Научная статья на тему 'Особенности формирования конструктивно-педагогической компетенции будущего учителя в условиях реализации ФГОС ВПО нового поколения'

Особенности формирования конструктивно-педагогической компетенции будущего учителя в условиях реализации ФГОС ВПО нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / КОНСТРУКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арасланова Алия Талгатовна

В статье формирование конструктивно-педагогической компетенции будущего учителя рассматривается как одна из задач реализации ФГОС ВПО нового поколения. Выявлены особенности формирования предмета исследования. Описана практика формирования конструктивно-педагогической компетенции у студентов на занятиях дисциплин инвариантной части стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арасланова Алия Талгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования конструктивно-педагогической компетенции будущего учителя в условиях реализации ФГОС ВПО нового поколения»

УДК 378

Арасланова Алия Талгатовна

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, aliyatalg@mail.ru, Уфа

ОСОБЕННОСТИ формирования КОНСТРУКТИВНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛя

в условиях реализации фгос впо нового поколения

Аннотация. В статье формирование конструктивно-педагогической компетенции будущего учителя рассматривается как одна из задач реализации ФГОС ВПО нового поколения. Выявлены особенности формирования предмета исследования. Описана практика формирования конструктивно-педагогической компетенции у студентов на занятиях дисциплин инвариантной части стандарта.

Ключевые слова: конструктивно-педагогическая компетенция, полифункциональный специалист, виды профессиональной деятельности педагога, конструктивная позиция.

Araslanova Aliya Talgatovna

Candidate ofPedagogical Sciences, Senior lecturer of the Department of Pedagogy at the Bashkir State Pedagogical University, aliyatalg@mail.ru, Ufa

PECULIARITIES OF FORMATION OF А PEDAGOGICAL COMPETENCY OF THE FUTURE TEACHERS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION OF THE NEw GENERATION

Abstract. In the article the formation of the pedagogical competency of a future teacher is considered as one of the objectives of the implementation of the Federal State Educational Standards of Higher education of the new generation. Peculiarities of formation of the subject of research are identified. Practice of formation of the pedagogical competency of the students in the classes of disciplines of the invariable part of the standard is described.

Keywords: the pedagogical competency, a multifunctional specialist, types of professional activity of a teacher, constructive position.

Внедрение компетентностного подхода в профессиональное образование привело к изменениям в его содержании, формах и средствах. Практика последних десятилетий показала эффективность ориентации образования на формирование компетентности выпускника как целостного качества, диагностируемого по его различным проявлениям (компетенциям) [2]. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования полифункционального специалиста, способного полноценно реализовать себя в самостоятельной жизни, личности творческой, инициативной, активной, предприимчивой. Полифункциональный специалист нового типа - специалист, обладающий рядом необходимых для его жизнеспособно-

сти в современном мире компетентностей -ключевых, базовых и специальных.

Полифункциональный специалист - специалист, способный выполнять различные функции в сфере профессиональной деятельности [3].

Исследования ряда ученых показывают, что в образовательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции учителя: диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая [4; 5; 6].

К профессиональным функциям педагога относят образование, воспитание, обучение,

социализация учащихся.

Реализация функции осуществляется через определенный вид профессиональной деятельности. В содержании ФГОС ВПО нового поколения вид профессиональной деятельности рассматривается как методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования^].

В педагогической литературе выделяются следующие виды профессиональной деятельности педагога: учебно-воспитательная; социально-педагогическая; культурно-просветительная; научно-методическая; организационно-управленческая.

В соответствии с тарифно-квалификационными требованиями учителем реализуются шесть основных функций: преподавание; организация внеурочной деятельности учащихся; помощь родителям учащихся, развитие и поддержание деловых связей школы с общественными организациями, имеющими отношение к воспитанию и обучению учащихся; участие в методической работе; систематическое профессиональное самосовершенствование.

Для реализации множества функций специалисту необходимо владеть определенным компетенциями (общекультурными и профессиональными) и личностными качествами: вера в силы и возможности обучающихся, интерес к внутреннему миру обучающихся, открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизирован-ное мышление педагога, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе).

Особую значимость для современного педагога имеет овладение им в период получения профессионального образования конструктивно-педагогической компетентностью. Обозначая характеристики конструктивно-педагогической компетентности, мы предполагаем сформирован-ность таких его качеств, как критическое мышление, умение рационально оценивать различные позиции, способность к избирательному выбору пути жизненного и профессионального самоопределения, к творческой самореализации на основе активной гражданской позиции и системы социальнонравственных ценностей [1].

В современной системе образования формирование конструктивно-педагогической компетентности студентов является одним из базовых компонентов их профессиональной подготовки и предполагает синтез профессиональных знаний (когнитивный компонент), ценностных отношений (ценностный компонент) и специальных умений (операционально-деятельностный компонент).

