КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
From the editor-in-chief
УДК 159.9
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ1
Деркач Анатолий Алексеевич, заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, лауреат Премии Президента РФ в области образования; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Актуализируется проблема профессионализма специалиста-психолога, базис которого закладывается в процессе обучения в вузе. Раскрыты методологические аспекты профессиональной подготовки психолога на современном этапе. Определены важнейшие прикладные аспекты этого процесса, включая его оптимизацию на основе акмеологиче-ского потенциала. Показана роль компетентностного подхода в формировании содержания подготовки будущего психолога.
Ключевые слова: подготовка психолога, методология, прикладной аспект, противоречия, оптимизация, акмеологический потенциал, компетентностный подход, компетенции.
Выделим несколько групп закономерностей оптимизации обучения будущих психологов.
Первая группа указывает на то, как зависит содержание профессионального обучения психологов от требований образовательных стандартов и заказчиков. Она соответствует функции координирования образовательного процесса. Вторая группа закономерностей показывает, как зависит применение средств, форм и методов обучения от индивидуальных возможностей студентов. Эта группа связана с реализацией сравнительно-оценочной функции оптимизации. Третья группа демонстрирует взаимосвязи консультационно-направляющей роли преподавателя и консультационной помощи кураторов с практической реализацией знаний, умений и навыков психологов в профессии. Эта группа связана с функцией динамических преобразований, которая фиксирует зависимость эффективности получения компетенций от психологических условий образовательного/профессионального процессов. Четвёртая группа закономерностей отражает взаимосвязь рационального применения имеющихся средств, форм и условий и формирования целостной компетентности будущих психологов. Она основывается на положении компетентностного подхода о формировании соответствующего уровня компетентности в условиях инновационных акмеологических и образовательных сред.
На основе указанных закономерностей О.Ф. Пиралова выявила принципы оптимизации обучения будущих специалистов профессиональным дисциплинам. Назовём эти принципы:
1 Окончание. Начало см. в №№ 1, 2 / 2014.
- принцип осознанной перспективы обучения специальным дисциплинам профессионального характера, который требует глубокого понимания студентами близких, отдалённых и далёких перспектив обучения. Он базируется на закономерном формировании содержания в зависимости от согласованных требований образовательных стандартов и работодателей;
- принцип индивидуального проектирования профессионального обучения, ориентирующий на подбор и использование необходимых для обучения конкретного(ых) студента(ов) комплексов средств обучения. Этот принцип опирается на выбор определённой траектории обучения, применение соответствующих средств, форм и методов с учётом индивидуальных особенностей студентов. Он позволяет студентам решать вопросы профессионального самоопределения и развивать у них активность в профессии;
- принцип психологической комфортности, позволяющий преподавателям сочетать индивидуальный подход с групповыми формами обучения. Он характеризует зависимость эффективного получения компетенций необходимого уровня от образовательной и акмеологической сред (А.П. Федоркина);
- принцип прямой и обратной связи вуза и студентов с практикой. Он основан на закономерности формирования необходимого уровня целостной компетентности психологов в зависимости от рационального использования инновационных технологических, информационных и прочих условий/сред внутри вуза и практической деятельности.
Всю систему принципов оптимизации профессионального обучения технологически реализует приём учебно-практического реверса. Он основан на теории движения субъекта от некомпетентности к компетентности и от неосознанности к осознанности. Речь идёт об обучении студентов с применением различных форм и методов и опорой на их опыт, который они могут использовать для получения более высоких уровней компетентности. Используя учебно-практический и практически-учебный реверс, преподаватели могут не только повысить уровень интеллектуальных знаний и профессионального опыта, но и изменить мотивацию студента, связанную с получением высшего образования вообще и изучением конкретного профессионального предмета в частности. Этот приём позволяет преподавателю подобрать соответствующий педагогический инструментарий для оптимального обучения студента и повышения уровня его компетентности.
Для достижения результата необходимо не просто проектировать маршруты обучения, а внедрять их в образовательный процесс, контролировать динамику развития квалификационных и профессионально-личностных качеств будущих психологов.
Концепция оптимизации обучения профессиональным дисциплинам предполагает следующие этапы реализации:
1. Этап диагностирования начальных компетенций, который связан с выявлением не только знаний, умений и навыков по изучаемому курсу, но и уровня профессионального опыта (опыта использования имеющихся у студента знаний, умений и навыков, связанных с предметом, в условиях практики), а также уровня/характера мотивации работы в реальных условиях психологической практики.
Такое диагностирование связано с дальнейшим построением маршрутов обучения конкретных студентов.
