УДК 378
М. И. Царева,
Таганрогский институт имени А. П. Чехова - филиал Ростовского-на-Дону государственного экономического университета
Формирование информационной компетентности при подготовке будущих педагогов
Таганрогский институт имени А.П. Чехова - филиал Ростовского-на-Дону государственного экономического университета
Внедрение современных информационных технологий определяет потребность в развитии высшей педагогической школы в качестве приоритетной системообразующей области российского образования.
Признание в современной педагогике компетентностного подхода как основополагающего принципа подготовки педагогов четко ориентирует и преподавателей вузов, и будущих учителей на освоение
интегративной профессионально-педагогической компетентности, которая требует нового понимания целей, ценностей, реализации инновационных подходов в разработке и использовании современных педагогических технологий, в том числе информационных и коммуникационных. Теоретическое осмысление процесса формирования информационной компетентности подтвердило мысль о том, что главная задача при ее освое-
нии студентами состоит в использовании совокупности разнообразных методов, обеспечении гибкости системы обучения, ее способности быстро реагировать, приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям.
Принятая нами позиция в понимании информационной компетентности нашла отражение в модели информационной компетентности бакалавров педагогического образования (рис. 1).
Как видно из представленной иллюстрации, разработанная нами модель позволяет рассматривать основные компоненты информационной компетентности личности, учитывать ее основные функции, учитывать уровни достигаемой информационной компетентности бакалавров, структурировать ее основное содержание.
В структуру целевого компонента информационной компетентности в процессе ее формирования при подготовке бакалавров в вузах входят:
• способность преподавателей определять информационные потребности, сложившиеся у обучающегося к началу процесса обучения в высшей школе и эволюционирующие по ходу этого процесса. При этом формирование информационной компетентности происходит с учетом условий предстоящей профессиональной деятельности бакалавра, а также ее специфи-
© Царева М. И., 2017
МАРГАРИТА ИГОРЕВНА ЦАРЕВА
старший преподаватель Таганрогского института имени А. П. Чехова -филиала Ростовского-на-Дону государственного экономического университета. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования. Автор 21 публикации
Информационная компетентность приобретается и развивается в процессе систематического образования и самообразования личности, определяя как ее реальные учебные возможности, так и возможности получения качественного современного образования. Формирование информационной компетентности осуществляется в процессе информационной деятельности, активно направляемой педагогами вуза, что позволяет выделить своеобразную систему формирования информационной компетентности будущего педагога. Ключевые слова: информационная компетентность, содержание информационной компетентности, формирование информационной компетентности.
Information competence is acquired and develops in the process of obtaining formal education and self-education of personality, defining it as real-world learning opportunities and opportunities for quality modern education. Formation of information competence is in the process of information activities, and actively directed by the teachers of the University, allowing you to select the kind of system of formation of information competence of a future teacher. Key words: information competence, information competence content, the formation of information competence.
ческой структуры и типичных
проблем;
• личностно значимые приоритеты обучаемого и его реальные учебные возможности. Реализация поставленных целей отражается в достигаемых результатах формирования информационной компетентности при продвижении личности по уровням ее освоения. Эти результаты рассматриваются критериально и оцениваются с точки зрения когнитивного, ценностно-смыслового, мотивационного и опера-ционно-деятельностного компонентов.
Когнитивный компонент информационной компетентности предусматривает изучение и формирование:
• понимания топологии информации и способов ее преобразования;
• понимания принципов функционирования;
• умения выявлять типы информационных угроз и выявлять способы защиты;
• осознанного освоения социально-правовых аспектов. Операционно-деятельностный
компонент включает:
• формирование навыков определения индикаторов поиска информации;
• усвоение способов преобразования информации;
• овладение приемами и способами ее эффективного использования;
• освоение опыта использования информации.
Ценностно-смысловой компонент подразумевает умение оценивать информацию с различных позиций, в том числе с точки зрения толерантности.