Одним из компонентов конструктивно-педагогической компетенции студентов является когнитивный, предполагающий знания о значимости, способах самореализации в профессиональной деятельности, сущности и структуры конструктивно-педагогической компетенции; способах проектирования; о содержании и способах взаимодействия участников образовательного процесса, моделях поведения педагога в различных ситуациях, способах разрешения конфликтных ситуаций.

Ценностный компонент искомой компетенции означает позитивную направленность на педагогическую деятельность; потребность выстраивать профессиональную деятельность на основе конструктивной позиции, потребность в самостоятельном осознанном выборе пути жизненного и профессионального самоопределения.

Функциональная значимость конструктивно-педагогической компетентности определяется тем, что ее сформированность предполагает овладение будущими педагогами умениями рационально оценивать различные позиции, конструктивно решать возникающие вопросы, ставить педагогические цели и задачи, видеть позицию ребенка, аргументировать действия и поступки, предвидеть результаты деятельности и др.

В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы в рамках гранта федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме «Многомерная модель подготовки полифункционального специалиста нового типа как стратегия трансформации современного педагогического ВУЗа» формирование конструктивно-педагогической компетенции у студентов осуществлялось:

- у студентов, обучающихся по ООП подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (ФГОС ВПО 2011г.),

при изучении дисциплины «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика»;

- у студентов, обучающихся по ООП подготовки бакалавра (ГОС ВПО 2005 г.) при изучении таких дисциплин, как «Теоретическая педагогика», «История образования и педагогической мысли»;

- у студентов, обучающихся по ООП подготовки специалиста (ГОС ВПО 2005 г.) при изучении дисциплин «Теория обучения и педагогические технологии», «Психологопедагогический практикум».

Модуль «Педагогика» включает в себя следующие дисциплины: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач», «История образования и педагогической мысли» и в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (2010г.) по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» позволяет развивать у будущих педагогов критическое мышление (ОК-1), формировать умение рационально оценивать различные позиции и умение конструктивно решать возникающие вопросы - ОПК-2, ПК-6, ОК-16, а также развитию способности к избирательному выбору пути жизненного и профессионального самоопределения и способности к творческой самореализации на основе активной гражданской позиции и системы социально-нравственных ценностей - ОПК-1, ПК-10, ОК-14 [7].

Первая дисциплина модуля «Педагогика» «Введение в педагогическую деятельность» изучается на первом курсе в первом семестре и создает ориентирующую основу для изучения последующих педагогических дисциплин; формирует у студентов первоначальные представления о сущности и особенностях педагогической деятельности. В процессе изучения дисциплины были сформированы умения рационально оценивать различные позиции и конструктивно решать возникающие вопросы, знания о роли различных факторов в профессионально-личностном становлении, акцентировалось внимание на значении профессионального самоопределения и развития педагога, его общей и профессиональной культуры.

Углубление ориентации студентов на педагогическую профессию осуществляется с

опорой на требования ФГОС ВПО при использовании на занятиях иллюстративного и профессионально значимого материала, анализе педагогических ситуаций, показе применения получаемых знаний в будущей профессиональной деятельности, использовании комплексных интегрированных и проектных заданий и др.

При изучении тем дисциплины «Теоретическая педагогика» осуществлялось формирование у будущих педагогов умений видеть позицию ребенка в учебном процессе, обеспечивать успех в деятельности обучающегося; ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; создавать ситуацию успеха для обучающихся; осуществлять грамотное педагогическое оценивание, находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны; строить индивидуальную образовательную программу. Для формирования конструктивно-педагогической компетенции будущего учителя использовались активные и интерактивные формы проведения занятий (тью-ториал, конференция, лекция, мастер-класс, проблемное семинарское занятие) и методы, используемые при изучении данных тем (моделирование, проект, кейс-метод, учебного исследования, «кластеры», тематические дискуссии и др.), способствующие формированию знаний о сущности конструктивнопедагогической компетенции, конструктивных умений и построения конструктивных взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Формирование конструктивно-педагогической компетенции осуществлялось на занятиях по дисциплине «История образования и педагогической мысли» у студентов, обучающихся по ООП бакалавриата ГОС ВПО (2005 г.). Неизбежная неполнота охвата и осмысления всего мирового историко-педагогического опыта рамками аудиторных занятий в значительной степени предполагает самостоятельную работу студентов, при этом упор должен быть сделан на изучение первоисточников. Самостоятельный критический анализ первоисточников стимулирует развитие у студентов педагогического мышления и творческого подхода к решению практических задач воспитания и обучения.

