Научная статья на тему 'Программно-целевое планирование устойчивого развития сельских территорий'

Программно-целевое планирование устойчивого развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
муниципальное образование / программно-целевое планирование / село / сельское хозяйство / сельские территории / стратегия развития / устойчивое развитие сельских территорий / целевые индикаторы / municipal unit / program and target planning / village / agriculture / rural territories / development strategy / sustainable development of rural territories / target indicators

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатов Алексей Александрович

Введение. Учитывая современные проблемы устойчивого развития сельских территорий, всё больше возрастает необходимость долгосрочного планирования мероприятий, направленных на их решение. Исследование направлено на обоснование применения методов программно-целевого планирования устойчивого развития сельских территорий на примере конкретного муниципального образования. Материалы и методы. Целевые индикаторы социально-экономического развития (индикаторы развития социальной инфраструктуры, демографические индикаторы и индикаторы развития экономики) были разработаны на основе методов планирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов. Также автором был разработан бюджетный прогноз финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий. Результаты. В ходе исследования установлены конкретные целевые индикаторы к мероприятиям, направленным на снижение износа жилищного фонда, водопроводных сетей, а также увеличению уровня газификации, количества благоустроенных территорий и улучшению состояния автомобильных дорог. Реализация мероприятий, направленных на стимулирование экономики муниципального образования, позволит увеличить приток инвестиций в основной капитал, а также будет способствовать и развитию малого бизнеса. Обсуждение. Важно уделить большое внимание мониторингу реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития сельских территорий. С учетом результатов мониторинга необходимо распределять ресурсы и корректировать цели и меры стратегии развития. Заключение. Авторами была доказана эффективность программно-целевого планирования устойчивого развития сельских территорий муниципального образования на примере конкретного муниципального образования Нижегородской области. Разработанные мероприятия позволят обеспечить устойчивое развитие данной территории, а апробированный процесс разработки Стратегии может использоваться в качестве типового и на других сельских территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program and target planning of sustainable development of rural territories

Introduction. Given the current challenges of sustainable rural development, there is an increasing need for long-term planning of interventions to address them. The study is aimed at justifying the application of software-targeted planning methods for the sustainable development of rural areas on the example of a specific municipality. Materials and methods. Target indicators of socio-economic development (indicators of social infrastructure development, demographic indicators and indicators of economic development) were developed on the basis of methods for planning and forecasting socio-economic phenomena and processes. The author also developed a budget forecast of the financial resources necessary for the implementation of commercial enterprises. Results. The study established specific target indicators for measures aimed at reducing the wear of housing stock, water supply networks, as well as increasing the level of gasification, the number of landscaped areas and improving the condition of roads. Implementation of measures aimed at stimulating the economy of the municipality will increase the inflow of investments in fixed assets, as well as contribute to the development of small businesses. Discussion. It is important to pay much attention to monitoring of realization of the actions aimed at providing sustainable development of rural territories. Taking into account results of monitoring it is necessary to distribute resources and to adjust the purposes and measures of the development strategy. Conclusion. The authors proved the effectiveness of program-targeted planning for the sustainable development of rural areas of the municipality on the example of a specific municipality of the Nizhny Novgorod region. The developed measures will ensure the sustainable development of this territory, and the proven process of developing the Strategy can be used as a standard in other rural areas.

Текст научной работы на тему «Программно-целевое планирование устойчивого развития сельских территорий»

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Научная статья УДК 332.1

Б01: 10.24412/2227-9407-2022-8-104-112

Программно-целевое планирование устойчивого развития сельских территорий

Алексей Александрович Солдатов

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия, a.a.soldatov@list.т, https://orcid.org/0000-0003-3573-2757

Аннотация

Введение. Учитывая современные проблемы устойчивого развития сельских территорий, всё больше возрастает необходимость долгосрочного планирования мероприятий, направленных на их решение. Исследование направлено на обоснование применения методов программно-целевого планирования устойчивого развития сельских территорий на примере конкретного муниципального образования.

