Nabokova Uliana Jurievna, Nizhnevartovsk State University, postgraduate student, Faculty of Education and Psychology E-mail: [email protected]
Analysis of the results of ascertaining experiment, the implementation of formation of information competence of students in the vocational education
Abstract: This article analyzes the results of ascertaining experiment, the implementation of formation of information competence of students in the vocational education. Given conclusion on the results of ascertaining experiment.
Keywords: competence, information competence, pedagogical model, pedagogical conditions, the levels of formation of information competence.
Набокова Ульяна Юрьевна, Нижневартовский государственный университет, аспирант, факультет педагогики и психологии E-mail: [email protected]
Анализ результатов констатирующего эксперимента, при осуществлении формирования информационной компетентности у студентов в процессе профессионального образования
Аннотация: Статья посвящена анализу результатов констатирующего эксперимента, при осуществлении формирования информационной компетентности у студентов в процессе профессионального образования. Дается вывод о результатах констатирующего эксперимента.
Ключевые слова: компетентность, информационная компетентность, педагогическая модель, педагогические условия, уровни сформированности информационной компетентности.
Основной целью экспериментальной работы является проверка эффективности воздействия созданных нами педагогических условий на формирование информационной компетентности у студентов. Организация педагогического эксперимента осуществлялась на принципах логичности, систематичности и научной базы. В рамках проведения педагогического эксперимента необходимо зафиксировать изменения в уровни сформированности информационной компетентности у исследованной группы студентов, и выявить связь между
изменениями и теоретической основой эксперимента. На первом этапе эксперимента был проведен констатирующий эксперимент, позволивший сделать вывод об уровни информационной компетентности и определить пути решения данной проблемы, анализ результатов констатирующего эксперимента детально представлен в данной работе. В нашем исследовании мы рассмотрим трехуровневую шкалу: низкий, средний и высокий уровень информационной компетентности. Далее основываясь на вышеизложенных критериях, мы сформулировали уровни информационной компетентности.
Степень значимости ценностно-смыслового критерия при формировании информационной компетентности, определяется, прежде всего, тем, что подготовка будущего компетентного специалиста сложно-системный процесс. Для осуществления деятельности в области информационных технологий, студент, прежде всего должен быть уверен в безоговорочной необходимости сформиро-ванности информационной компетентности. На первом этапе изучения сфор-мированности ценностно-смыслового компонента был использован опросник «Изучение степени ценности применении информационных технологий». Целью данной методики было выявить, насколько студенты мотивированы на осуществление образовательных задач с помощью информационных технологий. В результате большинство опрошенных осознают необходимость владения навыками в области информационных технологий. Из 15 представленных приоритетных умений в области информационных технологий 90,9 % опрошенных назвали применение информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство студентов высоко оценивают ценность работы с информационными технологиями. Результаты проведенного эксперимента показали недостаточный уровень сформированности ценностно-смыслового компонента.
Таблица 1. - Распределение студентов по уровням сформированности ценностно-смыслового компонента информационной компетентности в констатирующем эксперименте
Уровни ценностно-смыслового компонента Респонденты
% Чел.
Высокий 25,3 16
Средний 37,4 23
Низкий 37,3 24
Сформированность когнитивного компонента информационной компетентности, было основано на основе теории приведенной в первой главе и опиралось на понимания базового понятия «компетентный специалист». Участникам эксперимента было предложено ответить на вопрос на вопрос
«Компетентный специалист — это прежде всего специалист...». Анализ полученных данных позволил понять, что 31,2 % опрошенных подменяют понятие «компетентность» понятием «этика», в расширенном ответе «компетентный специалист — это специалист этически правильно относящийся к своим профессиональным обязанностям, в строгом соответствии с теми или иными профессиональными нормами». 32,3 % компетентным считают специалиста, который выполняет свою деятельность в соответствии с нормативными документами, четко регламентирующими их работу. 22,7 % не смогли ответить на поставленный вопрос. И лишь 13,8 % оказались максимально близки к данному понятию и связали его с понятием «профессионал». Основными качествами компетентности специалиста студенты отметили: знания, умения и навыки, а также наличие образования, самоконтроля и достаточный уровень качества выполняемой работы. При описании же компетентного специалиста большинство опрошенных, обязательным образом отметили желание выполнять деятельность, соответствующую специализации. Изучения когнитивного компонента информационной компетентности, осуществлялось путем анализа анкетных данных. Участники анкетирования отвечали на вопросы, касающиеся их знаний в области информационных технологий. Данный этап исследования позволил определить дальнейшее направление работы по направлению формирования информационной компетентности и об уровни знаний в области информационных технологий. Оценить сформированность предложенных в анкете знаний по 5-балльной шкале (от нуля до пяти). При этом 0 баллов — означает отсутствие данных знаний, от 1 до 2 баллов — недостаточная сформированность, от 3 до 4 баллов — сформированность на достаточном уровне, 4-5 баллов — наличие знаний. Результаты теста позволили сделать вывод об уровне знаний, 36,1 % студентов оценивают свои знания удовлетворительными; как недостаточные знания оценили 35,3 %, 15 % респондентов отметили не сформированность когнитивного компонента информационной компетентности. 13,6 % считают, что знания данного компонента находятся на высоком уровне. Самооценка когнитивного компонента информационной компетентности показала, что большинство опрошенных студентов осознают, что не обладают теоретическими знаниями: в области понимания понятия «информация», «информационные процессы», «информационная компетентность»; методов формирования информационной компетентности; сохранение и укрепления собственных знаний; современное состояние информационных технологий, способствующих повышению уровня информационной компетентности; специфика работы с информационными технологиями. Характеристика уровней сформированности когнитивного компонента информационной компетентности представлена в таблице 2.
