Научная статья на тему 'Формирование и укрепление профессиональной правовой культуры государственных служащих: опыт зарубежных стран'

Формирование и укрепление профессиональной правовой культуры государственных служащих: опыт зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
796
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая культура / концепция нового государственного управления (NPM) / профессиональная этика / этический кодекс / Комиссия по гражданской службе / Национальная школа администрации ассоциации государственных служащих / бенчмаркинг / правосознание. / legal culture / new public management concept (NPM) / professional ethics / code of ethics / Civil Service Commission / National School of Administration / associations of public servants / benchmarking / public consciousness

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдрасулов Ермек Баяхметович, Ибрагимов Жамаладен Ибрагимович, Толеуханова Гульназа Амиргазыевна

В статье рассматриваются некоторые факторы, влияющие на формирование и укрепление профессиональной правовой культуры государственных служащих по опыту стран Великобритании, Франции, Австрии, Германии и США. В статье отмечается, что повышение правовой культуры государственных служащих Республики Казахстан в свете модернизации общественного сознания требует изучения опыта ведущих стран мира в сфере правовой регламентации и практики применения законодательства данных общественных отношений. Обеспечение задач по повышению уровня правовой культуры государственных служащих Республики Казахстан в свете модернизации общественного сознания объективно предполагает необходимость проведения обзора факторов, оказывающих влияние на формирование и совершенствование правовой культуры в других зарубежных странах. Но прежде чем остановиться на законодательстве и практике конкретных стран в данной сфере, следует обратить внимание на комплексную реформу, проводимую консорциумом COCOPS, исследования которым проводились в 17 европейских странах. Благодаря результатам данного исследования мы можем провести анализ некоторых факторов, влияющих на профессиональную правовую культуру государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдрасулов Ермек Баяхметович, Ибрагимов Жамаладен Ибрагимович, Толеуханова Гульназа Амиргазыевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING AND STRENGTHENING THE PROFESSIONAL LEGAL CULTURE OF PUBLIC SERVANTS: FOREIGN PRACTICE

The article discusses some aspects of legal regulation and the practice of forming and strengthening the professional legal culture of public servants in the Great Britain, France, Austria, Germany and United States. The article notes that increasing the legal culture of civil servants of the Republic of Kazakhstan in the light of modernizing public consciousness requires studying the experience of the leading countries of the world in the sphere of legal regulation and practice of applying the legislation of public relations. Ensuring the objectives of raising the level of legal culture of civil servants of the Republic of Kazakhstan in the light of the modernization of public consciousness objectively implies the need for a comparative analysis on the formation and improvement of legal culture in other foreign countries. But before dwelling on the legislation and practice of specific countries in this field, one should pay attention to the comprehensive reform carried out by the COCOPS consortium, which was studied in 17 European countries. Due to the results of this study, we can analyze some factors that influence the professional legal culture of civil servants.

Текст научной работы на тему «Формирование и укрепление профессиональной правовой культуры государственных служащих: опыт зарубежных стран»

УДК 342.5:316

ФОРМИРОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ:

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Абдрасулов Ермек Баяхметович

Директор Института переподготовки и повышения квалификации судей и работников судебной системы Академии правосудия при Верховном Суде РК, д.ю.н, профессор; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: aermek19@mail.ru

Ибрагимов Жамаладен Ибрагимович

Профессор кафедры теории и истории государства и права, конституционного права Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева, д.ю.н.; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: zhamaladen@mail.ru

Толеуханова Гульназа Амиргазыевна

Магистрант Академии правосудия при Верховном Суде РК; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: gulnazza88@mail.ru

Ключевые слова: правовая культура; концепция нового государственного управления (NPM); профессиональная этика; этический кодекс; Комиссия по гражданской службе; Национальная школа администрации ассоциации государственных служащих; бенчмар-кинг; правосознание.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые факторы, влияющие на формирование и укрепление профессиональной правовой культуры государственных служащих по опыту стран Великобритании, Франции, Австрии, Германии и США. В статье отмечается, что повышение правовой культуры государственных служащих Республики Казахстан в свете модернизации общественного сознания требует изучения опыта ведущих стран мира в сфере правовой регламентации и практики применения законодательства данных общественных отношений.

