Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка абитуриентов в условиях непрерывного образования'

Психолого-педагогическая поддержка абитуриентов в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHO-ACMEOLOGICAL SUPPORT / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEARNER-CENTERED EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / EDUCATIONAL TRAJECTORIES / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троешестова Дарья Анатольевна

Необходимость психолого-педагогического сопровождения абитуриентов. Достижение высокого уровня психологической готовности абитуриента к выбору профессионального образования. Структура профессионального самоопределения абитуриента. Результаты апробации модели психолого-педагогической поддержки в период приёмной кампании 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троешестова Дарья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORTOF UNIVERSITY ENTRANTS

The article examines the necessity of psycho-pedagogical support of university entrants, whose goal is to achieve a high level of psychological readiness of the applicants to choose the direction of the implementation of vocational education. The article shows the structure of professional self-determination of the university entrants. The testing results of the psychological and pedagogical support’s model in the period of admission campaign 2014 are submitted for discussion.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка абитуриентов в условиях непрерывного образования»

УДК 378.046.2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АБИТУРИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Троешестова Дарья Анатольевна, кандидат физико-математических наук, доцент Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова; Московский пр., д. 15, Чебоксары, Россия, 428015; e-mail: sda-chuvsu@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Необходимость психолого-педагогического сопровождения абитуриентов. Достижение высокого уровня психологической готовности абитуриента к выбору профессионального образования. Структура профессионального самоопределения абитуриента. Результаты апробации модели психолого-педагогической поддержки в период приёмной кампании 2014 года.

Ключевые слова: психолого-акмеологическое сопровождение, личностно-ориентиро-ванное образование, образовательные траектории, психолого-педагогическая поддержка, профессиональное самоопределение.

В условиях перехода современного профессионального образования к личностно-ориентированной образовательной парадигме особую важность приобретает проблема формирования акмеологической образовательной среды [6], направленной на проектирование индивидуальной образовательной траектории учащегося. Рассматривая образовательную среду как преемственную многоуровневую систему, отвечающую принципам непрерывного образования, необходимо разработать такие стратегии и тактики целенаправленной подготовки специалистов, которые способны обеспечить достижение ими высокого уровня личностно-профессионального развития.

Одна из важнейших составляющих профессионально-развивающей образовательной среды — система акмеологического сопровождения образовательной деятельности учащихся, которая включает в себя психолого-педагогическую поддержку во всём временном диапазоне многоуровневого профессионального образования. Ведущая цель организации такой поддержки в образовательных учреждениях — содействовать формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, посредством личностно-ориентированного подхода в обучении [2, с. 211].

Учёными-педагогами и психологами активно исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в системе школьного образования [10; 13]. Федеральное агентство по делам молодёжи разработало Концепцию организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях непрерывного образования [8]. Определённые успехи в области разработки и реализации программ психолого-педагогического сопровождения студентов достигнуты в системе среднего профессионального образования [5]. Предпринимаются попытки исследования и создания таких условий учебного процесса в вузе, при которых активизируются факторы, обеспечивающие принятие студентами ценностей и целей профессионального саморазвития [3; 4; 12]. А.А. Деркач определяет и обосновывает принципы, лежащие в основе стратегии индивидуализации личностно-профессионального развития студентов [1, с. 16].

В то же время отсутствуют какие-либо разработки, посвящённые психолого-ак-меологическому сопровождению абитуриентов, в частности, психолого-педагогической поддержке.

Остановимся подробнее на этой проблеме, делая основной акцент на абитуриентов — выпускников средних общеобразовательных учреждений. Возможно, этап абитуриентства выпал из исследований, касающихся психолого-педагогической поддержки, так как сам по себе он не является образовательным процессом с точки зрения изучения индивидом каких-либо учебных дисциплин. Однако если рассматривать образование как непрерывный процесс в цепочке «школа — вуз», то период абитуриентства является очень важной, неотъемлемой и самостоятельной составной частью этого процесса.

Профессиональное самоопределение как психологический феномен в последние десятилетия активно рассматривается в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, С.Н. Чистяковой, Д.И. Фельдштейна, Л.А. Йовайша, Е.И. Головаха, В.Е. Гаврилова и др. Исследуя сущность профессионального самоопределения, учёные-психологи рассматривают его как важную составную часть личностного самоопределения, при этом соотнося эти понятия с самоактуализацией, самореализацией, саморазвитием и самотрансценденцией.

Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения....» [11, с. 10].

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение как «важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [7].

По нашему мнению, процесс профессионального самоопределения на этапе абиту-риентства необходимо рассматривать в контексте самоактуализации личности, так как человек, решивший получить высшее образование, стремится к максимальной реализации своих способностей и возможностей, раскрытию своего личностного потенциала в выбранной профессии.

При этом необходимо учитывать, что абитуриенты вузов в подавляющем большинстве — это юноши и девушки семнадцати лет. В этом возрасте психологические функции планирования и ориентации на будущее развиты ещё не в полной мере. Существенную роль в личностном самоопределении на юношеском этапе развития личности играет эмоциональная сфера, в результате чего осознанное планирование своего будущего заменяется мечтами или идеализируется [9]. Иными словами, многие выпускники средних общеобразовательных учреждений не могут сделать самостоятельный осознанный выбор профессионального направления из-за недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.

Ещё один осложняющий фактор успешности профессионального самоопределения на этапе абитуриентства — смена одной образовательной среды на другую. Приходя в вуз, абитуриент чувствует себя «чужим», испытывает потребность в одобрении своего выбора, признании своих достижений, желание быть вовлечённым в новую образовательную среду.

Таким образом, сущность профессионального самоопределения человека на этапе выбора направления подготовки в вузе можно понимать как определение индивидом личностного смысла в выбираемой профессии, стремление к самоактуализации в новой образовательной среде. При этом необходимо учитывать, что процесс профессионального самоопределения абитуриента происходит в крайне сложной для него психологической ситуации.

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В КОНКРЕТНОМ ВУЗЕ

От сущности и особенностей профессионального самоопределения на этапе абитуриентства перейдём к компонентам его структуры. Рассмотрим профессиональное самоопределение абитуриента как многофакторный пошаговый процесс выбора направления профессионального образования.

По нашему мнению, базовые компоненты профессионального определения индивида на этапе абитуриентства следующие:

— система ценностных ориентиров;

— информированность об осуществляемых вузами направлениях подготовки;

— личностные качества абитуриента, соотнесённые с предполагаемой профессиональной деятельностью.

Эти три компонента формируются на последнем этапе школьной профориентаци-онной работы — в старших классах, возможно, уже профильных. Однако здесь соотнесение личностных качеств и ценностных ориентиров школьника в большинстве случаев производится к выбираемой профессии, а не к направлению подготовки в вузе. Возникает первая проблема, которую необходимо решать на первом шаге профессионального самоопределения абитуриента: определить направление подготовки профессионального образования, исходя из выбранного рода деятельности или профессии.

Базовые компоненты — основа для определения (или уточнения) потребностей, мотивов и целей профессионального обучения. На основе образовательных потребностей и поставленных целей формируется некоторый комплекс ожиданий (запросов), предъявляемых к образовательному процессу вуза. Следовательно, можно определить вторую проблему профессионального самоопределения абитуриента: выбрать вуз, реализующий подготовку по намеченному направлению в соответствии с имеющимися у него потребностями и целями. Например, если абитуриент планирует заниматься научными исследованиями в конкретно интересующей его области, то целесообразно уже на этапе абитури-ентства выбрать тот вуз, где существует аспирантура или научная школа по интересующей его научной специальности.

Следующий элемент рассматриваемой структуры — определение профессиональной пригодности индивида. Вопрос профессиональной пригодности абитуриента сводится к определению соответствия его состояния здоровья, личностных психологических и психофизических качеств, необходимых для освоения выбранной профессии. Здесь необходимо различать требования, которые закреплены законодательно (например, определение годности по состоянию здоровья абитуриентов военных училищ), не закреплённые нормативными документами, но очевидные требования (например, наличие коммуникативных качеств у будущих педагогов), а также «неочевидные» требования, которые иногда остаются скрытыми от абитуриентов (например, обязательная практика в полевых условиях). Итак, третью проблему можно сформулировать следующим образом: выявить все требования, предъявляемые не только к будущей профессиональной деятельности, но и к успешному освоению образовательной программы выбранного направления подготовки, и определить, соответствуют ли этим требованиям личностные качества абитуриента.

