Научная статья на тему 'Информационно-технологические решения формирования системы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий'

Информационно-технологические решения формирования системы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕНТР МОНИТОРИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / STRATEGIC MONITORING / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / MONITORING CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинина Л.И., Харитонова Ю.С.

Предмет. Переход сельских территорий на путь устойчивого развития процесс сложный и многоплановый, во многом зависящий от информации, известной экспертам, составляющим планы и программы по развитию территорий. Поэтому предметом исследования выступили теоретические, методические и практические подходы к формированию системы информационно-аналитического обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Цели. Совершенствование инструментария разработки системы информационно-аналитического обеспечения устойчивого развития сельских территорий на базе создания автоматизированной информационно-аналитической системы «Устойчивое развитие». Методология. Использованы такие общенаучные методы, как абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, а также методы системного анализа, экспертных оценок. Результаты. Стратегический мониторинг выделен среди главных звеньев системы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий, обоснована необходимость его постоянного проведения. Предложена методика повышения эффективности сбора, обработки и распределения данных о состоянии сельской системы в целом и ее отдельных частей. Выводы. Автоматизированная система «Устойчивое развитие» позволяет в постоянном режиме собирать, анализировать, хранить и использовать базы данных о состоянии сельских территорий; необходимо создание Центра мониторинга устойчивого развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зинина Л.И., Харитонова Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and technological solutions for the formation of a system of organizational and economic support for sustainable development of rural areas

Importance This article deals with the theoretical, methodological and practical approaches to the formation of a system of information and analytical support for sustainable development of rural areas. Objectives The article aims to improve tools of development of a system of information and analytical support for sustainable development of rural territories on the basis of creation of a Sustainable Development information analysis system. Methods For the study, we used the methods of abstraction, analysis and synthesis, induction and deduction, the systems approach, as well as the methods of systems and expert analyses. Results Strategic monitoring is one of the main components of the system of organizational and economic support for sustainable development of rural areas. The article proposes a method of increasing the efficiency of collection, processing and distribution of data on the state of the rural area system in general and its parts. Conclusions The Sustainable Development information system allows to collect, analyze, store and use databases on the state of rural areas in a continuous mode. The establishment of a monitoring center for sustainable development of rural areas is necessary.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологические решения формирования системы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий»

pISSN 2073-1477 Устойчивое развитие регионов

eISSN 2311-8733

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Любовь Ивановна ЗИНИНА3, Юлия Сергеевна ХАРИТОНОВА1"

а доктор экономических наук, профессор кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий

в управлении, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева,

Саранск, Российская Федерация

ch.statistika@econom.mrsu.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 5799-9720

ь аспирантка кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении,

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева,

Саранск, Российская Федерация

Julia_Xarutonova@mail.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: отсутствует

' Ответственный автор

История статьи:

Получена 07.02.2018 Получена в доработанном виде 26.02.2018 Одобрена 19.03.2018 Доступна онлайн 13.04.2018

УДК 330.34.01

020, 001, R50

Ключевые слова:

устойчивое развитие, стратегический мониторинг, информационно-аналитическое обеспечение, автоматизированная информационная система, центр мониторинга устойчивого развития

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Аннотация

Предмет. Переход сельских территорий на путь устойчивого развития - процесс сложный и многоплановый, во многом зависящий от информации, известной экспертам, составляющим планы и программы по развитию территорий. Поэтому предметом исследования выступили теоретические, методические и практические подходы к формированию системы информационно-аналитического обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

Цели. Совершенствование инструментария разработки системы информационно-аналитического обеспечения устойчивого развития сельских территорий на базе создания автоматизированной информационно-аналитической системы «Устойчивое развитие».

Методология. Использованы такие общенаучные методы, как абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, а также методы системного анализа, экспертных оценок.

Результаты. Стратегический мониторинг выделен среди главных звеньев системы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий, обоснована необходимость его постоянного проведения. Предложена методика повышения эффективности сбора, обработки и распределения данных о состоянии сельской системы в целом и ее отдельных частей.

Выводы. Автоматизированная система «Устойчивое развитие» позволяет в постоянном режиме собирать, анализировать, хранить и использовать базы данных о состоянии сельских территорий; необходимо создание Центра мониторинга устойчивого развития сельских территорий.

