Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агибалов А. В.

Представлены результаты исследования действующих в настоящее время подходов к стратегическому планированию развития сельских территорий. Рассмотрена нормативно-правовая база стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий с позиций обеспечения методологических положений этого процесса и с преобладанием вектора качественно-количественного развития. Автором проводится оценка ориентированности документов стратегического планирования на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, выявляются особенности управления ими. Обосновывается применение нормативно-правовых, социально-экономических и эколого-институциональных методов исследования. В рамках исследования сформулированы этапы стратегического планирования, среди которых выделено обоснование стратегических ориентиров развития, реализация управленческих решений, контроль за выполнением системы планов, прогнозов, программ. Проведен анализ структуры Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2035 г., выявлены этапы достижения ее целей. В статье обоснован механизм стратегического развития муниципального образования, блоки его организации: информационное обеспечение оценки развития муниципалитета, совокупность решений по поддержке или достижению целевого уровня развития, инструменты корректировки стратегии, оценку достигнутых статистических параметров. Приводится анализ и группировка подходов к управлению устойчивым развитием сельских территорий, их преимущества и недостатки. На основе обобщения предлагается концепция экономико-социо-экологической стратегии устойчивого развития сельских территорий. В рамках предлагаемого подхода сельские территории рассматриваются как экономическая система, имеющая в своей основе взаимодействие следующих подсистем: сельского предпринимательства; государственной и муниципальной власти; социальная подсистема; информационно-цифровая подсистема. Автор среди факторов, способных обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, выделяет потенциал сельского населения, цифровое развитие, инклюзивность принимаемых управленческих решений, комфортность социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агибалов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF A STRATEGY FOR SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT

The results of a study of currently existing approaches to strategic planning of rural development are presented. The regulatory and legal framework of strategic planning of sustainable development of rural areas is considered from the standpoint of ensuring the methodological provisions of this process and with the predominance of the vector of qualitative and quantitative development. The author evaluates the orientation of strategic planning documents to ensure the sustainable development of rural areas, identifies the features of their management. The application of normative-legal, socio-economic and ecological-institutional research methods is substantiated. Within the framework of the study, the stages of strategic planning are formulated, among which the justification of strategic development guidelines, the implementation of management decisions, control over the implementation of the system of plans, forecasts, programs are highlighted. The analysis of the structure of the Strategy of socio-economic development of the Voronezh region until 2035 is carried out, the stages of achieving its goals are identified. The article substantiates the mechanism of the strategic development of the municipality, the blocks of its organization: information support for the assessment of the development of the municipality, a set of decisions to support or achieve the target level of development, strategy adjustment tools, evaluation of the achieved statistical parameters. The analysis and grouping of approaches to the management of sustainable development of rural areas, their advantages and disadvantages are given. Based on the generalization, the concept of an economic, socio-ecological strategy for sustainable rural development is proposed. Within the framework of the proposed approach, rural territories are considered as an economic system based on the interaction of the following subsystems: rural entrepreneurship; state and municipal authorities; social subsystem; information and digital subsystem. The author highlights the potential of the rural population, digital development, inclusiveness of management decisions, comfort of the social environment among the factors that can ensure sustainable development of rural areas.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 338.43

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

АГИБАЛОВ А.В.,

кандидат экономических наук, доцент, врио ректора Воронежского государственного аграрного университета им. Императора Петра I, [email protected], телефон: 8 473 253-86-78 доб. 1136.