Дисциплина «Психолого-педагогический практикум» входит в структуру ООП специ-алитета ГОС ВПО (2005 г.). Содержательным ядром освоения разделов дисциплины выступает профессионально-педагогическая задача. Данная дисциплина обеспечила формирование у будущих учителей практических умений решения педагогических задач, моделирования и проектирования педагогических ситуаций в образовательном процессе, способствовала становлению педагога-практика в период обучения. Применение образовательных технологий (учебного исследования, кластеры, проблемное обучение и др.) позволило моделировать условия реальной педагогической деятельности и выработать субъектную позицию и индивидуальный стиль в овладении профессионально-педагогическими знаниями и умениями, а также создать условия для развития и саморазвития личности будущего учителя.

Формирование конструктивно-педагогической компетенции осуществлялось на занятиях по дисциплине «Теория обучения и педагогические технологии». Формирование когнитивного и ценностного компонента конструктивно-педагогической компетенции у студентов осуществлялось в процессе проведения лекционных занятий по темам «Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Основные категории дидактики», «Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения», «Содержание образования: его сущность и перспективы развития», Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагоги-ческие концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом», «Педагогические технологии». Операционально-деятельностный компонент конструктивно-педагогического компетенции формировался на лабораторных занятиях при выполнении личностно-ориентированных практических заданий.

В процессе профессиональной подготовки будущих педагогов для реализации содержательно-целевой составляющей формирования полифункционального специалиста нового типа реализовывались такие виды

деятельности, как учебно-познавательная, исследовательская, проектная, рефлексивнооценочная. Так же мы использовали следующие методы и формы обучения и воспитания: эвристическая беседа, метод проектов, кейс-метод, исследовательский метод, метод проблемного изложения, тематические дискуссии, анализ проблемной ситуации, решение творческих задач во время прохождения педагогической практики, моделирование, ролевые игры, презентации, «мозговая атака», конкурсы практических работ с их обсуждением, тьюториал, конференция, лекция, лабораторное занятие, педагогическая практика, проблемное семинарское занятие, коллективное творческое дело, групповая работа, самостоятельная работа, круглый стол, деловая игра. Данные методы обучения позволяют сформировать у будущих педагогов умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, выявлять, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и решать конкретные образовательные задачи, развивать навыки работы в группе.

Таким образом, содержательно-целевая составляющая является важным компонентом подготовки полифункционального специалиста нового типа, способного сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным подходом к решению конкретных профессиональных задач.

С целью оценки достижений студентами использовались технологические карты дисциплины, где отмечены контрольные точки - узловые темы курса - позволяющие судить о результатах работы .

Важная роль при формировании конструктивно-педагогической компетенции была отведена самостоятельной работе студентов. Такие виды самостоятельной работы как работа с научно-педагогическими текстами на основе технологий развития умений критического мышления; анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам, сравнение педагогических концепций, теорий; анализ конкретных образовательных систем с целью выявления и описания реализуемых в них культурных практик позволили развитию следующих умений конструктивно-педагогической компетенции: разрабатывать индивидуально-ориентированные образо-

вательные проекты, перейти от оценивания к самооценке, удерживать устойчивую профессиональную конструктивную позицию, управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный характер, реализовать свой творческих потенциал на основе активной гражданской позиции и системы социально-нравственных ценностей, самопроектирования, самоэкспериментиро-вания, построения собственной стратегии профессионального роста.

Формирование конструктивно-педаго-

гической компетенции осуществляется в рамках научно-исследовательской деятельности студентов. С этой целью функционируют проблемные группы «Формирование гражданской позиции будущих педагогов в образовательном пространстве ВУЗа», «Ценностный мир современного специалиста». Также студенты активно работают по выполнению творческих заданий, проектов, защищают курсовые и выпускные квалификационные работы.

Особую роль при формировании конструктивно-педагогической компетенции отведено педагогической практике. В период обучения в вузе, студенты проходили учебно- исследовательскую и педагогическую практики.

Особое внимание мы уделяли внимание студентам, обучающимся на заочном отделении по ФГОС ВПО нового поколения. Формирование компетенций у данной категории студентов требует особой организации образовательного процесса.

Особенностью обучения студентов на заочном отделении является изучение ими многих узловых вопросов содержания дисциплины самостоятельно, в межсессионный период. В этом случае, необходима продуманная система контроля как итогового, так и промежуточного.

С внедрением новых стандартов на заочном отделении меняется содержание экзамена как основного вида итогового контроля. В настоящее время мы оцениваем уровень овладения студентами компетенциями, заявленные в образовательной программе. Нами были разработаны содержание экзаменационных билетов, куда были включены не только теоретические вопросы, но и практические задания. В настоящее время на заочном отделении (речь идет о студентах,

которые обучаются по новым стандартам) экзамен принимается с целью оценить уровень овладения компетенции не только по дисциплине «Теоретическая педагогика», но по всему модулю «Педагогика». Основная сложность для студента заключалась в решении задач. В связи с этим, необходимо студентам уже на установочной сессии ориентировать на решение практических заданий, которые включают в себя задач различного уровня сложности, предоставить необходимых для решения задач список литературы, документов, алгоритм решения и т. д.