Материалы и методы. Целевые индикаторы социально-экономического развития (индикаторы развития социальной инфраструктуры, демографические индикаторы и индикаторы развития экономики) были разработаны на основе методов планирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов. Также автором был разработан бюджетный прогноз финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий.

Результаты. В ходе исследования установлены конкретные целевые индикаторы к мероприятиям, направленным на снижение износа жилищного фонда, водопроводных сетей, а также увеличению уровня газификации, количества благоустроенных территорий и улучшению состояния автомобильных дорог. Реализация мероприятий, направленных на стимулирование экономики муниципального образования, позволит увеличить приток инвестиций в основной капитал, а также будет способствовать и развитию малого бизнеса. Обсуждение. Важно уделить большое внимание мониторингу реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития сельских территорий. С учетом результатов мониторинга необходимо распределять ресурсы и корректировать цели и меры стратегии развития.

Заключение. Авторами была доказана эффективность программно-целевого планирования устойчивого развития сельских территорий муниципального образования на примере конкретного муниципального образования Нижегородской области. Разработанные мероприятия позволят обеспечить устойчивое развитие данной территории, а апробированный процесс разработки Стратегии может использоваться в качестве типового и на других сельских территориях.

Ключевые слова: муниципальное образование, программно-целевое планирование, село, сельское хозяйство, сельские территории, стратегия развития, устойчивое развитие сельских территорий, целевые индикаторы

Для цитирования: Солдатов А. А. Программно-целевое планирование устойчивого развития сельских территорий // Вестник НГИЭИ. 2022. № 8 (135). С. 104-112. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-8-104-112

Program and target planning of sustainable development of rural territories

Aleksey A. Soldatov

Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia, a.a.soldatov@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-3573-2757

А., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

104

© Солдатов А.

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Abstract

Introduction. Given the current challenges of sustainable rural development, there is an increasing need for long-term planning of interventions to address them. The study is aimed at justifying the application of software-targeted planning methods for the sustainable development of rural areas on the example of a specific municipality. Materials and methods. Target indicators of socio-economic development (indicators of social infrastructure development, demographic indicators and indicators of economic development) were developed on the basis of methods for planning and forecasting socio-economic phenomena and processes. The author also developed a budget forecast of the financial resources necessary for the implementation of commercial enterprises.

Results. The study established specific target indicators for measures aimed at reducing the wear of housing stock, water supply networks, as well as increasing the level of gasification, the number of landscaped areas and improving the condition of roads. Implementation of measures aimed at stimulating the economy of the municipality will increase the inflow of investments in fixed assets, as well as contribute to the development of small businesses. Discussion. It is important to pay much attention to monitoring of realization of the actions aimed at providing sustainable development of rural territories. Taking into account results of monitoring it is necessary to distribute resources and to adjust the purposes and measures of the development strategy.

Conclusion. The authors proved the effectiveness of program-targeted planning for the sustainable development of rural areas of the municipality on the example of a specific municipality of the Nizhny Novgorod region. The developed measures will ensure the sustainable development of this territory, and the proven process of developing the Strategy can be used as a standard in other rural areas.

Keywords: municipal unit, program and target planning, village, agriculture, rural territories, development strategy, sustainable development of rural territories, target indicators

For citation: Soldatov A. A. Program and target planning of sustainable development of rural territories // Bulletin NGIEI. 2022. № 8 (135). P. 104-112. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2022-8-104-112

Введение

В условиях быстро изменяющегося мира всё больше возрастает необходимость в планировании развития сельских территорий, что позволяет получить видение будущего положения и определенность [1, с. 55].

Научно обоснованная стратегия развития сельской территории является основополагающим условием ее устойчивости, что вызвано наличием чётких измеримых целей, а также плана мероприятий, реализация которых обеспечит достижение целевого состояния.