2. Этап проектирования акмеологических маршрутов профессионального обучения. Такие маршруты способствуют как целостности подготовки, психологическому комфорту субъектов, участвующих в образовательном процессе, так и индивидуализации профессионального развития студента. Их составляют в соответствии с основными неизменными требованиями стандарта и индивидуальными требованиями заказчиков, а также в зависимости от начальной мотивации изучения того или иного предмета, связанного (напрямую или косвенно) с дальнейшей профессиональной деятельностью. Данный этап связан с формированием оптимальных алгоритмов обучения студентов в зависимости от выявленных на первом этапе начальных компетенций.
3. Этап первоначального внедрения образовательного акмеологического маршрута и текущего контроля, который связан с использованием акмеологических маршрутов обучения и их проверкой на адекватность учебной и профессиональной ситуации, а также на способность влиять на реальное повышение уровня компетентности конкретного студента. Этот этап позволяет оценить работу студентов по спроектированным акмеологи-ческим маршрутам. Для его реализации необходимо осуществлять действия, отражённые в маршрутах студентов, в течение первых пяти учебных недель (треть семестра), а затем комплексно контролировать все их составляющие. Если в результате диагностирования первичного внедрения акмеологического маршрута наблюдается положительная динамика развития обучаемого, можно сделать вывод, что первоначальный маршрут спроектирован рационально, то есть в нём учтены все особенности личности студента. Следовательно, этот акмеологический маршрут не требует дальнейшей корректировки, и студент продолжает заниматься по первоначальному алгоритму. Но если хотя бы по одной составляющей нет динамики или она отрицательная, то необходимо корректировать акмеологи-ческий маршрут по соответствующей составляющей.
4. Этап корректировки образовательного акмеологического маршрута - достижение положительной динамики по тем составляющим, где её не было, а также с учётом так называемой академической корректировки. В этом случае можно увеличить количество часов для проработки вопросов, которые не усвоены студентами, чтобы доступнее и подробнее объяснить материал с опорой на имеющийся у них опыт. Такие занятия должны проводиться как дополнительные (отдельно от общего расписания) с разрешения руководства учебного заведения.
5. Этап контроля результатов корректировки акмеологического образовательного маршрута связан с оцениванием эффективности корректировки. При этом важно оценивать весь предметный материал, изучаемый с начала семестра. В случае проявления положительной динамики в составляющих образовательных маршрутов обучение проводится до конца семестра. Кроме того, период в восемь учебных недель (половина учебного семестра) позволяет студентам адаптироваться к стилю общения преподавателя, систематическому контролю на занятиях (формам контроля и его интенсивности), поэтому дальнейшее изучение материала должно проходить в осознанной форме с известной перспективой применения полученных знаний на практике. Следовательно, при оценивании эффективности выбранного алгоритма обучения необходимо учитывать осознанные действия студентов на практических, лабораторных занятиях и в самостоятельной деятельности, их ответственность за действия при общении с другими людьми, при выполнении курсовых (изобретательских, конструкторских, графических и др.) работ.
6. Заключительный этап связывается с оценкой результата обучения на экзамене/зачёте. Цель этого этапа - не только получить положительную оценку на итоговом тестировании/контроле в виде экзамена или зачёта, но и повысить уровень компетентности. Иными словами, улучшить не только знания теоретического порядка, но и умения их применять в дальнейшей академической и практической профессиональной деятельности.
Каждая последующая дисциплина профессионального/специального цикла должна опираться на соответствующие компетенции, полученные при освоении предыдущих циклов и курсов обучения. По окончании изучения какого-либо цикла профессиональных дисциплин преподаватели должны сделать заключение о потенциальных возможностях каждого студента и/или необходимости дальнейшего более глубокого изучения вопросов, которые не были достаточно изучены в соответствующем курсе по каким-либо причинам (недостаток времени, низкий стартовый уровень и др.). Типовая оценка может содержать информацию о быстроте адаптации к условиям преподавания дисциплины; активности/ пассивности студента при изучении дисциплины; стиле общения; эффективном использовании современных информационных и технологических средств; о качестве выполненной самостоятельной работы.
Такая комплексная оценка студента позволит преподавателям не только составить приблизительный психологический портрет (характеристику) обучаемых, но и исполь-
зовать соответствующие приёмы и методы для быстрой адаптации к вновь изучаемому предмету и созданию оптимальных условий для получения необходимого уровня компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова. -М., 1973.
[2]. Акмеология: Учебник / Под общ.ред. А.А. Деркача. - М., 2002.
