Научные основы разработки стратегии сельского развития в зоне Севера и Арктики
Scientific basis for the development of rural development strategies
in the North and the Arctic
DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-1-22
УДК 338.439.02(470.1)
В. А. Иванов, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ «Коми научного центра Уральского отделения РАН» (Сыктывкар, Россия)
V. A. Ivanov, Institute of socio-economic and energy problems of the North of the Komi Research center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences (Syktyvkar, Russia)
Целью исследования является обоснование методологических положений по стратегическому планированию и прогнозированию развития сельских территорий и аграрного сектора. Разработка и использование в управлении сельским развитием стратегического планирования выступает наиболее современным и эффективным новшеством решения социально-экономических проблем аграрного сектора и села. Сейчас как на уровне страны, так и ее субъектов не разрабатываются стратегии социально-экономического развития сельского хозяйства. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (2014 г.) не предусматривает обязательную подготовку стратегического плана аграрного сектора и комплексного развития сельских территорий. Отсутствуют также научные рекомендации по разработке стратегий развития сельских территорий и отраслей ее экономики. Разрабатываемые стратегические планы должны учитывать специфику сельского развития и отличаться от стратегий развития регионов и муниципальных образований. Появилась потребность новых подходов к сельскому развитию, включающих переход от экзогенно-отраслевой модели к эндогенной и неоэндогенной. В статье выявлена эволюция политики сельского развития. Сформулирована сущность понятия стратегии сельского развития. Определены методологические основы стратегического управления сельским развитием. Показано значительное разногласие в отечественной практике сельского развития между отраслевым и социально-пространственным развитием. Обоснована стратегия развития сельского хозяйства и оленеводства. Комплексное долгосрочное планирование и прогнозирование развития сельских территорий и аграрной сферы характеризует новизну представленного исследования. В качестве методологии был использован системный подход, а в качестве методов стратегического планирования и прогнозирования применялись SWOT-анализ, метод экспертных оценок. Использование результатов исследования возможно при разработке стратегий и программ развития сельских территорий и агропродовольственного сектора регионов. Направления будущих исследований связаны с разработкой региональных стратегий отраслей сельской экономики, стратегических планов сельских поселений в условиях Севера и Арктики.
Ключевые слова: стратегия, сельское развитие, аграрный сектор, целевые ориентиры, приоритеты реализации стратегии, Республика Коми, Евро-Северо-Восток.
The purpose of the study is to substantiate the methodological provisions on strategic planning and forecasting of the development of rural areas and the agricultural sector. The development and use of strategic planning in the management of rural development is the most modern and effective innovation in solving socio-economic problems of the agricultural sector and the village. The Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» (2014) does not provide for the mandatory preparation of a strategic plan for the agricultural sector and integrated rural development. There are also no scientific recommendations for the development of strategies for the development of rural areas and sectors of its economy. The developed strategic plans should take into account the specifics of rural development and differ from the development strategies of regions and municipalities. There is a need for new approaches to rural development, including the transition from the exogenous-industrial model and endogenous and neo-endogenous. The article reveals the evolution of the policy of rural development. The essence of the concept of rural development strategy is formulated. The methodological bases of strategic management of rural development are defined. It shows a significant discrepancy in the domestic practice of rural development between sectoral and socio-spatial development. The strategy for the development of agriculture and reindeer husbandry is justified. Comprehensive long-term planning and forecasting of the development of rural areas and the agricultural sector characterizes the novelty of the presented study. A systematic approach was used as a methodology, and SWOT analysis and expert analysis were used as methods of strategic planning and forecasting. The results of the study can be used in the development of strategies and programs for the development of rural areas and the
agri-food sector of the regions. The directions of future research are related to the development of regional strategies for rural economy sectors, strategic plans for rural settlements, in the conditions of the North and the Arctic.
