Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-НАСЫ-ЩЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-СОЦИАЛЬНЫЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / IT-ENVIRONMENT / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL AND SOCIAL VIRTUAL NETWORKS / IT-COMPETENCE OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина И. И., Смирнов А. А., Соколова О. Д.

B статье представлены основные направления развития системы информатизации образования Уренского муниципального района; актуализируется внимание на применении ИКТ как одном из главных инструментов формирования профессиональной компетентности современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Informatization of a municipal educational system

The authors of the article present the main directions in developing the system of informatization the Urensky municipal. They draw the attention to the IT application as one of the main instruments in forming the professional competence of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Правительство Нижегородской области со своей стороны проводит обучение пользователей внедряемых информационных систем электронного правительства, повышает компьютерную грамотность государственных и муниципальных служащих с использованием дистанционных технологий. Каждое учреждение может использовать интернет-ресурс «Электронный гражданин» для обучения и проверки компьютерной грамотности своих сотрудников.

Также в Нижегородской области существует множество курсов по обучению компьютерной грамотности людей старшего возраста — потенциальных пользова-

телей электронных дневников, журналов и других образовательных ресурсов.

Совместная работа всех заинтересованных ведомств, организаций направлена на повышение качества и на обеспечение равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания, возраста, социального статуса. Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.

Беседовала С. Малая

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

И. И. СПИРИНА, начальник управления образования администрации Уренского

муниципального района uroo@mts-nn.ru

А. А. СМИРНОВ, заведующий ИДЦ управления образования администрации Уренского муниципального района saa1707@mail.ru

О. Д. СОКОЛОВА,

методист ИДЦ

управления

образования

администрации

Уренского

муниципального района olg2826@gmail.com

В статье представлены основные направления развития системы информатизации образования Уренского муниципального района; актуализируется внимание на применении ИКТ как одном из главных инструментов формирования профессиональной компетентности современного педагога.

The authors of the article present the main directions in developing the system of informatization the Urensky municipal. They draw the attention to the IT application as one of the main instruments in forming the professional competence of a modern teacher.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-насы-щенная образовательная среда, образовательно-социальные виртуальные сети, ИКТ-компетентность педагогов

Key words: informational and communie ational technologies, IT-environment, the educational environment, educational and social virtual networks, IT-competence of teachers

В качестве основной компетентности педагогических работников стандарт определяет информационную компетентность, заключающуюся в готовности вести дистанционную образовательную деятельность, использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы, школьную документацию на электронных носителях.

Как отмечено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2015 года, «высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государств». Разработанные и принятые на основе данного концептуального документа государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», областная целевая программа «Информационное общество и электронное правительство Нижегородской области (2012—2014 годы)» свидетельствуют о важности и значимости формирования информационной среды, являющейся общественным ресурсом развития.

В соответствии с проектом Федерального закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения наличие «интерактивного электронного контента по всем учебным предметам» включено в требования к условиям реализации образовательных программ. В качестве основной компетент-

ности педагогических работников стандарт определяет информационную компетентность, заключающуюся в готовности вести дистанционную образовательную деятельность, использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы, школьную документацию на электронных носителях.

В связи с этим в настоящее время первостепенное значение имеет информатизация всей муниципальной системы образования — от дошкольного до дополнительного образования, реализуемая через следующие основные направления:

3 создание единого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего доступность и эффективность использования электронных учебных, методических и управленческих ресурсов;

3 обеспечение индивидуализации образовательной деятельности обучающихся на основе внедрения и применения ИКТ, дифференциации учебного материала и современных форм организации учебной деятельности;

3 оснащение образовательных учреждений мультимедийной, компьютерной техникой, наращивание качественных и объемных показателей доступа к сети Интернет;

3 повышение квалификации и переподготовка педагогов к работе в новом информационно-образовательном пространстве;

3 формирование информационно-образовательного контента учебных, методи-

ческих и технологических материалов для организации образовательной деятельности;

3 организация и развитие муниципальной автоматизированной системы документооборота, статистики и мониторинга.

Анализ развития процессов информатизации в образовательных учреждениях района показывает, что внедрение новых технологий в учебную и административную деятельность имеет положительную динамику.

