БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Леднев, В. С. Требования к диссертациям по педагогическим наукам / В. С. Леднев и др. - М., ВАК СССР, 1990. - 20 с.
2. Полонский, В. М. Исследование // Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. - Т. 1. - С. 384-386.
3. Полонский, В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследований // Советская педагогика. - 1988. - № 11. - С. 48-54.
4. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований: монография / В. М. Полонский. -М.: Педагогика, 1987. - 144 с.
5. Солнышков, М. Е. Российская педагогическая наукометрия: аспекты становления, современного состояния и перспектив развития: монография / М. Е. Солнышков. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2013. - 64 с.
6. Солнышков, М. Е. Система критериев и показателей оценки качества научно-педагогических исследований: концепция модификации // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. - 2012. - Спец. выпуск № 1. - С. 84-86.
УДК 378 ББК 74.580.2
И. А. Стеценко, М. И. Царёва
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения качества образования в условиях современного информационного общества. Изложены требования, предъявляемые к современной системе образования в процессе формирования информационной компетентности выпускников, выделены понятия «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная компетентность».
Ключевые слова: информация, информационные процессы, информационная грамотность, компьютерная грамотность, информационная компетентность, образование, образовательные системы.
I. A. Stetsenko, M. I. Tsareva
FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN STRATEGY OF DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATIONAL SYSTEM
Abstract. Article is devoted to questions of improvement of quality of education in the conditions of modern information society. The demands made to a modern education system in the course of formation of information competence of graduates are stated, the concepts "information literacy", "computer literacy", "information competence" are allocated.
Key words: information, information processes, information literacy, computer literacy, information competence, education, educational systems.
Современные изменения в обществе ведут к пересмотру основной парадигмы высшего педагогического образования. Смещение акцента обучения в сторону интерактивности означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
Проблемы реформирования содержания высшего образования диктуют изменения образовательной стратегии России, ее ориентации на новые образовательные и информационные приоритеты. Это обуславливает поиск новых парадигм и моделей развития педагогической системы образования. Девиз российской государственной политики в сфере образования «доступность-качество-эффективность» определяет главный приоритет образовательной политики - «политику качества». Под государственной политикой в области высшего образования, понимается система действий государства, направленных на управление развитием качества высшего образования, реализацию текущих, тактических и стратегических целей в этой области. Российская система высшего образования находится в ситуации поиска содержания и методов обучения, выполняющих функции поиска содержания и методов обучения, выполняющих функции формирования инновационного сознания и модели деятельности современного специалиста.
Своеобразным ответом на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счет дальнейшего увеличения объема усваиваемой информации, является ориентация требований к уровню подготовки выпускников вузов на достижение компетентности.
Понятие «компетентность», несмотря на свое частое употребление, достаточно сложное и не имеет однозначного толкования, прежде всего из-за сложности данной категории как отражения личностных качеств, умений и моделей поведения современного человека. Чаще всего компетентность обозначается, как способность личности осуществлять сложные культуросообразные виды действий. Несмотря на различие взглядов, все ученые сходятся в мнении, что понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков, не является их суммой, т.к. включает все стороны деятельности - знаниевую, операционно-технологическую, ценностно-мотивационную. Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения студентов в образовательном процессе.
Достижение компетентностей в информационном обществе на всех ступенях развития напрямую зависит от наличия беспрепятственного доступа каждого человека к разнообразным источникам информации, от владения умениями работать с информацией, различной по содержанию и представленной в разных формах. Поэтому можно утверждать, что универсальной компетентностью, на которой базируется достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека, является информационная.
Определяя значимость информационной компетентности в процессе современного образовательного пространства, говорим о том, что она является частью общего процесса информатизации, представляющей собой «объективный процесс», и что развитие информационной компетентности неразрывно связан с процессом информатизации образования [4]. Сущность это процесса раскрыта в работах С. А. Абрамова, А. Г. Гейн, В. П. Дьяконова, В. С. Леднёва, И. В. Роберт, Б. Я. Советова и др.