Важнейший компонент структуры профессионального самоопределения абитуриентов — психологическая готовность к выбору. Можно выделить степени проявления такой готовности как «несформированная», «сформированная», «ситуативная». Уровень психологической готовности абитуриента к выбору направления профессионального образования достаточно сильно коррелирует с уровнем его успешности в дальнейшей учебной деятельности. Достижение высокого уровня психологической готовности к осуществлению выбора составляет ключевую проблему в процессе профессионального самоопределения.

Заключительным элементом процесса профессионального самоопределения абитуриента можно считать не просто выбор направления профессионального образования, но построение индивидуальной траектории профессионального роста, для которой сделанный абитуриентом выбор служит отправной (начальной) точкой. Безусловно, на планирование профессиональной карьеры оказывают влияние внешние факторы: состояние региональной экономики; потребности рынка труда; окружающая среда; мнение родителей, родственников, друзей; мнения, распространяемые в социальных сетях; средства массовой информации и другие.

Таким образом, структуру профессионального самоопределения абитуриента можно представить следующим образом:

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

АБИТУРИЕНТОВ

Исследования проводились в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» во время приёмной кампании 2014 года. В первую очередь был проведён статистический анализ заявлений, поданных на различные направления подготовки, чтобы исследовать уровень определённости выбора абитуриентами того или иного направления. Выяснилось, что профессиональное самоопределение абитуриентов на момент подачи заявления в вуз сформировано не более чем у 10% абитуриентов.

Модель психолого-педагогической поддержки, в основу которой легла структура профессионального самоопределения абитуриентов, была апробирована для абитуриентов направлений «математика», «прикладная математика и информатика», «математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «физика».

Каждому абитуриенту, подававшему заявление на эти направления, оказывалась индивидуальная информационно-консультативная помощь. Заинтересованность в дополнительной информации о факультете проявили 100% абитуриентов, из них 17% выразили желание получить психологическую консультацию с целью выявления уровня профпригодности. В психолого-педагогическом анкетировании приняли участие 87% абитуриентов: 58,5% юношей, 41,5% девушек возраста 16-20 лет, из них 76% — выпускники средних школ 2014 года, 13% — выпускники ссузов, 11% — выпускники средних школ прошлых лет. Некоторые результаты анкетирования представлены в таблице.

В комплексе интерактивных мероприятий, в который вошли мастер-классы ведущих преподавателей, интерактивные экскурсии, психологические тренинги, приняли участие 52% абитуриентов.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

— в условиях системы непрерывного образования подавляющее большинство абитуриентов вуза нуждаются в консультации и помощи специалистов для достижения психологической готовности к выбору направления профессиональной подготовки;

— организация психолого-педагогического сопровождения абитуриентов в вузе позволяет формировать у будущих студентов высокий уровень профессионального самоопределения и стремление к самоактуализации при обучении по выбранному профессиональному направлению;

Абитуриент: % абитуриентов, ответивших положительно

Получал информацию о факультете из Интернета 76

Общался с преподавателями факультета до приёмной кампании 19

Впервые узнал о факультете во время приёмной кампании и заинтересовался 9

Окончательно не определился с направлением подготовки к началу приёмной кампании 92

Считаю важным психологическую поддержку и дружелюбную атмосферу в вузе во время приёмной кампании 97

Готов принять участие в интерактивных консультационных мероприятиях во время приёмной кампании 61

— разработанный комплекс методик, использованных при реализации этой модели, может служить основой для разработки программы психолого-педагогического сопровождения абитуриентов вуза.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентно-способного специалиста // Акмеология. 2013. № 2. С. 9-18.

[2]. Ермачкова Е.С. Психолого-педагогическая поддержка процесса профессионального самоопределения учащихся // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. № 4. С. 210-214.

[3]. Жуина Д.В. Технологии сопровождения процесса становления профессиональной карьеры студента педагогического вуза // Акмеология. 2012. № 1. С. 31-34.

