DOI: 10.25586/RNU.HET.18.08.P.15 УДК 378.14
А. Б. Панькин, Н. А. Шагаева,
Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова Д. Ж. Тлеккабылова,
Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова
Теоретическая модель процесса формирования информационной культуры студентов вуза
В условиях становления информационного общества растущую актуальность приобретает изучение психолого-педагогических основ процесса формирования информационной культуры личности. Результаты исследований в этой области нашли отражение в работах Н. И. Гендиной, И. И. Горловой, Н. Б. Данильчука, Е. В. Зиновьева, А. Д. Урсула [4, 5, 6, 8, 15] и других ученых. Анализ определений понятия «информационная культура», представленных в этих работах, показал, что в настоящее время существует весьма широкий спектр подходов к его трактовке.
Нет нужды останавливаться на том, что, хотя понятие «информационная культура» вошло в научный оборот в тесной связи с развитием новых информационных технологий, его содержание далеко не ограничивается знаниями и умениями работы на компьютере. Взятое в полном объеме, это понятие подразумевает также установку личности на владение информацией, когда личность сознательно использует и приобретает новые сведения. Информационная культура личности является органически присущим компонентом общей культуры человечества и, следовательно, интегральным качеством человека, объединяющим знания об информационной среде общения и законах ее функционирования, умения самостоятельно
© Панькин А. Б., Шагаева Н. А., Тлеккабылова Д. Ж., 2018
Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова
осуществлять поиск информации, ориентироваться в информационных потоках, адекватно оценивать информацию с точки зрения ее значимости, полноты, ответственности.
Формирование информационной культуры в нравственно-этической плоскости подразумевает воспитание личной ответственности за продуцирование и распространение информации, выработку культуры ее потребления, способности позитивно воздействовать на личность и общество.
Нами был осуществлен анализ исследований А. М. Атаяна, Н. И. Гендиной, Н. Б. Зиновьева, Т. Н. Суми-новой [2, 4, 8, 14], посвященных проблеме формирования инфор-
мационной культуры личности. Он показал потребность в создании модели, направленной на формирование информационной культуры студентов современного вуза с дальнейшей разработкой ее содержания.
Прежде всего необходимо рассмотреть, что представляет собой современная образовательная модель. Для этого вспомним определение понятия «модель», которое звучит так: «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, вза-
АРКАДИИ
БОРИСОВИЧ
ПАНЬКИН
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Сфера научных интересов: этнокультурная коннотация, этнокультура, педагогика, педагогический менеджмент. Автор 287 опубликованных научных работ
ДИНАРА
ЖАРКИНОВНА
ТЛЕККАБЫЛОВА
старший преподаватель кафедры информатики Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова (Республика Казахстан. Сфера научных интересов: информационная культура) процесс формирования информационной культуры личности, педагогические условия формирования информационной культуры. Автор 3 опубликованных научных работ
НАТАЛЬЯ
АРКАДЬЕВНА
ШАГАЕВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Сфера научных интересов: этнокультура, декоративно-прикладное искусство, педагогика, этика. Автор 39 опубликованных научных работ
Представлена теоретическая модель формирования информационной культуры студентов современного вуза. Отмечается, что традиционно в центре педагогических исследований находятся обучающийся и модели, позволяющие изучать его с различных сторон. Структура формирования информационной культуры студентов вуза рассматривается как целостный процесс, который выполняется в строго определенной последовательности и строится в виде целостной системы взаимосвязанных элементов, составляющих устойчивое единство, состоящее из целевого, содержательного, методологического и диагностико-результативного блоков. Предлагаются выводы, согласно которым результатом реализации предлагаемой модели является переход студентов современного вуза к более высокому уровню сформированности информационной культуры. Показано, что его суть состоит в наличии у студентов мотивации, интереса к изучению методов и технологий работы с информацией, понимании важности, личностной и социальной значимости информации, соблюдении нравственно-этических норм.
Ключевые слова: модель, личность, информационная культура, принцип системности, формирование информационной культуры, критерии информационной культуры.
The theoretical model of formation of information culture of students of a modern university is presented. It is noted that traditionally in the center of pedagogical studies are the learner and models that allow him to study it from various angles. The structure of the formation of the information culture of university students is viewed as a holistic process that is carried out in a strictly defined sequence and is built as a coherent system of interrelated elements constituting a stable unity consisting of target, content, methodological and diagnostic-resultant blocks. It is suggested that the result of the implementation of the proposed model is the transition of students from a modern university to a higher level of information culture. It is shown that its essence lies in the students' motivation, interest in studying the methods and technologies of working with information, understanding the importance, personal and social significance of information, observance of moral and ethical norms.
