Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATIVENESS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PEDAGOGICAL INTELLECTION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ИННОВАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Политаева Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются педагогические аспекты решения проблемы формирования инновативности студентов педагогического вуза; уточняется сущность понятия «новое педагогическое мышление»; раскрываются педагогические условия и технология формирования инновативности в воспитательной работе педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Политаева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF INNOVATIVENESS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE NEW PEDAGOGICAL INTELLECTION

The article deals with pedagogical aspects of innovation to solve the problem of formation of students of pedagogical high school; clarifies the essence of the concept of ‘new pedagogical thinking'; revealed pedagogical conditions of formation of innovation and technology in the educational work of the university teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Т.И. Политаева

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Ключевые слова: инновативность, педагогическое мышление, социокультурная среда, воспитательная работа.

Аннотация: В статье рассматриваются педагогические аспекты решения проблемы формирования инноватив-ности студентов педагогического вуза; уточняется сущность понятия «новое педагогическое мышление»; раскрываются педагогические условия и технология формирования инновативности в воспитательной работе педагогического вуза.

Современная стратегия высшего педагогического образования ориентирована на подготовку специалистов с высоким уровнем компетентности, которая - залог успешности в профессиональной деятельности, востребованности на рынке труда. Приоритетное направление - интеграция образования, науки и менеджмента; стирание границ между образованием и бизнесом, заимствование лучших практик из бизнеса, обучение «в деле», а не за партой; обучение различным типам мышления и обучения в плане асинхронности и вариативности - все это позволяет рассматривать современные образовательные процессы с позиций педагогической инноватики как «деятельности, подразумевающей единство процессов создания, освоения и применения педагогических новшеств» [8, 39]. Именно педагогическая инноватика обеспечивает создание технологий и способов воздействия на личность, обеспечивающих баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, благодаря саморазвитию, готовность личности к реализации собственной индивидуальности и к изменениям общества.

Применение педагогических новшеств требует нового педагогического мышления студентов, составляющими которого являются самостоятельность, инициативность, критичность и самокритичность, гибкость и вариативность, рефлексивность. При этом самостоятельность мышления выражается в умении ставить новую проблему и находить инновационные пути решения. Инициативность - постоянное стремление к поиску и нахождению оригинальных способов решения задачи. Критичность и самокритичность проявляются в умении видеть сильные и слабые стороны своей деятельности (и деятельности других), объективно оценивать предметы и явления, подвергать сомнению известные концепции и ранее принятые решения. Гибкость и вариативность мышления заключается в умении находить новые возможности решения поставленных задач, в том числе при изменении условий, социокультурных обстоятельств и других факторов. Рефлексивность мышления присуща самостоятельному, контролируемому и самоорганизующемуся мыслительному процессу.

Представляется очевидным, что приведение данных параметров нового педагогического мышления в некоторую иную систему выявило новое качество личности, направленное: на познание современной объективной реальности; развитие творческих способностей личности; способность к адаптации идей вне существующей системы и использование их в своей деятельности; развитие новых продуктов деятельности и умение презентовать эти идеи в обществе. Решающим фактором в данном случае выступает инновативность. Инновации становятся стилем жизни, а инновативность, как важнейшее качество личности, превращается в фундамент прогресса человечества. В связи с этим особое значение приобретает профессиональная подготовленность будущего учителя, поскольку именно от того, насколько успешной, инновационной будет его профессиональная деятельность, зависит, каким будет подрастающее поколение, будущее государства. [И, между тем, создание инновационного общества становится наиболее значимой стратегической целью развития общества в XXI веке. Это подчеркивалось и в решении саммита Эв «Образование для инновационных обществ в XXI веке» в Санкт-Петербурге (16 июля 2006 года):

прпнтиип обрпзоппнип

«...формирование глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов "треугольника знаний" (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях» [13].] Поскольку образование не только культурный феномен, но и социальный институт совершенствования профессиональных навыков и генерации новых идей, то оно - залог развития человеческого капитала и основной движущей силы политического и экономического роста. Отметим, что в разработанной в 2011 году Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из приоритетных задач указывается развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Для ее решения необходима адаптация системы образования с целью формирования у населения необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения [11]. То есть, усиление инновативной направленности образования является фактором обеспечения международной конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.

На философском уровне большинством ученых «инновативность» понимается как способность к адаптации новых идей и использование их на практике, развитие новых продуктов [2; 3; 9; 14]. Для нас особую значимость представляет трактовка инновативности как способность субъекта искать идеи вне существующей системы и привносить их в нее, а также умение эффективно презентовать эти идеи [3, 426]. С этой точки зрения, формирование инновативности предполагает перенос акцентов с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную продуктивную учебную работу студента; обучение не в режиме передачи знаний, а в режиме самоопределения и саморазвития обучающегося.

