АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЛИТИКЕ
Acmeological technologies in politics
УДК 159.9
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
Костенко Елена Петровна, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; e-mail: ep.kostenko@migsu.ru
АННОТАЦИЯ
Предложена акмеологическая программа формирования имиджа политика, отражающая следующие компоненты: характеристику специфики политической деятельности и особенно её идеологической составляющей; анализ психологических основ личностно-деловых качеств политиков в их профессиональной деятельности; характеристику и содержательное раскрытие индивидуально-психологических качеств личности политика; раскрытие социально-профессиональных качеств политика; блок общей культуры политика; блок его нравственных качеств. Представлены результаты опроса политиков об определении потребностей в освоении человековедческих технологий. Ключевые слова: политическая деятельность, акмеологическое определение политической деятельности, субъект политики, личность политика, эффективный имидж политика, акмеологическое содержание профессионализма политика.
Анализ различных аспектов профессиональной деятельности современных российских политиков позволяют сформулировать ответ на вопрос - как оптимизировать имидж современных политиков.
Очевидно, что в контексте акмеологического [1-18] понимания феномена имиджа процесс оптимизации связан с самосовершенствованием и саморазвитием личности политика, со специальной подготовкой политиков к профессиональной политической деятельности, с отбором политических кадров по определённым критериям, с совершенствованием их знаний в процессе их профессионализации в различных структурах власти, а самое главное с формированием установки на необходимость постоянного профессионального роста. В связи с этим остро стоит проблема подготовки политических кадров, выработки оптимального варианта подготовки программ, методов, технологий их подготовки к высокоэффективной профессиональной деятельности, разработки содержательной стороны этой подготовки. Прежде всего, заметим, что при формулировке целей и задач подготовки специалистов в профессионально-политической сфере необходимо исходить из определённых психологической наукой дидактических принципов. На основе этих принципов и анализа психологических механизмов понимания профессиональной политической деятельности можно сделать вывод, что главной целью подготовки и обучения политиков является формирование у них способности к сознательному, рефлексивному и оперативному отношению к профдеятельности [1-18].
Определяя содержание подготовки и обучения как формирование способностей к исполнению роли политика, в каждом конкретном случае трудно дать готовый рецепт, касающийся целей, задач и форм психолого-акмеологической подготовки. Однако очевид-
ным является тот факт, что в результате обучения должны быть сформированы способности к ролевой деятельности. И результатом такой подготовки должна быть не только определённая сумма знаний. Владение знаниями, даже весьма обширными, ещё не может обеспечить эффективность деятельности, успешного взаимодействия с различными субъектами политического процесса, личностно-профессионального развития (Давыдов В.В., Ильенков Э.В., Матюшкин А.И. и другие).
Здесь возникает некое противоречие в нашем представлении о том, каким должно быть содержание подготовки. Оно заключается в следующем. С одной стороны, очевидно, что овладение деятельностью требует освоения знаний и способов осуществления деятельности, а с другой - очевидным является тот факт, что конечной целью обучения является формирование способностей как свойств личности субъекта.
Решение этого противоречия возможно на путях создания целостной системы не только теоретической, но и практической подготовки к профессионально-ролевой деятельности в сфере политики.
Таким образом, методическая система подготовки в плане раскрытия содержания обучения может быть представлена как совокупность конкретных задач, которые необходимо решать в практике подготовки и обучения профессионально-ролевой деятельности в политической сфере.
Первая задача фиксирует требования формирования теоретических основ политической деятельности. Иными словами, субъект политической деятельности должен владеть системой способов аналитического представления о теоретических основах политической деятельности, о психологии совместной деятельности с различными субъектами политического процесса и выделения ролевого состава взаимодействия с ними в конкретных ситуациях.
Владение системой аналитических знаний предполагает, что субъект той или иной деятельности с помощью анализа ролевого состава ситуации по основным типам функционально-ролевых структур, позиций, персонажей, типов ситуаций и способов взаимодействия может представить, как будет вести себя его «персонаж» в ситуации взаимодействия. Эти знания являются теоретическими и, следовательно, должны быть представлены в теоретической форме. Вторая задача ориентирует на формирование способов понимания и принятие роли в политическом процессе.
