Научная статья на тему 'Организация психолого-педагогического сопровождения абитуриентов'

Организация психолого-педагогического сопровождения абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / LEARNER-CENTERED EDUCATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / PROFESSIONALLY-ORIENTED PERSON / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PERSONAL FULFILLMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Николай Аркадьевич, Троешестова Дарья Анатольевна

В статье раскрываются цели и задачи организации психолого-педагогического сопровождения абитуриентов вуза в рамках системы непрерывного образования. Предлагается функциональная двухэтапная модель психолого-педагогического сопровождения абитуриентов. Выносятся на обсуждение результаты апробации модели в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова в период приемной кампании 2014 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Николай Аркадьевич, Троешестова Дарья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF UNIVERSITY ENTRANTS

The article examines the necessity, goals and tasks ofpsycho-pedagogical support of university entrants in the continuing education system. The functional two-stage model of psychological and pedagogical support of university entrants is offered. The testing results of this model in the period of admission campaign 2014 of the Chuvash State University are submitted for discussion.

Текст научной работы на тему «Организация психолого-педагогического сопровождения абитуриентов»

90

Высшее образование в России • № 11, 2014

Authors:

ALEKSANDROV Andrey Yu. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Rector, The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, alexandre66@rambler.ru

GARTFELDER Victor A. - Cand. Sci. (Technical), Prof., Machine building Department Dean, The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, harvik48@list.ru

KOVALEV Vladimir G. - Cand. Sci. (Technical), Prof., Power engineering and Electric engineering Department Dean, The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, espp21@mail.ru

SUDLENKOV Aleksey A. - Cheboksary Electromechanical College Head, mail@chemk.org

Н.А. ПЕТРОВ, доцент Д.А. ТРОЕШЕСТОВА, доцент

Организация психологопедагогического сопровождения абитуриентов

В статье раскрываются цели и задачи организации психолого-педагогического сопровождения абитуриентов вуза в рамках системы непрерывного образования. Предлагается функциональная двухэтапная модель психолого-педагогического сопровождения абитуриентов. Выносятся на обсуждение результаты апробации модели в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова в период приемной кампании 2014 г.

Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, индивидуальные образовательные траектории, психолого-педагогическое сопровождение, профессионально ориентированная личность, профессиональное самоопределение, самореализация

личности

Одним из условий модернизации российской системы образования, опирающейся на Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) и Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295), выступает формирование системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации.

Рассматривая эту проблему в рамках образовательного пространства «школа -вуз», можно выделить следующие задачи,

сформулированные для каждого образовательного уровня:

1) предоставление учащимся старших классов общеобразовательных учреждений возможностей выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы;

2) переход на уровневые программы подготовки с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ;

3) адаптация образовательных программ профессионального образования к требованиям рынка труда, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием инновационных педагогических технологий.

Таким образом, современное российское образование делает сложные шаги от когнитивно-ориентированной образова-

Из жизни вуза

91

тельной парадигмы к личностно-ориентированной. При этом на первое место в организации учебного процесса выдвигается проблема проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося, соответствующего его способностям, личностным качествам, возможностям и потребностям. Применительно к вузу индивидуально-ориентированный образовательный процесс подразумевает наличие у каждого студента индивидуального учебного плана [1]. Но реалии современного высшего образования таковы, что переход от поточно-групповой организации учебного процесса к кредитно-модульной (асинхронной), обеспечивающей подлинную индивидуальную организацию учебного процесса, оказался практически невозможен в силу ряда причин. Так, например, План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», который определяет основные ориентиры трансформации системы образования и науки на период 2012-2018 гг., предусматривает увеличение числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, а вузы вынуждены работать в условиях нормативно-подушевого финансирования [2]. В этом контексте одним из важнейших направлений организации подготовки востребованных на рынке труда специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности является формирование эффективного взаимодействия вуза со средними образовательными учреждениями. Причем в рамках системы непрерывного образования особое внимание должно уделяться совершенствованию преемственных связей, поиску новых форм, методов и приемов работы, целью внедрения которых является построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося [3].