Keywords: strategy, rural development, agricultural sector, targets, priorities of strategy implementation, Komi Republic, Euro-North-East
Введение
Анализ сложившейся ситуации на северных и арктических сельских территориях России показал наличие многочисленных проблем. Связано это во многом с решением текущих отраслевых задач в ущерб долгосрочному стратегическому управлению развитием сельской местности. В рамках традиционного отраслевого подхода к сельскому развитию, без перехода к долгосрочному стратегическому планированию и прогнозированию невозможно решать многочисленные проблемы села и сельской экономики [1; 2; 3]. Нынешнее социально-экономическое состояние сельских территорий представляет угрозу национальной безопасности и территориальной целостности страны и сохранения русской цивилизации [4; 5].
Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий и аграрного сектора экономики требует подготовки и использования стратегического плана. Долгосрочное стратегическое планирование и управление выступают эффективным способом изменения негативной ситуации в сельской местности.
Среди отечественных публикаций в советский период, посвященных системному изучению деревни, следует выделить монографию коллектива новосибирских ученых [6]. В последние два десятилетия появилось значительное число работ, отражающих широкий спектр вопросов устойчивого развития сельских территорий [7—12].
Научные разработки российских ученых, а также мировой опыт легли в основу принятых Правительством России документов по сельскому развитию. Действующие концепции, стратегии и программы по устойчивому развитию сельских территорий подвергаются существенной критике как в плане ресурсного обеспечения, так и в аспектах расширения сфер деятельности в отраслях сельской экономики и обеспечения достойного уровня и качества жизни сельских жителей. В подготовке и мониторинге стратегий и программ не участвуют научное и экспертное сообщество, хозяйствующие субъекты сельской экономики, общественные организации, сельские жители. Недавно принятая госпрограмма развития сельских территорий подвергается критике и требует корректировки [4; 12; 13]. Существенные недостатки имеет Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. (2019 г.), предоставляющая документ стратегического управления и планирования, в том числе для сельского развития [14]. Она мало связана с развитием села.
Теория / методология исследования
Устойчивость экономики страны, ее регионов и муниципалитетов в значительной степени зависит от действующей системы управления. Система управления представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих весь процесс социально-экономического развития от постановки цели для решения тех проблем, с которыми связана их реализация. Составной частью системы управления является планово-прогнозная деятельность.
Наша страна имеет 100-летний опыт подготовки комплексного стратегического планирования, разработок долгосрочных планов развития экономики страны и уникальный опыт их реализации в практической деятельности. Первый в мире стратегический план — Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). План ГОЭЛРО был рассчитан на 10 и 15 лет с четким указанием сроков выполнения конкретных работ. Плановые показатели были успешно выполнены и перевыполнены.
Теоретические и методологические основы стратегического управления социально-экономическими системами и пространственным развитием заложены в трудах отечественных и зарубежных ученых [15—24]. В последнее время стали появляться публикации, посвященные необходимости подготовки стратегий как основы устойчивого развития сельских территорий [25—28]. Особо следует выделить научную работу академика А. И. Костяева [27]. В ней сформулирована сущность понятия «стратегия», проведена группировка стратегий развития сельских территорий, обоснованы выбор парадигмы, целеполагания, цели, приоритеты и механизмы сельского развития.
В научных и энциклопедических изданиях толкование понятия «стратегия» носит общий характер и не раскрывает специфики стратегического управления сельскими территориями. Стратегия сельского развития отличается по целям, задачам, приоритетам и механизмам ее реализации от стратегии развития регионов.
Применительно к сельским территориям стратегия представляет собой процесс научного обоснования и выбора долгосрочных целей, задач, приоритетов и механизмов, обеспечивающих эффективное использование потенциала, адаптацию субъектов сельской экономики к изменяющимся условиям внешней среды.
Нормативно-правовой основой стратегического планирования служит Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (2014 г.). Он устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Закон № 172-ФЗ также предусматривает разработку муниципалитетами стратегического плана развития территорий. Сейчас разработка этого документа является необязательной. Целесообразно в закон внести изменения, закрепив за муниципальными образованиями обязательную разработку стратегий, программ и стратегических планов развития сельских территорий. Реализация принципов стратегического планирования будет способствовать социально-экономическому развитию муниципальных районов.
Стратегическое управление сельским развитием осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Для каждого уровня определяются свойственные им стратегические приоритеты, цели, направления и механизмы развития. При этом региональный орган власти выступает одновременно в качестве объекта и субъекта федеральной политики территориального и отраслевого развития и жизнедеятельности сельского населения.