Сегодня проведено множество исследований, направленных на разработку инструментов устойчивого развития сельских территорий, в частности следует отметить таких ученых, как Л. И. Абалкин [2], Р. Х. Адуков [3], А. Н. Адукова [3], Е. Г. Коваленко [4], И. Н. Молчанов [5], Н. В. Проваленова [6; 7], А. Е. Шамин [7; 9; 10], Е. В. Стовба [8], О. Ю. Якимова [4], а также учёных, изучающих сельскохозяйственное производство [11; 12; 13].

А. В. Мерзлов и Н. В. Чепурных, придерживаясь системного подхода к определению понятия «устойчивое развитие сельских территорий» понимают под ним «стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее выполнение им его

народнохозяйственных функций» [14]. Однако это возможно при четком планировании во всех сферах жизни сельского населения, что обуславливает необходимость применения в практике управления сельскими территориями элементов долгосрочного стратегического планирования.

В настоящее время разработана широкая нормативно-правовая база для стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий [15, с. 78]. Ключевым документом стратегического планирования на государственном и муниципальном уровнях является Федеральный закон от 28 июня 2014 г.№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в котором закреплены основные положения, связанные с этой деятельностью.

Для устойчивого развития сельских территорий особую значимость имеет стратегические планирование на уровне муниципальных образований, которое позволяет учитывать их местные особенности и проблемы.

Программно-целевой подход является одним из основных при стратегическом планировании. Его смысл заключается в разработке генеральной стратегической цели и последующей разработке мероприятий по ее достижению [16, с. 36].

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagement-хжхжхжхжжх

Цель исследования заключается в обосновании применения методов программно-целевого планирования устойчивого развития сельских территорий.

Материалы и методы

Исследование проводилось по конкретному муниципальному образованию Нижегородской области - городской округ Воротынский.

Методической основой исследования послужили разнообразные методы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов, результаты, применения которых были заложены в конечном итоге в Стратегию социально-экономического развития городского округа Воротынский Нижегородской области до 2035 года.

На примере городского округа Воротынский Нижегородской области, который можно охарактеризовать как муниципальное образование с высоким уровнем вариабильности показателей производства и реализации сельскохозяйственной продукции, сочетающихся с высоким уровнем развития социальной инфраструктуры и низким уровнем численности населения и естественной убылью. Рассмотрим основные особенности стратегического планирования на муниципальном уровне.

Городской округ Воротынский находится на востоке Нижегородской области и граничит с Воскресенским, Лысковским, Пильнинским и Спасским районами региона, а также с Ядринским районом Республики Чувашия, Горномарийским и Юрин-ским районами Республики Марий-Эл. Он отличается территориально выгодным местом расположения с точки зрения транспортной развязки. С запада на восток территорию городского округа пересекает федеральная автострада международного значения Москва - Казань - Пермь - Уфа (М-7). Ближайшая железнодорожная станция «Сергач» - 60 км. Близость к международному аэропорту - 150 км (г. Нижний Новгород) [17].

В состав городского округа входят 58 населенных пунктов, в том числе 2 городской местности (р. п. Воротынец и р. п. Васильсурск) и 56 сельских населенных пунктов.

Цель стратегии заключается в обеспечении высокого уровня качества жизни и благосостояния населения Воротынского городского округа, что будет способствовать экономическому развитию муниципального образования и улучшению демографической обстановки на его территории. Систе-

ма стратегического планирования в городском округе Воротынский с учетом разработанной стратегии развития городского округа Воротынский до 2035 г. представлена на рисунке 1.

В ходе исследования действующих в городском округе Воротынский муниципальных программ, мы их объединили с целью унификации их назначения в соответствии с авторской системой факторов, влияющих на развитие сельской территории.

Разработка стратегии развития должна основываться на детальной диагностике современного состояния социально-экономического положения муниципальных образований [18, с. 2].

При разработке Стратегии развития городского округа Воротынский были подробно исследованы показатели, отражающие следующие направления: образование, здоровье и здравоохранение, физическая культура и спорт, демография, социальная политика, уровень жизни населения, культура, жилищно-коммунальный комплекс, благоустройство и комфортная среда, промышленность и предпринимательство, цифровая трансформация, сельское хозяйство, туризм и народно-художественные промыслы, транспортно-логистический комплекс, экология, бюджетная эффективность и развитие гражданского общества [17].

