4. Исходя из того, что наибольшие трудности у студентов возникают именно с обобщением материала, должен быть выбран такой способ изложения, который поможет студентам абстрагироваться от фактических знаний и осознать их функциональное назначение в дисциплине.
БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии, 1998. № 7.
2. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии. Л., 1989.
3. Программа по курсу «История образования и педагогической мысли» / Сост. С.Ю. Шалова // Сборник учебных программ по специальности 031000 «Педагогика и психология». Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2004.
О.А. Ефименко
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Нынешнее общество часто называют информационным, а изменения в нем - информационной революцией. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью доступ к самой разнообразной информацией в любой точке планеты.
Но для этого необходимо обладать определенной культурой оперирования информационными ресурсами. Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно осуществлять поиск, оценивание, использование информации и создавать качественно новую. Безусловно, каждый человек на сегодняшний день должен обладать компьютерной грамотностью и иметь опыт практического использования компьютера.
К сожалению, уровень информационной культуры большинства людей в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется относительно недавним началом внедрения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, а с другой - отсутствием системы подготовки грамотных «пользователей» информации, как на уровне школы, так и на профессиональном уровне.
Информационные технологии дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества. Поэтому формирование информационной культуры является одной из важнейших задач современного общества.
Необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества осознают в любой стране, независимо от уровня ее развития. Во многих странах разработаны национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Но при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран и учитывать, что в информационном обществе все решают информационные технологии, реализуемые в контексте социокультурного взаимодействия, как в социальном, так и в образовательном пространстве.
Начавшийся в 1985 году процесс компьютеризации учебных заведений и информатизации образования соответствовал объективным интересам развития общества. Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в РФ в последнее время, сделали задачу информатизации общества и, как необходимое условие этого, - информатизации образования еще более актуальной.
Уже десять лет назад ведущим российским ученым были очевидны перспективы, открываемые информатизацией для развития образования.
У истоков информатизации образования стояли такие ученые как А.П. Ершов, Е.П. Велихов, В.А. Мельников, Ф.И. Перегудов, А.Ю. Уваров, В.Н. Афанасьев и др., усилиями которых был начат процесс информатизации образования, создана концепция информатизации образования и определены основные направления его развития на годы вперед.
Создание и развитие информационной инфраструктуры, необходимость внедрения НИТ во все сферы деятельности, предъявляют новые требования к профессиональной подготовке кадров. Таким образом, информатизация профессионального образования становится одним из важнейших направлений информатизации образования.
В настоящий момент новые информационные технологии предъявляют к современному образованию требования, превосходящие его сегодняшние возможности, поскольку существующая
система профессионального образования не обеспечивает достаточного уровня подготовки специалиста к жизни в информационном обществе.
Современный социальный заказ требует совершенствования профессиональной подготовки специалистов. Информатизация образования невозможна без соответствующей подготовки и переподготовки педагогических кадров. Информационные технологии должны стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей и приоритетным направлением информатизации образования. Однако ряд исследователей (М.И. Башмаков, А.Н. Джуринский, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник, и др.) указывает, что интенсивность и эффективность применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в общеобразовательной школе по-прежнему недостаточны, а камнем преткновения на пути повсеместного использования их в образовательном процессе можно назвать недостаточную профессиональную и психологическую готовность к этому педагогов.
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о следующих преимуществах внедрения в образовательный процесс ИКТ:
- существенное изменение содержания и форм учебного процесса;
- способствование решению задач интенсификации и индивидуализации обучения;
- формирование познавательных способностей учащихся;
- улучшение организации учебного процесса;
- распространение передового педагогического опыта.
Преподаватель- предметник, испытывая необходимость в применении информационных и коммуникационных технологий, не может добиться профессионального результата своей педагогической деятельности без знания основ информационной культуры.
Можно выделять три уровня приобщения будущего учителя к ИКТ: компьютерную осведомленность, компьютерную грамотность и информационную культуру.
Схема 1.
Уровни приобщения учителя к ИКТ
Информационную культуру следует рассматривать как достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений. Информационная культура педагогов обеспечивает им возможность использо-
вания информационных технологий в обучении различным предметам и в управлении образовательным процессом.
Тесно связанным с понятием информационной культуры, а, по мнению многих специалистов, и ее составной частью является понятие информационной компетентности.
Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. Выделяют два подхода к определению уровней информационной компетентности. Первый основан на анализе компонентного состава этого понятия. Другой подход основывается на анализе поэтапного развития (от знания разрозненных элементов к творческому овладению ИКТ в системе профессиональной деятельности) [3].
Специфика информационной компетентности учителя определяется, исходя из умений необходимых ему в педагогической деятельности.
