УДК 37.013.46
У.Ю. Набокова,
Нижневартовский государственный университет
Повышение уровня информационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе
Нижневартовский государственный университет
В своем исследовании мы опирались на принципы образовательной политики в России, установленные в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепции модернизации российского образования и в федеральных государственных образовательных стандартах, где сформулированы требования к содержанию образовательных программ.
© Набокова У.Ю., 2014
На этой основе мы пришли к выводу, что для решения проблемы обеспечения необходимого и достаточного уровня информационной компетентности выпускников вузов следует применять ком-петентностный подход. Эта тема и стала предметом нашего исследования. В процессе ее изучения был проведен научно-теоретический анализ понятия «информационная компетентность», который представлен в таблице.
Обобщая основные подходы к понятию «информационная компетентность», можно сделать вы-
вод о том, что большинство исследователей рассматривают ее как наличие знаний, умений и навыков, необходимых для работы с информацией.
Хотя развитие информационной компетентности у студентов с точки зрения теории должно осуществляться на всех этапах обучения, однако ее формирование происходит только на первых его этапах. Таким образом, практика и теория вступают в противоречие между собой:
- между заказом общества и экономики на высококвалифици-
УЛЬЯНА ЮРЬЕВНА НАБОКОВА
аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного университета. Сфера научных интересов: общая педагогика, компетентностный подход, моделирование в педагогическом процессе, формирование информационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе. Автор более 15 публикаций
Рассматривается повышение уровня информационной компетентности студентов вузов в процессе получения образования. Освещаются модель и технология формирования информационной компетентности.
Ключевые слова: компетентность, информационная компетентность, компетентностный подход, педагогическая модель, педагогические условия.
The article is dedicated to enhancing the level of information competence of university students in the process of education. We consider a model of formation of information technology and competence.
Key words: competence, information competence, competence approach, pedagogical model, pedagogical conditions.
Таблица
Научно-теоретический анализ понятия «информационная компетентность»
Автор концепции Определение понятия «информационная компетентность»
О. Г. Смолянинова рассматривает информационную компетентность как «универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание» [5]
О.И. Кочурова под информационной компетентностью понимает систему знаний и умений, обеспечивающих необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминируемой информации [2]
А. В. Хуторской включает в информационную компетентность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов и информационных технологий. Эта компетентность обеспечивает навыки работы обучающегося с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [6]
С.Д. Каракозов считает, что информационная компетентность определяется «возможностью гражданина информационного общества обеспечить себе свободный доступ к информации, не являющейся тайной, а также его способностью опубликовать и разглашать собственную информацию в нецензурированном виде; обеспечить себе право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии работы с информацией; реализовать доступные в обществе возможности относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения всей доступной ему информации, включая и его собственную информацию» [3]
Под информационной компетентностью понимают также способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать информацию при планировании и реализации деятельности, структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях [6]
рованных специалистов с высоким уровнем информационной компетентности и недостаточным уровнем ее развития у выпускников вузов;
- между потребностью применения на практике научно-мето-
дической базы формирования информационной компетентности и отсутствием достаточного уровня ее разработки, внедрения в педагогике.
Из этих противоречий следует, что существует проблема иссле-
дования, состоящая в теоретическом и практическом обосновании научного материала, направленного на формирование информационной компетентности у студентов вузов.
Ключевыми решениями при этом, на наш взгляд, могут являться создание структурно-функциональной модели и выявление целесообразных педагогических технологий формирования информационной компетентности студентов. Подтвердить или опровергнуть это предположение нам поможет педагогический эксперимент.
В настоящее время на базе Нижневартовского государственного университета апробируется модель формирования информационной компетентности у студентов вуза (рис. 1). Внедрение этой модели осуществляется с 2009 года в экспериментальных группах 1-4-х курсов.
Педагогические условия для максимальной эффективности применения этой модели создавались в четком соответствии с компетентностным подходом с использованием современных и классических технологий.
