РРГИПНЛ ПКНЛЯ И ПТРЛГПГПЛЯ ЧКПИПМНКА
Научная статья УДК 332.1
DOI: 10.24412/2227-9407-2024-9-103-116 EDN: JPTMLE
Формирование и реализация стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий: сущность процессов и методические основы разработки
Полина Николаевна Юрова1^, Ольга Юрьевна Смыслова2
12 Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал, Липецк, Россия
1 polinayurova@list.т^, https://orcid.org/0000-0002-8995-9159
2 savenkova-olga@mail.ги, https://orcid.org/0000-0001 -7008-5319
Аннотация
Введение. Статья посвящена описанию сущности процессов формирования и реализации стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий, а также вопросу методических основ её разработки. Авторы обращают внимание, что роль своевременного научного обновления теоретико-методических основ стратегического планирования развития сельских территорий, в том числе на базе аграрно ориентированного подхода, в условиях усиления макроэкономической нестабильности и реализации политики импортозамещения возрастает.
Материалы и методы. Основой представленного исследования стали ключевые нормативно-правовые акты стратегического планирования в РФ, а также научные исследования и разработки отечественных ученых в области стратегического управления устойчивым развитием сельских территорий и стратегического менеджмента в целом. В исследовании авторами применены следующие основные общенаучные методы: анализ базы НПА, являющихся фундаментом процесса стратегического управления развитием территорий, сбор и анализ результатов научных трудов российских авторов по теме исследования, а также обобщение, анализ и синтез полученной информации.
Результаты. Авторами обоснована актуальность стратегического управления развитием территорий на базе аграрно ориентированного подхода. Разработан алгоритм процесса формирования и реализации стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий. Благодаря всестороннему анализу теоретико-методологических основ сельского развития определены ключевые аспекты, являющиеся основой целостной концепции стратегии аграрно ориентированного развития.
Обсуждение. В ходе исследования были приведены мнения авторов о том, что в целях устойчивого социального развития и решения социальных проблем сельских территорий фундаментом стратегии аграрно ориентированного развития должно стать развитие аграрного сектора, являющегося основой экономики сельских территорий. На основании проведенного исследования разработана модель процесса разработки и реализации стратегии аграрно ориентированного развития.
Заключение. В заключение дано обобщение основных выводов и подчеркнута необходимость дуального подхода к разработке стратегии аграрно ориентированного развития, предусматривающего комплексность агро-производственной и социальной подсистем. Разработку и реализацию стратегии предлагается проводить на основании алгоритма, состоящего из семи ключевых элементов, на основании предложенной концептуальной модели.
Ключевые слова: аграрно ориентированное развитие, аграрный потенциал, развитие сельских территорий, стратегическое управление
Смыслова О. Ю., 2024
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Юрова П. Н.,
Вестник НГИЭИ. 2024. № 9 (160). C. 103-116. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 9 (160). P. 103-116. ISSN 2227-9407 (Print)
¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥ ffFi/nivyi/ дыг> яргтпил i ггпыпм1гя WWWWWW
ncuiuwftb jc^I иппь Ecui\umics_
Для цитирования: Юрова П. Н., Смыслова О. Ю. Формирование и реализация стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий: сущность процессов и методические основы разработки // Вестник НГИЭИ. 2024. № 9 (160). С. 103-116. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-9-103-116. EDN: JPTMLE
Formation and implementation of agrarian development strategy for rural areas: essence of processes and methodological basis of development
Polina N. Yurova1^, Olga Yu. Smyslova2
12 Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk Branch, Lipetsk, Russia
1 polinayurova@list.ruB', https://orcid.org/0000-0002-8995-9159
2 savenkova-olga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001 -7008-5319
Abstract
Introduction. The article is devoted to the description of the essence of the processes of formation and implementation of the strategy of agrarian-oriented development of rural areas, as well as the issue of the methodological foundations of its development. The authors draw attention to the fact that the role of timely scientific updating of the theoretical and methodological foundations of strategic planning for the development of rural areas, including on the basis of an agrarian-oriented approach, in the context of increased macroeconomic instability and the implementation of import substitution policies is increasing.
Materials and methods. The basis of the presented study was the key regulatory legal acts of strategic planning in the Russian Federation, as well as research and development of domestic scientists in the field of strategic management of sustainable development of rural areas and strategic management in general. In the study, the authors used the following basic general scientific methods: analysis of the base of the NPA, which are the foundation of the process of strategic management of the development of territories, collection and analysis of the results of scientific works of Russian authors on the topic of research, as well as generalization, analysis and synthesis of the information obtained. Results. The authors substantiated the relevance of strategic management of the development of territories on the basis of an agrarian-oriented approach. An algorithm has been developed for the process of forming and implementing a strategy for ag-oriented development of rural areas. Thanks to a comprehensive analysis of the theoretical and methodological foundations of rural development, key aspects have been identified that are the basis of a holistic concept of an agrarian-oriented development strategy.
Discussion. During the study, the authors' opinions were given that in order to sustainable social development and solve social problems of rural areas, the development of the agricultural sector, which is the basis of the economy of rural areas, should become the foundation of the agrarian development strategy. Based on the study, a model of the process of developing and implementing an agrarian-oriented development strategy was developed. Conclusion. In conclusion, a summary of the main conclusions is given and the need for a dual approach to the development of an agrarian-oriented development strategy, which provides for the complexity of agro-production and social subsystems, is emphasized. It is proposed to develop and implement the strategy on the basis of an algorithm consisting of seven key elements, based on the proposed conceptual model.
Key words: strategic management, development of rural areas, agrarian-oriented development, agrarian potential.