Стратегическое управление сельским развитием предполагает разработку стратегий устойчивого развития сельских территорий и аграрного сектора. Что касается первого направления, то такая стратегия имеется в стране и в ряде регионов. Что касается отраслевых стратегий, то как в России, так и в Республике Коми они отсутствуют. На необходимость разработки стратегии развития агропромышленного производства страны указывает академик И. Г. Ушачев [29].
Стратегия социально-экономического развития аграрного сектора как на федеральном, так и на региональном уровне определяет базовые стратегические цели, предлагает приоритетные направления устойчивого роста производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, повышения уровня и качества жизни крестьян, совершенствования координации сотрудничества государственных органов и местного самоуправления, финансового обеспечения. Принятие такого документа позитивно скажется на обеспечении продовольственной независимости страны.
Методические подходы к подготовке стратегий развития сельских территорий и аграрного сектора включают следующие этапы (рис. 1).
Рис. 1. Этапы формирования Стратегий социально-экономического развития сельских территорий
и аграрного сектора
Сформулированные научно-методические положения стратегического планирования и управления положены в основу разработки Стратегий развития сельского хозяйства Республики Коми [30] и оленеводства Европейского Северо-Востока России [31].
Результаты исследования и их обсуждение
В странах Европейского Союза (ЕС) с начала 1990-х гг. ведется дискуссия о моделях и концепциях сельского развития. Весомый вклад в исследование данной проблематики внес Ф. Мантино [32]. Анализ зарубежной научной литературы показал, что выделяются три подхода к сельскому развитию: экзогенный, эндогенный и неоэндогенный [33—36].
Экзогенная модель развития сельских территорий, основанная на отраслевом подходе, показала свою несостоятельность из-за невозможности решить многочисленные проблемы села. Экзогенный подход к сельскому развитию, преобладающий до конца 1980-х — начала 1990-х гг., был заменен эндогенным и неоэндогенным вариантами.
В эндогенной модели сельского развития внимание переносится с отрасли на территории, на использование всего имеющего потенциала. В управлении политикой сельского развития важное значение придается самоуправлению [37].
В основе неоэндогенной парадигмы сельского развития лежат концепции: многофункциональности сельского хозяйства и сельской территории; новой агропродовольственной модели; социального капитала. Применительно к процессам развития сельских территорий социальный капитал определяется как способность делать вещи коллективно, как кооперативный способ добиться цели. Он воплощается в способности отдельных лиц, групп, организаций и учреждений сотрудничать и использовать социальные отношения для достижения общих целей и получения общей выгоды [36]. Социальный капитал является основой для планирования сущности социального сельского хозяйства.
Сейчас в ряде субъектов Федерации сельское развитие осуществляется на основе экзогенно-отраслевого подхода со всеми присущими ему признаками и характеристиками [7]. Ярким примером служит Коми. В республике как не было, так и нет Стратегии устойчивого развития сельских территорий. Не принята и Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» на период 2020—2025 гг. Есть лишь подпрограмма по номером 5 «Комплексное развитие сельских территорий» в программе развития агропродовольственного сектора до 2025 г.
Устойчивое сельское развитие Республики Коми настоятельно требует разработки двух программ: Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса».
Обобщение опыта сельского развития в странах ЕС показало, что нашей стране также необходимо перейти от экзогенно-отраслевого к эндогенно-территориальному пути развития с использованием неоэндогенного варианта. Именно такой переход должен быть определен в качестве главной стратегической цели устойчивого развития сельских территорий.
При разработке Стратегии развития сельского хозяйства Республики Коми учитывались условия, возможности и ограничения. Для развития аграрной сферы и повышения коэффициента самообеспечения продуктами питания имеются благоприятные условия: наличие достаточного количества кадровых ресурсов, сельхозугодий, пойменных лугов, оленьих пастбищ, рыбохозяйственных водных объектов, недревесных ресурсов леса (ягод, грибов, березового сока). Республика располагает возможностями для производства органической продукции, высоким генетическим потенциалом и уровнем селекционно-племенной работы в животноводстве, развитым потенциалом аграрной науки.
