Б01: 10.21603/2500-3372-2019-4-1-143-148
оригинальная статья
УДК 631.155 (571.54)
Стратегическое планирование как важнейший элемент менеджмента устойчивого развития сельских территорий
Наталья С. Тимофеева а 10
а Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова, 670024, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8 @ [email protected]
10 https://orcid.org/0000-0003-3736-3078
Поступила в редакцию 14.11.2018. Принята к печати 30.01.2019
Аннотация: Предмет. В современных условиях к эффективному управлению устойчивым развитием сельских территорий предъявляют важные требования. Развитие сельской местности невозможно без четко разработанного стратегического плана, поэтому стратегическое планирование в последнее время приобретает еще большую актуальность. Цель работы. Разработка рекомендаций по стратегическому планированию устойчивого развития сельских территорий. Методология проведения работы. В ходе исследования использовались методы экономического анализа и сравнения, абстрактно-логический, монографический. В работе использованы статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия за 2014-2016 гг., а также периодические издания и Интернет-ресурсы. Кроме того, использованы такие методы анализа, как систематизация и обобщение. Результаты работы. Проведен анализ стратегического планирования развития муниципальных образований в регионе. Даны предложения по разработке стратегических планов развития сельской местности. Выводы. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что для аграрной отрасли необходим системный подход для эффективного и комплексного развития. Рекомендуемая процедура разработки стратегии устойчивого развития сельских территорий позволяет точнее оценивать перспективы развития сельского хозяйства села, более эффективно разрабатывать стратегические планы развития сельской местности и может быть использована в качестве инструмента стратегического планирования.
Ключевые слова: стратегические документы, проблемы развития сельских территорий, комплексное развитие сельской территории, эффективный менеджмент, процедура разработки стратегии, центр поддержки стратегического планирования, рекомендации по разработке стратегии
Для цитирования: Тимофеева Н. С. Стратегическое планирование как важнейший элемент менеджмента устойчивого развития сельских территорий // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2019. Т. 4. № 1. С. 143-148. БО!: 10.21603/2500-3372-2019-4-1-143-148
Введение
В настоящее время российская экономика находится в кризисном состоянии, которое наталкивает многих ученых на разработку исследовательских технологий и приоритетных направлений, помогающих адекватно оценивать перспективы и угрозы социально-экономического развития [1]. В современных условиях реальный сектор экономики требует новых концепций и методов современного менеджмента. Конкурентоспособное развитие экономики и стабильное повышение благосостояния населения в России напрямую зависит от реализации мер по устойчивому развитию сельских территорий. Стабильное развитие сельских территорий является важнейшим элементом эффективного развития сельского хозяйства, неотъемлемым условием роста производительности труда и эффективности производства. Для организации эффективного менеджмента устойчивого развития сельских территорий необходима налаженная система стратегического планирования, позволяющая обеспечить непрерывное совершенствование развития сельской местности.
Современное состояние устойчивого развития сельских территорий Республики Бурятия
Изучение вопросов современного развития сельских территорий Республики Бурятия не только актуально, но и необходимо, поскольку в регионе относительно высокая доля сельского населения, составляющая 41 % от численности постоянно проживающего населения. При этом наблюдается постепенное снижение численности сельского населения, кроме близко прилегающих к столице республике районов: Иволгинского, где численность населения возросла на 28,6 %; Тарбага-тайского - на 18,6 %; Заиграевского - на 3,2 %; а также Джидинского района - на 4,7 %. По данным Бурятстата на начало 2016 г. численность сельского населения составила 402,9 тыс. человек.
Сложившаяся система территориального планирования в сельских территориях в основном подчинена интересам развития отраслей, где основное внимание направлено на развитие сельскохозяйственной отрасли, а не комплексному развитию сельскохозяйственного производства
сельской местности, что приводит к недостаточно полной оценке социально-экономического развития как сельской территории, так и региона в целом [2]. Многие авторы работ по устойчивому развитию сельских территорий [3-5] говорят о комплексном и системном подходе к развитию сельской местности, при этом неоднократно отмечают отсутствие единого подхода к развитию сельских территорий.
