УДК 378 ФЕДОРОВА M.A.
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И. С, Тургенева E-mail:[email protected]
UDC 378 FEDOROVA M.A.
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Professor at the Chair of Pedagogics and Vocational Education, Orel State University E-mail:09011975m @gmail.com
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF EDUCATIONAL INDEPENDENT ACTIVITY
IN THE DIDACTIC TRAINING PROCESS
R статье актуализирована проблема рассмотрения учебной самостоятельной деятельности в процессе дидактической подготовки. Представлен комплекс педагогических условий ее формирования в контексте лич-ностно ориентированного, личностноразвивающего, рефлексивного и компетентностного подходов к образованию.
Ключевые слова: дидактическая подготовка в вузе, учебная самостоятельная деятельность, рефлексия, педагогические условия, самостоятельно-деятельностная компетентность.
The paper actualizes the problem of considering the educational independent activity in the didactic training process. It presents a set of pedagogical conditions for its formation in the context of a person-oriented, personally developing, reflective and competence approaches to education.
Keywords: didactic training in the university, educational independent activities, reflection, pedagogical conditions, self-activity competence.
В целях «развития человеческого потенциала», выделенного как одно из направлений «долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», предусматривается «обеспечение возможности получения качественного
образования, ..... ориентированного на формирование
творческой социально ответственной личности» [1]. Для достижения намеченных результатов перед современным профессиональным образованием стоит задача подготовить «гибких» специалистов, хорошо ориентирующихся в информационной среде, обладающих творческой активностью в процессе принятия решений и широкой профессиональной ориентацией. Одним из условий, обеспечивающих решение выделенной задачи, является совершенствование учебной самостоятельной деятельности (УСД), профессиональное саморазвитие студента в ней. Усиление роли УСД студентов обусловливает необходимость пересмотра способов ее организации и формирования в учебном процессе вуза, который должен бать направлен на развитие умений
учиться, формирование способности к саморазвитию, самообразованию, творческому применению полученных знаний в процессе самореализации, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В качестве условий, оптимизирующих процесс организации УСД и, следовательно, позволяющих решить обозначенную проблему, можно выделить следующие группы: организационно-педагогические и психолого-педагогические.
В качестве организяционно-иедатогических условий формирования УСД в профессиональном личностно развивающем образовании нами определены:
- построение внутривузовской системы обучения преподавателей механизмам организации и формирования УСД студентов. С этой целью, на наш взгляд, можно проводить специальные семинары для преподавателей, в рамках которых целесообразно раскрыть новое понимание и сущность УСД в личностно развивающем профессиональном образовании.
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Федорова M. A. © Fedorova M.A
модель и технология ее формирования у студентов, а также приемы создания дидактической среды для их реализации. Данные семинары могут быть организованы в рамках программы повышения квалификации или переподготовки преподавателей вуза.
- создание дидактического обеспечения для организации и формирования УСД в личности» развивающем профессиональном образовании. Содержательным наполнением такого дидактического обеспечения будут выступать: дидактические ресурсы, используемые для организации УСД в процессе обучения, технология ее формирования, а также интегрирующую их организационно-дидактическую реальность. В качестве последней может быть рассмотрено образовательное пространство, представляющее собой совокупность сред: информационной образовательной, субъектной, ресурсной, технологической, рефлексивной, процессуальной и продукгной [3].
- оптимальное обеспечение доступа студентов к образовательным ресурсам, необходимым для формирования УСД. Действительно. УСД студентов в современном вузе занимает более 50% всего учебного времени. Поэтому эффективность ее организации и продуктивность осуществления зависят от полноты использования образовательных ресурсов. Чем разнообразнее и шире представлены образовательные ресурсы, тем лучше будет усвоено содержание образования и, следовательно, качественнее выполнена самостоятельная работа.
- оказание управленческого содействия студенту в сохранении эмоционально положительного настроя в отношении формирования УСД и становления самостоятельно-деятельностной компетентности в процессе его профессионального образования. УСД представляет собой сложный интегративный процесс взаимодействия двух плоскостей - внешней (дидактической) и внутренней (рефлексивной) [2]. Поэтому ее формирование, особенно в рефлексивной плоскости, требует оказания студентам педагогической поддержки, в результате которой сохраняется положительный эмоциональный и волевой настрой на осуществление самостоятельной деятельности в учебном процессе, а также оказывается помощь в управлении ею, обеспечивая переход управления в самоуправление и становление самостоятельно-деятельностной компетентности как результата - продукта формирования и осуществления УСД в личностно ориентированном профессиональном образовании.
