Научная статья на тему 'Pedagogical conditions for formation of educational independent activity in the didactic training process'

Pedagogical conditions for formation of educational independent activity in the didactic training process Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DIDACTIC TRAINING IN THE UNIVERSITY / EDUCATIONAL INDEPENDENT ACTIVITIES / REFLECTION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SELF-ACTIVITY COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Fedorova M.A.

The paper actualizes the problem of considering the educational independent activity in the didactic training process. It presents a set of pedagogical conditions for its formation in the context of a person-oriented, personally developing, reflective and competence approaches to education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pedagogical conditions for formation of educational independent activity in the didactic training process»

УДК 378 ФЕДОРОВА M.A.

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И. С, Тургенева E-mail:[email protected]

UDC 378 FEDOROVA M.A.

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Professor at the Chair of Pedagogics and Vocational Education, Orel State University E-mail:09011975m @gmail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF EDUCATIONAL INDEPENDENT ACTIVITY

IN THE DIDACTIC TRAINING PROCESS

R статье актуализирована проблема рассмотрения учебной самостоятельной деятельности в процессе дидактической подготовки. Представлен комплекс педагогических условий ее формирования в контексте лич-ностно ориентированного, личностноразвивающего, рефлексивного и компетентностного подходов к образованию.

Ключевые слова: дидактическая подготовка в вузе, учебная самостоятельная деятельность, рефлексия, педагогические условия, самостоятельно-деятельностная компетентность.

The paper actualizes the problem of considering the educational independent activity in the didactic training process. It presents a set of pedagogical conditions for its formation in the context of a person-oriented, personally developing, reflective and competence approaches to education.

Keywords: didactic training in the university, educational independent activities, reflection, pedagogical conditions, self-activity competence.

В целях «развития человеческого потенциала», выделенного как одно из направлений «долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», предусматривается «обеспечение возможности получения качественного

образования, ..... ориентированного на формирование

творческой социально ответственной личности» [1]. Для достижения намеченных результатов перед современным профессиональным образованием стоит задача подготовить «гибких» специалистов, хорошо ориентирующихся в информационной среде, обладающих творческой активностью в процессе принятия решений и широкой профессиональной ориентацией. Одним из условий, обеспечивающих решение выделенной задачи, является совершенствование учебной самостоятельной деятельности (УСД), профессиональное саморазвитие студента в ней. Усиление роли УСД студентов обусловливает необходимость пересмотра способов ее организации и формирования в учебном процессе вуза, который должен бать направлен на развитие умений

учиться, формирование способности к саморазвитию, самообразованию, творческому применению полученных знаний в процессе самореализации, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

В качестве условий, оптимизирующих процесс организации УСД и, следовательно, позволяющих решить обозначенную проблему, можно выделить следующие группы: организационно-педагогические и психолого-педагогические.

В качестве организяционно-иедатогических условий формирования УСД в профессиональном личностно развивающем образовании нами определены:

- построение внутривузовской системы обучения преподавателей механизмам организации и формирования УСД студентов. С этой целью, на наш взгляд, можно проводить специальные семинары для преподавателей, в рамках которых целесообразно раскрыть новое понимание и сущность УСД в личностно развивающем профессиональном образовании.

Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.

The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.

© Федорова M. A. © Fedorova M.A

модель и технология ее формирования у студентов, а также приемы создания дидактической среды для их реализации. Данные семинары могут быть организованы в рамках программы повышения квалификации или переподготовки преподавателей вуза.

- создание дидактического обеспечения для организации и формирования УСД в личности» развивающем профессиональном образовании. Содержательным наполнением такого дидактического обеспечения будут выступать: дидактические ресурсы, используемые для организации УСД в процессе обучения, технология ее формирования, а также интегрирующую их организационно-дидактическую реальность. В качестве последней может быть рассмотрено образовательное пространство, представляющее собой совокупность сред: информационной образовательной, субъектной, ресурсной, технологической, рефлексивной, процессуальной и продукгной [3].

- оптимальное обеспечение доступа студентов к образовательным ресурсам, необходимым для формирования УСД. Действительно. УСД студентов в современном вузе занимает более 50% всего учебного времени. Поэтому эффективность ее организации и продуктивность осуществления зависят от полноты использования образовательных ресурсов. Чем разнообразнее и шире представлены образовательные ресурсы, тем лучше будет усвоено содержание образования и, следовательно, качественнее выполнена самостоятельная работа.

