Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДВУЗЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДВУЗЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING ACTIVITIES / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / STUDENT-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисейчикова Лидия Закиевна

Особенность подготовки будущих педагогов в современном вузе - переориентация образовательного процесса со строго дисциплинарного, «знаниевого» подхода на развитие и саморазвитие личности обучаемого. Исследователи отмечают актуальность личностно ориентированного образования, предусматривающего активизацию, индивидуализацию каждого обучающегося путем включения его в различные виды деятельности; формирования навыков самостоятельной работы и интереса к ней; самообразования и самопознания студента с помощью личностно-развивающих ситуаций. Это требует расширения и углубления культурно-образовательного, человековедческого, нравственно-духовного и социального аспектов содержания образования. То есть, необходимо конструирование дидактического материала для обучения тем или дисциплинам как разноуровневого и дифференцированных по сложности заданий, проблемности и направленности содержания, а также как личностно ориентированного. Важно предусмотреть создание «широкого поля выбора» для студентов как содержания обучения, так и его форм, методов и видов учебной деятельности; организацию творческой самостоятельной работы (СРС); внедрение современных средств оценивания результатов обучения. Данную задачу целесообразно решать, опираясь на новую картину становления образовательной сферы, в которой рассматриваются встречные процессы познания действительности и полюса, между которыми разворачивается проектно-технологическая деятельность. В статье обосновывается личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса в педагогическом вузе, что на практике означает смену стиля педагогического общения, поощрение самообразования, творческой самостоятельности, свободы выбора и ответственности, развитие многих качеств личности, таких как уважение к себе и другим людям; изложены теоретические и технологические принципы личностно ориентированного обучения; раскрыты методические особенности построения личностно ориентированного образовательного процесса в педагогическом вузе и показаны практические возможности их реализации на конкретных примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисейчикова Лидия Закиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY ORIENTED APPROACH IN PREPARING FUTURE TEACHERS IN A TEACHER TRAINING: METHODOLOGICAL ASPECTS

Feature of preparation of future teachers in the modern university - the reorientation of the educational process with strict discipline, "Knowledge" approach to development and self-development of the individual student. The researchers noted the relevance of personality-oriented education, providing activation, individualize each student by including it in a variety of activities; formation of skills of independent work and interest in it; self-education and self-knowledge of the student with the help of student-developing situations. This requires a broadening and deepening cultural and educational, chelovekovedcheskih, moral, spiritual and social aspects of educational content. That is, you need to design teaching materials for the training or discipline as a tiered and differentiated by the complexity of tasks, problem orientation and content, as well as the personality oriented. It is important to provide for the creation of "a wide field of choice" for students as a learning content and its forms, methods and learning activities; organization of creative self-study (CDS); the introduction of modern means of assessment of learning outcomes. This problem it is advisable to decide on the basis of a new picture of the formation of the educational sphere, which deals with counter-processes of perception of reality and the poles, which takes place between design and technological activities. The article explains the personality-oriented approach to the organization of educational process in pedagogical high school, which in practice means a change of style of pedagogical dialogue, encouraging self-education, creative independence, freedom of choice and responsibility, the development of many personality traits such as respect for self and others; Theoretical and technological principles of learner-centered learning; Revealed methodical features build a student-centered educational process in pedagogical high school and show the feasibility of their implementation with specific examples.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДВУЗЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА

Л.З. Лисейчикова

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДВУЗЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональная компетенция, педагогическая деятельность, личностно ориентированный образовательный процесс, саморазвитие, самоменеджмент.

Аннотация. Особенность подготовки будущих педагогов в современном вузе - переориентация образовательного процесса со строго дисциплинарного, «знаниевого» подхода на развитие и саморазвитие личности обучаемого. Исследователи отмечают актуальность личностно ориентированного образования, предусматривающего активизацию, индивидуализацию каждого обучающегося путем включения его в различные виды деятельности; формирования навыков самостоятельной работы и интереса к ней; самообразования и самопознания студента с помощью личностно-развивающих ситуаций. Это требует расширения и углубления культурно-образовательного, человековед-ческого, нравственно-духовного и социального аспектов содержания образования. То есть, необходимо конструирование дидактического материала для обучения тем или дисциплинам как разноуровневого и дифференцированных по сложности заданий, проблемности и направленности содержания, а также как личностно ориентированного. Важно предусмотреть создание «широкого поля выбора» для студентов как содержания обучения, так и его форм, методов и видов учебной деятельности; организацию творческой самостоятельной работы (СРС); внедрение современных средств оценивания результатов обучения. Данную задачу целесообразно решать, опираясь на новую картину становления образовательной сферы, в которой рассматриваются встречные процессы познания действительности и полюса, между которыми разворачивается проектно-технологическая деятельность.

