Научная статья на тему ' проблема совершенствования культуры речи у студентов младших курсов вузов культуры в контексте современного социально-культурного образования'

проблема совершенствования культуры речи у студентов младших курсов вузов культуры в контексте современного социально-культурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
subject / society / speech culture / process / domination in education / undergraduate students of institutions of culture. / субъект / общество / речевая культура / процесс / доминирование в обучении / студенты младших курсов вузов культуры.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. В. Бергер

The article deals with the problem of improving speech culture among undergraduate students of higher education institutions of culture, as well as the formation of a cultural personality and its sociality. The article includes a review of scientific and pedagogical concepts that are an integral part of the educational system of higher educational institutions. The author emphasizes that in the context of modern socio-cultural education it is necessary to create pedagogical situations of cultural self-determination of undergraduate students. This contributes to the understanding of the humanistic, democratic and traditional values of the multinational society of Russia. Speech culture and creates a general culture of society. It is a powerful resource of any state and is able to promote the culture of the people to a new level. In the era of globalization, the idea of accumulating and preserving cultural and linguistic experience and speech culture for the next generations should become an important component of our education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF IMPROVING THE SPEECH CULTURE OF THE FIRST AND SECOND YEAR STUDENTS OF THE INSTITUTIONS OF CULTURE IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIO-CULTURAL EDUCATION.

В статье рассматривается проблема совершенствования речевой культуры у студентов младших курсов вузов культуры, а также формирование культурной личности и ее социальность. Статья включает обзор научно-педагогических концепций, которые являются составной частью системы образования высших учебных заведений. Автор подчеркивает, что в контексте современного социально-культурного образования необходимо создавать педагогические ситуации культурного самоопределения студентов младших курсов. Это способствует пониманию гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального народа России. Речевая культура создает и общую культуру общества. Она является мощным ресурсом любого государства и способна продвигать культуру народа на новый уровень. В эпоху глобализации идея накопления и сохранения культурно-языкового опыта и речевой культуры для последующих поколений должна стать важной составляющей нашего образования.

Текст научной работы на тему « проблема совершенствования культуры речи у студентов младших курсов вузов культуры в контексте современного социально-культурного образования»

УДК 378

Berger O.V., degree applicant of the Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: ksumoscow@gmail.com

THE PROBLEM OF IMPROVING THE SPEECH CULTURE OF THE FIRST AND SECOND YEAR STUDENTS OF THE INSTITUTIONS OF CULTURE IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIO-CULTURAL EDUCATION. The article deals with the problem of improving speech culture among undergraduate students of higher education institutions of culture, as well as the formation of a cultural personality and its sociality. The article includes a review of scientific and pedagogical concepts that are an integral part of the educational system of higher educational institutions. The author emphasizes that in the context of modern socio-cultural education it is necessary to create pedagogical situations of cultural self-determination of undergraduate students. This contributes to the understanding of the humanistic, democratic and traditional values of the multinational society of Russia. Speech culture and creates a general culture of society. It is a powerful resource of any state and is able to promote the culture of the people to a new level. In the era of globalization, the idea of accumulating and preserving cultural and linguistic experience and speech culture for the next generations should become an important component of our education.

Key words: subject, society, speech culture, process, domination in education, undergraduate students of institutions of culture.

О.В. Бергер, соискатель, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: ksumoscow@gmail.ru

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема совершенствования речевой культуры у студентов младших курсов вузов культуры, а также формирование культурной личности и ее социальность. Статья включает обзор научно-педагогических концепций, которые являются составной частью системы образования высших учебных заведений. Автор подчеркивает, что в контексте современного социально-культурного образования необходимо создавать педагогические ситуации культурного самоопределения студентов младших курсов. Это способствует пониманию гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального народа России. Речевая культура создает и общую культуру общества. Она является мощным ресурсом любого государства и способна продвигать культуру народа на новый уровень. В эпоху глобализации идея накопления и сохранения культурно-языкового опыта и речевой культуры для последующих поколений должна стать важной составляющей нашего образования.

