Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры учителя-предметника в процессе повышения квалификации'

Формирование информационной культуры учителя-предметника в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная культура учителя-предметника / информационная культура / процесс повышения квалификации

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Налгиев Н. И.

Статья содержит анализ идеи информационного общества, описание информационных образовательных технологий, модели формирования информационной культуры учителя выделяются уровни развития информационной культуры обосновывается модульный принцип построения учебных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the analysis of the information community idea and the description of informational educational technologies. The author also considers the model of development of a teacher"s information culture, distinguishes the levels of information culture development and proves the modular principle of construction of educational programmes.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры учителя-предметника в процессе повышения квалификации»

H. И. Налгиев

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ

Работа представлена кафедрой управления образованием Педагогического института Южного федерального университета.

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Н. П. Петрова

Статья содержит анализ идеи информационного общества, описание информационных образовательных технологий, модели формирования информационной культуры учителя; выделяются уровни развития информационной культуры; обосновывается модульный принцип построения учебных программ.

The article contains the analysis of the information community idea and the description of informational educational technologies. The author also considers the model of development of a teacher's information culture, distinguishes the levels of information culture development and proves the modular principle of construction of educational programmes.

В Федеральной Программе развития образования, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается, что в качестве приоритетного направления развития образования предусматривается информатизация процесса постдипломного образования, включающего повышение квалификации, профессиональную переподготовку в системе непрерывного образования.

Современная ситуация в системе дополнительного профессионального образования России выглядит достаточно определенной, но неоднозначной. С учетом анализа состояния функционирования системы дополнительного профессионального образования и специфики социально-экономической базы регионов, отраслей и учреждений в целях дальнейшего развития этой системы образования Министерство образования Российской Федерации разработало Программу развития дополнитель-ного профессионального образования в Российской Федерации на 2002-2005 гг., в которой говорится, что «заинтересованность широких слоев общества в эффектив-

ной системе непрерывного, дополнительного профессионального образования предопределяет ее роль и место в государствен -ной политике в области развития человеческих ресурсов с учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда, возрастающей потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов»1.

XIX Генеральная конференция ЮНЕСКО определила в 1997 г. современное образование как «непрерывное образование» (lifelong learning) - «неограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и процесса преобразования в обществе».

Важнейшие идеи lifelong learning отражены в документах Института UNESCO по образованию: Гамбургская конференция по образованию взрослых (1997 г.), Образование для всех (Дакар, Сенегал, 2000 г.),

Политика и стратегия образования взрослых (Квебек, 2000 г.), Взрослые и непрерывное образование в Европе (Брюссель, 2001 г.)2.

Проблемы прогнозирования развития системы профессионального образования, регионализации образования, самообразования и образования взрослых, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров выделяются различными учеными (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, И. В. Бестужев-Лада, К. Я. Вазина, С. Г. Вершловский, Б. С. Гер-шунский, А. Т. Глазунов, А. Н. Лейбович, А. М. Новиков, В. А. Поляков, Н. К. Сергеев, М. Н. Скатин, В. П. Стрезикозин и др.).

В сложившейся на сегодняшний день социокультурной обстановке роль информатизации как глобального процесса обеспечения перехода России к информационному обществу резко возрастает. Научно-исследовательская и образовательная деятельность в отношении информатизации общества и внедрения информационных технологий требует применения идей системно-целостного подхода как к проектированию, так и к функционированию идей информационного общества.

Большой шаг вперед в образовательной области многие связывают с мультимедиа. Важным отличием мультимедиа от любой другой технологии является интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации, как традиционных - текст, таблицы, иллюстрации, так и активно развивающихся - речь, музыка, анимация. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача аудио- и видеоинформации. Эта технология реализует новый уровень интерактивного общения человека и компьютера, где пользователь может переходить от одного объекта к другому, организовывать режим вопросов и ответов.

Также огромную популярность приобрели гипермедиатехнологии. Они имеют много общего с мультимедиа, но отлича-

ются нелинейной организацией содержащейся информации; предоставляют удобные возможности работы с текстом за счет выделения в них ключевых объектов таких, как слова, фразы, изображения, и организации перекрестных ссылок между ними; пользователь с помощью щелчка мыши может запросить уточнение терминов и определений.

Особое место занимают сетевые технологии, которые преимущественно опираются на использование локальных и глобальных компьютерных сетей. Любая современная информационная система должна уметь работать в сети.