- оказание управленческого содействия студенту в сохранении эмоционально положительного настроя в отношении формирования УСД и становления самостоятельно-деятельностной компетентности в процессе его профессионального образования. УСД представляет собой сложный интегративный процесс взаимодействия двух плоскостей - внешней (дидактической) и внутренней (рефлексивной) [2]. Поэтому ее формирование, особенно в рефлексивной плоскости, требует оказания студентам педагогической поддержки, в результате которой сохраняется положительный эмоциональный и волевой настрой на осуществление самостоятельной деятельности в учебном процессе, а также оказывается помощь в управлении ею, обеспечивая переход управления в самоуправление и становление самостоятельно-деятельностной компетентности как результата - продукта формирования и осуществления УСД в личностно ориентированном профессиональном образовании.

- включение студентов в исследовательскую деятельность вуза, обеспечивающую их самопроявление и самореализацию. Создание условий для самопроявления и личностной самореализации студентов является необходимым процессе становление самостоятельно-деятельностной компетентности как результата-продукта УСД в личностно ориентированном профессиональном образовании. На наш взгляд, благоприятную основу для этого создает исследовательская деятельность. Различные ее виды

используются в процессе обучения в вузе, например, создание исследовательских проектов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. Следовательно, целесообразно активное включение студентов в различные виды исследовательской деятельности как на уровне института, так и на уровне вуза в целом, например, в работу научных студенческих обществ, студенческих конференций и т.п.

В качестве психолого-педагогических условий, способствующих формированию УСД студентов, мы выделяем следующие:

- сформированность рефлексии как осознанного и продуктивного механизма осуществления УСД в процессе профессионального образования. Нами было установлено, что рефлексия представляет собой философско-психологическую основу УСД [4]. Рефлексия как механизм самопознания, самооценки, самоорганизации позволяет овладеть новым, «деятельностным» содержанием образования, приводящим к образованию личностных приращений - компетентностей. Поэтому, в процессе личностно ориентированного профессионального образования сформированность способности к рефлексии будет выступать важным условием, позволяющим раскрыть внутренний потенциал личности, необходимый для формирования УСД и становления самостоятельно-деятельностной компетентности.

- диалогическое взаимодействие студента с рефлексивной и дидактической плоскостью УСД. В качестве философско-психологической основы УСД выступает рефлексия. Если быть более точным, то личностная, межличностная и познавательная рефлексии находят свое проявление в процессе осуществления УСД. Поэтому, для «формирования последней необходимо организовать рефлексивное взаимодействие. Взаимодействие, в основе которого лежит личностная рефлексия, представляет диалог с самим собой, со своим внутренним миром, субъектным опытом (т.е. с рефлексивной плоскостью), позволяющий произвести самопознание, самооценку и сформировать представление о себе, своих возможностях в выполнении того или иного учебного задания или деятельности в целом. Взаимодействие, базирующееся на межличностной рефлексии, представляет диалог с самим собой, но как бы «со стороны», с позиций субъектов дидактической плоскости (т.е. преподавателя или других студентов), и дает представление о том, как оценивают, что думают о данном субъекте другие, определяя, тем самым, межличностное рефлексивное познание. Взаимодействие, построенное на основе познавательной рефлексии, направлено на осмысление усваиваемого в процессе выполнения учебного задания (решения учебной задачи) содержания образования и на организацию действий, преобразующих его элементы. Учебное задание, выступая формой воплощения содержания образования, одновременно является средством организации дидактической (т.е. внешней) плоскости УСД в учебном процессе. А действия с учебным заданием в процессе осуществления УСД,

направленные на преобразование его элементов и получение результата, выполняются как в дидактической (т.е. внешней), так и в рефлексивной (т.е. внутренней) плоскостях. Следовательно, процесс формирования УСД во многом зависит от построения студентом диалога с рефлексивной и дидактической плоскостями УСД». [3, с. 152]

- свободный выбор вариативных путей осуществления УСД в вузе. Необходимость формулирования данного педагогического условия обусловлена двумя факторами. Во-первых, повышение продуктивности УСД студентов во многом определяется ее дифференциацией. Во-вторых, исходя из сказанного, процесс формирования УСД студентов должен строиться с учетом принципа вариативности и интегративности содержания образования, методов и форм организации обучения. Действительно, для обеспечения возможности профессионального становления в личностно ориентированном образовании в вузе должны быть созданы условия, предоставляющие каждому студенту возможность выбора методов, форм, средств, временных рамок и т.п. для осуществления УСД. Осознание наличия свободного выбора учебного задания и способа его выполнения снимает у студента психологический барьер «сомнения» в своих силах, познавательных возможностях, обеспечивая, тем самым, продуктивность осуществляемой УСД.