Стратегия устанавливает три базовые стратегические цели: 1. Устойчивый рост производства социально значимой продукции. 2. Улучшение питания населения за счет развития органического сельского хозяйства. 3. Повышение уровня и качества жизни крестьян и сокращение различий в условиях жизни сельского и городского населения.
Сценарный прогноз прироста валовой продукции в сопоставимых ценах приведен на рис. 2.
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 1
Рис. 2. Целевой сценарный прирост валовой продукции сельского хозяйства Республики Коми, %
При сравнении основного показателя реализации Стратегии более благоприятным выглядит оптимистический сценарий развития.
В качестве стратегических целей развития оленеводства определены:
• комплексное развитие отрасли;
• повышение уровня и улучшение условий жизни оленеводов.
В Стратегии развития оленеводства Арктического субрегиона на 2035 г. определены следующие целевые ориентиры:
• поголовье оленей достигает 345 тыс. голов, что составляет рост по сравнению с 2019 г. на четверть;
• производство мяса оленей на душу населения увеличится до 18 кг;
• доля самообеспечения мясом оленей достигает 26 % против 13 % в настоящее время;
• уровень заработной платы увеличится в два раза и достигнет 85 тыс. руб.
Для достижения поставленных стратегических целей определены следующие ключевые приоритеты (см. табл.).
Таблица
Приоритетные направления достижения намеченных результатов Стратегии развитии оленеводства
Европейского Северо-Востока
Стратегическая цель Направления
Цель 1 Комплексное развитие отрасли Интенсивное развитие. Глубокая переработка продуктов оленеводства. Совершенствование материальной базы. Формирование нормативно-правового, организационного и финансового механизмов. Финансовое обеспечение инвестиционных проектов. Организация лесного оленеводства
Цель 2 Повышение уровня и улучшение условий жизни оленеводов Приближение уровня заработной платы работников оленеводства к средней по экономике региона. Субсидирование доплат зооветеринарным специалистам. Создание необходимой социальной инфраструктуры в сельских поселениях
Источник: составлено автором.
Региональные органы власти несут ответственность за реализацию Стратегий посредством:
• оперативного надежного управления стратегическими планами;
• ежегодных оценок выполнения прогнозных показателей;
• обеспечения координации стратегического планирования с другими стратегическими документами;
• ежегодного формирования доклада о выполнении стратегических целей;
• при необходимости вносят коррективы в Стратегии развития.
Заключение
Анализ сложившейся ситуации на северных и арктических сельских территориях России показал наличие многочисленных проблем. Связано это во многом с тем, что в развитии сельской местности и аграрного сектора приоритет отдавался решению текущих отраслевых задач в ущерб долгосрочному стратегическому управлению развитием сельской местности.
Эволюция сельского развития в европейских странах, осуществляемая с начала 1990-х гг., связана с заменой экзогенно-отраслевого подхода на эндогенный и неоэндогенный путь развития сельских территорий. Эти модели базируются на использовании всего имеющегося на сельских территориях ресурсного и человеческого потенциала, на формировании человеческого и социального капитала.
В России в 2010-е гг. сделаны практические шаги, направленные на сочетание отраслевого и территориального подхода к сельскому развитию. Сравнение сущности сельского развития и официально принятых стратегий и программ показало преобладание отраслевого подхода в ущерб социально-пространственному развитию. Примером такого разногласия является Коми республика.
Применительно к сельским территориям сформирована сущность понятия стратегии как процесса научного обоснования и выбора целей, приоритетов и формирования механизмов стратегического управления сельским развитием. В стратегии в качестве главной цели предложено отразить переход от экзогенного к эндогенному и неоэндогенному пути развития сельских территорий. Выявлена необходимость подготовки двух стратегий сельского развития: территориальной и отраслевой.
Обоснованы научно-методологические основы разработки стратегий устойчивого развития сельских территорий и аграрной отрасли, позволяющие заменить превалирующий тактический подход решения задач долгосрочным стратегическим управлением сельским развитием. Установлены этапы последовательной подготовки стратегии.