Для цитирования: Зинина Л.И., Харитонова Ю.С. Информационно-технологические решения формирования системы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 4. - С. 651 - 664. https://doi.org/10.24891/re.16.4.651

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий является сложным процессом, предполагающим принятие мер на основе проведения комплексного всестороннего

анализа развития территории. Непродуманная политика государственных, региональных и местных властей приводит к нарастанию кризисных явлений [1].

Тяжелое социально-экономическое положение сельских территорий осложнено отсутствием единой системы управления. Часто сельские территории рассматриваются с точки зрения развития агропромышленных отраслей, а не в аспекте обеспечения достойного уровня жизни на селе, воспроизводства природных богатств, сохранения окружающей биосферы.

Формирование единой системы

организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий позволяет обеспечить выполнение

общегосударственных задач устойчивого развития на всех уровнях системы управления. Для достижения целей устойчивого развития необходима разработка программных мероприятий и действий, построенных на определенных принципах и осуществляемых конкретными инструментами и методами.

На современном этапе развития сельских территорий на первый план выступает их собственный потенциал как главный фактор самоорганизации и самоуправления местных сообществ. При этом необходимо обеспечить приоритет социальных целей, высокие стандарты жизнедеятельности населения, рациональное использование природных, производственных и финансовых ресурсов, стабильное развитие сельскохозяйственного производства [2].

Наиболее распространенным инструментом обеспечения устойчивого развития сельских территорий является стратегическое управление. Проблемы стратегического управления широко освещены в трудах как отечественных (О.С. Виханского [3], А.П. Градова [4], С.П. Болотова1, В.С. Кузнецова [5], В.Д Марковой2, А.Н. Петрова3, З.П. Румянцевой4 и др.), так и зарубежных ученых (Р. Акоффа [6]^П. Друкера [7],

1 Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия: учеб. пособие. Сыктывкар: СГУ, 1994. 153 с.

2 Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 320 с.

3 Петров А.Н. Стратегический менеджмент. Планирование. Контроллинг. Учет рисков. СПб.: Питер, 2005. 496 с.

4 Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и

практика. М.: ИНФРА-М, 2015. 304 с.

У. Кинга [8], Ф. Котлера [9], М. Мескона5, А.А. Томпсона6, Д. Хасби7 и др.). При этом одной из главных проблем, с которыми сталкиваются регионы и муниципалитеты при разработке стратегических планов развития территории, является недостаток информации.

Именно полнота и достоверность информации обо всех сторонах жизни сельских территорий определяет правильность принимаемых решений. Информация является

стратегическим ресурсом, основные задачи которого в рамках обеспечения устойчивого развития сельских территорий представлены на рис. 1.

В данной работе информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления рассматривается как один из факторов устойчивого развития сельских территорий. Необходимость перехода сельских территорий на путь устойчивого развития признана на государственном уровне (приняты

общегосударственные, региональные и локальные планы и программы, направленные на обеспечение устойчивого развития), при этом остаются дискуссионными вопросы о системе организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий, ее информационном обеспечении, создании специализированного центра мониторингового исследования.

Мониторинг устойчивого развития сельских территорий должен проводиться на каждом этапе реализации стратегических планов и программ. Информационное обеспечение процесса управления предполагает создание единой системы мониторинга устойчивого развития сельских территорий, а также создание необходимого имиджа сельских территорий в целях привлечения дополнительных инвесторов и квалифицированной рабочей силы.

5 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997, 599 с.

6 Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. 473 с. URL: http://yspu.org/students/FPKiPPK/Tompson_Strategicheski_mene gment.pdf

7Хасби Д. Стратегический менеджмент. М.: Контур, 1998. 198 с.

Мониторинг устойчивого развития сельских территорий представляет собой систему аналитических и оценочных механизмов. Использование тех или иных инструментов зависит от информации, которой обладает субъект управления устойчивым развитием или эксперт (группа экспертов). Отбор релевантной информации должен проводиться с учетом следующих особенностей: сопоставимость данных; многомерность измерений; возможность построения сводного индекса; доступность и простота измерений; возможность корректировки данных. Стоит отметить, что требования к набору информации должны исходить из специфики изучаемой системы. Для систем национального масштаба требования будут более жесткими, в региональных и локальных системах все связи являются наиболее тесными и простыми, а изменение любого показателя окажет влияние на состояние всей системы.