[3]. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев: избр. психол. тр. -М.; Воронеж, 1996.
[4]. Асмолов А.Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности / А.Г. Асмолов, В.А. Петровский // Вопросы психологии. 1978. № 1.
[5]. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю.К. Ба-банский. - М., 1977.
[6]. Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А. О задачах и направлениях современных акмеоло-гических исследований // Акмеология. 2013. № 4. С. 85-90.
[7]. Брушлинский А.В. Субъект деятельности и обратная связь / А.В. Брушлинский // Системные аспекты психической деятельности / Под ред. Ю.И. Александрова [и др.]. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 153-176.
[8]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3. С. 31-35.
[9]. Гагарин А.В. Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: особенности проявления и развития в условиях экологоориентированной деятельности // Акмеология. 2010. № 4. С. 28-33.
[10]. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности винформационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 2. С. 178-182.
[11]. Деркач А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А.А. Деркач, Е.В. Селезнёва. - М.; Воронеж, 2006.
[12]. Деркач А.А. В помощь исследователю-акмеологу: о логике акмеологического исследования // Акмеология. 2013. № 4. С. 11-24.
[13]. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 10-20.
[14]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (начало) // Акмеология. 2011. № 4 (40). С. 8-22.
[15]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (продолжение) // Акмеология. 2012. № 1 (41). С. 10-16.
[16]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (окончание) // Акмеология. 2012. № 2 (42). С. 12-23.
[17]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста (начало) // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 11-23.
[18]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 1. С. 11-16.
[19]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 2. С. 9-18.
[20]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 3. С. 14-21.
[21]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. № 3 (39). С. 8-19.
[22]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов (начало) // Акмеология. 2014. № 1. С. 6-15.
[23]. Пиралова О.Ф. Оптимизация обучения профессиональным дисциплинам студентов инженерных вузов в условиях компетентностного подхода / О.Ф. Пиралова. - М., 2010.
[24]. Сайко Э.В. Индивид, субъект, личность, индивидуальность в дифференцированной представленности и интегральном определении человека / Э.В. Сайко // Мир психологии. 2007. № 1.
[25]. Сайко Э.В. Субъект действия в реализации «сознательного существования бытия» и формировании исторического содержания социальной эволюции / Э.В. Сайко // Субъект действия, взаимодействия, познания: психологические, философские, социокультурные аспекты. - М.; Воронеж, 2001.
[26]. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального / Э.В. Сайко. - М.; Воронеж, 2006.
[27]. Сергиенко Е.А. Принципы дифференциальной интеграции и континуальности-дискретности психического развития / Е.А. Сергиенко // Теория развития: дифференциально-интеграционная парадигма: Докл. участников круглого стола, Москва, 12-13 февраля 2009 г. / Сост. Н.И. Чуприкова. - М., 2009. С. 131-149.
[28]. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М., 2004.
METHODOLOGICAL AND APPLIED PROBLEMS OF TRAINING OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS
Anatoly Alekseevich Derkach, the Honored Scientist of Russia, Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Laureate of the Prize of the President of the Russian Federation in the Field of Education; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article actualizes the issue of professionalism of psychologist, basis of which is laid in the process of education. The methodological aspects of professional preparation of a psychologist at the present stage are disclosed. The most important applied problems of this process, including aspects of its optimization on the basis of acmeological potential are defined. The role of the competence approach in forming the content of training of a will-be psychologist. Key words: preparation of a psychologist, methodology, applied aspect, contradictions, optimization, acmeological capacity, competence approach, competences.
REFERENCES
[1]. Abul 'hanova-Slavskaja K.A. O sub#ekte psihicheskoj dejatel'nosti / K.A. Abul'hanova. M., 1973.
[2]. Akmeologija: uchebnik /pod obshh. red. A.A.Derkacha. M., 2002.
[3]. Anan'ev B.G. Psihologija i problemy chelovekoznanija /B.G.Anan'ev: izbr. psihol.tr. M.; Voronezh, 1996.
[4]. Asmolov A.G. O dinamicheskom podhode k psihologicheskomu analizu dejatel'nosti / A.G.Asmolov, V.A.Petrovskij // Vopr. psihologii. 1978. № 1.
[5]. Babanskij Ju.K. Optimizacija processa obuchenija (obshhedidakticheskij aspekt) / Ju.K. Ba-banskij. M., 1977.
[6]. Bodalev A.A., Derkach A.A., Klimov E.A O zadachah i napravlenijah sovremennyh akmeologi-cheskih issledovanij // Akmeologija. 2013. № 4. S. 85-90.