For citation: Yurova P. N., Smyslova O. Yu. Formation and implementation of agrarian development strategy for rural areas: essence of processes and methodological basis of development // Bulletin NGIEI. 2024. № 9 (160). P. 103-116. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-9-103-116. EDN: JPTMLE
Введение
На сегодняшний день в условиях продолжающегося санкционного давления на экономику России и ее трансформации вопрос стратегического управления развитием сельских территорий обретает новую актуальность в связи с неизбежностью
перехода от суженной модели аграрного воспроизводства и устоявшегося сырьевого развития к развитию на основе инновационной модели. Более того, актуальность проблемы управления устойчивым развитием сельских территорий обусловлена и тем, что они, как известно, выполняют ряд стратегиче-
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА'
ских функций, в том числе производственно-хозяйственную, ответственную за удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности, продукции лесного и охотни-ческо-промыслового хозяйства, а также продукции других отраслей и видов хозяйственной деятельности [1]. Таким образом, сельское хозяйство играет важную роль в экономике и является ключевым звеном в процессе обеспечения продовольственной безопасности страны.
На основании анализа научных работ [2; 3; 4; 5; 6; 7] можно с уверенностью констатировать, что именно стратегическое планирование сегодня является наиболее перспективным инструментом развития сельских территорий, поскольку оно позволяет определить долгосрочные цели, разработать комплексные и системные подходы, учитывать мнения заинтересованных сторон, адаптироваться к изменениям и привлекать необходимые ресурсы для реализации стратегических задач. Другими словами, в контексте развития сельских территорий стратегическое планирование предусматривает разработку сценариев прогноза на основе согласования интересов власти, агробизнеса и населения, выявление текущих и потенциальных проблем, формирование стратегических и текущих целей и задач развития сельских территорий, формирование программ и проектов развития сельских территорий [8]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что именно четко выстроенная система стратегического планирования во многом позволяет обеспечить непрерывность процесса развития сельских территорий и достичь эффективности менеджмента в направлении их устойчивого развития.
Однако на сегодняшний день все больше теоретических и практических исследований посвящается вопросам приоритетного развития сельской социальной сферы и непосредственно социальной инфраструктуре как базового элемента устойчивого развития. В то же время, по нашему мнению, сельские территории по своей природе являются «аг-рарно ориентированными»: исторически главным занятием местных жителей и экономической основой развития сельских территорий является агро-производство (производство продовольственных ресурсов) с целью обеспечения потребности личных домохозяйств и остальной части населения страны продовольствием. Именно аграрный сектор является основой экономики для подавляющего большинства сельских территорий, обеспечивая рабочие места и доход для местного населения. Таким образом,
в целях устойчивого социального развития и решения социальных проблем фундаментом стратегии развития сельских территорий должны стать программы, нацеленные на развитие аграрного производства и сельской экономики, то есть стратегия должна быть аграрно ориентированной.
Гипотеза исследования заключается в следующем: для комплексного развития и успешной реализации аспектов многофункционального характера сельских территорий на базе стратегии аграрно ориентированного развития требуется понимание сущности и методических основ её разработки и реализации.
Цель представленного исследования заключается в научном обновлении теоретико-методических основ формирования стратегии развития сельских территорий на базе аграрно ориентированного подхода.
Материалы и методы
Анализ экономической литературы позволяет утверждать, что применение научно обоснованной стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий будет способствовать максимально эффективному использованию аграрного потенциала сельских территорий с целью наращения объемов производства сельскохозяйственной продукции и повышения уровня и качества жизни местного населения. В то же время на сегодняшний день отсутствует единая общепринятая методика процессов формирования и реализации стратегии развития сельских территорий на базе аграрно ориентированного подхода [9].
Авторами использовались следующие общенаучные методы исследования: сбор и анализ документов стратегического планирования в РФ и научных трудов российских авторов по теме стратегического управления и управления развитием сельских территорий. Кроме того, был проведен контент-анализ существующих региональных стратегий развития сельских территорий, который подтвердил преобладание программ, направленных на развитие социальной сферы села. На основе анализа, синтеза, обобщения и сравнения полученной информации было дано методическое обоснование подхода к разработке стратегии аграрно ориентированного развития, учитывающее ее комплексный дуальный характер.
Результаты
Многофункциональность сельского хозяйства, сочетание различных принципов производства и развития сельских территорий определяют страте-
' REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
гическую целесообразность их функционирования на основе аграрно ориентированного подхода, который предусматривает комплексность агропроизвод-ственной и социальной подсистем, гармоничное функционирование которых направлено на повышение эффективности использования аграрного потенциала и повышение качества жизни населения сельских территорий.
Отметим, что помимо выявления существующей диспропорции аграрной и социальной подсистем общественного воспроизводства сельских территорий к ключевым предпосылкам стратегии аг-рарно ориентированного развития следует отнести следующие аспекты:
- неравномерное развитие сельских территорий, проявляющееся в проблемах с моноспециализацией, а также недостаточно развитой системой диверсификационных процессов;
- наличие широких возможностей для реализации аграрного потенциала сельских территорий;
- необходимость поддержания вектора устойчивого развития сельской территориальной системы [10].
По нашему мнению, для успешной реализации процесса разработки и реализации стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий необходимо применение различных инструментов стратегического планирования, среди которых в первую очередь выделим стратегическое планирование, стратегическое управление и страте-гирование.
б.Реализация стратегии и оценка ее
Эффективное функционирование механизма стратегического планирования определяется в первую очередь наличием соответствующего административно-правового механизма, под которым понимается совокупность средств и методов, при помощи которых осуществляется воздействие на процесс стратегического планирования. Основу данного механизма составляют законы, нормы, правила, стандарты [11].