Мотивационный компонент включает в себя осознание целей и задач поиска информации. При этом обучаемым осознается и учитывается личностная и социальная значимость проделанной работы.
При конструировании модели нами учитывался опыт разработки компетентностных моделей в обла-
сти информационных технологий. В частности, мы опирались на модель, представленную исследователем Н. В. Бекузаровой [1]). В этой модели ее автор выделила следующие компоненты:
• ориентацию будущего педагога на современные педагогические технологии с максимальным использованием информационных ресурсов;
• базовые диагностические умения и навыки (владение методологией и технологией применения знаний)отбора и применения психолого-педагогического и диагностического инструментария для мониторинга и педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения обучающегося, профессиональной адаптации обучающихся;
• готовность и способность определять и использовать в своей образовательной деятельности технологические и информационные ресурсы в современной педагогике;
• готовность и умение самостоятельно разрабатывать культурно-просветительские программы, основанные на современных информационных технологиях для тех подгрупп населения, с которыми приходится работать (учащиеся и их родители, коллеги).
Функциональный компонент модели отражает устойчивые базовые связи компонентов, ориенти-
Ценностно-смысловой компонент
Результат
Функциональный компонент
Рис. 1. Модель информационной компетентности бакалавра
Критерии сформированности информационных компетенций
Информационные:
- знание методов;
- владение способами;
- умение планировать;
- умение делать выводы
Рефлексивно-результативный:
- включение
в информационную деятельность;
- наличие результатов самообучения
Технико-технологический:
- наличие ИКТ-знаний и умений;
- выбор программных и аппаратных средств
Рис. 2. Критерии сформированности информационных компетенций
руя совершенствование информационной компетентности будущего педагога в системе непрерывного образования.
Важное значение принадлежит критериям сформированности информационных компетенций (рис. 2) и уровням сформированности информафионной комптентно-сти в целом(рис. 3). Они уровни позволяют диагностировать продвижение обучающегося в освоении информационной компетентности, отражая как соотношение внешних стимулов и субъектной мотивации, так и устойчивость накопленного личного опыта обучающегося.
Диагностируемые уровни отражают степень соотношения регуляции и саморегуляции, внешнего и внутреннего(субъектного) стимулирования освоения информационных технологий.
В связи с моделированием многофакторных явлений педагогическую валидность обосновывают комплексно:концептуально, критериально и количественно. Исследователи предлагают при конструировании моделей использовать комплекс для соблюдения принципов полноты и ва-лидности [2].
Компоненты предлагаемой модели раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования информационной компетентности студентов(цель,задачи, содержание основных идей, организационных форм и методов) и отвечают за постоянное воспроизведение вза-
имодействия между элементами данного процесса.
Начальные умения закладываются в школе, и именно их развитие осуществляется в вузе. От того, насколько полно студент педагогического вуза овладел компонентами информационной компетенции, зависят темпы, сроки и уровень их углубления и расширения в соответствии с действующими в высшей школе стандартами освоения информационной культуры педагогами-предметниками.
Заметим, что в структуре информационной компетентности интегрированы не только знания и умения, но и подготовленность к различным видам работ с информацией при реализации профессиональной деятельности. При этом обучаемый должен овладевать опытом поиска необходимой информации, ее систематизации и структурирования для своей личной профессиональной деятельности, должен анализировать и оценивать качество получаемой информации с точки зрения стоящих перед ним жизненных
У Р О В Н И
Базовый
(ситуатив-ность
в проявлении информационной компетентности)
и учебных задач, аргументировать свою позицию.
Представляется, что необходимо так изменить содержание профессиональной подготовки,чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания, но и достаточный уровень информационной компетентности, а следовательно, и информационной культуры [4].
Обеспечение непрерывности образования при переходе из школы в вуз имеет особое значение с точки зрения создания условий для формирования компетенций обучающихся в конкретных областях знания.
