирования НТР субъекта РФ 2:

- в рамках целеполагания - разработка стратегии научно-технологического и инновационного развития субъекта РФ;

- в рамках прогнозирования - разработка регионального прогноза научно -технологического развития;

- в рамках планирования и программирования - разработка программ и проектов научно -технологического и инновационного развития, как это предусмотрено Единым планом по достижению национальных целей развития РФ3.

Сегодня дальнейшая работа над документами регионального стратегического планирования НТР без обозначения ее основных принципов может завести реализацию регионального стратегического планирования НТР в тупик. Становится очевидным, что на повестке дня - выстраивание методологии реализации региональной системы стратегического планирования НТР и в первую очередь - разработка ее принципов. В качестве основных авторы настоящего исследования выделили:

1) Принцип системной встроенности. Региональное стратегическое планирование НТР как система занимает промежуточное место в иерархии территориальных систем стратегического планирования НТР, что определяет возникновение двухуровневого контура планирования. Внутри внешнего контура стратегическое планирование НТР региона является объектом государственного стратегического планирования НТР. Внутренний контур связан с элементами (подсистемами) региональной системы, ее внутренней структурой (локальные территории - муниципальные районы, городские округа), где стратегическое планирование НТР региона выступает в роли субъекта (см. рис. 1). Соответственно, с одной стороны, научно -технологическое развитие региона как подсистема НТР страны должна отвечать государственной системе специализации территориального разделения труда в НТР, с другой, как локальная территория со своими особенностями, задавать направления увязки отраслевых стратегий.

Помимо территориальной иерархии стратегического планирования НТР необходимо учитывать и встраиваемость стратегии НТР региона в иерархию документов стратегического планирования разноуровневых территориальных систем (см. рис. 1). «Пространственный срез» в аспекте системы документов стратегического планирования НТР возможно реализовать через развитие практики согласования документов федерального и регионального центра. Так, необходимость содержательной увязки региональных и отраслевых аспектов НТР диктует следующие требования к организации работ над документами стратегического планирования НТР: 1) отраслевые стратегии и программы НТР должны учитывать стратегию научно -технологического развития РФ; 2) региональная стратегия научно-технологи -ческого развития должна опираться как на стратегии научно -технологического развития РФ, так и на отраслевые документы стратегического планирования НТР и программы НТР РФ.

2) Принцип целенаправленности. Направления стратегических приоритетов НТР региона должны учитывать специфику региона как социально -экономической системы. Речь идет о рассмотрении стратегических приоритетов научно-технологического развития как императива развития и реализации социальных целей: повышение благосостояния и качества жизни населения. Реализация же экономических целей развития региона должна выступать как у с-ловие достижения главной социальной цели. Последнее позволит сгладить конфликт экономических и социальных целей стратегии - максимизации экономического роста и благополучия населения.

Особая значимость стратегического планирования НТР в региональном аспекте заключается в более чутком учете проблем, назревших на местном уровне (охраны окружающей среды, развития человеческого капитала, качества жизни, благосостояния населения), и в то же время, в реализации задач национальной политики НТР с учетом регио-

1 Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены

Указом Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13.

2

Беляков ГП., Гретченко А.И., Багдасарян Н.А. Комплексный анализ теоретико-методологических положений стратегического планирования как основа разработки системы стратегического планирования научно -технологического развития на федеральном и региональном уровнях// Экономика и предпринимательство. 2020. - № 12 (125). - С. 510-521.

3

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. Утвержден 8.05.2019 г. Председателем Правительства РФ. - http://government.ru/news/36606/

нальных конкурентных преимуществ (природных, научно -образовательных, технических, информационных, культурных, социально -экономических, институциональных).

Рисунок 1.

