Научная статья на тему 'Формирование дидактической компетентности студентов в процессе самостоятельной работы'

Формирование дидактической компетентности студентов в процессе самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / TEACHER TRAINING STUDENTS / DIDACTIC COMPETENCE / SELFSUFFICIENT WORK / MODEL / COMPONENT / CRITERION / INDICATOR / LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Мовсесян Жанна Агасиевна

Происходящие изменения в системе российского образования задают новые требования к выпускникам педагогического вуза, ориентированные на развитие личности студента, самостоятельности в принятии им ответственных решений. Выполнение этих требований связывают с формированием дидактической компетентности как важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога. В соответствии с данными положениями возникает потребность в исследовании педагогических инструментов выработки у студентов эффективной дидактической компетентности. В статье описываются компоненты модели формирования дидактической компетентности у студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Мовсесян Жанна Агасиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS'' DIDACTIC COMPETENCE IN THE PROCESS OF SELF-DEPENDENT WORK

The changes in the system of Russian education set new requirements for the graduates of a pedagogical university, focused on the development of student's personality, self-sufficiency in making responsible decisions. The solution of this problem is associated with the formation of didactic competence as an important component of teacher's professional competence. In accordance with these provisions, it becomes necessary to elaborate a model for the effective formation of teacher training students' didactic competence in the process of self-dependent work. The authors describe the components ofthis model which integrates target, methodological, content, procedural, and diagnostic units.

Текст научной работы на тему «Формирование дидактической компетентности студентов в процессе самостоятельной работы»

ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ШУКШИНА Татьяна Ивановна - д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе, зав. кафедрой педагогики. E-mail: [email protected]

МОВСЕСЯН Жанна Агасиевна - аспирант кафедры педагогики. E-mail: [email protected] Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия

Адрес: 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а

Аннотация. Происходящие изменения в системе российского образования задают новые требования к выпускникам педагогического вуза, ориентированные на развитие личности студента, самостоятельности в принятии им ответственных решений. Выполнение этих требований связывают с формированием дидактической компетентности как важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога. В соответствии с данными положениями возникает потребность в исследовании педагогических инструментов выработки у студентов эффективной дидактической компетентности. В статье описываются компоненты модели формирования дидактической компетентности у студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы.

Ключевые слова.: дидактическая компетентность, модель формирования дидактической компетентности, студенты педагогического вуза, самостоятельная работа

Для цитирования: Шукшина Т.И, Мовсесян Ж.А. Формирование дидактической компетентности студентов в процессе самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 83-87.

Современное высшее педагогическое образование ориентировано не на получение студентом готовых конкретных знаний и выработку частных умений, а на повышение педагогического потенциала личности, совершенствование ее способности к овладению новыми знаниями, на развитие самостоятельности в принятии ответственных решений. Выполнение данной задачи связывают с формированием профессиональной компетентности и её важнейшей составляющей -дидактической компетентности студентов педагогического вуза как обобщённой комплексной характеристики уровня профессионализма педагога. Анализ ряда исследований позволил сформулировать определение дидактической компетентности студентов педагогического вуза как интегративного качества личности, включающего совокупность личных и профессиональных ценно-

стей и мотивов, знаний (содержательных и процессуальных основ процесса обучения), а также умений, способствующих осуществлению дидактической деятельности [1, с. 28; 2, с. 15; 3, с. 6; 4, с. 74].

В рамках нашего исследования разработана модель формирования дидактической компетентности студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы, интегрирующая целевой, методологический, содержательный, процессуальный и диагностический блоки, построенные на основе целостности, согласованности, взаимообусловленности и взаимосвязанности. Работа ведётся в рамках предметной области «Педагогика», модуль - «Теория обучения».

Целевой блок является смысловым ядром модели, имеет сквозное значение для других компонентов. В ходе исследования важно было достичь прогнозируемого результата,

выраженного в желаемом уровне сформи-рованности дидактической компетентности студентов педагогического вуза. Достижение цели связано с решением следующих задач: способствовать развитию личностных качеств (потребность к познавательной активности, проявление самостоятельности в процессе познания, образ мышления, обеспечивающий положительную мотивацию к учебной деятельности, ценностные основания и др.), позволяющих организовывать дидактическую деятельность; сформировать знания о сущности теории обучения как неотъемлемой составляющей педагогической науки; выработать умения определять и разрешать дидактические задачи, возникающие в процессе обучения; получить опыт дидактической деятельности (самостоятельный перенос полученных дидактических знаний в дидактическую деятельность, видение новой проблемы, возникающей в ходе обучения и др.); развить профессиональную рефлексию.