С учетом научно обоснованных положений разработаны стратегии развития сельского хозяйства и этнообразующей арктической отрасли — оленеводства. Данный пример может быть использован для формирования стратегии аграрной отрасли в других регионах Севера и Арктики.
Список литературы
1. Иванов В. А. Особенности и направления развития села и экономики сельской территории северного региона // Проблемы развития территории. 2019. Вып. 4(102). С. 55—70.
2. Иванов В. А., Иванова Е. В., Мальцева И. С. Аграрный сектор северного региона в условиях рыночной трансформации. Сыктывкар, 2019. 250 с.
3. Фомина В. Ф., Фомин А. В. Оценка комфортности жилищно-коммунальных условий в сельских районах Республики Коми // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 2. С. 88—105.
4. Петриков А. В. Политика сельского развития России: направления и механизмы // Сельские территории в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы. М.: ВИАПИ, 2019. С. 3—10.
5. Савченко Е. Особая миссия сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2018. 31. С. 4—10.
6. Методика и методология системного изучения советской деревни / отв. ред.: Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. Новосибирск : Наука, 1980. 344 с.
7. Костяев А. И. Концептуальные подходы к развитию сельских территорий с учётом европейского опыта // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2018. Т. 67. № 6. С. 141—148.
8. Мерзлов А. В. Переход к устойчивому развитию сельских территорий: теория, методология и практика. М.: Изд-во ИГ РАН, 2006. 308 с.
9. Петриков А. В. Устойчивость сельского развития // Экономист. 2006. № 7. С. 86—93.
10. Третьякова Л. Концептуальные основы устойчивого сельского развития // Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 4. С. 80—85.
11. Калугина З. И., Фадеева О. П. Новая парадигма сельского развития. Мир России. 2009; 18(2):34-49. URL: https://www.elibrarv.ru/item.asp7id-15615969 (дата обращения: 20.10.2020).
12. Бондаренко Л. Концептуальные основы региональной политики социального развития сельских территорий и программно-целевой подход к ее реализации // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 7. С. 60—68.
13. Костяев А. И., Никонова Г. Н., Трофимов А. Г. Проблемы программного подхода к развитию сельских территорий // Сельские территории в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы. М.: ВИАПИ, 2019. С. 10—12.
14. Пациорковский В. В. Сельское развитие // Сельские территории в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы. М.: ВИАПИ, 2019. С. 20—22.
15. Дмитриева Т. Е., Лаженцев В. Н. Организация прогнозирования территориального развития // Экономика региона. 2010. № 4. С. 157—164.
16. Селиверстов В. Е. Региональное стратегическое планирование. От методологии к практике. Новосибирск, 2013. 436 с.
17. Новоселов А. С., Маршалова А. С., Бурматова О. П. и др. Стратегическое управление региональным и муниципальным развитием / под. ред. А.С. Новоселова, В. Е. Селиверстова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2018. 496 с.
18. Blair J. P., Carroll М. С. Local Economic Development: Analysis, Practices, and Globalization. London. Sage, 2008. 328 p.
19. Seltzer E., Carbonell A. Regional Planning in America: Planning Regions // Regional Planning in America: Practice and Prospect. Iimbridge: Lincoln Institute of Lend Polisy. 2011, pp. 1—16.
20. Bennett R. J. Environment and Planning // Reflections on «Government and policy". London: Sage, Vol. 3. Chapt. 1.
2012. P. 540.
21. Wolfe D. A., Audretsch D. B., Lindenstein M. Civic Governance, Social Learning and the Strategic Management of CityRegions // Creating Competitiveness: Entrepreneurship and Innovation Policies for Growth. Cheltenham, 2013, pp. 6—25.
22. McGrath R. J. The Rise and Fall of Radical Civil Service Reform in the US States // Public Administration Review.
2013. Vol. 73. Iss. 4. pp. 638—649.
23. Camagni RCapello R. Regional Innovation Patterns and the EU Regional Polley Reform: Towards Smart Innovation Policies. Growth and Change. 2013. Vol. 44, No. 2. pp. 355—389.
