Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВНЕШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВНЕШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / САМОЦЕННОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ИННОВАЦИЯ / ADDITIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONALITY / SELF-WORTH / SELF-REALIZATION / CONCEPTUAL APPROACHES / FORMATION / TEACHER / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Дария Сапарбековна

Обеспечивать конкурентоспособность и экономическое процветание Кыргызстана призвана система образования республики. В реализации поставленных задач большая роль отводится внешкольному дополнительному образованию и профессионализму педагога. С повышением статуса педагога дополнительного образования меняются требования к его профессиональной компетентности, реализации его педагогической роли. Сегодня большое внимание исследователей занимают вопросы формирования профессиональной компетентности педагогов в коллективе, их самообразование, руководство этими процессами во внешкольной организации. Формирование профессиональных компетенций педагогов - актуальная проблема современной теории и практики дополнительного образования, разрешение которой позволит качественно реализовать возрастающую роль дополнительного образования в развитии общества, государства, в воспитании человека нового времени как личности, гражданина, профессионала. Соответственно, повышается ответственность педагога за результаты своего труда, за качество обучения и воспитания подрастающего поколения. В статье рассмотрены концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности педагогов на опыте работы внешкольных организаций дополнительного образования (ВОДО). Дано обоснование личностно-ориентированного и социокультурного подходов для решения проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов; представлены результаты исследования уровней сформированности личностных, социальных и культурных компонентов; подтверждается необходимость проектирования и реализации системы формирования целостной профессиональной компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования страны. Показано, что интеграция подходов определяет процесс формирования личности, осознанно и эффективно действующей в любой ситуации. Раскрываются творческий подход и нововведения, которые помогли сформировать компетентного специалиста, способного успешно решать социальные и личностные проблемы. Можно утверждать, что рост уровня обученности, мотивация на повышение профессиональной компетентности позволили педагогам корректировать предметную методику, развивать компетенции у учащихся. С методологической точки зрения подходы имели синергетический эффект и способствовали созданию условий для успешной и продуктивной профессиональной деятельности.The education system is designed to ensure the competitiveness and economic prosperity of Kyrgyzstan. In the implementation of the tasks, a large role is given to out-of-school supplementary education and a teacher who should be striving to be a professional. With the increase in the status of additional education, the requirements for the professional competence of the teacher and the implementation of his pedagogical role are changing. Today, researchers pay great attention to the formation of professional competence of teachers in a team, the self-education of teachers, and the management of these processes in out-of-school organizations. The formation of professional competencies of teachers is an urgent problem of modern theory and practice of additional education, the resolution of which will allow to qualitatively implement the growing role of additional education in the development of society, the state, in the upbringing of a person of modern times as an individual, citizen, and professional. Accordingly, the teacher’s responsibility for the results of his work, the quality of training and education of the younger generation increases. The article discusses conceptual approaches to the formation of professional competence of teachers on the experience of out-of-school organizations of additional education. The rationale for the personality-oriented and sociocultural approaches to solving the problem of the formation of professional competence of teachers is given, the results of a study of the levels of formation of personal, social and cultural components are presented, the necessity of designing and implementing a system for the formation of a holistic professional competence of teachers of extracurricular additional education of the country is confirmed. It is shown that the integration of approaches has led to the process of personality formation, consciously and effectively acting in any situation. It reveals a creative approach and innovations that helped to form a competent specialist who can successfully solve many social and personal problems. Practical experience shows that increasing the level of training, motivation to increase their professional competence allowed teachers to adjust the subject methodology, to develop competencies among students. From a scientific methodological point of view, the approaches had a synergistic effect and contributed to the creation of conditions for successful and productive professional activities.The education system is designed to ensure the competitiveness and economic prosperity of Kyrgyzstan. In the implementation of the tasks, a large role is given to out-of-school supplementary education and a teacher who should be striving to be a professional. With the increase in the status of additional education, the requirements for the professional competence of the teacher and the implementation of his pedagogical role are changing. Today, researchers pay great attention to the formation of professional competence of teachers in a team, the self-education of teachers, and the management of these processes in out-of-school organizations. The formation of professional competencies of teachers is an urgent problem of modern theory and practice of additional education, the resolution of which will allow to qualitatively implement the growing role of additional education in the development of society, the state, in the upbringing of a person of modern times as an individual, citizen, and professional. Accordingly, the teacher's responsibility for the results of his work, the quality of training and education of the younger generation increases. The article discusses conceptual approaches to the formation of professional competence of teachers on the experience of out-of-school organizations of additional education. The rationale for the personality-oriented and sociocultural approaches to solving the problem of the formation of professional competence of teachers is given, the results of a study of the levels of formation of personal, social and cultural components are presented, the necessity of designing and implementing a system for the formation of a holistic professional competence of teachers of extracurricular additional education of the country is confirmed. It is shown that the integration of approaches has led to the process of personality formation, consciously and effectively acting in any situation. It reveals a creative approach and innovations that helped to form a competent specialist who can successfully solve many social and personal problems. Practical experience shows that increasing the level of training, motivation to increase their professional competence allowed teachers to adjust the subject methodology, to develop competencies among students. From a scientific methodological point of view, the approaches had a synergistic effect and contributed to the creation of conditions for successful and productive professional activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВНЕШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 37

