Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры студентов вузов КНР'

Формирование информационной культуры студентов вузов КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION CULTURE / INFORMATION LITERACY / UNIVERSITY STUDENTS / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Баохун

В условиях быстрого развития информационных технологий, внедряющихся, в том числе, и в сферу образования, становится все более значимой задача формирования информационной культуры современных студентов. Информационная культура является неотъемлемой частью успешной деятельности современного человека в информационном пространстве. В представленной статье раскрываются вопросы, связанные с формированием информационной культуры студентов Китайской Народной Республики. Автором анализируются основные проблемы, существующие данной области, раскрывается содержание понятия информационной культуры, приводятся различные точки зрения исследователей на этот вопрос. Описывается специфика современного информационного пространства. В статье приводятся результаты исследования сформированности отдельных элементов информационной культуры у современных студентов, проведенного на базе ведущих вузов Китая. По результатам исследования автором сформулирован ряд рекомендаций для повышения уровня информационной культуры студентов вузов Китайской Народной Республики.In the conditions of rapid development of information technologies, which are being introduced, among other things, into the sphere of education, the task of forming the information culture of modern students becomes more and more important. Information culture is an integral part of a modern person's successful activity in the information space. In the presented article the questions connected with formation of information culture of students of the People's Republic of China are revealed. The author analyzes the main problems existing in this field, reveals the content of the concept of information culture, provides various views of researchers on this issue. The specifics of the modern information space are described. The article presents the results of the research on the formation of separate elements of information culture among modern students, conducted on the basis of the leading higher education institutions of China. Based on the research results, the author has formulated a number of recommendations to improve the level of information culture among students of higher education institutions in the People's Republic of China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ли Баохун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры студентов вузов КНР»

Формирование информационной культуры студентов вузов КНР

Ли Баохун,

аспирант, кафедра истории и философии образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: libaohong9785@163.com

В условиях быстрого развития информационных технологий, внедряющихся, в том числе, и в сферу образования, становится все более значимой задача формирования информационной культуры современных студентов. Информационная культура является неотъемлемой частью успешной деятельности современного человека в информационном пространстве. В представленной статье раскрываются вопросы, связанные с формированием информационной культуры студентов Китайской Народной Республики. Автором анализируются основные проблемы, существующие данной области, раскрывается содержание понятия информационной культуры, приводятся различные точки зрения исследователей на этот вопрос. Описывается специфика современного информационного пространства. В статье приводятся результаты исследования сформированности отдельных элементов информационной культуры у современных студентов, проведенного на базе ведущих вузов Китая. По результатам исследования автором сформулирован ряд рекомендаций для повышения уровня информационной культуры студентов вузов Китайской Народной Республики.

Ключевые слова: информационная культура, информационная грамотность, студенты университетов, информационные технологии, информационное пространство.

о с

U

сэ см о см

Во все предыдущие эпохи человечество ощущало острый дефицит информации. Уезжая на работу или учебу в другую страну, человеку было достаточно сложно найти информацию о нравах и обычаях данного места. Если человек заболевал редкой болезнью, было непросто найти врачей, специализирующихся в данной области, информации было недостаточно. Когда ученик оканчивал школу, было не всегда легко найти информацию о ВУЗах и колледжах, в которых можно продолжить обучение [1].

В современном мире, характеризующимся стремительным развитием информационных технологий, поиск необходимой информации не составляет проблемы. Однако открытость и доступность информации в мире ставит перед исследователями различных областей знаний другую проблему - как оградить подрастающее поколение от нерелевантной, искаженной, вредной информации. Возникает необходимость в разработке мер по формированию умений выбирать из общего потока действительно полезную, нужную, релевантную информацию [4, 11]. Также, не надо забывать, что огромное количество информации является негативной, запрещенной. Открытый доступ к Интернету позволяет людям сталкиваться с информацией различного характера, в том числе и аморальной, непристойной [5].

Точно также как не все пользователи умеют находить необходимую информацию в Интернете, так и не каждый умеет правильно интерпретировать найденную информацию. Далеко не каждый придерживается моральных норм и правил при взаимодействии, например, в социальных сетях [15]. Точно также как не все пользователи умеют находить необходимую информацию в Интернете, так и не каждый умеет правильно интерпретировать найденную информацию. Далеко не каждый придерживается моральных норм и правил при взаимодействии, например, в социальных сетях. Среди студентов вузов Китая наблюдается неподготовленность к работе с информацией, недостаточность необходимых знаний и умений в оценке и применении поступающей информации [8]. «Именно поэтому в педагогике возникла необходимость обучения поиску информации, а также создание такой педагогической системы, модели, службы, которая бы помогала учащимся находить и отбирать, использовать и анализировать востребованную информацию, предоставленную в открытом доступе» [10, с. 71].

