УДК 371.213.3
Олькин Владимир Дмитриевич
Директор МОУ СОШ № 1 г. Ишима, аспирант кафедры педагогики Ишимского го сударственного педагогического института им. П.П. Ершова, olkmv@mail.ni. Ишим
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ТЬЮТОРА В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Olkin Vladimir Dmitrievich
Post graduate student of the Ishim Ershov State Teachers’ Training Institute, head master of school №1, olkinv@mail.ru. Ishim
ROLE OF TEACHER-TYUTORA IN MOLDING OF THE INFORMATION COMPETENCE OF THE TEACHER OF THE SECONDARY SCHOOL
Развитие компьютерной техники и коммуникационных технологий дает возможность создавать благоприятные условия для формирования информационно-образовательной среды. Одной из особенностей которой является то, что любая информационная среда предоставляет возможность индивиду получение необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и прочие. Качественно организованная среда позволит учащемуся получить хорошее образование, предоставляет ему возможность достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории. Умение же получить информацию и перерабатывать её необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения.
В концепции информатизации общего образования отмечается, что «Состояние сферы образования России и тенденция развития общества требует безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий создание в стране единой образовательной среды». Новые технические изобретения спроектировали возникновение совершенно особых способов поиска и отображения информации. Мультимедиа технологий обеспечивают восприятие информации сразу несколькими органами чувств человека, позволяет осуществлять поиск информации по нескольким каналам. Главным лицом
- проводником информации образовательной среды является учитель.
В новых условиях профессиональная карьера любого педагога зависит от того, насколько он способен своевременно находить и получать, воспринимать и использовать новую информацию в учебном процессе. А для этого современный учитель должен развивать в себе умение самоуправлять образовательным процессом и самооценивать (рефлексировать) получаемую информацию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в течение всей жизни, в рамках которого педагог может при желании самостоятельно увеличивать недостающие профессиональные, общекультурные знания и другие, востребованные жизнью.
В данном аспекте информационно-образовательная среда приобретает еще одно ранее не заявленное качество - она становится своего рода индикатором уровня сформированное™ отдельных элементов профессиональных возможностей педагога, и тем самым, став мотивом, актуализирует потребность в совершенствовании учителем своих профессиональных компетентностей, которые могут рассматриваться сегодня как определенный гарант профессионального успеха и профессиональной значимости личности педагога.
Создание информационно-образовательной среды и ее успешное функционирование обеспечивает современному педагогу осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на его профессиональное и личностное развитие.
Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим минимальным требованиям:
• владеть основами работы на компьютере, в том числе уметь использовать информационно-образовательную среду;
• владеть мультимедийными информационными ресурсами, их программным обеспечением;
• владеть основами работы в Интернет.
Информационно-образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование - это целенаправленный управленческий процесс. Действительно, сегодня в системе повышения квалификации предприняты серьезные шаги, стимулирующие стремление учителей к овладению компьютерньми технологиями: организуются на базе центров информатизации курсы; методические службы проводят различного рода конкурсы компьютерных уроков по предметам школьного курса; в перечень вопросов для прохождения аттестации педагогических и руководящих кадров включен вопрос об использовании компьютерных технологий на уроках; оформление методических разработок, программ элективных курсов, аттестационных и курсовых работ предполагается осуществлять в печатном виде с приложением электронной версии материала.
Учреждения системы постдипломного образования являются для педагогических работников окном в новый мир информационных технологий. Порой учителя (особенно учителя - предметники, деятельность которых ранее не была связана с необходимостью работы на компьютере) впервые знакомятся с новыми информационными технологиями именно в структурах постдипломного образования [3].
Организация процесса обучения на основе использования возможностей новых информационных технологий позволяет на более высоком уровне решать задачи развивающего обучения, интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса. Одной из новых форм информационных технологий является компьютерная технология обучения. При реализации компьютерной технологий обучения значительным барьером на пути её
реализации и который необходимо преодолеть стала информационная некомпетентность самого педагога. В нормативных документах министерства образования РФ выделяются приоритетные направления информатизации образования, развития квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Повышение квалификации в сфере ИКТ включает в себя: организационно-педагогические и сидактические условия для формирования и развития ИКТ-компетентности; учебный процесс ориентированный на использование развивающих образовательных технологий и средств обучения; самостоятельную работу педагогов и организацию взаимодействия, предполагающих формирование сетевых педагогических сообществ; экспертизу результативности и рефлексивный анализ процесса обучения [4].
Перечисленные теоретические идеи, выделенные условия и принципы являются основанием для разработки модели развития информационной компетентности педагога. Так как уровень знаний компьютеров у разных педагогов разный (практически от нулевого до профессионального), программы переподготовки педагогов должны быть индивидуальными. Разрабатывать программу послевузовского обучения поможет педагог нового типа - тьютор. Тьютор (преподаватель-консультант) создает образовательную среду, позволяющую обучаемому не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в учебном режиме. При этом тьютор помогает максимально эффективно использовать разнообразные материалы. В задачу тьютора входит; проводить тьюториа-лы и воскресные школы в учебной группе, консультировать и поддерживать учащихся предоставлять возможность связываться с ним и т.д. Не все могут ходить на занятия, тратить по несколько часов на сидение в аудиториях и библиотеках или знания не возможно получить по месту жительства. Здесь может помочь дистанционное образование, переход на сетевые формы обучения. Дистанционная форма обучения имеет целый ряд преимуществ перед традиционной формой получения знаний, но на этом мы не будем заострять внимание, а лишь отметим роль тьютора в этом обучении. Тьюторы выступают в роли постоянных консультантов: советуют, какие учебные программы выбрать, что прочитать на какие разделы дисциплин обратить особое внимание, проводят тьюториалы - практические занятия.