Key words: model, personality, information culture, the principle of consistency, the formation of information culture, the criteria of information culture.
имосвязи и отношения между элементами этого объекта».
По мнению А. Н. Дахина, образовательная модель - это «логически последовательная система соответственных элементов, в которые входят цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ» [7, с. 23].
Модель личности в некоторых исследованиях представляется схематично: как комплекс основных качеств личности, которые нужны человеку для жизни в современном обществе. Модель обучаемого, согласно Г. А. Атанову и И. Н. Пустынниковой, трактуется как «знания об обучаемом, используемые для организации процесса обучения» [1, с. 87]. В результате проектирования выпускника образовательного учреждения, подготовленного к решению профессиональных задач, создаются модели специалиста [12, с. 5].
По мнению ученых, моделью является аналитическое или графическое отображение объекта (строго говоря, объективированного предмета) исследования. Если же говорить применительно к нашему исследованию, то моделью должно являться отображение информационной культуры в аспекте ее формирования у студента. Содержание модели обусловлено целью, задачами и методами исследования. Модель необходимо строить таким образом, чтобы она позволяла проводить изучение параметров объекта исследования. Следовательно, в качестве искомой в рамках нашего исследования модели должна выступать система структурных компонентов процесса формирования информационной культуры и их взаимодействие, открывающие разумный путь к достижению определенной цели и поставленных задач.
Итак, процесс формирования информационной культуры должен быть представлен в модели в виде целостной системы взаимос-
вязанных элементов, составляющих устойчивое единство целевого, содержательного, методологического, диагностико-результатив-ного блоков.
Целевой блок отражает основную цель и методологические ориентиры формирования информационной культуры, необходимые для построения соответствующей методической системы. В его структуру входят важнейшие подходы и принципы информационной культуры как системы и процесса.
Целью формирования информационной культуры студента является подготовка востребованного в информационном обществе конкурентоспособного выпускника, поэтому целевые ориентиры задают здесь параметры внешней среды, а именно социальный заказ, отражающий тенденции социального развития и потребности рынка труда.
Нельзя отделять информацию от культуры, а информационную культуру от общей культуры человека.
Л
Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова
Поэтому ключевую роль в формировании информационной культуры мы отводим реализации культурологического подхода. В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества [13, с. 9].
Информационный подход представляет собой «способ абстрактно-обобщенного описания и изучения информационного аспекта функционирования и структуро-образования сложных систем информационных связей и отношений на языке теории информации» [10, с. 31].
Рассматривая проблему формирования информационной культуры со стороны деятельностно-го подхода, необходимо в первую очередь отметить, что культурный уровень человека современности мы во многом определяем и оцениваем по его кругозору, то есть опять-таки по степени владения им информацией. Иными словами, информационная культура личности отражает активную деятельность человека, связанную с поиском, владением и использованием информации.
На том основании, что информационная культура присуща именно личности, то есть конкретному
субъекту, взглянем на это понятие через призму личностного подхода. Каждой форме человеческой деятельности по определению присущ личностный характер, включая и деятельность, связанную с информацией. В условиях становления информационного общества личностный и деятельност-ный подходы взаимообогащаются и реализуются только через друг друга [11, с. 100].
Н. И. Гендина в концепции формирования культуры личности говорит об эффективной организации информационного образования только при условии соблюдения принципов культу-роцентричности, системности, ин-тегративности, деятельностного подхода, технологичности и непрерывности.
В частности, с точки зрения культурологического подхода информационная культура во многом определяет мировоззренческие установки личности, формируя у нее ценностные ориентации применительно к информации как элементу культуры, предотвращая дегуманизацию и элиминацию духовных ценностей в ходе информатизации различных сфер жизни общества.
Принцип системности дает возможность реализовать целостное понимание понятия «информационная культура».
Принцип интегративности ориентирует на реализацию целостной стратегии и плана формирования информационной культуры личности, на органичное взаимодействие всех учебных дисциплин, которые в соответствии со своей спецификой призваны вносить свой вклад в формирование профессионального кругозора и компетенций специалиста.
Принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности должно строиться не с абстрактных позиций, с позиций пользователя, потребителя информации, а с опорой на те информационные задачи, которые ему необходимо решать в процессе своей деятельности, будь то обучение, работа или досуг.
Принцип технологичности позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, в которую входят конкретные методы и средства обучения, позволяющие достичь заданных целей образования и профессиональной подготовки.
Принцип непрерывности предусматривает использование возможностей всех звеньев системы образования для формирования информационной культуры личности. При этом в каждом из этих звеньев обучение компонентам информа-
ционной культуры должно быть обязательным и специально организованным [4, с. 59].