Актуальность представленного исследования определяется необходимостью формирования информационной культуры в процессе обучения в вузах Китая.

Информационная культура личности включает в себя способность личности эффективно применять информационные ресурсы и инструменты информационных коммуникаций, а также использовать результаты и достижения в сфере развития средств информатизации для решения познавательных задач [12]. Информационная культура связана с функционированием информации в обществе и представляет собой сформированность знаний и умений, предоставляющих возможность человеку свободно ориентироваться в пространстве информации.

В данном исследовании понятие информационной культуры понимается нами как часть общей культуры, связанная с функционированием информации в обществе и представляющая собой формирование знаний и умений, которые предоставляют возможность человеку свободно ориентироваться в пространстве информации.

Говоря об информационной культуре, необходимо также выделить специфику современного информационного пространства. Во-первых, быстрота обеспечения потребителей необходимыми сведениями. В современном мире любую необходимую информацию можно получить всего в два клика. Во-вторых, широта информационного пространства. Любая информация в сети становится одновременно доступной на всех континентах, во всех странах, в городах и в деревнях, в восточном полушарии и в западном. Для овладения информацией необходимо одно условие - наличие доступа к Интернету. Третьей спецификой информационного пространства является необходимость в выборе и применении определенных средств для передачи информации. С развитием информационных технологий умение быстро передавать информацию связано с выбором подходящего способа её передачи [4, 13, 16].

Современные технологии развиваются всё быстрее, тем самым ставя перед людьми задачу постоянного совершенствования своих знаний и умений в их освоении. Одним из показателей сформированности информационной культуры в современном мире становится умение человека не только осуществлять поиск и анализ необходимой информации, но и самостоятельно формулировать, создавать знания, являющиеся результатом его мыслительной деятельности, делать их доступными для других людей [14].

В соответствии с вышеизложенным, представляется целесообразным исследовать сформиро-ванность отдельных элементов информационной культуры у современных студентов вузов.

Выборку исследования составили 516 студентов из вузов Китая, обучающихся в бакалавриате и магистратуре Пекинского Университета, Шанхайского Университета и Сычуаньского Университета. Выбор вузов для проведения исследования обусловлен высокими требованиями к абитуриентам, жестким отбором, высоким рейтингом университетов.

Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов. Опрос проводился анонимно.

Первая группа вопросов была направлена на выявление особенностей понимания, анализа студентами поступающей информации из СМИ.

По результатам опроса серьезные трудности в анализе, оценке и интерпретации поступающей информации испытывают 16% респондентов. Частичный критический анализ и оценку проводят 58%. Полностью понять, оценить и интерпретировать информацию из СМИ могут 23% опрошенных, 3% затруднились ответить.

Полученные результаты по данным группам вопросов свидетельствуют о том, что студенты вузов Китая не в полной мере поспевают за темпами роста количества информации. Наблюдаются сложности в анализе, интерпретации и оценке поступающей информации. В вузах необходимо создавать условия для формирования у студентов умений ориентироваться в современном информационном пространстве.

На сегодняшний день большое значение в Китае имеет информационная грамотность населения, умение использовать ресурсы Интернета для решения учебных и жизненных задач. Респондентов спросили, как часто они используют Интернет для получения информации, необходимой в решении поставленных задач. 15% опрошенных ответили, что при решении любых задач, требующих получение информации, всегда используют Интернет. 35% студентов в большинстве случаев пользуются ресурсами Интернета. 11% достаточно редко пользуются информацией из Интернета и 1% крайне редко используют интернет ресурсы для получения информации.

Данные, полученные в ходе опроса, свидетельствуют, что информационная грамотность студентов ведущих ВУЗов Китая все еще относительно слабая.

Учебные заведения Китайской Народной Республики должны целиком и полностью осознавать данный факт и как можно активнее повышать уровень информационной грамотности своих студентов.

С целью выявления сформированности моральных установок в отборе и анализе поступающей через Интернет информации, респондентам была задана группа вопросов, касающихся просмотров запрещенных сайтов, содержащих порнографию, пропаганду самоубийств, криминал, нецензурную информацию, а также их участия в кибератаках (троллинг, кибербуллинг).

По результатам опроса были получены следующие данные: 77% респондентов не просматривают запрещенную информацию, 21% иногда обращаются к негативным веб-сайтам и 2% опрошенных регулярно просматривают сайты, содержащие негативную информацию и не участвуют в кибератаках. Никогда не совершали кибератак 72% опрошенных. 22% иногда участвовали в подобных действиях. 6% студентов признались, что достаточно часто совершали различные виды кибеатак.

Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что уровень этического и морального

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

развития у студентов ведущих вузов Китая относительно высокий, однако, существует ряд существенных проблем, требующих решения. Сфор-мированность ценностей и моральных установок составляют значительную часть информационной культуры личности. Перед вузами Китая стоит задача обучения студентов здоровому и цивилизованному общению в Интернете и умению фильтровать «вредную» информацию в сети. «Саморазвитию студентов будет способствовать и само содержание изучаемого материала. Программы курсов, обладающие духовным потенциалом, содержащие проблемы духовного выбора, раскрывающие нравственные категории, будут способствовать развитию мировоззрения молодых людей, личностному саморазвитию» [7, с. 46].

На основе проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций для повышения уровня информационной культуры студентов китайских университетов.

Во-первых, преподавателям необходимо обучать студентов грамотному поиску информации в ходе освоения дисциплины. В процессе обучения необходимо использовать различные обучающие сайты с интересным контентом. Во-вторых, необходимо включать в процесс обучения материалы, информационный контент, повышающий уровень морального развития. Использовать средства, побуждающие студентов на основе общечеловеческих ценностей выстраивать свою деятельность в информационном пространстве. Для студентов ведущих вузов Китая недопустимо поведение, связанное с кибербуллингом и троллингом. Воспитание является неотъемлемой частью современного университетского образования. «... именно воспитание в широком понимании должно стать не только приоритетной задачей, но и неотъемлемой частью миссии университетов нового поколения» [9, с. 24]. В-третьих, следует в самом начале образовательного процесса обучать студентов самостоятельному поиску информации, необходимой для освоения изучаемых дисциплин, сдачи зачетов, экзаменов, а также касающейся организационных вопросов. В-четвертых, необходимо разработать методику формирования у студентов умений отличать достоверную информацию от ложной, распознавать негативную информацию, содержащую недопустимые идеи.

В эпоху стремительно развивающейся экономики знаний, высокий уровень развития информационной культуры является важным базовым навыком и умением для студентов и выпускников университетов Китая. «Меняются не только модели субъекта и объекта учения во всех звеньях и на всех уровнях образования, но и всего процесса приобретения знаний, их воспроизводства. Запоминание и хранение знаний уже дополняется 5 способностью искать и отбирать информацию для § обучения во всех средствах массовой информации» [2. с. 44]. ° Студенты - это будущее страны, именно они ав станут учителями и врачами, бизнесменами, ра-

ботниками правительства, журналистами и учёными. Спустя всего лишь несколько лет им предстоит принимать важные решения и двигать китайскую экономику вперёд. «Интернет - техническое достижение качественно нового уровня, раскрывающее самые широкие возможности человека в отношении культурно-научных изменений» [3, с. 38]. Однако для формирования информационной культуры студентов китайских университетов, необходимо обучать студентов грамотному отбору поступающей информации, формировать критическое мышление и разрабатывать методы по формированию морально-ценностной базы, являющейся необходимой при работе в современном информационном пространстве.

Литература

1. Ван Янбо. Изучение текущего положения и методов совершенствования информационной грамотности студентов Университетов - Чанчунь: Северо-восточный педагогический университет, 2009. - с. 32.

2. Гасанова Р.Р. Методы эффективного обучения в организации мотивационных оснований учебного процесса // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. -№ 5. - С. 41-45.

3. Гасанова Р.Р. Социокультурное пространство подростков // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № S1. -С.33-38.

4. Гендина Н.И. Информационная культура личности тех, кто учит, и тех, кто учится: итоги эксперимента / Н.И. Гендина, М.В. Корнилова. -Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. - 150 с.

5. Кастельс Мануэль Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Мануэль Кастельс. - Москва: ИЛ, 1996. - 791 с.

6. Конг Сяоцюн. Исследования по обучению информационной грамотности университетской библиотеки в информационную эпоху // Эра мозгового центра. - Тайюань: Шаньси Общественные науки, 2020 (07). - С. 210-211

7. Мухина С.Е. Особенности саморазвития в юношеском возрасте // Развитие человека в современном мире. - 2018. - № 2. - С. 42-50.

8. Пэн Линань. Об информационной культуре современных студентов Университетов // Информационные науки. - Чанчунь: Университет Цзилинь, 2005, (5). - С. 682-685

9. Романова Е.А. Миссия университета в контексте исторического развития // The world of academia: Culture, Education. - 2019. - № 3. -С.19-24.

10. Романова Е.А., Гасанова Р.Р. Система открытого образования и его риски в условиях глобализации // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. -2017. - № 3. - С. 69-76.

