Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1125
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багирова Загидат Курбанмагомедовна, Федина Любовь Михайловна, Сельмурзаева Хеди Рамзановна

В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом вузе. Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образовательных стандартов является ориентация на компетентностный подход. Переход к компетентностному подходу и его использование в практике обучения будущих учителей способствует вытеснению традиционных знаний об образовательных ориентациях, приводит к новому типу содержания образования, методам его оценки и технологиям. Сделан вывод о том, что в современных требованиях образовательного стандарта педагог должен быть интеллектуально и нравственно развитым человеком для успешной воспитательной работы по формированию этих же качеств у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багирова Загидат Курбанмагомедовна, Федина Любовь Михайловна, Сельмурзаева Хеди Рамзановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHER IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article reveals the modern requirements for the professional training of a future teacher in a pedagogical university. One of the important conceptual provisions for updating the content of educational standards is the focus on the competence-based approach. The transition to a competence-based approach and its use in the practice of teaching future teachers contributes to the displacement of traditional knowledge about educational orientations, leads to a new type of educational content, methods of its assessment and technologies. It is concluded that in the modern requirements of the educational standard, the teacher must be an intellectually and morally developed person for successful educational work to form the same qualities in the younger generation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

6. Осипенкова Н.А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -С.-Петербург, 2007.

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - Москва, 2009. - 368 с.

8. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореферат дис .... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009. - 45 с.

9. Raziya Ahtarieva, Elmira Ibragimova, Gulnaz Sattarova, Gulmira Turzhanova. Integration as a Form of Acculturation of Foreign Student - Future Teacher in the Polyethnic Educational Environment of University // Journal of Social Studies Education Research. - 2018: 9 (3), 317-331

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры управления образованием Багирова Загидат Курбанмагомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации

правоохранительной деятельности Федина Любовь Михайловна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

кандидат филологических наук, доцент кафедры

чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом вузе. Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образовательных стандартов является ориентация на компетентностный подход. Переход к компетентностному подходу и его использование в практике обучения будущих учителей способствует вытеснению традиционных знаний об образовательных ориентациях, приводит к новому типу содержания образования, методам его оценки и технологиям. Сделан вывод о том, что в современных требованиях образовательного стандарта педагог должен быть интеллектуально и нравственно развитым человеком для успешной воспитательной работы по формированию этих же качеств у подрастающего поколения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель, компетентность, федеральным государственный образовательный стандарт, высшее образование.

Annotation. The article reveals the modern requirements for the professional training of a future teacher in a pedagogical university. One of the important conceptual provisions for updating the content of educational standards is the focus on the competence-based approach. The transition to a competence-based approach and its use in the practice of teaching future teachers contributes to the displacement of traditional knowledge about educational orientations, leads to a new type of educational content, methods of its assessment and technologies. It is concluded that in the modern requirements of the educational standard, the teacher must be an intellectually and morally developed person for successful educational work to form the same qualities in the younger generation.

Keywords: professional training, future teacher, competence, federal state educational standard, higher education.

Введение. Изменения в жизни общества и экономике и намеченные перспективы развития образования в современном обществе требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования исходя из образовательных результатов обучающихся.

Приоритетным направлением современной системы образования является развитие потенциала высшего педагогического образования с помощью применения методик деятельностного подхода, которые подразумевают активную и разностороннюю познавательную деятельность студентов. Профессиональная подготовка педагогического состава подразумевает выработку корректирующего плана на будущую деятельность на основе принципов, полученных при обучении в совокупности с активной позицией обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Переход к новым Федеральным государственным образовательным стандартам профессионального образования (ФГОС) поставил российским образовательным учреждениям задачу по обеспечению положительных образовательных результатов в процессе формирования всех видов компетенций. Возникает закономерный вопрос: как все это увязать, сделать понятным, быстро, правильно оценить наличие профессиональных компетенций и при этом учесть интересы конкретных студентов и потребности работодателей.

Освоение приёмов будущей деятельности позволяет студентам самостоятельно осуществлять свою профессиональную деятельность, формирует готовность к непрерывному обучению. Профессионально-педагогическая подготовка основывается на определении нового содержания, уровней образовательных результатов, механизмов их формирования и оценки. В результате анализа, который проводился при составлении образовательного стандарта, разработчиками ФГОС были определены основные типы образовательных результатов с учетом специфики профессиональной подготовки, а также сформулированы рекомендации и определены критерии по формированию и оцениванию знаний будущих учителей истории.