Ключевые слова: субъект, общество, речевая культура, процесс, доминирование в обучении, студенты младших курсов вузов культуры.

Интеллектуальный потенциал нации является одним из главных достояний страны, поэтому формирование и развитие интеллектуальной элиты - задача, которая сегодня стоит перед образованием России. В формировании высококвалифицированного специалиста коммуникативная компетентность имеет важное значение для профессиональной деятельности будущих профессионалов.

Стремительное развитие научно-технического прогресса, интеграционных процессов, расширение социальных отношений и коммуникаций требует от специалиста любого профиля развитие коммуникативной компетентности на высоком уровне. С этой целью необходимо остановиться на тех методах обучения, благодаря которым процесс формирования будет происходить наиболее эффективно.

Современная ситуация в области культуры речи студентов далека от желаемого идеала. Влияние информационной среды, в частности интернета и навязчивой рекламы, оказывает свое пагубное воздействие, становится причиной деформации речевой культуры обучающихся, ведет к небрежному использованию ими родного языка. Упрощение речевой культуры, использование слов-паразитов и жаргонизмов может стать причиной культурной деградации целого поколения россиян, еще большего «засорения» отечественной культуры.

Искусство слова всегда существовало для человека и благодаря ему. И чем выше уровень восприятия художественного текста как коммуникативной единицы высшего ранга, тем богаче общая культура речи человека. Речь как основа всех видов человеческой деятельности является родителем и воспитателем всего высокого и изысканного, присущего человечеству. Однако высокое и изящное можно ощутить лишь в связной речи. Итак, эстетическая суть речи обусловлена творческой деятельностью народа, суммой чувств, которые он вложил в нее, и заключается в способности возбуждать эстетические вкусы и оценки.

Речь как знаковая система является важнейшим средством человеческого общения и передачи информации. Каждая народность, этническая группа людей формируется как языковая общность. Развитие речи происходит одновременно с развитием общества. Язык поэтому и является условием прогресса народов, что он выступает органом мнения отдельного лица.

Язык и культура как формы интеграции определенного сообщества людей, их наработанного опыта отличают один лингвоэтнический социум от другого согласно присущим лишь ему специфическим чертам. Речь выражает смысл культуры. Изменения, которые претерпевает язык, сдвигают ранее установленные понятийные смыслы. Осложнения языковых процессов и общества в целом, сближение культур интенсифицируют процесс смыслотворения. Соответственно растет культурный потенциал человека, стимулирующий развитие личности и общества.

Проблема соотношения речи и культуры исследуется различными учеными (философами, психологами, лингвистами и педагогами специалистов) не одно столетие. Ученые высказывают различные точки зрения по вопросам, касающимся места языка в общей культуре личности, соотношения языка и культуры, воспитания и развития этой составляющей человеческой деятельности, затрагивающие проблемы сохранения национальных особенностей языка и ее индивидуальности. Культура речи подвергается слишком стремительным изменениям,

когда не каждый член общества способен в полной мере осознавать, понимать, воспринимать те идеи, выражения, слова, которые употребляются в средствах массовой информации, выступлениях наших политиков и представителей культуры и науки.

Достоверность этого факта сейчас подтверждает английский философ Р. Бернс, анализируя возможности компетентностной модели образования с ее установкой на результативность, предприимчивость, социальную мобильность. Он отмечает, что она значительно ограничивает способность будущего специалиста в понимании сущностных смыслов, закодированных в знаках культурных текстов [1]. Однако, как справедливо утверждает М. Фуко и представители современной когнитивистики, именно знак, язык является определяющим компонентом в конфигурации научного знания (в рамках любой системы), и без этого звена познание невозможно. Очевидность указанного тезиса подтверждает историческая роль знаковой коммуникации в освоении категориальной матрицы (интеллектуальной игре человечества) и обусловленная этим перспектива исследования психолого-лингвистической проблематики существования языка в человеке и человека в языке в контексте профессионального образования современного специалиста.