11. Романова Е.А., Кузнецов В.А., Торее-ва Т.А. Подготовка педагогических кадров

в условиях информатизации образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2018. - № 3. -С.78-84.

12. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание / Л.В Скворцов. - М.: МБА, 2011. - 136 с.

13. Тянь Лин. Повышение информационной грамотности студентов колледжей и оказание им помощи в качественном образовании // Еженедельник учения. - Шицзячжуан: Университетская библиотека Хэбэя, 2020 (10). - С. 191-192

14. Хуан Шаокуань. Несколько основных проблем в исследовании информационной социологии // Информационные исследования. -Фучжоу: Информационные технологии, 2015 (01). - С. 5

15. Цинь Лишань. Построение и исследование платформы информатизации университетского городка в эпоху «Интернет +» // Информационные технологии и информатизация. -Цзинань: Информационные технологии, 2019 (09). - С. 166-168

16. Чжан Чжэнся. Анализ информационной культуры студентов Университетов // Исследования по электронному обучению. - Ланьчжоу: Общественные науки, 2011, (8). - С. 53-57.

CREATING AN INFORMATION CULTURE AMONG STUDENTS CHINESE UNIVERSITIES

Li Baohong

Lomonosov Moscow State University

In the conditions of rapid development of information technologies, which are being introduced, among other things, into the sphere of education, the task of forming the information culture of modern students becomes more and more important. Information culture is an integral part of a modern person's successful activity in the information space. In the presented article the questions connected with formation of information culture of students of the People's Republic of China are revealed. The author analyzes the main problems existing in this field, reveals the content of the concept of information culture, provides various views of researchers on this issue. The specifics of the modern information space are described. The article presents the results of the research on the formation of separate elements of information culture among modern students, conducted on the basis of the leading higher education institutions of China. Based on the research results, the author has formulated a number of recommendations to improve the level of information culture among students of higher education institutions in the People's Republic of China.

Keywords: information culture, information literacy, university students, information technology, information space.

References

1. Wang Yanbo. Studying the current situation and methods for improving the information literacy of university students - Changchun: Northeastern Pedagogical University, 2009. - P. 32.

2. Hasanova R.R. Effective teaching methods in organizing the motivational foundations of the educational process // International Journal of Experimental Education. - 2017. - No. 5. -P. 41-45.

3. Hasanova R.R. Sociocultural space of adolescents // Historical and socio-educational thought. - 2016. - No. S1. - P. 33-38.

4. Gendina N.I. Information culture of the personality of those who teach and those who study: results of the experiment / N.I. Gendina, M.V. Kornilova. - Kemerovo: KRIPKiPRO, 2011. -150 p.

5. Castells Manuel Information Age. Economics, Society and Culture / Manuel Castells. - Moscow: IL, 1996. - 791 p.

6. Kong Xiaoqun. Studies on teaching information literacy of a university library in the information age // Era of the think tank. -Taiyuan: Shanxi Social Sciences, 2020 (07). - S. 210-211

7. Mukhina S.E. Features of self-development in adolescence // Human development in the modern world. - 2018. - No. 2. -P. 2-50.

8. Peng Linan. On the information culture of modern university students // Information Sciences. - Changchun: Jilin University, 2005, (5). - P. 682-685

9. Romanova E.A. University mission in the context of historical development // The world of academia: Culture, Education. -2019. - No. 3. - P. 19-24.

10. Romanova E.A., Hasanova R.R. The system of open education and its risks in the context of globalization // Bulletin of Moscow University. Series 20: Teacher Education. - 2017. - No. 3. -P. 9-76.

11. Romanova E.A., Kuznetsov V.A., Toreeva T.A. Training of teaching staff in the conditions of informatization of education // Bulletin of Moscow University. Series 20: Teacher Education. -2018. - No. 3. - P. 78-84.

12. Skvortsov L.V. Information Culture and Integral Knowledge / L.V. Skvortsov. - M.: MBA, 2011. - 136 p.

13. Tien Lin. Improving the information literacy of college students and assisting them in quality education // Weekly Doctrine. -Shijiazhuang: Hebei University Library, 2020 (10). - S. 191-192

14. Huang Shaokuan. Several main problems in the study of information sociology // Information Research. - Fuzhou: Information Technology, 2015 (01). - P. 5

15. Qin Lishan. Construction and research of the campus informatization platform in the Internet + era // Information Technologies and Informatization. - Jinan: Information Technology, 2019 (09). - P. 166-168

16. Zhang Zhengxia. Analysis of the information culture of university students // Studies in e-learning. - Lanzhou: Social Sciences, 2011, (8). - P. 53-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.