В статье обосновывается личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса в педагогическом вузе, что на практике означает смену стиля педагогического общения, поощрение самообразования, творческой самостоятельности, свободы выбора и ответственности, развитие многих качеств личности, таких как уважение к себе и другим людям; изложены теоретические и технологические принципы личностно ориентированного обучения; раскрыты методические особенности построения личностно ориентированного образовательного процесса в педагогическом вузе и показаны практические возможности их реализации на конкретных примерах.

Одной из главных задач подготовки будущих педагогов в современных условиях является повышение качества образования на основе обеспечения его фундаментальности, соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Другими словами, данная задача связана с философскими категориями фундаментального и прикладного знания. Согласно Р.М. Асадуллину и Ф.Ш. Терегулову, успешное ее решение возможно при опоре на новую картину становления образовательной сферы, в которой указанные категории рассматриваются как два встречных процесса познания действительности и полюса, между которыми разворачивается проектно-технологическая деятельность. Это обстоятельство позволяет считать любой педагогический проект компромиссным решением, в котором проявляется огромное разнообразие различных видов образовательной деятельности [3].

К сожалению, педагоги руководствуются в образовательном процессе представлениями, которые обнаруживают фрагментарность, разрозненность и рядоположенность, отсутствие системного видения образовательного процесса. Современные педагогические исследования и практика образования свидетельствуют, что у многих выпускников педвуза фиксируется недостаточный уровень готовности к профессиональной деятельности в новых условиях и профессионального саморазвития [1]. Наше изучение студентов-выпускников, проводившееся в течение ряда лет, подтверждает данное положение: так, педагогику и психологию как интересующие области знаний назвали лишь единицы; важ-

пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы я(бз). яо1б эзваааЕ

ность формирования у будущего учителя готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений по максимальному баллу (5 баллов) оценили 16,2 % респондентов. Таким образом, только малая часть студентов пятого курса, прошедших педагогическую практику и прослушавших курс педагогических дисциплин, готовы овладеть теорией и практикой образования (направленного на развитие личности). В связи с этим усилия многих ученых, преподавателей и учителей ориентированы на обоснование и реализацию профессиональной направленности обучения и межпредметных связей; на создание интегрированных учебных дисциплин, поиски инвариантов, универсальных средств познания и закрепление результатов этого отражения во внешней форме в виде наглядно-методических пособий и мультимедийных средств обучения.

Как известно, эффективность педагогического процесса зависит от условий, в которых он протекает [2, 8]. Какой должна быть соответствующая модель организации образовательного процесса в педагогическом вузе и каковыми будут особенности личностно ориентированной педагогической деятельности? Педагогическая деятельность рассматривается как профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности студента, выбора возможностей для самовыражения, создание личностно развивающих ситуаций. Под личностно развивающей ситуацией понимают условия, виды деятельности, в которых студент мог бы проявить свой потенциал. Это ставит обучающегося перед выбором (и ответственностью), сознательным принятием решений, обоснованием собственной точки зрения. Тем самым воспроизводится система внутренних связей и отношений учебно-воспитательного процесса, составляющих конкретный образовательный опыт; зафиксировать изменения, которые состоялись у субъекта; актуализировать опорные факты, понятия и теоретические положения. То есть создаются условия для самореализации и саморазвития студентов; обеспечивается успешное формирование профессиональных компетенций с опорой на субъектный опыт (опыт собственной жизнедеятельности, студенческий опыт).

Исследователи В.А. Болотов, Д.В. Чернилевский и другие выделяют специфические принципы личностно ориентированного обучения: принцип деятельной активности, принцип индивидуальности, принцип партнерского взаимодействия, принцип рефлексивности, принцип свободы личного выбора и ответственности за него. Реализация данных принципов, наряду с общедидактическими, способствует более эффективной личностно ориентированной педагогической деятельности. Ряд авторов - Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие - указывают на следующие ее особенности:

• гуманитаризация учебного процесса в образовательном учреждении путем расширения, углубления и реализации человековедческого, нравственно-духовного, культурно-образовательного и социального аспектов содержания образования;

• сочетание педагогической требовательности с признанием индивидуальности каждого обучающегося, неповторимости его личности;

• активизация и индивидуализация каждого обучающегося через включение его в разнообразные виды деятельности, формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и интереса к ней и самопознание с помощью личностно развивающих ситуаций.

