Научная статья на тему 'Pedagogical conditions of formation of didactic competence of future teachers in the independent work'

Pedagogical conditions of formation of didactic competence of future teachers in the independent work Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ / DIDACTIC COMPETENCE / FUTURE TEACHERS / SELF-STUDY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / THE LEARNING TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Мовсесян Жанна Агасиевна

В статье обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования дидактической компетентности будущих учителей в процессе самостоятельной работы, а также приведены различные примеры заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Мовсесян Жанна Агасиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pedagogical conditions of formation of didactic competence of future teachers in the independent work»

9. Report on the educational activities of the commercial school P. K. Shchelkunova for 1914/1915 academic year. Irkutsk: Publisher Irkutsk provincial journal, 1915. P. 7-48 [in Russian].

10. Sketch of a seven-year commercial school activities Cheremkhovo coal area based P.K. Shchelkunov (1912/19131918/1919 academic year). Irkutsk: Publisher Irkutsk provincial journal, 1919. P. 5-90 [in Russian].

11. Theory and practice in school affairs. Siberskie voprosy, 1912. № 3. P. 42-54. [in Russian].

12. Shilov A.I. High school of East Siberia late XIX - early XX centuries. In 2 p. Part 2. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk state university publishing house, 1998. P. 94. [in Russian].

13. State Archive of the Irkutsk region (GAIO). Fund 63. The chief inspector of schools in Eastern Siberia. Inventory I. Case 859 [in Russian].

Inventory 2. Case 12 [in Russian].

14. State Archive of the Irkutsk region (GAIO). Fund 209. Irkutsk commercial school. Inventory 1. Case 66 [in Russian].

Inventory 3. Case 1 [in Russian].

15. State Archive of the Chita region (GACHO). Fund 65. Commercial school Chita of exchange society. Inventory 1. Case 3 [in Russian].

Сведения об авторах: Шилов Александр Иванович,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the authors: Shilov Alexandr Ivanovich,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected]

Филиппова Полина Сергеевна,

учитель английского языка, МБОУ «Средняя школа № 145», г. Красноярск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Filippova Polina Sergeevna,

Teacher of the English language, Secondary school No. 145, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected]

< *

(0 X s Э

3

УДК 378 ББК 74.480.267

Т.И. Шукшина, Ж.А. Мовсесян

педагогические условия формирования дидактической компетентности будущих учителей в процессе самостоятельной работы1

В статье обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования дидактической компетентности будущих учителей в процессе самостоятельной работы, а также приведены различные примеры заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Педагогика».

1 Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).

Ключевые слова: дидактическая компетентность, будущий учитель, самостоятельная работа, педагогические условия, практико-ориентированный подход, учебное задание.

T.I. Shukshina, Zh.A. Movsesyan

pedagogical conditions of formation of didactic competence of future teachers in the independent work1

The pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the formation of didactic competence of future teachers in the course of independent work are substantiated, and a variety of examples of tasks for independent work on discipline «Pedagogy» are provided.

Key words: didactic competence, future teachers, self-study, pedagogical conditions, practice-oriented approach, the learning task.

В условиях модернизации системы образования повышаются требования, предъявляемые к профессиональной подготовке будущего учителя. Для формирования компетентного учителя необходимо качественное образование, которое в настоящее время связывают не столько с усвоением знаний, сколько с умением приобретать новые знания, с формированием дидактической компетентности. Анализ ряда исследований в области формирования дидактической компетентности (Т.И. Березина, В.И. Гринев, Ю.В. Махова, Т.И. Шукшина др.) позволил сформулировать понятие дидактической компетентности будущих учителей как интегральной характеристики личности, которая характеризуется совокупностью знаний, умений и опыта, ценностных отношений, а также личностных качеств, позволяющих будущему учителю эффективно проектировать и осуществлять профессионально-педагогическую деятельность [11, с. 74].

