Научная статья на тему 'Стратегическое планирование как инструмент обеспечения научно-технологического развития: региональный и отраслевой аспекты'

Стратегическое планирование как инструмент обеспечения научно-технологического развития: региональный и отраслевой аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТЫ / STRATEGIC PLANNING / STRATEGIC PLANNING MODEL / REGIONAL AND SECTORAL ASPECTS OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доржиева В.В.

Рассмотрены особенности формирования модели государственного стратегического планирования в Российской Федерации, предусматривающей логическую последовательность разработки и взаимосвязи документов стратегического планирования научно-технологического развития с учетом отраслевого и регионального аспектов государственной политики. На основе анализа действующей архитектуры документов стратегического планирования, регламентирующих государственную политику в научно-технологической сфере, сделан вывод о необходимости реализации системного подхода к формированию и реализации государственной политики на отраслевом и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Доржиева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic planning as a tool to ensure scientific and technological development: regional and sectoral aspects

The article describes the features of the formation of the model of state strategic planning in the Russian Federation, providing a logical sequence of development and interrelation of strategic planning documents of scientific and technological development, taking into account the sectoral and regional aspects of state policy. The analysis of the current architecture of strategic planning documents regulating the state policy in the scientific and technological sphere, which allowed to draw a conclusion about the need to implement a systematic approach to the formation and implementation of state policy at the sectoral and regional levels

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование как инструмент обеспечения научно-технологического развития: региональный и отраслевой аспекты»

В. В. Доржиева1

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТЫ

Рассмотрены особенности формирования модели государственного стратегического планирования в Российской Федерации, предусматривающей логическую последовательность разработки и взаимосвязи документов стратегического планирования научно-технологического развития с учетом отраслевого и регионального аспектов государственной политики. На основе анализа действующей архитектуры документов стратегического планирования, регламентирующих государственную политику в научно-технологической сфере, сделан вывод о необходимости реализации системного подхода к формированию и реализации государственной политики на отраслевом и региональном уровнях.

Ключевые слова: стратегическое планирование, модель стратегического планирования, научно-технологическое развитие, региональный и отраслевой аспекты.

УДК 330.352

В условиях динамично развивающегося научно-технологического прогресса роль технологического фактора в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности экономики является определяющей. Усиливается необходимость реализации системного подхода к формированию социально-экономической политики на отраслевом и региональном уровнях. Стратегическое планирование является необходимым условием и инструментом реализации нового этапа научно-технологического развития и обеспечения научно-технологического прорыва [2, с. 46; 7, с. 4].

Научно-технологическое развитие как сфера деятельности охватывает несколько взаимосвязанных процессов:

• научные исследования в области расширения и накопления фундаментальных знаний о природе и обществе, формирующих основу для развития системы общего и специального образования, а также научный задел для возникновения новых технологий в различных сферах производства;

• научные исследования и НИОКР, направленные на создание новых или улучшение существующих технологических процессов и оборудования для их реализации. Результатом такой реализации являются технологические инновации (нововведения) в виде продуктов с новыми свойствами для рынка потребительских товаров, а также новых технологий и оборудования производственного назначения для выпуска новой продукции либо повышения эффективности (снижения затрат различных факторов производства) производственных процессов [6, с. 157-158].

1 Валентина Васильевна Доржиева, ведущий научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН, доцент, канд. экон. наук.

Государственное стратегическое планирование в России регламентируется Федеральным законом № 172 ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 172), формирующим правовую основу для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного долгосрочного планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ; обеспечивает правовое закрепление системы стратегического планирования как совокупности процессов по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию и определяет четкий перечень для каждого из них на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований, набор документов соответствующего уровня управления, общие требования к ним, полномочия и ответственность участников процесса.

Прописанные в ФЗ №172 документы государственного стратегического планирования можно классифицировать:

• по уровню государственного управления (федеральный, макрорегионов, субъектов Российской Федерации (региональный) и муниципальных образований);

• по каждой процедуре стратегирования (целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию);

• по периоду разработки (долгосрочные и среднесрочные документы).