Следовательно, возникает необходимость конструирования специального дидактического материала для обучения тем или иным дисциплинам, для чего, опираясь на разработки исследователей кафедры педагогики БГПУ имени М. Акмуллы [9, 13], кафедры педагогики РГПУ имени А.И. Герцена [12] и собственный опыт работы в данном направлении [9], нами определены следующие методические аспекты реализации личностно ориентированного образовательного процесса при подготовке будущих учителей в педвузе:

1. Самоменеджмент в профессиональном становлении будущего учителя.

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

2. Создание «широкого поля» выбора для студентов как содержания обучения, так и его форм, методов и видов учебной деятельности.

3. Выполнение заданий для самостоятельной работы студентов, предусматривающих формирование профессиональных компетенций будущего учителя и профессиональное саморазвитие при изучении педагогических дисциплин.

4. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента.

5. Использование современных средств промежуточной и итоговой аттестации для поддержания учебных целей и стремлений студентов к самосовершенствованию, формированию у них профессиональных компетенций.

Приведем практические примеры приемов самоменеджмента, заданий для самостоятельной работы студентов (создающих условия для развития профессиональных компетенций будущего учителя и профессионального саморазвития при изучении педагогических дисциплин) и портфолио достижений как средство индивидуальной оценки знаний обучаемого.

На первых лекциях по учебной дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» первокурсники-бакалавры знакомятся со следующими приемами самоменеджмента по профессиональному становлению:

- воспринимать обучение в вузе не как обязательство, а как ступень к самосовершенствованию, саморазвитию;

- интересоваться всем, так как не известно, что может пригодиться на работе, в

жизни;

- постоянно учиться, узнавать новое и не останавливаться на достигнутом;

- верить в себя, в свои силы;

- уметь ставить цели и сосредоточиться на главном, рационально использовать свое время;

- придерживаться принципов: «Учиться не для экзаменов, а для профессии и жизни»; «Образование на протяжении всей жизни»; «Применение - мать учения»; после каждого занятия задавать себе вопросы: что нового я узнал для своей профессии и жизни?; чему я научился?; какие выводы для будущей работы я сделал?; какие советы и наставления я получил? и т. д.[11].

Студенты усвоили данные приемы, что способствовало формированию и развитию у большинства из них положительного отношения к изучаемому предмету, выбранной профессии, людям, социуму.

Задания для самостоятельной работы студентов разработаны и классифицированы по следующим признакам.

1. Задания по работе с информацией

а) собрать сведения о выдающихся отечественных и зарубежных педагогах (краткие биографические сведения, основные труды);

б) составить краткое описание жизни и творческого наследия великого просветителя, педагога М. Акмуллы;

в) составить педагогический словарь-глоссарий;

г) изучить профессиональный стандарт педагога и предложить письменный «портрет» современного учителя,

д) описать инновационный опыт двух - трех педагогов;

е) написать реферат по теме из предложенного перечня;

ж) составить список авторских работ, описывающих профессиональную деятельность учителя в какой-либо период; изучить одну из работ и составить аннотацию;

з) составить картотеку статей, посвященных профессиональной деятельности учителя (газеты, журналы, Интернет и др.).

2. Задания на проведение мини-исследования

пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы я(бз). яо1б эзваааЕ

а) проведите опрос нескольких человек по выбранной Вами теме из предложенного

перечня;

б) проведите мини-исследование по изучению проблемы «Мотивы выбора профессии учителя» (физики, математики, биологии, истории и др.) и составьте аналитическую справку;

в) проведите мини-исследование по изучению образовательных потребностей студентов учебной группы и составьте аналитическую справку.

3. Задания на составление профессионально ориентированной программы саморазвития (по семестрам, на весь период обучения в вузе с определением основных целей и задач)

а) сформулируйте важнейшие цели, которые Вы хотите достичь во время обучения

в вузе;

б) составьте список учебных достижений и достижений в области самообразования на определенный период обучения в вузе;

в) проанализируйте свои учебные достижения и достижения в области самообразования за последние два года и оцените свое саморазвитие за этот период;

г) составьте список умений, необходимых Вам для того, чтобы стать настоящим профессионалом; опишите, как Вы хотите их сформировать;

д) составьте список образовательных областей, которые Вы хотели бы изучить; опишите как, когда и где Вы хотите их освоить.

4. Задания на разработку проекта и решение педагогических ситуаций

а) решение педагогической ситуации с вариантами ответов;

б) решение педагогической ситуации с описанием необходимых действий;

в) составить проект решения проблемы, выбранной из перечня предложенных;

г) смоделировать воспитывающую ситуацию.