Подчеркнем, что видение дидактической компетентности будущего учителя основывается на развитии его интегра-тивных и аналитических способностей через освоение предметной области «Педагогика». Отбор содержания и построения процесса обучения по педагогике осуществляется нами с ориентацией на

самостоятельную деятельность будущих учителей направления подготовки «Педагогическое образование». Будущий учитель должен не только получать знания, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения, самообразовываться и саморазвиваться. В связи с этим всю большую актуальность приобретает самостоятельная работа будущих учителей.

Процесс формирования дидактической компетентности будущих учителей в процессе самостоятельной работы может быть эффективным при определенных педагогических условиях. Проанализировав содержание термина «педагогические условия» (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Н.В. Ипполитова, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева и др.), приходим к выводу, что в исследовании формирования дидактической компетентности будущих учителей педагогические условия понимаются как совокупность взаимосвязанных обстоятельств образовательного процесса, направленных на достижение будущими учителями необходимого уровня дидактической компетентности. Данная позиция лежит в основе определения нами педагогических условий формирования дидактической компетентности будущих учителей в процессе самостоятельной работы.

1 The research is supported by the grant for research in priority areas of partner-institutions in networking "South-Ural State Humanitarian Pedagogical University and Mordovskii gosudarstvennyi peadgogicheskii institute imeni M.E. Evsevieva on the theme "Pedagogical conditions of forming the professional competence of Education Bachelors in independent work".

Ъ

о z H

X

ф

H ф

с

s о

>S 5 О I-

^ о ою Ф го Z О.

s °

ГО I Ч .0 s с;

4 Ф

к к

ig го о CÛ о

5 s

ir О

s °

-8-Ф К о

15 ^

ë s

ц m

Ф

Ф ^

S Ф

Ü I-

O S

Ф T

T ^

p Сю

< го

X

Э ЕЗ

Анализ научной литературы, образовательной практики и собственной исследовательской деятельности позволил выявить следующие педагогические условия формирования дидактической компетентности будущих учителей в процессе самостоятельной работы: 1) формирование положительной мотивации будущих учителей к самостоятельной работе; 2) создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей эффективную организацию самостоятельной работы; 3) включение будущего учителя в самостоятельную работу через технологию разноуровневого обучения; 4) осуществление мониторинга сформи-рованности дидактической компетентности будущих учителей в процессе самостоятельной работы.

Первое условие направлено на формирование положительной мотивации будущих учителей к самостоятельной работе. Важность формирования положительной мотивации к учебной самостоятельной деятельности несомненна, поскольку мотивированные обучаемые с высокой долей сознательности и активности принимают участие в процессе формирования и развития дидактических и личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности, и уделяют много времени самообразованию и самовоспитанию. На основе анализа научной литературы (В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.) и практики предложим некоторые внутренние мотивацион-ные способы активизации самостоятельной работы будущих учителей.

Прежде всего будущему учителю необходимо осознавать полезность выполняемой работы. Если он знает, что результаты работы будут востребованы на лекциях, при подготовке к семинарским занятиям или иным образом, то отношение к выполнению заданий существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. Другим же вариантом использования способа полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, задания типа «...проанализируйте педагогические ситуации,

дайте решение; обозначьте современные образовательные технологии в профессиональной подготовке будущего педагога и др.» помогут лучше понять дидактическую сторону педагогической профессии, а также устранить возможные знаниевые пробелы, например, в области современных теорий обучения и др.

Важным мотивационным способом является интенсивное обучение. Оно предполагает введение в учебный процесс активных методов, в основе которых лежат организационно-деятель-ностные игры. Так, при изучении темы «Проектирование модели формирования дидактической компетентности педагога» дается задание для самостоятельной работы «Разработайте и предложите фрагмент дидактической игры в формате компетентностно-ориентированного урока» и др.

Актуальными и востребованными являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютеров. Как показывает анализ литературы и образовательной практики, при организации самостоятельной работы важную роль играет веб-квест как самостоятельная поисковая деятельность, при которой вся информация, предоставляемая обучающимся, или ее часть, поступает из интернет-источников [1]. Например, можно предложить тематику следующих веб-квестов: «Общедидактические положения в педагогическом наследии классиков зарубежной и отечественной педагогики», «Дидактические принципы обучения» и др.