Одной из предпосылок эффективного целенаправленного продвижения обучающегося по индивидуальной траектории в

системе непрерывного образования является психолого-педагогическое сопровождение, целью которого выступает создание оптимальных условий для достижения им высокого уровня личностно-профессионального развития.

Обращаясь к данной проблеме, можно заметить, что на сегодняшний день достаточно хорошо проработаны вопросы оказания психолого-педагогической поддержки учащихся в средних общеобразовательных учреждениях [4]. Федеральным агентством по делам молодежи разработана Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования [5]. Имеются наработки в области создания развивающей образовательной среды, включающей психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления и саморазвития личности в колледжах [6] и вузах [7]. Однако практически отсутствуют разработки, посвященные вопросам эффективного психолого-педагогического сопровождения абитуриентов.

Введение новых правил приема в вузы, согласно которым абитуриенты поступают в вуз по результатам полученных баллов ЕГЭ и имеют право подать документы в пять ву-

92

Высшее образование в России • № 11, 2014

зов по три направления (специальности) в каждом, привели к тому, что принятие решения учиться в конкретном вузе по выбранному направлению происходит у абитуриента не сразу после окончания среднего образовательного учреждения, как это было раньше, а лишь через полтора-два месяца после сдачи выпускных экзаменов. В этот период он уже лишен психолого-педагогической поддержки, которую ему оказывали школьные учителя, психологи или преподаватели ссузов. Между тем приемные комиссии вузов на сегодняшний день не выполняют такую функцию. Тысячи выпускников школ остаются один на один с проблемой ответственного выбора, испытывая растерянность, неуверенность в себе, тревогу и даже страх перед неопределенностью. К тому же ситуация усугубляется фактором смены одной образовательной среды на другую: в вузе абитуриент чувствует себя новичком, которому необходимо заново завоевывать одобрение, доверие и признание.

Эффективным инструментом, который, с одной стороны, позволяет решать проблемы психологической поддержки абитуриентов, а с другой - осуществлять качествен-

ный набор в вуз, является организация психолого-педагогического сопровождения абитуриентов. Задачами такого сопровождения являются:

• определение направления подготовки профессионального образования на основе диагностики индивидуальных личностных качеств абитуриента;

• анализ соответствия потребностей и целей абитуриента образовательным возможностям вуза;

• выявление требований,предъявляемых к успешному освоению образовательной программы выбранного направления подготовки, и определение степени профпригодности абитуриента;

• формирование психологической готовности абитуриента к осуществлению выбора;

• построение индивидуальной траектории профессионального роста.

Модель психолого-педагогического сопровождения абитуриентов, разработанная в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» и апробированная во время приемной кампании 2014 г., представлена на рисунке 1.

Вход Этап Этап

консультирования взаимодействия

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения абитуриентов

Из жизни вуза

93

Данная модель является функциональной, включающей в себя последовательность действий, направленных на достижение заданной цели - формирование профессионально ориентированной личности с высокой психологической готовностью к осуществлению выбора (выходной параметр модели).

Входными параметрами являются потребности абитуриента: в информированности о направлениях подготовки профессионального образования и деталях учебного процесса вуза; в знаниях о будущей учебной и профессиональной деятельности; в принадлежности к образовательному сообществу; в одобрении его намерений и признании достижений; в уверенности в правильности предстоящего выбора; в профессиональном саморазвитии.

Внутренние параметры модели образуют два слоя (этапа) предусматриваемых действий: на первом этапе оказывается консультационная поддержка абитуриентам, на втором происходит взаимодействие, коммуникативное общение абитуриентов с преподавателями вуза.

Этап консультирования включает в себя два параметра (блока): предоставление информации и психологическая диагностика абитуриентов. Первый блок обеспечивается педагогами-консультантами и включает в себя информирование абитуриента о направлениях подготовки, содержании образовательных программ, особенностях учебного процесса, возможностях дополнительного и дальнейшего образования на базе вуза. Второй блок обеспечивается пси-хологами-консультантами и предполагает диагностику индивидуальных свойств личности абитуриента с применением разнообразных методик тестирования, опросников и анкет, индивидуальные беседы и наблюдения по заранее составленным планам, проектирование основных элементов карьеры в предполагаемой профессиональной деятельности.

