Научная статья на тему 'ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В КИТАЕ'

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
150
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-технологический комплекс Китая / научно-технологическое развитие / фундаментальные и прикладные исследования / инновационная система / China's scientific and technological complex / scientific and technological development / fundamental and applied research / innovation system
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В КИТАЕ»

Беляков Г.П.

д.э.н., профессор Сибирского государственного университета науки и технологий, Красноярск gpbelyakov@mail. ru Рыжая А. А.

к.э.н., доцент Сибирского государственного университета науки и технологий, Красноярск

ryzhaya@sibsau.ru

Беляков С.А.

к.э.н., доцент Сибирского федерального университета, Красноярск belser24@mail.ru

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В КИТАЕ1

Ключевые слова: научно-технологический комплекс Китая, научно-технологическое развитие, фундаментальные и прикладные исследования, инновационная система.

Keywords: China's scientific and technological complex, scientific and technological development, fundamental and applied research, innovation system.

Главным фактором социально-экономического роста развитых стран на современном этапе является научно-технологическое развитие. Многие страны-аутсайдеры, основываясь на передовом зарубежном опыте реализации научной политики, стремятся в короткие сроки восполнить недостаток инновационного потенциала. Одним из наиболее успешных примеров институционального и социокультурного реформирования, направленного на повышение качества науки, технологий и рыночных механизмов, способствующих быстрой коммерциализации исследований и разработок, является Китай. Несмотря на то, что инновационная система КНР унаследовала многие характеристики советской научной системы, которая не была в достаточной степени адаптирована к задачам рыночной экономики, масштабная реформа высшего образования, а также поддержка технологических предприятий и создание зон высоких технологий позволили Китаю стать одной из главных экономических и научных держав современности. Чтобы понять причины стремительного роста КНР, необходимо рассмотреть особенности становления научно-технологического комплекса и его развития.

Формирование научно-технологического комплекса Китая можно охарактеризовать следующими этапами: становление научно-технической системы; модернизация научно-технической системы на основе заимствования зарубежных передовых технологий; переход от стратегии «Рынок в обмен на технологии» к «Взаимодействию и интеграции в мировой рынок» и созданию собственных высокотехнологичных товаров.

До начала XIX века Китай производил около трети мирового ВВП и являлся мировым лидером по числу и значимости научных открытий. В 1840-е гг. темпы развития экономики Китая резко снизились, в то время как Европа заняла лидирующие позиции. Сложившаяся ситуация, следствием которой стало поражение в «опиумных» войнах (1841 и 1860 г.), повлияла на становление процесса индустриализации. Особое значение в развитии данного процесса сыграла Синьхайская революция (1911-1913 гг.), совершенная под руководством партии Гоминьдан. Лидером руководящей партии Гоминьдан Сунь Ятсеном была поставлена задача - Китай должен догнать Европу. Для достижения поставленной задачи был сформулирован промышленный план. Идея Сунь Ятсена заключалась в привлечении европейского капитала и промышленных технологий для экономического развития Китая2. При успешной реализации данного плана Китай должен был через 30-50 лет выйти на уровень развитости Запада. К середине 20-х гг. XX века обучение в Европе среди китайских студентов приобрело массовый характер. В самом Китае начался стремительный рост университетов, образовывались научные сообщества, членами которых являлись известные ученые и инженеры. Технологическое развитие страны было прервано японской оккупацией и гражданской войной.

После провозглашения Китайской Народной Республики в декабре 1949 года руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном начало проводить полную реорганизацию научно-технической сферы по образцу советской модели. На китайский язык была переведена книга президента АН СССР С.И. Вавилова «Тридцать лет советской науки», которая стала инструкцией по организации науки в Китае. В этот период были созданы Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ), Академия наук Китая (АНК) и др. В целом по стране функционировало 400 исследовательских подразделений советского образца, в основном объединенных в АНК3.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00355 «Разработка методологии и инструментария стратегического планирования научно-технологического развития региона».