Методологический блок представлен подходами и принципами, с учётом которых осуществляется формирование дидактической компетентности студентов педагогического вуза. Наиболее продуктивными оказались следующие: системный (обеспечивает взаимосвязь относительно самостоятельных компонентов дидактической компетентности студентов), личностно-ориентирован-ный (представления о мотивах к осуществлению профессиональной деятельности, ценностные основания профессиональной деятельности педагога) и деятельностно-компетентностный (акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность студента успешно осуществлять дидактическую деятельность). Методологический блок предполагает реализацию общих (научность, целостность, преемственность, культуросообразность) и специфических (единство группового и индивидуального обучения, единство теоретической и практической деятельности) принципов. Исследование формирования дидактической

компетентности студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы опирается на ряд известных дидактических концепций: культурологическая концепция содержаания образования В.В. Краевского; бинарно-интегративная теория содержания образования Л.М. Перминовой и др.

Содержательный блок модели отражает теоретическую и практическую подготовку студентов педагогического вуза и представлен следующими компонентами: аксиологическим (внутренняя и внешняя установка, мотивация к учебной деятельности, а также способность организовывать педагогическую деятельность в процессе обучения и совокупность личностных качеств, таких как потребность к познавательной активности, проявление самостоятельности в процессе познания, образ мышления, обеспечивающий мотивацию и т.д., которые становятся устойчивыми и субъективно значимыми); гностическим (наличие знаний студента о сущности процесса обучения как целостной системы и их использования на основе трансляции одними поколениями другим накопленного на протяжении длительного времени опыта); операционно-технологическим (наличие адекватных умений и способов деятельности); рефлексивным (осмысленное отношение студента к результатам обучения, способность оценивать свои результаты, ошибки собственной деятельности, способность к саморегуляции).

Процессуальный блок модели связан с выполнением этапов и педагогических условий формирования дидактической компетентности студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы, а также с определением и использованием соответствующих форм, методов, средств и технологий подготовки в их диалектическом единстве. Соблюдение системности и этапности в организации и проведении самостоятельной работы обеспечивает эффективность формирования дидактической компетентности студентов педагогического вуза. На основании изучения исследований

по этой проблеме (Л.А. Осипова, Д.А. Ха-бибулин и др.) мы выделяем три основных этапа, необходимых для организации самостоятельной работы, а именно: репродуктивный (воспроизведение и частичное реконструирование, преобразование структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации по заранее намеченному плану); продуктивный (поиск необходимой информации для получения необходимых знаний, включение студента в процесс выбора, накопления и сохранения информации); реконструктивно-творческий (углублённое изучение отдельных тем курса, установление новых связей и отношений, которые могут быть необходимыми для нахождения новых, неизвестных ранее принципов, идей, а также генерирования новой информации). Для формирования дидактической компетентности студентов педагогического вуза используются различные формы организации самостоятельной работы (аудиторная, внеаудиторная); методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский и др.); средства (дополнительная общеобразовательная программа, рабочая тетрадь для организации самостоятельной работы студентов по модулю «Теория обучения» и в период учебной практики) и технологии (разноуровневого обучения, кейс-технология, проблемного обучения, проектная).

Важнейшей составляющей рассматриваемого компонента модели, обеспечивающей эффективное формирование дидактической компетентности студентов педагогического вуза, являются педагогические условия. Анализ научной литературы, образовательной практики и собственной исследовательской деятельности позволил выявить следующие педагогические условия формирования дидактической компетентности студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы:

1) внедрение в учебный процесс мотива-ционных способов активизации самостоя-

тельной работы (полезность выполняемой работы, интенсивное обучение, деловые и ситуационные формы занятий и т.д.);

2) обеспечение организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза через информационно-образовательную среду дидактической направленности [5]. Она реализована на основе платформы «Инфо-вуз», созданной в МГПИ, и предоставляет всем участникам учебного процесса возможности удаленного интерактивного доступа ко всем дидактическим ресурсам;

3) включение студентов в самостоятельную работу через выполнение компетент-ностно-ориентированных разноуровневых учебных заданий. Реализации данного педагогического условия способствуют разработанные нами разноуровневые учебные задания, которые представлены в рабочей тетради для самостоятельной работы по модулю «Теория обучения» и в период учебной практики, а также дополнительная образовательная программа «Организация самостоятельной работы будущего учителя»;

4) осуществление контроля за результатами самостоятельной работы студентов. Данное педагогическое условие основывается на оценивании всех видов выполненных учебных заданий с учётом качества и своевременности их выполнения через рейтинговую технологию [6, с. 17, 38]. В нашем исследовании контроль за результатами самостоятельной учебной деятельности студентов педагогического вуза осуществляется на основе использования балльно-рейтинговой системы (БРС), реализуемой в МГПИ с помощью программного продукта «1С: Университет».