Планирование финансового обеспечения реализации мероприятий, обозначенных в Стратегии развития муниципального образования, осуществляется через полученные результаты прогнозирования основных социально-экономических показателей на долгосрочный, среднесрочный период.

Для реализации Стратегии предполагается привлечение финансовых ресурсов из различных источников финансирования, в частности из бюджетов различного уровня (федерального, областного (за счёт средств, обеспечивающих реализацию ключевых государственных программ региона, и средств, передаваемых городскому округу Воротынский), консолидированного бюджета городского округа Воротынский (реализация муниципальных программ городского округа)), а также через привлечение внебюджетных средств.

Бюджетный прогноз финансового обеспечения реализации мероприятий в соответствии со Стратегией социально-экономического развития городского округа Воротынский до 2035 г. представлен в таблице 1.

экономика и управление народным хозяйством]

Стратегия развития городского округа Воротынский до 2035 г. / The development strategy of the Vorotynsky urban district until 2035

Рис. 1. Система стратегического планирования в городском округе Воротынский Fig. 1. Strategic planning system in Vorotynsky urban district, % Источник: составлено автором

Таблица 1. Бюджетный прогноз финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии развития городского округа Воротынский до 2035 г., млн руб.

Table 1. Budget forecast of financial resources required for the implementation of the Vorotynsky Urban District Development Strategy until 2035, million rubles

Показатель / Indicator 2020 г. / 2025 г. / 2030 г. / 2035 г. /

2020 2025 2030 2035

Доходы / Income Расходы / Expenses

Расходы на реализацию муниципальных программ / Expenses for the implementation of municipal programs Источник: рассчитано авторами на основании источника [17]

736,8 717,8

787,7

896,4

873.3

958.4

1090,7 1062,5

1165,9

1326,9 1292,7

1418,6

Привлечение внебюджетных средств автор считает возможным за счет создания системы взаимодействия муниципального образования и заинтересованных в развитии городского округа круга

лиц. Нельзя не отметить и необходимость расширения применения инициативного бюджетирования при решении социальных проблем населения городского округа Воротынский.

!economics and national economy management

Результаты

Для осуществления мониторинга реализации Стратегии развития городского округа Воротынский до 2035 г. был разработан подробный план ме-

роприятий и с учетом ожидаемого эффекта от их реализации на основе методов экстраполяции обоснованы целевые индикаторы, которые приведены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Основные целевые индикаторы развития социальной инфраструктуры и демографические индикаторы городского округа Воротынский

Table 2. Main target indicators of social infrastructure development and demographic indicators of Vorotynsky urban district

Показатель / Indicator

2025 г. 2030 г. 2035 г.

/ 2025 / 2030. /2035.

80 90 100

30 50 75

28 32 35

б5 70 75

170 200 220

б5 б0 55

75 85 87

б5 б0 55

23 30 37

80 85 90

Доля общеобразовательных организаций, на базе которых функционируют Центры

образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»,

% / Share of educational organizations on the basis of which the Centers for Education of

Natural Science and Technology «Growth Point» operate,%

Доля детей в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных дополнительными

общеобразовательными программами IT-куба, % / Share of children aged from 6 up to

18 years captured by additional general education programs of an IT-cube, %

Доля учителей в возрасте до 35 лет в структуре всех учителей общеобразовательных

организаций, % / Specific weight of number of teachers aged up to 35 years in the total

number of teachers of the general education organizations, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжительность здоровой жизни, лет / Healthy life expectancy, years

Число родившихся, чел. / Number been born, persons.