Основной целью внедрения модели в образовательный процесс вуза является выявление факторов, эффективно влияющих на формирование информационной компетентности студентов в процессе их обучения. Подтверждение эффективности модели осуществлялось на основе анализа констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Первым шагом стало проведение констатирующего этапа эксперимента, результаты которого позволили сделать вывод о реальном уровне сформированности информационной компетентности и разработать основные подходы к его повышению. Для определения уровня сформированности информационной компетентности были использованы следую-
Общественный заказ: студент - специалист, владеющий высоким уровнем информационной компетентности
Цель: формирование информационной компетентности студента
Педагогические условия
Внедрение информационных технологий в учебный процесс на всех этапах обучения Усиление учебно-позно-вательной деятельности посредством создания адекватной информационной среды Диагностика и самодиагностика способностей студентов к информационной деятельности с применением информационных технологий, направленных на становление рефлексии
ЗАДАЧИ Когнитивный блок Деятельностный блок Ценностно-смысловой и мотивационный блок
1. Систематизация знаний в области информационных технологий 1. Формирование и развитие умений в области информационных технологий. 2. Применение знаний и умений в области информационных технологий в профессиональной деятельности 1. Владение студентами информационной компетентностью. 2. Диагностика уровня сформированности информационной компетентности
V V >г
СЕ И Внедрение информа- Организация информа- Организация диагности-
Ц А ционных технологий в ционной деятельности ки и самодиагностика
З Т учебный процесс студентов посредством способностей к информа-
I А информационной предмет- ционной деятельности
О. О ной среды
II 1
О С ш Лекции, практикумы, Использование средств и Использование тестов,
лабораторные работы с методов информационных практических испытаний
О п использованием инфор- технологий в области информацион-
П мационных технологий ных технологий
II 1
Показатели: наличие Показатели: применение Показатели: наличие
теоретических и практи- умений в области информа- мотива к деятельности с
КА ческих знаний ционных технологий информационными тех-
ш нологиями, постановка
Ц О целей и их осуществление с помощью информа-ционныхтехнологий
I I и
£г Теоретические и практи- Владение способностями в Осознание роли ин-
р -0 ческие знания в области области информационных формационной компе-
£ З ш 0- информационных техно- технологий тентности в будущей
логий профессии
Критерий уровня информационной компетентности
I
Сформированная информационная компетентность Рис. 1. Модель формирования информационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе
щие базовые критерии: когнитивный, деятельностный, ценностно-смысловой и мотивационный. В соответствии с темой нашего исследования были определены основные критерии, а также их содержание:
- ценностно-смысловой и мо-тивационный критерий - это осознание дальнейшей повсеместной необходимости применения информационной компетентности в практической деятельности, а также заинтересованность в по-
вышении уровня знаний в области информационных технологий и потребности применения этих знаний, умений и навыков в учебной и профессиональной деятельности;
- когнитивный критерий - обладание теоретическими и практическими знаниями в области информационных технологий;
- деятельностный критерий -умение применять знания в области информационных технологий в учебной и практической деятельности.
На основании выделенных критериев были определены следующие уровни сформированности информационной компетентности студентов: 1-й уровень - неудовлетворительный, 2-й - удовлетворительный, 3-й - хороший, 4-й -отличный.
Первоначальное исследование уровней сформированности информационной компетентности студентов в экспериментальной группе показало, что три четверти участников эксперимента обладают удовлетворительным и хорошим уровнями информационной компетентности. Неудовлетворительный уровень в ходе анализа первичных данных зафиксирован не был. И только одна четвертая часть студентов вышла на отличный уровень. Данное распределение показано на рис. 1, из которого следует необходимость внедрения структурно-функциональной модели и использования целесообразных педагогических технологий формирования информационной компетентности студентов. Распределение уровней сформи-рованности информационной компетентности в пропорциональном и количественном соотношении представлено на рис. 2.
Статистические характеристики, полученные первоначально, стали основой для начала эксперимента по формированию и повышению уровня информационной компетентности на базе ее модели.
Процесс формирования и повышения информационной компетентности студентов максимально эффективен при неразрывной связи теоретического материала и целесообразных педагогических технологий.
На заключительном этапе эксперимента были использованы те же методы диагностики, что и на констатирующем. Итоговый срез по изучению уровней сфор-мированности информационной компетентности был сделан после внедрения в учебный процесс всех компонентов разработанной нами модели. Для определения уровня сформированности информационной компетентности на заключительном этапе эксперимента мы опирались на критерии, выделенные ранее: когнитивный, деятельностный, ценностно-смысловой и мотивационный.
По завершении исследования были выявлены положительные изменения. Три четверти студентов, участвовавших в исследовании, отметили положительную динамику при решении образовательных задач с использованием информационных технологий. В ходе эксперимента были выявлены положительные изменения в когнитивном, деятельностном, ценностно-смысловом и мотивационном критериях. На заключительном этапе эксперимента уровень удовлетворительной информационной компетентности увеличился в 3,8 раза. При анализе результатов эксперимента произошли также изменения количественных и качественных показателей.
Так как основной целью ком-петентностного подхода является подготовка будущего специалиста к решению профессиональных задач, то при анализе на заключительной части эксперимента особое внимание уделялось практическим умениям и навыкам в области использования информационных технологий.
Экспериментальные данные помогли сделать вывод о поло-
жительной динамике повышения уровня информационной компетентности, так как изменения затронули все ее составляющие. Изменение каждого компонента позволяет повысить уровень информационной компетентности студентов в целом.
Итоги эксперимента показали, что на контрольном этапе на отличный уровень вышла одна вторая часть участников эксперимента, а другая часть студентов, составившая примерно половину испытуемых, на удовлетворительный и хороший уровни. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень информационной компетентности студентов на завершающем этапе эксперимента стал выше, чем он был на констатирующем. Это говорит о том, что применение разработанной модели на практике позволяет углубить знания, развить умения и навыки в области использования информационных технологий, а также повысить уровень информационной компетентности студентов в процессе их обучения в вузе.
Литература
1. Иванова Е.О. Компетентност-ный подход в соотношении со зна-ниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал «Эйдос». Режим доступа: И11р://е1^8. ги/рита!/2007/0930-23.И1т.
■ Отличный
■ Хороший
■ Удовлетворительный
Рис. 2. Распределение уровней сформированности информационной компетентности в пропорциональном и количественном соотношении
2. Кочурова О.И. Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1996. 20 с.
3. Каракозов С.Д. Введение в компьютерные сети: педагогические ресурсы компьютерных сетей. Барнаул: БГПУ, 1996.
4. Патрушева И.В. Формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе: автореф. 2010.
5. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиатехнологий: дис. .д-ра пед. наук. СПб., 2002. 504 с.
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.