Обеспечение задач по повышению уровня правовой культуры государственных служащих Республики Казахстан в свете модернизации общественного сознания объективно предполагает необходимость проведения обзора факторов, оказывающих влияние на формирование и совершенствование правовой культуры в других зарубежных странах.

Но прежде чем остановиться на законодательстве и практике конкретных стран в данной сфере, следует обратить внимание на комплексную реформу, проводимую консорциумом COCOPS, исследования которым проводились в 17 европейских странах. Благодаря результатам данного исследования мы можем провести анализ некоторых факторов, влияющих на профессиональную правовую культуру государственных служащих.

МЕМЛЕКЕТТ1К ЦЫЗМЕТШ1ЛЕРДЩ КЭС1ПТ1К ЦУЦЬЩТЫК; МЭДЕНИЕТ1Н ЦАЛЫПТАСТЫРУ ЖЭНЕ НЫГАЙТУ: ШЕТ ЕЛДЕРДЩ ТЭЖ1РИБЕС1

Ермек Баяхмет^лы Абдрасулов

Казацстан Республикасы Жогаргы Соты жанындагы Сот тврелт Академиясы соттар жэне сот ЖYйесi цызметкерлерШц бшктштн квтеру жэне цайта дайындау Институтыныц директоры, з.г.д., профессор; Нур-Султан ц., Казахстан Республикасы; e-mail: aermek_19@mail.ru

Жамаладен ИбраЬим^лы Ибрагимов

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыц университетi

мемлекет жэне цуцыц теориясы мен тарихы, конституциялыц

цуцыц кафедрасыныц професоры, з.г.д., профессор;

Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; e-mail: zhamaladen@mail.ru

Гулназа Эм^ргазыцызы Телеуханова

Казацстан Республикасы Жогаргы Соты жанындагы Сот тврелт Академиясынъщ магистранты; Нур-Султан ц., Казахстан Республикасы; e-mail: gulnazza88@mail.ru

Тушн свздер: цуцыцтыц мэдениет; жаца Yкiметтiц тужырымдамасы (NPM); мемлекеттж цызметкерлертщ цуцыцтыц этикасы; этикалыц кодекс; мемлекеттж цызмет жвнiндегi комиссия; мемлекеттж басцару мектебi; мемлекеттж цызметкерлердщ бiрлестiгi; бенчмаркинг; цуцыцтыц сана.

Аннотация. Мацалада ¥лыбритания, Франция, Австрия, Германия жэне АКШ-тагы мемлекеттж цызметкерлердщ кэЫби цуцыцтыц мэдениетт цалыптастыру жэне ныгайту тэжiрибесi мен цуцыцтыц реттелутщ кейбiр аспектiлерi царастыры-лады. Мацалада Казацстан Республикасындагы цогамдыц сананы жацгырту аясындагы мемлекеттж цызметкерлердщ цуцыцтыц мэдениетт квтеру квтеруде, осы цогамдыц цатынастардыц цуцыцтыц реттелуi мен цолданылуына цатысты ец озыц елдердщ тэжiрибесiн талдау царастырылады.

Казацстан Республикасындагы цогамдыц сананы жацгырту аясындагы мемлекеттж цызметкерлердщ цуцыцтыц мэдениетт квтеру мтдеттерт цамтамасыз ету басца шет мемлекеттердегi цуцыцтыц мэдениеттщ цалыптасуы жэне жетiлдiру мэселелерi бойынша салыстырмалы талдауды объективтi цажет етедi.

Бiрац белгШ мемлекеттердщ осы саладагы зацнамасы мен тэжiрибесiне тоцтал-мастан бурын, Еуропаныц 17 елтде зерттелген COCOPS консорциумы тарапынан ЖYргiзiлетiн кешендi реформаны царастыруымыз цажет. Осы зерттеу нэтижелерi негiзiнде мемлекеттж цызметштертщ кэс1би цуцыцтыц мэдениеттщ кейбiр фактор-ларыныц талдау втюзуге болады.