Исследуя генезис основополагающих понятий предметной области исследования, приходим к выводу о том, что ключевым основанием, объединяющим исследования по проблеме формирования информационной компетентности является понятие «информация» [3]. Информация имеет общественное значение - это огромные хранилища, содержащие знания о искусстве, образовании, достижениях научной мысли в технике, видео- и аудиотеки и т.д. информация также, как вещество и энергия, стала предметом производства и распространения, обрела свойства и функции. Таким образом, приходим к выводу о том, что информация является неотъемлемой частью современной жизни. И наряду с этим, информационная компетентность, которая занимает значимую позицию в системе образования, становится одной из приоритетных стратегий развития образовательных систем в русле широкого и всеобъемлющего процесса образования.
Формирование информационной компетентности возможно только при том условии, если она стала нормой педагогического взаимодействия с самых первых шагов воспитания и обучения. На основе этого выделяют три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетентности:
• интуитивный (начальный);
• нормативный (достаточный);
• творческий (высокий).
Благодаря этим уровням, информационная компетентность развивается, переходя с одного уровня на другой. При этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания компьютерных знаний и умений обучающихся [2].
Учитывая, что при переходе от одной ступени образования к другой меняются содержание, формы предъявления информации, расширяются ее источники, соответственно меняются и способы поиска, анализа, организации, представления информации, т.е. происходит овладение информационной и компьютерной грамотностью, информационной компетентностью. Грамотность определяется в связи с ее использованием в повседневной жизни и является показателем того. Насколько адекватно система официального образования готовит будущих педагогов к миру вне вуза и насколько хорошо послевузовский мир использует полученное ими образование.
Под информационной грамотностью будем понимать базовую грамотность, обеспечивающую интеграцию математической, социальной, естественнонаучной и др. грамотности, которая характеризуется способностью использовать основные способы работы с информацией, лежащей в основе познавательной деятельности.
Компьютерная грамотность означает овладение приемами работы на компьютере в качестве пользователя, являющимися основой непрерывного образования и способствующими профессиональной мобильности и социальной защищенности индивида.
Информационная компетентность, с нашей точки зрения, - это ключевая компетентность, являющаяся основой компетентностей в социальной, личностной, познавательной, предметно-деятельностной и других сферах, которая обеспечивает допрофессиональную и социальную мо-
бильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации. При этом под мобильностью понимается способность быстрой личностной переориентации как при сохранении социальной идентичности, так и при ее смене при обязательном соотношении прошлого опыта и новой деятельности [1].
Содержание универсальных умений, входящих в состав информационной компетентности, меняется сообразно возрастным особенностям человека и зависит от круга решаемых жизненно важных задач. Совершенствование информационной компетентности связано с расширением источников информации и расширением умений по их использованию.
Следовательно, информационная компетентность позволяет осуществлять, эффективны информационный обмен, оценивать полезность и истинность получаемой информации; отбирать личностно значимую информацию, осуществлять инфомационно-психологическую защиту и др.
Процесс формирования информационной компетентности можно считать непрерывным в течение всей жизни человека. Сензитивным периодом для формирования базиса информационной компетентности, является период обучения в вузе.
Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее существенных черт, обоснование критериев и уровней ее сформированности теоретической предпосылкой для развития тенденции и условий развития это позволяет более целенаправленно и эффективно организовывать обучение и значительно ускорить процесс овладения современными обучающими технологиями.
Стратегическим направлением развития образовательных систем в современном обществе является обеспечение интеллектуального и нравственного совершенствования человека на основе вовлечения его в разнообразную, самостоятельную, целесообразную деятельность в различных областях знаний. Быстрое обновление знаний ставит перед высшей школой задачу подготовки специалистов:
• способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества;
• решать возникающие в действительности проблемы, используя современные технологии;
• грамотно работать с информацией, извлекать и обрабатывать информацию;
• эффективно использовать информационные ресурсы для решения поставленных задач [4].