2 Ковалев М.М. Китай в XXI веке - мировая инновационная держава: монография / М.М. Ковалев, Ван Син. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2017. - С. 65.

3 Государственное управление научно-технологическим развитием: вопросы теории и практики. Монография / Под редакцией Г.П. Белякова. - М.: Доброе слово, 2019. - С. 231.

В 1954 году была организована объединенная комиссия по научно-техническому сотрудничеству, которая координировала важнейшие научно-технические проекты. Огромное количество технической документации было передано китайской стороне, в Китай было приглашено большое количество советских специалистов, китайские студенты массово обучались в вузах СССР. КНР получила значительное число советских технологий и создала на их основе целые отрасли промышленности. В стране было построено множество высокотехнологичных предприятий. Таким образом Китай смог заложить основу для развития научно-инновационного сектора экономики1.

Несмотря на значительный рост Китая в научно-инновационном направлении в 1966-1976 гг. негативное влияние на развитие науки и технологий оказала Культурная революция. Работа многих научно-исследовательских институтов (НИИ) была приостановлена, ученые направлены на перевоспитание, многие были репрессированы. В этот период не издавались научные журналы, не проводились и фундаментальные исследования.

Советская модель в Китае действовала до 1978 года. Стоит отметить, что за это время была создана комплексная организационная научно-техническая система, которая позволяла решать проблемы общественного и экономического развития, и в целом, сократила разницу в области науки и техники между Китаем и передовыми странами.

В 1978 году Коммунистической партией под руководством Дэн Сяопина была завершена инновационная пауза, вызванная революцией. Руководство установило основной курс на экономическое строительство - была выдвинута программа «четырех модернизаций»: промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и технологий. Началась эпоха экономических реформ, в которой с первых шагов экономических преобразований основной упор был сделан на научно-технологический прогресс как основной фактор обеспечения экономического роста.

По оценкам китайских экспертов прежняя научно-техническая система (НТС) имела недостатки: во-первых, НТС являлась системой замкнутого типа - наука и техника были независимы от экономики; во-вторых, НТС не имела концепции интеллектуальной собственности и не предполагала механизма платной передачи научно-технических достижений, что, в свою очередь, мешало их распространению; в-третьих, государство активно вмешивалось в управление НИИ и академий, что не благоприятствовало их активности2.

В первые годы реформ НТС началось формирование механизмов перевода научных достижений в экономику, а управление научно-теологическим развитием подчинялось экономическим целям. В этот же период разрабатывается и принимается восьмилетний план по развитию науки, предусматривающий проведение значительного объема НИОКР. Стоит отметить, что для поддержки развития сектора НИОКР собственных расходов Китая было недостаточно, при этом 95% данных расходов уходило на прикладные исследования НИИ, и 5% - на фундаментальные. Такое распределение средств основывалось на возможности использования зарубежных прорывных технологий в рамках совместно-

3

го предпринимательства .

В 1985 г. в секторе НИОКР началась реформа, направленная на коммерциализацию деятельности НИИ, которая проявилась в изменении системы финансирования НТС. Преобразование данной системы началось с отказа от централизованного распределения денежных средств. НИИ создали собственные фонды для финансирования НИОКР, что в свою очередь, уменьшило их зависимость от госбюджета. В постановлении ЦК КПК от 13 марта 1985 г. о реформе организационной системы исследований и разработок отмечалось, что государство будет выделять средства научно-исследовательским организациям только на административно-хозяйственные расходы и строительство, а также будет финансировать исследования в области медицины, здравоохранения, охраны труда, борьбы со стихийными бедствиями, агротехники, целевых программ исследований и разработок общегосударственного значения и др. Таким образом, реформа привела к конкуренции между предприятиями и научно-исследовательскими организациями за получение контракта на проект госбюджетного финансирования, организации исследовательских фондов за счет прибыли от исследований и разработок.