В некоторых регионах, в том числе и в Республике Мордовия, создана

специализированная геоинформационная система в структуре управления АПК, направленная на решение производственных задач сельскохозяйственных предприятий. К сожалению, ее характеристики совершенно не отражают насущных проблем развития сельских территорий [10].

Мы предлагаем систему индикаторов, включающую показатели, разделенные на три группы: социальные, экономические и экологические, характеризующие социально-экономическую и экологическую

составляющую в развитии сельских территорий (табл. 1).

Система организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий должна строиться на обеспечении субъекта управления необходимой

информацией8. Сбор, обработка и анализ этой информации невозможны без создания специализированной системы информационно-аналитического обеспечения.

8Артамонов А.Д. Калужский вектор: опыт развития региона. Сборник интервью. М.: Книжный мир, 2011. 347 с.

Таким образом, система информационно-аналитического обеспечения устойчивого развития позволяет обеспечить постоянный сбор, анализ и обработку актуальной информации о состоянии развития сельских территорий; повысить качество выявления причинно-следственных связей, улучшить поиск решений по достижению запланированных целей (с учетом ресурсного, кадрового и административного обеспечения). Данная система направлена на совершенствование процесса организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

Под системой информационно-

аналитического обеспечения устойчивого развития сельских территорий будем понимать систему сбора и обработки информации специализированными научными учреждениями с целью совершенствования реализуемых планов и программ, направленных на достижение целей устойчивого развития. Схематично представим ее на рис. 2.

Основу системы информационно-

аналитического обеспечения составляет стратегический менеджмент, проводимый Центром мониторинга устойчивого развития. Подобный центр может быть создан и как составная часть специализированного координационного совета, занимающегося вопросами устойчивого развития, и как отдельная самостоятельная структура. Координационный совет, по нашему мнению, должен быть создан на базе администрации муниципального района с привлечением сотрудников на основе муниципального контракта на оказание услуг.

Подобный центр мониторинга устойчивого развития должен быть создан и на региональном уровне, на базе Министерства сельского хозяйства и продовольствия в подчинении Первого заместителя министра. Центры мониторинга федерального, регионального и местного уровней власти должны быть тесно связаны между собой, а потоки информации - двунаправленными (рис. 3).

Безусловно, главную роль в организации мониторинга развития сельских территорий в масштабах страны должно выполнять Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, так как именно на него возложена функция выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в данной сфере. При этом возможно использование и иных форм организаций, например на основе государственно-частного партнерства,

некоммерческих фондов и т.д. Необходимо создать условия для привлечения частного бизнеса к решению вопроса обеспечения устойчивого развития села.

В настоящее время главная роль в мониторинге развития сельских территорий отведена не только указанному министерству, но и Центру всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села ВНИИЭСХ. Данный центр мониторинга учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.1995 № 291. Центр призван отслеживать ситуацию в социально-трудовой сфере на селе в целях выявления и предотвращения возникновения очагов социальной напряженности.

Для проведения всестороннего анализа сл еду ет откры ть рег и о нал ьны е представительства Центра в каждом субъекте Российской Федерации, что до сих пор не выполнено. Кроме того, в открытом доступе отсутствует информация о проводимых данной организацией исследованиях. Ответственным исполнителем за проведение указанного мониторинга утверждено Минтруда России, а Минсельхоза России не названо даже соисполнителем. Таким образом, теряется целостность проведения

мониторинга, так как нет комплексности изучения всех сфер жизни села.

