Научная статья на тему 'Информационная компетентность: стратегия развития в современной образовательной системе'

Информационная компетентность: стратегия развития в современной образовательной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INFORMATION PROCESSES / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION LITERACY / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / COMPUTER LITERACY / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / EDUCATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царёва Маргарита Игоревна

Статья посвящена вопросам повышения качества образования в условиях современного информационного общества. Изложены требования, предъявляемые к современной системе образования в процессе формирования информационной компетентности выпускников, выделены понятия «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царёва Маргарита Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to problems of improvement of education quality in the conditions of modern information society. The demands made to a modern educational system in the course of formation of information competence of graduates are stated, the concepts «information literacy», «computer literacy», «information competence» are allocated.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность: стратегия развития в современной образовательной системе»

группы тем, что студенты предпочитали коллективные мероприятия, особенно вечерние викторины и художественную самодеятельность, тогда как разновозрастные туристы уединялись по своим гостиничным номерам и разбредались по своим индивидуальным маршрутам.

4. Абсолютно у всех участников походов значительно улучшилось физическое самочувствие и настроение, что наблюдались в течение полутора месяцев после возвращения. Поход оказался мощным антидепрессионным средством.

Таким образом, можно сделать общий вывод о перспективности использования практик туристического похода в условиях средне и высокогорья, а также фехтования на шпагах для формирования упреждающей фазы адаптации и развития функций полимодального внимания с целью

повышения профессиональной компетентности будущих бакалавров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лебединская, И. Г. Оценка эффективности применения подвижных игр и игровых упражнений с использованием элементов произвольного полимодального внимания / И. Г. Лебединская, П. В. Хало, И. А. Сы-роваткина // Научный поиск. - 2013. - № 4.1. - С. 43-45.

2. Хало, П. В. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния человека-оператора в условиях развивающегося информационного общества // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56. - № 1. - С. 122-126.

3. Хало, П. В. Истоки современных психотехнологий. Ч. 2. Фармакологические механизмы воздействия на сознание. - Деп. в ВИНИТИ 19.12.2006. - № 1580-Б2006.

4. Хало, П. В. Концепция активации резервных возможностей человека как полииерархической функции или в чем смысл жизни [Электронный ресурс] // Концепт: научно-метод. электронный журнал. - 2013. - Т. 4. -№ 34. - С. 1956-1960.

5. Хало, П. В. Проблемы безопасной коммуникации - психосемантические и консциентальные аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2010. - № 1. - С. 50-55.

6. Хало, П. В. Психоэкология человека: в 3 ч. / П. В. Хало. - Таганрог: Танаис, 2011. - Ч. 1. Психоэкология как раздел науки.

7. Хало, П. В. Эмоциональные компоненты в формировании расширенных состояний сознания // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 350-353.

8. Хало, П. В. Выбор показателей эффективности методов активации резервных возможностей спортсмена для холтеровского мониторинга / П. В. Хало, Н. Д. Быков, Г. В. Хвалебо // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2012. - № 1. - С. 159-163.

9. Хало, П. В. Модели и принципы активации резервных возможностей организма / П. В. Хало, В. Г. Галалу, В. П. Омельченко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2010. - Т. 110. -№ 9. - С. 63-70.

10. Хало, П. В. Повышение качества физкультурно-спортивной деятельности с помощью произвольного полимодального внимания / П. В. Хало, Г. В. Хвалебо, И. Г. Лебединская // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2013. - № 1. - С. 166-171.

УДК 378 ББК 74.580.2

М. И. Царёва

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ:

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения качества образования в условиях современного информационного общества. Изложены требования, предъявляемые к современной системе образования в процессе формирования информационной компетентности выпускников, выделены понятия «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная компетентность».

Ключевые слова: информация, информационные процессы, информационная грамотность, компьютерная грамотность, информационная компетентность, образование, образовательные системы.

M. I. Tsareva

INFORMATION COMPETENCE:

STRATEGY HIGHER OF DEVELOPMENT IN MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

Abstract. Article is devoted to problems of improvement of education quality in the conditions of modern information society. The demands made to a modern educational system in the course of formation of information competence of graduates are stated, the concepts «information literacy», «computer literacy», «information competence» are allocated.