Д. С. Мусина https://orcid.org/0000-0001-8199-4067

Концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования в Кыргызской Республике

Для цитирования: Мусина Д. С. Концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования в Кыргызской Республике // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 72-79. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-4-115-72-79

Обеспечивать конкурентоспособность и экономическое процветание Кыргызстана призвана система образования республики. В реализации поставленных задач большая роль отводится внешкольному дополнительному образованию и профессионализму педагога. С повышением статуса педагога дополнительного образования меняются требования к его профессиональной компетентности, реализации его педагогической роли. Сегодня большое внимание исследователей занимают вопросы формирования профессиональной компетентности педагогов в коллективе, их самообразование, руководство этими процессами во внешкольной организации.

Формирование профессиональных компетенций педагогов - актуальная проблема современной теории и практики дополнительного образования, разрешение которой позволит качественно реализовать возрастающую роль дополнительного образования в развитии общества, государства, в воспитании человека нового времени как личности, гражданина, профессионала. Соответственно, повышается ответственность педагога за результаты своего труда, за качество обучения и воспитания подрастающего поколения.

В статье рассмотрены концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности педагогов на опыте работы внешкольных организаций дополнительного образования (ВОДО). Дано обоснование личностно-ориентированного и социокультурного подходов для решения проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов; представлены результаты исследования уровней сформированности личностных, социальных и культурных компонентов; подтверждается необходимость проектирования и реализации системы формирования целостной профессиональной компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования страны. Показано, что интеграция подходов определяет процесс формирования личности, осознанно и эффективно действующей в любой ситуации. Раскрываются творческий подход и нововведения, которые помогли сформировать компетентного специалиста, способного успешно решать социальные и личностные проблемы. Можно утверждать, что рост уровня обученности, мотивация на повышение профессиональной компетентности позволили педагогам корректировать предметную методику, развивать компетенции у учащихся.

С методологической точки зрения подходы имели синергетический эффект и способствовали созданию условий для успешной и продуктивной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: дополнительное образование, профессиональная компетентность, личность, самоценность, самореализация, концептуальные подходы, формирование, педагог, инновация.

D. S. Musina

Conceptual approaches to the formation of professional competence of teachers of out-of-school education in the Kyrgyz Republic

The education system is designed to ensure the competitiveness and economic prosperity of Kyrgyzstan. In the implementation of the tasks, a large role is given to out-of-school supplementary education and a teacher who should be striving to be a professional. With the increase in the status of additional education, the requirements for the professional competence of the teacher and the implementation of his pedagogical role are changing. Today, researchers pay great attention to the formation of professional competence of teachers in a team, the self-education of teachers, and the management of these processes in out-of-school organizations.

The formation of professional competencies of teachers is an urgent problem of modern theory and practice of additional education, the resolution of which will allow to qualitatively implement the growing role of additional education in the development of society, the state, in the upbringing of a person of modern times as an individual, citizen, and professional. Accordingly, the teacher's responsibility for the results of his work, the quality of training and education of the younger generation increases.