24. Crescenzi R., Percoco M. A Comparative Spatial Dynamics Analysis // Geography, Institutions and Regional Economic Performance. Springer — Verlag Berlin Heidelberg, 2013. pp. 39—58.
25. Ломакин А. А., Федотова М. Ю. Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования : монография. Пенза: РИО ПГСХА, 2013. 200 с.
26. Агибалов А. В., Клейменов Д. С., Орехов А. А. Методология разработки стратегии развития сельских территорий: инновационный подход // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 4. С. 279—289.
27. Костяев А. И. К вопросу о научных основах разработки стратегий развития сельских территорий // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2020. № 21(4). С. 462—474.
28. Лаженцев В. Н., Иванов В. А. Стратегия сельского развития северного региона // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 3. С. 696—711.
29. Ушачев И. Основные направления Стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК России // АПК: экономика, управление. 2017. № 6. С. 4—13.
30. Иванов В. А. Методические и практические аспекты стратегического управления устойчивым развитием аграрного сектора северного региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. № 1. С. 16—33.
31. Иванов В. А. Формирование стратегии развития оленеводства в Арктическом субрегионе Европейского Северо-Востока России // Арктика: экология и экономика. 2019. 33(35). С. 135—145.
32. Мантино Ф. Сельское развитие в Европе. Политика, институты действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней / пер. с итал. И. Храмовой. Совместное издание Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Business Media of the Sole 24 Ore, 2010. 272 c.
33. Murdoch J., Pratt A. C. Rural studies, Modernism, Postmodernism and the «Post-rural» // Journal of Rural Studies. 1993. Vol. 9. № 4. Pp. 411—427.
34. Lowe P., Murdoch J., Ward N. Beyond endogenous and exogenous models: Networks in rural development, in J. D. van der Ploeg and G van Dijk (eds.) Beyond Modernization: the Impact of Endogenous Rural Development. Van Gorcum: Assen, 1995. Pp. 296.
35. Ward N., Atterton J., Kim T. Y., Lowe P., Phillipson J., Thompson N. Universities, the Knowledge Economy and 'Neo-Endogenous Rural Development' // Centre for Rural Economy Discussion Paper Series. 2005. № 1. Pp. 1—15.
36. Ploeg J.D. & Dijk G. Ploeg J. D„ Maisden T. Unfolding Webs: The Dynamics of Regional Rural Development. Assen, the Netherlands: Van Gorcum. 2008. pp. 262.
37. Mantino F. La riforma delle Politiche di sviluppo iraafe 2014-2020. Rivista. Agriregioni Europa. 2013. Vol. 9. № 12. URL: https://agriregio- nieu-ropa.univpm.it/ityc6ntent/article/31/35/la-rifor- ma-delle-politiche-di-sviluppo-rurale-2014-2020 (дата обращения: 20.12.2020).
References
1. Ivanov V. A. Features and directions of rural development and the economy of the rural territory of the northern region. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory development], 2019, Iss. 4(102), pp. 55—70. (In Russian).
2. Ivanov V. A., Ivanova E. V., Malceva I. S. Agrarnyj sektor severnogo regiona v usloviyah rynochnoj transformacii [Agrarian sector of the northern region in the conditions of market transformation]. Syktyvkar, 2019. 250 p. (In Russian).
3. Fomina V. F., Fomin A. V. Assessment of the comfort of housing and communal conditions in rural areas of the Komi Republic. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Shaping the Economic Order], 2019, no. 2, pp. 88—105. (In Russian).
4. Petrikov A.V. Rural development Policies in Russia: trends and mechanisms. Sel'skie territorii v prostranstvennom razvitii strany: potencial, problemy, perspektivy [Rural territories in the spatial development of the country: potential, problems, prospects]. Moscow: VIAPI, 2019, pp. 3—10. (In Russian).
5. Savchenko E. Special mission of agriculture. Agro-industrial complex: economy, management. APK: ekonomika, upravlenie [Agro-industrial complex: economy, management], 2018, 31, pp. 4—10. (In Russian).