В рамках реформы утверждаются законы «Об иностранных экономических контрактах» и «О патентовании». Первый закон регулирует коммерческую деятельность в стране, второй - определяет условия и процедуру регистрации, обеспечивающей защиту интеллектуальной собственности. Для привлечения иностранных инвестиций в НИОКР правительством КНР создается венчурный фонд «Китайская корпорация по инвестированию в новые технологические предприятия».

Особую роль в развитии научно-технического комплекса сыграл период 1986-1990 гг. В эти годы принимается ряд программ по развитию науки и техники в Китае. Так, например, утверждаются программы «863» (Национальная программа по исследованиям и разработкам в области высоких технологий), «Искра» (развитие сельского хозяйства на основе научно-технических достижений). В 1986 г. был образован Национальный фонд естественных наук, основная задача которого - распределение государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований. За десятилетний период фонд использовал около 6,6 млрд. юаней (1,1 млрд. долл.) на исследования и разработки по 52 тыс. научных тем. За это время в проектах, финансируемых фондом, приняли участие порядка 60 тыс. ученых и техников, ведущих фундаментальные исследования4. В 1988 г. формируются инновационные программы, ориентированные на коммерциализацию инновационной деятельности, в частности программы «Факел», «Распространение на-

1 Ковалев М.М. Китай в XXI веке - мировая инновационная держава: монография / М.М. Ковалев, Ван Син. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2017. - С. 66.

2 Кэ Янь. Наука и техника Китая / Пер. Чэнь Жу. - [Пекин]: Межконтинент, изд-во Китая, 2005. - С. 66.

3 Решетникова М.С. Опыт формирования инновационной среды в рамках государственной инновационной стратегии Китая // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - аог 10.18184/2079-4665.2016.7.3.119.124

4 Салицкая Е.А. Научно-технологический комплекс КНР: опыт развития // Наука. Инновации. Образование. 2013. - № 2. -С. 7-22.

учно-технических достижений» и другие. К середине 90-х гг. благодаря проведенным мероприятиям сократилась зависимость высокотехнологичных производств от ввозимых комплектующих. 1990-1991 гг. характеризуются внедрением научно-технических достижений. В эти же годы формируются приоритетные направления фундаментальных исследований.

Следует отметить, что с 1988 г. массово создавались зоны высоких технологий (ЗВТ), в которых реализовыва-лось партнерство бизнеса, науки и государства. Главная цель создания ЗВТ заключается в формировании на территории региона современного научно-технического комплекса, который способен воспринимать основные открытия, превращать их в научно-технические разработки прикладного характера и обеспечивать конкурентное производство. Зоны развития высоких технологий для китайских научно-технических работников и инженеров стали своего рода «особыми экономическими зонами», которые привлекали их на выгодных условиях в особую сферу, расположенную на пересечении деятельности научно-исследовательских, конструкторских организаций, вузов, промышленности1. ЗВТ, как правило, создаются на базе сложившихся научных центров. Так, технополис Пекина расположен вблизи Пекинского университета. Для предоставления льгот в ЗВТ обязательным условием являлось получение статуса высокотехнологичного предприятия. Предприятия, действующие в ЗВТ, не имеют ограничений на реализацию своей продукции на внутреннем рынке. Результатами создания и развития ЗВТ являются благоприятные условия для внедрения в производство достижений науки и техники, создан механизм по их внедрению; качественного соединения высоких технологий с рыночной системой; вложения необходимого капитала в развитие предприятий. Положительный опыт работы и плодотворное влияние на китайскую экономику способствовали созданию в общей сложности 120 ЗВТ, из которых 53 имеют государственный статус. Свыше 1,5 тыс. новых предприятий было зарегистрировано в 2020 году в государственной зоне промышленного развития высоких и новых технологий города Хайкоу в южной китайской провинции Хайнань, что на 553% превысило показатель 2019 года2.