© Мусина Д. С., 2020

The article discusses conceptual approaches to the formation of professional competence of teachers on the experience of out-of-school organizations of additional education. The rationale for the personality-oriented and sociocultural approaches to solving the problem of the formation of professional competence of teachers is given, the results of a study of the levels of formation of personal, social and cultural components are presented, the necessity of designing and implementing a system for the formation of a holistic professional competence of teachers of extracurricular additional education of the country is confirmed. It is shown that the integration of approaches has led to the process of personality formation, consciously and effectively acting in any situation. It reveals a creative approach and innovations that helped to form a competent specialist who can successfully solve many social and personal problems. Practical experience shows that increasing the level of training, motivation to increase their professional competence allowed teachers to adjust the subject methodology, to develop competencies among students.

From a scientific methodological point of view, the approaches had a synergistic effect and contributed to the creation of conditions for successful and productive professional activities.

Keywords: additional education, professional competence, personality, self-worth, self-realization, conceptual approaches, formation, teacher, innovation.

Актуальность. Начало XXI в. ознаменовалось реформированием всех сторон общественной жизни в Кыргызской Республике, в том числе и образования. Сегодня в стране развивается сфера образования, которая готовит граждан, владеющих общими и специализированными знаниями и навыками, позволяющими им быть успешными в жизни и на рынке труда [Национальная стратегия ... , 2018]. Став главным инструментом продвижения социального и политического развития Кыргызстана и обеспечения его конкурентоспособности в региональных и международных процессах [Стратегия развития ... , 2012], система образования обеспечивает конкурентоспособность и экономическое процветание страны. В реализации поставленных задач значима роль внешкольного дополнительного образования. На данном этапе дополнительное образование является важнейшим ресурсом для развития личности ребенка [Байбородова, 2019; Золотарева, 2014; Сухарева, 2014 ].

Исследователи отмечают, что центральной фигурой в области внешкольного дополнительного образования является педагог. С повышением статуса дополнительного образования меняются требования к его профессиональной компетентности педагога, реализации им педагогической роли. Жесткая профессиональная конкуренция требует от личности постоянного пополнения знаний путем самообразования по типу «обучение на протяжении жизни» [Миняева, 2011].

В последнее десятилетие появляется ряд трудов, которые обращают особое внимание на подготовку педагогов дополнительного образования. В частности, концептуальные основы и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей рассматривают А. В. Золотарева, Л. В. Байбородова, Е. Н. Лекомцева [Концепция и

модели ... , 2014]. Авторы отмечают, что «в современной ситуации развития образования актуализируются новые требования к качествам педагога, работающего в сфере дополнительного образования детей» [Концепция ... , 2014, с. 9].

Таким образом, очевидно, что новой, обновляющейся системе образования необходим педагог творческий, желающий поднять уровень своего мастерства, отсюда большое внимание исследователей занимают вопросы формирования профессиональной компетентности педагогов в коллективе, руководства этими процессами во внешкольной организации. И именно от мастерства педагога зависит, какой результат будет достигнут в ходе совместной деятельности, сможет ли ребенок в ходе занятий стать уверенной в себе, развивающейся личностью.

В сложившейся обстановке педагог должен быть «готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, стремиться к саморазвитию, быть готовым к риску, то есть быть профессионально компетентным» [Печеркина, 2011].

В то же время исследования выявили, что большая часть педагогов испытывают значительные сложности в овладении профессиональными компетентностями, которые необходимы для эффективной педагогической деятельности. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволило перейти к поиску путей их устранения. Это и обусловило выбор проблематики и цели исследования.

Цель работы: выявить концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности педагога в процессе педагогической деятельности.

Материалы и методы исследования. Материалом исследования послужило изучение уровня

профессиональной готовности педагогов Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан», Ошской, Иссык-Кульской областных внешкольных организаций дополнительного образования (ВОДО) республики к работе в современных условиях; определение необходимых компетенций педагога, которые влияют на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

Основной метод исследования - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, который позволил определить степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике педагогического образования, а также выявить и теоретически обосновать ее наименее обследованные аспекты; изучение нормативно-правовой, учебно-методической документации (Типовое положение о внешкольной организации дополнительного образования в Кыргызской Республике, учебные планы, графики, примерные программы, календарно-тематические планы), изучение опыта педагогов, наблюдение за реальным педагогическим процессом, беседа, диагностика, тестирование, анкетирование как инструменты для сбора информации.