Кроме того, в работах педагогов-практиков для активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях предлагается метод предварительной проработки материала по тематике предстоящей лекции (Е.В. Полицин-ский, Е.А. Румбешта и др.) [5, с. 37]. Применение данного метода способствует формированию у будущих учителей умений самостоятельно обучаться способам конспектирования, используя при этом и средства интернет-технологий. Так, при рассмотрении темы «Урок как педагогический феномен», используя метод предварительной проработки материала, будущим

учителям в качестве самостоятельной работы предлагается перед лекцией задание: «Составьте тезисный конспект по материалам предстоящей лекции»; «Ознакомившись с материалом, назовите преимущества и недостатки классно-урочной системы обучения»; «Разработайте и продемонстрируйте схему комбинированного урока» и др. Как правило, на занятиях с применением метода предварительной проработки материал усваивается лучше, будущие учителя проявляют заинтересованность в дальнейшем его изучении.

Использование мотивирующих

способов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, нестандартные формы экзамена и др.) при определенных условиях может вызвать стремление к состязательности, что является сильным мотивационным звеном, способствующим активизации самостоятельной работы.

Мотивация к самостоятельной работе может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала в течение нескольких дней, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень «забываемости» [8, с. 206]. Разновидностью этого вида занятий является проведение практического занятия, охватывающего несколько тем и направленного на решение сквозных задач. Например, в рамках занятия «Содержание образования как средство воплощения в жизнь целей обучения» может интегрироваться такой тематический материал, как «Факторы, влияющие на отбор содержания образования», «Условия формирования содержания образования», «Общеобразовательный характер содержания учебного материала», «Развивающий характер содержания образования в школе», «Структура ФГОС» и др.

Самостоятельную работу можно сделать более эффективной, если организовать работу в микрогруппах. Групповая работа усиливает фактор

мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности будущих учителей благодаря взаимному контролю и самоконтролю. К такой форме относится, например, задание: «Подготовьте учебно-исследовательский проект в микрогруппах по теме "Когда учиться интересно", связанный с проблемой отбора содержания образования по профилю учебной дисциплины».

Также мотивационным фактором в самостоятельной работе является личность преподавателя, который может быть примером для будущих учителей как профессионал, как творческая личность [8, с. 207; 9, с. 332].

Использование предложенных внутренних мотивационных способов активизации самостоятельной работы, а также осуществление целенаправленной деятельности преподавателя по их совершенствованию обеспечивает эффективное формирование положительной мотивации будущих учителей к самостоятельной работе.

В связи с массовым применением информационных технологий необходима информационная система, обладающая банком информационных ресурсов и возможностью их актуализации, способная подключаться к другим банкам информации и интегрироваться с другими системами, а главное - позволяющая техно-логизировать этапы обучения, придать им новое содержание, отвечающее современным реалиям информационного общества. Такие задачи способна решать информационно-образовательная среда. Следующее условие направлено на создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей эффективную организацию самостоятельной работы будущих учителей.

Опираясь на исследование В.И. Сафонова, под информационно-образовательной средой нами понимается комплекс информационныхобразовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим обеспечением, реализующий на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и

Ь

0

1

н

X

ф

н ф

с

о

ъ

О I-

^ о ою Ф го

^ О.

го£ Ч .0

_ ш

Ч ф к к X?

го о ш о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я Е

^го

о

£ з

я °

-8-Ф К о

ё ! ф

ф ц _ ф

!а£ ■

о ф

т

т >.