Место регионального стратегического планирования НТР в системе территориальной и документарной иерархии стратегического планирования НТР (модель «как должно быть»)

Что касается муниципального уровня, то важнейшей задачей, на наш взгляд, является определение его роли и места в процессах стратегического планирования НТР на федеральном и региональном уровнях Об этом свидетельствует заявление Президента РФ на заседании Совета по развитию местного самоуправления, состоявшемся 30 января 2020 года, где достаточно четко поставлена общая задача - «обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между регионами и муниципалитетами» 1.

3) Принцип нелинейности. В системе стратегического планирования НТР региона изучение будущего, выявление проблем и преимуществ методом экстраполяции нецелесообразно. Для сложной системы НТР региона существует множество факторов и различных экономических агентов, изменяющих сложившиеся тенденции, проблемы, в связи с чем важным инструментом стратегического планирования НТР региона становятся сценарные методы. Региональная стратегия НТР должна иметь два и более сценариев развития. Нелинейность НТР также определяет необходимость

1 Стенограмма заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 30.01.2020 г. - http://prezident.org/tekst/stenogramma-zasedanie-soveta-po-razvitiyu-mestnogo-samoupravlenija-30-01-2020.html

наличия в системе стратегического планирования НТР региона системы мониторинга и корректировки целей, задач, целевых индикаторов.

4) Принцип адаптивности. НТР региона является открытой системой, включающей в себя значительное количество внутренних и внешних связей. Субъекты научно -технологического развития региона принимают решения в условиях взаимодействия с внешней средой, адаптируясь под изменения внешней среды. Адаптивность поведения субъектов влияет на качество стратегического планирования НТР региона. Системное, целенаправленное, планомерное выравнивание вектора стратегического развития науки и техники региона для формирования адекватной адаптивной реакции на изменение параметров внешней среды предъявляет спрос на такой гибкий инструмент, как управление изменениями. Понятие «управление изменениями» используется в теории стратегического управления преимущественно на корпоративном уровне, однако сложный характер динамических изменений, происходящих в р егионе, свидетельствует о допустимости введения на уровне регионального стратегического планирования1. Суть управления изменениями на уровне регионального стратегического планирования НТР заключается в упорядочении НТР региона посредством предвидения вариантов изменений и выработки адаптивных реакций к ним. Т.е. управление изменениями с точки зрения стратегического планирования НТР предполагает: (а) изменение в системе целеполагания, в соответствии с которой не просто обосновываются цели и приоритеты, а расставляются акценты на базе проработки факторов развития во взаимосвязи прошлого и будущего региона через настоящее2. В контексте управления изменениями региона целеполагание является более «скользким», цели автоматически корректируются, с одной стороны, при изменении характера и тесноты внутренних взаимосвязей субъектов стратегического планирования НТР, с другой, при изменении внешней динамики, т.е. при изменении целей НТР региона как подсистемы государственной системы стратегического планирования НТР. Отчетливо обозначается динамическая взаимосвязь между целями и возможностями их отклонения на одном уровне, тянущая за собой изменение целей на других уровнях. Так, изменение генеральной цели при наличии тесной взаимосвязи целей разного порядка приводит к соответствующему изменению целей второго порядка и, наоборот, при изменении целей низшего порядка (конкретизированных под отрасль), возникающих из-за сокращения ресурсного потенциала, изменения экономических условий возможна определенная корректировка генеральной цели3. (б) ликвидацию разрыва между вероятным и стратегическим результатом путем корректировки и изменения прежних ориентиров, плановых показателей, а, следовательно, и соответс твующей корректировки способов и

4

инструментов реализации стратегии .