FORMING AND STRENGTHENING THE PROFESSIONAL LEGAL CULTURE OF PUBLIC SERVANTS: FOREIGN PRACTICE

Abdrasulov Ermek

Director of the Institute for retraining and advanced training ofjudges

and employees of the judicial system of the Academy of Justice at

the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Law,

Professor; Nur-Sultan city, Republic of Kazakhstan; e-mail: aermek19@mail.ru

Ibragimov Zhamaladen

Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Constitutional Law of the Eurasian National University named after L.N.Gumilyov, Doctor of Law, Professor; Nur-Sultan city, Republic of Kazakhstan; e-mail: zhamaladen@mail.ru

Toleukhanova Gulnaza

Master student of the Academy of Justice at the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan; Nur-Sultan city, Republic of Kazakhstan; e-mail: gulnazza88@mail.ru

Keywords: legal culture; new public management concept (NPM); professional ethics; code of ethics; Civil Service Commission, National School of Administration; associations of public servants; benchmarking; public consciousness.

Abstract. The article discusses some aspects of legal regulation and the practice offorming and strengthening the professional legal culture of public servants in the Great Britain, France, Austria, Germany and United States. The article notes that increasing the legal culture of civil servants of the Republic of Kazakhstan in the light of modernizing public consciousness requires studying the experience of the leading countries of the world in the sphere of legal regulation and practice of applying the legislation of public relations.

Ensuring the objectives of raising the level of legal culture of civil servants of the Republic of Kazakhstan in the light of the modernization of public consciousness objectively implies the need for a comparative analysis on the formation and improvement of legal culture in other foreign countries.

But before dwelling on the legislation and practice of specific countries in this field, one should pay attention to the comprehensive reform carried out by the COCOPS consortium, which was studied

in 17 European countries.

Due to the results of this study, we can analyze some factors that influence the professional legal culture of civil servants.

В стратегическом документе «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Первый Президент Республики Казахстан - Елбасы отмечал, что «при движении в число 30 развитых стран мира нам необходима атмосфера честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры» [1].

Таким образом, делая акцент на совершенствовании основных государственных институтов, с позиции развития профессионального правосознания и профессиональной правовой культуры, наибольший интерес в данном направлении вызывают особенности их формирования и укрепления в сфере деятельности государственных служащих нашего государства.

А с учетом современных процессов глобализации и взаимовлияния правовых культур передовых стран мирового сообщества, возникает необходимость в рассмотрении и исследовании факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессиональной правовой культуры государственных служащих в зарубежных странах.

Одним из крупнейших проектов, проводимых за всю историю исследований в сфере модернизации и совершенствования государственного управления, результаты которого показали от каких факторов зависит профессиональное правосознание и уровень профессиональной правовой культуры и каким образом реформирование государственного управления может повлиять на них, является проект, посвященный сравнительному исследованию особенностей государственного исследования в странах Европы, работы по которому проводились с начала 2011 года по 2015 год. Для успешного проведения исследований по данному проекту был образован научно-исследовательский консорциум - COCOPS (Coordinating for Cohesion in the Public Sector of the Future) [2]. Исследования проводились в 17 европейских странах, а именно в Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Литвы, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Сербии, Финляндии, Франции, Швеции и Эстонии.

Основная цель создания COCOPS была направлена на то, чтобы представители сферы государственного управления стран Европы осознали последствия и результаты реформирования системы государственного управления, которая основана на концепции нового государственного управления (NPM). Более того, на основании результатов данного исследовании предполагается возможным

сделать вывод о состоянии профессиональной правовой культуры государственных служащих европейских стран.

Наилучших результатов в проведении №М реформ достигли, в первую очередь, такие страны, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и другие скандинавские страны, а также Ирландия. Об успехе реформ в указанных странах свидетельствует довольно высокий уровень профессионального правосознания государственных служащих. Также свою результативность реформы показали в странах континентальной Европы, т.е. Германии, Австрии, Франции. Что касается южноевропейских стран, включая Италию, Португалию и Испанию, то на уровне профессиональной правовой культуры здесь сказалось неэффективное использование современных инструментов государственного управления и механизмов менеджмента [3].

Рассмотрим некоторые факторы, влияние которых наиболее существенно отразилось на общем состоянии профессиональной правовой культуры государственных служащих в таких странах, как Великобритания, Франция, Австрия, Германия и США.