Результаты исследования и их обсуждение. Аналитическая деятельность, проводимая в рамках исследуемой проблемы, показала, что в настоящее время в организациях внешкольного дополнительного образования детей страны работают более 55 % высококвалифицированных специалистов промышленности, науки и культуры, отлично знающих специфику своего предмета, но не имеющих психолого-педагогической подготовки в образовательной среде. В то же время в своей работе они сталкиваются с многоплановостью педагогической деятельности, отсутствием государственных образовательных стандартов, учебников, что предъявляет значительно более высокие требования к педагогу дополнительного образования. У педагога должны быть сформированы компетенции целеполагания, проектирования, анализа и оценки образовательного процесса и его результатов. Повышается ответственность педагога за результаты своего труда, за качество обучения и воспитания подрастающего поколения.

Поскольку вузы страны не готовят педагогов ВОДО, появилась необходимость изучить вопрос формирования непосредственно в ходе их педагогической деятельности. В силу этого одной из важных задач стало определение путей формирования профессиональной компетентности педагогов данной категории.

Собственный опыт показал, что для решения проблемы значительную роль играют концептуальные подходы, заложенные в основу формирования профессиональной компетентности педагога. В нашем исследовании методологическую основу формирования составили личностно-ориентированный и социокультурный подходы. Так, личностно-ориентированный подход создал условия для реализации потребности педагога в самоопределении, самоизменении, самоактуализации. Для нас было ценно, что данный подход «не ставит своей целью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами, обу-ченностью, подготовленностью» [Зеер, 2012], а выделяет как самое важное самобытность, самоценность педагога. Ценность личностно-ориентированного подхода для нашего исследования связана с его инновационностью, обеспечением многогранного развития личности.

Анкетирование, проведенное среди 69 педагогов с непрофильным образованием Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан», позволило сделать вывод о достаточно низком уровне профессиональной готовности педагогов к работе в современных условиях. В целях уточнения результатов анкетирования была проведена дополнительная диагностика педагогов Ошского (приняли участие 48 педагогов), Иссык-Кульского (приняли участие 42 педагога) областных ВОДО. Результаты подтвердили наличие проблем в области профессиональной компетентности педагогов.

В частности, исследование показало, что у педагогов отсутствует целенаправленный поиск способов профессионального роста, низкая мотивация на повышение квалификации с помощью самообразования (25 % педагогов); они не в полном объеме знакомы с основами педагогики и психологии (19 %); испытывают затруднения при учете возрастных особенностей, личных качеств обучающихся (33 %); при использовании форм и методов изложения материала, разработке и обновлении научно-методических комплексов, дающих качественное обновление содержания дополнительного образования (64 %); недостаточно умеют пользоваться современными инновационными технологиями преподавания (67 %). Вместе с тем было выявлено, что занимаются самообразованием по мере необходимости 42 % педагогов, не занимаются самообразованием вообще 34 % педагогов.

Данное исследование раскрыло слабое стремление педагогов самостоятельно выбирать инди-

видуальный путь профессионального продвижения, медленный рост их профессиональной компетентности. Соответственно, все это проявляется и при «развитии у учащихся познавательных способностей, установлении положительных эмоциональных отношений с учениками и формировании позитивных мотивационно-ценностных отношений к процессу обучения, позволяющих сформировать у детей уверенность в своих силах и возможностях» [Щанкина,2004].

Данный факт обусловил необходимость создания в Центре условий, которые раскрыли бы личностные ресурсы педагога, актуализировали его потребность в процессе познания, мотивировали к обучению и развитию детей.

Как показывает анализ практики, одним из решений проблемы стало целенаправленное формирование профессиональной компетентности педагогов непосредственно на базе центра «Балажан» и региональных ВОДО - Ошского и Иссык-Кульского. В процессе педагогической деятельности, с одной стороны, появилась возможность предметно и содержательно организовывать единый и непрерывный процесс профессионального роста педагогических кадров, а с другой - «увидеть реальные результаты, своевременно осуществляя коррективы в индивидуальном профессиональном развитии каждого педагога и выстраивая образовательную политику» [Бичева, 2016].