Реферат. Представлены результаты исследования действующих в настоящее время подходов к стратегическому планированию развития сельских территорий. Рассмотрена нормативно-правовая база стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий с позиций обеспечения методологических положений этого процесса и с преобладанием вектора качественно-количественного развития. Автором проводится оценка ориентированности документов стратегического планирования на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, выявляются особенности управления ими. Обосновывается применение нормативно-правовых, социально-экономических и эколого-институциональных методов исследования. В рамках исследования сформулированы этапы стратегического планирования, среди которых выделено обоснование стратегических ориентиров развития, реализация управленческих решений, контроль за выполнением системы планов, прогнозов, программ. Проведен анализ структуры Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2035 г., выявлены этапы достижения ее целей. В статье обоснован механизм стратегического развития муниципального образования, блоки его организации: информационное обеспечение оценки развития муниципалитета, совокупность решений по поддержке или достижению целевого уровня развития, инструменты корректировки стратегии, оценку достигнутых статистических параметров. Приводится анализ и группировка подходов к управлению устойчивым развитием сельских территорий, их преимущества и недостатки. На основе обобщения предлагается концепция эко-номико-социо-экологической стратегии устойчивого развития сельских территорий. В рамках предлагаемого подхода сельские территории рассматриваются как экономическая система, имеющая в своей основе взаимодействие следующих подсистем: сельского предпринимательства; государственной и муниципальной власти; социальная подсистема; информационно-цифровая подсистема. Автор среди факторов, способных обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, выделяет потенциал сельского населения, цифровое развитие, инклюзивность принимаемых управленческих решений, комфортность социальной среды.

Ключевые слова: сельские территории, стратегическое планирование, концептуальный подход, устойчивое развитие.

CONCEPTUAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF A STRATEGY FOR SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT

AGIBALOV AV.,

Candidate of Economics, Associate Professor, Acting Rector of Voronezh State agricultural University. Emperor Peter I, [email protected], phone: 8 473 253-86-78 ext. 1136

Essay. The results of a study of currently existing approaches to strategic planning of rural development are presented. The regulatory and legal framework of strategic planning of sustainable development of rural areas is considered from the standpoint of ensuring the methodological provisions of this process and with the predominance of the vector of qualitative and quantitative development. The author evaluates the orientation of strategic planning documents to ensure the sustainable development of rural areas, identifies the features of their management. The application of normative-legal, socioeconomic and ecological-institutional research methods is substantiated. Within the framework of the study, the stages of strategic planning are formulated, among which the justification of strategic development guidelines, the implementation of management decisions, control over the implementation of the system of plans, forecasts, programs are highlighted. The analysis of the structure of the Strategy of socio-economic development of the Voronezh region until 2035 is carried out, the stages of achiev-

ing its goals are identified. The article substantiates the mechanism of the strategic development of the municipality, the blocks of its organization: information support for the assessment of the development of the municipality, a set of decisions to support or achieve the target level of development, strategy adjustment tools, evaluation of the achieved statistical parameters. The analysis and grouping of approaches to the management of sustainable development of rural areas, their advantages and disadvantages are given. Based on the generalization, the concept of an economic, socio-ecological strategy for sustainable rural development is proposed. Within the framework of the proposed approach, rural territories are considered as an economic system based on the interaction of the following subsystems: rural entrepreneurship; state and municipal authorities; social subsystem; information and digital subsystem. The author highlights the potential of the rural population, digital development, inclusiveness of management decisions, comfort of the social environment among the factors that can ensure sustainable development of rural areas.

Keywords: rural areas, strategic planning, conceptual approach, sustainable development.

Введение. Разработка стратегии устойчивого развития любого объекта предполагает несколько взаимоувязанных целеполаганий субъекта планово-прогностической деятельности:

- определение долгосрочных и среднесрочных целей объекта стратегии;

- формирование целей деятельности субъекта управления развитием;

- взаимопонимание всеми стейкхолдерами векторов, способов, количественных параметров развития.

Цель данной работы заключается в формировании концептуального подхода к разработке стратегии устойчивого развития сельских территорий на основе ее социально-экономи-ческих, экологических, институциональных характеристик, с учетом особенностей села, применяя новые методы управления его развитием.

Материалы и методы исследования. В работе был применен широкий арсенал методов научного познания: обобщения и синтеза, научной абстракции, нормативно-правовой и статистический, дедукции и индукции и другие. На основе использования нормативно-правового и статистического метода удалось выявить ориентированность документов стратегического планирования на устойчивое развитие сельских территорий. Применение метода обобщения и синтеза позволило сформулировать подходы к управлению устойчивым развитием сельских территорий, выявить их положительные и отрицательные характеристики, на этой основе сформулировать концептуальный подход к разработке стратегии устойчивого развития сельских территорий.