Проведение реформ по концепции №М, свидетельствует о наличии не менее важных факторов, всецело влияющих на профессиональную правовую культуру государственных служащих страны. Наиболее наглядным представляется пример практической реализации «новой модели управления» в Великобритании. Успех проводимой реформы был связан, прежде всего, с тем, что основная идея №М, которая базировалась на таких критериях как конкурентность и личная инициативность работников, оказалась довольно близка профессиональной правовой культуре государственных служащих Великобритании и нашла свое отражение в таких личных качествах чиновников как повышенное чувство ответственности и лояльность к короне. Что стало посылом для развития профессиональной этики государственных служащих и децентрализации системы управления.

Таким образом, одним из неотъемлемых факторов, которые оказали существенное влияние на состояние профессиональной правовой культуры представителей сферы государственного управления Великобритании, является довольно высокий уровень профессиональной этики. Об этом свидетельствует существование целого ряда кодексов, в которых содержаться основные нормы, принципы и правила этичного поведения. Так, в «Кодексе министра», содержаться основные правовые

нормы, предопределяющие нравственно-этические ориентиры, которыми руководствуются в своей деятельности государственные служащие, занимающие вышестоящие должности.

Также в Великобритании приняты и продолжают действовать «Кодекс поведения членов парламента», «Кодекс гражданской службы», а также сформулированы «Стандарты поведения чиновников». При этом, следует отметить, что в данных кодексах дается не общее описание нравственно-этических ориентиров, а реальные рекомендации и положения, по которым можно осуществлять этические контроль и оценку. Например, в «Стандартах поведения чиновников» принцип «честность» следует понимать как, готовность государственного служащего декларировать любые конфликты интересов, которые могут возникнуть в ходе выполнения им своих должностных обязанностей, а также предпринимать меры для их устранения. А согласно такому фундаментальному принципу профессиональной этики как «Беспристрастность», при принятии решений о приеме на работу, повышении по службе руководитель опирается на принципы заслуг и максимизации общественной пользы [4].

Еще одним фактором, свидетельствующим о высоком уровне профессиональной правовой культуры, является активное участие британского общества в процессах модернизации системы государственного управления, а также непосредственного контроля за деятельностью работников государственного аппарата. Так, для обеспечения планомерного взаимодействия общества и государства, в лице представителей государственного аппарата была создана Комиссия по гражданской службе. В состав данной Комиссии входят известные общественные деятели, представители науки, культуры и искусства, а также предприниматели, которые назначаются королевой. В основные направления деятельности данной Комиссии входят осуществление общего надзора за деятельностью представителей государственного управления, выработка рекомендаций и предложений по назначениям работников государственного аппарата, а также общих рекомендаций по реформированию системы государственного управления.

Одним из неотъемлемых факторов, оказывающих непосредственное влияние на профессиональную правовую культуру государственных служащих, является уровень профессиональной подготовки. То есть от того, что составляет фундамент знаний госу-

дарственного служащего, будет зависеть не только уровень его профессиональной компетентности, но и уровень его правосознания и существующие в нем морально-нравственные установки, а также осознание им сущности, назначения и ценности права, уважение прав, свобод и законных интересов человека, способность воспринимать правовую информацию и воплощать ее в правовую действительность, стремление развиваться и повышать свой уровень знаний.

Рассматривая опыт Франции, как страны, в которой широкое развитие получили образовательные учреждения, осуществляющие подготовку именно государственных служащих, в том числе и иностранцев, следует обратить внимание на деятельность Национальной Школы Администрации, которая осуществляет подготовку специалистов для вышестоящих должностей. Данное образовательное учреждение в системе высшего послевузовского образования, а также повышения квалификации было создано генералом Шарль де Голлем в 1945 году, преследуя одну из основных целей - демократизация доступа к государственной службе, а также профессиональная подготовка государственных служащих1. Обучение осуществляется по основным и дополнительным учебным модулям, содержащим полноценную информацию, оснащенную современными знаниями об искусстве управления и руководства. Более того, Национальная Школа Администрации ведет активное международное сотрудничество, осуществляя профессиональную подготовку иностранных государственных служащих.