Учитывая все это нами были продуманы формы самостоятельной работы практикоориентированного характера. Преподавателями в зависимости от специфики дисциплины и специальности предлагали студентам заочного отделения следующие виды работ: выполнение проектов, составление программ самообразования, индивидуальных траекторий образовательно-профессионального развития, составление логико-смысловых моделей основных понятий, кластеры понятий и т. д.

Система повышения квалификации преподавателей педагогического ВУЗа в рамках тематики Проекта была направлена на обучение преподавательского состава навыкам формирования у студентов необходимых компетенций в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения. Система повышения квалификации преподавательского состава ВУЗа в указанном направлении предполагала:

- ознакомление преподавательским составам с теорией конструктивно-педагогической, межкультурной, социально-психологической, этнокультурной компетенции;

- формирования собственной конструктивно-педагогической, межкультурной, социально-психологической, этнокультурной компетенций;

- овладение методикой (технологией) формирования у бакалавров искомых компетенций.

Для реализации указанных направлений мы использовали разнообразные формы повышения квалификации преподавательского состава ВУЗа: «мастерская» или мастер-класс; обучение по индивидуальному маршруту; Интернет - форумы, конкурсы; создание вебстраницы; включение педагогов в активную инновационную деятельность и др.

Таблица

Уровень сформированности конструктивно-педагогической компетенции в экспериментальной и контрольной группах (контрольный этап)

Группы Грамотность Функциональная грамотность Компетентно сть

Чел. % Чел. % Чел. %

Экспериментальная 8 9,4 49 59,4 26 31,3

Контрольная 48 65,2 16 21,2 10 13,6

Содержание учебных дисциплин педагогического цикла ФСОГ ВПО нового поколения, учебно-исследовательская практика, самостоятельная работа студентов позволила в полной мере сформировать конструктивно-педагогическую компетенцию у будущих специалистов. Сформированность конструктивно-педагогической компетенции будущего педагога предполагает сформирован-ность трех его компонентов - ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный. Оценка уровня сформированности указанных компонентов осуществляется посредством использования диагностического инструментария и системы критериев и показателей.

Для диагностики ценностного компонента конструктивно-педагогической компетенции использовались: опрос, методика диагностики структуры учебной мотивации, деловая игра «Башни», тест «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности», «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности», «Диагностика уверенности в себе», «Самооценка».

Для диагностирования когнитивного компонента конструктивно-педагогической компетенции использовались специально разработанный тест и задания.

Операционально-деятельностный ком-

понент конструктивно-педагогической компетенции диагностировался с помощью: теста «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности»; опросника Холланда, 16-факторный личностного опросника Кеттелла. Также с целью оценки уровня сформированности операционально-деятельностногокомпонен-та конструктивно-педагогической компетенции будущего педагога использовалась система практико-ориентированных заданий различного уровня сложности.

Таким образом, итоги диагностического среза, проводимого в рамках констатирующего эксперимента, дали возможность представить объективную картину «стартовых» позиций преподавателей к началу эксперимента и подтвердили вывод о необходимости проведения специально организованной работы по формированию конструктивнопедагогической компетенции.

На основе формирующего воздействия произошли значимые изменения по таким критериям сформированности конструктивно-педагогической компетенции, как личностный, когнитивный, поведенческий. Это выражалось в том, что у большинства студентов сформировался высокий уровень мотивации, появилось осознанное отношение к овладению конструктивно-педагогической компетенции, стремление освоить их, произошла переориентация студентов на осмысление ценностей, появилось стремление проектировать педагогическую деятельность. Изменения в когнитивной сфере проявились в систематизации знаний и представлений о конструктивно-педагогической компетенции. Основные результаты исследования представлены в таблице.

Представленная динамика результатов опытно-экспериментальной работы позволяет констатировать успешность формирования конструктивно-педагогической компетенции будущего учителя в условиях реализации ФГОС ВПО нового поколения.

Библиографический список

1. Асадуллин Р. М Инновационная образовательная программа БГПУ им. М. Акмуллы . -Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - 81 с.

2. Асадуллин Р. М., Терегулов Ф. Ш. Человек в педагогическом процессе //Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №1. - С. 49-64.

3. Блинов В. И. Реализация образовательных стандартов // Образование и наука. - 2010. -№7 (75). - С. 3-18.

4. КузьминаН. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. Шк., 1990. - 192 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 96с.

6. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Academia, 2002. - 566 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образования // Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 46. [Электронный ресурс]. - http://www.osu.ru/docs/bachelor/ fgosZ050100b.doc (дата обращения: 05.09.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.