Научная статья на тему 'Особенности сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых дошкольников'

Особенности сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5506
2046
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых дошкольников»

Особенности сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых дошкольников

Боченкова М.Ю.,

студентка 5-го курса факультета специальной педагогики Ставропольского государственного педагогического института,

г. Ставрополь, Россия

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многостороннее влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Для ребенка с нормальным психофизическим развитием это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий.

Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причинами этого являются: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми (О.П. Гаврилушкина, П.Ф. Каптерев, Г.А. Мишина, Н.Д. Соколова, и др.). Несмотря на это, развитие детей с нарушениями интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский), т.е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой. Игра, организованная согласно основным принципам дошкольной педагогики, позволяет уже в раннем детстве скорректировать некоторые дефекты развития у проблемных детей и подготовить их к школе. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения.

Особенности игровой деятельности раскрыты в работах психологов и педагогов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко и др.

Целью исследования является выявление особенностей сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Объект исследования - сюжетно-ролевая игра у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) определить критерии и уровни сформированности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста;

3) подобрать методики, направленные на изучение уровня сформированности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста;

4) экспериментально выявить особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с умственной отсталостью;

5) разработать методические рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников с умственной отсталостью.

Методы исследования:

- теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования;

- психолого-педагогический эксперимент;

- метод количественно-качественной обработки данных.

Методологической основой исследования явились следующие положения и концепции:

- психологическая теория игры (Д.Б. Эльконин),

- концепция формирования сюжетной игры у детей дошкольного возраста (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.);

- учение о структуре дефекта при умственной отсталости, об общих и специфических закономерностях аномального развития, о закономерностях развития умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский и др.);

- учение о психолого-педагогических основах формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова и др.).

Научная новизна заключается в том, что систематизированы представления о формировании сюжетно-ролевой игры у дошкольников с умственной отсталостью.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса методических рекомендаций по развитию сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых дошкольников.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил рассмотреть основные теоретические подходы к игре, онтогенетические аспекты развития игровой деятельности, особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушениями интеллекта.

В психологических исследованиях игра выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие и в которой ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении (Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула, 2002).

Существуют различные подходы к классификации детских игр. В настоящее время распространение получила классификация игр, предложенная С.Л. Новоселовой, в основу которой положен признак - по чьей инициативе возникла игра. В соответствии с данной классификацией выделяют следующие виды игр:

1. Игры, возникшие по инициативе ребёнка (игра - экспериментирование, самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникшие по инициативе взрослого (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

- Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.)

3.Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых - народные игры.

Исследования психологов и педагогов показывают наличие взаимосвязи между

игрой ребёнка и его умственным развитием. Как отмечает Д.Б. Эльконин, «функциональное развитие игровых действий вливается онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий» (Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М., 2003). Сопоставление этапов формирования умственных действий с периодами развития игровых действий дает основание полагать, что развитие мышления у ребёнка непосредственно связано с игрой. В игре впервые осуществляется переход от действий с реальными предметами к действиям в умственном плане. У детей возникает способность воспроизводить различные стороны действительности при помощи разнообразных условных способов (символов, слов и

т.д.). Сформировавшись впервые в игре, функция замещения и обозначения осуществляется в более сложных формах в процессе развития словесно-логического мышления ребёнка.

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Анализируя развитие игры в онтогенезе, Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня в развитии игры.

Первый уровень. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами. Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя её четкое соблюдение значения не имеет. Роли определяются характером действий и не называются детьми. Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Дети играют рядом или поодиночке. Они охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Стимулом её возникновения становится игрушка или предмет-заменитель, ранее использованный ребёнком в игре.

Второй уровень. Основное содержание игры составляют действия с предметами. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Правило ещё явно не вычленяется, но оно уже может победить в конфликте с непосредственным желанием. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2-3 ребёнка). Основные сюжеты - бытовые.

Третий уровень. Основным содержанием игры становится выполнение роли, передающей характер отношений к другим участникам игры. Роли четко обозначены и называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к партнёру по игре, но иногда проявляются и обычные неигровые отношения. Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более развёрнутыми: дети отражают быт, труд взрослых.

Четвёртый уровень. Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнёры по игре. Роли четко определены и названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер. Нарушение логики действий отвергается. Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей. В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление. Количество детей, вовлеченных в игру, увеличивается до 5-6 (Немов Р.С. Психология. - М., 2000) [6].

Сюжетно-ролевая игра как деятельность возникает в раннем дошкольном возрасте. Переходя от предметной деятельности, возникают предпосылки ролевой игры:

1) использование в игре предметов-заменителей и называние их в соответствии с их игровыми значениями;

2) овладение ребёнком достаточно сложной организацией действий, выстраивающихся в цепочку, в которой отражается логика действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей;

3) овладение обобщенными действиями, которые отделены от конкретных предметов;

4) наличие у ребёнка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появление попыток называть себя именем взрослого (мама, шофер);

5) приобретение ребёнком относительной независимости от окружающих взрослых и проявления стремления самостоятельно действовать как они (Михайленко Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве. - СПб., 2005).