Соотнесение этих моментов при решении конкретных задач и даёт полноценное владение способом деятельности. Относительно понимания и принятия роли-легенды, что для политиков является естественным процессом, субъект политической деятельности должен ясно представлять, что продуктом его действий является создание у его партнёров по взаимодействию «образа его поведения в соответствии с тем, за кого он себя выдаёт». Сюда включаются: общий характер ситуации, формы поведения, внешний вид партнёров и себя, речь, жесты, интонация и т.д. В качестве конкретных операций понимания и принятия роли становятся анализ и соотнесение характеристик персонажа и собственной личности субъекта деятельности.
Решение этой задачи зависит от овладения теоретико-мыслительной ролевой деятельностью. Необходимо, чтобы знания о структуре ролевой деятельности и способы её анализа были превращены в умения осуществлять рефлексию конкретных ситуаций деятельности в отношении собственного поведения субъекта политической деятельности и поведения партнёров по общению. Он должен уметь «читать язык» внешнего облика партнёров, жестов, интонации, манеры говорить и действовать. Это требует особого обучения умению осуществлять оперативную рефлексию ситуаций политического взаимодействия, что составляет третью задачу в системе психологической подготовки субъектов политической деятельности.
Профессиональная деятельность политика не будет полностью сформированной, если не учесть практических особенностей исполнения «гласной роли» в конкретных ситуациях. Поэтому в качестве четвёртой задачи необходимо выделить формирование практических навыков исполнения роли-легенды и оценки результатов деятельности. Основным
при решении этой задачи является формирование способностей практической реализации опережающей рефлексии возможных конфликтов и противоречий.
В акмеологии разработаны этапы профессионального обучения и его составляющие (А.А. Деркач), адаптированные нами к обучению политиков: понимание целей и задач профессиональной политической деятельности; принятие данных целей и задач профессиональной политической деятельности; соотнесение личной системы мотивов и установок с целями и задачами профессиональной политической деятельности; использование уже сформированных знаний, навыков и умений; становление собственных приёмов по получению необходимых профессиональных знаний, навыков и умений; соотнесение личной системы мотивов и установок с профессиональными целями и задачами; формирование и закрепление индивидуально-своеобразной системы внутренних и внешних средств профессиональной политической деятельности; выстраивание и планирование профессиональной политической карьеры; формирование отношения к традициям, ценностным ориентациям, детерминированным профессией политика; соотнесение личной системы мотивов и установок с нормами образа жизни, обусловленного в данном профессиональном и социальном сообществе [1—18].
Таким образом, целостная система акмеологической подготовки кадров профессиональной политической деятельности определяется совокупностью основных задач обучения профессионально-ролевой деятельности.
Однако организация подготовки специалистов в этой сфере деятельности требует также создания соответствующих методов обучения, которые бы позволили эффективно решать весь комплекс задач подготовки кадров для определённой, а именно политической, сферы деятельности. В связи с этим встаёт задача определения дидактической системы такой подготовки.
Как показывает критический анализ дидактических систем, для решения сформулированной задачи традиционная система объяснительно-иллюстративного типа является в этом случае не оптимальным вариантом [1-18].
Анализ современных методов организации обучения показал, что в политической сфере перспективной является дискуссионная форма в виде проблемного обучения. Причём дискуссионные и проблемные ситуации здесь должны задаваться не в абстрактно-теоретической, а теоретико-дискуссионной форме. А самое главное - переведение способов теоретического анализа ситуаций в систему оперативных способностей действования в конкретных жизненных условиях.