Далее на основании анализа основополагающих НПА в сфере стратегического планирования, проведенного авторами, представлен универсальный механизм стратегического планирования применительно к сельской территории (рисунок 1).
Отметим, что реализация представленных этапов должна осуществляться, прежде всего, через принятие эффективных управленческих решений, основанных на системном подходе и системном анализе внешних и внутренних факторов, прямо или косвенно влияющих на развитие сельских территорий [8].
Говоря о стратегическом управлении, отметим, что в рамках настоящего исследования под стратегическим управлением будем понимать комплекс системных управленческих действий, направленных на определение и достижение долгосрочных целей и приоритетов развития сельских территорий, через реализацию стратегического планирования, определение конкурентных преимуществ, а также выработку механизмов контроля и мониторинга за достижением поставленных целей.
V
результатов
5.Согласование
стратегии со стейкхолдерами
1.Определение целей развития сельской территории
2.Анализ и оценка внешней и внутренней среды
З.Разработка и
анализ стратегических альтернатив
4.Выбор (разработка) наилучшей стратегии
Рис. 1. Основные этапы механизма стратегического планирования развития сельской территории Fig. 1. Main stages of the mechanism for strategic planning of rural area development
Источник: составлено авторами
VWWWWW РРГИПНй HUH Л Я И ПТРЛ Г J1FRA Я Ч КП НП М ПК Л VVWWWWV
В свою очередь, стратегирование, как инструмент стратегического менеджмента, предполагает глубокий всеобъемлющий процесс, направленный не только на адаптацию к изменениям условий внешний среды, но и на формирование новых концепций и путей развития, новых стандартов управления информацией и знаниями. Отметим, что механизм управления стратегированием существенно отличается от принятого в стратегическом управлении. Эта разница формируется в рамках особой институциональной среды функционирования сложных экономических систем (или производственных сетей) как объекта управления в парадигме страте-гирования [12].
В контексте развития сельских территорий под стратегированием будем понимать замкнутую процессную систему обоснования и формулирования стратегических решений, концепций и путей развития сельских территорий на основании анализа актуальных тенденций, возможностей, а также вызовов и проблем.
Отметим, что рассмотренные термины стратегического менеджмента, а именно: «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегирование», не являются синонимами, но при этом тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, обеспечивая достижение синергетического эффекта в управлении устойчивым развитием сельских территорий.
Таким образом, по нашему мнению, стратегия аграрно ориентированного развития сельских территорий должна быть сформирована и реализована в условиях синергии инструментов стратегического менеджмента, должна быть целостной и предполагать комплексный подход к развитию территорий с учетом экономических, социальных и экологических аспектов, а также учитывать интересы различных заинтересованных сторон.
Далее для достижения целей настоящего исследования авторами разработан и предложен алгоритм формирования и реализации комплексной стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий (рисунок 2). Алгоритм представляет собой совокупность последовательных этапов, формирующих семь ключевых блоков.
Отметим, что процесс разработки стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий напрямую связан с оценкой количествен-
ных и качественных показателей, оказывающих прямое влияние на уровень развития аграрно-промышленного комплекса и, как следствие, на уровень и качество жизни сельчан. Стратегия нацелена на повышение эффективности функционирования сельскохозяйственного производства, которое, в свою очередь, служит базисом для устойчивого развития материального и социального обеспечения сельского населения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе [9].
Предварительным этапом разработки стратегии должна стать оценка уровня готовности сельской территории к аграрно ориентированному развитию. Целью данного этапа является описание текущего состояния сельской территории на основании анализа ключевых групп факторов, среди которых производственно-экономические, социальные, природно-ресурсные, инфраструктурные факторы, а также оценка законодательной базы и уровня внедрения инноваций и современных технологий в ведение сельского хозяйства.
В целом этап определения уровня готовности сельской территории к аграрно ориентированному развитию должен быть направлен на:
- оценку уровня сельхозпроизводства, структуры сельского хозяйства по типам хозяйств, технологий и рыночной конъюнктуры;
- выявление ключевых приоритетов аграрного развития;
- анализ наиболее перспективных направлений вложения средств (точек роста) в целях обеспечения максимально эффективного экономического и социального развития территории;
- обобщение и анализ полученной информации, направленные на определение уровня готовности сельской территории к аграрно ориентированному развитию.
На основании проведенного анализа сельской территории будет присвоен один из трех возможных уровней готовности к аграрно ориентированному развитию: низкий, средний или высокий. Полученная оценка в дальнейшем будет оказывать прямое влияние на направленность программ разрабатываемой стратегии.
Далее в таблице 1 отражены ключевые аспекты в формировании стратегии аграрно ориентированного развития сельской территории в зависимости от результатов оценки готовности территории.
' REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
Определение целей стратегии
Стратегический анализ готовности сельской территории к аграрно ориентированному развитию
т
Оценка уровня сельскохозяйственного производства, структуры сельского хозяйства по типам хозяйств, технологий и рыночной конъюнктуры
I
Выявление ключевых приоритетов аграрного развития
Анализ наиболее перспективных направлений вложения средств в целях обеспечения максимально эффективного экономического и социального развития территории
Определение уровня готовности сельской территории к аграрно ориентированному развитию
I
Формирование благоприятной среды для успешной реализации
стратегии
i Г
Подготовка правовой базы Определение приоритетных стратегических направлений развития Анализ потребностей и ожиданий заинтересованных сторон Создание рабочих групп и назначение ответственных лиц
Планирование
Организация этапов
информационной процесса
поддержки разработки
стратегии
Разработка концепции стратегии
т
I
J-
Моделирование нескольких сценариев внешних условий реализации стратегии
Проверка на согласованность стратегии с политикой государства и другими
приоритетными направлениями развития народного хозяйства
Обоснование методологических положений по разработке стратегии
Обоснование экономической и социальной эффективности
предложенных программ по установленным критериям оценки эффективности
Оценка результативности стратегии
Рис. 2. Алгоритм процесса разработки и реализации стратегии
аграрно ориентированного развития сельских территорий Fig. 2. Algorithm for the process of developing and implementing a strategy for agrarian-oriented development of rural areas Источник: составлено авторами
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА'
Таблица 1. Ключевые характеристики стратегии аграрно ориентированного развития в зависимости от уровня готовности сельской территории к аграрно ориентированному развитию
Table 1. Key characteristics of the agrarian-oriented development strategy depending on the level of readiness of the rural area for agrarian-oriented development
Уровень готовности сельской территории к аграрно ориентированному развитию / The level of readiness
of the rural area for agrarian-oriented development
Направленность программ стратегии / Focus of strategy programs
Низкий / Low
Средний / Average
Высокий / High
Формирование базы для дальнейшего устойчивого аграрно ориентированного развития / Formation of the basis for further sustainable agrarian-oriented development
Реализация потенциала сельской территории, создание устойчивой и эффективной агроэкосисте-мы / Realizing the potential of rural areas, creating a sustainable and efficient agroecosystem
Поддержание устойчивого экономического роста, улучшение качества жизни сельского населения / Maintaining sustainable economic growth, improving the quality of life of the rural population
Создание инфраструктурной базы (транспортной и инженерной), строительство перерабатывающих предприятий и хранилищ сельхозпродукции, мелиорация земель, привлечение крупных агрохолдингов в качестве агрергаторов и инвесторов, стимулирование местного предпринимательства, организация обучающих программ для местного населения по бизнес-планированию и основам аграрного менеджмента и т. д. / Creation of an infrastructure base, including transport and engineering, construction of processing enterprises and storage facilities for agricultural products, land reclamation, attraction of large agricultural holdings as aggregators and investors, stimulation of local entre-preneurship, organization of training programs for the local population on business planning and the basics of agricultural management, etc.
Внедрение практик устойчивого сельского хозяйства, развитие логистической инфраструктуры, стимулирование кооперации, внедрение инноваций в ведение сельского хозяйства, создание механизмов для доступа сельхозпредприятий к инструментам финансовой поддержки для развития и расширения производственных мощностей и т. д. / Introducing sustainable agriculture practices, developing logistics infrastructure, stimulating cooperation, introducing innovations in agriculture, creating mechanisms for agricultural enterprises to access financial support tools for the development and expansion of production capacities, etc. Модернизация инфраструктуры (логистической и социальной), усиление внедрения инновационных агротехнологий, расширение рынков сбыта сельхозпродукции, укрепление агрокоопе-рации, повышение конкурентоспособности местных сельхозпредприятий за счет инвестиций в научные исследования и разработку маркетинговых стратегий; развитие смежных отраслей (в том числе агротуризма), организация обучающих программ и информационной поддержки аграриев в целях повышения эффективности внедрения новых технологий и т. д. / Modernization of infrastructure (logistic and social), strengthening the introduction of innovative agricultural technologies, expanding agricultural sales markets, strengthening agricultural operations, increasing the competitiveness of local agricultural enterprises through investments in research and marketing strategies; development of related industries (including agritourism), organization of training programs and information support for farmers in order to increase the efficiency of introducing new technologies, etc.
Источник: составлено авторами
' REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
Далее на основании анализа теоретико-методологических основ сельского развития и научных трудов по данной теме [13; 14; 15; 16; 17] нами были выделены ключевые аспекты, являющиеся фундаментальной основой целостной и эффективной концепции разрабатываемой стратегии аграрно ориентированного развития, нацеленной на стабильный экономический рост сельских территорий и улучшение качества жизни сельского населения:
1. Современные стратегические документы развития сельских территорий в большей степени основаны на базе социально ориентированного подхода к развитию. Действительно, мало кто осмелится оспорить тот факт, что социальные аспекты являются крайне важной частью стратегии развития, однако, по нашему мнению, прочный фундамент для социального прогресса и комплексного развития сельских территорий формируется именно за счет фокуса на аграрное (экономическое) развитие. Так, аграрный сектор является основой экономики для подавляющего большинства сельских территорий, обеспечивая рабочие места и доход для местного населения. Устойчивое аграрное развитие также способствует притоку инвестиций в сельскую экономику, что улучшает инфраструктуру, способствует появлению новых рабочих мест и, соответственно, росту уровня жизни сельчан. Таким образом, в целях устойчивого социального развития и решения социальных проблем основу разрабатываемой стратегии должны составлять программы, нацеленные на развитие сельской экономики и аграрного производства.
2. Уровень ресурсообеспеченности, в том числе материально-технической обеспеченности, и готовности территории к аграрно ориентированному развитию крайне разнится в зависимости от конкретной сельской территории. Кроме того, часто наблюдается ситуация, при которой производственный потенциал территории используется неэффективно ввиду недостатка дорожно-транспортной инфраструктуры, объектов переработки и хранения сельхозпродукции и т. д. Это может ограничивать возможности для устойчивого развития экономики территории, обуславливая необходимость гибкого и адаптивного подхода в выстраивании стратегии в аграрно ориентированном развитии, отвечающим на вызовы и проблемы конкретной сельской местности.
3. Аграрно ориентированное развитие тесно связано с оценкой многофункциональности сельских территорий. Так, их устойчивое и гармоничное развитие неразрывно связано с выполнением ряда основных функций, а именно: производственной,
демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, экологической и др., что, в свою очередь, делает стимулирование разнообразия в сельскохозяйственном производстве, т. е. диверсификацию сельской экономики, и отказ от узкоотраслевого подхода в аграрном развитии ключевыми факторами эффективности реализации стратегии.