В 1993 г. вступил в силу «Закон КНР о научно-техническом прогрессе», который всесторонне определил цели, роль, финансовые источники и систему стимулирования научно-технической деятельности, став основным кодексом, направляющим научно-техническое развитие. В 1995 году разработана среднесрочная программа «IX пятилетий план экономического и социального развития и перспективная программа до 2010 года (Программа 2010)», в которой были установлены следующие цели: усиление фундаментальных исследований; повышение уровня научно-технической мощи страны; создание новой системы науки и внедрения инновационных технологий, отвечающая экономике и закономерностям НТР. Данная программа включала научно-технологическую модернизацию машиностроения, развитие наукоемких производств, а также информатизацию народного хозяйства3.

В 1996 году Министерство по науке и технологиям и Госкомитет КНР по экономике и торговле приступили к реализации Программы технологических инноваций, которая охватывала сферы маркетинга, НИОКР, технологий, а также оборудования и производства новой продукции. В 1997 г. была принята Программа развития фундаментальных исследований, цель которой заключалась в «поддержке тех фундаментальных исследований, которые отвечают насущным потребностям страны, способствуют утверждению науки на передовых позициях и затрагивают проблемы долгосрочного развития Китая»4.

В 2000 году на Всекитайском собрании по технологическому новаторству впервые был поставлен вопрос о необходимости смены стратегии: «от технологических заимствований с помощью иностранных инвестиций к постепенному переходу на собственные инновации». Собрание одобрило «Решение ЦК КПК и Госсовета об усилении технологического новаторства в целях развития высоких технологий и индустриализации». В этот же период Китай утверждает X пятилетний план экономического и социального развития, задачами которого являлись осуществление стратегии подъема страны за счет науки и образования и продвижение научно-технического прогресса. В начале XXI века Китай провозгласил переход от стратегии заимствования к стратегии собственных инноваций. В этот период принимается закон «Об инновационной политике». В 2002 году на XVI съезде КПК новые и высокие технологии были определены как главный источник экономического роста. В реформе инновационной системы был выдвинут лозунг «удержать главное», что означало оставить лучшие кадры в государственном секторе для решения ключевых фундаментальных и научно-технических проблем общественного значения. «Отпустить остальное» означало перевод на рыночные принципы самофинансирования остальных, интегрировав их во внедренческие и сервисные центры, обеспечивающие взаимодействие науки с реальным сектором5.

Благодаря проводимым мероприятиям к 2005 году Китай достиг значительных результатов в освоении современных технологий. Так, по данным Global Information Technology Report, КНР заняла 1 место в мире (17 %), опередив при этом США (9,4%), по экспорту товаров ИКТ. Однако, несмотря на положительные показатели в целом, Китай,

1 Салицкая Е.А. Научно-технологический комплекс КНР: опыт развития // Наука. Инновации. Образование. 2013. - № 2. -С. 7-22; Островский А.В. Перспективы развития науки, техники и инноваций в КНР / А.В. Островский, А.В. Афонасьева, П.Б. Ка-меннов // Восточная Азия: факты и аналитика. - М., 2019. - № 2. - С. 6-28.

2 СОТ№ Китай представляет свой сценарий перехода к мировому лидерству в сфере инноваций. - https://tass.ru/press-ге1ку/9919155 (дата обращения: 08.12.2020)

3 Ковалев М.М. Китай в XXI веке - мировая инновационная держава: монография / М.М. Ковалев, Ван Син. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2017. - С. 70.

4 Салицкая Е.А. Научно-технологический комплекс КНР: опыт развития // Наука. Инновации. Образование. 2013. - № 2. -С. 7-22.

5 Беляков Г.П., Багдасарян Н.И. Опыт стратегического планирования научно-технологического развития в КНР и его использование в российской практике // Россия: тенденции и перспективы развития / ИНИОН РАН. - М., 2020. - Ч. 2. - С. 33-39; Кэ Янь. Наука и техника Китая / Пер. Чэнь Жу. - [Пекин]: Межконтинент, изд-во Китая, 2005. - С. 70.

