ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: ОТ ТЕОРИИ - К МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.И. Гендина, д. п. н., проф., директор НИИ информационных технологий социальной сферы Тел.:(384-2)35-96-15, E-mail: nii@art.kemerovonet.ru Кемеровский государственный университет культуры и искусств www.nii.art.kemerovonet.ru
The concept of a person's information culture formation and the model of information education has been set. The complex of the course curricular «Principles of a person's information culture» is characterized. It is oriented to learners of 1 — 11th forms of secondary school, learners of pedagogical colleges, students and post-graduates of institutions of higher education of culture and arts.
Социальная значимость проблемы.
Современный период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Впервые за всю историю человечества информация и знания заняли доминирующую позицию по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия. Тем самым был ознаменован переход от индустриальной к информационной цивилизации. Построение информационного общества по праву относится к числу приоритетных задач человечества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности.
Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Возникла необходимость в обеспечении адекватности образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационно-коммуникационных технологий. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю
жизнь» новым девизом - «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются: ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культу-ро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования.
Понимание необходимости непрерывного образования предполагает формирование убеждения в том, что всякое знание относительно и основу надежности создает лишь обновление и приращение знаний, длящиеся всю профессиональную жизнь.
Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования - противоречия между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Однако для этого педагог должен не только сам владеть основами информационных знаний и умений, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности. К сожалению, в нашей стране в на стоящее время отсутствует целостная госу-
дарственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Информационная культура в последнее время ассоциируется преимущественно с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Преобладает монодисциплинарный подход, в рамках которого формирование информационной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно-библиографи-ческих знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, освоению медиа-грамотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой и т. п. Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно решить проблему в целом -формирование информационной культуры личности. Особую сложность создает отсутствие специально подготовленных педагогических кадров и необходимой учебно-методической литературы, дифференцированной в зависимости от категории обучаемых.
Комплекс научных исследований по проблемам информационной подготовки граждан как основа разработки концепции и модели формирования информационной культуры личности. Переход от осознания и постановки проблемы к ее решению неизбежно требует теоретико-методологической платформы, наличия определенной концепции, раскрывающей теоретические основы формирования информационной культуры личности. В свою очередь, порождение научных концепций в сфере гуманитарного знания никогда не является одномоментным процессом, оно предполагает обязательный «научный задел», проведение, как правило, комплекса исследований.
В результате многолетних исследований в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств была сформулирована концепция и модель формирования информационной культуры личности. Основой для разработки концепции и модели формирования информационной культуры личности явились результаты исследований по следующим направлениям:
1. Анализ русскоязычного и англоязычного понятийно-терминологического аппарата в сфере информационной подго-
товки человека, включая сопоставительный анализ эволюции понятий «информационная грамотность» и «информационная культура». Сопоставление объема и содержания понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется широкий спектр компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, до-суговой или иной деятельности.
Термин «информационная грамотность» широко распространен на международном уровне, однако его использование в отечественной практике сопряжено с ограничениями, имеющими психолого-лингвистическую природу. Дело в том, что в русском языке слово «грамотность», означающее умение читать и писать, связано лишь с самым простым, начальным уровнем образования. Тем самым сложному феномену взаимодействия человека и информации придается оттенок элементарности, примитивности. Кроме того, в содержании понятия информационной грамотности не явно выражена ориентация на личность человека, обеспечивающая ясное осознание того, зачем ему необходимы информационные знания и умения и как ими можно и нужно распорядиться. Таким образом, ограниченность термина «информационная грамотность», с одной стороны, а также многозначность трактовки понятия «информационная культура», отсутствие четко сформулированных принципов, цели и задач, средств и условий формирования информационной культуры, с другой стороны, предопределяют необходимость в разработке целостной концептуальной платформы в целях дальнейшего развертывания системы информационного образования.
2. Изучение информационной культуры как объекта междисциплинарных научных исследований: анализ существующих теоретических подходов к формированию информационной культуры личности в философии, информатике, педагогике, библиотековедении и библиографоведении, а также в целом ряде других наук. Исследование показало, что в работах специалистов раз-
личных областей знания, отличающихся специфическими объектами и методами исследования, а также используемой терминологией, понятие «информационная культура» трактуется по-разному, порождая неизбежную многозначность и во многом препятствуя достижению плодотворного междисциплинарного диалога. Отсюда проистекает наличие множества близких, но не тождественных по смыслу понятию «информационная культура» понятий: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «компьютерная грамотность», «медиаграмотность», «медиакультура» и др. Следствием этого явились терминологические проблемы, существенно затрудняющие взаимопонимание исследователей феномена информационной культуры.