Это означает, что перед студентом встает проблема выбора слова и его ценностное осмысление. Важным аспектом в этой социокультурной ситуации является задача формирования культуры профессиональной речи (ВКР) будущих специалистов, например, в области экономики, которая обеспечивала бы развитие их творческого потенциала, в частности способность к творческой инновационной деятельности в процессе осмысления концептуальной сферы экономических знаний и ее адекватного применения в профессиональной речевой деятельности.

Согласно этому тезису, успешность профессиональной деятельности специалиста экономического профиля определяется не только его умением анализировать и контролировать ход и результаты экономической деятельности, но и уровнем подготовки к профессиональному общению в условиях современной информационной среды.

Речь идет о том, что специалисту нефилологического профиля очень часто приходится слышать специфические для его сферы деятельности конструкции, а нередко и профессиональный жаргон, который представители данного сообщества воспринимают как органичную часть их речи, но которая не соответствует литературным нормам языка. И наоборот, соблюдение последних без исключений, к сожалению, не обеспечивает решения проблем в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Изменения проходят не только на разговорном, бытовом уровне, они также затрагивают такие важные сферы жизни общества, как образование и культура, которые оказывают влияние на развитие и воспитание личности. Поэтому нужно находить такие пути, методы, средства сохранения нашей культуры и языка, которые способствовали бы совершенствованию российского образования.

Исследования в этой области проводились и проводятся, предлагаются новые идеи, новые возможности. На наш взгляд, термин «речевая культура» заслуживает особого внимания, поскольку его составляющие включают в себя

характеристики, наличие которых позволит как личности, так и профессионалу в целом адекватно социализироваться в современном, быстро меняющемся мире.

Речевая культура создает и общую культуру общества. Она является мощным ресурсом любого государства и способна продвигать культуру народа на новый уровень. Мы также считаем, что в эпоху глобализации идея накопления и сохранения культурно-языкового опыта и речевой культуры для следующих поколений должна стать важной составляющей нашего образования. Нужно всегда помнить, что самой главной и привлекательной особенностью национальной культуры является ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость.

Вместе с тем речевая культура в современном понимании является важной частью жизни современного человека, в том числе при осуществлении им профессиональной деятельности. Социальная и профессиональная социализация во многом определяются уровнем и грамотностью речевой культуры.

Сам термин «культура» всеми исследователями всегда связывался не только с самим фактом существования искусственной среды человечества -культуры как таковой, но и с определенным наличествующим уровнем достижений в общественной, духовной и производственной жизни общества. Отметим, что даже в просторечии термин «культура» тяготеет к именованию именно высоких достижений жизни общества, а не любого уровня и качества социальной среды. Термин «культура речи» стал широко употребляться в ряде гуманитарных наук с 1920-х годов, и именно в середине 1920-х его стал пропагандировать государственный Научно-исследовательский институт речевой культуры.

Понятие «культура речи», или «речевая культура» применяется в настоящее время в научных источниках в нескольких значениях.

С позиций культурологического подхода результатом обучения культуре речи должно стать формирование нового кода отображения действительности, впрочем, не только вербального, но и когнитивного.

Обычно культура речевого общения, с одной стороны, касается правильности речи, соответствия ее орфоэпическим, акцентуальным, грамматическим, лексическим, словообразовательным нормам, с другой - языкового мастерства, стилистического чутья, уместности использования вариантных языковых форм, а с третьей - совершенствования умений и навыков публичного монологического и диалогического красноречия.

Процесс формирования культуры профессиональной речи студентов высших учебных заведений предполагает интенсивную работу над достижением языкового образования, что приведет к реализации общекультурного развития индивидуума. Поэтому для того чтобы постоянно развивать, формировать, воспитывать речевую культуру, необходимо включить ее в содержание образования. Но прежде чем внедрять данный компонент, необходимо выявить его составляющие, которые помогут в формировании, развитии, сохранении речевой культуры нашего общества.

В общем понимании под термином «речевая культура» мы подразумеваем определенный уровень развития языка, который отражает ее отдельно взятые литературные нормы; правильное и адекватное использование языковых средств, которые способствуют накоплению и сохранению прошлого, настоящего и будущего языкового опыта, основанного на духовно-нравственных качествах личности и общества в целом.