Основные результаты исследования. Проведенный анализ «Стратегии развития сельских территорий до 2030 года» позволил выделить ключевые целевые параметры, которые предопределяют количественное выражение их функционирования:

1. Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции;

2. Повышение эффективности сельского хозяйства;

3. Достижение полной занятости сельского населения;

4. Рациональное использование земель;

5. Рост уровня жизни сельского населения [8].

На наш взгляд, в представленных целях

больше предусматриваются экономическое и социальное развитие сельских территорий. Поэтому разрабатываемые стратегии устойчивого развития сельских территорий необходимо дополнить следующими целями:

- обеспечение экологической безопасности сельских территорий;

- совершенствование деятельности социально-экономических институтов, обеспечивающих устойчивое развитие сельских территорий.

В процессе исследования установлено, что развитие сельских территорий в стране регулируется целым рядом нормативно-правовых документов для регионального уровня (рисунок 1).

При этом совокупность законодательных актов целесообразно разбить на документы с преобладанием в них методологических положений по стратегическому планированию развития сельских территорий (базисный уровень) и документы, включающие непосредственно вектор качественно-количественного развития в системе цифровых показателей (практический уровень).

В представленной схеме отдельно выделены федеральный и областной законы о стратегическом планировании, поскольку содержательно они не включают устойчивое развитие сельских территорий. Однако они раскрывают методологические основы разработки стратегических ориентиров развития объектов в территориально-отраслевом разрезе [2, 3, 6, 7, 8].

Количество упоминаний категории «сельские территории», как нам кажется, позволяет оценить ориентированность того или иного законо-

дательного акта на совершенствование социально-экономических, экологических и институциональных аспектов сельской жизни.

Представленные на схеме документы стратегического планирования отвечают требованиям, предъявляемым к любого рода стратегиям. Они формулируют миссию объекта, отражают его систему внешнего и внутреннего позиционирования, показывают алгоритм действий при влиянии внутренних и внешних факторов, достаточно четко обозначают направление деятельности федеральных, региональных и местных властей, а также предлагают инструменты для достижения поставленных целей и задач, соотносимых с разработанной миссией.

Исходя из административно-территориального деления, особенностей бюджетного процесса, генезиса социально-экономического развития, сельские территории не выделены в существующей системе стратегического планирования в качестве полноценного объекта управления. Это требует проведения научных исследований в данном направлении не только нормативно-

правового, но и социально-экономи-ческого и эколого-институционального характера.

Укрупнено процесс стратегического планирования развития сельских территорий может включать три этапа:

1. Обоснование стратегических ориентиров, то есть принятие управленческих решений о целях сельских территорий и способах, и приемах их осуществления. Результатом данного этапа стратегического планирования будет система планов, прогнозов, программ и стратегий их развития.

2. Реализация системы управленческих решений. Результатом этого этапа управленческой деятельности будут конкретные реальные показатели развития сельских территорий.

3. Контроль выполнения системы планов, прогнозов, программ и стратегий развития сельских территорий путем его организации и сравнения достигнутых фактических показателей с планово-прогнозируемыми и корректировка стратегических целей.

Рисунок 1 - Документы стратегического планирования развития сельских территорий (на примере Воронежской области

Источник: разработано автором

Каждый из перечисленных этапов содержит в себе точки роста и различного вида риски, работая с которыми и будет достигаться заложенное в стратегических ориентирах. Именно потому, что сельские территории, как объект стратегического планирования, достаточно специфичны и в наличии резервов роста, и в перечне угроз, важно сформировать подходы к разработке стратегий устойчивого развития сельских территорий.

Проведенный анализ Стратегий социально-экономического развития муниципальных районов на период до 2035 г. Воронежской области показывает, что их практическое осуществление предполагает формирование и функционирование механизма достижения целей и определение этапов реализации.

Первый охватывает период до 2024 г. На данном этапе приоритетная стратегическая цель состоит в формировании траектории роста. Финансовое обеспечение достижения целевых показателей этого этапа будет идти за счёт средств муниципального бюджета и инвесторов, а также за счёт участия в федеральных и областных программах.