будучи мировым лидером по выпуску электроники, практически полностью импортировал ключевые технологии для данной отрасли. Понимая это, руководство страны предпринимает меры по «оживлению» предприятий: меняется механизм по функционированию предприятий и их форма собственности в промышленности, разрабатываются меры государственной поддержки и льгот для малых и средних инновационных предприятий и другое.

С 2006 года развитие науки и техники Китая осуществлялось в соответствии с принятым планом Х1-й пятилетки (2006-2010) и «Планом-2020». Планы предусматривали сокращение импорта технологий, формирование системы трансфера собственных инноваций, достижение результатов в фундаментальной науке, создание научно-технических центров мирового уровня. В планах были намечены мероприятия, позволяющие повысить расходы на НИОКР и стимулировать инновационную активность предприятий. Реализация мероприятий предполагала строительство экономики знаний, «зеленой» экономики, новую индустриализацию.

В 2011 году был утвержден план XII пятилетки (2011-2015), целью которого являлось увеличение вклада в развитие образования, науки и высоких технологий. В этом же документе были сформированы задачи в природоохранной сфере. Стоит отметить, что по результатам реализации плана Китай достиг значительных экономических успехов. Объем ВВП 2015 года по сравнению с 2009 увеличился в 2,2 раза, доля расходов на НИОКР - с 1,7 до 2,1%. Рост экспорта высокотехнологичной продукции составил 1,87%. Увеличилось и количество исследователей, задействованных в НИОКР (на 1,35), а также количество патентных заявок, поданных резидентами страны - в 4,2 раза.

В марте 2016 года утверждается XIII пятилетний план социально-экономического развития КНР (2016-2020), целями которого являются: резкое ускорение национального научно-технологического потенциала; рост восприимчивости к инновациям; достижение высокого темпа развития инноваций; переход в ряды инновационных стран и др.1 В этот период особое внимание в КНР уделяется проектам в сфере квантовой связи, исследованиям в области искусственного интеллекта (ИИ). В 2016 году Китай становится первым в мире по запуску спутника квантовой связи и в 2017 успешно проходит эксперимент по передаче данных с Земли на спутник.

В 2016 году Государственным советом КНР была разработана программа «Интернет+», которая направлена на внедрение Интернет-технологий в сферу промышленности. Согласно документу, тематика фундаментальных исследований должна была быть направлена на создание интеллектуальных управленческих решений, биометрической системы распознавания, интеллектуальную обработку голосовых данных и др.

В 2017 году для достижения лидирующих позиций в области ИИ высшим китайским органом экономического планирования и Национальной комиссией развития реформ был одобрен план развития систем ИИ в Китае до 2030 г. Для реализации плана в этом же году создается Национальная лаборатория ИИ для исследований в области глубокого обучения. В январе 2018 г. в Пекине открывается Международный научно-исследовательский институт изучения ИИ. В регионах создаются промышленные зоны ИИ. Помимо создания лабораторий Правительство Китая активно занимается подготовкой кадров для развития системы ИИ. В настоящее время в КНР для данной цели активно строят новые исследовательские центры, формируют научные коллективы2.

Сегодня КНР является страной с развитым научно-технологическим комплексом. В стране создана система национальных программ в области исследований и разработок. Текущая политика Китая в научно-технологической сфере определяется в соответствии с национальным планом развития науки и технологий. Научно-технологические прогнозы осуществляются под руководством Академии наук Китая. Фундаментальные и прикладные исследования ведутся по приоритетным направлениям. Также продолжают разрабатываться законы, регламентирующие научно-технологическую деятельность и стратегии, предусматривающие увеличение финансовых затрат на исследования и разработки.

Стоит отметить, что на конец 2018 года доля затрат на НИОКР составляла 2,2% от ВВП (табл. 1). К 2030 году планируется достичь 3% от ВВП, а в объеме мировых затрат 25%. Немаловажным является то, что возрастает количество исследований, финансируемых предприятиями. Расходы на НИОКР от добавленной стоимости производственной продукции в среднем составляют 4,46%.