Основываясь на работах исследователей, занимающихся проблемой информатизации образования, мы выделяем следующие критерии информационной компетентности:
• дуализм - наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней - самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;
• относительность - знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;
• структурированность - индивидуальная организованность базы знаний;
• селективность - поступающая информация не в полном объеме трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;
• аккумулятивность - знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к накоплению -аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;
• самоорганизованность - процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний;
• полифункциональность - наличие разнообразных предметно-специфических баз знаний (семантическая составляющая баз знаний является полифункциональной) [6].
Рассмотрим функции категории «информационная компетентность», которые взаимодействуют между собой и фактически представляют единый процесс, позволяющий видеть взаимосвязь проблем различных учебных дисциплин в целостной системе знаний студентов:
• познавательная функция, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
• коммуникативная функция, носителями которой являются семантическая компонента, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;
• адаптивная функция, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
• нормативная функция, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
• оценочная (информативная) функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную;
• интерактивная, формирующая активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации [5].
Для формирования информационной компетентности в системе современного образования необходимо:
• обеспечить целостную информационно-развивающую образовательную среду, путем объединения усилий педагогического, технического персоналов вуза;
• обеспечить построение учебных занятий на основе междисциплинарной интеграции с основными дисциплинами с целью расширенной информационной подготовки студентов.
Формирование информационной компетентности предполагает:
• освоение знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;
• развитие коммуникативных способностей;
• умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию.
Будущему педагогу необходимо освоить ряд умений - отбирать информационные технологии, электронные образовательные продукты; педагогически целесообразно использовать их в своей профессиональной деятельности, адаптировать их и даже совершенствовать.
Таким образом, в информационном обществе существенно необходимыми являются качественными перемены в системе образования, которые проявляются в ориентации процесса обучения на достижение ключевых компетентностей студентов в различных сферах жизнедеятельности, базирующейся на информационной компетентности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вакулова, О. В. Цель преобразований процесса обучения в информационном обществе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2005. - № 1. - С. 76-80.
2. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 3-10.
3. Роберт, И. В. теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / И. В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2007. - 234 с.
4. Царёва, М. И. Проблемы информатизации профессионального образования / М. И. Царёва, И. А. Стеценко. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH, 2012. - 178 с.
5. Царёва, М. И. Сущность категории «информационная компетентность» в системе высшего профессионального педагогического образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2012. - № 5. - С. 186-191.
6. Царёва, М. И. Формирование информационной компетентности в системе непрерывного образования / М. И. Царёва, И. А. Стеценко // Мир Науки, Культуры, Образования. - 2012. - № 6. - С. 282-285.
УДК 372.016 ББК 74.262
А. В. Тихоненко, М. А. Пуйлова
РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье поднимается приоритетная проблема современной начальной школы: ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности, обеспечивающие реализацию задач гуманизации обучения. Показана технология развития и воспитания нравственных качеств младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач, которая должна вестись продуманно, целенаправленно, творчески. Статья будет интересна студентам педагогических учебных заведений, учителям начальных классов, методистам и всем тем, кто занимается проблемой нравственного воспитания школьников.
Ключевые слова: приоритетное направление, духовно-нравственное воспитание, текстовые задачи, деятельность учителя.
A. V. Tihonenko, M. A. Puilova
TEXT TASKS AS A MECHANISM OF DEVELOPMENT AND EDUCATION OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS MORAL QUALITIES
Abstract. In this article is considered the priority problem of modern elementary school: orientation of the education to the universal values providing realization of problems of a humanization. The technology of development and education of moral qualities of younger school students is shown in this article. That technology in the course of text tasks training should be conducted elaborately, purposefully, creatively. This article will be interesting for the elementary school teachers, for students of pedagogical universities, primary school teachers, methodologists and all by that who takes up the issue of moral education of school students.
Key words: priority direction, spiritual and moral education, text tasks, activity of the teacher.