Программа «Профессионал ВОДО», реализуемая в течение последних 7 лет, помогла обеспечить и поддержать процесс самопознания, развития нового, позитивного отношения педагога к самому себе. Работа была построена на принципах глубокого уважения к его личности. В рамках программы была проведена диагностика развития профессиональных качеств педагога с учетом имеющегося стажа работы и образования; выявлены уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов, педагогические затруднения; изучены формы повышения квалификации (курсы, конференции, семинары, тренинги, конкурсы профессионального мастерства); проведен мониторинг спроса на услуги педагога детьми и их родителями. Анализ в рамках исследуемой проблемы позволил обоснованно выбрать методы формирования профессиональной компетентности педагогов. Работа была сосредоточена на подборе педагогических технологий; отобраны средства программно-дидактического обеспечения процесса формирования профессиональной компетентности педагогов, использованы такие формы деятельности, как учебно-проектно-исследовательская, поисково-

конструкторская и др., которые обеспечили раскрепощение, профессиональное самовыражение педагога. Особое значение имела разработка рекомендаций по построению индивидуального образовательного маршрута.

Организованная совместная коллективная деятельность содействовала стремлению педагога к самоутверждению, к получению признания окружающих, раскрытию творческого потенциала, развитию его субъектной позиции в креативной деятельности. Средством формирования профессиональной компетентности стало также решение общепедагогических задач построения педагогического процесса, конструирование новых форм обучения, внедрение педагогических новшеств. Ситуация профессиональной конкуренции способствовала осознанию необходимости повышать уровень мастерства, анализировать причины недостатков в работе, использовать средства и методы профессионального совершенствования, осуществлять рефлексию. Подчеркнем, что все это стимулировало организацию процессов самоанализа, самокоррекции, самооценки, определение личностной позиции [Корепанова, 2003]. В условиях образовательного процесса мы стремились к овладению педагогами новыми способами пополнения знаний и самообразования, реализации процесса развития и саморазвития. В свою очередь, саморазвитие личности способствовало процессу перехода потенциальных возможностей личности в способности [Пригожин, 2003].

Такой подход позволил мотивировать педагогов к использованию инноваций (52 % педагогов), изменить их профессиональное самосознание (62 %), поддержать желание развивать природные возможности (75 %), выбирать значимые ценности (72 %), осваивать конкретную систему знаний (58 %), педагоги смогли выявить интересующие проблемы, изучить способы их решения (51 %), научиться доводить дело до конца (53 %), выработать желание узнавать, раскрывать для себя новое, быть в ответе за свой выбор (61 %).

Разработанная программа содействовала росту уровня обученности педагогов, самоорганизации, самореализации [Онищенко, 2007]. Педагог более целенаправленно и эффективно стал моделировать и строить конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, откорректировал стиль педагогического общения, предметную методику. В ходе анализа мы убедились, что только самореализующийся педагог способен создать условия для эффективной самореализации учащегося [Батаршев, 2013].

Аналитическая деятельность, проводимая в рамках проблемы исследования, показала, что особое значение в формировании профессиональной компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования страны приобретает социокультурный подход.

Надо отметить, что Кыргызстан - страна, в которой люди с различными культурными, этническими, религиозными традициями объединены стремлением построить успешное и развитое государство [Национальная стратегия ... , 2018]. В последние годы в соответствии с политической, социально-экономической ситуацией в стране как никогда востребованно решение вопросов межнационального согласия, взаимопонимания, воспитания в детях уважения к межличностным отношениям. В этих условиях остро встает проблема формирования культуры педагога, в которой соединяются высокий профессионализм, духовность, способности к межкультурному общению, владению социокультурными качествами [Сафонова, 2004; Сысоев, 2001; Елизарова, 2005].

В центре «Балажан» обучаются дети 24 национальностей и осуществляют свою деятельность педагоги 13 национальностей. Более половины обучающихся - это дети, прибывшие в Бишкек из регионов республики в результате внутренних миграционных процессов. Педагогу Центра приходится иметь дело с разнообразными ситуациями социально-культурного взаимодействия, осознавать положение, в которой находится образовательная организация, и выбирать соответствующие формы ее развития в условиях данной местности. Важным является тот факт, что этнографические особенности, местный региональный опыт становятся главными параметрами образовательного процесса.

Практика показала, что основу социокультурного подхода составляет формирование у педагогов знаний о специфике социальной культуры и ее проявлениях, способах поведения и взаимодействия в каждой из этих ситуаций, взаимодействие с обществом, что позволило соответствующим образом выполнять нормы и правила жизни в социуме. Осуществлять социально-педагогическую профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности народных воспитательных традиций, их сущность и возможности практического применения, позволило формирование и развитие у педагогов социокультурных компетенций [Вакулич, 2016].