Таблица 2. - Распределение студентов по уровням сформированности когнитивного компонента информационной компетентности в констатирующем эксперименте
Уровни когнитивного компонента Респонденты
% Чел.
Высокий 16 11
Средний 22,5 15
Низкий 61,5 37
Для установления уровня сформированности деятельностного компонента информационной компетентности, повторно применялся метод анкетирования, который прежде всего был направлен на определение наличия умений и навыков в области информационных технологий, такие как: определение факторов отрицательно влияющие на формирование информационной компетентности; умение организовать личную и общественную деятельность с информационными; применять нормативно — правовые акты при работе с информационными технологиями; применять самостоятельно методы формирования информационной компетентности; самодиагностировать собственный уровень знаний; самосовершенствоваться в применение информационных технологий при осуществлении профессиональной деятельности. Полученные данные, говорят о том, что 32,2 % (20 человек) студентов оценивают свои умения и навыки, как удовлетворительными; недостаточными умения и навыки в области информационных технологий считают 18,1 % (11 человек); еще 35,7 % (22 человека) оценили свои навыки и умения на достаточном уровне; и наконец, 14 % (13 человек) оценили уровень своих умений и навыков на высоком уровне. Оценивая уровень профессиональной подготовки специалиста с позиции компетентностного подхода, прежде всего, анализируют способности справляться с профессиональными задачами, поэтому нами был принят принцип проблемного обучения в деятельности с использованием информационных технологий. Результаты показали, что 13 % (8 человек) справились с поставленной задачей на должном уровне (т. е. логически выстроили цепочку действий и справились с объяснением с позиции информационной компетентности). 14 человек (22,3 %) справились с задачей не в полной мере, большинство опрошенных 41 человек (64,7 %) не смогли найти решение поставленной задачи (либо воспользовались неэффективным способом решения). Характеристика уровней сформированности деятельностного компонента информационной компетентности представлена в таблице 3.
Выявление последнего мотивационного критерия информационной компетентности, обусловлено тем, что при осуществлении работы с информационными
технологиями немаловажным является индивидуальное отношение студентов. Для определения уровня мотивационного критерия, нами был использован вопросник, студентам были заданы следующие вопросы: «Хотите ли Вы чувствовать себя уверенно при работе с информационными технологиями? Понимаете ли Вы необходимость высокого уровня информационной компетентности? Должен ли профессионал, на ваш взгляд обладать информационной компетентностью? Зачем Вам умение работать с информационными технологиями».
Таблица 3. - Распределение студентов по уровням сформированности деятельностного компонента информационной компетентности в констатирующем эксперименте
Уровни деятельностного компонента Респонденты
% Чел.
Высокий 13 8
Средний 22,3 14
Низкий 64,7 41
Анализ результатов показал, что большая часть студентов мотивированны на достижение высокого уровня информационной компетентности, однако мало кто готов утверждать, что личный уровень компетентности у них находится на должном уровне. Кроме того, для выявления показателей мотивационного критерия студентам было предложено ранжирование наличия личной мотивации по 5-балльной шкале (от нуля до пяти). При этом 0 баллов — означает отсутствие мотивации, от 1 до 2 баллов — недостаточная мотивация, от 3 до 4 баллов — мотивация на достаточном уровне, 4-5 баллов — наличие мотивации. Подавляющие число студентов оценили свой уровень мотивации к повышению информационной компетентности, на достаточно высоком уровне (41,2 %), и высоком уровне (37,1 %). Характеристика уровней сформированности мотивационного компонента представлены в таблице 4.
Таблица 4. - Распределение студентов по уровням сформированности мотивационного компонента информационной компетентности в констатирующем эксперименте
Уровни мотивационного компонента Респонденты
% Чел.
Высокий 37,1 23
Средний 41,2 26
Низкий 21,7 14
Понятие информационная компетентность, в данном исследование рассматривалось нами с позиции системного подхода, следовательно, результаты изучения
сформированности отдельных компонентов в частности, позволили сделать вывод об уровне сформированности информационной компетентности в целом.
Таблица 5. - Распределение студентов по уровням сформированности информационной компетентности в констатирующем эксперименте
Уровни информационной компетентности Респонденты
% Чел.
Высокий 22,85 14
Средний 30,85 20
Низкий 46,30 29
Проведенное нами исследование показало, что студенты, которые участвовали в констатирующем этапе эксперимента, обладают различными уровнями информационной компетентности. Большинство обладают низким и средним уровнями информационной компетентности, что говорит, прежде всего, о том, что студенты не обладают в должно мере знаниями, умениями и навыками в области информационных технологий. И только небольшая часть студентов продемонстрировала наличие высокого уровня информационной компетентности, что указывает на необходимость применения разработанной модели ориентированной на формирование информационной компетентности.
Pazyura Natalya Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, doctoral candidate of the Institute of Pedagogical Studies and Adults Education of the NAPS of Ukraine (Kyiv) E-mail: [email protected]
General survey of the development in qualification systems in the Asia-Pacific region
Abstract: the article gives the general overview of the trends in National qualification systems in the world. Particular attention has been paid to the Asia-Pacific region where qualifications systems and frameworks were used to guarantee lifelong learning, as being of great importance for human resource management.
Key words: national qualification system, non-formal education, human resources, workplace.
The interaction of globalization, technological development and changes in the organization of work have resulted in the demand of higher and different skills. Today’s