Оптимальной моделью подготовки таких профессионалов-политиков являются тренинги, деловые игры, или, если по-другому сказать, имитационно-игровые системы обучения ситуационной психологической подготовки, при которых игрокам приходится обращать внимание на определённые моменты содержания деятельности и реализовывать их различными способами. Решая каждый раз конкретную задачу, находясь в конкретных условиях, обучающийся за счёт многократного проигрывания ситуаций овладевает всем комплексом познавательных, эмоциональных, аналитических и реализационных действий. Как показывает опыт, использование такой системы подготовки обладает значительной эффективностью обучения.
Однако, создавая методическую систему подготовки субъектов политической деятельности, необходимо заметить, что только «играние игр», само по себе, без включения этого этапа подготовки в развёрнутую дидактическую систему, включающую также теоретическую подготовку, рефлексивный анализ и проработку результатов практического проигрывания, может превратиться в практику работы ради себя самой. Поэтому перед специалистами-акмеологами стоит задача разработки таких программ обучения специалистов в политической сфере - политиков, которые бы объединяли формы теоретической, дискуссионно-аналитической и практической подготовки и формирования понимания, исполнения и анализа деятельности в сфере политики.
Концепция совершенствования политической деятельности должна интегрировать естественные, социальные, технологические и другие знания о субъекте политики, рас-
сматривать его как субъекта жизнедеятельности и профессиональной политической деятельности. Объективные критерии данной акмеологической концепции соотносятся с содержанием, спецификой, функциями профессиональной деятельности политиков. Субъективные - с их личностными и профессиональными характеристиками (специальными знаниями, умениями), необходимыми для осуществления деятельности.
Общей предпосылкой разработки акмеологических методов и технологий, а также методологических принципов их построения является положение о целостности и развитии личности. В их основу должны быть положены идеи о том, что профессионал в сфере политики и его деятельность должны характеризоваться не только с точки зрения профессиональных интересов и задач, но и всеобщих нравственных, общечеловеческих, гражданских принципов, норм, ценностей. Это единство функционального и жизненного в деятельности политика становится возможным лишь тогда, когда профессиональное и гражданское мировоззрение личности политика выступают в единстве. А гражданское и профессиональное самоопределение протекает как двуединый процесс. В основе этого двуединства лежит духовное становление личности (В.Н. Маркин).
Таким образом, на наш взгляд, программа акмеологической подготовки должна включать следующие содержательные блоки.
1. Характеристика специфики политической деятельности и особенно её идеологической составляющей. Раскрытие социально-психологических характеристик этой деятельности, социально-психологических характеристик как социальных способностей - социальной перцепции, интеллекта, воображения, характеристик межличностного общения, эмпатии. Характеристика стилей управления в политической деятельности.
2. Анализ психологических основ личностно-деловых качеств политиков в их профессиональной деятельности. Он включает характеристики: мотивации политической деятельности как совокупности стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности политика, её поведения; установок в политической деятельности как готовности субъекта к политической деятельности; ролевых позиций в политической сфере жизнедеятельности общества как определённой, социально обусловленной совокупности норм поведения, а также само поведение личности, реализующей эти нормы в системе межличностных политических отношений; направленности личности как её психическом свойстве, выражающемся в системе потребностных доминант, ценностей, устремлений, преобладающей системе смыслообразующих мотивов и выражающихся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, в стремлениях к активной деятельности по их достижению. При этом в направленности личности необходимы структурирование и раскрытие видов направленности: мировоззренческой (общественно-политической) и профессионально-бытовой; гностического, познавательного компонента - направленного на анализ, изучение и обобщение как процесса политической деятельности, так и проявляющихся в ней особенностей отношений других субъектов деятельности; проектировочного компонента, обеспечивающего перспективу управленческой деятельности; её реальность в зависимости от точности поставленных целей, верности спроектированных задач и подходов к их решению; организаторского компонента как обеспечивающего практическую реализацию гностического, проектировочного и конструктивного компонента.
3. Характеристика и содержательное раскрытие индивидуально-психологических качеств личности политика: интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных (качества ума: любознательность, пытливость, глубина мысли, гибкость и подвижность ума, логичность, доказательность, критичность).