Таблица 1

Основные экономические и научно-технологические показатели развития КНР3

Показатель 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2015 г. 2019 г.

ВВП, млрд. долл. США 1205,52 2290,09 5088,99 11 113,53 14 731,81

ВВП на душу населения, долл. США 951 1751 3813 8085 10 522

Затраты на НИОКР (% от ВВП) 0,9 1,32 1,7 2,1 2,2*

Экспорт высокотехнологичной продукции, млрд. долл. 41,7 215,93 348,3 652,2 715, 8

Экспорт высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта, % - - 31,9 30,4 30,8

Количество патентных заявок, поданных резидентами 25 346 93 458 229 096 968 252 1 393 815*

Количество исследователей, задействованных в НИОКР, на млн. чел. 538,6 840,6 846,6 1150,8 1307,1*

* Данные на начало 2019 года.

1 Островский А.В. Роль науки и техники в модернизации народного хозяйства КНР. - http://misk.inesnet.ru/wp-content/uploads/PC042013/PC2013-04-214-233-av-ostrovsky.pdf

2 Комиссина И.Н. Современное состояние и перспективы развития технологий искусственного интеллекта в Китае // Проблемы национальной стратегии. 2019. - № 1 (52). - С. 137-160.

3 Мировой Атлас Данных. - https://knoema.ru/atlas/; Годовая статистика международной торговли товарами. -https://trendeconomy.ru/data/h2/China/TOTAL

29 октября 2020 г. на пятом пленуме Центрального комитета КПК 19 созыва был одобрен «XIV пятилетний план социально-экономического развития страны и ее долгосрочных целей на период до 2035 года». Согласно плану, КНР будет двигаться по пути инновационного развития и планирует реализовать ряд стратегических проектов в области искусственного интеллекта (ИИ), квантовой информатики, интегральных схем, когнитивной науки, селекционирования, повышения качества жизни и здоровья, аэрокосмической науки и техники, а также глубинной разведки недр Земли и океана1.

Стоит отметить, что Китай уже сейчас опережает своих конкурентов в плане научных работ, патентов, трансграничного и глобального финансирования ИИ. В 2020 году по количеству компаний-стартапов в сфере ИИ в мире, которых насчитывается около 3000, Китай идет сразу за Соединенными Штатами и опережает Израиль, Великобританию и Канаду. Как отмечает министр науки и техники Ван Чжиган (Wang Zhigang), Китай продолжит расширять возможности по независимой новаторской деятельности (так как ключевые и базовые технологии купить невозможно), а также изучать передовой опыт других стран и делиться с мировым сообществом новыми научно-техническими достижениями для решения общемировых проблем.

В XIV пятилетнем плане особо выделяется «доминирующая роль» предприятий в новаторском движении, при этом дается обещание способствовать повышению их инновационного потенциала. Государство будет стимулировать создание национальных лабораторий, планировать и развивать национальные научные центры и региональные инновационные центры, а также поддерживать формирование международных центров научно-технических инноваций в Пекине, Шанхае и регионе Большого Залива Гуандун-Гонконг-Макао.

Следует отметить, что на протяжении всего пути формирования научно-технологического комплекса Китая особое значение отводилось взаимодействию промышленности с наукой и системой образования. Как отмечал Дэн Сяопин, научные кадры - это первая по значимости производительная сила. С 1978 г. в китайском обществе неуклонно растет статус ученых и инженеров. Китайские академические деятели стали непосредственно участвовать в разработке политических решений и формировании стратегий национального развития, в том числе в Национальной комиссии по реформированию и развитию. Институт политики и управления Китайской академии наук (КАН) принимает участие в разработке научно-технической политики страны и регулярно проводит экспертизу инновационных проектов.