Система непрерывного образования закладывает предпосылки для конструирования единого образовательного пространства «школа - педагогический вуз», которое способствует интегрированию содержательных аспектов обучения в условиях пересмотра и обновления стандартов среднего и высшего профессионального образования, обеспечивает повышение его качества, создание новых учебно-методических комплексов, использование новых информационных технологий.
Показателями информационной компетентности являются критерии ее сформированности на уровнях поиска информации и синтеза нового знания.
С учетом разработок в области информационных технологий для оценивания результатов их освоения обучаемыми необходим, как
Продвинутый
(устойчивое проявление самоорганизации в работе с информацией)
Творческий
(стабильные проявления информационной
компетентности)
Рис. 3. Уровни сформированности информационной компетентности
отмечалось нами, уровневый подход. И по линии поиска, и по линии обработки информации обучаемым можно выделить охарактеризованные уровни сформированности информационной компетентности студентов.
Задачей является формирование достаточно высокого уровня информационной компетентности обучающихся, которая будет в полной мере отвечать их информационным потребностям.
Мы видим, что информационная компетентность позволяет студентам определить свои информационные потребности, выбрать наиболее адекватные информационные технологии для их удовлетворения и применения в своей деятельности, освоить эти технологии, а затем использовать их возможности для повышения эффективности профессиональной деятельности.
Способность личности в процессе непрерывного обучения постоянно совершенствовать индивидуальные навыки в сфере использования информационного пространства, а следовательно, и развития индивидуальной информационной компетентности зависит от ряда факторов,таких как индивидуальные способности к обучению, личностная мотива-
Информационная компетентность - это круто!
ция, а также образовательная среда, в которой осуществляется учебный процесс.
В рамках учебного процесса и за его пределами весомое значение имеет самостоятельная работа обучающихся. Как правило, она направлена на закрепление навыков работы с информацией в ходе межсубъектной и человеко-машинной коммуникации и ориентирует студентов на условия, максималь-
но приближенные к реальным условиям будущей профессиональной деятельности, когда будущему специалисту необходимо будет решать информационно-коммуникативные задачи самостоятельно и в кратчайшие сроки. Формирование информационной компетентности осуществляется в процессе информационной деятельности,которая является своего рода становым хребтом профессии педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бекузарова Н. В. Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата // Palomar College Library: http://www.palomar.edu/library/infocomp/ic.html.
2. Сергеева Ю.В., Семенов А. Л. Развитие технологий образования в условиях глобализации и информатизации общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18728.
3. Царева М. И. Информационная компетентность как компонент профессиональной компетентности будущего учителя истории // Новая наука: от идеи к результату: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Стерлитамак, 29.08.2015 г). РИО АМИ, Стерлитамак, 2015. C. 22-26.
4. Царева М. И. Генезис и структура категории «информационная компетентность» // Новая наука: от идеи к результату: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Стерлитамак, 29.08.2015 г). РИО АМИ, Стерлитамак, 2015. C. 22-26.
LITERATURA
1. Bekuzarova N. V. Model' informacionnoj kompetentnosti vypusknika pedagogicheskogo bakalavriata // Palomar College Library: http://www.palomar.edu/library/infocomp/ic.html.
2. Sergeeva YU.V., SemenovA. L. Razvitie tekhnologij obrazovaniya v usloviyah globalizacii i informatizacii obshchestva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 3. http://www.science-education.ru/ru/article/view7idH8728.
3. Caryova M. I. Informacionnaya kompetentnost' kak komponent professional'noj kompetentnosti budushchego uchitelya istorii // Nauchnye prob Caryova, M. I. Genezis i struktura kategorii «informacionnaya kompetentnost'» // Novaya nauka: ot idei k rezul'tatu: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Sterlitamak, 29.08.2015 g). RIO AMI, Sterlitamak, 2015. C. 22-26.
4. Caryova M. I. Genezis i struktura kategorii «informacionnaya kompetentnost'» // Novaya nauka: ot idei k rezul'tatu: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Sterlitamak, 29.08.2015 g). RIO AMI, Sterlitamak, 2015. C. 22-26.