Научная статья на тему 'Формирование и систематизация знаний у обу-чающихся по основным этапам дизайн-проектирования'

Формирование и систематизация знаний у обу-чающихся по основным этапам дизайн-проектирования Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн проектирование / пространственный комплекс / эстетика / специальные дисциплины / актуальность проекта / интерьер / модуль / designing / spatial complex / aesthetics / special disciplines / relevance of the project / interior / module дизайн жобалау / кеңістіктік кешен / эстетика / интерьер / арнайы пәндер / жобаның өзектілігі / модуль

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Иманова И.Ю.

В публикации представлены материалы, раскрывающие действия по формированию знаний у обучающихся по основным этапам проектирования. Показано формирование совокупности специальных дисциплин. Раскрыты задачи образовательной программы по этапам дизайн проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and systematization of students’ knowledge in designing Дизайн-жобалаудың негізгі кезеңдері бойынша білім алушылардың білімін қалыптастыру және жүйелеу

The publication presents materials that reveal the actions for the formation of knowledge among students at the main stages of designing. The formation of a set of special disciplines is shown. The tasks of the educational program for the stages of designing are disclosed. Жарияланымда жобалаудың негізгі кезеңдері бойынша білім алушыларда білімді қалыптастыру бойынша іс-қимылдарды ашатын материалдар ұсынылған. Арнайы пәндер жиынтығын қалыптастыру көрсетіледі. Дизайн жобалау кезеңдері бойынша білім беру бағдарламасының міндеттері ашылады.

Текст научной работы на тему «Формирование и систематизация знаний у обу-чающихся по основным этапам дизайн-проектирования»

УДК 377.5.02:37.016 ГРНТИ 14.33.09

ФОРМИРОВАНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОСНОВНЫМ ЭТАПАМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Ацдатпа

Жарияланымда жобалаудьщ непзп кезецдерi бойын-ша бшм алушыларда бiлiмдi ^алыптастыру бойынша ic-кимылдарды ашатын материалдар ^сынылган. Ар-найы пэндер жиынтыгын ^алыптастыру кeрсетiледi. Дизайн жобалау кезецдерi бойынша бiлiм беру багдар-ламасыныц мiндеттерi ашылады.

Аннотация

В публикации представлены материалы, раскрывающие действия по формированию знаний у обучающихся по основным этапам проектирования. Показано формирование совокупности специальных дисциплин. Раскрыты задачи образовательной программы по этапам дизайн - проектирования.

Annotation

The publication presents materials that reveal the actions for the formation of knowledge among students at the main stages of designing. The formation of a set of special disciplines is shown. The tasks of the educational program for the stages of designing are disclosed.

Процесс модернизации системы среднего образования в Казахстане предъявляют новые требования к со-g держанию образовательной деятельности в учебных я заведениях и обусловливают необходимость подготовки § специалистов с инновационно-ориентированным профессиональным мышлением, активно участвующих в § развитии отечественного производства. g На основании новых требований содержание средне-

о го образования ориентируется на формирование сово-

ч

о купности специальных дисциплин, развитие навыков в

X деятельности будущих специалистов, выявление реали-

w

ь зациий профессиональных функций. Основой профес-

t^ сиональной деятельности являются знания и умения, к

g направленные на продукции, которая определяет рост w качества жизни населения.

Профессиональная деятельность специалистов в области дизайна показывает, что для успешной реализации

Иманова И.Ю.,

преподаватель

специальных дисциплин, Костанайский строительный колледж, г. Костанай

Нег1зг1 свздер:дизайн жобалау, кещстжтт кешен, эстетика, интерьер, арнайы пэндер, жобаныц взекттт, модуль.

Ключевые слова: дизайн - проектирование, пространственный комплекс, эстетика, специальные дисциплины, актуальность проекта, интерьер, модуль.

Keywords: designing, spatial complex, aesthetics, special disciplines, relevance of the project, interior, module.

дизайн-проектирования особую актуальность приобретает наличие знаний современных методов дизайн-проектирования, инженерно-технологических основ, основ цветоведе-ния, композиционного построения и законов стилевого единства. Также очень важна практика. Практический опыт учащихся обуславливает их адаптацию в производственной деятельности, формирование специальных знаний и умений, направленность на решение практических и творческих задач, связанных с профессиональной деятельностью в области дизайн-проектирования [3, с. 27].

На основании выше сказанного при формировании профессиональных компетенций будущих дизайнеров и проектировщиков преподавателями колледжа преследуется цель обучить студентов в работе графических программ и 3D-моделированию. Формирование и развитие у учащихся практических компетенций в области дизайн-проектов, освоить основные задачи профессиональных навыков будущих специалистов. Развить представление о роли дизайна интерьера в современном мире, его обобщающей и организующей функции в создании единого пространственного комплекса.

Профессиональная подготовка студентов -будущих дизайнеров требует необходимость разработки программы, обучающих модулей.

Обучающий модуль понимается нами как блок информации, выделенной из содержания профессиональной подготовки. Содержание учебного материала в модулях разворачивается систематически и последовательно, с постепенным усложнением подачи информации.