В составе федеральных документов стратегического планирования можно выделить документы, разрабатываемые по отраслевому и территориальному принципам (рис.1).

Модель государственного стратегического планирования, предлагаемая ФЗ №172 (рис. 2), предусматривает логическую последовательность разработки и взаимосвязи документов стратегического планирования на федеральном уровне в рамках цепочки «прогноз - стратегия - программа - план - проект». На наш взгляд, в современных условиях актуально смещение ракурса государственного стратегического планирования в сторону централизации (на федеральный уровень).

По мнению ряда экономистов, данная модель далека от совершенства, и системный подход при формировании документов стратегического планирования реализовать не удалось [1, с. 35-39; 3, с. 39-42; 5]. Особенно наглядно это проявилось в архитектуре документов в сфере научно-технологического развития (рис. 3).

Во-первых, в ФЗ №172 в составе системы документов стратегического планирования в контексте научно-технологического развития отмечаются только Прогноз научно-технологического развития РФ, Стратегия научно-технологического развития РФ, Перечень критических технологий и Государственные программы. В реальной практике действующих документов стратегического планирования, регулирующих сферу научно-технологического развития, значительно больше. К ним можно отнести: Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ2, Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ3, Стратегию инновационного развития РФ4, а также целый ряд отраслевых стратегий и планов их реализации.

2 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

3 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года Разработан Минэкономразвития РФ в 2013 г. Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

4 Распоряжение от 8 декабря 2011 года №2227-р «О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» / Режим доступа: http://government.ru/docs/9282/

Документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне

Целеполагание

- решение (Послание) Президента РФ, Правительства РФ, Совета Безопасности РФ;

- стратегия социально-экономического развития РФ;

- стратегия национальной безопасности РФ, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ;

- стратегия научно-технического развития РФ

- стратегия пространственного развития РФ;

- стратегии социально-экономического развития макрорегионов

отраслевые стратегии, в том числе схемы стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления;

стратегии отдельных сфер социально-экономического развития;

иные документы стратегического планирования, которые соответствуют требованиям закона, и решение о разработке которых принято Президентом РФ или Правительством РФ

Прогнозирование

I

Планирование и программирование

- прогноз научно-технического развития РФ;

- стратегический прогноз РФ;

прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период;

- прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период

- основные направления деятельности Правительства РФ;

- государственные программы РФ;

- государственная программа вооружения;

- планы деятельности федеральных органов исполнительной власти

схемы территориального планирования РФ

по территориальному принципу по отраслевому принципу

Рис. 1. Классификация документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне в соответствии с ФЗ №172

Во-вторых, Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года5 разрабатывался до введения в действие ФЗ № 172, который был утвержден 28 июня 2014 г., а в рамках логики ФЗ № 172 были введены в действие Стратегия научно-технологического развития РФ на период до 2030 года (2016 г.)6, Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»

5 Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, 2013. №ДМ-П8-5 (официально опубликован не был) / Режим доступа: http://government.ru/news/9800/

6 Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

J I

I

Прогноз научно-технологического развития РФ

а\

«

Я В" О

с.

ч

о

«

я в-

0 с.

и

01

Я

«

01 с.

и

Федеральный

Региональный

Му ни ци па льн ый

Со §

а

I

г; -с

О §

Гй 05

о

о. гъ а г;

£ О О

г; г;

о

&

и» 'оч

Прогнозирование

Целеиолагание

Планирование и программирование

Прогнозирование Целеполагание Планирование Прогнозирование Целеполагание Планирование

Рис. 2. Модель государственного стратегического планирования в РФ (интерпретировано автором по ФЗ №1727 и [4, 5])

п I

I г

Прогнозирование

Целеполагание

Программирование

До принятия ФЗ №172

Перечень крити-

Прогноз СЭР

Концепция СЭР

Стратегия ИР

Отраслевые || стратегии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческих технологии

Прогноз НТР

После принятия ФЗ №172

I-------1

| Проект 1

Прогноза НТР |

/

I Стратегия СЭР ■ Г '' _

I.-------1 I /

Стратегия НТР

Государственные программы

Государственная программа НТР

Планирование

Планы реализации ■ стратегии и программ

План реализации Стратегии НТР и программ

----1-----1

Проекты

Дорожные карты НТИ

Национальные проекты

Проекты, включенные в ГП НТР, Мегасайенс

2008-2013 гг.