[7]. BrushlinskijA.V. Sub#ekt dejatel'nosti i obratnaja svjaz' / A.V.Brushlinskij // Sistemnye aspek-ty psihicheskoj dejatel'nosti /pod red. Ju.I.Aleksandrova [i dr.]. M.: Jeditorial URSS, 1999. S. 153-176.
[8]. Gagarin A.V. Dejatel'nost' lichnosti v informacionno-obrazovatel'noj srede: teoretiko-metod-ologicheskie aspekty //Akmeologija. 2012. № 3. S. 31-35.
[9]. Gagarin A.V. Professional'no-jekologicheskaja kul'tura budushhego specialista: osobennosti projavlenija i razvitija v uslovijah jekologoorientirovannoj dejatel'nosti // Akmeologija. 2010. № 4. S. 28-33.
[10]. Gagarin A.V., Raickaja L.K. Obrazovanie i razvitie lichnosti v informacionno-kommunika-cionnoj dejatel'nosti // Vestnik MGIMO Universiteta. 2013. № 2. S. 178-182.
[11]. Derkach A.A. Akmeologicheskaja kul'tura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti, meha-nizmy razvitija / A.A.Derkach, E.V.Selezneva. M.; Voronezh, 2006.
[12]. Derkach A.A. V pomoshh' issledovatelju-akmeologu: o logike akmeologicheskogo issledo-vanija // Akmeologija. 2013. № 4. S. 11-24.
[13]. Derkach A.A. Metodologicheskie sostavljajushhie sostojanija psihicheskoj gotovnosti k dejatel'nosti // Akmeologija. 2012. № 3 (43). S. 10-20.
[14]. Derkach A.A. Modernizacija obrazovanija kak uslovie operezhajushhego social'no-jekonom-icheskogo razvitija strany (nachalo) // Akmeologija. 2011. № 4 (40). S. 8-22.
[15]. Derkach A.A. Modernizacija obrazovanija kak uslovie operezhajushhego social'no-jekonom-icheskogo razvitija strany (prodolzhenie) // Akmeologija. № 1 (41). 2012. S. 10-16.
[16]. Derkach A.A. Modernizacija obrazovanija kak uslovie operezhajushhego social'no-jekonom-icheskogo razvitija strany (okonchanie) // Akmeologija. 2012. № 2 (42). S. 12-23.
[17]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista (nachalo) // Akmeologija. 2012. № 4 (44). S. 11-23.
[18]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista // Akmeologija. 2013. № 1. S. 11-16.
[19]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista // Akmeologija. 2013. № 2. S. 9-18.
[20]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista // Akmeologija. 2013. № 3. S. 14-21.
[21]. Derkach A.A. Rol' organizacionnoj sredy v stanovlenii lichnosti professionala // Akmeologija. 2011. № 3 (39). S. 8-19.
[22]. Derkach A.A. Metodologicheskie i prikladnye problemy obuchenija studentov-psihologov (nachalo) // Akmeologija. 2014. № 1. S. 6-15.
[23]. Piralova O.F. Optimizacija obuchenija professional'nym disciplinam studentov inzhenernyh vuzov v uslovijah kompetentnostnogo podhoda / O.F.Piralova. M., 2010.
[24]. Sajko Je.V. Individ, sub#ekt, lichnost', individual'nost' v differencirovannoj predstavlennosti i integral'nom opredelenii cheloveka. / Je.V.Sajko // Mir psihologii. 2007. №1.
[25]. Sajko Je.V. Sub#ekt dejstvija v realizacii «soznatel'nogo sushhestvovanija bytija» i formiro-vanii istoricheskogo soderzhanija social'noj jevoljucii / Je.V.Sajko // Sub#ekt dejstvija, vzaimodejstvija, poznanija: psihologicheskie, filosofskie, sociokul'turnye aspekty. M.; Voronezh, 2001.
[26]. Sajko Je.V. Sub#ekt: sozidatel' i nositel' social'nogo / Je.V.Sajko. M.; Voronezh, 2006.
[27]. Sergienko E.A. Principy differencial'noj integracii i kontinual'nosti-diskretnosti psihichesko-go razvitija / E.A.Sergienko // Teorija razvitija: differencial'no-integracionnaja paradigma: dokl. uchast-nikov kruglogo stola, Moskva, 1213 fevr. 2009 g. / sost. N.I.Chuprikova. M., 2009. S. 131-149.
[28]. Fel'dshtejn D.I. Psihologija vzroslenija. Strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki processa razvitija lichnosti / D.I.Fel'dshtejn. M., 2004.