Новые возможности современного ин-формационного пространства требуют соответствующей подготовки преподавателей, учителей-предметников. Теории развития информационного общества и информатизации социальной и образовательной среды изучают И. Масуда, А. И. Гакимов, В. К. Тихомиров, К. К. Колин, Е. С. Палат, И. В. Роберт, В. А. Ваграменко, М. П. Лап-чик, А. П. Ершов. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, которая направлена на изменение его ориентиров и приоритетов, мотивов и смыслов в новых информационных условиях и предполагает уточнение целей образования, трансформацию его содержания, выявление специфики деятельности обучаемого и обучающего в условиях использования компьютера и информационных технологий и т. д.

С информатизацией образования сегодня связываются реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей человеку выбирать свою ин -дивидуальную образовательную траекторию за счет коренного изменения технологии получения нового знания на основе более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в учебном процессе, использования качественно но-

вых форм и методов обучения, например дистанционного образования.

Анализируя работы исследователей в области информатизации образования, можно сделать вывод, что в период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы, обладанию определенным уровнем культуры по обращению с информацией. С каждым годом информация все плотнее и плотнее окружает как отдельного человека, так и целые организации. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

В программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации постдипломного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.

Поэтому одной из актуальных образовательных задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой, является формирование информационной культуры педагогических кадров. Сегодня информационная культура учителя, в частности учителя-предметника, становится важнейшей составной частью его общей педагогической культуры.

Современная информационная подготовка учителей-предметников в педагогических вузах пока в основном ориентирована на формирование отдельных знаний, умений, навыков в области информатики

и информационных технологий; готовности к их применению в профессиональной деятельности, чего, однако, недостаточно в сложившейся социокультурной ситуации.

Поэтому возникает проблема формирования информационной культуры учителя уже в системе дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Учитывая современные требования к системе образования, многие ученые указывают на необходимость создания новых форм и методов обучения взрослых с учетом разработок андрагогики и предлагают варианты решения данной проблемы (С. Г. Верш-ловский, В. Г. Воронцова, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, Э. М. Никитин, А. П. Ситник, Е. П. Тонконогая, К. М. Ушаков, Р. М. Шерайзина и др.).

В исследованиях В. Л. Рудика, О. И. Ко-чуровой, Г. А. Бордовского, В. А. Извоз-чикова, А. Е. Марона, Г. В. Абрамяна, Н. Л. Гварамадзе, Г. П. Чепуренко, А. А. Па-токина и некоторых других ученых рассматриваются отдельные аспекты проблемы компьютеризации по отношению к образованию взрослых.

Следовательно, основной задачей дополнительного образования является не только непрерывное повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей-предметников, но и формирование у них определенного уровня информационной культуры, что будет также способствовать созданию единого информационного пространства профессиональной деятельности, единой информационной среды обитания.

Интерес к информационной культуре преподавателя обусловлен недостаточной теоретической разработкой профессионально-педагогической культуры в целом как категории педагогики профессионального образования. Данное направление в понимании профессионализма и компетентности учителя-предметника нуждается в

переосмыслении в связи с развитием информационных технологий и коммуникаций. Поэтому информатизацию образования необходимо сопровождать достаточно объемной программой переподготовки и повышения квалификации учителей с целью формирования информационной культуры.

На основе анализа научной литературы мы предполагаем, что формирование информационной культуры учителя в процессе повышения квалификации может быть эффективным, если:

• формирование информационной культуры учителя-предметника рассматривать как цель повышения квалификации;

• методологическую основу построения образовательного процесса в период повышения квалификации учителя-предметника рассматривать как подсистему дополнительного профессионального обра -зования;

• проектирование программы повышения квалификации учителя-предметника будет учитывать достижения отечественной, зарубежной педагогики, инновационного опыта повышения квалификации на основе принципов практицизма, андраго-гики, теории и практики становления информационного общества, информационных технологий. Это позволит нам рассматривать информационную культуру учителя-предметника как интегративное качества личности.

Формирование информационной культуры требует от преподавателя наличия многих качеств: инициативности, адаптивности; интеллектуальной, технологической, экономической, экологической, нравственной, политической, социально-психологической, эстетической культуры; активной жизненной позиции; наличия интеллектуального потенциала, способности к творческим озарениям, не уступающей строгому анализу, стрессоустойчивости, навыков самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.

Чрезвычайно важны также общедидактические умения: владение системой мето-

дологии, психологическими и педагогическими знаниями, современными методами анализа деятельности; умение самостоятельного анализа информационной ситуации; ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов; операторские навыки, умение моделировать процессы, склонность к научно-исследовательской работе.