На наш взгляд, именно в структуре Минсельхоза России должен быть создан Федеральный центр мониторинга устойчивого развития сельских территорий. Задачи Центра на федеральном уровне должны охватывать разработку рекомендаций по проведению специализированных обследований сельских территорий, по оценке эффективности

реализуемых планов и программ развития сельских территорий; предложения по сбору и предоставлению дополнительной статистической информации на уровне регионов; формирование и актуализацию базы данных по развитию сельских территорий. На уровне региона и муниципальных образований в рамках работы Центров следует осуществлять непосредственный сбор информации и формирование баз данных. Статистическое наблюдение за развитием сельских территорий должно проводиться в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Информационно-аналитическое обеспечение устойчивого развития сельских территорий должно осуществляется посредством:

- создания необходимых баз данных в разрезе муниципальных районов и сельских поселений;

- выделения сельских территорий в качестве отдельного объекта изучения и сбора данных;

- включения основных показателей развития сельской территории и качества жизни сельского населения в обязательный свод периодически собираемых данных.

Указанные мероприятия позволят решить одну из главных проблем всестороннего мониторинга устойчивого развития сельских территорий - проблему неполноты и нерегулярности получения статистической информации, отсутствия сбора данных по многим показателям, характеризующим уровень развития сельских территорий и результативность применяемых мер.

Проведение мониторинга на постоянной о снов е п р ед п олаг ае т со здани е специализированной автоматизированной информационно-аналитической системы -ИНАС «Устойчивое развитие». На базе Минсельхоза России в настоящее время должны функционировать автоматизированные

информационные системы сбора информации о землях сельскохозяйственного назначения, уровне технической оснащенности сельскохозяйственных предприятий, обеспечении продовольственной безопасности,

государственной собственности и т. д. Всего должно функционировать 10 информационных систем, но фактически функционируют лишь 3 (электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения, электронные госуслуги, АИС «Субсидии АПК»). Отсутствует единая система, позволяющая комплексно оценить уровень развития села, результаты принятия планов и программ.

ИНАС «Устойчивое развитие» должна включать аналитический комплекс по расчету параметров регулирования системы социального, экономического и экологического развития сельских территорий и обеспечивать поддержку управленческих решений.

В указанную систему должен быть включен блок сбора первичной информации. Он представляет собой базу данных, в которую поступают первичные данные о состоянии сельских территорий (параметры развития социальной, экономической, экологической сферы и др.). Поступающие данные подлежат постоянному обновлению в соответствии с разработанным регламентом. Из блока сбора первичной информации данные регулярно переносятся в хранилище данных. При переносе исходные данные проходят тщательную проверку по нескольким параметрам: непротиворечивость данных, фильтр некорректной информации, загрузка отфильтрованных данных. Система информирует администратора о выявленных противоречиях. Другой важный элемент системы - это блок хранения данных. Хранящиеся данные могут быть использованы для многомерного анализа состояния и развития системы, прогнозирования ее поведения в будущем и т.д. Возможности системы ограничиваются лишь набором имеющийся информации и доступом к ней. Рабочие места сотрудников, обеспечивающих функционирование ИНАС «Устойчивое развитие», также представляют собой часть системы. В компетенцию сотрудников входит ввод откорректированной информации с использованием сетей передачи данных. Подсистема приема, подготовки и загрузки

данных должна обеспечивать информационное взаимодействие между базой данных информационно-аналитического центра и другими информационными системами [11].

При выборе программного обеспечения, на базе которого будет функционировать ИНАС «Устойчивое развитие», необходимо исходить из следующих принципов:

- унифицированность (возможность бесперебойной работы с иными системами);

- возможность многопользовательской работы;

- поддержка общесистемных сервисов;

- устойчивость функционирования.

Выбор операционной системы при создании ИНАС «Устойчивое развитие» должен определяться, в первую очередь, требованиями к условиям работы базы данных в части устойчивости функционирования, а также масштабами создаваемой

информационной системы (количеством рабочих мест, в том числе обеспечивающих удаленный доступ к базе данных, интенсивностью обращений к базе данных, объемом вводимой информации в рамках одной транзакции и т.п.).

ИНАС «Устойчивое развитие» должна отвечать высоким требованиям безопасности, обеспечивать возможность использования различных приложений нового поколения. Информационная безопасность ИНАС «Устойчивое развитие» обеспечивается за счет программно-аппаратных средств регистрации и контроля защищаемой информации, средств защиты от несанкционированного доступа, от проникновения компьютерных вирусов.