Key words: information, information processes, information literacy, computer literacy, information competence, education, educational systems.

Проблемы реформирования содержания высшего образования диктуют изменения образовательной стратегии России, ее ориентации на новые образовательные и информационные приоритеты. Это обуславливает поиск новых парадигм и моделей развития педагогической системы образования. Девиз российской государственной политики в сфере образования «доступность-качество-эффективность» определяет главный приоритет образовательной политики - «политику качества». Под государственной политикой в области высшего образования, понимается система действий государства, направленных на управление развитием качества высшего образования, реализацию текущих, тактических и стратегических целей в этой области.

Своеобразным ответом на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счет дальнейшего увеличения объема усваиваемой информации, является ориентация требований к уровню подготовки выпускников вузов на достижение компетентности.

Понятие «компетентность», несмотря на свое частое употребление, не имеет однозначного толкования, прежде всего из-за сложности данной категории как отражения личностных качеств, умений и моделей поведения современного человека. Чаще всего компетентность обозначается, как способность личности осуществлять сложные культуросообразные виды действий. Несмотря на различие взглядов, все ученые сходятся в мнении, что понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков, не является их суммой, т.к. включает все стороны деятельности - знаниевую, операционно-технологическую, ценностно-мотивационную. Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения студентов в образовательном процессе.

Достижение компетентностей в информационном обществе на всех ступенях развития напрямую зависит от наличия беспрепятственного доступа каждого человека к разнообразным источникам информации, от владения умением работать с информацией, различной по содержанию и представленной в разных формах [6]. Поэтому можно утверждать, что универсальной компетентностью, на которой базируется достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека, является информационная.

Определяя значимость информационной компетентности в современном образовательном пространстве, отметим, что ее развитие неразрывно связано с процессом информатизации образования.

Для нашего исследования важно рассмотреть позицию одного из ведущих спепиалистов в области проблем информатизации образования профессора Н.И. Гендиной, которая понимает информационную компетентность как способность личности ориентироваться в потоке информации, как умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, как умение на основе полученного знания конкретно и эффективно решать конкретную информационную проблему. Информационная компетентность рассматривается данным автором и как основополагающий компонент информационной культуры, которая является частью общей культуры личности [2].

Сходные направления теоретических изысканий наблюдаются и в зарубежных исследованиях по проблеме информационной компетентности (Information Competency).

Так, по мнению разработчиков из Palomar College, информационная компетентность включает в себя [10]:

• понимание необходимости получения информации;

• знание о том, как найти нужную информацию;

• умение выбирать надлежащий источник и отбирать соответствующую информацию;

• умение анализировать и синтезировать информацию;

• умение использовать и передавать информацию.

Исследователи ACRL (The Association of College and Research Libraries) рассматривают информационную компетентность как набор способностей, требуемых индивидууму для определения потребности в информации, способность находить, оценивать и эффективно использовать требуемую информацию [9].

По мнению исследователей из Ohio University [11], информационная компетентность - это способность эффективно реализовывать собственные информационные потребности - находить, оценивать и использовать соответствующую информацию, необходимую для принятия решений. Эта группа исследователей подчеркивает, что информационная компетентность предполагает наличие умений и навыков обращения с компьютерной техникой и умение проанализировать и оце-

нить полученную информацию. Выделим перечень основных показателей информационной компетентности, включающий следующие умения студентов:

• формулировать потребность в информации;

• идентифицировать потенциальные источники информации;

• оценивать затраты и выгоды приобретения необходимой информации;

• выбирать оптимальные пути получения информации;

• критически оценивать полученную информацию и ее источники;

• соблюдать этические и юридические нормы использования информации [11].

В своем исследовании мы опираемся на позицию Х. Лау, в которой автор выделяет три основных компонента информационной компетентности [3]:

• получение информации - пользователь отбирает информацию рационально и эффективно;

• оценивание информации - пользователь оценивает информацию критически и компетентно;

• использование информации - пользователь применяет/использует информацию точно и творчески.