На основе вышеизложенных концептуальных положений должна быть разработана методика реализации модели формирования информационной культуры учителя, базой которой является система повышения квалификации.

Процесс подготовки педагога, направленный на формирование его информационной культуры, предполагает развитие следующих компонентов: когнитивно-операционального, инструментально-деятель-ностного, профессионально-педагогического, коммуникативного и ценностно-смыслового.

В разработанной нами модели формирования информационной культуры учителя-предметника выделены следующие уровни: пользовательский (цель: формирование пользовательской составляющей информационной культуры учителя-предметника), дидактический (цель: формирование профессионально-педагогической составляющей информационной культуры учителя-предметника) и мировоззренческий (цель: формирование мировоззренческой составляющей информационной культуры педагога).

Оптимальным способом сочетания всех требований к содержанию образования выступает модульный принцип построения учебных программ, поскольку обладает собственной функцией, ограниченной педагогическими целями и уровнем подготовки взрослых; характеризуется способностью интегрироваться в разные образовательные программы; может адаптироваться для индивидуального обучения.

К достоинствам модульного построения содержания образования можно отне-

35 1

сти эффективность, поскольку учебный процесс строится на основе диагностических данных; гибкость, связанную с возможностью вводить те или иные компоненты модуля в образовательные программы; открытость, позволяющую не наклады -вать никаких ограничений на методику и вид занятия; экономичность, проявляющуюся в возможности расширять область применения модулей без их специальной разработки; управляемость, основанную на учете уровня подготовки слушателей и их отношения к обучению. Каждый модуль включает в себя учебную программу, методическое пособие, набор практических заданий, тестовые задания.

При проектировании учебно-профессиональных ситуаций каждого этапа в виде проблемной задачи, дидактической игры, проекта и т. п. ставилась цель так организовать образовательный процесс, чтобы предметно-содержательная и процессуальная области естественно вписались в контекст жизнедеятельности, вошли в сферу жизненных, профессиональных интересов личности учителя, оказали влияние на мотивацию формирования его информационной культуры, на его внутреннюю организацию через имитационное воспроизведение жизненных ролей, через ориентировку на поиск смысла становления информационной культуры учителя-предметника, необходимость ее саморазвития.

Одной из информационных технологий формирования информационной культуры учителя-предметника в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки является дистанционное обучение. Согласно «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования России», информационная технология представляет собой «процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления».

В письмах Министерства образования РФ «О порядке организации дистанцион-

ного обучения в средних специальных учебных заведениях», «О рекомендациях по организации образовательного процесса при дистанционном обучении в образовательных учреждениях среднего профессионального образования», в «Программе развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в России на 2000-2005 гг.» и ряде других нормативных документов рассматриваются возможности применения дистанционных технологий.

Новые информационные технологии представляют собой совокупность математических и кибернетических методов, современных технических средств, обеспечивающих осуществление сбора, хранения, переработки и передачи информации на основе современной компьютерной техники. К новым информационным технологиям относятся и дистанционные технологии, применяемые нами для организации внеаудиторной самостоятельной работы слуша-телей в системе повышения квалификации.

Теория, методика и дидактические основы использования дистанционных технологий на разных образовательных уровнях рассматривались многими авторами: В. Е. Алексеевым, А. А. Андреевым, Е. С. Полат, В. И. Солдаткиным, В. П. Тихомировым, М. В. Ходосевич, В. А. Щен-никовым, которые в своих исследованиях обосновывают специфические особенности и возможности дистанционных технологий, классифицируют их, рассматривают современные модели организации учебного процесса с применением дистанционных технологий, подчеркивая важность и значимость их применения.

Внеаудиторная самостоятельная работа слушателей представляет собой перечень видов самостоятельных работ по изучаемым темам: подготовка докладов и обзорного материала, поиск информации с помощью поисковых систем, творческая работа по созданию информационных моделей и др. Для выполнения отдельных видов внеаудиторных самостоятельных работ слушатели используют информаци-

онные технологии (Интернет, телеконференции, электронная почта и пр.), следовательно, применение дистанционных технологий для организации внеаудитор-

ной самостоятельной работы может восприниматься как логическое продолжение применения новых информационных технологий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002-2005 годы (Приказ Минобразования России от 26.06.2002 № 2423) //Официальные документы в образовании. 2003. № 4. С. 66-95.

2 Информационный ресурс Информационной компьютерной сети ЮНЕСКО ALADIN - URL [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.unescoorg/education/aladin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.