Понимание профессиональных компетенций как результатов обучения в контексте ФГОС позволяет вести более продуктивный диалог между работодателем (как потребителем результатов обучения) и университетом (как поставщиком результатов обучения).

Основным требованием современной реформы высшего педагогического образования является повышение нравственного и интеллектуального уровня развития педагога, его содержательная, методическая подготовка, необходимая для функционирования в современном, быстро меняющемся и все более усложняющемся мире, и, поэтому, появление правовых документов с требованиями к уровню

профессиональной подготовки современных педагогов является важным атрибутом для развития образовательной системы Российской Федерации.

Проводимая в рамках государственной политики РФ модернизация системы образования является неотъемлемым фактором развития государства в инновационной стезе параллельно с его развитием в политической и экономических сферах. Процесс реформирования всех сфер образования взаимообусловлен, так как формирование личности современного человека напрямую зависит от личности преподавателя, осуществляющего воспитание и обучение [1].

В связи с вышесказанным изменения среднего образования, проводимые в XXI веке, не могли не повлиять на модернизацию высшей педагогической школы, которая по мнению Н.Ф. Иванцова, осуществляется на «западный манер» [2, с. 4]. Согласно мнению А.С. Бычковой и Е.А. Румбешта «новый стандарт направлен на качественное изменение российского школьного образования. Стандарт - это способ встраивания нашей образовательной системы в общемировую систему на основе повышения качества российского образования, это - создание условий для успешной социализации выпускников школы в условиях вызовов современного постиндустриального общества, это -формирование способностей, качеств, умений людей, живущих на одной планете и обеспечивающих ее будущее» [3, с. 170].

Сложность педагогической задачи, стоящей перед современным школьным учителем, можно оценивать по характеру требований, предъявляемым результатам освоения школьниками социально-гуманитарных дисциплин, представленных в таблице.

Таблица

Требования освоения социально-гуманитарных дисциплин по ФГОС

Общие требования к предметным результатам Требования ко всей области «общественно-научные предметы» Требования к разделу «История России. Всеобщая история»

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области; виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности и правового самосознания; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработка способов адаптации в нем, формирование собственной активной позиции в области социальных отношений. формирование основ гражданской этнонациональной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление опыта российской истории как части мировой; овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; приобретение опыта историко-культурного цивилизованного подхода к оценке социальных явлений; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать историческую информацию.

В данной таблице мы видим не весь перечень требований по освоению учениками образовательных учреждений школьной программы, но и из предоставленных к обозрению требований можно понять, что для качественного проведения уроков, для того чтобы учащиеся осваивали изучаемый материал с наилучшим образовательным результатом, необходим высококвалифицированный штат педагогических работников [4].

По своей сути любая предметная педагогическая деятельность очень сложна, потому что на современного учителя возложено слишком много требований. Разнообразные учебные планы, меняющиеся образовательные методики, необходимость взаимодействия с учащимися и их родителями, а также другие социально-культурные направления, в том числе развитие личностной и профессиональной компетенции возлагают на педагога множество обязанностей.

Одним из методов повышения качества высшего педагогического образования является оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки будущего педагога, включая создание и внедрение современных инструментов мониторинга результатов обучения в учебных заведениях, а также итоговую государственную аттестацию выпускников. Итоговые аттестационные испытания в рамках государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы необходимы для выявления уровня теоретической и практической подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач.

В современной общественной жизни особенно остро стоит вопрос подготовки современного поколения учителей, способных активно участвовать в реализации задач модернизации образовательной системы. Можно предположить, что успешное достижение этой цели зависит и от уровня профессиональной подготовки педагогов разного профильного направления. Необходимо отметить, что профессиональные и личностные качества учителя истории имеют огромное влияние на ценностную ориентацию школьников, так как педагог, применяя компетентностный подход, способен оказывать большое влияние на ценностные представления учащихся, тем самым учить их принимать правильную нравственную позицию. В современном мире, где история прошлых лет, в связи с неправильной трактовкой меняет свою направленность, педагог должен уметь преподать курс истории, ориентируясь на методические рекомендации и в тоже время не отойти от морального, человеческого курса. Поэтому очень важно при подготовке учителя истории обращать внимание на следующие профессиональные качества и компетентности:

Учитель истории должен обладать знаниями школьного предмета на том уровне, который способен удовлетворить потребности гуманитарной образовательной программы школьного уровня. К этим знаниям

относятся: подготовка и обеспечение введения в исторический кругозор по национальной и мировой культуре, понимание периодов общественного и социального развития и проблемных ситуаций, которые возникали в эти периоды. В данном аспекте необходимо оценивать знания педагога по шкале системности и глубины.