Износ жилищного фонда, % / Housing depreciation,%

Уровень газификации, % / Gasification level,%

Износ водопроводных сетей, % / Wear and tear of water supply networks,% Количество благоустроенных территорий, ед. / Number of well-planned territories, piece. Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог, % / Specific weight of the rural settlements having communication on roads with a hard coating with network of highways, % Источник: рассчитано авторами на основании источника [17]

По нашим расчетам возможность охвата школьников дистанционными образовательными технологиями, электронным обучением и сетевой формой, а также доля общеобразовательных организаций, на базе которых функционируют Центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», к 2035 г. должны достигнуть 100 %. Также планируются мероприятия, которые позволят существенно омолодить педагогический состав образовательных учреждений округа. В Стратегии уделено большое внимание также и мероприятиям, направленным на снижение износа жилищного фонда, водопроводных сетей, а также увеличению уровня газификации, количества благоустроенных территорий и улучшению состояния автомобильных дорог.

Реализация намеченных мероприятий позволит существенно увеличить приток инвестиций в основной капитал до 7,01 млн руб. в расчете на

1 чел., а также будет способствовать и развитию малого бизнеса в городском округе, что в конечном итоге приведет к увеличению количества рабочих мест и росту уровня благосостояния населения. В Стратегии уделено большое внимание и цифровой трансформации городского округа, в частности был предложен комплекс мероприятий, позволяющий получить 95 % населения доступ к широкополосному Интернету с пропускной способностью 100-500 Мбит/сек. Применительно к сельскохозяйственному производству были предложены такие необходимые мероприятия для городского округа, как строительство к 2035 г. трёх специализированных помещений для хранения сельскохозяйственной продукции, увеличение до 180 млн руб. к 2035 г. инвестиций в техническое перевооружение, а также обоснована необходимость процедуры вывода земель сельскохозяйственного назначения из частной собственности, которые не используются.

экономика и управление народным хозяйством]

Таблица 3. Основные целевые индикаторы развития экономики городского округа Воротынский Table 2. Main target indicators of economic development of Vorotynsky urban district

Показатель / Indicator

2025 г. / 2025 2030 г. / 2030 2035 г. 2035

500 550 600

6,07 6,31 7,01

1 2 3

290 320 450

390 420 440

85 90 95

1 2 3

1 2 2

150 170 180

21 30 32

1,0 5 2

Объем отгруженных товаров собственного производства по полному кругу организаций, млн руб. / It is shipped goods of own production on a cycle of the organizations, million rubles

Объём инвестиций в основной капитал субъектами малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 чел. населения, млн руб. / The volume of investments in fixed assets by small and medium-sized businesses per 1 people. of the population, million rubles

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в реестр социальных предпринимателей, ед. / The number of small and medium-sized businesses included in the register of social entrepreneurs, units

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел., ед. / Number of subjects of small and medium business per 10 thousand people, piece. Численность занятых в сфере малого и среднего

предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, чел. / Number of people employed in small and medium-sized businesses, including individual entrepreneurs,

Доступ населения к широкополосному Интернету с пропускной способностью 100-500 Мбит/сек., % / Access for the population to the broadband Internet with a capacity of 100-500 Mbit/sec., %

Строительство специализированных помещений для хранения сельскохозяйственной продукции, ед. / Construction of specialized rooms for storage of agricultural products, piece.

Создание перерабатывающих и сбытовых кооперативов, ед. / Creation of the overworking and marketing cooperatives, piece.

Объем инвестиций для обновления парка техники, для использования ресурсосберегающих технологий в инновационные технологические решения, млн руб. / The volume of investments to update the fleet of equipment, to use resource-saving technologies in innovative technological solutions, million rubles Площади, используемые под сельскохозяйственными культурами, тыс. га / Areas used for crops, thousand hectares

Вывод земель сельскохозяйственного назначения из частной собственности, которые не используются, тыс. га / Conclusion of the agricultural land from a private property which isn't used, thousand hectares Источник: рассчитано авторами на основании источника [17]

Обсуждение

Периодически должен осуществляться мониторинг реализации Стратегии развития городского округа Воротынский до 2035 г. с целью поддержания ее в актуальном состоянии. Полученные результаты мониторинга должны быть основой для принятия важных управленческих решений руководством муниципального образования, связанных с распределением финансовых ресурсов городского округа и актуализацией стратегических целей и мероприятий, направленных на ее достижение.