Выявление и изучение инновативности как качества, важного для инновационного развития общества, инициирует активное исследование составляющих элементов: так, В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский определяют инновативность как интегральную характеристику, включающую две основные составляющие, обусловливающие инновационное поведение - инновационный потенциал личности и мотивационную готовность к инновационному поведению, которое опосредовано тремя факторами: возможности человека, среда, отвечающая этим возможностям, готовность человека реализовать свои возможности. Инновационный потенциал предстает как «личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения» [7, 235], предполагающий выход человека «за пределы» устоявшихся норм, традиций, стереотипов и т. д. При этом трудно определить, какими факторами обусловлена мотивационная готовность к инновационному поведению. Можно только предположить, что в феноменах инновационного поведения проявляет себя особая, только человеку присущая форма перехода возможности в действительность (так заявляет о себе процесс саморазвития человека).

Мы полагаем, что способность к инновациям является основным качеством учителя: это свойство его личностной ментальности, его социокультурная специфика. Главное условие формирования инновативности у будущих педагогов - это создание культурной среды педагогического вуза, в которой социализируется и обучается студент. Важнейшей частью образовательной системы педагогического вуза является внеаудиторная воспитательная работа, отражающая основные признаки социокультурной воспитательной среды, обеспечивающей обновление целей, содержания воспитания и его технологического сопровождения, формирование отношений и позиций субъектов этого процесса, обеспечивающих в конечном итоге развитие профессиональной компетентности будущего выпускника.

Социокультурная воспитательная - это все то, что окружает обучающегося и влияет на воспитание, образование и развитие личности. Она ориентирована на целостное разви-

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), В015 ёШаай

тие личности, ее интеллектуальной, коммуникационной, эмоционально-нравственной сфер, на организацию успешной жизнедеятельности студента; задает гибкую динамику его познавательной деятельности и преобразует интеллектуальную активность в личностную культуру. Культура личности включает уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и др. [6, 226]. Исходя из этого, воспитательная работа в педагогическом вузе должна быть направлена на реализацию следующих педагогических условий формирования инновативности студентов: выстраивание индивидуальной образовательной траектории; создание экспериментальных творческих, культурных, научных и социальных проектов; создание научно-сетевой образовательной и воспитательной систем. Их реализация в воспитательной работе со студентами в Институте педагогики Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы связана с реализацией Программы воспитательной работы «Стратегия и тактика формирования студента XXI века», направленной, прежде всего, на непрерывное личностное и профессиональное развитие студентов.

Современный студент - активный и ответственный субъект образовательного процесса, движимый целенаправленной внутренней активностью, регулируемой его собственной общественно ценной мотивацией. Будущую профессию учителя он рассматривает не только как средство социального, профессионального развития, но и как средство личностного саморазвития, что позволяет «сформировать себя» путем образования и самообразования, саморазвития и самоусовершенствования. Разрабатывая образовательную траекторию, студент формулирует осознанный заказ к обучению на основе собственных интересов, представлений об образовательных ресурсах педагогического вуза, приобретаемого опыта самостоятельной деятельности, а также личной ответственности за свое дальнейшее профессиональное образование [1]. Организация индивидуальной образовательной траектории в системе воспитательной работы представляет собой процесс и результат индивидуального выбора студентом содержания, уровня и пути получения профессионального педагогического образования, при целенаправленной осуществляемой педагогической поддержке такого выбора. Ее построение связано с осуществлением будущим специалистом выбора, осознанием личной ответственности за свой выбор, формированием установки на собственное развитие как специалиста [12]. Такая индивидуальная образовательная программа представляет собой разработанный специально для студента в соответствии с его индивидуальными особенностями индивидуальный образовательный маршрут, путь достижения образовательного стандарта. Данный путь ставит студента в позицию выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении преподавателями, педагогами дополнительного образования, студентами-старшекурсниками, выступающих в роли тьюторов, и оказывающих педагогическую поддержку профессионального самоопределения и самореализации будущего учителя. В связи с этим в БГПУ имени М. Акмуллы в рамках дополнительной образовательной программы организована «Школа тьюторов БГПУ им. М. Акмуллы», которая входит в систему студенческого самоуправления.

Выбор индивидуального образовательного маршрута студентом осуществляется уже на первом курсе. В дальнейшем он конкретизируется и изменяется по мере необходимости, в зависимости от потребностей и индивидуальных способностей, возможностей студента, а также динамики его профессионального развития.

