Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаров Абдурахмон, Сабзаалии Раджаб

На основе теоретического анализа определено понятие «информационная компетентность будущего педагога профессионального обучения», обоснована структурная модель. Разработана модель формирования информационной компетентности у будущего педагога профессионального обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Information about authors: Majidov Hamid, Doctor of technical science, professor of Advanced mathematicians and natural sciences chair in Tajik State University of Commerce, tel. (+992) 918 246105;

Davlatov Zafar, assistant of Theoretical physics chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 918 489565, е-mail: zafardavlatov@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Умаров Абдурахмон, Сабзаалии Раджаб

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Понятие «компетентность» и «компетенция» в научных источниках посвященных образованию, изучают, анализируют, обосновывают авторы педагогической науки [1,5]. В своих исследованиях через понятие «компетентность» они выражают смысл процесса обучения, интегрируют характерные признаки и устанавливают связь с различными дидактическими положениями. Несмотря на долгое достаточно полное изучение данного понятия, категориального ряда, сущностного содержания, свойств, экспликация его является весьма важной задачей, поскольку в дидактике оно изменяется, углубляется и выходит на другой (обще-дидактический, общепедагогический и методологический) уровень [5]. А.В. Хуторской, Л.Н.Хуторская на основе теоретико-содержательного анализа понятия «компетентность» считают, что его «характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. По сути дела, компетенция - некоторое отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» [5, с.14]. В научно-педагогических исследованиях решать задачу экспликации понятий «компетентность» и «компетенция», классификации компетентностей будут еще долгое время, так как понятие - это результат некоторого этапа в развитии наших знаний и представлений о педагогических явлениях в новой парадигме образования.

На основании общего понятия «компетентность», дефиниций понятия «информационная компетентность» (И.А. Зимняя, Е.Я. Коган, А.В. Козырев, П.И. Образцов, Г.К. Селевко, А.Л. Семёнов, О.М. Толстых, С.В. Тришина, А.В. Хуторской и др.) нами сформулировано понятие «информационная компетентность педагога профессионального обучения».

Целью нашего исследования является разработка модели формирования информационной компетентности у будущих педагогов иностранного языка профессионального обучения. Это требует анализа ключевых понятий исследования, в частности таких, как «информационная компетентность будущего педагога профессионального обучения», «структура информационной компетентности».

Информационная компетентность педагога профессионального обучения - это интегративное качество личности, представляющее собой умение, способность и готовность к эффективному решению профессиональных задач, используя информационные технологии в образовательной деятельности.

На основе анализа структуры личности педагога профессионального обучения [2], и государственного образовательного высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение» [4] охарактеризуем структуру информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения.

Компетентность как сложно организованная система в структуре личности педагога профессионального обучения связана с другими структурными компонентами

разнообразными связями, «пронизывающими» личность на разных уровнях в зависимости от вида компетентности и ее содержания (компетенций). Подобно всем компонентам структуры личности, информационная компетентность не поддается полностью эмпирической фиксации. Информационная компетентность выступает в качестве новообразования в структуре личности педагога профессионального обучения, которое позволяет ей продуктивно реализовывать свои функции, проявлять свою субъективность, быть успешной в различных ситуациях жизнедеятельности в контексте информационной деятельности и одновременно развивать способность личности к взаимодействию с собой и с окружающим миром. При этом диалогичность рационального и иррационального, социального и индивидуального, саморазвития и взаимодействия с социумом, интроверсии и экстраверсии, личностных мотивов и внешних будет являться определяющей характеристикой информационной компетентности.

Следовательно, информационную компетентность педагога профессионального обучения можно структурно представить в виде совокупности двух блоков: «общекультурный» и «профессиональный». Данная структура позволяет выделить компетенции, входящие в состав информационной компетентности личности будущего педагога профессионального обучения. Но для формирования данной компетентности недостаточно знать только перечень компетенции ее составляющих. В роли основной движущей силы для формирования компетентности выступает готовность личности к осуществлению информационной деятельности, решению профессиональных задач, формированию профессиональных качеств. Информационная компетентность будущего педагога профессионального обучения представляет собой не только знания, умения и навыки информационной деятельности, но и включает в себя опыт, который приобрел студент не только в изучаемой, но и в других сферах деятельности.

Важнейшим слагаемым информационной компетентности личности будущего педагога является его способность к коммуникациям. Она включает как межличностное общение, так и все виды информационных связей и отношений. Ценности и цели определяют то, каким образом студент адаптируется к новым ситуациям. Ключевым условием развития личности будущего педагога профессионального обучения являются системы компетентностных знаний, умений и навыков, т.е. относящихся к информационной деятельности.