Непосредственно сам мониторинг должен способствовать решению таких задач, как:

- стимулирование к реализации обозначенных стратегических мероприятий;

- мониторинг текущего состояния показателей, отражающих уровень достижения стратегической цели, с последующей корректировкой мероприятий, направленных на ее достижение;

- анализ качества реализации стратегических мероприятий и сбор информации для их корректировки.

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagement-хжхжхжхжжх

Система отслеживания процесса реализации Стратегии развития городского округа Воротынский до 2035 г. должна включать в себя следующее:

- оперативное отслеживание текущего уровня индикаторов социально-экономического развития городского округа;

- анализ полученных результатов при реализации мероприятий, обозначенных в Стратегии развития городского округа;

- обеспечение информирования всей команды по реализации Стратегии развития городского округа Воротынский о ее промежуточных результатах;

- изучение общественного мнения о качестве и эффективности реализации мероприятий по достижению целевого состояния городского округа Воротынский.

Результаты мониторинга должны быть оформлены в единый отчет, в котором отмечены промежуточные результаты реализации мероприятий, обозначенных в Стратегии развития городского округа Воротынский, анализ актуальности этих мероприятий, ранжирование мероприятий по уровню приоритета, анализ исполнения бюджета реализации Стратегии и научно обоснованные рекоменда-

ции по внесению изменений в Стратегию и иные, связанные с ней административные документы городского округа.

Заключение

В результате на примере конкретного муниципального образования, в частности при разработке Стратегии развития городского округа Воротынский до 2035 г., была доказана эффективность программно-целевого планирования муниципального образования как инструмента устойчивого развития сельской территории. Разработанные в рамках Стратегии развития мероприятия позволят обеспечить устойчивое развитие данной территории. Апробированный процесс разработки Стратегии может использоваться в качестве типового и на других сельских территориях.

Автор обращает внимание на необходимость разработки плана реализации мероприятий, направленных на достижение целевых индикаторов социально-экономического развития городского округа Воротынский. Полученным в ходе программно-целевого планирования устойчивого развития сельских территорий индикаторам необходимо и разграничить зоны ответственности заинтересованных участников в их достижении.

Примечания:

1 Стратегия социально-экономического развития городского округа Воротынский Нижегородской области до 2035 года (дата обращения 10 июля 2022 г.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капустян Л. А., Сабына Е. Н., Деркач Н. О. К вопросу о роли стратегического планирования в социально-экономическом развитии муниципального образования // Экономика. Профессия. Бизнес. 2020. № 4. С. 54-60.

2. Абалкин Л. И. Стратегия социально-экономического развития России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 195. № 6. С. 79-93.

3. Адуков Р. Х., Адукова А. Н. Сельские территории: новые подходы к оценке потенциала и резервов развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 12. С. 10-14.

4. Коваленко Е. Г., Якимова О. Ю. Стратегическое управление устойчивым развитием муниципальных территорий // Вестник Екатерининского института. 2020. № 1 (49). С. 24-28.

5. Молчанов И. Н., Молчанова Н. П. Пространственное развитие России: управление сельскими территориями // Аграрный вестник Урала. 2020. № 2 (193). С. 78-88.

6. Проваленова Н. В. Роль и место жилищно-коммунальной сферы в социальной инфраструктуре сельских территорий // Наука и бизнес: пути развития. 2020. № 1 (103). С. 128-130.

7. Проваленова Н. В., Шамин А. Е. Цифровизация как инструмент развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Экономика и предпринимательство. 2019. № 10 (111). С. 1297-1303.

8. Стовба Е. В., Стовба А. В. Развитие сельских территорий в условиях формирования цифровой экономики // Вестник Академии управления и производства. 2021. № 2-3. С. 90-96.