Второй этап реализации включает период 2024-2030 гг. и направлен на закрепление намеченных тенденций динамики. Рост доходов населения позволит повысить спектр услуг и расширить его рынок на уровне районов. При этом финансовое обеспечение достижения данной цели будет идти как за счёт средств муниципальных бюджетов, так и за счёт участия в федеральных и областных программах.

Третий этап - период 2030-2035 гг. Приоритетной целью становится сохранение и бережное использование водных, лесных, земельных и человеческих ресурсов районов. Здесь предполагается получение отдачи от реализации первых двух этапов.

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные районы, является отсутствие эффективного механизма стратегического развития, в котором была бы определена его структура и алгоритм последовательности действий. При этом построение механизма следует реализовать на основе сценарного стратегического развития.

Механизм стратегического развития должен помочь в определении уровня достижения целевых ориентиров муниципального района. Это, в свою очередь, позволит выявлять текущие недостатки или же их отсутствие, что будет способствовать разработке мероприятий по достижению наиболее предпочтительного

уровня развития или поддержанию его достигнутого состояния.

Любой муниципалитет управляет своими ресурсами и реализует имеющийся потенциал, но происходит это всегда под воздействием определенного административного механизма, то есть системы организации и управления объектами муниципального хозяйства административными методами и рычагами.

На наш взгляд, механизм стратегического развития муниципалитета должен иметь в своем составе следующие основные блоки:

- информационное обеспечение процесса оценки развития муниципального района, представленное службами, отслеживающими состояние показателей его социально-экономического развития; повышение качества предоставления муниципальных услуг в электронном виде;

- принятие решений по поддержке выявленного уровня развития или же достижению характеристик целевых стратегических ориентиров;

- реализацию инструментария корректировки стратегии развития с целью достижения целевых показателей (административного механизма);

- оценку достигнутых стратегических параметров.

Действие механизма стратегического развития должно осуществляться на непрерывной основе: получая результаты его функционирования развития, следует вновь вернуться к информационной основе. В первую очередь, правильность этого процесса обусловлена непрерывностью информационного потока, который призывает к его непрерывному и стадийному анализу. Следовательно, основной точкой контроля являются сформированные показатели сценарного стратегического развития муниципалитета.

Механизм реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района подразумевает взаимодействие органонов власти различного уровня, требует создания и совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечивающей, с одной стороны, формирование Стратегии, а с другой -влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.

Как известно, отношения бюджетов различных уровней имеют законодательное закрепление и регулируются Бюджетным кодексом РФ и другими актами. В соответствии с этим бюджетный механизм позволяет муниципальному району использовать бюджетные

источники местного, регионального и федерального уровней. Финансирование проектов Стратегии реализуется через расходы бюджета муниципалитета и включает средства, аккумулированные бюджетным механизмом посредством участия в федеральных и областных программах и целевых проектах, а также привлечением внешних источников и средств инвесторов, в частности:

- федеральный бюджет - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, утвержденного федеральным бюджетом на соответствующий год;

- областной бюджет - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, утвержденного областным бюджетом на соответствующий год, а также средств, передаваемых муниципальному образованию на реализацию отдельных государственных полномочий;

- местный бюджет - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, утвержденного местным бюджетом на соответствующий год, а также за счёт привлечения средств бюджетов сельских поселений на очередной финансовый период;

- внебюджетные средства (собственные ресурсы предприятий, привлеченные и заемные средства, средства инвесторов и населения) [1].

Существование городских поселений внутри некоторых муниципальных районов не позволяет отождествлять сельские территории с границами муниципалитетов. Однако без использования бюджетного механизма невозможно какое-либо развитие территорий в РФ, а этот механизм в свою очередь выстроен на жестком административно-территориальном делении.