Процесс глобальной экономической, политической и культурной интеграции, бурное развитие в области высоких технологий, Интернета значительно повлияли на различные сферы нашей жизни, образование и культурное развитие общества в целом. В мировых масштабах проходит распределение рынков труда, капитала, человеческих и производственных ресурсов, а также сближение или даже слияние культур различных стран и наций.

Это объективный процесс, который носит системный характер и охватывает все сферы общественной жизни. А.Н. Леонтьев рассматривает личность как высшее единство человека, который всегда выступает и как член общества, и как исполнитель определенных социальных ролей. Формирование личности происходит в течение всей жизни, так как индивидуальные свойства могут многообразно меняться. Этот процесс взаимосвязан с развитием действий человека, находящихся в сложном диалектическом единстве со средой [2].

Важным аспектом формирования культурной личности является ее социальность. Б.П Ананьев считает, что личность - это, прежде всего, общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Соответственно, в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека [3]. В концепции В.С. Мухиной упор также делается на социальную направленность личности, ученый изучает систему ее потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов [4].

Библиографический список

Социальность, определяющая важность развития культурной речевой деятельности у студентов младших курсов, их направленность на общение, самореализацию и самоактуализацию в современных условиях относится к важным сторонам процесса формирования гармоничной личности.

В педагогической науке последних десятилетий уделялось большое внимание изучению понятия «личность» и процессам ее формирования. Можно утверждать, что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида. При этом создается уникальная структура, которая изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде. В понятие «личность» включаются представления о ее социальности, относительной устойчивости, системности мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта. Изучение личностного потенциала связано с пониманием значимости его культурного саморазвития, и в процессе личностного становления происходит превращение характеристик в предметный мир человеческой культуры.

Речь нужно рассматривать как явление одновременно социальное и индивидуальное, ибо она обслуживает и каждого отдельного человека (внутренняя функция), и общество в целом (внешняя функция). Эти функции являются неотделимыми, ведь речь заполняет как внутренний мир одного человека, так и направляется в социальный мир людей. Таким образом, обеспечивается единство индивида с обществом. Язык имеет свойство накапливать опыт и устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим народа.

Вопросы культуры речи включают в себя формирование у студенческой молодежи уважение и почтение к родному языку, языкам других народов, культуры межличностных отношений. До сердца студента необходимо доносить (на собственном примере) информацию о том, что знание многих языков - это прекрасно. Уважения заслуживают все языки, потому что нет языков «лучших» или «худших». Но знать и уважать язык родного народа, знать государственный язык и пользоваться им - это не только обязанность, но и главная потребность каждого подлинно культурного человека.

Культура является тем фактором, который побуждает изменения в языке, прежде всего, в лексике, отражающей их и фиксирующей. Определенный тип культуры отличается особенностями лексики, характеризующей соответствующую историческую эпоху. Сегодня интенсификация информационных процессов, внутренне речевые, внутренне культурные противоречия формируют механизм развития языка и культуры. Под влиянием этих противоречий возникает новый феномен, новое значение вводится в семантическое поле мышления человека определенного лингвокультурного социума. Инновации в языке и культуре находятся в процессе взаимного перехода. С одной стороны, развитие языка является результатом противоречия между новым феноменом и тем, что уже заложено в языке; с другой - речевое развитие культуры происходит благодаря языковому потенциалу, необходимому для легализации новых смысловых понятий.

Владение развитым, совершенным языком является ключом к формированию у студентов младших курсов умений самостоятельно познавать мир, приобретать знания. Воспитание культуры речи учит мыслить, понимать проблемы и задачи, находить новые нестандартные решения, которые невозможно понять и выразить средствами примитивной речи. Важно создать условия для возникновения на занятиях интеллектуального диалога, помогать выражать свои мысли и потребности разными способами, критически оценивать их.