В России многие годы основным путем развития сельских территорий является подход, который ведет к снижению уровня жизни сельских семей; бедности сельских территорий, которая разрушает трудовой и генетический потенциал села; высокому уровню смертности и низкой рождаемости; нехватке высококвалифицированных кадров; оттоку молодых специалистов, что в свою очередь снижает уровень развития как муниципальных образований, так и в целом региона.
В связи с этим возникает необходимость качественных изменений в вопросах устойчивого развития сельских территорий; целенаправленной и взаимосвязанной сосредоточенности усилий и ресурсов органов государственной власти, сельских товаропроизводителей и работников села, а также обеспечения перехода сельских территорий на устойчивое развитие [6].
Анализ стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий
Одним из наиболее эффективных способов преодоления кризиса на селе выступает стратегическое планирование, которое позволяет создавать условия для перспективного развития сельских территорий, обеспечивает эффективное решение задач социально-экономического развития, повышает уровень и качество жизни на селе. Разработка стратегического плана устойчивого развития сельских территорий обеспечивает комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства и повышение инвестиционной привлекательности сельских территорий муниципальных образований.
Стратегическое планирование - это важнейшая составная часть современного менеджмента любого сектора экономики [7]. Поэтому вопросы стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий приобретают все большее значение, поскольку без четко отлаженной системы стратегического планирования развития села невозможно эффективно использовать капитал, материалы, внедрять новые сложные технологии и т.д.
Основным условием эффективного стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий региона является создание равновесия между территориальными и отраслевыми интересами. На сегодняшний момент на региональном уровне прослеживается однобокое аграрное развитие сельских территорий. При
001: 10.21603/2500-3372-2019-4-1-143-148
разработке стратегических планов развития сельских территорий чаще всего не учитывается специфика и территориально-отраслевые условия развития сельской местности.
В условиях неравномерного развития сельской местности только объединение усилий государства и муниципальных образований, бизнеса и общественных организаций способно вывести сельские территории на эффективное устойчивое развитие.
Кроме того, эффективность стратегического планирования зависит от устранения нескоординированных действий министерств и ведомств и определения приоритетности в поддержке сельской местности. Для устойчивого развития сельских территорий необходимо учитывать местную специфику, условия их социально-экономического развития.
Анализ стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий1 региона показал, что местные органы власти ведут активную работу в этой области. Вместе с тем существует ряд определенных проблем. Изучая документы стратегического планирования, мы наблюдаем отсутствие комплексного подхода к развитию сельской местности и четкой системы управления сельскими территориями. Руководители муниципальных образований пользуются своими подходами к развитию сельской местности, при этом редко учитываются особенности социально-экономического развития поселений. Отсутствие системного подхода в развитии сельской местности приводит к нерациональному размещению производительных сил, неразвитой инфраструктуры на сельских территориях, что в целом негативно сказывается на уровне жизни сельского населения и экономики региона [8].
Рекомендации по разработке стратегии устойчивого развития сельских территорий
Указанные выше проблемы требуют разработки рекомендации по комплексному развитию сельской местности, в связи с чем нами предлагается процедура разработки стратегии устойчивого развития сельских территорий (рис. 1).
Процедура разработки стратегии устойчивого развития сельских территорий предполагает четыре этапа. Изначально для разработки стратегии необходимо изучить ресурсную составляющую сельской территории, которая включает изучение земельного фонда, проведение анализа структуры сельскохозяйственного производства и оценки кадрового потенциала сельских территорий. На втором этапе требуется изучить условия для дальнейшего развития сельской местности. Нами указаны следующие условия: механизмы государственного регулирования, уровень развития информационно-консультационной службы, развитие социальной инфраструктуры и профессионального образования. Учитывая ресурсные составляющие и условия развития
1 Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» (с изм. на 10.08.2017). Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 № 102; О реализации в Республике Бурятия федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.05.2015 № 235.
DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-1-143-148
I этап - Изучение ресурсной составляющей
• Изучение состояния земельного фонда
• Анализ структуры сельскохозяйственного производства
• Оценка кадрового потенциала сельских территорий
I
II этап - Условия
• Механизмы государственного регулирования
• Уровень развития информационно-консультационной службы, восприимчивость
• Уровень развития смежных отраслей (туризм, сфера услуг, малое предпринимательство)
• Развитие социальной инфраструктуры
• Развитие профессионального высшего и средне-специального образования
I
III этап - Применение методов стратегического анализа
• SWOT-анализ
• Модель пяти сил М. Портера
• Цепь издержек в системе издержек сельского хозяйства региона
• Метод карт стратегических групп
• Типологизация территории по критериям
• Расчет коэффициента возможности роста самообеспеченности (К )
IVэтап - Разработка стратегии устойчивого развития сельских территорий региона
• определение типовой стратегии
• корректировка типовой стратегии с учетом особенностей сельских территорий и условий развития
Рис. 1. Процедура разработки стратегии устойчивого развития сельских территорий Fig. 1. Procedure for developing a strategy for sustainable rural development
сельской территории, определяем методы стратегического анализа, которые будут использованы при разработке стратегии. При этом следует учитывать, что одного метода стратегического анализа недостаточно, необходимо использовать совокупность нескольких методов, позволяющих дать точные направления развития сельской местности в долгосрочной перспективе. Четвертый этап предполагает разработку стратегии, определение типовой стратегии и корректировку типовой стратегии.
Исходя из предложенной процедуры разработки стратегии устойчивого развития были проведены исследования, в ходе которых были разработаны стратегии для каждой сельской территории Республики Бурятия (таблица 1).
Таблица 1. Стратегии устойчивого развития сельских территорий Республики Бурятия Table 2. Strategies for sustainable development of rural areas of the Republic of Buryatia
Муниципальные образования Стратегии развития отрасли (по Н. Б.Банниковой[9])
с высоким уровнем развития сельского хозяйства стратегия роста по отдельным направлениям хозяйственной деятельности
со средним уровнем развития сельского хозяйства стратегия кооперации в самых различных формах и направлениях в условиях гиперконкуренции, стратегия интенсификации
с низким уровнем развития сельского хозяйства стратегия сокращения, стратегия кооперации в самых различных формах и направлениях
Наряду с этим нами предлагается создание системы поддержки стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий региона (рис. 2).
Рис. 2. Система поддержки стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий региона
Fig. 2. Support system for strategic planning of sustainable development of rural areas of the region
Система поддержки предполагает работу отдела развития сельских территорий отраслевого органа управления региона, информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса, а также временный творческий трудовой коллектив, включающий специалистов министерства сельского хозяйства, ученых и практических работников. На примере Республики Бурятия нами представлен рекомендуемый центр поддержки стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий (таблица 2).