Таким образом, по-нашему мнению, во Франции имеется полноценная фундаментальная база подготовки специалистов в сфере государственной службы, как один из основных факторов, свидетельствующих о довольно высоком уровне профессиональной правовой культуры.

Однако государственная политика Франции не останавливается на достигнутом и продолжает проводить реформы по совершенствованию института государственной службы, в свете дальнейшего повышения уровня правовой культуры в стране.

Одной из таких реформ, проводимой правительством президента Эммануэля Ма-крона является сокращение государственных служащих составляющих 5,5 миллионов человек, предусматривая при этом потерю 120 тысяч рабочих мест в течение последующих трех лет. Данная реформа направлена улучшение качества выполняемых функций

1 École Nationale d'Administration (Éna), [Электронный ресурс - официальный сайт] https://www.ena.fr/eng/L-ENA-se-presente/Qui-sommes-nous/Missions-de-l-ENA

государственного управления, повышение восприимчивости государственных служащих к потребностям граждан и общества в целом, на рациональное использование бюджетных денежных средств, за счет сокращения числа тех, кто пользуется специальными привилегиями, позволяющими им работать менее 35 часов в неделю с полной оплатой (около 30 000 рабочих мест можно сократить, просто заставив этих сотрудников работать в обычное время)2.

Когда мы говорим о сокращении штатной численности, это еще один этап, свидетельствующий о повышении уровня, как профессиональной правовой культуры государственных служащих, так и современного общества в целом. Действительно, в ближайшем будущем мы осознаем, что сокращение, несмотря на столь неприятное значение самого смысла слова, будет обусловлено, прежде всего, оптимизацией нагрузки с использованием современных методов управления, организации и руководства, а также повсеместно внедряемыми и активно используемыми результатами цифровизации и 1Т-технологий.

Однако не всегда активно проводимые реформы по основной модели №М могут сразу и непосредственно оказать влияние на уровень профессиональной правовой культуры в стране. В связи с тем, что культура государственного управления некоторых стран Центральной Европы характеризуется чрезмерной логичностью процедур управления, возникают своего рода определенные трудности в модернизации по основным направлениям №М.

В таких странах как Австрия и Германия, которые характеризуются чрезмерной иерархичностью государственных структур, низкой управленческой самостоятельностью из-за правовых и организационных рамок, мы столкнулись с проблемой противоречия между процедурой и культурой результата. Здесь в правосознании государственных служащих прочно закрепилось мнение о том, что их управленческая деятельность должна быть основана на строгом соблюдении надлежащей процедуры, о чем свидетельствует чрезмерная сосредоточенность на правильности процесса выполнения своих должностных обязанностей, который имеет такую же важность как сам результат.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что здесь имеет место проблема затруднения отхода от стандартных, устаревших и неактуальных процессов. По результатам исследования COCOPS большинство государ-

ственных служащих, занимающих руководящие должности, воспринимают проводимые реформы непоследовательно и в определенной степени частично, а также как реформы, не предоставляющие возможность полноценно использовать инструменты менеджмента. Данную ситуацию можно интерпретировать как гибридность созданного в результате реформ государственного управления, то есть как модель государственной службы, в которой культура управления, и, соответственно профессиональная правовая культура, явились результатом различных реформ, смешивающих их с традиционной административной культурой [3].

Рассмотрев некоторые факторы, влияющие на формирование профессиональной правовой культуры государственных служащих передовых стран Европы, продолжим исследование в данном направлении, изучая опыт США. Особого внимания заслуживает внедрение процессов бенчмаркинга в структуру государственного управления, результаты которого, выступая в качестве определенных факторов, могут повлиять на уровень профессиональной правовой культуры.

Как известно США является страной, где впервые был введен институт бенчмаркинга. Под бенчмаркингом следует понимать, «сопоставительный анализ на основе эталонных показателей» [5] — это непрерывный процесс, открывающий, изучающий и оценивающий всё лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний и опыта в работе уже своей организации или иной соответствующей структуры [6]. Сфера применения бенчмаркинга довольно широка, по-сути, как процесс, как технология оценивания и сопоставления, он может быть применен в любой сфере.