6. Zaslavskaya T. I., Ryvkina R. V. Metodika i metodologiya sistemnogo izucheniya sovetskoj derevni [Metodika i metodologiya sistemnogo izucheniya sovetskoy derevnya]. Novosibirsk : Science, 1980, pp. 34. (In Russian).
7. Kostyaev A. I. Conceptual approaches to the development of rural areas taking into account the European experience. Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka [Agrarian science of the Euro-North-East], 2018, Vol. 67, no. 6, pp. 141-148. (In Russian).
8. Merzlov A. V. Perekhod k ustojchivomu razvitiyu sel'skih territory: teoriya, metodologiya i praktika [Transition to sustainable development of rural territories: theory, methodology and practice]. Moscow: Publishing House of the IG RAS, 2006. pp. 308. (In Russian).
9. Petrikov A. V. Sustainability of rural development. Economist, 2006, no. 7, pp. 86—93. (In Russian).
10. Tretyakova L. Conceptual framework for sustainable rural development. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii [The economy of agriculture in Russia], 2008, no. 4, pp. 80—85. (In Russian).
11. Kalugina Z. I., Fadeeva O. P. New paradigm of rural development. Mir Rossii [The world of Russia], 2009, 18(2):34-49. Available at: https://www.elibrarv.ru/item.asp7id-15615969 (Accessed: 20.10.2020). (In Russian).
12. Bondarenko L. Conceptual foundations of the regional policy of social development of rural areas and the programtarget approach to its implementation. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii [The economy of agriculture in Russia], 2019, no. 7, pp. 60—68. (In Russian).
13. Kostyaev A. I., Nikonova G. N., Trofimov A. G. Problems of the programmatic approach to the development of rural areas. Sel'skie territorii v prostranstvennom razvitii strany: potencial, problemy, perspektivy [Rural areas in spatial development: potential, problems, prospects]. Moscow: VIAPI, 2019, pp. 10—12. (In Russian).
14. Paciorkovskij V. V. Rural development. Sel'skie territorii v prostranstvennom razvitii strany: potencial, problemy, perspektivy [Rural areas in spatial development: potential, problems, prospects]. Moscow: VIAPI, 2019, pp. 20—22. (In Russian).
15. Dmitrieva T. E., Lazhencev V. N. Organization forecasting territorial development. Ekonomika regiona [The economy of the region], 2010, no. 4, pp. 157—164. (In Russian).
16. Seliverstov V. E. Regional strategic planning. From methodology to practice [Regional strategic planning]. Novosibirsk, 2013, 436 p. (In Russian).
17. Novoselov A. S., Marshalova A. S., Burmatova O. P. at all. Strategicheskoe upravlenie regional'nym i municipal'nym razvitiem [Strategic management of regional and municipal development]. ed. A. S. Novoselova, V. E Seliverstova. Novosibirsk: IEOPP SB RAS, 2018. 496 p. (In Russian).
18. Blair J. P., Carroll M. S. Local Economic Development: Analysis, Practices, and Globalization. London: Sage, 2008. 328 p.
19. Seltzer E., Carbonell A. Regional Planning in America: Planning Regions. Regional Planning in America: Practice and Prospect. Iimbridge: Lincoln Institute of Lend Polisy, 2011, pp. 1—16.
20. Bennett R. J. Environment and Planning. Reflections on «Government and policy». London: Sage, 2012, vol. 3, chapt. 1, pp. 540
21. Wolfe D. A., Audretsch D. B., Lindenstein M. Civic Governance, Social Learning and the Strategic Management of CityRegions. Creating Competitiveness: Entrepreneurship and Innovation Policies for Growth. Cheltenham, 2013, pp. 6—25.
22. McGrath R. J. The Rise and Fall of Radical Civil Service Reform in the US States 11 Public Administration Review, 2013, vol. 73, iss. 4, pp. 638—649.
23. Camagni RCapello R. Regional Innovation Patterns and the EU Regional Polley Reform: Towards Smart Innovation Policies. Growth and Change, 2013, vol. 44, no. 2, pp. 355—389.