Выводы
Таким образом, предложенные рекомендации по разработке и реализации стратегии развития сельской местности позволят комплексно подойти к устойчивому
DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-1-143-148
Таблица 2. Рекомендуемый центр поддержки стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий Республики Бурятия
Table 2. Recommended center for supporting the strategic planning of sustainable rural development in the Republic of Buryatia
Центр поддержки Возможности Ограничения
Отдел развития сельских территорий и малых форм хозяйствования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (МСХиП РБ) Специалисты хорошо ориентируются в практических вопросах сельскохозяйственного производства, возможности сбора необходимой информации, координация со стратегией развития региона, налаженная система коммуникации с хозяйствами Загруженность специалистов службы текущей работой, недостаточный уровень владения теорией вопроса, контакты преимущественно с крупными и средними предприятиями
Информационно-методологический центр Республики Бурятия Возможность проведения комплексных консультаций с привлечением специалистов - технологов, опыт консультирования фермерских хозяйств, навыки информационно-аналитической работы Ограниченность информационной базы, необходимость подготовки специалистов в области стратегического планирования, разные формы и уровень развития информационно-консультационной службы по регионам
Ученые БГСХА*, БНЦ СО РАН**, БИП СО РАН***, БурНИИСХ**** и специалисты МСХиП РБ Возможность привлечения специалистов с теоретической и практической подготовкой, творческий характер работы коллектива Необходимость создания новой структуры и поиска средств для финансирования работы, отсутствие технической и информационной базы, ограниченные сроки существования проекта
Прим.: * БГСХА - Бурятская государственная сельскохозяйственная академия; ** БНЦ СО РАН - Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук; *** БИП СО РАН - Байкальский институт природопользования Сибирского отделения Российской академии наук; **** БурНИИСХ - Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства
развитию сельских территорий, позволят задействовать специалистов всех областей, необходимых для всесторонних подходов к разработке стратегического плана. Стратегическое планирование в области устойчивого развития сельских территорий является динамично развивающимся направлением в современном менеджменте, позволяющим региону занять активную позицию в формировании своего будущего, задать пути развития и придерживаться их в условиях развивающейся внешней среды.
В ходе исследования было выявлено, что несмотря на значимость и актуальность рассматриваемой проблемы, возникают многие вопросы, связанные со стратегическими документами и нормативно-правовыми актами и дифференциацией в развитии сельской местности. Нами рассмотрены основные теоретические и практические аспекты стратегического планирования в области устойчивого развития сельских территорий и сделан вывод о том, что в настоящее время в нашей стране наблюдается отсутствие научно обоснованной методологии управления сельскими территориями.
Стратегическое планирование устойчивого развития сельской местности должно быть направлено на привлечение жителей села к решению вопросов жизнедеятельности территории поселения; организацию отдыха для жителей поселения; поддержание и сохранение памятников Великой Отечественной войны; развитие здорового образа жизни за счет создания оздоровительных площадок; увеличение числа жителей, участвующих в мероприятиях разного направления; дальнейшее развитие инфраструктуры сельской местности; развитие культуры, увеличение видов оказываемых услуг, развитие инфраструктуры села [10]. При эффективной разработке стратегических планов на территории поселения можно решить ряд проблем, таких как обеспечение занятости сельского населения, повышение уровня жизни сельского населения и привлечение финансовых ресурсов крупных инвесторов для реализации приоритетных инвестиционных проектов, а также уменьшить рост преступности и проявлений экстремизма на территории муниципального образования.
Литература
1. Тимофеева Н. С. Стратегическое планирование сельского хозяйства региона и аспекты его развития // Молодые ученые - экономике региона: сб. материалов XVI научн.-практ. конф., 16 декабря 2016 г. Вологда, 2017. С. 123-127.
2. Папело В. Н., Ковтун Б. А., Терновой А. И. Стратегирование социально-экономического развития сельских территорий // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. № 1. С. 45-52.
3. Серебрякова Л. А. Актуальные проблемы регионально-отраслевого планирования АПК // Экономические стратегии. 2007. Т. 9. № 3. С. 188-192.
4. Меренкова И. Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика. Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2011. 265 с.
DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-1-143-148
5. Цыбатов В. А. Стратегирование регионального развития: методы, модели, информационные технологии // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 27. С. 36-52.
6. Калашникова А. П., Тимофеева Н. С. Устойчивое развитие кадрового потенциала сельских территорий // Территория инноваций. 2017. № 8. С. 71-77.
7. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент. М.: Экономист, 2002. 416 с.
8. Тимофеева Н. С. Аспекты стратегического планирования развития сельского хозяйства региона //Аграрная наука Сибири и Дальнего Востока: стратегия молодых: материалы Межрегиональной научн.-практ. конф. молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, 23-25 июня 2016 г. Улан-Удэ, 2016. С. 113-118.
9. Банникова Н. В. Стратегическое планирование в аграрном производстве: теория и методология. Ставрополь: АГРУС, 2005. 196 с.