4. Несмотря на существенный прогресс, сельские территории все еще имеют ограниченный доступ к финансированию. Так, отсутствие на многих сельских территориях банков и прочих финансовых учреждений, нехватка информации о доступных финансовых возможностях и инструментах государственной поддержки сельхозпроизводителей, трудности при получении займов по причине низкого уровня кредитной истории у фермеров и малых предприятий, а также отсутствие необходимого залогового имущества ограничивают возможности для развития и модернизации производственных мощностей. Вследствие чего, при разработке программ необходимо предусмотреть реализацию мероприятий по улучшению финансовой инфраструктуры сельских территорий и повышению осведомленности агропроизводителей (в том числе малых форм хозяйствования и владельцев личных подсобных хозяйств) о доступных возможностях развития.
5. Сегодня в целях обеспечения продовольственной безопасности и реализации политики им-портозамещения возрастает необходимость повышения урожайности и производительности сельхозпредприятий. При этом в условиях современной реальности подобный рост невозможен без использования цифровых технологий, внедрения инновационных подходов в логистике и маркетинге, «зеленых» технологий ведения сельского хозяйства, а также внедрения социальных инноваций. Соответственно, для повышения эффективности производства и социального развития, внедрение инструментов цифровизации и прочих инновационных методов аграрного производства должно стать неотъемлемым элементом программ разрабатываемой стратегии.
6. Эффективность использования производственного потенциала сельских территорий, уровень внедрения инноваций и обеспечение качественного управления во многом зависит от качественных характеристик сельского населения, в том числе уровня образования и профессиональной подготовки работников. Это говорит о том, что при разработке стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий одними из ее задач должны стать обучение и развитие кадров в аграрной сфере в первую очередь за счет стимулирования
РРГИПНА ПКНАЯ И ПТРАГПГПАЯ Ч КП ИП М ПК A
развития образовательных учреждений и специализированных программ повышения квалификации, а также создание условий для привлечения квалифицированных кадров.
7. Большое значение для села имеет партнерство и сотрудничество. В данном контексте речь идет о партнерстве между различными организациями: государством, органами регионального и местного самоуправления, бизнесом, научно-производственными объединениями, образовательными учреждениями и т. д. В результате совместной работы возможно достижение синергетического эффекта в части разработки и реализации проектов, направленных на решение проблем сельских территорий, повышения конкурентоспособности сельхозпроизводителей, усиления социальной сплоченности путем формирования доверительных партнерских отношений и повышения вовлеченности сельчан в процессы принятия стратегических реше-
ний. Таким образом, партнерство и сотрудничество являются основополагающими факторами в реализации стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий.
Таким образом, цель стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий состоит в стимулировании роста производства аграрной продукции на основе повышения эффективности использования аграрного потенциала сельских территорий, способствующего улучшению уровня и качества жизни сельского населения путем расширения спектра его возможностей и удовлетворения потребностей [12].
Обсуждение
На основании проведенного анализа и ключевых аспектов концепции стратегии аграрно ориентированного развития авторами разработана обобщенная модель процесса разработки и реализации стратегии (рисунок 3).
а о
Ё cd
-е
й -О
И Л
s я о о
L-
о ч о и
X (D
H g
w
о
(D
О
И
§
СТРАТЕГИЯ АГРАРНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
КРАТКОСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА: Выполнение минимальных целевых показателей
СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА: Динамика целевых показателей и формирование устойчивых агропромышленных связей
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА: достижение устойчивого развития сельских территорий на основе эффективного использования аграрного потенциала и повышения качества жизни сельского населения
ЦЕЛЬ: стимулирование роста производства аграрной продукции на основе повышения эффективности использования аграрного потенциала сельских территорий, способствующего улучшению уровня и качества жизни сельского населения путем расширения спектра его возможностей и удовлетворения
потребностей
В
н
г
о с ш
и у н
с д s
S
с с s
е та т и т те
с с е и У н с н т о
х т й St н н
е s г s
р и р S
р о а р
s г р
т н S
о р s й Р й а S < 3 о s Л о р е
т л
s т
s з
к а
s « s s
•о
о
to н Я
о ■ ол
л s
s
м
а е
s о
е S
с к s
s s
ft н
" с
э т
s
о л СУ
о «
M s
ч о
е на
с л
ь
s S н ы
фа ft
о
р
ы
Рис. 3. Модель процесса разработки и реализации стратегии аграрно ориентированного развития сельских территорий Fig. 3. Model of the process of development and implementation of agrarian-oriented rural development strategy
Источник: составлено авторами 111
' REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
Исходя из цели аграрно ориентированного развития, нами выделены два ключевых блока, в рамках которых и будет происходить разработка и реализация программ стратегии, в том числе мероприятия, направленные на развитие производственного потенциала и на повышение качества жизни сельского населения. Однако, как отмечалось ранее, именно аграрной составляющей сельской экономики отводится главенствующая, центральная роль в стратегической цепочке развития сельской территории в целом.
По нашему мнению, повышение эффективности аграрного производства и его комплексное развитие следует организовывать поэтапно на основании конкретизации и детализации целей в рамках краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования. Соответственно, внутри каждого временного интервала предполагается установка своих целей, задач и соответствующих им мероприятий и программ, которые при этом адаптированы к уникальным условиям и потребностям конкретного региона.
Также представленная концептуальная модель стратегии отражает воздействие на аграрное развитие внешних и внутренних рисков реализации государственной аграрной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий, идентификация, оценка и управление которыми позволит повысить эффективность реализации стратегии.
