Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1213
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ДЕТИ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Н.Ю.

В данной статье рассматривается проблема формирования игровой деятельности детей с умственной отсталостью. Авторы приходят к выводу, что деятельность должна быть направлена на развитие у таких детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, умения играть совместно с другими детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 1

Сергеева Н.Ю.

студент

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования игровой деятельности детей с умственной отсталостью. Авторы приходят к выводу, что деятельность должна быть направлена на развитие у таких детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, умения играть совместно с другими детьми.

Ключевые слова: умственная отсталость, дети, игровая деятельность, психическое развитие ребенка.

Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра социальна по своему происхождению и своей природе. Именно ее возникновение связано не с действием внутренних, врожденных инстинктивных сил, а определенными условиями жизни ребенка в обществе. Игра даёт возможность побуждать двигательную активность детей, развивать мелкую моторику, координацию движений, оживить сенсорно-моторное развитие, также развивать познавательные процессы [3, с. 145-149]. Умственная отсталость - это общее психическое недоразвитие, с ведущим нарушением познавательной сферы, в результате глубокого органического поражения головного мозга. У детей с данным нарушением наблюдаются значительные отклонения в интеллекте, физическом развитии, поведении, владениями эмоциями и волей. У умственно

отсталых детей игровая деятельность развивается медленно, процесс её развития идет не только в дошкольном возрасте, но и в школьном.

Даже при педагогическом руководстве игрой у умственно отсталых детей она развита плохо. У них нет интереса к игре, слишком быстро происходит насыщение предметами, развитие игры не наблюдается. Умственно отсталые дети в основном играют сами, молча, не идут на контакт с другими игроками. Поэтому игровая деятельность умственно отсталого ребенка, как и другие виды деятельности подлежит развитию. При подобающей коррекции и под руководством взрослого эти дети включаются в игровую деятельность. Их пытаются познакомить с различными видами игр: сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные, словесные и театрализованными, с разными сюжетами. Для того, чтобы происходило эффективное воздействие игры на развитие умственно отсталых детей, нужно обязательно начинать с подготовительной работы к игре [1, с. 227-234].

Как писалось в программе обучения и воспитания в специализированном дошкольном учреждении под редакцией Е.А. Стребелевой, формирование игровой деятельности включает три линии: обучение сюжетно-ролевым играм, подвижным и дидактическим. Занятия по первой линии проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим - в основном воспитатель, это проводится на специальных занятиях.

Педагог формирует у таких детей игровые умения и ролевое поведение. Он включает их в совместную игру или предлагает им сюжет в виде небольшого рассказа. Перед педагогом стоит важная задача - стимулировать у детей творческую активность в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное

существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться.

Педагог в совместной игре с детьми должен показать, как можно развернуть сюжет с такими несоединимыми ролями. Он всячески стимулирует детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду, и задача воспитателя- помочь ребенку выбрать самые яркие жизненные впечатления, которые послужат сюжетом хорошей игры [2, с. 127-131].

В.Т. Деревцова писала, что опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.

Таким образом, формирование игровой деятельности детей с нарушением интеллекта должно быть направлено на развитие у таких детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, умения играть совместно с другими детьми, также позволяет иметь возможности развития и коррекции, и, естественно, позволяет становлению личности каждого ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Баряева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева, А. Зарин. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2001. - 416 с. Абдулаева Е.А. Организация игровой деятельности: Учебное пособие / Е.А. Абдулаева, Е.О. Смирнова. -Феникс, 2016. - 224 с. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1999. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.