5. Задания-эссе

а) выразите свою позицию по отношению к своей будущей профессии;

б) напишите воспоминание о своих учителях;

в) сформулируйте свою позицию об имидже педагога;

г) опишите мотивы выбора профессии учителя [9, 12].

Приведенный фрагмент перечня заданий для студентов, используемый нами при обучении дисциплине «Введение в педагогическую деятельность», требует умений проявлять профессиональные и личностные качества, необходимые педагогу. Выполнение подобных заданий позволило студентам оценить свои знания, умения и качества; узнать специфические требования, предъявляемые к педагогу; осознать предстоящие собственные изменения; разработать программу профессионального развития; моделировать элементы педагогической действительности. Все это являлось своеобразным «тренингом» профессионального и личностного развития; создавало основу для реализации опережающего характера профессиональной деятельности будущего учителя.

Значима роль промежуточной и итоговой аттестации студентов в обеспечении качественной профессиональной подготовки в вузе при обучении дисциплинам педагогического цикла - модуль «Педагогика»: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач», «История образования и педагогической мысли». Их изучение в вузе строится в соответствии с требованиями ФГОС ВПО на основе разработанных учебных программ и учебников с использованием упомянутых промежуточной и итоговой аттестации.

Согласно учебному плану, при подготовке бакалавров по окончании семестров (14-й) не предусматривается проведение традиционных зачетов и экзаменов после изучения каждой дисциплины модуля «Педагогика», а планируется только один экзамен по модулю в 4-м семестре. Однако студенты проходят после изучения каждой дисциплины в 1-4-м семе-

sssssss профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп

страх промежуточную аттестацию по дисциплинам модуля «Педагогика». С этой целью в университете внедрена балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения, для чего преподавателями разрабатываются технологические карты по изучаемым дисциплинам, задания для самостоятельной работы студентов и заполняются электронные ведомости. Вместе с тем у студентов-первокурсников, которые в большинстве своем не знакомы с данной системой оценивания и проходят адаптацию к вузовской системе обучения, возникают определенные трудности и при усвоении учебных дисциплин, и при подготовке к различным видам аттестации. Для повышения эффективности внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов и адаптации студентов-первокурсников к процедуре аттестации, наряду с тестовыми технологиями, в вузе для индивидуальной оценки знаний студента используется портфолио его достижений. Оно используется преподавателями кафедры педагогики при изучении дисциплин модуля «Педагогика» на всех факультетах университета; практика подтвердила эффективность создания портфолио как для поддержания учебных целей и стремлений студентов к самосовершенствованию, так и формирования у них профессиональных компетенций.

Портфолио соответствует целям, задачам личностно ориентированного обучения в педвузе и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

- формировать у студентов умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- формировать основу для изучения других учебных педагогических дисциплин по модулю «Педагогика»;

- формировать оценочную и рефлексивную деятельность;

- мотивировать изучение педагогических дисциплин, повышая интерес к будущей профессиональной деятельности;

- осуществлять самопознание; проявлять творческую самостоятельность.

Функция портфолио - индивидуальная накопительная оценка (определение, наряду с результатами экзаменов, рейтинга студентов). Существует множество различных вариантов его структурирования: так, ряд авторов и практиков - З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова [9] и другие - предлагают следующие структурные разделы портфолио: я и моя семья; я и вуз, мое профессиональное саморазвитие; мои жизненные планы; мои рабочие материалы (конспекты, проекты, программы, индивидуальные задания, рецензии, аннотации и др.); мои достижения (грамоты, сертификаты, творческие работы, публикации и др.) и другие. Данные разделы позволяют систематизировать успехи в учебе (баллы, дипломы, сертификаты, грамоты) и результаты динамики развития собственной личности (характер, способности, общение); изучать особенности своей личности в системе социальных отношений и усовершенствовать их.

Портфолио студентов первого курса БГПУ имени М. Акмуллы создается на начальном этапе изучения педагогических дисциплин модуля «Педагогика» при изучении дисциплины «Введение в педагогическую деятельность»; вес портфолио для студентов первокурсников (на начальном этапе изучения педагогических дисциплин) составляет пять баллов. Портфолио для студентов 1-го курса имеет следующую структуру:

1) описание жизни и творческого наследия просветителя, педагога М. Акмуллы;

2) сведения о выдающихся отечественных и зарубежных педагогах (фамилия, имя педагога, краткие биографические сведения, основные труды);

3) программа профессионального саморазвития на период обучения в вузе (1-й семестр, информация о себе, основные цели и задачи, пути повышения своего профессионального уровня);

4) педагогическое сочинение «Мой первый учитель» («Мой любимый учитель», «Зачем сегодня нужна профессия учителя?» и другие темы);

5) словарь-глоссарий по педагогической дисциплине;

пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы л(бз). aoi6 sSSasgs

6) тест достижений по основным разделам учебной дисциплины;

7) мини-реферат по выбранной теме [9].