3. Исследование эволюции объектов информационной подготовки в конце ХХ -начале ХХ1 вв.: от библиотеки, библиотечных каталогов и картотек, культуры чтения в 70-е годы ХХ в., информационных ресурсов, ИПС, алгоритмов информационного поиска в 80-е годы ХХ в., персонального компьютера, баз данных, электронных изданий и Интернет в 90-е годы ХХ в. до информационно-коммуникационных технологий, е-1еагшп§ в начале ХХ1 в. Изучение эволюции объектов информационной подготовки сопровождалось исследованием его содержания. В результате был установлено, что компонентный состав информационной подготовки личности включает: умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы; знания информационных ресурсов; знания возможностей библиотеки и умения их использовать; умения вести информационный поиск; знания и умения по обработке информации; умения критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию; умения пользоваться современными информационно-коммуника-ионными технологиями.
4. Изучение и обобщение отечественного опыта образовательных и библиотечных учреждений по формированию информационных знаний и умений граждан, свидетельствующего: о ведомственной разобщенности в деятельности этих учреждений, ее факультативном (не обязательном) характере; нарушении общедидактических принципов системности, последовательности, преемственности при организации инфор-
мационной подготовки; имеющемся «разрыве» между традиционной, книжной, библиотечной и новой, компьютерной (электронной) информационной культурой.
5. Изучение и обобщение зарубежного опыта информационной подготовки различных категорий потребителей информации, включая анализ стандартов по информационной грамотности, разработанных Американской Библиотечной Ассоциацией (Information literacy standards for student learning; Information literacy competency standards for higher education). Особое внимание уделялось анализу деятельности таких международных организаций, как ЮНЕСКО и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (International Federation of Library Associations and Institutions Federation- IFLA). Под эгидой ЮНЕСКО с
2001 г. реализуется Программа «Информация для всех», в структуре которой предусмотрен Раздел 2 - «Развитие потенциала и возможностей человека, его навыков и умений в век информации». В структуре IFLA с
2002 г. действует секция по информационной грамотности, поставившая задачу выявления стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных странах, и разработки на этой основе международного стандарта.
6. Выявление и оценка состава информационных знаний и умений, которые призваны сформировать учебные дисциплины общеобразовательных учреждений. Объектом исследования выступили учебные программы по всем предметам общеобразовательных учебных заведений России с 1-го по 11-й классы. Методом контент-анализа из учебных программ были выделены ключевые слова, характеризующие информационные знания и умения. В результате были получены две базы данных: «Информационные знания» и «Информационные умения», общим объемом около 5 тысяч записей. Вместе с тем, анализ показал, что несмотря на значительную насыщенность учебных программ информационными знаниями и умениями, выпускник общеобразовательной школы имеет низкий уровень информационной культуры. Причинами неподготовленности учащихся к решению практических задач информационного характера являются нарушение принципов системности, последовательности, технологичности при формировании информационных знаний и умений, разрыв между теорией и практикой информационного обучения.
7. Анализ уровня информационной подготовки различных категорий потребителей информации (учителя, юристы, инженеры, студенты, школьники), позволивший выявить две группы недостатков, отражающих низкий уровень информационной культуры личности. Во-первых, внешние, явно выраженные, достаточно легко проверяемые на практике: неумение выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы; незнание информационных ресурсов; незнание возможностей библиотеки и неумение их использовать; неумение вести информационный поиск, обрабатывать и критически оценивать информацию. Во-вторых, внутренние, скрытые недостатки, выявление и измерение которых поддается формализации с большим трудом: отсутствие осознания своей информационной некомпетентности; отсутствие мотивации информационной подготовки; отсутствие понимания зависимости между информационной подготовкой и результативностью учебной (профессиональной) деятельности.
Развернутая характеристика научных исследований, результаты которых послужили основанием предлагаемой нами концепции и модели информационной подготовки, приводится в статьях [1-3] и монографии [4].
Концепция формирования информационной культуры личности. Результатом проведенного комплекса исследований явилась разработка концепции формирования информационной культуры личности в образовательных и библиотечных учреждениях. Суть концепции сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования. Только специальная подготовка, только информационное образование гарантируют человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях мира. При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи -непременных атрибутов информационного общества. Следует подчеркнуть, что ни компьютерная грамотность, ни культура
чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность сами по себе, изолированно, не дают человеку возможности уверенно чувствовать себя в современном информационном обществе. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности. Именно эта мысль лежит в основе разработанной нами концепции и технологии формирования информационной культуры личности.