Выделяют следующие формы индивидуального образовательного маршрута [10]:

- маршрут адаптивного типа - образование используется для подготовки к современным профессиональным, социоэкономическим и культурным реалиям;

- маршрут развивающей направленности - характеризуется широким развитием возможностей, способностей и творческого потенциала человека;

ПРПНТИИП ОСРПЗОППНИП

- маршрут созидательной направленности - подразумевается не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, построения себя - собственного образования, карьеры, жизни.

В соответствии с Программой воспитательной работы «Студент XXI века», реализующей данные образовательные маршруты, воспитательная работа со студентами первого курса строится в соответствии с маршрутом адаптивного типа. Целью воспитательной работы является развитие компетенций, связанных с личной эффективностью, социальным взаимодействием: адаптация выпускников школ к условиям образования в вузе, создание условий для их вхождения в корпоративную среду; развитие навыков коммуникации, эффективного взаимодействия, работы в команде, толерантности, уважения к личности участников совместной деятельности; формирование навыков социального проектирования. Программа работ включает также адаптивный тренинг, тайм-менеджмент, основы деловой коммуникации, самопрезентацию и технику публичных выступлений, публичную защиту индивидуального портфолио за первый год обучения.

Воспитательная работа со студентами средних курсов (второй и третий курсы бакалавриата, второй, третий и четвертый курсы специалитета) имеет развивающую направленность - формирование комплексной системы непрерывной практической подготовки студентов, получение ими опыта менеджерской работы в студенческой среде, а также профессиональной деятельности в образовательных учреждениях. В связи с тем, что, начиная со второго курса, в образовательных стандартах осуществляется переход от дисциплин общеобразовательного цикла к общепрофессиональным и специальным дисциплинам, на данном этапе формируется индивидуальный стиль, увеличивается профессиональный опыт, приобретаются навыки организационного управлении, в том числе и личной карьерой.

Программа по работе со студентами средних курсов включает основы проектной деятельности, стресс-менеджмент и конструктивное поведение в конфликте, защиту курсовых работ по материалам реализованных проектов, студенческие конференции, публичную презентацию реализованных проектов.

Воспитательная работа со студентами выпускных курсов имеет созидательную направленность. Цель - достижение высокого уровня профессиональной и личностной компетентности, повышение уровня личностной эффективности и межличностного взаимодействия. Программа включает следующие формы: проектная деятельность, школа профессионального успеха, защита выпускных квалификационных работ по материалам реализованных проектов.

Организаторами программы, наряду с преподавателями, выступают студенты старших курсов - в качестве инструкторов, тьюторов, экпертов; они показывают пример, мотивируют и оценивают младших студентов, демонстрируют более высокий уровень сформированно-сти общекультурной и профессиональной компетентности.

Рассматривая второе педагогическое условие реализации воспитательной работы со студентами - создание экспериментальных творческих, культурных, научных и социальных проектов, - отметим его направленность на формирование инновативности студентов в процессе их включения в активную самостоятельную творческую, культурную, научную и социальную деятельность, в процесс самообразовательного развития личности.

Процесс проектирования преследует цель опережающего или профессионального саморазвития личности студента. Продуктом проектной деятельности является творческий, культурный, научный или социальный проект, который можно рассматривать как самостоятельное развернутое решение, принимаемое будущими специалистами. Проект включает разработку объективного плана действий, уточняемого в ходе выполнения проекта. При этом студент осваивает профессиональные знания и умения, учится находить объекты для применения их на практике. В таком процессе знания из цели и становятся средством, помогают овладеть культурой нового педагогического мышления.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп m s(60). sois asàssâs

Необходимыми формами реализации второго педагогического условия становятся: обсуждение проблемных вопросов в клубах дискуссионных, научных, тематических или по интересам; участие в студенческих научных внутривузовских, межвузовских, республиканских, всероссийских и международных, конференциях и семинарах; участие в творческих фестивалях и конкурсах; организация корпоративных мероприятий педагогического вуза; а также создание экспериментальной новаторской группы студентов-активистов, совета обучающихся Института педагогики и педагогического вуза в целом.