5) 5) Принцип согласованности. Региональное стратегическое планирование НТР - сложная система, включающая множество стейкхолдеров со своими интересами. Она должна иметь целостный характер, реально учитывать множество позиций участников НТР: органов публичной власти, бизнеса, общественные интересы, интересы академических кругов, соответственно, должна подразумевать иную технологию планирования, осуществляться через механизм государственно-частного партнерства и индикативного планирования. Последнее в рамках научно -технологического развития может состоять в определении общих научно-технологических задач региона и включать применение для их решения главным образом, прямых и косвенных рыночных механизмов, ориентируя субъектов НТР на выполнение поставленных целей. На современном этапе зарубежными странами, в частности Китаем, накоплен богатый практический опыт применения механизмов стимулирования НТР: 1) прямая бюджетная поддержка включающая, финансовую поддержку приобщения китайских компаний к наилучшим зарубежным технологиям и их развитие на этой основе. Так, например, Банк развития Китая должен предоставлять «льготные кредиты» высокотехнологичным компаниям; а также прямые государственные инвестиции (централизованного правительства) в фундаментальные исследования, исследования в области передовых технологий, в строительство крупной научно -технической инфраструктуры. 2) косвенная поддержка, предполагающая: а) налоговые преференции для предприятий малого и среднего бизнеса: уменьшение налогооблагаемой базы путем вычета из валовой прибыли до 150% расходов на НИОКР (т.е. расходы на НИОКР на 150% не облагаются налогом, фактически составив чистое субсидирование); введение механизмов ускоренной амортизации научно -исследовательского оборудования стоимостью до 300 тыс. юаней; ускоренное внедрение НДС потребительского типа и включение налога, взимаемого с оборудования, в сферу вычета НДС; б) поддержку высокотехнологичных китайских компаний в части государственной закупки их продукции5;

6) Принцип достижимости цели предусматривает всесторонний учет при формировании региональной стратегии НТР его ресурсных и структурных возможностей: имеющейся материально-технической базы предприятий; трудовых ресурсов и условий их воспроизводства; научно -технического потенциала; существующего технологического уровня в отдельных сферах и отраслях регионального хозяйства. Безусловно, при выборе стратегических направлений развития науки и технологий в отдельных отраслях региона целесообразно проводить анализ ресурсного потен-

1 Сафина Э.Б. Стратегическое планирование территорий как стратегирование процесса управления изменениями // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала, 2014. - № 6 (44). - https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-territoriy -kak-strategirovanie-protsessa-upravlemy a-izmeneniy ami

2 Там же.

3 Там же, с. 7.

4 Атабиева З.Б. Управление изменениями в системе стратегического планирования регионального развития: механизм, направления, инструменты // Пространство экономики. 2009. - № 4-2. - https://cyberleninka.ru/article/n/upravleme-izmeneniyami-v-sisteme-strategichesko go-planirovaniy a-regionalno go-razvitiy a-mehanizm-napravleniy a-instrumenty

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Беляков Г.П., Багдасарян Н.А. Модель системы стратегического планирования научно -технологического развития Китая: уроки для России // Наука и практика. - М., 2021. - Т. 13, № 2 (42). - С. 10-25. https://www.rea.ru/ru/org/managements/izdcentr/Documents/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%A2.13%20%E2%84%962%20(42).pdf

циала в этих секторах для дальнейшей реализации соответствующих инвестиционных, научно -технических и организационных меропр иятий.

Заключение

На современном этапе дальнейшая работа над отдельными документами регионального стратегического планирования НТР без реализации системного подхода и методологического обеспечения может завести в тупик. Становится очевидным, что на повестке дня - разработка методологии реализации региональной системы стратегического планирования НТР, включающей следующие вопросы:

- основные принципы и методические подходы к их обеспечению;

- порядок организации и функционирования процесса регионального стратегическо го планирования НТР;

- требования к содержанию документов регионального стратегического планирования НТР, порядок их разр а-ботки, утверждения, а также их встраиваемость в иерархию документов стратегического планирования разноуровневых территориальных систем;

- определение участников регионального стратегического планирования НТР и их полномочий. Правовая неопределенность последнего является существенным упущением, учитывая требование ФЗ -172 «об установлении полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования».

Особого внимания заслуживает определение роли муниципальных образований в научно -технологическом развитии и их участие в стратегическом планировании НТР. Вопросы, возникающие в ходе осмысления места местного самоуправления в процессе стратегического планирования НТР, нами рассматриваются как открывающие новые горизонты исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.