24. Crescenzi R., Percoco M. A Comparative Spatial Dynamics Analysis. Geography, Institutions and Regional Economic Performance. Springer — Verlag Berlin Heidelberg, 2013, pp. 39—58.
25. Lomakin A. A., Fedotova M. Y. Ustojchivoe razvitie sel'skih territory kak napravlenie strategii ih funkcionirovaniya: monografiya [Sustainable development of rural territories as a direction of their functioning strategy: monograph]. Penza: RIO PGSHA, 2013. 200 p. (In Russian).
26. Agibalov A.V., Klejmenov D. S., Orekhov A. A. Metodologiya razrabotki strategii razvitiya sel'skih territory: innovacionnyj podhod. Mezhdunarodnyj sel'skohozyajstvennyj zhurnal [Methodology for developing a strategy for rural development: an innovative approach], 2019, no. 4, pp. 279—289. (In Russian).
27. Kostyaev A. I. On the question of scientific bases for developing strategies for the development of rural territories. Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka [Agrarian science of the Euro-North-East], 2020, no. 21(4), pp. 462—474. (In Russian).
28. Lazhencev V. N., Ivanov V. A. Strategy of rural development of the northern region. Ekonomika regiona [The economy of the region], 2020, vol. 16, iss. 3, pp. 696—711. (In Russian).
29. Ushachev I. The main directions of the Strategy of sustainable socio-economic Development of the Agro-industrial complex of Russia. APK: ekonomika, upravlenie [Agro-industrial complex: economy, management], 2017, no. 6, pp. 4—13. (In Russian).
30. Ivanov V. A. Methodological and practical aspects of strategic management of sustainable development of the agricultural sector of the Northern region. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University, 2019, no. 1, pp. 16—33. (In Russian).
31. Ivanov V. A. Formation of a strategy for the development of reindeer husbandry in the Arctic region of the European North-East of Russia. Arktika: ekologiya i ekonomika [Arctic: ecology and Economy], 2019, 33(35), pp. 135-145. (In Russian).
32. Mantino F. Sel'skoe razvitie v Evrope. Politika, instituty dejstvuyushchie lica na mestah s 1970-h godov do nashih dnej. Perev. s ital'yanskogo I. Hramovoj [Rural development in Europe. Politics, institutions and actors on the ground from the 1970s to the present day]. Joint publication of the Food and Agriculture Organization of the United Nations and Business Media of the Sole 24 Ore, 2010. Pp. 272. (In Russian).
33. Murdoch J., Pratt A. C. Rural studies, Modernism, Postmodernism and the «Post-rural». Journal of Rural Studies, 1993, vol. 9, no. 4, pp. 411—427.
34. Lowe P., Murdoch J., Ward N. Beyond endogenous and exogenous models: Networks in rural development, in J.D. van der Ploeg and G van Dijk (eds.) Beyond Modernization: the Impact of Endogenous Rural Development. Van Gorcum: Assen, 1995. 296 p.
35. Ward N., Atterton J., Kim T.Y., Lowe P., Phillipson J., Thompson N. Universities, the Knowledge Economy and 'Neo-Endogenous Rural Development'. Centre for Rural Economy Discussion Paper Series, 2005, no. 1, pp. 1—15.
36. Ploeg J.D. & Dijk G. Ploeg J. D, Maisden T., Unfolding Webs: The Dynamics of Regional Rural Development. Assen, the Netherlands: Van Gorcum, 2008. 262 p.
37. Mantino F. La riforma delle Politiche di sviluppo iraafe 2014—2020. Rivista. Agriregioni Europa, 2013, vol. 9, no. 12. Available at: https://agriregio- nieu-ropa.univpm.it/ityc6ntent/article/31/35/la-rifor- ma-delle-politiche-di-sviluppo-rurale-2014—2020 (Accessed: 20.12.2020).
Для цитирования: Иванов В. А. Научные основы разработки стратегии сельского развития в зоне Севера и Арктики // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 1. С. 22—30. DOI: 10.34130/2070-49922021-1-1-22.
For citation: Ivanov V. A. Scientific basis for the development of rural development strategies in the North and the Arctic // Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. Vol. 1, issue 1. Р. 22—30. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-1-22.