Назначением диагностического блока модели является осуществление педагогических измерений динамики уровня сформи-рованности дидактической компетентности студентов (Л.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, Е.Ю. Васильева, Л.Н. Макарова, И.В. Орлова и др.). Для этого выделены основные критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, оценочный),

показатели формирования дидактической компетентности студентов педагогического вуза, которые выступают индикаторами, конкретизирующими проявление характерных особенностей компонентов дидактической компетентности, а также уровни (высокий, средний, низкий) сформированности дидактической компетентности.

Модель формирования дидактической компетентности студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы выступает неким аналогом деятельности участников образовательного процесса (преподавателей и студентов), направленным на максимально возможное повышение уровня сформированности дидактической компетентности в процессе самостоятельной работы.

Литература 1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 с.

2. Перминова Л.М. Конструктивно-техническая функция дидактики // Педагогика. 2016. №5. С. 14-20.

3. Селивёрстова Е.Н. Дидактическая концепция развивающей функции обучения. Авто-реф. дисс____д-ра пед. наук, 2006.

4. Шукшина Т.И, Соколова П.Ю., Парвато-ва ИИ, Мовсесян Ж.А. Самостоятельная работа в формировании профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3. С. 72-77.

5. СафоновВ.И. Организация информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. C. 48-52.

6. Кочетова И.В. Балльно-рейтинговая система обучения студентов в вузе // Учебный эксперимент в образовании. 2016. № 1 (77). C. 17-23.

Статья поступила в редакцию 14.06.17.

Принята к публикации 10.08 17.

FORMATION OF STUDENTS' DIDACTIC COMPETENCE IN THE PROCESS OF SELF-DEPENDENT WORK

Tatiana I. SHUKSHINA - Dr. Sci. (Education), Prof., Pro-rector in science, Head of the Department of pedagogy, e-mail: [email protected]

Zhanna A. MOVSESYAN - postgraduate student, department of pedagogy, e-mail: [email protected]

Mordovian State Pedagogical Institute, Republic ofMordovia, Saransk, Russia

Address: 11A, Studencheskaya str., Saransk, 430007, Republic of Mordovia, Russian Federation

Abstract. The changes in the system of Russian education set new requirements for the graduates of a pedagogical university, focused on the development of student's personality, self-sufficiency in making responsible decisions. The solution of this problem is associated with the formation of didactic competence as an important component of teacher's professional competence. In accordance with these provisions, it becomes necessary to elaborate a model for the effective formation of teacher training students' didactic competence in the process of self-dependent work. The authors describe the components ofthis model which integrates target, methodological, content, procedural, and diagnostic units.

Keywords: teacher training students, didactic competence, self- sufficient work, model, component, criterion, indicator, level

Cite as: Shukshina, T.I., Movsesyan, Zh.A. (2017). [Formation of Students' Didactic Competence in the Process of Self-dependent Work]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10 (216), pp. 83-87. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Klarin, M.V. (2016). [Innovative Learning Models: A Study of World Experience]. Moscow: Luch Publ., 640 p. (In Russ.)

2. Perminova, L.M. (2016). [The Constructive and Technical Function ofDidactics]. Pedagogika [Pedagogy]. 2016. No. 5, pp. 14-20. (in Russ., abstract in Eng.)

3. Seliverstova, E.N. (2006). Didakticheskaya kontseptsiya razvivayushchei funktsii obucheniya [Didactic Concept of Developing Learning Function]. Author's abstract. Diss. Dr. Sci. (Education). (In Russ.)

4. Shukshina, T.I., Sokolova, P.Yu., Parvatova, I.I., Movsesyan, Zh.A. (2016). [Independent Work in the Formation ofProfessional Competence in Undergraduate Teacher Education]. Gumanitarnye nauki i obrazo-vanie [Humanities and Education], No. 3, pp. 72-77. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Safonov, V.I. (2013). [The Organization of Information Exchange in the Information-Educational Space of Teacher Training University]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher Education in Russia], No. 1, pp. 48-52. (In Russ.)

6. Kochetova, I.V. (2016). [Point-Rating System in Higher Education]. Uchebnyi eksperiment v obrazovanii [Training Experiment in Education]. No. 1 (77), pp. 17-23. (In Russ.)

The paper was submitted 14,06,17, Accepted for publication 10,0817,

НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ

g LI BR A Rby10R U Science Index РИНЧ-2015

Вопросы философии 8,525

Психологическая наука и образование 6,925

Вопросы образования 4,847

Социологические исследования 4,706

Педагогика 2,884

Философские науки 1,811

Вестник международных организаций 1,601

Эпистемология и философия науки 1,491

Высшее образование сегодня 1,331

Образование и наука 1,298

Высшее образование в России 1,287

Экономика образования 1,013

Alma mater 0,966

Университетское управление: практика и анализ 0,751

Интеграция образования 0,748

Инженерное образование 0,538

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.