Научная статья на тему 'Формирование информационно-компьютерной культуры студентов педагогического вуза'

Формирование информационно-компьютерной культуры студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / INFORMATIONAL CULTURE / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / COMPUTERIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Е. Ю.

Статья посвящается аспектам развития информационно-компьютерной культуры. В статье показано, что информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней и реализуемых в них образовательных процессов. Указывается, что компьютеризация оказывает существенное воздействие на все компоненты учебного процесса, а использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Отмечается, что развитие информационно-компьютерной культуры является важным условием информатизации и компьютеризации педагогического образования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеева Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptually grounded necessity of creation some personal technologies of teaching by a teacher of Physics needs the practical realization of designing activity mechanism development and consequently the theoretical study of its basic elements. On the one hand this mechanism should guarantee to the teacher the reality of methodical problems and contradictions overcoming at the cost of making personal pedagogical technologies. On the other hand, its study by future teachers in the teachers training university should provide the graduates, preparation for the designing of Physics education technologies on the level of general skills.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-компьютерной культуры студентов педагогического вуза»

Литература:

1. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи - М., 2001.

2. Организация и оценка здоровьес-берегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы образования / Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. - М., 2005.

3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб. программ / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. - СПб. - 2003.

4. Тростанецкая Г.Н. Деятельность системы Минобразования России в проведении антинаркотической работы в образовательной среде // Наркология. 2002. № 38.

5. Шереги Ф.Э., Окуньков Ю.В. и др. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. - М., 2004.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Фадеева Е.Ю.

Статья посвящается аспектам развития информационно-компьютерной культуры. В статье показано, что информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней и реализуемых в них образовательных процессов. Указывается, что компьютеризация оказывает существенное воздействие на все компоненты учебного процесса, а использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Отмечается, что развитие информационно-компьютерной культуры является важным условием информатизации и компьютеризации педагогического образования в стране.

Ключевые слова: информационная культура, информационные технологии, компьютеризация, профессиональное образование.

The conceptually grounded necessity of creation some personal technologies of teaching by a teacher of Physics needs the practical realization of designing activity mechanism development and consequently the theoretical study of its basic elements. On the one hand this mechanism should guarantee to the teacher the reality of methodical problems and contradictions overcoming at the cost of making personal pedagogical technologies. On the other hand, its study by future teachers in the teachers training university should provide the graduates, preparation for the designing of Physics education technologies on the level of general skills.

Key words: informational culture, informational technologies, computerization

В настоящее время развитие общества характеризуется процессом информатизации, использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию всех сфер человеческой деятельности и демократизацию общества. Эта общая закономерная тенденция имеет непосредственное отношение к такому важнейшему структурному элементу общественного развития государства, как система образования. По этой причине одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для интенсификации образовательного процесса, повышения его эффективности и качества, подготовку будущих педагогов к рациональной организации жизни [1,3]. Это подразумевает переход к изучению общеобразовательных дисциплин с использованием компьютерных технологий на всех ступенях образования, ввод в действие общедоступных баз данных для поддержки систем заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации; создание интегрированной компьютерной системы управления учреждениями образования предполагает усиленное внимание к подготовке специалистов-педагогов. Будущие педагоги должны быть мотивированы на активное усвоение и фрагментарное введение средств новых информационных технологий и на их основе - новых методов и организационных форм учебной работы. Применение таких инноваций ведет к изменению струк-

туры содержания образования на всех его ступенях и методологического аппарата обучения на основе новых информационных технологий.

Благодаря внедрению информационных технологий в образование определяются новые возможности:

- сокращение времени на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации преподавателями и студентами;

- ускорение обновления содержания образования за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы;

- высвобождение дополнительного времени у обучающихся для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей и организаторов (при соответствующей организации их деятельности) - на совершенствование и развитие образовательного процесса;

- ускорение в достижении обучаемыми установленных требований (норм, стандартов) к качеству образования и др.