На основании анализа исследований, посвя-щённых вопросам выявления и оценке угроз и рисков развитию сельских территорий [18; 19; 20; 21; 22; 23], к основным внешним рискам, по нашему мнению, можно отнести следующие:
- усиление экономической турбулентности и геополитической нестабильности, в том числе усиление санкционного давления на экономику страны (ограничение экспорта и импорта);
- рост уровня конкуренции на международных рынках, влекущий усиление колебания цен на сельскохозяйственную продукцию;
- изменения в потребительских предпочтениях в рамках общемировых тенденций;
- климатические изменения, влияющие на урожайность сельхозпродукции и т. д.
В свою очередь, к основным внутренним рискам следует отнести следующие:
- технологическую деградацию, проявляющуюся в продолжении использования устаревших технологий и методов ведения сельского хозяйства, отказе от внедрения инноваций;
- финансовые риски, вызванные недостаточностью финансирования программ стратегии по причине ограниченности бюджетов;
- экологические риски, в том числе деградацию земель сельскохозяйственного назначения;
- отток трудоспособного сельского населения;
- неэффективность управления развитием сельских территорий по причине недостаточной координации действий на различных уровнях управления и т. д.
Реализацию стратегии предлагается осуществлять в форме мастер-плана, являющегося своеобразным путеводителем для региональных и местных органов власти, руководителей сельхозпредприятий и фермеров, инвесторов, а также местных сообществ. При этом в процессе реализации мастер-плана в компетенцию руководства входит организация координации, мониторинга и контроля за выполнением календарного плана-графика, целевого использования выделенных средств, вовлечения в работу наиболее активных представителей сообществ.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило гипотезу, выдвинутую авторами, о том, что для комплексного развития и успешной реализации аспектов многофункционального характера сельских территорий на базе стратегии аграрно ориентированного развития требуется понимание сущности и методических основ ее разработки и реализации.
Стратегия аграрно ориентированного развития сельских территорий предполагает постановку целей и механизмов их достижения, сфокусированных на развитии сельского хозяйства, являющегося ключевым источником социального развития. Преобладание программ, направленных на поддержку аграрного производства, развитие сопутствующей инфраструктуры, внедрение инновационных технологий и практик ведения хозяйства, а также рост социальной ответственности бизнеса и повышение вовлеченности местного населения в процесс стра-тегирования, позволит не только повысить производительность аграриев, укрепив экономическую и финансовую составляющие развития сельской территории, но и обеспечить решение социальных проблем на селе, повысить уровень жизни сельского населения.
Авторами предложен алгоритм разработки и реализации стратегии аграрно ориентированного развития, отражающей ключевые этапы данного процесса. При этом важно понимать, что процесс
VWWWWW РРГИПНа HUH А Я И ПТРЛ Г /IFRA Я Ч КП НП М И к"Л VVWWWWV
разработки стратегии уникален для каждой конкретной сельской территории. Это обусловлено территориальной дифференциацией регионов нашей страны, то есть пространственным разнообразием и наличием специфических особенностей развития сельских территорий, в том числе различием в уровне их аграрного потенциала.
Исходя из модели процесса разработки и реализации стратегии аграрно ориентированного развития, предложенной авторами, можно сделать вывод,
что повышение эффективности аграрного производства и его комплексное развитие следует организовывать поэтапно на основании конкретизации и детализации целей в рамках краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования. Каждый из горизонтов планирования предполагает установку своих целей, задач и соответствующих им мероприятий и программ, которые при этом адаптированы к уникальным условиям и потребностям конкретного региона и конкретной сельской территории.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Каганович А. А. Функции сельских территорий и факторы, влияющие на устойчивость их развития // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 40. С. 223-226. EDN UXWNZL.
2. Агибалов А. В., Клейменов Д. С., Орехов А. А. Методология разработки стратегии развития сельских территорий: инновационный подход // International Agricultural Journal. 2019. Т. 62. № 4. С. 279-289. EDN RSLPYD.
3. Громов Е. И. Способы и механизм управления устойчивым развитием сельских территорий // Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 355-364. EDN YXKQHK.
4. Никулина А. С. Стратегическое планирование в устойчивом развитии сельских территорий // Наука и образование в контексте глобальной трансформации. 2021. С. 78-82.
5. Меренкова И. Н. Стратегические аспекты развития сельских муниципальных образований // Страте-гирование пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях. 2016. С. 364-370.
6. Смыслова О. Ю. Проблемы стратегирования социально-экономического развития муниципального образования // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2021. Т. 18. № 5. С. 11-17. EDN QDURMR.
7. Стовба Е. В. Формирование стратегии устойчивого развития сельских территорий с позиций системного подхода // Экономические системы. 2021. Т. 14. № 2. С. 20-27. EDN ENGABX.
8. Сидоренко А. А., Аничин П. В. Формирование стратегии развития сельских территорий на основе взаимодействия агробизнеса, власти и населения // Проблемы и перспективы инновационного развития агротех-нологий. 2016. С. 368-369. EDN: XFDOPT
9. Юрова П. Н. К вопросу об аграрно ориентированном развитии сельских территорий // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. 2023. С. 396-400. EDN DLDAZZ.
10. Юрова П. Н. Ключевые аспекты аграрно ориентированного развития сельских территорий // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. 2023. № 4 (8). С. 21-26. DOI 10.24412/2782-4845-2023-8-21-26. EDN AHBELJ.
11. Обухова А. А. Механизм стратегического планирования и его составляющие // Молодой ученый. 2021. № 42 (384). С. 22-25. EDN QFXXJC.