В 1985 г. стартовала масштабная реформа образования. Управление местными вузами было передано на провинциальный и муниципальный уровни. Университеты получили больше возможностей для разработки собственных учебно-методических рекомендаций и курсов, не дожидаясь одобрения политического руководства, а также свободу в установлении партнерских связей и заключении контрактных соглашений с частным сектором и местными органами власти, во введении платы за обучение, а также в разработке механизмов конкурентной борьбы за лучших ученых, студентов, финансирование и субсидии. В результате данных преобразований резко увеличилось количество студентов - с 0,86 млн. человек в 1978 г. до 9,03 млн. человек в 2002 году2.

За последние 30 лет была создана инфраструктура, способствующая развитию инновационного бизнеса и повышению научной мощи страны за счет увеличения скорости передачи знаний и обмена информацией. В настоящее время исследования в научно-технологической сфере в Китае проводятся не только различными НИИ, вузами, ведомственными и другими организациями, но и частными предприятиями, различными корпорациями.

В последние годы исследования, проводимые в вузах, приобретают все большую значимость. Университеты стали основными консультантами малых и средних предприятий по научно-техническим вопросам. В то же время ученые из университетов активно сотрудничают с исследовательскими центрами Академии наук.

В КНР действуют три государственные академии: Академия наук Китая, Академия инженерных наук и Академия общественных наук. Кроме этого, в Китае действуют академии, подведомственные соответствующим министерствам, например: Академия сельскохозяйственных наук КНР, Академия лесохозяйственных наук, Китайская академия медицинских наук. Структура и основные задачи академий КНР представлены в табл. 23. Помимо академий, научные исследования проводят вузы, отраслевые и оборонные ведомства, а также местные научно-исследовательские учреждения. Их деятельность взаимно координируется, формируя единую систему, которая включает более 160 научно-исследовательских организаций, а также их филиалов в крупных и средних городах.

Политика правительства направлена на укрепление связей науки и бизнеса. Государственным университетам и научно-исследовательским институтам было предоставлено право создавать дочерние компании с целью коммерциализации технологий. Эффективность проводимой КНР политики подтверждается выходом на рынок ряда успешных высокотехнологичных компаний, таких как Lenovo, созданная при Китайской академии наук, и Beida Founder - при Пекинском университете. В настоящее время эти компании занимают лидирующие позиции в отрасли информационных коммуникационных технологий Китайской Народной Республики.

Государственные научные учреждения и университеты Китая на контрактной основе проводят исследования по заказу промышленных предприятий. Данная деятельность весьма востребована, так как компании, представляющие малый и средний бизнес, часто не имеют организационных и финансовых возможностей для содержания собственного исследовательского подразделения. Таким образом, для многих предприятий передача научно-технической дея-

1 СОТ№ Китай представляет свой сценарий перехода к мировому лидерству в сфере инноваций. - https://tass.ru/press-ге1ку/9919155

2 Салицкая Е.А. Научно-технологический комплекс КНР: опыт развития // Наука. Инновации. Образование. 2013. - № 2. -С. 7-22.

3 Научные и аналитические центры Китая. Справочник. - http://www.rcit.su/inform-cn-mz-02.htm1

тельности в научно-исследовательские институты и университеты стала способом решения конкретных производственных задач и неотъемлемой частью стратегии развития.

Таблица 2

Академии Китайской Народной Республики

Характеристика | Основные задачи | Структура

Академия макроэкономических исследований

Академия наук Китая - АНК

Основана в 1949 г. на базе Центральной научно-исследовательской академии в Нанкине и Пекинской научно-исследовательской академии. Подчиняется Госсовету КНР. АНК - ведущий национальный академический институт Китая, который занимается фундаментальными исследованиями в сфере естественных наук, разработкой политики в области НИОКР; главный консультативный орган правительства по вопросам науки и техники; национальный комплексный центр в сфере НИОКР и высоких технологий, который обеспечивает рост научно-технического потенциала страны и наращивание ее комплексной мощи Предоставляет экспертные услуги Госсовету, министерствам, комиссиям и прочим ведомствам. Ее специализированные научно-исследовательские институты выполняют также работы по военным НИОКР В состав Академии входит 12 филиалов в городах: Пекин, Шэньян, Чанчунь, Шанхай, Нанкин, Ухань, Гуанчжоу, Чэнду, Куньмин, Сиань, Ланьчжоу и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе; 99 научно-исследовательских институтов, а также Университет науки и техники Китая, Компьютерный сетевой информационный центр, Национальная научная библиотека