Основные этапы информационно-

аналитического обеспечения устойчивого развития представлены на рис. 5. Реализация данного процесса на основе использования автоматизированных баз данных позволяет повысить надежность и оперативность принимаемых управленческих решений. В любом случае стратегический мониторинг должен осуществляться на принципах

комплексности и непрерывности наблюдений, сопоставимости применяемых показателей.

Информационное обеспечение предполагает массивы исходной, промежуточной, нормативно-справочной и выходной информации. Создаваемая информационная база должна быть предназначена для обеспечения руководителей и специалистов республиканского и районного уровней информацией при автоматизированном решении задач обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Основой информационного обеспечения является автоматизированное ведение информации, характеризующей социально-экономическое и экологическое состояние сельской территории. Программное обеспечение должно включать: ввод, контроль, формирование и ведение исходной информации; корректировку базы данных; многократное использование информации; управление формированием выходных документов, записью данных в файлы выходных документов для хранения и т.д.

При проведении мониторинга устойчивого развития сельских территорий могут быть использованы как качественные, так и количественные оценки. Количественные показатели - это конкретные значения, характеризующие развитие территории, а качественные - это данные социологических и экспертных опросов. Информационное обеспечение устойчивого развития должно включать такие программные мероприятия, как создание и развитие в сельской местности современных коммуникационных средств; создание информационно-консультативных служб для агропромышленного комплекса, функционирующих на базе районной администрации; обеспечение доступности телекоммуникационных информационно-правовых сетей для местных жителей; максимальное отражение на сайтах местных администраций хода реализации местных программ развития и т. д. Мониторинг устойчивого развития сельских территорий является одним из необходимых элементов стратегического управления устойчивым развитием сельских территорий,

позволяющим в условиях нестабильной внешней среды отслеживать ситуацию и вовремя принимать корректирующие решения. Основная его задача - наиболее раннее обнаружение отклонений от намеченных целей и выработка мер по усилению целевой функции. Организация мониторинга устойчивого развития и его информационно-аналитическое обеспечение - это часть организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

В настоящее время главным информационным центром является Минсельхоз России, где аккумулируются исключительно отраслевые сведения; в других ведомствах значительная часть сведений не разделяется на информацию по городу и селу. Это касается таких важных характеристик, как природные ресурсы, экологическая ситуация, торговля и сфера услуг, доступ сельского населения к рынкам, услугам финансовых и образовательных учреждений, преодоление информационной изолированности, обеспечение личной безопасности. Отражение подобной информации позволит более полно представить ситуацию по развитию сельской территории. Создание единой сети Центров мониторинга на федеральном, региональном и местном уровнях позволит решить эту проблему. При широком спектре информации возможно использование критерия для принятия дальнейших управленческих решений о поощрении или наказании лиц, ответственных за реализацию планов и программ устойчивого развития, о грантовой поддержке и т.д. [12].

Предложенная автоматизированная система информационно-аналитического обеспечения устойчивого развития сельских территорий позволяет решить следующие задачи: управление процессом организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий в условиях меняющейся внешней и внутренний среды; своевременное принятие решений по корректировке планов и программ, направленных на повышение качества жизни сельского населения; комплексное решение вопросов обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Показатели, характеризующие устойчивое развитие сельских территорий

Table 1

Indicators for the sustainable development of rural areas

Наименование показателя Сокращенное

обозначение

Экономические показатели

Индекс физического объема оборота розничной торговли Ифо

Доля трудоспособного населения в общей численности населения Дтн

Соотношение средней заработной платы к величине прожиточного минимума Зп

Урожайность зерновых культур Уз

Урожайность картофеля Ук

Урожайность овощей Уо

Поголовье крупного рогатого скота Прс

Поголовье свиней Пс

Производство молока Пм

Инвестиции в основной капитал Ик

Количество убыточных предприятий Куп

Внесено минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) под посевы Кму

сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях

Уровень зарегистрированной безработицы Убез

Доля протяженности автодорог общего пользования местного значения, не отвечающих Дад

нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего

пользования местного значения

Социальные показатели

Естественный прирост/убыль населения Еп/у

Число зарегистрированных преступлений на 10 000 чел. населения ПР

Миграционный прирост/убыль населения Мп/у

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда У « важ

Удельный вес семей, получивших жилые помещения, в числе семей, состоявших на учете в У пж