В основе любой концепции лежит четкое определение базового понятия. Принципиальное значение это имеет для такого сложного и многозначного явления, как «информационная культура». Как уже отмечалось, исследования по информационной культуре проводятся представителями самых различных наук, следствием чего явилось наличие самых разных, порой диаметрально противоположных (гуманитарного и технократического) подходов к формированию информационной культуры. Нам представляется, что такая ситуация будет сохраняться еще долгое время. Однако для организации практической работы библиотек и образовательных учреждений в этом направлении уже сегодня настоятельно требуется внесение терминологической ясности и выработка определения, отражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в современном обществе. В этой связи нами предлагаются рабочее определение и трактовка понятия «информационная культура личности».
Предлагаемая трактовка понятия «информационная культура личности».
Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Информационная культура личности -это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Наряду с определением понятия «информационная культура личности» предлагаемая концепция включает обоснование общеметодологических принципов информационного образования, модель учебного курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых, разработку условий организации информационного образования.
Характеристика общеметодологических принципов информационного образования (принцип культурологического подхода, принцип системного подхода, принцип ин-тегративности, принцип деятельностного подхода, принцип технологического подхода, принцип непрерывности) приводится в [4 , с. 59-61].
Модель и отличительные черты учебного курса «Основы информационной культуры личности». В рамках выдвинутой концепции разработана модель и определено содержание курса «Основы информационной культуры личности». Отличительными особенностями предлагаемого учебного курса «Основы информационной культуры личности» являются: ориентация на формирование информационного мировоззрения; синтез гуманитарной и информационной практики; деятельностная направленность; блочно-модульная структура курса и возможность ее адаптации к возрасту, профессии, характеру деятельности и другим факторам. Обобщенная модель курса «Основы информационной культуры личности» включает следующие разделы, отражающие содержание информационного обучения:
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
Раздел IV. Технология подготовки информационных продуктов
Состав комплекса учебных программ по основам информационной культуры. В состав комплекса учебных программ курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых вошли:
- учебные программы для учащихся 111 классов общеобразовательных учреждений;
- учебные программы для учащихся педагогических колледжей;
- учебные программы для студентов вузов культуры и искусств;
- учебные программы для аспирантов и соискателей ученых степеней вузов культуры и искусств.
Таким образом, разработанный комплекс ориентирован на все основные ступени системы образования: общеобразовательные, средние специальные, высшие учебные заведения и систему послевузовского образования.
Все разработанные учебные программы, независимо от категории пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели - облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания». Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, в котором используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, функциональной стилистики, теории текста, прикладной психологии, логики, культуры чтения.
В состав каждой программы вошли следующие основные разделы: «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения», «Аналитико-синтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебно-методической, научно-исследовательской) деятельности потребителей информации».
Эти разделы являются обязательными и составляют инвариантную часть курса. Она обеспечивает решение следующих задач: дать представление о вхождении мировой цивилизации в информационное общество, сформировать у обучаемых представление о сложности и многообразии существующих информационных ресурсов; вооружить их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; научить технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя.
Вариативная, меняющаяся в зависимости от категории обучаемых часть курса «Основы информационной культуры личности» учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры, информационные потребности и другие факторы.
Это проявляется как в отборе содержания обучения, так и в отборе публикаций, включенных в списки рекомендованной для освоения курса литературы. Несмотря на то, что предлагаемые учебные программы носят строго профилированный характер (учащиеся общеобразовательной школы, студенты, учителя, преподаватели вузов), сфера их применения может быть расширена. Исходя из принципов деятельностного подхода и имея в качестве основы, «ядра» курса инвариантную часть, можно получить самые разнообразные варианты учебных программ по основам информационной культуры. Например, на основе программы для учащихся педагогических колледжей не составляет принципиальной сложности построить программу, рассчитанную на учащихся средних специальных заведений иного отраслевого профиля, а по аналогии с программой для студентов вузов культуры и искусств построить программы обучения для студентов технических, сельскохозяйственных, медицинских и других вузов. Таким же образом обстоит дело с программами, рассчитанными на преподавателей, исследователей, аспирантов, соискателей гуманитарного вуза.