4. Раскрытие социально-профессиональных качеств: социально-психологической и социально-перцептивой компетентности, социального интеллекта (способность разбираться в людях), коммуникативности как способности строить отношения, практицизма, конструктивности, креативности как способности к умственным преобразованиям и творчеству, оригинальности, семантической гибкости; профессиональной работоспособно-
сти, организованности, дисциплинированности, ответственности, развитой антиципации, высокого уровня саморегуляции, направленности на принятие решений.
5. Блок общей культуры. Ценностные ориентации как разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, субъективное предпочтение тех или иных ценностей, определение иерархии ценностных ориентаций (семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, забота о других).
6. Блок нравственных качеств: патриотизм, искренность и открытость, гуманизм, скромность, справедливость, благородство, бескомпромиссность к нравственным порокам и злоупотреблениям, ответственность и долг перед людьми.
Блоки предложенной программы просвещения, как политиков, так и специалистов, имеющих непосредственное отношение к организации этой деятельности, могут варьироваться в зависимости от образовательного статуса обучаемых, их прошлого опыта, от ориентаций на работу в законодательных или исполнительных органах власти. Не подлежит сомнению только то, что такая учёба при современном развитии политических процессов необходима. Это тем более очевидно, поскольку ротация политических кадров в России идёт как непрерывный процесс, по существу никем неконтролируемый, и развивается стихийно.
Результаты опроса политиков выявили потребности политиков в освоении следующих человековедческих технологий: индивидуальная работа с людьми (с персоналом); управленческое общение; принятие институциональных решений; гуманитарная (психолого-акмеологическая) экспертиза; упреждение и преодоление конфликтов; имидж и визуальная самопрезентация; сбор и психолого-акмеологическая интерпретация социальной информации.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А .О задачах и направлениях современных акмеоло-гических исследований // Акмеология. 2013. № 4 (48). С. 85-90.
[2]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 31-36.
[3]. Деркач А.А. В помощь исследователю-акмеологу: о логике акмеологического исследования // Акмеология. 2013. № 4 (48). С. 11-24.
[4]. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 10-20.
[5]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны // Акмеология. 2012. № 1 (41). С.10-16.
[6]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста (начало) // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 11-23.
[7]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 1. С. 11-16.
[8]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 2. С. 9-18.
[9]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 3. С. 14-21.
[10]. Деркач А.А., Гагарин А.В., Манушин Э.А. Акмеология как исследовательское, учебное и прикладное направление гуманитарных наук // Электронный журнал «Инженерное образование»: [Электронный ресурс]. 2013. № 7 (июль). Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/541868.html. №77-48211/541868.
[11]. Костенко Е.П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика. - М., 2007.
[12]. Костенко Е.П. Имидж политика в контексте акмеологического определения политической деятельности // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 42-46.
[13]. Маркин В.Н. Духовные основания гражданственности государственного служащего // Духовное становление личности в современных условиях: Материалы международной конференции. - Астрахань, 2002. С. 92.
[14]. Скуднова О.Ю. Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих. Дис. ... канд. психол. наук. - М.: РАГС, 2001.
[15]. Степнова Л.А., Алмагестова М.Т. Акмеологические технологии личностно-профес-сионального развития руководителей высшего управленческого звена // Акмеология. 2013. № 1. С. 21-26.
[16]. Степнова Л.А., Качановская Е.В. Профессиональная деятельность адвоката как предмет психолого-акмеологического исследования // Акмеология. 2014. № 1. С. 100-104.
[17]. СтепноваЛ.А., МикитюкН.В. Акмеологическая система личностно-профессионального развития резерва управленческих кадров // Акмеология. 2011. № 3 (39). С. 19-27.
[18]. Федоркина А.П. Массовые формы поведения в контексте новой социальной реальности // Акмеология. 2010. № 4 (36). С. 65-69.