В структурной модели информационной компетентности в качестве базового элемента представлен собственный опыт личности. В назначении и месте собственного опыта обучаемого состоит отличие процесса формирования компетентности от процесса познания окружающей действительности. При формировании компетентности одновременно формируется опыт с получением новых знаний. Обучение в опыте создает компетентность [2, с.7].

Таким образом, назначение опыта состоит не только в выполнении деятельности и получении результата, но и в том, чтобы осмыслить их, придать предмету деятельность и ее результату определенный смысл. Испытываемые чувства и переживания будущего педагога профессионального обучения помогают не только оценивать, но и находить собственный смысл процесса и результата деятельности, рефлексировать свой приобретаемый опыт, делать его значимым для себя.

В результате исследования структурной модели информационной компетентности нами была построена модель формирования информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения в высшем учебном заведении, представленная на рисунке 1.

ЦЕЛЬ формирование информационной компетентности будущего педагога

профессионального обучения

ЗАДАЧИ

формирование внутренней мотивации к информационной деятельности; потребностей в создании информационных продуктов, стремления к приобретению информационных знаний, умений, навыков формирование у студентов информационной деятельность (информационных умений навыков) Формирование у студентов критического отношения к осуществлению информационной деятельности и ее результатам, стремления к саморазвитию

ПОДХОДЫ: компетентностный, контекстным, личностно-ориентированный, системный. ПРИНЦИПЫ: общедидактические (научности, доступности, преемственности, активности в обучении. сознательности): экспериментальные (предметной деятельности, системной ориентации, развивающего обучения)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Ц-

СТУДЕНТ

ФОРМЫ обучения: Традиционные в сочетания с индивидуальными (консультации самостоятельная работа, творческие работы) МЕТОДЫ оСучений. решение Ситуативных задач мультимедиа-визуализация, самостоятельная работа и др.

СРЕДСТВА обучения: содержание курса "Операционные системы" ситуативные задачи (комплекс), электронный УМК

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:

1. стимулирование мотивации студе-^а в успешном усвоении образовательной программы за счет использования педагогического потенциала ситуативных задач в учебном процессе:

2. комплексное применение учебных материалов, электронны« образовательных ресурсов, современных интерактивных телеком муникатианых технологий {телеконференции, дистанционное обучение),

3. овладение методами работы с информационными технологиями; А. совместное взаимодействие по освоению опыта информационной делтелы-юсги, совместной рефлексии и саморефяексми.

КОМПОНЕНТЫ: КОГНИТИВНЫМ, МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ, РЕФЛЕКСИВНЫЙ

Рис. 2. Модель формирования информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения

Структурно-содержательная модель процесса формирования информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения состоит из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, деятельностного и результативного.

Целевой блок модели представлен единством цели и задач, комплексное решение которых обеспечивает их достижение. Именно целевой блок создает предпосылки для объединения других блоков в целостное единство, их целенаправленного подбора и развития.

Методологический блок выполняет организационную и содержательную функции. Он представлен выделенными подходами к организации процесса обучения студентов вуза с целью формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. В представленной модели нами определены наиболее значимые для достижения целевой установки принципы. Субъектами процесса формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в вузе являются преподаватели и студенты, которые решают образовательные задачи в рамках педагогического взаимодействия.

Деятельностный компонент модели отражает содержание, которое должно быть усвоено студентами, а также необходимый для этого методический инструментарий. В

процессе формирования информационной компетентности предлагаем использовать в качестве ключевых такие методы обучения, как: решение ситуативных задач, мультимедиа-визуализация, самостоятельная работа.

Результативный компонент предполагает оценку уровня с форсированности информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения на основе определенных нами критериев и показателей.

Экспериментальная работа показала высокую эффективность разработанной нами модели формирования информационной компетентности будущих педагогов иностранного языка в профессиональном обучении

Литература:

1. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.

2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Симоненко В. Д. М.: Вентана-Граф, 2007. 368 с.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2007. 350 с.

4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям). М., 2009, 29 с.

5. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117-137.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Умаров Абдурахмон, Сабзаалии Раджаб

На основе теоретического анализа определено понятие «информационная компетентность будущего педагога профессионального обучения», обоснована структурная модель. Разработана модель формирования информационной компетентности у будущего педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: информационная компетентность, профессиональная обучения, модель.

FORMATION OF INFORMATIONAL COMPETENCY IN FUTURE TEACHERS OF

FOREIGN LANGUAGES

Umarov Abdurahmon, Sabzaalii Rajah

On the basis of the theoretical analysis a notion of "information competency for future teacher of professional education" is defined and structural model is explained. The authors developed model of information competency formation for future teachers of professional education.

Key words: information competency, professional education, model.