В настоящее время существует множество подходов к управлению устойчивым развитием сельских территорий, которые можно сгруппировать в 3 группы:

1. Территориально-отраслевой, в его основе лежит понимание сельской территории как сложной системы, балансируя которую можно достигать перманентного развития, сглаживания ограничивающих факторов, реализации потенциала села [4];

2. Программно-целевой получил широкое распространение в нашей стране, опираясь на бюджетное финансирование, государством и местными органами власти разрабатываются и реализуются программы развития сельских территорий с определенными количественными показателями, сроками реализации и ответственными за результат.

3. Проектный подход, вобрав в себя положительные стороны программно-целевого подхода, развивает его, детализируя государственную программу на основе реализуемого проекта, убирая, таким образом, межведомственные барьеры в бюджетном финансировании [9].

Изучив и обобщив работы экономистов, мы предлагаем сравнить характеристики изучаемых подходов, принципы их формирования, положительные и отрицательные стороны реализации того или иного способа управления устойчивым развитием сельских территорий (таблица 1).

Остановимся подробнее на преимуществах и недостатках каждого подхода для того, чтобы выработать понимание направлений совершенствования управления развитием сельских территорий.

К преимуществам территориально-отраслевого подхода следует отнести:

- инклюзивный характер разработки нормативно-правовых актов с привлечением в дискуссию как можно большего числа жителей территории, гарантирует включение в итоговую версию документа консенсусного понимания перспектив, направлений и угроз устойчивому развитию сельских территорий;

- комплексность в достижении поставленных задач - территориально-отраслевой подход основан на целенаправленном влиянии органов власти на социально-экономические, экологические и институциональные аспекты существования сельских территорий;

- гибкость, адаптивность. Сложные панде-мийные 2019-2021 гг. показали, что, несмотря на глубокую проработку рисков устойчивого развития сельских территорий, на работу, проведенную в предшествующие периоды, существуют и в любой момент могут реализоваться внешние факторы, предвидеть которые невозможно, но несущие в себе необходимость кардинального пересмотра всего механизма управления устойчивым развитием сельских территорий. Предусмотренные корректировки разработанных стратегических документов позволяют, не нарушая принципов формирования их, вносить в них изменения;

- опора на существующие механизмы управления - в условиях кадрового дефицита, меньшего интеллектуального потенциала сельских территорий отсутствие необходимости внедрения новых механизмов управления, использование существующих моделей позволяют минимизировать ошибки, негативно

влияющие на устойчивость развития сельских территорий;

- отсутствие адекватных методик оценки эффективности мероприятий. В научной среде продолжаются дискуссии по этому вопросу. Как определить адекватность целевого показателя, заложено ли в нем популистское завышение или прагматическое, не амбициозное занижение его требуемых значений? Как измерить экономический эффект от реализуемого документа? Как сопоставить фактические затраты с альтернативными издержками мероприятия;

- необходимость постоянной работы над документом нарушает принцип его формирования и долгосрочный характер;

- высокие альтернативные издержки развития. Территориально-отраслевой подход, как уже отмечалось ранее, направлен на развитие всех аспектов функционирования сельских территорий, однако в таком случае невозможно добиться высоких темпов опережающего развития, основой которого является дисбаланс (преобладание совершенствования экономики села над его социальной, экологической сферами).

Таблица 1 - Характеристика подходов к управлению устойчивым развитием сельских территорий

Характеристика Методологические подходы к управлению устойчивым развитием сельских территорий

Территориально-отраслевой Программно-целевой Проектный

Принципы Открытости

Системности

Целевой характер

Достижение качественных показателей наряду с количественными Ориентация на количественный результат

Преимущественно бюджетный характер фин ан сиров ання Инклюзивное фин ан сиров анне

Иерархичности Межв едомств енн ости

Преимущества Инклюзивный характер разработки нормативно-правовых актов Индикативнин характер

Комплексность в достижении поставленных задач Концентрация ресурсов

Гибкость, адаптивность Использование прозрачных методов финансирования

Опора на существующие механизмы управления IIсп ольз ов анн е межв едомств енных способов фин ан сиров ання

Инклюзивный характер реализации мероприятии

Недостатки Труднореалнзуемость Использование для решения текущих, а не перспективных, глубинных проблем