Значение слова обеспечивает взаимопонимание между людьми в процессе коммуникации, то есть оно должно быть системно-языковым и, соответственно, проходить через призму индивидуального опыта человека. Чистота речи, свободное оперирование разнообразными словесно-выразительными средствами, четкость, выразительность, логичность, самобытность являются необходимыми требованиями, которые под уровнем культуры профессиональной речи понимают умение владеть языком, техникой и культурой речи говорящего, связаны с эрудицией, мировоззрением человека, культурой мышления.

Особенно важную роль в процессе овладения культурой речи играют ключевые слова, которые раскрывают наиболее значимые концепты определенной культуры. Ключевые слова характеризуются определенной частотностью их употребления в соответствующей культуре, что обусловливает несимметричность понятий, которые выражаются ими, у разных народов. Важную роль в определении содержания таких слов играет раскрытие культурного компонента значения.

Знания об элементах объективной реальности отбираются и остаются в значении слов, отражают их национально-культурный фон. Понятийная семантика слова является в целом стабильной, тогда как лексический фон меняется даже на протяжении жизни одного поколения. Изменения в культуре побуждают модификацию лексического фона, который является методом переработки речевого опыта носителей определенной языковой общности.

1. Бернс Р Развитие «Я-концепции» и ее воспитание. Москва: Прогресс, 1986.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва: Политиздат, 1975.

3. Ананьев Б.П Человек как предмет познания. Ленинград: Наука, 1968.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва: Академия, 2000.

References

1. Berns R. Razvitie «Ya-koncepcii» iee vospitanie. Moskva: Progress, 1986.

2. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. Moskva: Politizdat, 1975.

3. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Leningrad: Nauka, 1968.

4. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo. Moskva: Akademiya, 2000.

Статья поступила в редакцию 03.09.19

УДК 371

Petrova N.P., Professor, Department of Technology and Vocational Education of the Academy of Psychology and Education of the Southern Federal University

(Rostov, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

Bondareva G.A., Senior Lecturer, Department of Applied Informatics and Mathematics, North Caucasus Social Institute of (Stavropol, Russia),

E-mail: klnp13@mail.ru

DIGITALIZATION AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION. The article presents relevant problems of digitalization of education. The authors analyze stages of digitalization and the emergence of new digital technologies, which represent a huge pedagogical potential. The possibilities of digital technologies in the educational process of the university are also considered. The characteristic of digital educational environment is given. The conceptual apparatus includes terms "digital literacy", "digital educational environment". The digitalization strategy of education provides for such promising innovative technologies as artificial intelligence, blockchain and virtual reality. The authors conclude that the digitalization of education is changing the content of the courses taught, as well as the flow of information, this is not only presentations or videos, these are direct connections to information networks, databases, forums.

Key words: digitalization, transformation, education, digital technologies, cloud technologies, virtual reality, artificial intelligence, web quest technologies, blockchain technology, educational activity, pedagogical process, gamification, mobile learning, digital literacy.

Н.П. Петрова, проф., Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов, E-mail: klnp13@mail.ru

Г.А. Бондарева, ст. преп., Северо-кавказский социальный институт, г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

В статье изложены актуальные проблемы цифровизации образования. Авторами проанализированы этапы цифровизации и появление новых цифровых технологий, которые представляют собой огромный педагогический потенциал. Также рассмотрены возможности цифровых технологий в образовательном процессе вуза. Дана характеристика цифровой образовательной среды. Уточнен понятийный аппарат: «цифровая грамотность», «цифровая образовательная среда». Стратегия цифровизации образования предусматривает такие перспективные инновационные технологии, как искусственный интеллект, блокчейн и виртуальная реальность. Авторы делают вывод о том, что цифровизация образования изменяет содержание преподаваемых курсов, а также подачу информации, это не только презентации или видео, это уже прямые подключения к информационным сетям, к базам данных, форумам.

Ключевые слова: цифровизация, трансформация, образование, цифровые технологии, облачные технологии, виртуальная реальность, искусственный интеллект, технологии веб-квест, блокчейн-технология, образовательная деятельность, педагогический процесс, геймификация, мобильное обучение, цифровая грамотность.