- включение студентов в исследовательскую деятельность вуза, обеспечивающую их самопроявление и самореализацию. Создание условий для самопроявления и личностной самореализации студентов является необходимым процессе становление самостоятельно-деятельностной компетентности как результата-продукта УСД в личностно ориентированном профессиональном образовании. На наш взгляд, благоприятную основу для этого создает исследовательская деятельность. Различные ее виды
используются в процессе обучения в вузе, например, создание исследовательских проектов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. Следовательно, целесообразно активное включение студентов в различные виды исследовательской деятельности как на уровне института, так и на уровне вуза в целом, например, в работу научных студенческих обществ, студенческих конференций и т.п.
В качестве психолого-педагогических условий, способствующих формированию УСД студентов, мы выделяем следующие:
- сформированность рефлексии как осознанного и продуктивного механизма осуществления УСД в процессе профессионального образования. Нами было установлено, что рефлексия представляет собой философско-психологическую основу УСД [4]. Рефлексия как механизм самопознания, самооценки, самоорганизации позволяет овладеть новым, «деятельностным» содержанием образования, приводящим к образованию личностных приращений - компетентностей. Поэтому, в процессе личностно ориентированного профессионального образования сформированность способности к рефлексии будет выступать важным условием, позволяющим раскрыть внутренний потенциал личности, необходимый для формирования УСД и становления самостоятельно-деятельностной компетентности.
- диалогическое взаимодействие студента с рефлексивной и дидактической плоскостью УСД. В качестве философско-психологической основы УСД выступает рефлексия. Если быть более точным, то личностная, межличностная и познавательная рефлексии находят свое проявление в процессе осуществления УСД. Поэтому, для «формирования последней необходимо организовать рефлексивное взаимодействие. Взаимодействие, в основе которого лежит личностная рефлексия, представляет диалог с самим собой, со своим внутренним миром, субъектным опытом (т.е. с рефлексивной плоскостью), позволяющий произвести самопознание, самооценку и сформировать представление о себе, своих возможностях в выполнении того или иного учебного задания или деятельности в целом. Взаимодействие, базирующееся на межличностной рефлексии, представляет диалог с самим собой, но как бы «со стороны», с позиций субъектов дидактической плоскости (т.е. преподавателя или других студентов), и дает представление о том, как оценивают, что думают о данном субъекте другие, определяя, тем самым, межличностное рефлексивное познание. Взаимодействие, построенное на основе познавательной рефлексии, направлено на осмысление усваиваемого в процессе выполнения учебного задания (решения учебной задачи) содержания образования и на организацию действий, преобразующих его элементы. Учебное задание, выступая формой воплощения содержания образования, одновременно является средством организации дидактической (т.е. внешней) плоскости УСД в учебном процессе. А действия с учебным заданием в процессе осуществления УСД,
направленные на преобразование его элементов и получение результата, выполняются как в дидактической (т.е. внешней), так и в рефлексивной (т.е. внутренней) плоскостях. Следовательно, процесс формирования УСД во многом зависит от построения студентом диалога с рефлексивной и дидактической плоскостями УСД». [3, с. 152]
- свободный выбор вариативных путей осуществления УСД в вузе. Необходимость формулирования данного педагогического условия обусловлена двумя факторами. Во-первых, повышение продуктивности УСД студентов во многом определяется ее дифференциацией. Во-вторых, исходя из сказанного, процесс формирования УСД студентов должен строиться с учетом принципа вариативности и интегративности содержания образования, методов и форм организации обучения. Действительно, для обеспечения возможности профессионального становления в личностно ориентированном образовании в вузе должны быть созданы условия, предоставляющие каждому студенту возможность выбора методов, форм, средств, временных рамок и т.п. для осуществления УСД. Осознание наличия свободного выбора учебного задания и способа его выполнения снимает у студента психологический барьер «сомнения» в своих силах, познавательных возможностях, обеспечивая, тем самым, продуктивность осуществляемой УСД.
- индивидуализация УСД. Реализация личностно ориентированной парадигмы в высшей школе определила необходимость подготовки профессионально компетентной личности будущего специалиста. Личность всегда индивидуальна, следовательно и путь ее формирования должен иметь потенциал для проявления индивидуальности. Поэтому индивидуальный характер протекания УСД в рефлексивной (внутренней) плоскости затем во внешней (дидактической) плоскости находит свое выражение в индивидуальном стиле осуществления УСД.