Отсутствие адекватных методик оценки эффективности мероприятий

Неооходнмость перманентных корректировок Недостаточная оперативность

Потребность количественного выражения качественных изменений Не адаптивность

Высокие альтернативные издержки развития

Несоответствие затраченных ресурсов н социальной значимости мероприятий

Документы, в рамках которых реализуется подход Стратегия социально-экономического развития муниципального района Комплексная программа развития сельских территорий Национальный проект развития сельского хозяйства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: разработано автором

Преимущества программно-целевого подхода к управлению устойчивым развитием сельских территорий:

- индикативный характер - каждая задача конкретизируется набором показателей, сроков ее достижения и целевых значений, что в очень большой степени облегчает контроль за реализацией программы;

- концентрация ресурсов - сосредоточение внимания органов государственной власти и местного самоуправления на конкретной проблеме развития сельских территорий позволяет финансировать ее решение без лишних административных барьеров, целиком и полностью;

- использование прозрачных методов финансирования - перевод бюджетной сферы на принципы программно-целевого планирования и исполнения бюджета сформировал систему понятных отношений между участниками бюджетного процесса, финансирование устойчивого развития сельского хозяйства в этой связи не является исключением.

Рисунок 2 - Концепция экономико-социо-экологической стратегии устойчивого развития сельских территорий

Недостатки программно-целевого подхода:

- бюджетное финансирование ограничено рамками текущего и 3 плановых периодов, таким образом, оно в своей основе призвано решать текущие задачи, а не ориентироваться на перспективу;

- недостаточная оперативность и не адаптивность - несмотря на более короткий срок реализации, именно программно-целевые документы подвержены влиянию внешних факторов, ставящих под вопрос их выполнение. К таким факторам относятся: пандемия, геополитические потрясения, финансовые кризисы и пр.

Проектный подход является логическим продолжением программно-целевого, а значит он вобрал в себя все его достоинства и недостатки. Однако реализация проектов, как способа устойчивого развития территории, имеет и свои специфические преимущества:

- использование межведомственных способов управления и финансирования - проектный подход основан на ответственности определенных подразделений и ведомств за конечный результат, что улучшает контроль выполнения мероприятий. Проект реализует-

ся, как правило, множеством субъектов государственной власти и местного самоуправления, отвечающих за свой участок общей работы, что улучшает экспертность, возможности финансирования, комплексность в решении поставленных задач;

- инклюзивный характер реализации мероприятий заключается в подключении к работе над выполнением поставленных целей и задач в проекте максимального числа жителей сельской территории не только на этапе разработки, но и финансирования, реализации и контроля за выполнением проекта.

Исходя из проведенного анализа существующих подходов к управлению устойчивым развитием, мы предлагаем концепцию эконо-мико-социо-экологической стратегии устойчивого развития сельских территорий. В основу концепции заложены преимущества исследуемых территориально-отраслевого, программно-целевого и проектного подходов к функционированию села.

Сельские территории, как экономическая система, в своей основе имеет взаимодействие ряда подсистем (рисунок 2):

- подсистема сельского предпринимательства;

- подсистема государственной и муниципальной власти;

- социальная подсистема;

- информационно-цифровая подсистема. Подсистема сельского предпринимательства включает в себя не только сельскохозяйственные предприятия, промышленные предприятия, расположенные на сельских территориях, но и сферу услуг, личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства, а также необходимую инфраструктуру.

Основополагающим элементом среды сельского предпринимательства являются сельское население как в качестве наемных работников, так и в роли предпринимателей. В настоящее время особенно важной для развития предпринимательства на селе становятся потенциал цифрового развития территории и его реализация. Точное земледелие, обработка больших данных, умное животноводство кардинально меняют развитие отрасли сельского хозяйства. В связи с этим особенно важно обеспечить функционирующую цифровую инфраструктуру на селе.

Государственные и муниципальные органы власти должны создавать условия реализации заложенного в сельских территориях потенциала. Инклюзивный характер принимаемых решений, новые методы принятия решений, использование новых механизмов финансирования обеспечат устойчивое социально-экономическое развитие села в современных реалиях.