2014 г

2016 г

2018 г

2019 г

2020 г

Рис. 3. Действующая архитектура документов государственного стратегического планирования научно-технологического развития (разработано автором)

(2019 г.)8, ряд дорожных карт Национальной технологической инициативы (20162018 гг.), Национальный проект «Наука» (2018 г.).

В-третьих, Стратегия научно-технологического развития РФ, в которой сформулированы основные приоритеты институциональных (т. е. организационных) преобразований для научной и инновационной сфер, была разработана при отсутствии актуального базового документа стратегического планирования - Стратегии социально-экономического развития РФ. И только после принятия Стратегии научно-технологического развития РФ активизировалась работа над актуализацией и/или разработкой Прогноза научно-технологического развития РФ (2018 г.), отраслевых и региональных стратегий и программ.

Таким образом, на федеральном уровне были нарушены временная и логическая последовательность разработки документов стратегического планирования в рамках цепочки «прогноз - стратегия - программа - план - проект» в сфере научно-техно-

7 Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/regulation/; Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации».

8 Постановление от 29 марта 2019 года №377 «О Государственной программе РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»»/ Режим доступа: http://government.ru/ news/36310/

логического развития. При этом все принятые документы стратегического планирования слабо решают актуальные задачи научно-технологического прорыва.

Региональный аспект научно-технологического развития в документах стратегического планирования (СП) обозначается через формирование инфраструктуры в целях обеспечения благоприятной среды для научно-технической и инновационной деятельности.

Отраслевой аспект в документах СП во многом определяется спецификой размещения промышленного потенциала и моделью территориальной организации национального хозяйства, где центрами концентрации научно-технологического потенциала являются наиболее инфраструктурно обустроенные промышленные регионы с достаточно высокой плотностью населения и повышенными образовательным и культурными потенциалами. Именно в этих регионах происходят трансформация технологической структуры экономики, смена технологических укладов, модернизация производства и потребления, но при этом не все они могут и должны стать локомотивами научно-технологического развития.

Безусловно, для каждого региона существует свой индивидуальный технологический вектор развития, учитывающий ресурсные и структурные возможности. Рассматривая направления дальнейшего развития территориальной организации научно-технологического комплекса страны через призму ускорения экономического роста, можно выделить ряд подходов, направленных на обеспечение роста ВРП:

1. В регионах с высокой долей обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей в ВРП ее дальнейшее наращивание будет связано с ростом эффективности функционирования существующего производственного потенциала на основе его масштабной технологической модернизации и дальнейшей диверсификации сложившейся промышленной структуры. Такая модернизация и диверсификация могут осуществляться за счет внедрения новых технологий (из перечней наилучших доступных технологий или НТИ -национальной технологической инициативы) на действующих производствах и расширения номенклатуры выпускаемой продукции на основе технологической общности, а также диверсификации в рамках конверсии производств оборонного профиля, которая также может осуществляться на основе технологической близости выпускаемой продукции оборонного и гражданского назначения.

2. В регионах с невысокой долей обрабатывающих отраслей в ВРП наращивание масштабов хозяйственной деятельности может осуществляться на основе диверсификации производственной структуры по различным направлениям повышения эффективности использования потенциала территории: от углубления степени переработки сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов до создания новых высокотехнологичных производств в контексте НТИ.

В обоих вариантах выбор сценариев развития при формировании документов СП зависит от двух факторов: ресурсного потенциала региона (включая качество трудовых ресурсов и условий их воспроизводства) и масштабов потенциального рынка для намечаемых к выпуску новых видов продукции и услуг.

Необходимость содержательной увязки регионального и отраслевого аспектов социально-экономического развития страны в контексте научно-технологического развития диктует соответствующие требования к организации работ над документами СП. Технология их разработки должна быть согласована во времени таким образом, чтобы отраслевые документы (стратегии и программы) учитывали общеэкономическую стратегию, а региональные стратегии и программы опирались не только на общеэкономическую стратегию, но и на отраслевые документы стратегического планирования.