Профессиональный модуль (ПМ) - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности, которые также определены в стандарте.

Профессиональный модуль по специальности "дизайн" (по профилю), ПМ 05 «Владение графическими компьютерными программами в области дизайна» состоит из трех специальных дисциплин. Данный модуль раскрывает поэтапность дизайн-проектирования, также в нем сформированы основные цели и задачи образовательной программы.

Основные этапы проектирования, которые входят в дисциплины профессионального модуля. Это в первую очередь техническое задание, которое создается индивидуально для каждого нового проекта. Также учащиеся знакомятся с таким понятием, как дизайнерский бриф, который включает в себя порядка от пятнадцати до тридцати вопросов, чтобы узнать пожелания потенциального заказчика.

Следующий этап — это планировочное решение. Это основа, является одним из этапов в изучении дизайна интерьера. Учащиеся должны понимать уже на этом этапе, что никакие материалы и мебель не сделают интерьер удобным и уютным, если его пространство плохо продумано в самом начале. Этап 3D-визуализации. Выполнение дизайн проекта в программа 3D-моделирования каждого помещения наглядно покажет, как будет выглядеть интерьер после реализации. Визуализация проекта выполняется в совокупности нескольких программ: 3D Max, ArchiCAD, Adobe Photoshop.

Образовательные задачи программы:

• знакомство обучающихся с понятием интерьера и его основными качествами, с композицией и зонированием, историческими стилями в архитектуре и искусстве;

• формирование у обучающихся эстетического начала при создании интерьера жилого дома;

• формирование интереса обучающихся к декорированию интерьеров;

• развитие у обучающихся художественного вкуса и фантазии, творческой активности;

• развитие навыков обучения обучающихся прикладным умениям по созданию

*

S х

<С m о

го

£ W

О *

S I—

О §

X X ш Е-

S *

s

рц

О ш Е-

комфорта в доме;

• активизация творческого потенциала обучающихся;

• овладение обучающимися прикладными умениями художественной обработки различных материалов;

• выявление и развитие коммуникативных способностей;

• создание условий для формирования умения работать в группе;

• получение опыта проектной деятельности на основе интеграции нескольких видов художественно-прикладных технологий;

• развитие у обучающихся способностей к рефлексивному анализу;

• развитие образного мышления, способности принимать нестандартные, оригинальные решения[2].

Студенты нашего строительного колледжа на базе среднего образования, уже проявляют свои навыки в создании проектов. На протяжении учебного процесса обучающиеся создают интерьеры квартир, а также интерьер общественного помещения. Этапы проектирования проходят от замеров помещения или готового обмерного плана, концепции, 3D-моделирования и рабочих планов. Студенты формируют свои навыки и делают выводы определенных структур при создании интерьера. Создавая функциональные объекты для повседневной жизни, на-□ч чинающие дизайнеры уделяют особое вни-

§ мание проекту. За многими студенческими

и проектами стоят серьезные исследования со-

^ временного быта. Так же проходит курсовой

й проект на базе четвертого курса и подготовка о

он к дипломному проекту. £ Формирование знаний у обучающихся ^ имеет огромное значение. Таким образом, Я сегодня, когда сам процесс работы, способ обработки, хранения и представления ин-® формации постоянно совершенствуется, диК зайнер и проектировщик не может состоятся § как профессионал, не использовав в своем Н процессе работы информационного моделирования и компьютерных технологий.

Именно такой процесс обучения ведется преподавателями спец. дисциплин в учебных заведениях по этапам дизайн-проектирования в профессиональных модулях. Метод "моделирование" в рамках дизайнерской деятельности [1, с. 45]. Все вышесказанное находится в рабочей программе профессионального модуля. Основная цель - подать информацию с учетом всех особенностей ее восприятия обучающимся. Имея свой определенный опыт производства, своим студентам я объясняю, что, изучая основную часть модулей по проектированию интерьера, они не должны забыть о саморазвитии. Дизайнер должен идти в ногу со временем, изучая новую специфику. Новые платформы, программы, структура дизайн-проектирования меняется и совершенствуется ежегодно. Поэтому закончив среднее, высшее образование данной профессии, обучающийся должен знать и понять, чтобы быть профессионалом своего дела, надо быть коммуникабельным и готовым к новым этапам изучения своей профессии.

Дизайнер интерьера - это многогранная профессия, которая вобрала в себя большую структуру от задумки до реализации.

ЛИТЕРАТУРА:

1.История дизайна /Шарлота Филл, Питер Филл/ 2015 - № 4 (124). - С. 45-49.

2.Учебное пособие "Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования" /Адоняев Дмитрий Юрьевич, кандидат педагогических наук/ 2010/Электронный ресурс/ Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/ formirovaшe-spetsialnykh-znaшi-i-umeшi-studentov-v-protsesse-dizain-proektirovaniya/ (дата обращения: 20.01.2022г.)

3.«Проектирование и строительство. Иллюстрированный справочник для заказчика и проектировщика» /Петер Нойферт, Людвиг Нефф/ 2016 / Архитектура - С/ С. 27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.