Содержательный блок. Рассматривая компоненты информационной культуры, следует подчеркнуть, что человеку современного общества необходимо уметь пользоваться информационными ресурсами и свободно ориентироваться в информационном пространстве. В связи с этим к основным компонентам, составляющим информационную культуру личности, по нашему мнению, необходимо отнести поисковые навыки, компьютерную и, если угодно, мультимедийную грамотность, знания и умения навигации в информационном пространстве.
Существенно важно учитывать, что понятие «информационная культура» (как и искомая модель формирования информационной культуры) представляет собой научную абстракцию, тесно связанную как с общефилософской концепцией культуры, так и с родственными абстракциями, отражающими и тем самым моделирующими конкретные аспекты культурной жизни.
Это в первую очередь коммуникативная культура, которая является частью базовой культуры личности, обеспечивающей готовность личности к общению и самоопределению, созданию согласованных отношений с окружающим миром и с собой.
Это интеллектуальная культура, отображающая содержательные моменты деятельности интеллекта, конечный продукт которых проявляется в особенностях личности, связанных с познавательной активностью и направленностью личности [10, с. 17].
Это также мировоззренческая, нравственная и информационно-правовая культура общества и личности.
Отражая одну из сторон целостной культуры общества и личности, информационная культура не может и не должна формиро-
ваться вне и помимо развития других аспектов и сторон культурной жизни. В своем содержании она призвана в той или иной мере отражать иные проекции культуры, прежде всего названные нами выше.
Методологический блок раскрывает как, какими средствами формируется информационная культура.
В настоящее время ведущим средством ее формирования у студентов является общеобязательная учебная дисциплина «Основы информационной культуры». В идеале именно программа этой дисциплины должна раскрывать методологию формирования информационной культуры и предлагать адекватные ей содержание, формы и методы обучения и самостоятельные учебные занятия студентов.
Не вдаваясь в детали отметим, что преподавание и изучение курса «Основы информационной культуры» призвано обеспечивать базовые знания обучающихся в области информационной культуры, то есть сформировать представление о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой составной частью научного мировоззрения, познакомить студентов с современными информационными технологиями.
Диагностически-результативный блок. Научный подход к проблеме формирования информационной культуры студентов вуза требует выявления качественных характеристик уровней ее становления. Под уровнем понимается соотношение определенных «высших» и «низших» ступеней развития структур объектов или процессов.
На основе результатов многочисленных работ в этой области и в соответствии с задачами нашего исследования нами определены следующие критерии информационной культуры студента:
• мотивационный, то есть наличие у студентов мотивации, интереса к изучению методов и технологий работы с информацией, понимание ими важности, личностной и социальной значимости информации и информационных технологий;
• когнитивный, включающий систему научных знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивает становление информационной культуры;
• деятельностный, предусматривающий подготовку к применению информационных технологий в учебной и профессиональной деятельности.
Определяя уровни сформирован-ности информационной культуры, мы опирались на указанные критерии. Каждый критерий мы рассматриваем через систему признаков. Если присутствует большинство признаков, то мы говорим о высоком уровне. Если имеется значительная часть - о среднем, если же эти признаки слабо выражены, то констатируем низкий уровень сформированности информационной культуры. Эти качественные оценки мы стремимся преобразовать в количественные и обеспечить реализацию контрольно-диагностических процедур в ходе учебного процесса, а также на экзаменах и зачетах, в том числе с использованием тестов.
Разработанная нами модель является целостной и системной, так как в результате взаимодействия ее компонентов возникает новое ин-тегративное качество - конкурентоспособность студентов. Целостность и системность проявляются также в ее гибкости, то есть в возможности реализовать ее элементы через акцентирование структурных компонентов в учебном процессе.
Таким образом, процесс формирования информационной культуры личности может стать эффективным, если разработана модель реализации педагогических условий с четко сформулированной
целью, установленной последовательностью действий, ведущих к достижению цели формирования информационной культуры личности студента, обеспечивающих эффективное, взвешенное с нравственно-этических позиций взаимодействие со средой и явля-
ющихся средством перевода информации в личный инструмент преобразовательной деятельности.
Результатом реализации модели является переход студентов современного вуза к качественно более высокому уровню сформированности информационной культуры. На наш
взгляд, новое качество информационной культуры заключается в наличии у студентов мотивации, интереса к изучению методов и технологий работы с информацией, способности к ее адекватному пониманию, а также в осмыслении личностной и социальной значимости информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атанов Г. А., Пустынникова И. Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. 504 с.
2. Атаян А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 2001. С. 3.
3. Волкова М. А. Развитие нравственной культуры студентов в образовательном процессе // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2010. №23 (199). URL: https://cyberteninka.m/artide/n/razvitie-nravstvennoy-kultury-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 02.06.2018).
4. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиос-фера. 2005. № 1. С. 55-62.
5. Горлова И. И. Свет культуры в мире информатизации // Проблемы культуры и информатизации. 1995. №1. С. 6 - 8.
6. Данильчук Е. В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. 16 с.
7. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.
8. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / под
ред. И. И. Горловой. Краснодар, 1996. С. 141.
9. Мещярековская А. Информационно правовая культура. URL: https://juristoff.com/blogs/pravo-na-informatsiyu/12958-informacionno-pravovaya-kultura-lichnosti (дата обращения: 15.07.2018).
10. Митрофанов Д. В. Особенности интеллектуальной культуры студентов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. Вып. 10.
11. Овчинникова К. Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию // Гражданское образование в современной школе: материалы науч. конфер. Челябинск: ЧелГУ, 1998. С. 99-107.
12. Сергеев А. А., Сергеева М. Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования. Тверь: ВА ВКО, 2009. 204 с.
13. Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание: избранные труды. М.: ИНИОН РАН, 2001. 288 с.
14. Суминова Т. Н. Информационная культура как фактор развития общества. URL: http://www.evarussia.ru/upload/doklad/tezis_10 22.doc. (дата обращения: 23.05.2018).
15. Урсул А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику // Вестник РОИВТ. 1993. № 1-3. С. 15.
16. Штанько В. И. Информация. Мышление. Целостность: монография. Харьков, 1992. 144 с.
LITERATURA
1. Atanov G. A., Pustynnikova I. N. Obuchenie i iskusstvennyj inteLLekt, ili Osnovy sovremennoj didaktiki vysshej shkoly. Doneck: Izd-vo DOU, 2002. 504 s.
2. Atayan A. M. Didakticheskie osnovy formirovaniya informacionnoj kul'tury lichnosti v usloviyah informatizacii obshchestva: dis. .. kand. ped. nauk: 13.00.01. Vladikavkaz, 2001. S. 3.
3. Volkova M. A. Razvitie nravstvennoj kul'tury studentov v obrazovatel'nom processe // Vestnik YuUrGU. Ser.: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2010. №23 (199). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nravstvennoy-kultury-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse (data obrashcheniya: 02.06.2018).
4. Gendina N. I. Koncepciya formirovaniya informacionnoj kul'tury lichnosti: opyt razrabotki i realizacii // Bibliosfera. 2005. № 1. S. 55-62.
5. Gorlova 1.1. Svet kul'tury v mire informatizacii // Problemy kul'tury i informatizacii. 1995. № 1. S. 6-8.
6. Danil'chuk E. V. Metodicheskaya sistema formirovaniya informacionnoj kul'tury budushchego pedagoga: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02. M.: MGOPU im. M. A. Sholohova, 2003. 16 s.
7. Dahin A. N. Pedagogicheskoe modelirovanie: sushchnost', ehffektivnost' i neopredelennost' // Pedagogika. 2003. № 4. S. 21-26.
8. Zinov'eva N. B. Informacionnaya kul'tura lichnosti: Vvedenie v kurs: ucheb. posobie dlya vuzov kul'tury i iskusstva / pod red. I. I. Gorlovoj. Krasnodar, 1996. S. 141.
9. Meshchyarekovskaya A. Informacionno pravovaya kul'tura. URL: https://juristoff.com/bLogs/pravo-na-informatsiyu/12958-informacionno-pravovaya-kultura-lichnosti (data obrashcheniya: 15.07.2018).
10. Mitrofanov D. V. Osobennosti intellektual'noj kul'tury studentov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2016. T. 21. Vyp. 10.
11. Ovchinnikova K. R. Informacionno-komp'yuternaya kul'tura v kontekste gotovnosti lichnosti k samoobrazovaniyu // Grazhdanskoe obrazovanie v sovremennoj shkole: materialy nauch. konf. Chelyabinsk: ChelGU, 1998. S. 99-107.
12. SergeevA. A, Sergeeva M. G. Model' specialista v usloviyah nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Tver': VA VKO, 2009. 204 s.
13. Skvorcov L. V. Informacionnaya kul'tura i cel'noe znanie: izbrannye trudy. M.: INION RAN, 2001. 288 s.
14. Suminova T. N. Informacionnaya kul'tura kak faktor razvitiya obshchestva. URL: http://www.evarussia.ru/upload/doklad/tezis_10 22.doc. (data obrashcheniya: 23.05.2018).
15. Ursul A. D. Informatizaciya obshchestva. Vvedenie v social'nuyu informatiku // Vestnik ROIVT. 1993. № 1-3. S. 15.
16. Shtan'ko V. I. Informaciya. Myshlenie. Celostnost': monografiya. Har'kov, 1992. 144 s.