В настоящее время можно выделить несколько основных направлений применения новых информационных технологий в обучении и управлении образованием (Извозчиков В.А., Ваг-раменко Я.А., Гершунский Б.С., Роберт И.В., Брановский Ю.С. Ибрагимов И.М и др.) [2]:

Для будущих педагогов важны следующие умения:

• использование аппаратных и программных средств информационных технологий в качестве дидактического средства обучения для повышения наглядности при изложении учебного материала, моделирования различных объектов и процессов, сис-

тематизации и логического упорядочения учебного материала, тренажера, контроля усвоения знаний;

• диверсификация различных форм обучения: индивидуальной, коллективной, самостоятельной и дистанционного обучения;

• разработка компьютерных учебных курсов и программно- методических комплексов (ПМК) по различным предметам;

• составление сценариев компьютерных учебных программ, экспертиза и оценка качества педагогических программных средств (ППС);

• применение компьютерных телекоммуникаций в образовании;

• применение средств информационных технологий в психолого- педагогических исследованиях.

Существуют два направления компьютеризации (Е.И.Машбиц) (информатизации) обучения:

1) овладение всеми способами применения компьютера в качестве средства учебной деятельности;

2) использование компьютера как объекта обучения.

В настоящее время созданы десятки тысяч различных обучающих систем. Многие авторы выделяют следующие типы систем:

- тренировочные (предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков);

- наставнические (ориентированы на усвоение понятий и работают в режиме, близком к программированному обучению);

- проблемного обучения (ориентированы на обучение решения задач и реализуют непрямое управление);

- имитационные и моделирующие;

- игровые программы (в качестве средства обучения используется игра).

Обучающие системы.

Компьютеризация оказывает существенное воздействие на все компоненты учебного процесса. Значительное влияние компьютера на содержание обучения обусловлено, с одной стороны, тем, что для обучающегося стало доступным многое из того, что ранее считалось посильным лишь для специалиста высокой квалификации. Это стало реальным благодаря возможностям компьютера в наглядном представлении учебного содержания; применению компьютерных средств, реализующих идеи искусственного интеллекта, в частности, экспертных систем, обеспечивающих усвоение разнообразных декларативных и процедурных знаний; предоставлению обучающимся доступа к большим объемам информации, в том числе и непосредственно относящейся к решаемой ими задаче. С другой стороны, компьютер позволяет включить в содержание обучения различные эвристические средства, прежде всего стратегии поиска решения задач. Важное значение имеет и то, что компьютер создает различные предпосылки для создания интегрированных учебных предметов, разработки содержания профессионального обучения с учетом реальных производственных процессов.

Существенные изменения вносит компьютер в методы обучения. Это обеспечивается благодаря изобразительным возможностям компьютера; расширению круга учебных задач; широкой диалогизации учебного процесса, возможности моделирования совместной деятельности учителя и

учащегося на всех этапах обучения, в том числе и при решении учебных задач; значительной гибкости управления учебной деятельностью за счет широкого варьирования «поля самостоятельности», то есть тех отклонений от нормативного способа решения задач, при которых учащимся не предоставляется помощь; широкой индивидуализации обучения, опирающегося на динамическую модель учащегося; психологически обоснованному распределению управляющих функций между компьютером и учащимися [4,6].

Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность обучающегося. Он имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получить требуемую информацию, в том числе и относящуюся к способу решения поставленной им самим задачи; избавляется от страха допустить ошибку, осознавая, что она будет исправлена и не вызовет отрицательной реакции педагога; получает возможность приобщения к исследовательской работе.

Компьютер в качестве средства деятельности используется также и как консультант учителя при принятии им решений, относящихся к диагностике обучающегося, оценки учебного материала, выбора метода обучения и т.д. В качестве отдельных способов применения компьютера как средства деятельности можно выделить использование его как средства деятельности педагога-исследователя, разработчика программных средств, специалиста в области компьютеризации обучения.

Массовое внедрение компьютера и информационных технологий в образовательный процесс требует от его участников определенного уровня

специальной подготовки. В настоящее время эта подготовка определяется такими понятиями, как компьютерная грамотность, информационная компетентность, информационная культура.

Важными компонентами компьютерной грамотности являются знания о применении компьютера в различных сферах производства, культуры, образования, а также о тех изменениях в деятельности человека, которые с ним связаны.

В процессе овладения компьютерной грамотностью формируются умения использовать компьютер при наборе и редактировании текста (применяя текстовые редакторы), поиске информации, при музыкальной композиции, рисовании и т.д., составлять простые программы, алгоритмы решения задач. Важная цель компьютерной грамотности - умение обращаться с автоматизированными информационными системами (электронными банками данных). Информационная культура является сегодня одним из важнейших компонентов культуры общества.