К ним следует отнести следующие умения: выбирать и формулировать цели, осуществлять постановку и быстрое решение задачи на компьютере;
находить информацию в различных источниках (пользоваться АИС поиска, хранения, переработки информации, основанными на ИКТ);
воспринимать информацию, выделяя в ней главное и второстепенное, упорядочивать, структурировать и систематизировать информацию, устанавливать ассоциативные взаимосвязи между информационными сообщениями;
интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
• применять различные виды формализации информации; использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, знаний, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии;
• широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений; анализировать информационные модели с помощью автоматизированных информационных систем;
• разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на компьютере; интерпретировать и анализировать полученные результаты, проводить вычислительные эксперименты для проверки правильности построенных моделей; предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводы.
Информационные технологии являются новым мощным учебно-техническим средством обучения, значительно повышающим производительность труда, как самого учителя, так и учащихся. Учитель все же продолжает быть основным руководителем и организатором обучения. Основная роль ИКТ в процессе обучения -расширение возможностей контактов обучаемого с обучающим. Как правило, на уроке возможность таких контактов ограничена, поскольку учителю приходится одновременно работать с большим количеством учащихся. Компьютерные технологии позволяют переложить ряд простых обучающих функций на «машину». Круг педагогических и методических задач, которые могут быть решены с помощью информационных технологий, разнообразен.
Существенное влияние информационные технологии оказывают на личность самого педагога: повышают мотивацию и интерес к выполнению профессиональной деятельности; способствуют развитию профессионально-значимых качеств его личности, творческого мышления формированию нового типа мышления, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Информационные технологии обладают широкими возможностями по реализации потребностей в личностно-профессиональном развитии, самореализации, самоактуализации, препятствуют образованию профессиональных деформаций (ригидности, профессиональных стереотипов, стагнации, личностно-ролевого диссонанса и др.) за счет использования новых разнообразных видов профессиональной деятельности [2].
Современный урок в идеале предполагает использование информационных технологий на каждом его этапе в качестве еще одного инструмента исследования, источника дополнительной информации по предмету, способа самоорганизации труда и самообразования, возможности реализации личностно-ориентированного подхода учителя, способа расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках урока.
В настоящее время на уроках в основном используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний, основанные на использовании информационных технологий: презентации, тесты, информационно - обучающие программы.
В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты, подборка цитат и пр. Главное в презентации - тезисность и наглядность.
Тесты в электронной версии могут представлять собой варианты от электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, предоставляющих возможность учащимся воспользоваться подсказкой и оценить уровень знаний.
Информационно-обучающие программы с активным интерфейсом создаются учителями-предметниками с учетом моментов трудных для понимания и восприятия учащимися и могут быть ими использованы во внеурочное время для повторения, закрепления или углубления знаний по теме урока.
Учителя-предметники, начавшие применять информационные технологии в учебном процессе, пришли к выводу, что использование ИКТ дает возможность:
• самостоятельно разрабатывать учебный материал;
• проводит контроль обученности;
• расширять знания;
• составлять индивидуальную программу обучения для каждого ученика;
• научить владению эффективными готовыми программными продуктами, позволяющими решать очень разные задачи.
Таким образом, формирование информационной культуры педагога путем формирования у него, в первую очередь, информационной компетентности является принципиально необходимым условием удовлетворения потребностей в личностно-профессиональном развитии в свете информатизации образования. Это позволит:
■ преобразовать систему современного общего среднего образования, сделав необходимым интерактивность учебного процесса, интегрированность традиционного и инновационного культурного опыта, развивая и утверждая самостоятельность обучающегося, адаптируя к индивидуальным возрастным особенностям, повышая творческий потенциал и независимость учителя;
■ привести систему профессионального образования в соответствие с закономерностями и тенденциями современного информационного общества.
В связи с этим целесообразной является обоснование, разработка и внедрение модели процесса формирования информационной культуры учителя общеобразовательной школы, обеспечивающей эффективное развитие этой культуры у учителей, что позволит совершенствовать учебный процесс.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Зайцева О.Б. Информационная компетентность учителя образовательной области «Технология» // Педагогика. 2004. № 7. С. 17-23.
О.И. Ефремова
МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ТИПОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ
Анализ информационной культуры личности, проводимый во многих психолого-педагогических исследованиях, подразумевает, прежде всего, характеристику ее интеллектуальных возможностей и в меньшей мере ориентирован на изучение мотивационно-смысловых аспектов получения и порождения информации.
Неадекватное понимание учебного материала студентами педвуза зачастую обусловлено не когнитивными факторами, а приоритетностью мотивов, вызывающих манипулятивную деформацию познания и реализующих внеучебную целевую детерминацию. Мотивами получения поверх-