ACMEOLOGICAL TECHNOLOGY OPTIMIZATION OF FORMING PROCESS OF THE IMAGE OF POLITICIAN
Elena P. Kostenko, D.Ps., Professor, the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: ep.kostenko@migsu.ru
ABSTRACT
Acmeological program of image formation of politician is proposed. The program includes the following components: feature politics; analysis of personal and professional qualities of politicians; the content of individual psychological characteristics of personality of politician; features of socio-professional quality policy; block of general culture; block of moral qualities. The results of the study of the needs of policy makers in the development of human technology are sown.
Key words: political activities; acmeological definition of political activities; policy subject; identity of politician; an effective image of politician; acmeological contents, methods and technology of development of professionalism, image of politician.
REFERENCES
[1]. Bodalev A.A., Derkach A.A., Klimov E.A. O zadachah i napravlenijah sovremennyh akmeologicheskih issledovanij // Akmeologija. 2013. № 4. S. 85-90.
[2]. Gagarin A.V. Dejatel'nost' lichnosti v informacionno-obrazovatel'noj srede: teoretiko-metodologicheskie aspekty // Akmeologija. 2012. № 3 (43). S. 31-36.
[3]. Derkach A.A. V pomoshh' issledovatelju-akmeologu: o logike akmeologicheskogo issledovanija // Akmeologija. 2013. № 4. S. 11-24.
[4]. Derkach A.A. Metodologicheskie sostavljajushhie sostojanija psihicheskoj gotovnosti k dejatel'nosti // Akmeologija. 2012. № 3 (43). S. 10-20.
[5]. Derkach A.A. Modernizacija obrazovanija kak uslovie operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija strany// Akmeologija. 2012. № 1 (41). S.10-16
[6]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista (nachalo) // Akmeologija. 2012. № 4 (44). S. 11-23.
[7]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista // Akmeologija. 2013. № 1. S. 11-16.
[8]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista // Akmeologija. 2013. № 2. S. 9-18.
[9]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista // Akmeologija. 2013. № 3. S. 14-21.
[10]. Derkach A.A., Gagarin A.V., Manushin Je.A. Akmeologija kak issledovatel'skoe, uchebnoe i prikladnoe napravlenie gumanitarnyh nauk // Jelektronnyj zhurnal «Inzhenernoe obrazovanie: [Jelektronnyj resurs]. 2013. № 7 (ijul'). Rezhim dostupa: http://technomag.edu.ru/doc/541868.html. №77-48211/541868.
[11]. Kostenko E.P. Akmeologicheskaja koncepcija razvitija imidzha politika. M., 2007.
[12]. Kostenko E.P. Imidzh politika v kontekste akmeologicheskogo opredelenija politicheskoj dejatel'nosti // Akmeologija. 2012. №4 (44). S. 42-46.
[13]. Markin V.N. Duhovnye osnovanija grazhdanstvennosti gosudarstvennogo sluzhashhego // Duhovnoe stanovlenie lichnosti v sovremennyh uslovijah. Materialy mezhdunarodnoj konferencii. Astrahan', 2002. S. 92.
[14]. Skudnova O.Ju. Duhovnost' v sisteme professional'noj kul'tury gosudarstvennyh sluzhashhih. Diss.....kand. psihol. nauk. M.: RAGS, 2001.
[15]. Stepnova L.A., Almagestova M.T. Akmeologicheskie tehnologii lichnostno-professional'nogo razvitija rukovoditelej vysshego upravlencheskogo zvena // Akmeologija. 2013. № 1. S. 21-26.
[16]. Stepnova L.A., Kachanovskaja E.V. Professional'naja dejatel'nost' advokata kak predmet psihologo-akmeologicheskogo issledovanija // Akmeologija. 2014. № 1. S. 100-104.
[17]. Stepnova L.A., Mikitjuk N.V. Akmeologicheskaja sistema lichnostno-professional'nogo razvitija rezerva upravlencheskih kadrov // Akmeologija. 2011. № 3 (39). S. 19-27.
[18]. Fedorkina A.P. Massovye formy povedenija v kontekste novoj social'noj real'nosti // Akmeologija. 2010. № 4 (36). S. 65-69.