Третьим педагогическим условием формирования инновативности студентов в воспитательной среде вуза является создание научно-сетевой образовательной и воспитательной системы. Институт педагогики как структурное подразделение БГПУ имени М. Акмуллы - ресурсного центра подготовки профессионалов в области социальной инженерии, обеспечивающих преобразование и повышение социально-гуманитарного потенциала организационных структур региона [4, 25]; готовит студентов тех профилей и специальностей, которые отвечают требованиям рынка труда, приобретающим в настоящее время ярко выраженную социально-профессиональную и социокультурную направленность. Главным же для института было и остается выполнение миссии системообразующего звена в развитии направления «Педагогическое образование». Внедряются такие социально-образовательные инициации, как «Образование для всех», «Доступная среда», «Образование без границ», «Электронное обучение» и др. Такая реальная практика потребовала изменения ценностных установок развития университета (и многих других вузов), модернизации содержательных и технологических составляющих педагогического образования в рамках международного сотрудничества.

Создание соответствующей научно-сетевой образовательной и воспитательной системы обусловливает следующее:

- создание системы академической мобильности студентов вуза с целью приобретения мирового опыта в сфере научно-исследовательской и образовательной деятельности;

- развитие системы воспитательной деятельности путем формирования у студентов социально и профессионально одобренных паттернов поведения, моделирование профессиональных и гуманистических отношений будущих специалистов;

- создание профессионально формирующей среды, вовлечение студентов в самоуправление через различные формы спортивно-массовой, клубной работы и др.;

- включение студентов в воспитательный процесс и привитие студенческой молодежи навыков организации воспитательной работы в образовательных учреждениях;

- активизацию развития самоуправления студентов, авторитета общественных объединений, целенаправленное обучение будущих специалистов управленческой деятельности и умению организовывать рабочие места.

Таким образом, в контексте современной стратегии высшего педагогического образования инновативность выступает ведущим качеством будущего учителя, обеспечивающим высокий уровень его подготовленности, способность экспериментировать и использовать новые идеи в различных формах организации учебного процесса, а ведущими условиями формирования инновативности являются формирование индивидуальной образовательной траектории студента; создание экспериментальных творческих, культурных, научных и социальных проектов; создание научно-сетевой образовательной и воспитательной системы.

1. Асадуллин, Р.М. Подготовка учителя: технологическая модернизация [Текст] / Р.М.Асадуллин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - №2 (39). - С. 5-8.

2. Богомаз, С.А., Баланев, Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека [Текст] / С.А.Богомаз, Д.Ю.Баланев // Сибирский психологический журнал. - Томск : Изд-во ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский университет», 2009. - №32. - С. 23-28.;

3. Голдырева, В.А. Взаимосвязь культурных ценностей и отношения к инновациям [Текст] / В.А.Голдырева // Российский гуманитарный журнал. - СПб. : Социально-гуманитарное знание, 2013. - №5. - С. 426-433.

ПРПНТИИП ОСРПЗОППНИП

4. Исламова, З.И. Модернизационные процессы развития вуза в контексте интеграции, информатизации и интернационализации профессионального образования [Текст] / З.И.Исламова // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа : Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. - № 1 (50). -С. 24-33.

5. Каменский, Е.Г., Боев, Е.И., Черкашин, М.Д. На пути к инновационному обществу: постиндустриальность и цивилизационные вызовы современности [Текст] / Е.Г.Каменский, Е.И.Боев, М.Д.Черкашин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - Белгород : Изд-во БГНИУ, 2011. - №14. - С. 37-43.

6. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М.Коджаспирова : учебник. - М. : Гардарики, 2007. - 528 с.

7. Клочко, Е.В., Галажинский, Э.В. Психология инновационного поведения [Текст] / Е.В. Клочко, Э.В. Галажин-ский. - Томск : Томский гос. ун-т, 2009, 240 с.

8. Курбушко, П.Ф., Назарова, Л.И. Педагогическая инноватика : теория и практика [Текст] / П.Ф. Курбушко, Л.И. Назарова : учебно-практическое пособие. - М., 2011. - 40 с.

9. Лебедева, Н.М. Имплицитные теории инновативности : межкультурные различия [Текст] / Н.М.Лебедева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т.9. - №1. - С. 23-40.

10. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса : метод. материалы. - СПб. : Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007. - 121 с.

11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа : http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf.

12. Сытина, Н.С. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента как условие профессионального развития будущего педагога [Текст] / Н.С.Сытина // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа : Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2012. - № 3. - С. 67-71.

13. Чапчиков, С.Ю. Инновационному обществу инновационные образовательные технологии [Текст] / С.Ю. Чапчиков // Право и управление. XXI век. - М. : Изд-во МГИМО МИД РФ, 2009. - №3. - С. 10-14.

14. Щедровицкий, П.Г. Инновационный потенциал профессионального сообщества. Режим доступа : http://www.shkp.ru/lib/archive/methodologies/prof/34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.