12. Ярошевич Н. Ю. Стратегирование: развитие научной парадигмы // e-FORUM. 2022. Т. 6. № 1 (18). С. 42-56. EDN VXKCGP.
13. Акберов К. Ч., Малоземов Б. В. Теоретико-методологические основы выбора потенциала развития сельского хозяйства // Перспективы развития агропромышленного комплекса: региональные и межгосударственные аспекты. 2018. С. 36-40. EDN YMOHNR.
14. Косенчук О. В. Развитие сельских территорий на основе регулирования ценообразования в агрокла-стере // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2018. Т. 13. № 2. С. 196-211. EDN XUAKAP.
15. Косинский П. Д., Юрзина Т.А. Теоретико-прикладные аспекты развития сельских территорий на основе социальной ответственности бизнеса. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2021. 268 с. EDN EVCOXG.
16. Харитонов А., Бондарев Н., Бондарева Г. Теоретико-методологический анализ устойчивого развития сельских территорий. Воронеж : Общество с ограниченной ответственностью «ДИАМАТ». 2021. 258 с. EDN LICDLL.
¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥ ffFi/nivyi/ дыг> яргтпид i ггпыпм1гя WWWWWW
ncuiuwftb jc^i иппь Ecui\umics_
17. Симченко Н. А., Решевская К. И. Институциональные аспекты развития аграрного сектора национальной экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1(90). С. 1002-1009. EDN YRSKNA.
18. Усенко Л. Н. Риски устойчивого развития сельских территорий трансграничного региона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 235. № 3. С. 281-288. DOI 10.38197/2072-20602022-235-3-281-288. EDN AVPPEM.
19. Вяльшина А. А. Тенденции, факторы и риски устойчивого развития сельских территорий в условиях социально-экономической нестабильности // Островские чтения. 2023. № 1. С. 21-31. EDN ICOCGF.
20. Медведева Л. С. Риски социально-экономического развития сельских территорий // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы. 2023. С. 39-42. EDN SMYXAE.
21. Пожидаева Н. А., Зюкин Д. А. Детерминирование точек инновационного роста как инструмент развития регионального сельскохозяйственного производства // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 26. С. 44-53. EDN QIKZZF.
22. Зюкин Д. А., Святова О. В., Скрипкина Е. В., Латышева З. И., Лисицына Ю. В. Управление развитием АПК на основе инструментов государственной поддержки // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 5. С. 207-213. EDN JDKHLS.
23. Сукманов Э. В., Гранкин В. Ф., Скрипкина Е. В., Шашин К. И. Особенности формирования инвестиционного потенциала региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 10-2. С. 255-261. EDN JYVTLM.
Дата поступления статьи в редакцию 17.06.2024; одобрена после рецензирования 17.07.2024;
принята к публикации 18.07.2024.
Информация об авторах: П. Н. Юрова - старший преподаватель кафедры, Spin-код: 5869-5019; О. Ю. Смыслова - д.э.н., доцент, профессор кафедры, Spin-код: 9388-0292.
Заявленный вклад авторов: Юрова П. Н. - сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста. Смыслова О. Ю. - общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
REFERENCES
1. Kaganovich A. A. Funkcii sel'skih territory i faktory, vliyayushchie na ustojchivost' ih razvitiya [Functions of rural areas and factors affecting the sustainability of their development], Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Izvestia of the St. Petersburg State Agrarian University], 2015, No. 40, pp. 223- 226. EDN UXWNZL.
2. Agibalov A. V., Kleimenov D. S., Orekhov A. A. Metodologiya razrabotki strategii razvitiya sel'skih territory: innovacionnyj podhod [Methodology for developing a strategy for the development of rural areas: an innovative approach], International Agricultural Journal, 2019, Vol. 62, No. 4, pp. 279-289. EDN RSLPYD.
3. Gromov E. I. Sposoby i mekhanizm upravleniya ustojchivym razvitiem sel'skih territory [Methods and mechanism for managing sustainable development of rural areas], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and en-trepreneurship], 2018, No. 4(93), pp. 355-364. EDN YXKQHK.
4. Nikulina A. S. Strategicheskoe planirovanie v ustojchivom razvitii sel'skih territory [Strategic Planning in Sustainable Development of Rural Areas], Nauka i obrazovanie v kontekste global'noj transformacii [Science and Education in the Context of Global Transformation], 2021, pp. 78-82.
5. Merenkova I. N. Strategicheskie aspekty razvitiya sel'skih municipal'nyh obrazovanij [Strategic aspects of the development of rural municipalities], Strategirovanie prostranstvenno-go razvitiya territorij Rossii v novyh ekonomicheskih realiyah [Stratification of the spatial development of the territories of Russia in the new economic realities], 2016, pp. 364-370.
Вестник НГИЭИ. 2024. № 9 (160). C. 103-116. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 9 (160). P. 103-116. ISSN 2227-9407 (Print)
VWWWWW РРГИПНЛ HhHА Я И ПТРЛ Г J1FRA Я Ч КП НП M И К Л VVWWWWV
6. Smyslova O. Yu. Problemy strategirovaniya social'no-ekonomicheskogo razvitiya municipal'nogo obra-zovaniya [Problems of strategizing the socio-economic development of the municipality], FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya [FES: Finance. Economics. Strategy], 2021, Vol. 18, No. 5. pp. 11-17. EDN QDURMR.
7. Stovba E. V. Formirovanie strategii ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij s pozicij sistemnogo podhoda [Formation of a strategy for sustainable development of rural areas from the standpoint of a systematic approach], Ekonomicheskie sistemy [Economic systems], 2021, Vol. 14. No. 2. pp. 20-27. EDN ENGABX.