Социальная среда является важным фактором устойчивого социально-экономического развития сельской территории. В условиях оттока молодежи, формирующегося кадрового дефицита привлекательность той или иной

территории для жизни является ключевым фактором ее развития. Создание благоприятных условий для жизни позволит получить наибольший эффект от цифровизации сельского предпринимательства.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема устойчивого развития сельских территорий остается актуальной и нерешенной. Существующие подходы к управлению их развития имеют в своей основе наряду с существенными положительными характеристиками, набор недостатков, являющимися сдерживающими факторами преобразований на селе.

Предлагаемая нами концепция экономико-социо-экологической стратегии устойчивого развития сельских территорий основана на современных тенденциях в сфере управления и сбирает в себя положительные стороны изученных подходов, попутно нивелируя негативное влияние применяемых ранее методов. Рассматривая сельские территории как социально-экономическую систему необходимо понимать ее особенности, структуру и механизмы воздействия на ее подсистемы. В конечном итоге от качества взаимодействия подсистем зависит и качество устойчивого развития сельских территорий

Каждая из подсистем выполняет свои собственные функции, но при этом участвует во взаимодействии с остальными сферами, и как результат формируется синергетический эффект их взаимодействия. В современной практике платформой реализации взаимодействия всех элементов будет выступать цифровая инфраструктура, именно через нее предполагаются как контроль показателей, так и обмен данными.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021): [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru

2. Закон Воронежской области от 20.12.2018 № 168-ОЗ «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года» (в ред. Закона Воронежской области от 23.12.2019 № 165-ОЗ): [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru

3. Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р.: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru

4. Меренкова И. Н. Политика сельского развития: проблемы и пути решения // Теория и практика инновационных технологий в АПК: материалы национальной научно-практической конференции, Воронеж, 10 марта - 23 2020 года. - Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2020. - С. 252-257

5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ.: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru

6. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года»: Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598.: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696.: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru

8. Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151 -р.: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru

9. Терновых К.С., Агибалов А.В., Маркова А.Л. К вопросу о механизме институционального развития сельских территорий // Вестник аграрной науки. - 2017. - № 6(69). - С. 171-179.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Byudzhetny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 N 145-FZ (red. ot 29.11.2021): [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://www.consultant.ru

2. Zakon Voronezhskoj oblasti ot 20.12.2018 № 168-OZ «O strategii social'no-e'konomicheskogo razvitiya Voronezhskoj oblasti na period do 2035 goda» (v red. Zakona Voronezhskoj oblasti ot 23.12.2019 № 165-OZ): [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://economy.gov.ru

3. Koncepciya ustojchivogo razvitiya sel'skix territorij RF na period do 2020 goda: Ras-poryazhenie Pravitel'stva RF ot 30.11.2010 № 2136-r.: [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://www.consultant.ru

4. Merenkova I. N. Politika sel'skogo razvitiya: problemy' i puti resheniya // Teoriya i praktika innovacionny'x texnologij v APK: materialy' nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Voronezh, 10 marta - 23 2020 goda. - Voronezh: Voronezhskij gosudarstvenny'j agrarny'j universitet im. Imperatora Petra I, 2020. - S. 252-257

5. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'ny'j zakon ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ.: [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://www.consultant.ru

6. O federal'noj celevoj programme «Ustojchivoe razvitie sel'skix territorij na 2014-2017 gody' i na period do 2020 goda»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 iyulya 2013 g. № 598.: [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://www.consultant.ru.

7. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Rossijskoj Federacii «Kompleksnoe razvitie sel'skix territorij» i o vnesenii izmenenij v nekotory'e akty' Pravitel'stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 maya 2019 g. № 696.: [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://www.consultant.ru

8. Strategiya ustojchivogo razvitiya sel'skix territorij RF na period do 2030 goda: Ras-poryazhenie Pravitel'stva RF ot 02.02.2015 № 151-r.: [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://www.consultant.ru

9. Ternovy'x K.S., Agibalov A.V., Markova A.L. K voprosu o mexanizme institucional'nogo razvitiya sel'skix territorij // Vestnik agrarnoj nauki. - 2017. - № 6(69). - S. 171-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.