Анализируя основополагающие понятия нашей предметной области, приходим к выводу о том, что ключевое основание, объединяющее исследования по проблеме информационной компетентности - понятие «информация» [5]. Информация имеет общественное значение - это огромные хранилища, содержащие знания о искусстве, образовании, достижениях научной мысли в технике, видео- и аудиотеки и т.д. Информация так же, как вещество и энергия, стала предметом производства и распространения, обрела свойства и функции. Таким образом, информация является неотъемлемой частью современной жизни. И наряду с этим информационная компетентность, которая занимает значимую позицию в системе образования, становится одной из приоритетных стратегий развития образовательных систем.

На основе этого выделяют три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетентности:

• интуитивный (начальный);

• нормативный (достаточный);

• творческий (высокий) [5].

Информационная компетентность развивается, переходя с одного уровня на другой. При этом ее состояние может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания компьютерных знаний и умений обучающихся [4].

Учитывая, что при переходе от одной ступени образования к другой меняются содержание, формы предъявления информации, расширяются ее источники, соответственно меняются и способы поиска, анализа, организации, представления информации, т.е. происходит овладение информационной и компьютерной грамотностью, информационной компетентностью. Грамотность определяется в связи с ее использованием в повседневной жизни и является показателем того, насколько адекватно система образования готовит будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Под информационной грамотностью мы понимаем базовую грамотность, обеспечивающую интеграцию математической, социальной, естественнонаучной и др. грамотности, которая характеризуется способностью использовать основные способы работы с информацией, лежащей в основе познавательной деятельности.

Компьютерная грамотность означает овладение приемами работы на компьютере в качестве пользователя, являющимися основой непрерывного образования и способствующими профессиональной мобильности и социальной защищенности индивида.

Информационная компетентность, с нашей точки зрения, - это ключевая компетентность, являющаяся основой компетентностей в социальной, личностной, познавательной, предметно-деятельностной и других сферах, которая обеспечивает допрофессиональную и социальную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации. При этом под мобильностью понимается способность быстрой личностной переориентации как при сохранении социальной идентичности, так и при ее смене при обязательном соотношении прошлого опыта и новой деятельности [1].

Содержание универсальных умений, входящих в состав информационной компетентности, меняется сообразно возрастным особенностям и зависит от круга решаемых жизненно важных задач. Совершенствование информационной компетентности связано с расширением источников информации и расширением умений по их использованию.

Следовательно, информационная компетентность позволяет осуществлять, эффективный информационный обмен, оценивать полезность и истинность получаемой информации; отбирать личностно значимую информацию, осуществлять инфомационно-психологическую защиту и др.

Процесс формирования информационной компетентности можно считать непрерывным в течение всей жизни человека. Сензитивным периодом для формирования базиса информационной компетентности, является период обучения в вузе.

Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее существенных черт, обоснование критериев и уровней ее сформированности позволяет целенаправленно и эффективно организовывать обучение и значительно ускорить процесс овладения современными обучающими технологиями [7].

Стратегическое направление развития образовательных систем в современном обществе -обеспечение интеллектуального и нравственного совершенствования человека на основе вовлечения его в разнообразную, самостоятельную, целесообразную деятельность в различных областях знаний. Быстрое обновление знаний ставит перед высшей школой задачу подготовки специалистов:

• способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества;

• решать возникающие в действительности проблемы, используя современные технологии;

• грамотно работать с информацией, извлекать и обрабатывать информацию;

• эффективно использовать информационные ресурсы для решения поставленных задач [6].

Рассмотрим функции категории «информационная компетентность», которые взаимодействуют между собой и фактически представляют единый процесс:

• познавательная функция, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

• коммуникативная функция, носителями которой являются семантическая компонента, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;

• адаптивная функция, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

• нормативная функция, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;

• оценочная (информативная) функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную;

• интерактивная, формирующая активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации [8].

Для формирования информационной компетентности в системе современного высшего образования необходимо:

обеспечить целостную информационно-развивающую образовательную среду, путем объединения усилий педагогического, технического персоналов вуза;

• обеспечить построение учебных занятий на основе междисциплинарной интеграции с основными дисциплинами с целью расширенной информационной подготовки студентов.

Формирование информационной компетентности предполагает:

• освоение знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

• развитие коммуникативных способностей;

умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию.

Будущему педагогу необходимо освоить ряд умений - отбирать информационные технологии, электронные образовательные продукты; педагогически целесообразно использовать их в своей профессиональной деятельности, адаптировать их и даже совершенствовать.