9. Шамин А. Е., Черемухин А. Д. Некоторые особенности развития сельских территорий и борьбы с сельской бедностью // Никоновские чтения. 2020. № 25. С. 67-72.

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

10. Shamin A. E., Proskura D. V., Ganin D. V., Cheremuhin A. D., Kirpicheva O. A., Kaukova O. V., Ste-panov A. V. Identification of laws of reproduction in the organizations producing grain of the Nizhny Novgorod region of the Russian Federation depending on their size // Education Excellence and Innovation Management: A 2025 Vision to Sustain Economic Development during Global Challenges. Seville, Spain, 2020. С. 14979-14990.

11. Generalov I. G., Kuchin N. N., Suslov S. A., Ryabova I. V., Kurilova A. A. Assessment of regional grain farming development for sustainability // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. 2019. Т. 10. № 1. С. 223-231.

12. Generalov I., Suslov S., Bazhenov R., Sibiryaev A., Firsova E. Management system of grain production cluster of the region // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 32018.

13. Generalov I. G., Smirnov N. A., Suslov S. A. Development trends of grain market and its effect on the food secuirity of Russia // International conference on European science and technology. 2014. С. 148-152.

14. Чепурных Н. В., Мерзлов А. В. Социально-экономические факторы развития сельских территорий // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2017. № 4. С. 92-101.

15. Тимофеева Н. С. Стратегическое планирование устойчивого развития сельских территорий региона // Управление устойчивым развитием. 2020. № 3 (28). С. 78-84.

16. Литвинов А. О. Правовые основания использования программно-целевого подхода в управлении социально-экономическим развитием муниципальных образований // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2017. № 2. С. 36-40.

17. Стратегия социально-экономического развития городского округа Воротынский Нижегородской области до 2035 года. Княгинино. 2022.

18. Плахова Л. В. Оценка социально-экономического развития муниципальных образований в системе стратегического планирования // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2022. № 15. С. 19-23.

Дата поступления статьи в редакцию 26.05.2022, одобрена после рецензирования 27.06.2022;

принята к публикации 29.06.2022.

Информация об авторах: А. С. Солдатов - старший преподаватель кафедры «Сервис», Spin-код: 2469-5458.

REFERENCES

1. Kapustyan L. A., Sabyna E. N., Derkach N. O. K voprosu o roli strategicheskogo planirovaniya v social'no-ekonomicheskom razvitii municipal'nogo obrazovaniya [To a question of a role of strategic planning in social and economic development of the municipal unit], Ekonomika. Professiya. Biznes [Economy. Profession. Business], 2020, No. 4, pp. 54-60.

2. Abalkin L. I. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Strategy of social and economic development of Russia], Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific works of Free economic society of Russia], 2015, T. 195, No. 6, pp. 79-93.

3. Adukov R. H., Adukova A. N. Sel'skie territorii: novye podhody k ocenke potenciala i rezervov razvitiya [Rural territories: new approaches to assessment of potential and reserves of development], Ekonomika sel'sko-hozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economy of agricultural and processing enterprises], 2018, No. 12, pp. 10-14.

4. Kovalenko E. G., Yakimova O. Yu. Strategicheskoe upravlenie ustojchivym razvitiem municipal'nyh territory [Strategic management of sustainable development of municipal territories], Vestnik Ekaterininskogo instituta [Bulletin of Ekaterina's institute], 2020, No. 1 (49), pp. 24-28.

5. Molchanov I. N., Molchanova N. P. Prostranstvennoe razvitie Rossii: upravlenie sel'skimi territoriyami [Spatial development of Russia: management of rural territories], Agrarnyj vestnik Urala [Agrarian bulletin of the Urals], 2020, No. 2 (193), pp. 78-88.

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш

6. Provalenova N. V. Rol' i mesto zhilishchno-kommunal'noj sfery v social'noj infrastrukture sel'skih territory [The role and place of the housing and communal sphere in the social infrastructure of rural areas], Nauka i biznes: puti razvitiya [Science and business: ways of development], 2020, No. 1 (103), pp. 128-130.

