Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ)'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ)»

НИРО - 80 лет

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

(по материалам кафедры теории и методики обучения информатике)

Решение о введении в школьную программу предмета «Информатика» было принято в 1985 году. В связи с этим перед Горьковским институтом усовершенствования учителей была поставлена задача подготовки педагогов для преподавания нового курса. С этой целью в институте был создан класс электронной вычислительной техники, включающий один ДВК-2 и шесть ДВК-1. Первоначально подготовку кадров поручили кабинетам математики (заведующая — Г. Б. Пичурина) и технических средств обучения (заведующий — М. К. Ассонов). Для работы по внедрению ОИВТ на должность методиста был принят А. Г. Баханский.

Решить поставленную задачу было невозможно без оптимизации всех ресурсов региональной системы образования. К преподаванию новой дисциплины оказались привлечены лучшие учителя математики и физики; институт тесно взаимодействовал со специалистами ГГУ, ГПИ, ГГПИ, ГИСИ и других вузов. Активное участие в сотрудничестве с институтом приняли заведующий кафедрой информатики ГГПИ М. А. Иорданский и старший преподаватель ГГУ М. М. Шульц.

В январе 1987 года в институте создается новая структура — кабинет информатики, заведовать которым стал А. Г. Баханский. При подготовке учителей использовалась техника, которой была оснащена школа; систематически издавались методические и дидактические пособия под общим названием «Средняя школа и ЭВМ».

Под руководством А. Г. Баханского, координировавшего работу кабинетов информатики институтов усовершенствования учителей Волго-Вятского региона, было разработано положение о конкурсе-смотре с целью подготовки научно обоснованных методических сценариев и реко-

Верхний ряд (слева направо): Е. П. Мостипан, А. Г. Баханский; нижний ряд (слева направо): И. Н. Смирнова, М. И. Голунова (зав. кафедрой)

мендаций по использованию ЭВМ в обучении.

В 1991—1992 годах ИУУ был преобразован в НИПКРО, а на базе кабинетов математики и информатики создана кафедра математики и информатики, которую возглавил канд. техн. наук В. В. Садовский. На данном этапе кафедра активно решала вопросы аттестации учителей информатики. Опыт этой деятельности обобщен в сборнике «Содержание и организация проведения квалификационных испытаний учителей основ информатики и вычислительной техники». Являясь членами координационного совета департамента образования и науки администрации Нижегородской области, В. В. Садовский и А. Г. Баханский принимали активное участие в создании и выполнении областной программы информатизации образования области.

В 2002 году кафедра математики и информатики была преобразована

Специальный выпуск

М. И. ГОДУНОВА, заведующая кафедрой теории и методики обучения информатике

в кафедру теории и методики обучения математике и центр компьютерных технологий и информатики (далее — ЦКТИ) (заведующая — М. И. Го-лунова). Деятельность центра была связана с началом реализации федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2003—2005 гг.)» в Нижегородской области. Значительное внимание также уделялось федеральной программе «Компьютеризация сельских школ». Центр решал задачи повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических работников образовательных учреждений. Цель этой деятельности заключалась в продуцировании кадров, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии; в создании и внедрении в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграции с традиционными учебными пособиями. Была разработана система тьютор-ства, позволившая более эффективно решать задачи реализации программы «Компьютеризация сельских школ» в районах Нижегородской области; сформирован пакет методических материалов для обучения тьюторов сельских школ в области информационных технологий в рамках федеральной программы «Создание единой информационной среды»; апробирована программа «Основы компьютерных и интернет-технологий»; подготовлены пакет диагностических материалов и пакет документов «Портфель тьютора» для тьюторов, работающих по программе «Компьютеризация сельских школ».