Существуют следующие виды бенчмар-кинга:

- внутренний бенчмаркинг;

- внешний конкурентный бенчмаркинг;

- внешний внутриотраслевой бенчмар-кинг;

- внешний межотраслевой бенчмаркинг;

- комбинированный межотраслевой и внешний бенчмаркинг [6].

Полагаем, что рассмотрение особенностей внутреннего бенчмаркинга, позволит определить наиболее существенные факторы, способные оказать влияние на формирование и укрепление профессиональной правовой культуры государственных служащих.

Особенности внутреннего бенчмаркинга заключаются в том, что сначала мы оцениваем

2 Франция начинает «глубокую реформу» государственной службы [Электронный ресурс] https://www.ft.com/ соШеп(/4е6се250-5086-Пе9-Ь401-8С9е/1626294

общее состояние, к примеру, уровня профессиональной этики государственных служащих внутри самого государственного органа, для того чтобы выяснить, насколько сходен данный уровнь с другими государственными органами, а затем определяем тот, который соответствует лучшим результатам в данном направлении.

Для успешности проведения процесса бенчмаркинга необходимо в первую очередь установить критические области (это могут быть уровень профессионального правосознания, уровень профессиональной этики), а также установить факторы, которые могут повлиять на эффективность данного процесса и достижение положительных результатов. При этом предоставляется возможность для выявления наиболее проблемных участков, и разработки допустимых предложений и рекомендаций. Как правило, объектами бенчмаркинга являются сами сотрудники организации, в нашем случае, это государственные служащие, а также методы их работы. Для эффективности процесса бенчмаркинга необходимо, чтобы работники были заинтересованы в его реализации, чего можно достигнуть путем разъяснения пользы данного процесса.

Таким образом, по нашему мнению, применение в государственных структурах процессов бенчмаркинга при определении уровня профессионального правосознания, профессиональной этики, положительно отразиться на уровне профессиональной правовой культуры государственных служащих в нашей стране.

Продолжая исследовать опыт США, следует отметить, что такие факторы как саморегулирование и самоорганизация в сфере юридических профессий, в том числе и в сфере государственной службы, непременно будет способствовать укреплению профессиональной правовой культуры в стране. У. Бернам, говоря об особенностях правовой системы США, отметил, что саморегулирование юридической профессии является давней традицией в США. Особую роль в данном случае выполняет Ассоциация американских юристов, основной деятельностью которой является установление норм профессиональной этики. В 1908 году ассоциация издала свои «Каноны профессиональной этики» [Canons of Professional Ethics], которые были восприняты многими ассоциациями юристов в штатах и носили рекомендательный характер касательно основ профессиональной этики. Каноны действовали вплоть до 1970 года, когда Ассоциация американских юристов выпустила «Примерный кодекс профессиональной ответственности» [Model Code of Professional Responsibility]. В 1983 году Ассоциация аме-

риканских юристов заменила этот кодекс «Примерными правилами профессионального поведения» [Model Rules of Professional Conduct]. В силу того, что данные правила являлись «примерными», «модельными», они носили рекомендательный характер, но, несмотря на это, во многих штатах были приняты в качестве норм права [7].

Наличие подобных Ассоциаций, организованных по принципу самоорганизации и саморегулирования, может оказать положительное влияние на общее состояние профессиональной правовой культуры государственных служащих в стране.

Подытоживая проведенный обзор некоторых факторов, влияющих на формирование и укрепление профессиональной правовой культуры государственных служащих, еще раз отметим, что высокий уровень профессиональной правовой культуры - это гарантия того, что государственный служащий выполняет свои обязанности эффективно, ибо в ней, в синтезированном виде, предстают не только профессиональные правовые знания, но и поведенческие установки, психологические предпочтения, нравственно-этические ценности [8].