Развитие цифровой экономики в России предполагает активную позицию образовательного сообщества по анализу и выработке новых предложений в условиях цифровизации высшего профессионального образования. Ситуация такова, что не использовать цифру нам просто невозможно, чтобы не отстать от дальнейших процессов информатизации и цифровизации в российском образовании.

Термин «цифровизация» появился в связи с усилением информационно-коммуникационных технологий, некоторые ученые, например, Е.Л. Вартанова, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов рассматривают это понятие как перевод информации в цифру и вместе с этим одновременно инфраструктурную, управленческую, поведенческую, культурную составляющие содержания образования.

Цифровизацию как изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом рассмотрел А. Марей.

Таким образом, цифровизацию можно считать одним из основных подходов к использованию цифровых ресурсов в трансформации не только образования, но и экономики. При этом предполагается перераспределение роли технологий и процессов в целях совершенствования информационно-образовательной среды. Цифровизация обусловливает интенсификацию производственных процессов [1 - 5].

Цифровые технологии, социальные сети и мессенджеры изменили общественные ценности, привели к сетевой идентификации человека. Положено начало новому типу обучающихся, которые самостоятельно определяют свою образовательную траекторию. Они мотивированы на личностное развитие и самоопределение, сочетая работу с учебой.

Система образования должна обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, которая характеризуется ростом экономики и новыми трудовыми отношениями. На рынке труда должен появиться искусственный интеллект, выполняющий рутинные процессы.

На наш взгляд, российская система образования должна акцентировать свое внимание на подготовке специалистов новых профессий, обладающих такими профессиональными компетенциями, которые предполагают склонность к творческим нестандартным решениям, а также развитие коммуникативных навыков.

Одним из основных элементов цифровизации образования является цифровая грамотность. Цифровая грамотность - главный приоритет образования, это способность проектировать и использовать контент с помощью цифровых технологий, применяя компьютерное программирование, графические техники

визуализации, компьютерную графику, мультимедиа разработку онлайн-курсов и т.д., поиск и обмен информацией, коммуникация с другими обучающимися.

Нами проанализированы разные критерии развития цифровой грамотности. К цифровой грамотности, например, Пенри Дженкинс относится как к умению работать с компьютером, как с «железом», т.е. обучающийся должен понимать, как происходит взаимодействие цифровой техники и человека, знать и понимать устройства, как распространяется цифровая информация, и что представляет собой сетевое сообщество, а также особенности социальных медиа.

Такие ученые, как Дуг Белшоу считают, что существует восемь элементов цифровой грамотности, среди которых особое место уделяется культурному контексту Интернет-среды, умение работать в онлайн-режиме, обладать навыками использования «цифры» для саморазвития.

Все авторы разных концепций цифровой грамотности пришли к выводу о том, что каждый обучающийся должен знать, что такое цифровая реальность и как она может научить человека обладать контролем над «информационным шумом» и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.

Под цифровой грамотностью мы рассматриваем различные ее виды: ме-диаграмотность, отношение к инновациям, коммуникативная, компьютерная, информационная грамотность.

Чтобы решить задачи цифровизации, нашему образованию предстоит пройти через цифровую трансформацию.

Цифровая трансформация образования, по мнению ученых, - это ответы на глобальные информационные вызовы, происходящие в мире.

Орлова Л.В. акцентирует внимание на переход к интерактивным видам взаимодействия, она отмечает, что обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно получать знания и порождать собственное инновационное знание, тем самым формировать новые компетенции XXI века, которые носят название четыре «К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация.

В своих исследованиях А.Ю. Уваров отмечает, что цифровая трансформация образования должна сопровождаться «синергичным» обновлением содержания, которое приведет к кардинальному улучшению качества образования.

Мы согласны с мнением А.Ю. Уварова, что цифровая трансформация образования приведет общество к цифровой экономике, если система образования будет соответствовать требованиям и возможностям цифрового общества.

Современный этап цифровизации в образовании заключается в погружении всех его субъектов в цифровую образовательную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.