Научная статья на тему 'Формирование и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России'

Формирование и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / профессионально-прикладная подготовка / навык / совершенствование / physical training / professional and ap- plied preparation / skill / improvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валерий Ахиедович Хажироков

Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования профессиональноприкладной физической подготовки, занимающей важное место в системе общей подготовки сотрудников правоохранительных органов и с помощью которой формируются требуемые при осуществлении профессионально-служебной деятельности двигательные умения и навыки, развиваются профессионально важные физические качества, совершенствуются здоровье и работоспособность сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Improvement of Vocational and Applied Physical Training of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article is devoted to the problems of formation and improvement of vocational and applied physical training, which occupies an important place in the system of general training of law enforcement officials, by means of which the motor skills and skills required in the performance of vocational and professional activities are formed, professional important physical qualities are developed, health and performance of employees are improved.

Текст научной работы на тему «Формирование и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10049

Формирование и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России

Formation and Improvement of Vocational and Applied Physical Training of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Валерий Ахиедович ХАЖИРОКОВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки, занимающей важное место в системе общей подготовки сотрудников правоохранительных органов и с помощью которой формируются требуемые при осуществлении профессионально-служебной деятельности двигательные умения и навыки, развиваются профессионально важные физические качества, совершенствуются здоровье и работоспособность сотрудников.

Ключевые слова: физическая подготовка; профессионально-прикладная подготовка; навык; совершенствование

В современных условиях, предъявляющих повышенные требования к осуществлению оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, главным элементом их профессиональной подготовки выступает профессионально-прикладная физическая подготовка.

Согласно Наставлению по организации физической подготовки в органах внутренних дел РФ основной целью физической подготовки является «формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности» [1].

Так, становится очевидным, что при формировании физической готовности сотрудников правоохранительных органов к оперативно-служебной деятельности, одна из важнейших задач фи-

Abstract. The article is devoted to the problems of formation and improvement of vocational and applied physical training, which occupies an important place in the system of general training of law enforcement officials, by means of which the motor skills and skills required in the performance of vocational and professional activities are formed, professional important physical qualities are developed, health and performance of employees are improved.

Keywords: physical training; professional and applied preparation; skill; improvement

зической подготовки — формирование двигательных навыков эффективного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы и их непрерывное совершенствование. Принимая во внимание ограниченную трудоемкость дисциплины «Физическая подготовка», проводимую в образовательных организациях МВД России, главной задачей ее оптимизации выступает совершенствование методических основ, направленных на повышение результативности процесса физической подготовки в целом и учебно-тренировочных занятий в частности [2; 5].

Существующее на сегодня методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса по физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России в полной мере обеспечивает эффективную подготовку сотрудников к несению службы и являет собой один из ключевых способов решения проблемы. Методическое обеспечение разработано с учетом особенностей оперативно-служебной деятельности, а именно

188

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 1

«высокой служебной загруженности, дефицита времени для занятий физическими упражнениями и спортом, ограниченного количества инвентаря и оборудования. В то же время разработанные методики позволяют в короткие сроки формировать прикладные навыки и совершенствовать двигательную подготовленность» [3].

Известно, что «в процессе осуществления оперативно-служебной деятельности правоохранители пресекают противоправные деяния и производят задержание лиц, подозреваемых в этих деяниях. В свою очередь, задержания правонарушителей связаны с применением физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств, в связи с чем на занятиях по физической подготовке необходимо уделять больше времени вопросам формирования и совершенствования служебно-прикладных навыков и физических качеств» [2; 3].

Так, на основании имеющихся научных разработок и методического обеспечения по совершенствованию учебно-тренировочного процесса по физической подготовке можно сформулировать методические рекомендации, которые обусловят эффективность применения боевых приемов борьбы и развитие физических качеств. В целях результативного применения физической силы и боевых приемов борьбы учебно-тренировочные занятия должны носить служебно-при-кладной характер, т.е. в ходе их проведения должны развиваться физические качества и воспитываться двигательные навыки, требуемые при осуществлении правоохранителями профессионально-служебной деятельности. При этом важно, чтобы изучаемые приемы были относительно простыми и надежными, а также соответствовали уровню физической подготовленности слушателей и в то же время были эффективными при задержании правонарушителей [5; 7].

Отметим, что «формирование служебно-при-кладных двигательных навыков обеспечивается посредством отработки учебно-тренировочных поединков, поскольку с их помощью реализуются приобретенные умения и навыки в боевых и стрессовых ситуациях. Поединки учат терпению и настойчивости, проявлять волю к победе, поборов нарастающее утомление, и действовать по намеченному плану. Высокий уровень развития физических качеств приводит к эффективному применению боевых приемов борьбы» [4; 5]. Так, формирование данного уровня подготовленности обеспечивается «путем включения в содержание практических занятий высокоинтенсивных, интервальных тренировочных комплексов, которые формируются с учетом выполнения упражнений в составе группы. По нашему мнению, слушателям целесообразнее выполнять многоповторные силовые упражнения на основе отягоще-

ния собственным весом (подтягивания, приседания, отжимания, на развитие мышц живота) в различных вариантах и сочетаниях, а также тяжелоатлетические упражнения и упражнения» из гиревого спорта [6; 7].

В то же время «при разработке содержания учебно-тренировочных занятий по физической подготовке целесообразно широко использовать метод комплексной тренировки, позволяющий отрабатывать примы и действия из различных разделов учебной программы, а также формирующий служебно-прикладные двигательные навыки и одновременно развивающий физические качества».

Выводы. Таким образом, предлагаемые методы максимально сближают процесс обучения с практикой оперативно-служебной деятельности. Наряду с указанным при разработке программ учебно-тренировочных занятий необходимо предусмотреть уровень сформированности служебно-прикладных двигательных навыков и развития физических качеств, учесть уровень материально-технического обеспечения дисциплины, научно-педагогический потенциал преподавателей и контингент обучающихся.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

2. Афов А.Х. Значимость физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей, обучающихся в вузах МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 123—125.

3. Карданов А.К. Актуальные вопросы планирования и организации учебно-тренировочного процесса на занятиях по физической подготовке // Культура физическая и здоровье. 2019. № 3 (71). С. 55—57.

4. Лобжа М.Т. Теоретико-технологические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки: монография. СПб., 2018.

5. Настуев Э.Б. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4A. С. 75—81.

6. Настуев Э.Б. Некоторые аспекты совершенствования тактической подготовленности слушателей к боевым приемам борьбы и рукопашного боя // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 156—158.

7. Хальзов В.И., Кропанов A.C. Физическое воспитание в системе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 2 (54). С. 220—223.

2020 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.