Освоение Интернета - это освоение его как новой информационной среды со специфическими средствами деятельности в ней. При использовании информационных ресурсов Интернет в образовательной среде при организации познавательной деятельности учащихся их дидактическая эффективность определяется не самими Интернет-технологиями, а собственного дидактическими средствами отбором и организацией материала в соответствии с определенными целями, приемами и организационными формами его использования. Существует ряд проблем использования Интернет в образовательном контексте, связанных с тем, что дидактический потенциал Интернет весьма специфичен, его не следует рассматривать как благоприятную образовательную среду. Информация представленная в компьютер-
ном мультимедийном виде, обладает существенно иными свойствами, чем информация из учебников, книг, фильмов и пр.
Роль Интернета как образовательного ресурса вообще, и как информационно-технологической основы дистанционного обучения в частности, становится все более важной и разнообразной, хотя ещё и невостребованной в массовом порядке нашим школьным образованием [2].
В чем состоит основное отличие классического преподавателя от тьютора? Преподаватель в первую очередь транслирует информацию и опыт обучающимся, т.е. осуществляет процесс преподавания. Тьютор — обеспечивает процесс учения, т. е. деятельность самих обучаемых, «играет на их стороне». Преподаватель делает акцент на содержательной стороне учебного процесса, а тьютор концентрирует внимание на практических аспектах деятельности обучаемых, способствует усвоению полученной информации и навыков и, в идеале, стимулирует их применение. Смысл тьюторинга в координации, обеспечении, поддержке и мониторинге учения и самообучения сотрудников. Таким образом, заботливые «руки» тьюторов служат максимальному удовлетворению и развитию образовательных потребностей обучающихся. Учебные материалы тьюторов имеют особые свойства:
- используют различные каналы восприятия обучающихся;
- обеспечивают управление познавательной деятельностью обучающихся;
- вносят в образование необходимую информацию;
- создают условия для включения обучающихся в деятельность;
- побуждают обучающихся не к запоминанию, а к мышлению, рассуждению, анализу, применению знаний в профессиональной деятельности;
- инициируют обучающихся к взаимодействию с коллегами и тьюторами;
- побуждаеют обучающихся к созданию собственных образовательных продуктов;
- обеспечивают рефлексию профессиональной и учебной деятельности обучающихся;
- предоставляют обратную связь;
Используют различные типы и виды основных средств обучения:
1. Традиционные: учебники и учебные пособия на бумажных носителях.
2. Учебники и учебные пособия на видиокессетах для воспроизведения на видеомагнитофоне.
3. Учебники и учебные пособия на аудиокассетах для произведения на магнитофоне.
4. Компьютерные: средства обучения на CD-ROM в виде файлов, пересылаемых по средствам компьютерных телекоммуникаций, новейшие мультимедийные средства, обучающие программы, E-mail - электронная почта, электронные библиотеки, электронные энциклопедии, справочники, словари и т.п., базы данных, доступные и в определенном режиме, электронные
доски объявлений, чертежные доски или средства передачи изображения с экрана монитора одного пользователя на монитор другого, интерактивные доски.
5. Телекоммуникационные: интернет конференции для организации дискуссий и семинаров в оперативном режиме, интернет-конференции как дискуссии и семинары, распределенные по времени (обсуждение происходит между группой участников этих конференций, поэтому вся информация доступна всей группе; материалы могут храниться достаточно долго), консультации по электронной почте, аудиоконференции и видеоконференции, проводимые по видеоканалам и компьютерным сетям, интернет-телефон-использование сети 1гНетст для голосовой двусторонней связи, телефонные консультации, радиосредства обучения.
6. Средства очного обучения: очные встречи обучающихся и тьюторов на тьюториалах и воскресных школ ах. [5]
Таким образом, заботливые «руки» тьюторов служат максимальном удовлетворении и развитии образовательных потребностей педагогов в получении необходимого информационного материала, использовании информационных технологий, и др. что, в конечном счете, способствует формированию информационной компетентности педагогов средней школы.
Библиографический список
1. Андреев, А.А. ПВШ / А.А. Андреев.- М.: МЭСИ, 2002 - 264 с.
2. Замалядинова, О. В. Использование новых информационных технологий в педагогической практике [Текст] / О.В. Замалядинова.- Краснодар: КГУ.
3. Лукичева, Е.Ю. Информационно-образовательная среда как фактор профессионального и личного развития педагога[Текст] / Е.Ю. Лукичева // РОИС -2006: сб. науч.ст. - Спб., - 2008.
4. Урсова, О.В. Развивающий потенциал информационно-коммуникативных технологий в системе повышения квалификации учителей-предмет.ников [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук/О.В. Урсова - Н. Новгород, 2006.
5. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования [Текст] / С.А. Щенников [и др.]. - М.: Дрофа, 2006. - 591 с.