Сведения об авторах: Умаров Абдурахмон - ассистент кафедры сравнительной типологии английского языка Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 918 941689, e-mail: abdurahmon45@mail.ru

Сабзаалии Раджаб - соискатель кафедры сравнительной типологии английского языка Таджикского государственного педагогического университет имени Садриддина Айни, тel.: (+992 37) 236 7587, e-mail: esfandiyorjun92@mail. ru

Information about authors - Umarov Abdurahmon, assistant of English language and comparative typology chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 918 941689, e-mail: abdurahmon45@mail.ru

Sabzaalii Rajab, researcher of English language and comparative typology chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992 37) 236 7587, e-mail: abdurahmon45@mail.ru

УДК 371

ПЕШБИНИИ ШЕВАХ,ОИ ФАРЗАНДПАРВАРИИ ФАРЗАНДОНИ ДУХТАР (МАЦТАИ РАХ,НАМОИ) АЗ ТАРИЦИ ДИДГО^И ТАРБИЯТИИ МОДАР

Сайидаббоси Сайиднур, Х,амид Ходими Масцидй

Муассисаи омузишу парвариши шауристони Шуши Дониёл - Цумуурии Исломии Эрон Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айнй

Чакида

Даврони навчавонй хам аз назари фард ва хам аз назари волидайн даврони душвортар аз солхои кудакй каламдод мешавад. Ин даврон мархилаи пур аз кашмакаше аст, ки иллати он бахусус дар солхои аввал ношй (сарчашма гирифта) аз тагйироти чисмонй, равонй, шинохтй ва низ тагйир дар асароти ичтимой аст. Навчавонй гузаргох барои касби истиклол ва ё ба баёни дакиктар чудо шудан аз волидайн барои як зиндагии мустакил ва вуруд ба мархилаи бузургсолй аст ва ба хамрох ин тагйир ниёзманди ёдгирии махоратхои ичтимой буда то бо истифода аз ин абзор битавонад вориди ичтимоъ ва хамчунин вориди дунёи бузургсолй гардад ва ин рушди ичтимой дар навчавон боис мешавад то у бо мушкилот ва монеахо мувочех шуда ва барои онхо рохи халли муносиб пайдо кунад. Рушди ичтимой макулаи бисёр мухимме аст, ки рушд ва асоси он дар хонавода мебошад ва модар мухимтарин рукни таъсиргузор бар рушди ичтимой, бахусус фарзанди духтар аст. Дидгоххои тарбиятии модар метавонанд дар ояндаи фарзандон асаргузор бошанд, лекин омилхои мухимми дигаре низ вучуд доранд, ки коршиносони улуми ичтимой ва улуми тарбиятй ба онхо пардохта ва онхоро шарх додаанд, ки аз чумлаи онхо тахсилот ва шугли модар, мизони мазхабй будани модар ва робитаи байни волидайн мебошад.

Ин тахкик баррасии робитаи байни дидгохи тарбиятии модар ва рушди ичтимоии фарзандони духтари мактаи рахнамоии шахри Исфахон дар соли 1387 х.ш. (2008) мебошад. Ч,омеаи оморй донишомузони духтари мактаи рахнамоии шахри Исфахон ва хачми намуна 150 нафар аз донишомузони духтари ин мактаъ дар шахри Исфахон буда, ки бар асоси чамъияти хар нохияе аз ин навохии омузиш ва парвариш ба таври тасодуфй интихоб шудаанд. Ахдофи тахкик шомили баррасии робитаи байни шевахои фарзандпарварй, шугл ва тахсилоти модар, мизони мазхабй будани модар бо рушди ичтимоии фарзанди духтар буда ва бо истифода аз озмунхои омории зариби хамбастагии Персун ва регрессияи чандгона (мархала ба мархала), додахо баррасй гардида ва натичахои тахкик хокй аз он аст, ки байни шеваи фарзандпарварии иктидорй робитаи мустаким вучуд дорад. Таъсири хонадон, тахсилот, мизони мазхабй будани модар бар рушди ичтимоии фарзандон муассир мебошад.

Му^аддима

Рафтори ичтимой поя ва асоси зиндагии хар фардро ташкил медихад ва рушди ичтимой низ ба навъи худ сабаби рушди аклонй ва соири чанбахои рушди фард мегардад. Манзури рушди ичтимой рушди фард дар равобити ичтимой аст ба тавре, ки битавонад бо афроди чомеааш хамоханг ва созгор бошад, ба ибороти дигар вакте фардро ичтимой мехонанд, ки на танхо бо дигарон бошад балки бо онхо хамкорй кунад.

Таълим ва тарбияти хамачонибаи навчавон ва омода кардани у барои вуруд ба зиндагии ичтимой мухимтарин вазифае аст, ки бар души волидайн карор дорад. Хдмрох бо рушди сатхи моддй ва фархангии хонаводахо имруз масъулияти онон дар киболи тарбияти навчавонони худ низ фузун меёбад. Волидайн нахустин мураббиёни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.