Академия общественных наук Китая - АОНК

Является ведущей академической научно-исследовательской организацией Китая в области философии и общественных наук. Деятельность АОНК связана с обеспечением социального развития общества и повышением обороноспособности страны. На основе научных разработок Академии для партийных и государственных органов готовятся рекомендации по выработке тех или иных мероприятий внутренней и внешней политики. Исполняет роль образовательного и научно-исследовательского института комплексных исследований, служит одним из наиболее важных правительственных МЦ по целому ряду вопросов, включая политику, экономику, международные отношения Содействие развитию в стране общественных наук: изучение фундаментальных теорий; осуществление прикладных исследований макроэкономического, стратегического и прогностического характера; повышение идеологического, научного и культурного уровня граждан; критическое использование богатого культурного наследия китайской нации и освоение выдающихся достижений человеческой цивилизации; подготовка высококвалифицированных специалистов в области общественных наук и управленческих кадров Включает 33 научных института и 2 исследовательских центра: развития городов и окружающей среды, истории и географии пограничных областей Китая. Всего при институтах Академии действует более 50 центров

Академия инженерных наук Китая (АИН)

Ведет стратегические исследования в важных сферах инженерной науки и техники, а также играет роль консультативного органа при принятии соответствующих решений Проведение стратегических исследований в сферах инженерной науки и техники Имеет 8 отделений: отделение механической и перевозной инженерии, отделение химпромышленной, металлургической и сырьевой инженерии, отделение энергической и горнопромышленной инженерии.

Академия сельскохозяйственных наук КНР

Является государственным сельскохозяйственным научно-исследовательским органом. Основана в 1957 году. Играет важную роль в решении ключевых научно-технических проблем в области сельского хозяйства Выполняет фундаментальные и прикладные исследования Включает 39 исследовательских институтов (центров), в том числе 16 институтов исследования растениеводства, 5 - по исследованию сельскохозяйственных объектов и новых технологий, 8 - по исследованию экономических и природных ресурсов, 10 - по исследованиям разведения животных

Академия лесохозяйственных наук

Образована в 1958 году и подчиняется Государственному управлению лесного хозяйства. Является общественным коммунальным научно-исследовательским органом Исследование и освоение новых и высоких технологий, исследование науки по научному обеспечению, решение всесторонних, комплексных и основных научно-технических проблем в лесном строительстве Включает 11 исследовательских институтов, 4 центра исследования и освоения, 4 центра лесного испытания

Китайская академия медицинских наук

Образована в 1956 г. Является единственным государственным научным центром медицинских наук и комплексным научно-исследовательским органом Выполняет фундаментальные и прикладные исследования Имеет более 20 исследовательских институтов (в том числе институт клинической медицины, институт основной медицины, институт лекарств, институт медицинской и биологической техники, и др.), 4 медицинских института, 5 филиалов академии

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в современной научно-инновационной системе Китая университеты и рыночные предприятия выходят на первый план как основные агенты инновационного развития. Быстрый рост квалифицированной рабочей силы и меры, принимаемые правительством Китая по развитию научно-технического комплекса, подталкивают западные корпорации к открытию центров НИОКР на территории Китая.

Рассмотренный опыт Китайской Народной Республики целесообразно использовать и для совершенствования стратегического планирования научно-технологического развития России. Однако, заимствуя данный опыт, необходимо предусмотреть создание модели реализации мер, которая бы учитывала особенности экономики нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.