В 2005—2006 годах ЦКТИ организовал эксперимент по отбору содержания

и форм обучения информатике в профильной школе. Это время ознаменовалось активным сотрудничеством с созданным в 2002 году на базе института региональным центром Федерации Интернет-образования. Сотрудники ЦКТИ М. И. Го-лунова, Н. И. Городецкая, Е. П. Мости-пан повысили квалификацию в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ в рамках федерального проекта «Компьютеризация сельских школ», а также прошли переподготовку в Московском центре интернет-образования по программе «Внедрение информационных интернет-технологий в образовательную деятельность».

В мае 2006 года центр компьютерных технологий и информатики был преобразован в кафедру теории и методики обучения информатике, руководителем которой стала М. И. Голунова.

В настоящее время на кафедре работают пять человек: заведующая кафедрой М. И. Голунова; доцент, заслуженный учитель РФ А. Г. Баханский; старшие преподаватели И. Н. Смирнова и Н. И. Городецкая; специалист по учебно-методической работе, старший преподаватель Е. П. Мостипан.

Кафедра теории и методики обучения информатике — это учебный, методический, научный, экспериментальный, экс-пертно-аналитический и координационный центр, целью работы которого являются формирование и развитие ключевых компетенций учителей информатики и информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).

Основные направления деятельности кафедры

К основным направлениям деятельности кафедры относятся:

3 образовательное — организация квалификационных курсов, проблемно-тематических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классов, модульных курсов по накопительной системе;

3 методическое — разработка и написание учебных пособий и программ, учеб-

90

Формирование и развитие профессиональной компетенции.

НИРО - 80 лет

но-методических материалов по предмету «Информатика и ИКТ»;

3 научно-исследовательское — обновление содержания методов и технологий преподавания информатики и ИКТ в условиях информационного общества, разработка и внедрение в учебный процесс эффективных образовательных технологий, проектирование учебной деятельности учителей информатики и ИКТ, участие в научных конференциях;

3 экспериментальное — организация экспериментальных площадок с целью информационного обеспечения деятельности образовательных учреждений, внедрения в их практику новых информационных технологий, апробации и распространения электронных учебных материалов;

3 экспертно-аналитическое — рецензирование и экспертиза авторских программ, пособий, спецкурсов и других учебно-методических материалов;

3 аттестационное — разработка учебно-методических материалов к аттестации учителей, определение форм и разработка критериев оценки квалификаци-

онных испытаний, апробация новых форм аттестационных испытаний (компьютерное тестирование);

3 организационное и координационное — поддержка и распространение инновационного опыта, общественных инициатив преподавателей информатики и ИКТ, в перспективе — формирование регионального сообщества преподавателей информатики и ИКТ.

Кафедра тесно сотрудничает со многими структурными подразделениями ГОУ ДПО НИРО. Научными и социальными партнерами кафедры являются Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва), Нижегородский государственный педагогический университет (кафедра информатики и информационных технологий, зав. кафедрой — профессор, доктор физико-математических наук М. А. Иорданский), ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», некоммерческое партнерство «Школьный сайт», компании «КМ Образование» и «Кирилл и Мефодий», некоммерческий фонд «Вольное дело».

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ (по материалам кафедры теории и методики физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности)

Кафедра была создана 1 февраля 1999 года по распоряжению департамента образования Нижегородской области. В первый ее состав входили: заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, профессор В. Т. Чи-чикин; кандидат педагогических наук, доцент П. В. Игнатьев; кандидат педагогических наук В. И. Бачевский, кандидат медицинских наук Е. Е. Конюхов, методист физического воспитания Л. Н. Богатырева; методист ОБЖ А. И. Торопов.

На протяжении десяти лет деятельности кафедры состав преподавателей и методистов менялся. Сегодня ее сотрудники — научные руководители экспериментальных площадок Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В настоящее время на кафедре работают профессора В. Т. Чичикин и В. Г. Пичененко, доценты Е. Е. Конюхов, П. В. Игнатьев, И. И. Бондарева, специалисты по учебно-методической работе Л. Н. Богатырева и Н. Е. Олейникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.