X

Сю

< го

X

Э ЕЗ

его качеством по достижению необходимого уровня сформированности дидактической компетентности будущих учителей [6, с. 50]. Подобная информационно-образовательная среда реализована на основе информационно-образовательной платформы «Инфо-вуз», которая создана в МГПИ. Инфо-вуз предоставляет всем участникам учебного процесса (прежде всего студентам и преподавателям) возможности удаленного интерактивного доступа ко всем образовательным ресурсам вуза и к управлению учебным процессом. У каждого участника сети есть свой узел и возможность доступа к ее ресурсам. К образовательным ресурсам относится учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации всего образовательного процесса (интерактивные электронные учебные курсы, тренажеры, тесты, курсы видеолекций и т.д.).

Информационно-образовательная среда имеет большое значение для формирования дидактической компетентности будущих учителей, поскольку предоставляет неограниченные возможности не только по поиску нужной учебной информации для самостоятельной работы, но и привлекает к участию в новых видах деятельности. Поэтому использование возможностей информационно-образовательной среды вуза рассматривается нами как важнейшее условие, обеспечивающее эффективную организацию самостоятельной работы будущих учителей.

Третье условие направлено на включение будущего учителя в самостоятельную работу через технологию разноуровневого обучения. Под технологией разноуровневого обучения понимаем способ организации учебной деятельности обучающихся, при котором каждый обучающийся в зависимости от его индивидуальных способностей имеет возможность овладеть учебным материалом изучаемой предметной области на разном уровне (базовый или продвинутый), но не ниже базового. При этом за критерий оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по овладению

этим материалом, по его творческому применению [7]. Для реализации технологии разноуровневого обучения нами разработана система компетентностно-ориентированных разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы будущих учителей, которая представлена в рабочей тетради для аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ, на учебной практике [11, с. 71], а также дополнительная образовательная программа «Организация самостоятельной работы будущего учителя.

Организуемая самостоятельная работа, органично вписываясь в изучение основных модулей программы, нацелена на закрепление и расширение знаний и отработку умений и навыков обучающихся в процессе самостоятельной деятельности [8, с. 206]. Однако главное ее назначение заключается в создании деятельностной профессионально-образовательной среды, в которой создаются максимально благоприятные условия для формирования базовых умений, «новых профессиональных качеств педагогов, которые не вписываются в традиционное понимание качества образования, так как не являются следствием объема усвоенной информации по конкретным дисциплинам» [10, с. 16]. Кроме того, подготовка к активной профессионально-педагогической деятельности позволяет провести погружение в реальный педагогический процесс. Система компетентностно-ориентированных разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы будущих учителей способствует формированию дидактической компетентности, дает примерные образцы организации своей будущей профессиональной деятельности.

Дополнительная профессиональная программа «Организация самостоятельной работы будущего учителя» выступает подготовительным этапом к выполнению компетентностно-ориентированных разноуровневых заданий, предложенных в рабочей тетради для самостоятельной работы. Ее разработка осуществлена с учетом становления и развития дидактической компе-

тентности будущих учителей в процессе самостоятельной работы.

Цель предлагаемой программы - формирование готовности будущих учителей к самостоятельной работе в профессиональной деятельности. В понимании программы «Организация самостоятельной работы будущего учителя» мы исходим из того, что самостоятельная работы как форма организации образовательного процесса служит основой для формирования дидактической компетентности будущих учителей в рамках не только предметной области «Педагогика», но и в ходе разных педагогических практик.

В основу технологии разноуровневого обучения входит теоретическое и технологическое овладение знаниями об организации самостоятельной работы и умениями выполнять различные виды заданий, а также собственно уровневую дифференциацию компетентностно-ори-ентированных разноуровневых учебных заданий в рамках аудиторных и внеаудиторных форм занятий. Технология разноуровневого обучения предполагает включение будущего учителя в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Будущий учитель имеет возможность овладевать программным материалом предметной области «Педагогика» модуль Теория обучения на базовом и продвинутом уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, продвинутый - носит творческий характер), но не ниже базового. Таким образом, использование в образовательном процессе технологии разноуровневого обучения способствует профессиональной подготовке, развивающей у будущих учителей дидактическую компетентность.