Овладение педагогом информационной культурой формирует информационную компетентность, что предполагает:

1) понимать, какая информация нужна, где и как ее искать;

2) отсекать недостоверную, устаревшую, бесполезную информацию;

3) на основе имеющихся знаний и полученной информации создавать новые ясные и четкие представления и знания;

4) уметь создавать свои источники информации;

5) уметь работать как индивидуально, так и в команде, с использованием как распределенной ин-

дивидуальной, так и коллективной деятельности.

Содержание информационно-ко-муникативной компетентности можно определить как умения:

• определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;

• анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;

• оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);

• использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;

• создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.

• наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых различных областях;

• создавать свои источники информации;

• использовать современные технологии при работе с информацией;

• работать с информацией индивидуально и в группе. Формирование и развитие информационной культуры участников образовательного процесса (преподавателей и студентов, учителей и учеников) является необходимым и обязательным условием процесса информатизации и компьютеризации образования [5,8].

Отсутствие информационной культуры создает ряд проблем. Например, проблему соотношения объема

информации (потока информации), который может предоставить компьютер пользователю, и объема сведений, которые пользователь может мысленно охватить, осмыслить и усвоить.

Традиционный путь учебного познания заключается, согласно понятиям диалектической логики, в переходе от явления к сущности, от частного к общему, от простого к сложному и т.д. Такое "пошаговое" обучение позволяет ученику перейти от простого описания конкретных явлений, число которых может быть весьма ограниченным, к формированию понятий, обобщений, систематизации, классификации, а затем и к выявлению сущности разных порядков. Новый путь познания отличается большим информационным потоком, насыщенностью конкретикой (т.е фактами), позволяет быстрее проходить этапы систематизации и классификации, подводить фактологию под понятия и переходить к выявлению различных сущностей. Однако скорость таких переходов, скорость осмысления фактов, их систематизация и классификация ограничены природными возможностями человека и довольно слабо изучены. В связи с этим, соотношение традиционного и информационного потоков учебной информации не может быть точно определено.

В педагогической практике обучающийся не всегда может ориентироваться в мощном потоке учебной информации, он не может разделять ее на главное и второстепенное, выделять направленность этой информации, перерабатывать ее для лучшего усвоения, выявлять закономерности и т.п., в этом случае ему на помощь приходить педагог. В сущности, информация (сведения об окружающем мире и

протекающих в нем процессах) может рассматриваться как некая многофакторная система, детали которой скрыты от обучающихся, а потому и весь этот поток сведений в целом (его основы, направленность, цели, связи между элементами, причинно-следственные зависимости и т.п.) оказывается трудно доступным для восприятия. Наряду с этим возникает проблема темпа усвоения обучающимися материала с помощью компьютера (проблема возможной индивидуализации обучения при классно-урочной системе).

Эти и многие другие проблемы могут быть решены путем формирования информационно-комуникативной культуры обучающих и обучающихся. Причем процесс формирования информационной культуры должен начинаться с детства - таковы жесткие условия темпов сегодняшней жизни в условиях информатизации общества. Учитель сам должен быть компетентен в этой области.

Информационно-комуникатив-ная культура является составляющим элементом информационной культуры.

Таким образом, развитие информационно-компьютерной культуры является важным условием информатизации и компьютеризации образования и дает возможность участникам этого процесса стать полноправными членами «информационного общества».

Литература:

1. Информатизация педагогической деятельности в федеральной системе повышения квалификации / Сост. В. В. Воронов, А. А. Елизаров. - М., 1997

2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения/И.М. Ибрагимов; под.ред. Ковшова А.Н. - М: ACADEMA, 2005. - 336с.

3. Якушев А.В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя географии на основе геоинформационных технологий/ Казанский педагогический журнал, №6. - 2009. - с. 65-70.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА, ПОСТРОЕННОГО ПО РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ахмедьянов З.У.

В статье описывается «Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ)». Приведены результаты уроков по этой технологии. Результаты анализируются и делается вывод об эффективности технологии в плане повышения качества обучения.

Ключевые слова: рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология, рефлексия, самооценка, самокоррекция знаний, диагностика качества обучения, программный комплекс «Самодиагностика», результаты урока РОСТ.

Lesson productivity constructed by reflective estimated self-developing technology. This article describes reflective estimated self-developing technology

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.