Система практических заданий по перечисленным разделам направлена на формирование профессиональных компетенций студентов: осознавать социальную значимость своей будущей профессии; обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности - ОПК 1; развитие общекультурных компетенций (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации; постановка цели и выбор путей ее достижения - ОК 1). В следующем семестре в структуру портфолио включается раздел «Рабочие материалы»: конспекты к семинарским и лабораторным занятиям, планы-конспекты уроков, планы-конспекты воспитательных мероприятий, проекты, диагностические методики, выполненные задания самостоятельной работы, индивидуальные задания, рецензии, аннотации и т. д. В процессе изучения дисциплины студенты, согласно технологической карте, сдают различные задания, включенные в портфолио. После проверки портфолио преподаватели организуют их защиту и презентацию. В частности, защита может проходить в форме круглого стола, когда преподаватель и студенты задают вопросы, обсуждают и дают оценку презентируемому портфолио. Результатом обсуждения является усовершенствованная программа профессионального саморазвития студента; скорректированные тема, содержание и структура реферата; уточненная проблема, которую они исследуют, а также повышение у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности. Эффективность балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов определяется тем, насколько системно работает студент над созданием своего портфолио, насколько прочно сформированы мотивы к осуществлению будущей профессиональной деятельности - его готовность и стремление к знаниям, к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию.

Итоги экспериментальной работы по организации личностно ориентированного образовательного процесса в БГПУ имени М. Акмуллы показали, что уровни владения формируемыми компетенциями, готовности к профессиональному саморазвитию студентами второго, третьего курсов оказались выше, чем у студентов-выпускников прошлых лет, обучавшихся по традиционной схеме. По результатам издано учебное пособие для студентов «Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра» (Уфа, 2014), прошедшее апробацию на занятиях со студентами всех педагогических специальностей, направлений и профилей. Многолетний педагогический эксперимент по реализации модели личностно ориентированного образовательного процесса, проведенный кафедрой педагогики, свидетельствует об эффективности формирования у студентов профессиональных компетенций и профессионально-личностных качеств и качеств профессионально саморазвивающейся личности.

1. Асадуллин Р.М. Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в образовательной практике вуза // Педагогический журнал Башкортостана. - 2005. - № 1(1). - С.15-23.

2. Асадуллин, Р.М., Терегулов, Ф.Ш. Пространство и время образовательного процесса // Новое в психолого-педагогических исследованиях.- 2012.- № 2. - С.34-53.

3. Асадуллин, Р.М., Терегулов, Ф.Ш. Фундаментальное и прикладное в педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал.- 2014.- № 4.- С.9-14.

4. Балашов, М.М., Лукьянова, М.И. Личностно ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность [Текст]. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.-28 с.

5. Болотов, В.А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление [Текст].- Волгоград, Перемена,2001.- 290с.

6. Давыдов, В.В.Виды обобщения в обучении [Текст]. - М.: Педагогика, 1972.-423с.

7. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук [Текст]. - М., 1974.

8. Загвязинский, В.И.Теория обучения: Современная интерпретация [Текст].- М.: Академия,2007.-192с.

9. Лисейчикова, Л.З. // Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра [Текст] : учеб.пособие / Н.С.Сытина, А.Т.Арасланова, Л.П.Гирфанова, Л.З.Лисейчикова, Т.В.Набиева, Л.С.Скрябина / под ред. Н.С. Сытиной. -Уфа : Изд-во БГПУ, 2014. - С. 9-27.

gSSSSSs ПРО<Р€ССИОНПЛh H ОС ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

10. Личностное портфолио старшеклассника / З.М. Молчанова, Т.В. Тимченко и др.; под ред. Т.В. Черниковой [Текст]. - М. : Глобус, 2006. - 128 с.

11. Наперов, В.А. Самоменеджмент в профессиональном становлении будущего специалиста // Специалист. - 1999. - №8. - С.14-15.

12. Роботова, А.С., Хоменко, И.А. Задания для самостоятельной работы по курсу «Введение в педагогическую деятельность»: развитие профессиональных компетенций [Текст]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. -75 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Сытина, Н.С. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента как условие профессионального развития будущего педагога // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - №3 (40). - С.67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.