Развернутая сюжетно-ролевая игра (собственно ролевая игра) появляется у детей к пяти годам. Ребенок уже может использовать роль как средство совместного развертывания сюжета, то есть умеет воплощать в своих действиях содержание разнообразных ролей и обозначать свою роль для партнера. Специфика сюжетно-ролевой игры заключается в том, что сюжет строится по ходу самой игры, а не планируется заранее. Принятие игрового замысла партнера и изменение собственного замысла с тем, чтобы выработать общую сюжетную линию в игре, требует от ребенка свободы оперирования образами событий, персонажами.

Совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с нарушениями интеллекта. Особенности развития игровой деятельности у данной категории детей обусловлены низким уровнем познавательной активности, задержкой в овладении двигательными функциями и предметными действиями, системным недоразвитием речи (О.П. Гаврилушкина, П.Ф. Каптерев, Г.А. Мишина, Н.Д. Соколова и др.).

Дошкольники с проблемами интеллектуального развития способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, а не их отношения, что характерно для нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста. Умственно отсталые дошкольники даже после обучения склонны к использованию игрушек, являющейся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них не формируется. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно выполнение игровых действий без сопровождения речью. Во многом это объясняется тем, что у всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются нарушения речи. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности, необходимые для сюжетно-ролевой игры - слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение программирования речевой деятельности, нарушения создания внутренних программ речевых действий, реализации речевой программы и контроля за речью и др. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. Они не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры. Поэтому принятие роли чаще всего происходит под руководством педагога. Для сюжетно-ролевой игры умственно отсталого ребенка характерны неспецифические манипуляции, кратковременный интерес к игровым предметам, стереотипность и формальность действий (Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников. - М., 2000).

С целью подтверждения вышеизложенных теоретических положений нами было проведено экспериментальное исследование - подобраны методики на исследование особенностей сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста; проведена диагностика, направленная на выявление особенностей сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта; разработаны рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых дошкольников.

В комплекс методик, направленных на изучение особенностей развития сюжетно-ролевой игры, нами включены:

1. «Изучение игровых предпочтений» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

2. «Опросник для воспитателей»;

3. «Схема наблюдений за сюжетно ролевой игрой детей с нарушениями интеллекта».

На основе анализа методической литературы нами условно выделены уровни

сформированности сюжетно-ролевой игры у дошкольников - высокий, средний и низкий.

Высокий уровень характеризуется: самостоятельным распределением ролей; ролевым поведением на всем протяжении игры; последовательностью, разнообразностью и динамичностью игровых действий; использованием

многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и изготовлением небольшого количества необходимых ключевых атрибутивных предметов.

Средний уровень - распределением ролей под руководством взрослого; выполнением роли, которое сводится к реализации действий; самостоятельным использованием атрибутивных предметов; наличием ролевого обращения.

Низкий уровень - отсутствием распределения ролей; действием с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем); игрой, заключающейся в однообразном повторении первого игрового действия; использованием атрибутики при подсказке взрослого; отсутствием ролевой речи.

Результатам экспериментального исследования позволили нам сделать вывод о том, что все дети с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности в формировании сюжетно-ролевой игры. Высокого уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта выявлено не было, что подтверждается ответами детей и ответами педагогов. Тем не менее, сюжетно-ролевая игра у испытуемых экспериментальной группы наблюдается, но дети затрудняются аргументировать свои ответы, что свидетельствует о недостаточности представлений детей о явлениях социальной жизни.

У детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта отмечены следующие особенности формирования сюжетно-ролевой игры: дети проявляют неустойчивый интерес к игре; случайные раздражители отвлекают внимание детей, приводя тем самым к разрушению игры и ее прекращению; игра у детей с нарушениями интеллекта является одной из форм удовлетворения потребности в двигательной активности; выполняемые действия стереотипны, в большинстве случаев неадекватны; чаще всего дети играют в одиночку; в игре дети занимают пассивную позицию; в процессе игр отсутствует сюжет, замысел.

На основе полученного результата экспериментального исследования нами были разработаны методические рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников с умственной отсталостью.

Для развития сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых дошкольников педагог может использовать следующие методические приемы (Баряева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - СПб., 2001):

• обучение детей выполнению сопряженных и отраженных действий с игрушками;

• обыгрывание игрушек;

• введение в игру предметов - заменителей;

• рассматривание картин и рисунков с одновременной беседой;

• изготовление игровых атрибутов и их обыгрывание;

• оценивание игры каждого ребенка с учетом выполнения им роли;

• распределение ролей между детьми;

• обучение выполнению действий с воображаемыми объектами;

• обучение многообразному использованию предмета;

• использование текстов в помощь речевому общению детей;

• драматизация;

• составление рассказов;

• контроль за распределением ролей;

• привлечение детей к проведению анализа игры и оценке деятельности каждого из ее участников.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили нам сделать заключение о том, что все дети с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности в формировании сюжетно-ролевой игры, которые могут преодолеваться в процессе целенаправленной работы педагогов коррекционных групп. Данная проблема является актуальной для специальной дошкольной педагогики, а поиск методов,

приемов и средств развития игровой деятельности у детей с нарушениями в развитии -перспективным направлением для дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.