Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина А.А., Зверева Т.С.

В качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. В современных реалиях педагогу мало быть теоретически и методически подкованным. Он должен с успехом переходить в «инновационный режим».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TEACHER

As the main task of the school, the task of organizing an educational environment that contributes to the development of the student's personality is put forward. The solution to this problem directly depends on the professional competence of the teaching staff. In modern realities, it is not enough for a teacher to be theoretically and methodologically grounded. He must successfully switch to the "innovation mode".

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ»

УДК 373.1

Бородина А.А. студент Зверева Т. С. студент

факультет «Физико-математический» Воронежский государственный педагогический университет

г. Воронеж

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ

Аннотация: В качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. В современных реалиях педагогу мало быть теоретически и методически подкованным. Он должен с успехом переходить в «инновационный режим».

Ключевые слова: педагог, компетенция, современный учитель, профессионализм, инновации в образовании.

Borodina A.A. student Zvereva T.S. student

faculty of Physics and mathematics» Voronezh state pedagogical University

Voronezh

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TEACHER

Abstract: As the main task of the school, the task of organizing an educational environment that contributes to the development of the student's personality is put forward. The solution to this problem directly depends on the professional competence of the teaching staff. In modern realities, it is not enough for a teacher to be theoretically and methodologically grounded. He must successfully switch to the "innovation mode".

Keywords: educator, competence, modern teacher, professionalism, innovation in education.

Педагог - ключевая фигура в развитии образования в стране, при чем на любых уровнях образования - от начальных классов школы до магистров высших учебных заведений. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться [1]. И это именно так.

В современном мире и даже в современной России «умение учить» не стоит на месте. Появляющиеся и постоянно обновляющиеся образовательные стандарты, ФГОС, внедрение новых современных технологий, - это лишь малая часть вещей, которые модернизируют и упрощают обучение.

Карантин показал, что дистанционное обучение «имеет место быть» не только при наличии соответствующей техники, но также и при наличии умеющего ей пользоваться педагогического состава (в школах и не только). Отсюда «умения учить» перетекает плавно в «умение учиться». Учиться пользоваться на достаточном уровне всеми базовыми технологиями, используемыми в массовой практике. Это не зависит от предмета, уровня учебного заведения и количества преподавателей. Зависит лишь от того, насколько компетентны учителя.

Тут встает вопрос о разнице поколений. Современному, молодому преподавателю (а молодой теперь значит до 35 лет) не составляет большого труда в освоении, а порой оно и не нужно, новых технологий, используемых в учебной практике. Чего нельзя сказать о педагогах старше. С каждым годом всё сложнее уловить бесконечно быстро развивающиеся технологии, и мало того уловить, нужно научится ими пользоваться. В процессе обучения во многих учебных заведениях столкнулись с проблемой некомпетентности не только преподавателей, но даже профессоров в использовании современных технологий. Именно поэтому крайне важно уметь пользоваться всеми базовыми технологиями, используемыми в массовой практике в избранной предметной и профессиональной деятельности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм [3]. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно -воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Существует несколько путей решения данной проблемы. Первый -самообразование педагога. Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий [2]. Научить может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. Поэтому при внедрении инноваций крайне важно уметь отдыхать и самосовершенствоваться, ведь даже самый обычный звонок через «Zoom» родственникам является шагом к освоению технологий.

Второй - взаимообучаемость в коллективе. Тут всё просто -преподаватель старше может дать огромную теоретическую и практическую базу молодому, только пришедшему работать учителю, а тот, в свою очередь помочь старшему поколению освоить всё, что нужно освоить на данном этапе деятельности.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача - «оказаться во времени». И это совершенно осуществимая задача.

Использованные источники:

1. Балюра М. Ю. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]//Мир науки, культуры и образования - 2017. - № 5 (66). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-pedagoga/viewer (дата обращения: 12.08.2021)

2. Печеркина А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст]: монография / А. А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 2011 - 233 с.

3. Креженцева А. В., Пшукова М. М. Совершенствование ИКТ-компетентности учителей в условиях реализации ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс]//Современные исследования социальных проблем - 2016. - № 3-2 (59). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie - ikt - kompetentnosti -uchiteley - v - usloviyah - realizatsii - fgos - nachalnogo - obschego -obrazovaniya/viewer (дата обращения: 12.08.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.