[4]. Заводчиков Д.П., Янгулов Я.Е. Акмеологический подход к профессиональному становлению личности как теоретико-методологическая основа непрерывного профессионального образования // Личность в профессионально-образовательном пространстве: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 21 ноября 2013 г. ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». — Екатеринбург, 2013. С. 40-44.

[5]. Зеер Э.Ф., Мешкова И.В. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов // Мир психологии. 2008. № 2. С. 205-211.

[6]. Иванова В.И. Акмеологические закономерности и механизмы формирования образовательной среды подготовки специалистов // Акмеология. 2008. № 3. С. 16-23.

[7]. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учёб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

[8]. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования // Вестник образования России. 2013. № 19.

[9]. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-66.

[10]. Ососова М.В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 166-172.

[11]. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

[12]. Троешестова Д.А., Иванова М.В. Выбор интерактивных методов обучения студентов специальности «математика» на основе психолого-педагогического мониторинга // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 141-145.

[13]. Чистякова С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного самообразования // Школа и производство. 2013. № 1. С. 9-12.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF UNIVERSITY ENTRANTS

Dariya A. Troeshestova, Ph.D. (Physical and Mathematical sciences), Associate Professor of Chuvash State University; Moskovskiy pr., 15, Cheboksary, 428015, Russia; e-mail: sda-chuvsu@yandex.ru

ABSTRACT

The article examines the necessity of psycho-pedagogical support of university entrants, whose goal is to achieve a high level of psychological readiness of the applicants to choose the direction of the implementation of vocational education. The article shows the structure of professional self-determination of the university entrants. The testing results of the psychological and pedagogical support's model in the period of admission campaign 2014 are submitted for discussion.

Key words: psycho-acmeological support, learner-centered education, educational trajectories, psychological and pedagogical support, professional self-determination.

REFERENCES

[1]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentno-sposobnogo specialista // Akmeologija. 2013. № 2. С. 9-18.

[2]. ErmachkovaE.S. Psihologo-pedagogicheskaja podderzhka processa professional'nogo samoo-predelenija uchashhihsja // Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2008. № 4. С. 210-214.

[3]. Zhuina D.V. Tehnologii soprovozhdenija processa stanovlenija professional'noj kar'ery stu-denta pedagogicheskogo vuza // Akmeologija. 2012. № 1. С. 31-34.

[4]. Zavodchikov D.P., Jangulov Ja.E. Akmeologicheskij podhod k professional'nomu stanovlen-iju lichnosti kak teoretiko-metodologicheskaja osnova nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija // Lichnost' v professional'no-obrazovatel'nom prostranstve: Materialy XII Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 21 nojabrja 2013 g. — Ekaterinburg: FGAOU VPO «Ros. gos. prof.-ped. un-t», 2013. S. 40-44.

[5]. Zeer Je.F., Meshkova I.V. Obrazovatel'naja sreda kolledzha kak faktor formirovanija raz-vivajushhego professional'no-obrazovatel'nogo prostranstva studentov // Mir psihologii. 2008. № 2. S. 205-211.

[6]. Ivanova V.I. Akmeologicheskie zakonomernosti i mehanizmy formirovanija obrazovatel'noj sredy podgotovki specialistov // Akmeologija. 2008. № 3. С. 16-23.

[7]. KlimovE.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija / Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2004.

[8]. Koncepcija organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija // Vestnik obrazovanija Rossii. 2013. № 19.

[9]. Leont'ev D.A., Shelobanova E.V. Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushhego // Voprosy psihologii. 2001. № 1. S. 57-66.

[10]. OsosovaM.V. Model' psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo samoopredelenija uchashhihsja // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. С. 166-172.

[11]. Prjazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie. — M.: Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh: NPO «MODJeK», 2003.

[12]. Troeshestova D.A., Ivanova M.V. Vybor interaktivnyh metodov obuchenija studentov special'nosti «matematika» na osnove psihologo-pedagogicheskogo monitoringa // Vestnik Chuvashs-kogo universiteta. 2013. № 2. С. 141-145.

[13]. Chistjakova S.N. Novye podhody k formirovaniju professional'nogo samoopredelenija shkol'ni-kov v uslovijah nepreryvnogo samoobrazovanija // Shkola i proizvodstvo. 2013. № 1. S. 9-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.