Этап взаимодействия предполагает во-

влечение абитуриента в исследовательскую деятельность путем организации различных форм работы, таких как мастер-классы, лабораторные эксперименты, интерактивные экскурсии, лекции-дискуссии, миниконференции. Участвуя в подобных мероприятиях, абитуриент не только знакомится с преподавателями, узнает о направлениях студенческой научно-исследовательской работы, но и имеет возможность проявить себя, почувствовать себя вовлеченным в образовательную среду. Особый методкоммуникативной работы с абитуриентами - тренинги, направленные на обнаружение и развитие личностных качеств, на осознание своих потенциальных возможностей, приобретение новых навыков.

Разработанная модель позволяет наглядно представить процесс психолого-педагогического сопровождения абитуриента с момента его первого обращения в приемную комиссию вуза (подачи заявления) до момента его окончательного выбора (подачи оригинала документа о среднем образовании).

Апробация модели проводилась в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова во время приемной кампании 2014 г. В первую очередь был прове-

94

Высшее образование в России • № 11, 2014

ден статистический анализ поданных заявлений на различные направления подготовки с целью исследования уровня осознанности выбора абитуриентами того или иного направления. Данные были взяты с сайта приемной комиссии, которые находятся в открытом доступе. Результаты анализа показали, что в целом по университету только на одно направление подготовки подали заявления не более 10% абитуриентов. Было выявлено, что около 10% абитуриентов подали заявления на различные направления подготовки с различными «наборами» ЕГЭ,например:математика и юриспруденция, строительство и клиническая психология, химия и экономика. Данные по процентному соотношению абитуриентов, подавших заявления на одно, несколько родственныхили несколько различных направлений, для поступающих на направления «Прикладная математика и информатика», «Строительство» и «История» представлены в таблице. Можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение абитуриентов на момент подачи заявления в вуз сформировано не более чем у 10% абитуриентов. Следовательно, более 90% абитуриентов нуждаются в консультации и помощи специалистов для достижения готовности косуществле-нию правильного выбора.

Модель психолого-педагогической поддержки была апробирована для абитуриентов направлений «Математика», «Прикладная математика и информатика», «Математическое обеспечение и админи-

стрирование информационных систем», «Физика ».

На первом этапе каждому абитуриенту, подававшему заявление на данные направления, оказывалась индивидуальная информационно-консультативная помощь. Заинтересованность в дополнительной информации о факультете проявили 100% абитуриентов. В психолого-педагогическом анкетировании приняли участие 87% абитуриентов: 58,5% юношей, 41,5% девушек в возрасте 16-20 лет; из них 76% - выпускники средних школ 2014 г., 13% - выпускники ссузов, 11% - выпускники средних школ прошлых лет. Опрос показал, что в поиске информации о направлениях подготовки до начала приемной кампании большинство абитуриентов отдавали предпочтение «неживому» источнику - сети Интернет (76%), тогда как во время приемной кампании все 100% абитуриентов проявили интерес к «живому» общению с преподавателями факультета и 61% - к участию в мероприятиях коммуникативно-исследовательского характера. Выразили желание получить психологическую консультацию с целью выявления уровня профпригодности 17% абитуриентов.

На втором этапе был реализован комплекс интерактивных мероприятий, в который вошли: встречи с деканом факультета, мастер-классы ведущих преподавателей, интерактивные экскурсии в лаборатории высоких технологий и солнечной энергетики, психологические тренинги. Абитуриенты участвовали в мероприятиях вместе со

Таблица

Процентное соотношение абитуриентов, подавших заявления

Подано заявлений

Направление бакалавриата Только на одно направление, % На родственные направления, % На различные направления, но с одним «набором» ЕГЭ, % На различные направления с разными «наборами» ЕГЭ, %

Прикладная математика и информатика 6 22 61 11

Строительство 10 12 71 7

История 1 21 67 11

Из жизни вуза

Рис. 2. Диаграмма процентного соотношения абитуриентов, указавших важность того или иного компонента профессионального обучения

своими друзьями, родителями или род- в России. 2011. № 4. С. 10-24.

95

ческих методик и психологических тренингов может быть положен в основу программы психолого-педагогического сопровождения абитуриентов вуза.