10. Вдовина Е. С., Копылов А. А. Повышение качества жизни сельского населения - важнейший целевой ориентир социально-экономического развития // Перспективы науки. 2013. № 1. С. 96-99.
Strategic Planning as the Most Important Element of Management of the Sustainable Development of Rural Territories
Natalya S. Timofeeva a @ ID
a V. R. Philippov Buryat State Agriculture Academy, 8, Pushkin St., Ulan-Ude, Russia, 670024 @ [email protected]
ID https://orcid.org/0000-0003-3736-3078 Received 14.11.2018. Accepted 30.01.2019.
Abstract: Subject. In modern conditions, the effective management of sustainable development of rural areas needs effective requirements. Development of rural areas is impossible without a clearly developed strategic plan. Therefore, strategic planning has recently become even more relevant. Objective. Development of recommendations on strategic planning for sustainable development of rural areas. Methodology of the work. The research employed the methods of economic analysis and comparison, as well as an abstract-logical and monographic analysis. The authors used statistical data of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Buryatia for 2014-2016, as well as periodicals and Internet resources. In addition, such methods of analysis as systematization and generalization were used. Results. The research features an analysis of strategic planning of sustainable development of rural areas. It proposes a procedure for developing a strategy for the sustainable development of rural areas. Conclusions. The analysis led to the conclusion that for the agricultural sector it is necessary to create a multi-level integrated system for planning the socio-economic development of rural areas. The proposed procedure for developing a strategy for sustainable development of rural areas allows for a more accurate assessment of rural development prospects, more effective development of strategic plans for rural development, and can be used as a strategic planning tool.
Keywords: strategic documents, problems ofrural development, integrated development ofrural areas, effective management, strategy development procedure, strategic planning support center, recommendations for strategy development
For citation: Timofeeva N. S. Strategic Planning as the Most Important Element of Management of the Sustainable Development of Rural Territories. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2019, 4(1): 143-148. (In Russ.) DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-1-143-148
References
1. Timofeeva N. S. Strategic planning of agriculture in the region and aspects of its development. Young scientists - the region's economy: Proc. XVI Sci.-Prac. Conf., December 16, 2016. Vologda, 2017, 123-127. (In Russ.)
2. Papelo V. N., Kovtun B. A., Ternovoi A. I. Strategizing of socio-economic development of rural areas. Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie, 2013, (1): 45-52. (In Russ.)
3. Serebryakova L. A. Actual problems of regional and sectoral planning of the agroindustrial complex. Economic strategies, 2007, 9(3): 188-191. (In Russ.)
4. Merenkova I. N. Sustainable development of rural areas: theory, methodology, and practice. Voronezh: GNU NIIEOAPK TSCHR Rossii, 2011, 265. (In Russ.)
DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-1-143-148
5. Tsybatov V. A. Strategic planning of regional development: methods, models, and information technology. Regionalnaia ekonomika: teoriia ipraktika, 2015, (27): 36-52. (In Russ.)
6. Kalashnikova A. P., Timofeeva N. S. Sustainable human resource development in rural areas. Territoriia innovatsii, 2017, (8): 71-77. (In Russ.)
7. Zaicev L. G., Sokolova M. I. Strategic Management. Moscow: Ekonomist, 2002, 416. (In Russ.)
8. Timofeeva N. S. Aspects of strategic planning of agricultural development in the region. Agrarian science of Siberia and the Far East: the strategy of the young: Proc. Interregional Sci.-Prac. Conf. young scientists and specialists of agricultural educational and scientific institutions of the Siberian and Far Eastern Federal Districts, June 23-25, 2016. Ulan-Ude, 2016, 113-118. (In Russ.)
9. Bannikova N. V. Strategic planning in agricultural production: theory and methodology. Stavropol: AGRUS, 2005, 196. (In Russ.)
10. Vdovina E. S., Kopylov A. A. Improving the quality of life of rural population as an important goal of socio-economic development of Russia. Perspektivy nauki, 2013, (1): 96-99. (In Russ.)