Опыт реформирования государственных структур в рассмотренных зарубежных странах, с точки зрения некоторых факторов, влияющих на формирование и укрепление профессиональной правовой культуры государственных служащих, содержит ряд ценных рекомендаций и предложений для нашего государства. Наибольшего внимания заслуживает практика Великобритании, где в Комиссии по гражданской службе, мы становимся свидетелями взаимодействия общества и государства. А учитывая современные процессы повышения эффективности и качества оказываемых государственных услуг, циф-ровизации, развития IT-технологий, а также направленности государственной политики на оптимизацию расходов государственного бюджета, следует рассмотреть вопросы о возможном сокращении штатной численности государственных служащих, с учетом особенностей оказываемых услуг и выполняемых функций государственного управления. Наличие Ассоциаций, организованных по принципу самоорганизации и саморегулирования, также может оказать положительное влияние на уровень профессионального правосознания и профессиональной этики и культуры в целом. Применение анализа состояния уровня профессиональной правовой культуры с использованием процесса бенчмаркинга также будет способствовать повышению уровня профессиональной правовой культуры государственных служащих в нашей стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы народу Казахстана от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее.» [Электронный ресурс] http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-17-yanvarya-2014-g

2. Public Administration Reforms in Europe. The View from the Top / ed. by Hammerschmid G., Van de Walle S., Andrews R., Bezes F. Cheltenham, UK; Northampton MA, USA: [Электронный ресурс - 03.06.2019] EdwardElgar Publishing, 2016, 304p.

3. Купряшин Г.Л. Калейдоскоп административных реформ в Европе: опыт и оценки элиты государственной службы. [Текст] Издательство: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва). - 2018. - №1. 197-205с.

4. Латвинова Н.В. Адаптация зарубежного опыта при построении современной службы государственного управления в РФ. [Текст] Национальный исследовательский Томский государственный университет. - Томск 2017. - 69с.

5. Михайлова Е.А., Основы бенчмаркинга. [Электронный ресурс - 03.06.2019] Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2001.

6. Протасов Д.В. Теория и практика применения технологии бенчмаркинга для улучшения качества деятельности организации: монография /Д.В. Протасов. - Тамбов: [Текст] Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 80 с.

7. Бернам, У. Правовая система США. 3-й выпуск [Электронный ресурс - 03.06.2019] / М.:, 2006. - 1216 с.

8. Берзегова С.А. Правовая культура государственных служащих: социологический аспект [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii-sotsiologicheskiy-aspekt

REFERENCES

1. Poslanie Pervogo Prezidenta Respubliki Kazahstan - Elbasy narodu Kazahstana ot 17janvarja 2014 g. «Kazahstanskij put ' - 2050: Edinaja cel ', edinye interesy, edinoe budushhee» [Jelektronnyj resurs] http://www. akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-17-yanvarya-2014-g

2. Public Administration Reforms in Europe. The View from the Top / ed. by Hammerschmid G., Van de Walle S., Andrews R., Bezes F. Cheltenham, UK; Northampton MA, USA: [Jelektronnyj resurs - 03.06.2019] Edward Elgar Publishing, 2016, 304 p.

3. Kuprjashin G.L. Kalejdoskop administrativnyh reform v Evrope: opyt i ocenki jelity gosudarstvennoj sluzhby. [Tekst] Izdatel'stvo: Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki» (Moskva). - 2018. - №1. 197-205s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Latvinova N.V. Adaptacija zarubezhnogo opyta pri postroenii sovremennoj sluzhby gosudarstvennogo upravlenija v RF. [Tekst] Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet. - Tomsk 2017. - 69s.

5. Mihajlova E. A., Osnovy benchmarkinga. [Jelektronnyj resurs - 03.06.2019] Menedzhment v Rossii i za rubezhom, № 1, 2001.

6. Protasov D.V. Teorija i praktika primenenija tehnologii benchmarkinga dlja uluchshenija kachestva dejatel'nosti organizacii: monografija / D.V. Protasov. - Tambov: [Tekst] Izd-vo Tamb. gos. tehn. un-ta, 2009. - 80 s.

7. Bernam, U. Pravovaja sistema SShA. 3-j vypusk [Jelektronnyj resurs - 03.06.2019] / M. :, 2006. -1216 s.

8. Berzegova S.A. Pravovaja kul'tura gosudarstvennyh sluzhashhih: sociologicheskij aspekt [Jelektronnyj resurs]. https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii-sotsiologicheskiy-aspekt

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.