Современные веяния добавили к ранее имеющимся следующие требования: компетентность, умение быстро перестроится, а также умение правильно оценить собственные знания. Быстро меняющийся информационный поток заставляет современного педагога осваивать новые пласты знаний, что является показателем высокой профессиональной квалификации.

Формирование общественного сознания современного школьника происходит в социальном аспекте, и на его формирование очень часто влияет полученный жизненный опыт, средства массовой информации и прочие доступные источники, многие из которых несут информацию неправдоподобного характера, что негативно сказывается на развитии личности школьника. Основываясь на таких сведениях, учащиеся имеют неверные представления о правилах поведения и социальных нормах взаимоотношений между людьми. Это становится преградой для принятия адекватных и справедливых решений в будущем. В данном случае школа служит социальным институтом, способным в некотором смысле корректировать сознание учащегося, учить его работать с поступающей информацией, уметь правильно ее расценить.

Современные образовательные учреждения должны иметь в своем распоряжении технические средства, обеспечивающие проведение качественного урока, и современный учитель, в этой связи, должен обладать навыками пользования современной техникой для улучшения качества образовательного процесса.

Понятие «инновационное образование» в научной литературе используется в разных аспектах, некоторые из научных исследователей трактуют это понятие с философско-теоретической точки зрения, другие же описывают инновации, происходящие непосредственно в образовательной деятельности, выделяя уровни, изучая процесс и влияние различных факторов на инновационный процесс обучения. Эта разноплановая трактовка понятия говорит о том, что по своей сути инновации образовательной деятельности многогранны и разноплановы. Прежде всего, они связаны с оценкой образовательного процесса, его технологическим измерением по способу выявления полученных в процессе обучения компетенций [6].

Компетенции педагога, его профессиональный и личный потенциал и мотивация также играет немаловажную роль в современном образовательном стандарте. Формирование профессиональной мотивации у студента педагогического вуза только в стенах учебного заведения невозможно, в этом вопросе немаловажную роль играет последующая педагогическая практика. Формирование профессиональной мотивации требует государственной и общественной поддержки. Можно отметить, что при формировании компетентности и профессиональной мотивации педагога необходима разработка и принятие целого комплекса мер, которые позволят повысить качество подготовки будущего педагога и приведения всех профессиональных параметров к образовательному стандарту. При успешной реализации задуманных проектов на выходе система образования получит квалифицированных и компетентных межпредметных специалистов.

Для формирования основ педагогического мастерства будущих педагогов необходимо отметить важность социально-гуманитарных дисциплин, которые занимают важное место как в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей в целом, так и в формировании основ педагогического мастерства, при изучении которых будущие педагоги имеют реальную возможность усвоить совокупность необходимых методологических знаний, среди которых особую значимость приобретают основы диалектического понимания законов развития природы, общества и познания. Исследование проблемы педагогического мастерства и разработка педагогических условий формирования его основ у будущих учителей позволило сделать вывод о том, что одним из его показателей является нравственно-эстетическое взаимодействие субъектов педагогического процесса.

Профессиональная компетентность последовательно формируется в соответствии с государственными образовательными стандартами, а социальная компетентность учитывает специфику профессиональной деятельности, к которой готовят будущего педагога. В современных условиях в эпоху рыночной экономики профессиональная подготовка специалиста предполагает также его особую социальную компетентность, которая гарантирует ему компетентность в вопросах права на труд, предпринимательства, социальной защиты, свободы слова, вероисповедания, участия в общественно-политических движениях и др. Понятие социальной компетентности характеризуется как уровень овладения личностью социально-психологическими знаниями и морально-правовыми ценностными суждениями, позволяющие ему успешно адаптироваться и активно действовать в конкретной социальной среде.

В структуре социальной компетентности Н. Хридина выделяет следующие компоненты и направления ее формирования: социально-экономическая подготовленность, нормативно-правовая и политическая грамотность, подготовленность в области делового этикета [5, с. 124].