В ходе работы активные формы обучения, групповое и индивидуальное проектирование,

коллоквиумы, дискуссии сформировали знание прав и обязанностей человека правового государства, нравственных норм, отношений, обеспечивающих развитие общества. В свою очередь, это определило уважение педагога к социокультурным ценностям, выражающееся в ответственности, стремлении соблюдать национальные традиции и обычаи; осваивать умения и навыки реализации принципов социокультурной деятельности. Стержнем для развития политкорректного и открытого отношения педагога к представителям различных национальностей, выраженного в лич-ностно-осознанном положительном отношении к социокультурной деятельности, являются подготовка и проведение мероприятий международного масштаба: этнокарнавала «Иссык-Куль собирает друзей»; международного слета лидеров детских общественных объединений «Иссык-Куль глазами детей»; межрегионального конкурса «Я Кыргыз-станец и этим я горжусь» и др. Использование разработанной системы, все компоненты которой позволяют человеку «свободно проявлять свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [Бондаревская, 1999], дало возможность педагогам получить представление о здоровьесберегающих технологиях в профессиональной деятельности, рисках и опасностях социальной среды, освоить способность к обобщению, анализу.

Для определения уровня сформированности социокультурных знаний, умений и навыков среди педагогов центра «Балажан» был проведен письменный опрос, результаты которого показали позитивную динамику уровня профессиональной компетентности. Обобщая полученные показатели, можно говорить, что компетентность педагогов, позволяющая участвовать в межкультурной коммуникации и эффективно вовлекать в этот процесс учеников, выросла с 52,9 до 68,2 %, уровень владения умениями и навыками, необходимыми для вовлечения учащихся в диалог культур, вырос с 59 до 71 %; уровень владения технологией получения и обработки социокультурной информации - с 53,1 до 63 %; способность сотрудничать с целью достижения лучших результатов -с 57 до 73,4 %; самостоятельность и творческая активность - с 58,2 до 78,3 %. Проведенное исследование показало, что социокультурный подход стал основой для приобретения педагогами социально-профессиональных знаний, направленных на развитие у подрастающего поколения толерантности, формирование бережного отноше-

ния к историческому наследию и культурным традициям.

Заключение. Одной из важнейших составляющих формирования профессиональной компетентности педагогов ВОДО в процессе педагогической деятельности является определение концептуальных подходов, создающих условия, «развивающие способности, умения, необходимые педагогу для успешной жизнедеятельности в современном мире» [Савельева, 2012]. Это позволяет существенно изменить формирование профессионально важных личностных качеств в результате осознанной целенаправленной активности, которая обеспечивает повышение эффективности профессиональной деятельности. Анализ влияния внутренних и внешних факторов позволил определить концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности педагогов [Вялых, 2015].

Интеграция личностно-ориентированного и социокультурного концептуальных подходов определила возможность формирования целостной личности, осознанно и эффективно действующей в любой ситуации, для которой характерно повышение профессионального уровня на протяжении всей жизни. С научной методологической точки зрения мы увидели, что рассмотренные подходы имели синергетический эффект и способствовали созданию для педагогов ситуации выбора, вариантов проявления возможностей, индивидуальной траектории развития, выбора направления саморазвития. Это, в свою очередь, содействовало развитию соответствующих компетенций у учащихся.

Библиографический список

1. Байбородова Л. В. Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников : монография. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. 218 с.

2. Батаршев А. В. Теория и практика творческой самореализации личности : монография / А. В. Батаршев, А. С. Лукьянов, И. С. Макарьев, Г. В. Морозова. Санкт-Петербург : Петрополис, 2013. С. 59.

3. Бичева И. Б. Теоретико-методические основы профессионального развития педагогов дополнительного образования / И. Б. Бичева, Т. Ю. Медведева, Н. А. Поваров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-3. С. 473-477. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?Id=9279 (Дата обращения: 20.02.2020).

4. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания /

Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону : Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

5. Вакулич Н. Р. Социокультурные факторы и проблемы современного образования : рабочая программа дисциплины. Саратов, 2016. 15 с.

6. Вялых В. В. Анализ профессионального саморазвития личности позиции синергетического подхода / В. В. Вялых, В. В. Неволина // Дискуссия. 2015. № 9(61).

7. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. Санкт-Петербург : КАРО, 2005. 352 с.