И, наконец, осуществление мониторинга сформированности дидактической компетентности будущих учителей в процессе самостоятельной работы. Мониторинг - это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [2, с. 71]. Основной целью мониторинга является комплексная характеристика дидактической компетентности будущих учителей, с тем чтобы

правильно оценить ее уровень, причины отклонений, возникающих под влиянием внутренних и внешних факторов. Мониторинг является своеобразным механизмом управления, регулятором процесса формирования дидактической компетентности; способствует выявлению негативных и позитивных факторов, влияющих на его качество [4, с. 102].

В нашем исследовании мониторинг сформированности дидактической компетентности будущих учителей в процессе самостоятельной работы осуществляется на основе использования балльно-рейтинговой системы (БРС). Балльно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов - это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы по направлению (специальности) высшего образования с использованием модульного принципа разбиения учебной дисциплины [3, с. 18]. Она направлена на дополнение количественной (успеваемость) и качественной характеристики образовательных результатов.

В настоящее время в МГПИ активно используется программный продукт «1С: Университет» для ведения балльно-рейтинговой системы. Методическая система БРС выполняет важнейшую функцию - осуществление системы контроля (которая основывается на оценивании всех видов учебной работы с учетом качества и своевременности выполнения через рейтинговую технологию) [5, с. 38]. Структурирование учебной дисциплины осуществляется выделением дисциплинарных модулей. Модуль как базовая единица учебной программы представляет собой относительно завершенный по содержанию элемент обучения. Учебный процесс организуется в форме последовательного продвижения по модулям. Для каждого модуля задаются оцениваемые факторы и назначаются весовые коэффициенты, определяются шкалы оценивания каждого фактора и правила выставления баллов. Каждый модуль заканчивается контрольной аттестацией. Тестовая форма проведения контрольной аттестации по

Ь

0

1

н

X

ф

н ф

с

о

ъ

О I-

^ о ою Ф го

^ О.

го£ Ч .0

_ ш

Ч ф к к

х£ го о ш о

Я Е

^го

о

£ з

я °

-е-¡и

К о

ё ! ф

ф ц _ ф

!а£ ■

о ф

т

т >.

X

Сю

модулю является обязательной для всех дисциплин. Таким образом, мониторинг является важным педагогическим условием, который позволяет выявлять и сравнить уровень сформированости дидактической компетентности, контролировать и корректировать ход образовательного процесса; способствует

достоверности и объективности результатов.

Рассмотренные педагогические условия являются необходимыми для обеспечения результативности процесса формирования дидактической компетентности будущего учителя в процессе самостоятельной работы.

< *

(О X s Э

3

Библиографический список

1. Багузина, Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности (на примере студентов неязыкового вуза) [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Багузина. - М., 2012. - 24 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

3. Кочетова, И.В. Балльно-рейтинговая система обучения студентов в вузе [Текст] / И.В. Кочето-ва // Учебный эксперимент в образовании. - 2016. - № 1(77). - C. 17-23.

4. Миронова, М.П. Независимый мониторинг образовательных результатов и качества образования в практике работы педагогического вуза [Текст] / М.П. Миронова, О.В. Бурляева // Высшее образование в России. - 2016. - № 10. - С. 101-106.

5. Полицинский, Е.В. Активизация познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях [Текст] / Е.В. Полиницкий, Е.А. Румбешта // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2011. - № 6. -C. 37-40.

6. Сафонов, В.И. Организация информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза [Текст] / В.И. Сафонов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - C. 48-52.

7. Сборник учебных заданий по педагогике для самостоятельной работы бакалавров в компетентностно-ориентированном обучении [Текст]: учеб.-методич. пособие / редкол.: Т.И. Шукшина (отв. ред.), Т.В. Татьянина, Н.И. Еналеева. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2015. - 88 с.

8. Третьякова, Е.М. Формирование мотивации студентов вуза к самостоятельной работе как основа развития профессиональной компетентности [Текст] / Е.М. Третьякова, И.Н. Ордич // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 4(23). - C. 205-208.