Социальные и гуманитарные науки в рамках профессиональной подготовки: философия, психология, история, педагогика, логика, этика и эстетика играют определяющую роль в формирование компонентов профессиональной компетентности. В этом же направлении необходимо использовать предметы, которые имеют особую социальную значимость, например, родной и иностранных языков и т.д. Мировой опыт образовательной системы показывает, что гуманитарные науки способствуют развитию личностных качеств человека. Задачи социально-гуманитарного цикла просты, опишем некоторые из них: развитие творческой и личностной составляющей; обучение культуре и взаимодействию между людьми; помощь в формировании профессиональных и личностных качеств педагога.

Именно гуманитарные дисциплины способны сформировать у будущего педагога, да и не только, способность к работе в командном составе, приверженность к этическим ценностям и нормам, межличностному общению и т.д. В связи с этим необходимо понимать, что профессиональная подготовка педагогов невозможна без качественного совершенствования гуманитарной составляющей высшего образования. Выпускник вуза - это не просто носитель определенных знаний и умений, а человек, обладающий совершенно особыми человеческими качествами, такими как порядочность, ответственность, культура, пунктуальность и так далее, которые могут быть сформированы только наукой при изучении гуманитарных дисциплин.

Концепция российского образования ставит перед системой профессионального образования главную задачу - подготовка высокопрофессионального, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, готового

к постоянному творческому росту и самообразованию, ответственного за уровень своих компетенций. Современному педагогу уже недостаточно иметь определенный набор знаний, он должен уметь создать обстановку, которая позволит обучающимся использовать полученные в результате образовательного процесса знания на практическом применении, если, конечно, для этого имеется возможность и необходимость. Также учителю необходимо уметь заинтересовать обучающихся и увлечь учебным процессом, и для это в наше время есть масса возможностей, например, использование презентаций или экскурсия в исторический музей.

Современная образовательная система все больше предлагает обучающимся прибегать к дополнительным способам самообразования через разнообразные тестовые режимы или же с помощью лекций, которые можно найти в свободном доступе. Задача педагога состоит в том, чтобы научить студента пользоваться необходимой информацией, так имеющаяся в образовательной практике может нести слабые познавательные характеристики ввиду того, что в современное время все стремительно подвержено изменениям и переоценкам. Это поможет будущему преподавателю и в его дальнейшей профессиональной деятельности, т.к. современные уроки строятся не только на материалах, взятых из учебников, к ним должны разрабатываться различные сопутствующие дополнения, например, в виде презентаций.

В связи с вышесказанным можно отметить, что по ФГОС образовательные учреждения вправе разрабатывать самостоятельные аттестационные и диагностические задания для оценки учебного процесса и качества образования.

Важные перспективы открываются с внедрением ООП на уровне магистратуры. Это позволяет ориентировать образовательные программы на различные виды деятельности. Эти виды деятельности соответствуют различным потребностям школьной практики. Необходимо отметить, что важным направлением в подготовке педагогов является использование гуманитарных наук.

Это способствуют формированию нового в историческом аспекте мышления у молодого поколения. На эффективность организации методической подготовки в педагогическом вузе также влияет проблема постоянно меняющихся образовательных стандартов высшего профессионального образования, особенно в части требований к результатам освоения основных образовательных программ, определяющих компетентность выпускника. Следует также отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» указывает дисциплину «Методика преподавания предметов» в качестве обязательной Щ.

В учебном процессе педагогических высших учебных заведениях предусмотрено преподавание дисциплин, ориентированных на освоение основных профессиональных компетенций педагога, например: «Теория и методика преподавания», что является примером того, что методология ценится и принимается в образовательном процессе, и в протекающих реформах будет переосмыслена методика преподавания и ее теоретическая часть. Происходящие изменения образовательной системы требуют повышенного внимания к подготовительному процессу будущего педагога, должны меняться методы подготовки от «устоявшихся» традиционных форм обучения до современных образовательных стандартов.

Выводы. Таким образом, в современных требованиях образовательного стандарта педагог должен быть интеллектуально и нравственно развитым человеком для успешной воспитательной работы по формированию этих же качеств у подрастающего поколения. Образовательные программы педагогических вузов обеспечивают выполнение данных требований с помощью внедрения современных инструментов мониторинга компетентностей будущих педагогов, этими инструментами являются аттестационные и экзаменационные испытания выпускников.