Эффективность выявленных педагогических условий была подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной в Орловском государственном университете.
Результаты констатирующего эксперимента представлены на рис. 1.
■ ЭЕСПГр. 'игр г;:
Числовые и графические данные свидетельствуют о том,, что большинство студентов как в экспериментальной, так и в контрольной группах (около 40%) находятся на достаточном уровне, то есть у них сформирована частично-поисковая УСД, а самостоятельно-деятельностная компетентность находится на стадии ситуативного функционирования.
Однако, полученный результат, на наш взгляд не является удовлетворительным. Мы это обусловливаем тем, что, во-первых, количество студентов с таким уровнем меньше половины от группы; во-вторых, самостоятельно-деятельностная компетентность, находящаяся на стадии ситуативного функционирования - это еще не окончательно сформированная, не «утвердившаяся» компетентность, а всего лишь «благоприятная почва» для ее дальнейшего упрочивания; в-третьих, как показывают диагностические данные, в обеих группах существуют студенты (около 10% в каждой), относящиеся как к высокому, так и к низкому уровню сформированности УСД и самостоятельно-деятельностной компетентности. А это свидетельствует о том, что в одном случае, есть необходимость совершенствования сформированного качества, а в другом случае - потребность в его становлении и дальнейшем развитии. Полученные результаты подтверждают необходимость создания специальных условий для формирования УСД и самостоятельно-деятельностной компетентности, как ее результата-продукта.
Разработанный комплекс педагогических условий, рассмотренных выше, был внедрен в учебный процесс на формирующем этапе, после проведения которого мы получили следующие результаты (см. рис.2):
высокии
достаточньш
>ЫСОЕИЦ достзточньщ среднии низкии
Рис.1. Уровневые показатели УСД у студентов в контрольной и экспериментальной группах до начала формирующего эксперимента (в%,).
Рис.2 Уровневые показатели УСД у студентов в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента (в%,).
- во-первых, количество студентов с высоким уровнем сформированности УСД и самостоятельно-деятельностной компетентности в экспериментальной группе выросло почти на 9%, тогда, как в контрольной группе этот рост составил всего лишь 1,1%;
- во-вторых, число студентов с низким уровнем УСД и самостоятельно-деятельностной компетентности экспериментальной группы уменьшилось более, чем на 6%, а в контрольной - на 1%;
- в-третьих, после формирующего эксперимента основная масса студентов в экспериментальной группе
- 75%, находилась на высоком и достаточном уровнях, при этом, в контрольной группе большинство студентов
- 73%, так и осталось на достаточном и среднем уровнях сформированное™ УСД и самостоятельно-деятельностной компетентности.
В целом, после проведения формирующего эксперимента общий прирост сформированности УСД студентов в экспериментальной группе по сравнению
с контрольной группой в среднем составил около 14%.
Таким образом, реализация потенциала организационно-педагогических и психолого-педагогических условий для формирования УСД студентов в вузе делает этот процесс целенаправленным и продуктивным.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [электронный ресурс] http://www.ifap.ra/ofdocs/riis/rus006.pdf/ Дата обращения 30.06.2017.
2. Федорова МЛ. Дидактическая характеристика соотношения понятий «деятельность», «учебная деятельность», «учебная самостоятельная деятельность» //Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. №1. С.136-151.
3. Федорова М.А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе: Лис. ... д.п.н.: 13.00.08 Орел. 2011.
4. Федорова МЛ. Философско-психологические основы учебной самостоятельной деятельности студентов // Мир образования - образование в мире. 2010. № 2. С.65-75.
References
1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020 [electronic resource] http://www.ifap.ra/ofdocs/eng/rus006.pdf/ Date of circulation 30.06.2017.
2. Fedorova M.A. Didactic characteristic of the correlation of the concepts "activity", "educational activity", "educational independent activity" //New in psychological and pedagogical studies. 2010. № 1. Pp. 136-151.
3. Fedorova МЛ. Theory and methodical support of the formation of educational independent activity of students in the university: Dis .... doc. ped. sci. Orel. 2011.
4. Fedorova M.A. Philosophical and psychological foundations of educational independent activity of students // The world of education - education in the world. 2010. № 2. Pp.65-75.