8. Зеер Э. Ф. Дидактические конструкты психологии профессионального образования : учебное пособие / Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 125 с.

9. Золотарева А. В. Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы дополнительного образования детей в России // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 178-186.

10. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей : коллективная монография / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 443 с.

11. Корепанова Н. В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика. 2003. № 3. С. 66-71.

12. Миняева Н. М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента: теория и практика : монография. Оренбург : ООО «Никос», 2011. 315 с.

13. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы (утверждено Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года УП № 221). URL: http://www.stat.kg/ra/ukaz-prezidenta-kyrgyzskoj -respubliki-o-nacionalnoj -strategii-razvitiy a-kyrgyzskoj -respubliki-na-2018-2040-gody/ (Дата обращения: 04.05.2020.)

14. Онищенко Н. Э. Педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов // Известия Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена. 2007. № 16 (40). С. 477-480.

15. Печеркина А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика : монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2011. 233 с.

16. Пригожин И. Время, хаос, квант / И. Пригожин, И. Стенгерс // К решению парадокса времени. Москва : Едиториал УРСС, 2003. 240 с.

17. Савельева С. С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза : монография. Воскресенск, 2012. C. 59.

18. Сафонов В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике. Москва : Еврошкола, 2004. 233 с.

19. Сысоев П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранный язык в школе. 2001. № 4. С. 12-18.

20. Сухарева А. П. Профессиональная компетентность педагога системы дополнительного образования художественно-эстетической направленности / А. П. Сухарева, А. И. Сухарев // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 111-112. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16618 (Дата обращения: 04.06.2020).

21. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы (утверждено Постановлением Правительство Кыргызской Республики от 23 марта 2012 года № 201). URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984 (Дата обращения: 04.05.2020).

22. Щанкина И. В. Профессионально-личностное становление педагога дополнительного образования в процессе творческой самореализации. Тольятти, 2004. 166 с. URL: http s: // applied-research.ru/ru/article/view?Id=9279 (Дата обращения: 20.02.2020).

Reference list

1. Bajborodova L. V. Pedagogicheskoe obespechenie dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovanija sel'skih shkol'nikov = Pedagogical provision of access to additional education for rural schoolchildren : monografija. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2019. 218 s.

2. Batarshev A. V. Teorija i praktika tvorcheskoj samorealizacii lichnosti = Theory and practice of personality's creative self-realization : monografija / A. V Ba-tarshev, A. S. Luk'janov, I. S. Makar'ev, G. V. Morozova. Sankt-Peterburg : Petropolis, 2013. S. 59.

3. Bicheva I. B. Teoretiko-metodicheskie osnovy pro-fessional'nogo razvitija pedagogov dopolnitel'nogo obra-zovanija = Theoretical and methodological foundations of additional education teachers' professional development / I. B. Bicheva, T. Ju. Medvedeva, N. A. Povarov // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 5-3. S. 473-477. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?Id=9279 (Data obrashhenija: 20.02.2020).

4. Bondarevskaja E. V Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija = Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of education / E. V Bondarevskaja, S. V. Kul'nevich. Ros-tov-na-Donu : Tvorcheskij centr «Uchitel'», 1999. 560 s.

5. Vakulich N. R. Sociokul'turnye faktory i problemy sovremennogo obrazovanija = Sociocultural factors and problems of modern education . rabochaja programma discipliny. Saratov, 2016. 15 s.

6. Vjalyh V V. Analiz professional'nogo samorazvitij a lichnosti pozicii sinergeticheskogo podhoda = Analysis of professional self-development of personality position of synergistic approach / V. V Vjalyh, V V. Nevolina // Diskussija. 2015. № 9(61).

7. Elizarova G. V. Kul'tura i obuchenie inostrannym jazykam = Culture and foreign language education. Sankt-Peterburg : KARO, 2005. 352 s.

8. Zeer Je. F. Didakticheskie konstrukty psihologii professional'nogo obrazovanija = Didactic constructs of professional education psychology : uchebnoe posobie / Je. F. Zeer, N. O. Sadovnikova. Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2012. 125 s.

9. Zolotareva A. V Sostojanie i problemy kadrovogo obespechenija sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossii = Status and problems of personnel provision in the sphere of additional education of children in Russia // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2014. № 4. Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). S. 178-186.

10. Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Concept and models of training, retraining and further training of personnel for additional education of children : kollektivnaja monografija / pod red. A. V. Zolotarevoj. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. 443 s.

11. Korepanova N. V Professional'no-lichnostnoe stanovlenie i razvitie pedagoga = Professional and personal formation and development of the teacher // Peda-gogika. 2003. № 3. S. 66-71.

12. Minjaeva N. M. Aktualizacija resursa samoobra-zovatel'noj dejatel'nosti studenta: teorija i praktika = Actualization of the student's self-educational activity resource: theory and practice : monografija. Orenburg : OOO «Nikos», 2011. 315 s.

13. Nacional'naja strategija razvitija Kyrgyzskoj Respubliki na 2018-2040 gody (utverzhdeno Ukazom Prezidenta Kyrgyzskoj Respubliki ot 31 oktjabrja 2018 goda UP № 221) = National development strategy of the Kyrgyz Republic for 2018-2040 (approved by Decree of the President of the Kyrgyz Republic from October 31, 2018 UP No. 221). URL: http://www.stat.kg/ru/ukaz-prezidenta-kyrgyzskoj -respubliki-o-nacionalnoj -strategii-razvitiy a-kyrgyzskoj -respubliki-na-2018-2040-gody/ (Data obrashhenija: 04.05.2020).

14. Onishhenko N. Je. Pedagogicheskie uslovija povyshenija professional'noj kompetentnosti pedagogov profil'nyh gumanitarnyh klassov = Pedagogical conditions for increasing the professional competence of teachers in specialized humanitarian classes // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im A. I. Gercena. 2007. № 16 (40). S. 477-480.

15. Pecherkina A. A. Razvitie professional'noj kom-petentnosti pedagoga: teorija i praktika = Development of a teacher's professional competence: theory and practice : monografija / A. A. Pecherkina, Je. Je. Symanjuk, E. L. Umnikova. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t., 2011. 233 s.

16. Prigozhin I. Vremja, haos, kvant = Time, chaos, quant / I. Prigozhin, I. Stengers // K resheniju paradoksa vremeni. Moskva : Editorial URSS, 2003. 240 s.

17. Savel'eva S. S. Pedagogicheskie uslovija formi-rovanija professional'noj kompetentnosti uchitelja v obra-zovatel'nom processe vuza = Pedagogical conditions for the formation of professional competence of a teacher in the educational process of a university : monografija. Voskresensk, 2012. C. 59.

18. Safonov V. V Kommunikativnaja kompetencija: sovremennye podhody k mnogourovnevomu opisaniju v metodicheskih celjah. Serija: O chem sporjat v jazykovoj pedagogike = Communicative competence: modern approaches to multilevel description for methodological purposes. Series: What is argued in language pedagogy. Moskva : Evroshkola, 2004. 233 s.

19. Sysoev P. V. Jazyk i kul'tura: v poiskah novogo napravlenija v prepodavanii kul'tury strany izuchaemogo jazyka = Language and culture: in search of a new direction in teaching the culture of the country of the studied language // Inostrannyj jazyk v shkole. 2001. № 4. S. 12-18.

20. Suhareva A. P. Professional'naja kompetentnost' pedagoga sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija

hudozhestvenno-jesteticheskoj napravlennosti = Professional competence of the teacher of the additional education system of an artistic and aesthetic direction / A. P. Suhareva, A. I. Suharev // Nauchnoe obozrenie. Pedagog-icheskie nauki. 2015. № 3. S. 111-112. URL: http://www. science-education. ru/ru/article/view? id=16618 (Data obrashhenija: 04.06.2020).

21. Strategija razvitija obrazovanija v Kyrgyzskoj Respublike na 2012-2020 gody (utverzhdeno Post-anovleniem Pravitel'stvo Kyrgyzskoj Respubliki ot 23 marta 2012 goda № 201) = Strategy for the development of education in the Kyrgyz Republic for 2012-2020 (approved by Government Decision No. 201 of 23 March 2012). URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984 (Data obrashhenija: 04.05.2020).

22. Shhankina I. V. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija v processe tvorcheskoj samorealizacii = Professional-personal formation of the teacher of additional education in the process of creative self-realization. Tol'jatti, 2004. 166 s. URL: https: // applied-research.ru/ru/article/view?Id=9279 (Data obrashhenija: 20.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.