Литература

1. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование

ственниками (то, что их мнение важно для формирования готовности к осуществлению выбора, указали в анкетах 43% абитуриентов).

Системный подход при реализации компонентов разработанной модели позволил не только повысить степень готовности абитуриентов к осуществлению выбора, но и достичь более высокого уровня ориентации абитуриентов в предстоящем процессе профессионального обучения (рис. 2).

Анализ опыта реализации разработанной модели позволяет сделать следующие выводы:

> психолого-педагогическая поддержка абитуриентов является необходимым условием успешной реализации непрерывного личностно-ориентированного образования;

> организация психолого-педагогического сопровождения абитуриентов в вузе позволяет не только повысить степень готовности абитуриентов к осуществлению выбора, но и усилить стремление будущих студентов к самореализации в выбранном профессиональном направлении;

> разработанный комплекс педагоги-

2. Александров А.Ю. Организация учебного

процесса в вузе в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Вестник Чуваш. ун-та. 2013. № 2. С. 111-115.

3. Михайлова Э.В. Индивидуальные образо-

вательные траектории обучающегося в системе непрерывного образования // Вестник Чуваш. ун-та. 2012. № 4. С. 186190.

4. Ососова М.В. Модель психолого-педаго-

гического сопровождения профессионального самоопределения учащихся // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. C. 166-172.

5. Концепция организационно-педагогичес-

кого сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования // Вестник образования России. 2013. № 19.

6. Величко Е.В. Психолого-педагогическое

сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 97-100.

7. Жуина Д.В. Акмеологический центр в об-

разовательном пространстве вуза // Высшее образование в России. 2013. № 4.

С. 81-86.

96

Высшее образование в России • № 11, 2014

Авторы:

ПЕТРОВ Николай Аркадьевич - канд. ист. наук, доцент, Чувашский государственный университет, petrov@chuvsu.ru

ТРОЕШЕСТОВА Дарья Анатольевна - канд. физ.-мат. наук, доцент, Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, sda-chuvsu@yandex.ru

PETROV N.A, TROESHESTOVA DA. ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF UNIVERSITY ENTRANTS

Abstract. The article examines the necessity, goals and tasks of psycho-pedagogical support of university entrants in the continuing education system. The functional two-stage model of psychological and pedagogical support of university entrants is offered. The testing results of this model in the period of admission campaign 2014 of the Chuvash State University are submitted for discussion.

Keywords: learner-centered education, individual educational trajectories, psychological and educational support, professionally-oriented person, professional self-determination, personal fulfillment

References

1. Sazonov B.A. (2011) [Individual oriented administration of educational process as a condition of

modernization of Russian universities] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 4, pp. 10-24. (In Russ., abstract in Eng.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aleksandrov A.Yu. (2013) [Organization of educational process in conditions of transition to new

educational standards]. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Herald of the Chuvash University]. No. 2, pp. 111-115. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Mikhaylova E.V. (2012) [Individual educational trajectories of students in the system of constant

education]. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Herald ofthe Chuvash University]. No. 4, pp. 186190. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Ososova M.V. (2012) [Model of psychological pedagogical assistance to professional self-determination

of pupils] Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher education in Russia]. No. 4, pp. 166-172. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Kontseptsiya organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional’nogo samoopre-

deleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [The concept of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in a continuing education]. Vestnik Obrazovaniya Rossii [Herald of the education in Russia]. 2013, no. 19. (In Russ.)

6. Velichko E. V. (2012) [Psychological and educational support of professional and personal

development of college students]. Psihologicheskie nauki: teoriya i praktika: materialy mezhdunar. nauch. konf. [Psychological Science: Theory and Practice: Proceedings ofthe international. scientific. conf. (Moscow, February 2012)] Moscow: Buki-Vedi Publ., pp. 97-100. (In Russ.)

7. Zhuina D.V. (2013) [Acmeological center in university educational space] Vysshee obrazovanie v

Rossii [Higher education in Russia]. No. 4, pp. 81-86. (In Russ., abstract in Eng.)

Authors:

PETROV Nikolay A. - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, petrov@chuvsu.ru

TROESHESTOVA Dar’ya A. - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Assoc. Prof., The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, sda-chuvsu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.