Таким образом, в информационном обществе существенно необходимы качественные перемены в системе образования, которые проявляются в ориентации процесса обучения на достижение ключевых компетентностей студентов в различных сферах жизнедеятельности, базирующихся на информационной компетентности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вакулова, О. В. Цель преобразований процесса обучения в информационном обществе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2005. - № 1. - С. 76-80.

2. Гендина, Н. И. Информационная и медиаграмотность в России: результаты исследования, выполненного по заказу ЮНЕСКО // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2013. - № 6.

3. Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Хесуса Лау. - М.:МЦБС, 2010. -238 с.

4. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 3-10.

5. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / И. В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2007. - 236 с.

6. Стеценко, И. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения (на примере разработки электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования») / И. А. Стеценко, Д. Н. Середа, Е. В. Ящук // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 9. - С. 83-87.

7. Стеценко, И. А. Электронное обучение как системная педагогическая категория / И. А. Стеценко, Е. Ю. Зан-кова // Культура и образование. - 2014. - № 1. - С. 36.

8. Царёва М. И., Стеценко И.А. Формирование информационной компетентности в системе непрерывного образования / М. И. Царёва, И. А. Стеценко // Мир науки, культуры и образования. - 2012. - № 6. - С. 282-285.

9. Shawna Hellenius. Information Competency Graduation Requirement Programs: A Survey of Methods [Электронный ресурс]. Fall 2006 sabbatical project; report finished April 2007. - Электрон. дан. - URL: http://www.crc.losrios.edu/Documents/library/IC_Graduation_Requirement_Methods_Web_Version.pdf

10. Palomar College Library [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.palomar.edu/library/ infocomp/ic.htm.

11. Information Competency and Ohio University's Libraries [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://www.library.ohiou.edu/inst/infocomp.html.

УДК 378.2 ББК 74.58

М. П. Целых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И РЫНОК ТРУДА В США

Аннотация. Статья посвящена проблемам образования социальных работников в США и возможностям трудоустройства молодых специалистов. Показано, что развитие профессионального образования социальных работников обусловлено ситуацией на рынке труда и наличием спроса на специалистов разного уровня подготовки (бакалавров и магистров). Приводятся статистические данные о количестве образовательных программ по социальной работе и данные о доходах специалистов в сфере социального обслуживания.

Ключевые слова: социальная работа, профессиональное образование социальных работников, рынок труда.

M. P. Tselykh

MODERN SOCIAL WORK EDUCATION AND THE LABOUR MARKET IN THE USA

Abstract. The article is devoted to the problems of education of social workers in the United States and job opportunities for young professionals. The development of professional education of social workers due to the situation on the labour market and the demand for specialists of different levels of preparation (bachelors and masters) are revealed. Statistics on the number of social work educational programs and data on income of specialists in the sphere of social service are shown.

Key words: social work, professional education of social workers, the labour market.

Решение существующих в сфере занятости населения проблем напрямую связано с организацией профессионального образования. Одним из позитивных моментов в подготовке социальных работников в США является тесная взаимосвязь структуры рынка труда и учреждений высшего образования.

Благодаря хорошо развитым технологиям прогнозирования баланса трудовых ресурсов и рабочих мест образование американских социальных работников быстро развивается и совершенствуется. Об этом убедительно свидетельствуют данные Совета по образованию социальных работников (Council on Social Work Education [CSWE]). Так, в 2002 году в стране насчитывалось 436 аккредитованных программ подготовки бакалавров, 149 программ подготовки магистров и 78 программ подготовки докторов социальной работы. В то время ученые, прогнозируя рост количества образовательных программ по социальной работе, предполагали, что их общая численность может достичь 625 - 650 в течение первого десятилетия XXI века [4, 79-81]. Однако реальность значительно опередила ожидания. На сегодняшний день общее количество программ подготовки составляет 746, из них 509 образовательных учреждений готовят бакалавров и 237 - магистров социальной работы [7].

За последнее время в США в сфере социального обслуживания сложилось правило формирования кадрового аппарата: для официального допуска специалиста к деятельности требуется наличие диплома бакалавра или магистра социальной работы [3]. В настоящее время более половины всех социальных работников имеют профессиональное образование, что составляет самый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.