7. Provalenova N. V., Shamin A. E. Cifrovizaciya kak instrument razvitiya social'noj infrastruktury sel'skih territory [Digitalization as a tool for the development of the social infrastructure of rural areas], Ekonomika i predprini-matel'stvo [Economy and entrepreneurship], 2019, No. 10 (111), pp. 1297-1303.

8. Stovba E. V., Stovba A. V. Razvitie sel'skih territorij v usloviyah formirovaniya cifrovoj ekonomiki [Development of rural areas in the conditions of the formation of a digital economy], Vestnik Akademii upravleniya i pro-izvodstva [Bulletin of the Academy of Management and Production], 2021, No. 2-3, pp. 90-96.

9. Shamin A. E., Cheremuhin A. D. Nekotorye osobennosti razvitiya sel'skih territorij i bor'by s sel'skoj bed-nost'yu [Some features of the development of rural areas and the fight against rural poverty], Nikonovskie chteniya [Nikon readings], 2020, No. 25, pp. 67-72.

10. Shamin A. E., Proskura D. V., Ganin D. V., Cheremuhin A. D., Kirpicheva O. A., Kaukova O. V., Stepanov A. V. Identification of laws of reproduction in the organizations producing grain of the Nizhny Novgorod region of the Russian Federation depending on their size, Education Excellence and Innovation Management: A 2025 Vision to Sustain Economic Development during Global Challenges. Seville, Spain, 2020, pp. 14979-14990.

11. Generalov I. G., Kuchin N. N., Suslov S. A., Ryabova I. V., Kurilova A. A. Assessment of regional grain farming development for sustainability, International Journal of Advanced Biotechnology and Research, 2019, Vol. 10, No. 1, pp. 223-231.

12. Generalov I., Suslov S., Bazhenov R., Sibiryaev A., Firsova E. Management system of grain production cluster of the region, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations, 2020, pp. 32018.

13. Generalov I. G., Smirnov N. A., Suslov S. A. Development trends of grain market and its effect on the food secuirity of Russia, International conference on European science and technology, 2014, pp. 148-152.

14. Chepurnyh N. V., Merzlov A. V. Social'no-ekonomicheskie faktory razvitiya sel'skih territorij [Socioeconomic factors of rural development], Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskij menedzhment [Scientific Journal of NIU ITMO. Series: Economics and Environmental Management], 2017, No. 4, pp. 92-101.

15. Timofeeva N. S. Strategicheskoe planirovanie ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij regiona [Strategic Planning for Sustainable Development of Rural Areas of the Region], Upravlenie ustojchivym razvitiem [Sustainable Development Management], 2020, No. 3 (28), pp. 78-84.

16. Litvinov A. O. Pravovye osnovaniya ispol'zovaniya programmno-celevogo podhoda v upravlenii social'no-ekonomicheskim razvitiem municipal'nyh obrazovanij [Legal grounds for using a software-targeted approach in managing the socio-economic development of municipalities], Vestnik Voronezhskogo instituta ekonomiki i social'nogo upravleniya [Bulletin of the Voronezh Institute of Economics and Social Management], 2017, No. 2, pp. 36-40.

17. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya gorodskogo okruga Vorotynskij Nizhegorodskoj oblasti do 2035 goda [Strategy for the socio-economic development of the Vorotynsky urban district of the Nizhny Novgorod region until 2035], Knyaginino, 2022.

18. Plahova L. V. Ocenka social'no-ekonomicheskogo razvitiya municipal'nyh obrazovanij v sisteme strate-gicheskogo planirovaniya [Assessment of the socio-economic development of municipalities in the strategic planning system], Obrazovanie i nauka bez granic: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya [Education and science without borders: fundamental and applied research], 2022, No. 15, pp. 19-23.

The article was submitted 26.05.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 29.06.2022.

Information about the authors: A. S. Soldatov - senior lecturer of the chair «Service», Spin-code: 2469-5458.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.