качестве нуждающихся в жилых помещениях, %

Обеспеченность местами детей (на 100 мест приходится детей) Одоу

Число больничных коек Чбк

Число врачей на 1 000 чел. населения Чв

Число среднего медицинского персонала на 10 000 чел. Ч

Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) Дд

услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей

численности детей в возрасте 1-6 лет

Число спортивных сооружений Чс

Объем социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов населению Осв

Экологические показатели

Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды, включая оплату услуг З ос

природоохранного назначения

Количество объектов, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха Кси

Уловлено и обезврежено загрязняющих веществ в процентах от общего количества УОвв

загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников

Коэффициент экологической нагрузки Кэн

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Задачи информационного обеспечения процесса управления устойчивым развитием сельских территорий Figure 1

Objectives of information support of the process of management of sustainable development of rural areas

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

Система информационно-аналитического обеспечения устойчивого развития муниципального образования Figure 2

A system of information and analytical support for sustainable development of the municipality

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Схема обмена информацией между центрами мониторинга устойчивого развития сельских территорий Figure 3

A scheme of information exchange between the monitoring centers for sustainable development of rural areas

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 4

Функции центра мониторинга устойчивого развития сельских территорий Figure 4

Functions of the monitoring center for sustainable development of rural area

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 5

Этапы информационно-аналитического обеспечения устойчивого развития муниципального образования Figure 5

Steps of information and analytical support for sustainable development of the municipality

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Хачев М.М., Теммоева С.А. Эконометрическая модель прогнозирования развития сельского хозяйства региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 9. С. 163-167. URL: https://applied-research.rU/pdf/2017/9/11848.pdf

2. Зинина Л.И. Развитие аграрной сферы в структуре региональной экономики // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2013. Т. 27. № 3. С. 41-50. URL: http://knigilib.net/book/383-vestnik-nii-gumanitamyx-nauk-3-27/8-razvitie-agramoj-sfery-v-strukture-regionalnoj-yekonomiki.html

3. Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М.: МГУ, 1991. 140 с.

4. Градов А.П. Стратегия и тактика выявления и разрешения системных проблемных ситуаций в экономике // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2014. № 3. С. 17-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategiya-i-taktika-vyyavleniya-i-razresheniya-sistemnyh-problemnyh-situatsiy-v-ekonomike

5. Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. URL: http://www.mevriz.rU/articles/2002/2/1015.html

6. Акофф Р.Л. Планирование в больших экономических системах. М.: Советское радио, 1972. 224 с.

7. Друкер П.Ф. О профессиональном менеджменте. М.: Вильямс, 2006. 306 с.

8. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. 400 с.

9. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер, 1999. 887 с.

10. Федякова Н.Н. Использование современных информационных и ресурсосберегающих технологий в АПК региона // Регионология. 2017. Т. 25. № 2. С. 187-199.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-sovremennyh-informatsionnyh-i-resursosberegayuschih-tehnologiy-v-apk-regiona

11. Зинина Л.И., Глухова Т.В. Организационно-экономические и информационные аспекты развития региональной системы продовольственного обеспечения // Вестник Мордовского университета. 2014. Т. 24. № 4. С. 129-136.

URL: https://doi.org/10.15507/VMU.024.201404.129

12.Зинина Л.И., Харитонова Ю.С. Формирование системы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития территории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 4. С. 604-614. URL: https://doi.org/10.24891/ni.13.4.604

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-1477 Sustainable Development of Regions

eISSN 2311-8733

INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SOLUTIONS FOR THE FORMATION OF A SYSTEM OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

Lyubov' I. ZININAa, Yuliya S. KHARITONOVAv

a National Research Ogarev Mordovia State University (MRSU)

ch.statistika@econom.mrsu.ru

ORCID: not available

b National Research Ogarev Mordovia State University (MRSU)

Julia_Xarutonova@mail.ru

ORCID: not available

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 7 February 2018 Importance This article deals with the theoretical, methodological and practical Received in revised form approaches to the formation of a system of information and analytical support for 26 February 2018 sustainable development of rural areas.