Литература:

1. Багирова З.К., Гамидов Л.Ш., Яндиева А.И. Использование возможностей интерактивных методов обучения на занятиях в вузе // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (81). - С. 314-316.

2. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Инновации в системе повышения качества в условиях модернизации высшего образования // Территория науки. - 2016. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-sisteme-povysheniya-kachestva-v-usloviyah-modernizatsii-vysshego-o^azovaniya

3. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. - 2018. - №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sredstva-i-tehnologii-otsenivaniya-rezultatov-obucheniya

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426)

5. Хридина Н. социальная квалификация выпускников. / Высшее образовании в России высшее образование в России. - 2004 г. - № 10. - С. 121-124.

6. Яблочкина И.В. Реализация компетентностного подхода в преподавании истории в университете // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. - 2015. - № 4. - С. 104-110

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Бажан Зинаида Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студентка Умерова Нияра Рустемовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВАРИАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье авторами обоснована необходимость применения технологии дифференцированного подхода в образовательном процессе, рассмотрен вопрос организации дифференцированной работы в процессе обучения младших школьников решению текстовых математических задач на разных этапах обучения.

Ключевые слова: дифференцированный подход, вариативные подходы дифференцированной работы, самостоятельная работа, текстовая математическая задача.

Annotation. In the article, the authors substantiate the need to apply the technology of a differentiated approach in the educational process, consider the issue of organizing differentiated work in the process of teaching primary schoolchildren to solve textual mathematical problems at different stages of learning.

Keywords: differentiated approach, variable approaches of differentiated work, independent work, textual mathematical problem.

Введение. Современная школа переживает реконструкцию. Роль педагога меняется, теперь он не просто наставник, который научает правильному поведению, а сопереживающий и понимающий соучастник образовательного процесса. Методы и технологии обучения в связи с этим активно меняются. На первый план выходит технология дифференцированного обучения.

Начальный курс математики направлен на развитие логического мышления учащихся, следовательно, значительное место в этой системе занимают математические текстовые задачи. Поэтому одной из важных задач начального курса математики является выработка у младших школьников умений и навыков в их решении.

В теории и в практике школы проблема дифференцированного подхода при решении текстовых математических задач имеет определенное отражение. Особое внимание к решению текстовых задач как к средству развития мышления, формированию системы математических понятий у младших школьников уделяли: М.А. Бантова, М.В. Богданович, С.П. Логачевськая, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, А.М. Пышкало, А.С. Пчелко, Н.Г. Уткина и многие другие методисты в области начальной математики. Но несмотря на то, что в настоящее время разработано достаточно много образцов дифференцированных заданий для работы над текстовой математической задачей, многие учителя испытывают значительные трудности применения их на практике. Поэтому вопрос организации дифференцированной работы над текстовой задачей остается актуальным и требует дополнительного изучения.

Изложение основного материала статьи. Понятие «дифференциации» пришло в наш язык с латинского и обозначает разделение, разложение целого на части. В связи с этим дифференцированное обучение ставит своей целью организацию учебного процесса, основываясь на индивидуальных особенностях личности, учитывая уровень возможностей и способностей обучающихся.

Р.В. Гурина определяет дифференцированное обучение как «учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся» [3,с. 69]. При этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы.

И.Д. Бутузов рассматривает дифференциацию, как форму организации обучения, обеспечивающую качество знаний учащихся посредством разделения их на группы, основываясь на их способностях [2].

Н.Г. Уткина отмечает, что суть дифференцированного подхода состоит в выделении в классе трёх типологических групп учащихся (сильная, средняя и слабая), для которых разрабатываются свои варианты заданий по силам и способностям учащихся [6].

Как видим, что единого представления о дифференциальном обучении в системе современной педагогической науки нет, однако, многие специалисты отмечают, что это форма обучения, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности учеников и тесная взаимосвязь воздействия педагогов и родителей на обучение.

Н.А. Менчинская отмечала в свое время, что «достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учета индивидуально-психологических различий школьников, проявляющихся в процессе учения» [4, с. 198].

Современные концепции начального образования также исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированный подход. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Исследования психологов свидетельствуют о том, что в одном и том же классе младшие школьники очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, а другие его усваивают с трудом, одни активны в процессе обучения, а другие проявляют пассивность. Разным ученикам требуется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.