- индивидуализация УСД. Реализация личностно ориентированной парадигмы в высшей школе определила необходимость подготовки профессионально компетентной личности будущего специалиста. Личность всегда индивидуальна, следовательно и путь ее формирования должен иметь потенциал для проявления индивидуальности. Поэтому индивидуальный характер протекания УСД в рефлексивной (внутренней) плоскости затем во внешней (дидактической) плоскости находит свое выражение в индивидуальном стиле осуществления УСД.

Эффективность выявленных педагогических условий была подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной в Орловском государственном университете.

Результаты констатирующего эксперимента представлены на рис. 1.

■ ЭЕСПГр. 'игр г;:

Числовые и графические данные свидетельствуют о том,, что большинство студентов как в экспериментальной, так и в контрольной группах (около 40%) находятся на достаточном уровне, то есть у них сформирована частично-поисковая УСД, а самостоятельно-деятельностная компетентность находится на стадии ситуативного функционирования.

Однако, полученный результат, на наш взгляд не является удовлетворительным. Мы это обусловливаем тем, что, во-первых, количество студентов с таким уровнем меньше половины от группы; во-вторых, самостоятельно-деятельностная компетентность, находящаяся на стадии ситуативного функционирования - это еще не окончательно сформированная, не «утвердившаяся» компетентность, а всего лишь «благоприятная почва» для ее дальнейшего упрочивания; в-третьих, как показывают диагностические данные, в обеих группах существуют студенты (около 10% в каждой), относящиеся как к высокому, так и к низкому уровню сформированности УСД и самостоятельно-деятельностной компетентности. А это свидетельствует о том, что в одном случае, есть необходимость совершенствования сформированного качества, а в другом случае - потребность в его становлении и дальнейшем развитии. Полученные результаты подтверждают необходимость создания специальных условий для формирования УСД и самостоятельно-деятельностной компетентности, как ее результата-продукта.

Разработанный комплекс педагогических условий, рассмотренных выше, был внедрен в учебный процесс на формирующем этапе, после проведения которого мы получили следующие результаты (см. рис.2):

высокии

достаточньш

>ЫСОЕИЦ достзточньщ среднии низкии

Рис.1. Уровневые показатели УСД у студентов в контрольной и экспериментальной группах до начала формирующего эксперимента (в%,).

Рис.2 Уровневые показатели УСД у студентов в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента (в%,).

- во-первых, количество студентов с высоким уровнем сформированности УСД и самостоятельно-деятельностной компетентности в экспериментальной группе выросло почти на 9%, тогда, как в контрольной группе этот рост составил всего лишь 1,1%;

- во-вторых, число студентов с низким уровнем УСД и самостоятельно-деятельностной компетентности экспериментальной группы уменьшилось более, чем на 6%, а в контрольной - на 1%;

- в-третьих, после формирующего эксперимента основная масса студентов в экспериментальной группе

- 75%, находилась на высоком и достаточном уровнях, при этом, в контрольной группе большинство студентов

- 73%, так и осталось на достаточном и среднем уровнях сформированное™ УСД и самостоятельно-деятельностной компетентности.

В целом, после проведения формирующего эксперимента общий прирост сформированности УСД студентов в экспериментальной группе по сравнению

с контрольной группой в среднем составил около 14%.

Таким образом, реализация потенциала организационно-педагогических и психолого-педагогических условий для формирования УСД студентов в вузе делает этот процесс целенаправленным и продуктивным.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [электронный ресурс] http://www.ifap.ra/ofdocs/riis/rus006.pdf/ Дата обращения 30.06.2017.

2. Федорова МЛ. Дидактическая характеристика соотношения понятий «деятельность», «учебная деятельность», «учебная самостоятельная деятельность» //Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. №1. С.136-151.

3. Федорова М.А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе: Лис. ... д.п.н.: 13.00.08 Орел. 2011.

4. Федорова МЛ. Философско-психологические основы учебной самостоятельной деятельности студентов // Мир образования - образование в мире. 2010. № 2. С.65-75.

References

1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020 [electronic resource] http://www.ifap.ra/ofdocs/eng/rus006.pdf/ Date of circulation 30.06.2017.

2. Fedorova M.A. Didactic characteristic of the correlation of the concepts "activity", "educational activity", "educational independent activity" //New in psychological and pedagogical studies. 2010. № 1. Pp. 136-151.

3. Fedorova МЛ. Theory and methodical support of the formation of educational independent activity of students in the university: Dis .... doc. ped. sci. Orel. 2011.

4. Fedorova M.A. Philosophical and psychological foundations of educational independent activity of students // The world of education - education in the world. 2010. № 2. Pp.65-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.