Условия организации информационного образования. К числу основных условий организации информационного образования, как нам представляется, следует отнести:
- внедрение в учебные планы образовательных учреждений всех уровней и ступеней специальной учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать у учащихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений;
- наличие комплекса учебно-методических пособий по курсу «Основы информационной культуры личности» в традиционной и электронной форме, ориентированных как на обучаемых (школьники, студенты, аспиранты, специалисты), так и на обучающих (учителя, преподаватели колледжей и вузов,
библиотекари, информационные работники);
- использование распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам;
- организация специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых. Решение данной проблемы возможно при использовании профессионального потенциала учителей (преподавателей) и библиотекарей (информационных работников);
- разработка национальных стандартов информационной культуры личности для различных уровней образования, сопряженных с международными стандартами информационной грамотности.
Выводы и результаты. В заключение следует подчеркнуть, что идея информационного образования и повышения информационной культуры личности в настоящее время переросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующий вхождение человечества в информационное общество и общество знаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная работа по организации информационной подготовки граждан. Выполнение этой грандиозной задачи возлагается, прежде всего, на такие социальные институты, как образовательные учреждения и библиотеки. Их новая миссия предполагает профессиональную готовность учителей, преподавателей и библиотекарей к деятельности по формированию информационной культуры личности. Результативность этой деятельности возрастет, если энтузиазм отдельных инициативных педагогов, библиотекарей будет подкреплен наличием четких целей и ориентиров, опорой на научно обоснованные педагогические и информационные технологии, систему рациональных методов и средств информационной подготовки. Одним из таких средств может служить предлагаемая нами концепция формирования информационной культуры личности и разработанный на ее основе комплекс
учебных программ для различных категорий обучаемых: учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, учителей, студентов и аспирантов вузов культуры и
искусств.
Отличительной особенностью разработанной модели формирования информационной культуры личности являются ее универсальность и возможность варьирования применительно к специфике различных категорий обучаемых, определяемой возрастом, ступенью образования, профилем учебного заведения или профессиональной деятельности.
Перспективы научных исследований в области формирования информационной культуры личности. Определяя перспективы дальнейших исследований, нельзя не сказать о наличии существенных пробелов в теории и методике информационной подготовки. К числу научных направлений, требующих своей глубокой проработки в целях обеспечения целостности и продуктивности формирования информационной культуры, на наш взгляд, следует отнести необходимость междисциплинарных исследований в целях усиления концептуальных основ формирования информационной культуры личности; потребность в унификации понятийно-терминологического аппарата (как минимум, русскоязычного и англоязычного) для обеспечения однозначности трактовки феномена информационной культуры и информационной грамотности в контексте разработки международных стандартов информационной грамотности; потребность в исследованиях по теории чтения (применительно к различным видам тексто-ви формам их представления, в частности, электронным, экранным; теорию восприятия различных видов информации; теории ме-диаобразования.
Отдельную проблему представляет как ограниченность информационных ресурсов, выступающих в качестве основных, важнейших средств обучения в курсе «Основы информационной культуры личности», так и дефицит учебно-методического обеспечения курса, включая методические разработки, отражающие операциональные, технологические знания в сфере работы с информацией, в частности, связанных с созданием разнообразных информационных продуктов.
Самостоятельным направлением в развитии прикладных исследований в области информационной культуры, с нашей точки зрения, должна стать подготовка комплектов учебно-методических материалов для изучения курса «Основы информационной культуры личности», адресованных различным категориям обучаемых. Такие комплекты должны включать: учебные пособия для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу модулей; комплексы заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т. п., выполнение которых предполагает углубление теоретических знаний, выработку практических умений и навыков по изучаемым темам; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; комплексы тестов, позволяющих диагностировать уровень информационной подготовки обучаемых.
Масштабность этой задачи предполагает объединение усилий теоретиков и практиков, представителей различных областей знания, изучающих феномен информационной культуры.
Литература
1. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации /Н.И. Гендина // Открытое образование.- 2005. - № 6. - С.74-82.
2. Гендина Н.И Концепция информационной культуры личности и международные стандарты информационной грамотности: гуманитарный подход // Известия международной академии наук высшей школы. - 2004. - №4 (30). - С. 191-204.
3. Гендина Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство/ Гендина Н.И. // Международная конференция в Санкт-Петербурге 23-25 июня 2004 г. «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: Всеобщий доступ к информации [Электронный ресурс]: Материалы конф. - Электрон. дан. - М.: Центр ПИК, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины/Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.
А