В принятой Стратегии пространственного развития РФ указано, что научно-технологический аспект должен содержать «обоснование предложений по формированию инновационных территориальных кластеров, территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон, промышленных кластеров и индустриальных парков в соответствии с приоритетами пространственного развития макрорегиона и конкурентными преимуществами каждого субъекта РФ, входящего в состав макрорегиона». В таком ресурсном контексте данная стратегия пересекается со Стратегией научно-технологического развития РФ, где в качестве целеполагания определена поддержка отдельных территорий (регионов) с высокой концентрацией исследований, разработок, инновационной инфраструктуры и производства. При этом очевидно, что содержательные основные тренды научного и технологического развития формируются не на региональном, а на национальном и наднациональном уровнях, формируя содержательную канву, в которую регионы должны вписываться в соответствии со своими научно-технологическим и производственным потенциалами, которые концентрируются по территории страны крайне неравномерно.

Реализация Стратегии пространственного развития РФ, как и отраслевых документов стратегического планирования, должна осуществляться, прежде всего, через реализацию соответствующих инвестиционных, научно-технических и организационно-управленческих проектов, нацеленных на развитие производственного и технологического потенциалов, расширение масштабов и качества услуг социальной сферы, рост эффективности использования производственного и природного потенциалов.

Выводы

1. ФЗ-№ 172 формирует концептуальную основу для устойчивого научно-технологического развития страны.

2. Основная организационно-методическая проблема обеспечения эффективности отмеченных документов стратегического планирования научно-технологического развития заключается в обеспечении их функциональной взаимосвязанности в контексте как логики (последовательности) разработки прогнозов, стратегий и программ, так и уровней стратегического планирования - от федерального до регионального.

3. Основная функция регионального среза научно-технологического развития заключается в повышении эффективности его ресурсного и инфраструктурного обеспечения на основе комплексирования имеющихся в регионах интеллектуальных и технологических ресурсов и в интересах реализации основных направлений научно-технологического развития, формирующихся на национальном уровне.

Список литературы

1. Бухвальд, Е. М. Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации / Е. М. Бухвальд // Экономическое возрождение. - 2018. - №3(57). - С. 34-45.

2. Ленчук, Е. Б. Новые возможности и риски в осуществлении научно-технологическо-го развития России / Е. Б. Ленчук // Экономическое возрождение России. - 2019. - № 1(59). -С. 46-52.

3. Ленчук, Е. Б. Стратегическое планирование - путь к устойчивому развитию экономики России / Е. Б. Ленчук, В. И. Филатов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. -Т. 11. - №4. - С. 35-47. БОТ: 10.15838^0.2018.4.58.2

4. О гармонизации документов государственного стратегического планирования: препринт WP8/2015/01/ А. В. Клименко [и др.]. - М.: Издат. дом Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики», 2015. - 48 с.

5. Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения: аналит. докл. (по результатам мониторинга реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»): препринт WP8/2016/02 / А. В. Клименко [и др.]. - М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2016. - 60 с.

6. Филатов, В. И. Стратегическое планирование как инструмент обеспечения устойчивого научно-технологического и промышленного развития регионов / В. И. Филатов, В. В. Дор-жиева // Федерализм. - 2018. - №4 (92). - С. 153-168.

7. Яковец, Ю. В. Стратегия научно-технологического прорыва России: аналитические материалы. - Вып. 7 / Ю. В. Яковец, К. К. Колин. - М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. - 40 с.

V. V. Dorzhieva. Strategic planning as a tool to ensure scientific and technological development: regional and sectoral aspects. The article describes the features of the formation of the model of state strategic planning in the Russian Federation, providing a logical sequence of development and interrelation of strategic planning documents of scientific and technological development, taking into account the sectoral and regional aspects of state policy. The analysis of the current architecture of strategic planning documents regulating the state policy in the scientific and technological sphere, which allowed to draw a conclusion about the need to implement a systematic approach to the formation and implementation of state policy at the sectoral and regional levels.

Keywords: strategic planning, strategic planning model, regional and sectoral aspects of scientific and technological development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.