9. Федорова, О.А. Самостоятельная работа студента как способ развития профессиональной культуры будущего педагога [Текст] / О.А. Федорова // Организация самостоятельной работы студентов: мат. докл. V Междунар. очно-заочной науч.-практич. конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (29 апреля 2016 года) - Саратов: Техно-Декор, 2016. - С. 329-333.

10. Шукшина, Т.И. Гуманитарные технологии формирования деятельностно-исследовательского компонента профессионально-педагогической компетентности в условиях теоретического семинара [Текст] / Т.И. Шукшина, Т.В. Татьянина // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 8. - С. 14-17.

11. Шукшина, Т.И. Самостоятельная работа в формировании профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования [Текст] / Т.И. Шукшина, Ж.А. Мовсесян, И.И. Парва-това, П.Ю. Соколова // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 3. - С. 72-77.

References

1. Baguzina E.I. Web-quest technology as a didactic means of formation of foreign language communicative competence (for example, students of language high school): Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 2012. P. 24. [in Russian].

2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Teaching vocabulary. M.: Akademia, 2000. P. 176. [in Russian].

3. Kochetova I. V. Point-rating system of training of students in high school, Uchebnyi experiment v obra-zovanii, 2016, № 1 (77). P. 17-23. [in Russian].

4. Mironova M.P., Burliaeva O.V. Independent monitoring of educational outcomes and the quality of education in the practice of pedagogical high school. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2016. №10. P. 101-106. [in Russian].

5. Politsinsky E.V., Rumbeshta E. A. Activation of cognitive activity of students in the classroom lecture. Vestn. Tomsk gos. ped. univ., 2011. № 6. P. 37-40. [in Russian].

6. Safonov V.I. Organization of information exchange in the information-educational space of pedagogical college. Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii, 2013, № 1. P. 48-52. [in Russian].

7. Collection of educational tasks in pedagogy for independent work of bachelors in the competence-based learning. Ed.: T. I. Shukshina (Ed.)., T. V. Tatianina N. I. Enaleeva. Saransk: Mordovsk. gos. ped. inst., 2015. P. 88. [in Russian].

8. Tretyakova E.M., Odarich J.H. Formation of motivation of high school students to work independently as a basis for the development of professional competence. Vektor nauki TGU. Series: Pedagogy, Psychology, 2015. № 4(23). P. 205-208. [in Russian].

9. Fedorova O. A. Independent work of students as a way of development of the professional culture of the future teacher. Organization of independent work of students: Proceedings of the Vinternational part-time scientific and practical conference "Organization of independent work of students" (April 29, 2016 year). Saratov: Tekhno-Dekor, 2016. P. 329-333. [in Russian].

10. Shukshina T. I. Humanitarian technologies forming action-research component of professional and pedagogical competence in a theoretical seminar. Vysshee obrazovanie segodnia, 2011. № 8, P. 14-17. [in Russian].

11. Shukshina T.I., Movsesyan Zh.A., Parvatova I.I., Sokolova P.Y. Independent work in the formation of professional competence of bachelors of pedagogical education. Gumanitarnyie nauki i obrazovanie, 2016. №. 3. P. 72-77. [in Russian].

Сведения об авторах: Шукшина Татьяна Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой педагогики, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация Ктай: [email protected]

Мовсесян жанна Агасиевна,

аспирант кафедры педагогики, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация Ктай: [email protected]

Information about the authors: Shukshina Tatyana Ivanovna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor Pro-rector for Science and Research, Head, Department of Pedagogy Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

E-mail: [email protected]

Movsesyan Zhanna Agasievna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Postgraduate student,

Department of Pedagogy

Mordovian State Pedagogical Institute,

Saransk, Russia

E-mail: [email protected]

ь

о х H

X

ф

H ф

с

s о

>S 5 О I-

ü о ою Ф го Z О.

s °

Го X Ч .0 s с;

4 Ф

к к

ig го о CÛ о

5 s

ir О

s °

-8-Ф К о

15 ^

ë s

ц m

Ф

Ф ^ S Ф

О Ф T

T E g

ü Сю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.