Accepted 19 March 2018 Objectives The article aims to improve tools of development of a system of information Available online and analytical support for sustainable development of rural territories on the basis of

13 April 2018 creation of a Sustainable Development information analysis system.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methods For the study, we used the methods of abstraction, analysis and synthesis, JEL classification: 020, Q01, induction and deduction, the systems approach, as well as the methods of systems and R50 expert analyses.

Results Strategic monitoring is one of the main components of the system of Keywords: sustainable organizational and economic support for sustainable development of rural areas. The

development, strategic article proposes a method of increasing the efficiency of collection, processing and

monitoring, information and distribution of data on the state of the rural area system in general and its parts. analytical support, automated Conclusions The Sustainable Development information system allows to collect, analyze, information system, store and use databases on the state of rural areas in a continuous mode. The establishment

monitoring center of a monitoring center for sustainable development of rural areas is necessary.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation

, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation

Please cite this article as: Zinina L.I., Kharitonova Yu.S. Information and Technological Solutions for the Formation of a System of Organizational and Economic Support for Sustainable Development of Rural Areas. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 4, pp. 651-664. https://doi.org/10.24891/re.16A651

References

1. Khachev M.M., Temmoeva S.A. [Econometric model of forecasting of development of agriculture in the region]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Fundamental Research, 2017, no. 9, pp. 163-167.

URL: https://applied-research.ru/pdf/2017Z9/11848.pdf (In Russ.)

2. Zinina L.I. [The development of agricultural sector in the structure of regional economy]. Vestnik NII gumanitarnykh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordoviya = Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia, 2013, vol. 27, no. 3, pp. 41-50. URL: http://knigilib.net/book/383-vestnik-nii-gumanitarnyx-nauk-3-27/8-razvitie-agrarnoj-sfery-v-strukture-regionalnoj-yekonomiki.html (In Russ.)

3. Vikhanskii O.S. Problemy razvitiya upravleniya obshchestvennym proizvodstvom [Problems of development of public production management]. Moscow, MSU Publ., 1991, 140 p.

4. Gradov A.P. [Strategy and tactics for identifying and resolving systemic problem in the economy]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki = St. Petersburg State Polytechnic University Journal. Economics, 2014, no. 3, pp. 17-27.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategiya-i-taktika-vyyavleniya-i-razresheniya-sistemnyh-problemnyh-situatsiy-v-ekonomike (In Russ.)

5. Kuznetsov V.S. [On strategic alternative]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2002, no. 2. URL: http://www.mevriz.ru/articles/2002/2/1015.html (In Russ.)

6. Ackoff R.L. Planirovanie v bolshikh ekonomicheskikh sistemakh [A Concept of Corporate Planning]. Moscow, Sovetskoe radio Publ., 1972, 224 p.

7. Drucker P.F. O professionalnom menedzhmente [Peter Drucker on the Profession of Management]. Moscow, Vil'yams Publ., 2006, 320 p.

8. King W.R., Cleland D.I. Strategicheskoe planirovanie i khozyaistvennaya politika [Strategic Planning and Policy]. Moscow, Progress Publ., 1982, 400 p.

9. Kotler Ph. Marketing. Menedzhment: Analiz, planirovanie, vnedrenie, kontrol' [Marketing Management: Analysis, Planning, Implementation, and Control]. St. Petersburg, Piter Publ., 1999, 887 p.

10. Fedyakova N.N. [Using Modern Information and Resource-Saving Technologies in a Region's Agro-Industrial Sector]. Regionologiya = Regionology, 2017, vol. 25, no. 2, pp. 187-199. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-sovremennyh-informatsionnyh-i-resursosberegayuschih-tehnologiy-v-apk-regiona (In Russ.)

11. Zinina L.I., Glukhova T.V. [Business and informational aspects of development of regional food systems]. Vestnik Mordovskogo universiteta = Mordovia University Bulletin, 2014, vol. 24, no. 4, pp. 129-136. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.15507/VMU.024.201404.129

12. Zinina L.I., Kharitonova Yu.S. [The formation of the organizational and economic framework for sustainable development of the territory]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 4, pp. 604-614. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.24891/ni.13.4.604

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.