8. Sidorenko A. A., Anichin P. V. Formirovanie strategii razvitiya sel'skih territorij na osnove vzaimodejstviya agrobiznesa, vlasti i naseleniya [Formation of a strategy for the development of rural areas based on the interaction of agribusiness, government and the population], Problemy i perspektivy innovacionnogo razvitiya agrotekhnologij [Problems and prospects for the innovative development of agrotechnologies], 2016, pp. 368-369.
9. Yurova P. N. K voprosu ob agrarno orientirovannom razvitii sel'skih territorij [On the issue of agrarian-oriented development of rural areas], Global'nye problemy modernizacii nacional'noj ekonomiki [Global problems of modernization of the national economy], 2023, pp. 396-400.
10. Yurova P. N. Klyuchevye aspekty agrarno orientirovannogo razvitiya sel'skih territorij [Key aspects of agrarian-oriented rural development], EFO: Ekonomika. Finansy. Obshchestvo [EFO: Economics. Finance. Society], 2023, No. 4 (8). pp. 21-26. EDN AHBELJ.
11. Obukhova A. A. Mekhanizm strategicheskogo planirovaniya i ego sostavlyayushchie [The mechanism of strategic planning and its components], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2021, No, 42 (384), pp. 22-25, EDN QFXXJC.
12. Yaroshevich N. Yu. Strategirovanie: razvitie nauchnoj paradigmy [Strategy: the development of the scientific paradigm], e-FORUM, 2022, Vol. 6, No. 1 (18), pp. 42-56, EDN VXKCGP.
13. Akberov K. C., Malozemov B. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy vybora potenciala razvitiya sel'skogo hozyajstva [Theoretical and methodological foundations of choosing the potential for the development of agriculture], Perspektivy razvitiya agropromyshlennogo kompleksa: regional'nye i mezhgosudarstvennye aspekty [Prospects for the development of the agro-industrial complex: regional and domestic aspects], 2018, pp. 36-40.
14. Kosenchuk O. V. Razvitie sel'skih territorij na osnove regulirovaniya cenoobrazovaniya v agroklastere [Development of rural areas based on the regulation of pricing in the agricultural sector], VestnikPermskogo universi-teta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Perm University. Series: Economics], 2018. Vol. 13, No. 2, pp. 196-211, EDN XUAKAP.
15. Kosinsky P.D., Yurzina T.A. Teoretiko-prikladnye aspekty razvitiya sel'skih territorij na osnove social'noj otvetstvennosti biznesa [Theoretical and applied aspects of rural development based on social responsibility of business], Tomsk : Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2021, 268 p.
16. Kharitonov A., Bondarev N., Bondareva G. Teoretiko-metodologicheskij analiz ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij [Theoretical and methodological analysis of sustainable development of rural areas], Voronezh: Ob-shchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «DIAMAT», 2021, 258 p.
17. Simchenko N. A., Reshevskaya K. I. Institucional'nye aspekty razvitiya agrarnogo sektora nacional'noj ekonomiki [Institutional aspects of the development of the agricultural sector of the national economy], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2018, No. 1 (90), pp. 1002-1009, EDN YRSKNA.
18. Usenko L. N. Riski ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij transgranichnogo regiona [Risks of sustainable development of rural areas of the transboundary region], Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific works of the Free Economic Society of Russia], 2022, Vol. 235, No. 3, pp. 281-288, EDN AVPPEM.
19. Vyalshina A. A. Tendencii, faktory i riski ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij v usloviyah social'no-ekonomicheskoj nestabil'nosti [Trends, factors and risks of sustainable development of rural areas in conditions of socio-economic instability], Ostrovskie chteniya [Ostrovsky readings], 2023, No. 1, pp. 21-31, EDN ICOCGF.
20. Medvedeva L. S. Riski social'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territorij [Risks of socio-economic development of rural areas], Effektivnoe upravlenie ekonomikoj: problemy i perspektivy [Effective economic management: problems and prospects], 2023, pp. 39-42.
21. Pozhidaeva N. A., Zyukin D. A. Determinirovaniye tochek innovatsionnogo rosta kak instrument razvitiya regional'nogo sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva [Determining points of innovative growth as a tool for developing regional agricultural production], Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice], 2013, No. 26, pp. 44-53, EDN QIKZZF.
Вестник НГИЭИ. 2024. № 9 (160). C. 103-116. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 9 (160). P. 103-116. ISSN 2227-9407 (Print)
¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥ ffFi/nivyi/ дыг> яргтпид i ггпыпм1гя WWWWWW
22. Zyukin D. A., Svyatova O. V., Skripkina E. V., Latysheva Z. I., Lisitsyna Yu. V. Upravleniye razvitiyem APK na osnove instrumentov gosudarstvennoy podderzhki [Management of the development of the agro-industrial complex based on state support instruments], Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy], 2022, No. 5, pp. 207-213, EDN JDKHLS.
23. Sukmanov E. V., Grankin V. F., Skripkina E. V., Shashin K. I. Osobennosti formirovaniya investitsion-nogo potentsiala regiona [Features of the formation of the investment potential of the region], Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law], 2023, No. 10-2, pp. 255-261, EDN JYVTLM.
The article was submitted 17.06.2024; approved after reviewing 17.07.2024; accepted for publication 18.07.2024.
Information about the authors: Yurova P. N. - senior lecturer of the department, Spin-code: 5869-5019; Smyslova O. Yu. - Dr. Sci. (Economy), professor, Spin-code: 9388-0292.
Contribution of the authors: Yurova P. N. - collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text. Smyslova O. Yu. - managed the research project, analyzing and supplementing the text.
The authors declare no conflict of interests.