Использование многоуровневой системы финансирования на основе консолидации финансово-материальных ресурсов федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также участие образовательных учреждений в приоритетном национальном проекте «Образование» позволили в целом нарастить информационную инфраструктуру образовательных учреждений. В течение последних лет район активно участвовал в реализации целевых федеральных программ «Электронная Россия», «Развитие единой информационной среды на 2001—2005 годы», «Компьютеризация сельских школ» и программы региональной информатизации. Только в 2012 году в рамках осуществления комплекса мер по модернизации системы общего образования в район поставлены компьютерное и мультимедийное оборудования на общую сумму 3 миллиона 286 тысяч рублей. Таким образом, согласно статистическим данным, в учебном процессе задействованы 342 компьютера, 149 проекторов, 47 комплектов интерактивных досок. На сегодняшний день обеспеченность компьютерами образовательных учреждений района составляет 1 компьютер на 9 учащихся, что соответствует областному показателю. Но наряду с этим ощущается нехватка компьютерной техники для эффективного обеспечения учебного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и спортивных школах района.

С 1 января 2011 года управление образования и все школы района заключили

лицензионные соглашения с компанией «Майкрософт» на право использования программного обеспечения. Общая сумма, направленная на продление и закупку лицензионных программных продуктов и антивирусной программы, в 2012 году составила 120 тысяч 735 рублей.

За счет средств областной субвенции, направленных на совершенствование ИКТ-насыщен-ной образовательной среды, в течение 2011/2012 учебного года увеличились доля общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет на скорости 512 Кбит/с (на 13 %), и доля школ, имеющих внутришкольное сетевое пространство (на 23 %). Однако сохраняется проблема низкой пропускной способности сети Интернет в ряде сельских образовательных учреждений по причине отсутствия в данных населенных пунктах дополнительных линий.

В качестве критерия оценки уровня применения ИКТ-технологий в образовательном и административном процессах можно рассмотреть наличие и регулярность использования веб-сайтов образовательных учреждений. Как показывает проведенный мониторинг работы официальных сайтов образовательных учреждений, информация, размещенная на интернет-страницах школ, соответствует требованиям законодательства и отражает основные направления деятельности образовательных учреждений.

В целях информационной и консультационной поддержки педагогов района созданы и функционируют сайты ИДЦ управления образования, профсоюзной организации работников образования, лаборатории молодого педагога, сетевого сообщества учителей начальных классов, онлайн-журнала ИДЦ управления образования «Методический вестник».

Развитие инфраструктуры и оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой позволили активизиро-

Информация, размещенная на интернет-страницах школ, соответствует требованиям законодательства и отражает основные направления деятельности образовательных учреждений.

вать процессы совершенствования управления в системе образования на основе использования специализированных программных продуктов и участия в образовательно-социальных виртуальных сетях. В этом плане показательны опыты Урен-ской средней школы № 1, Арьевской и Большетерсенской средних школ по применению электронного образовательного контента с использованием программы «^ЭсИоо! (сетевая школа)», с участием в проектах «Баллов.нет» и «Дневник.ру», через организацию работы в блогах классов и учителей.

В 2009—2010 годах Большетерсенская средняя школа в числе 12 образовательных учреждений Нижегородской области успешно участвовала в пилотной апробации проекта всероссийской школьной социальной сети «Дневник.ру». Была создана единая для всей школы база данных, содержащая информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, отчеты. Участие в проекте позволило значительно активизировать освоение ИКТ педагогами школы. Родители учеников получили прямую возможность участвовать в образовательном процессе. Заслуживает внимания опыт работы с сервисами «Дневник.ру» Арьевской средней школы. Педагоги, учащиеся и родители активно включились в работу школьной социальной сети, участвуя в социальных опросах, в работе форумов и виртуальных интернет-конференций. На страницах Дневника.ру выложено электронное портфолио учащихся; учителями школы ведутся консультации по подготовке к государственной (итоговой) аттестации.

Опыт работы Большетерсенской и Арь-евской средних школ позволил определить данные образовательные учреждения

Созданная для всей школы база данных содержит информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, отчеты.

как опорные в районе по реализации проекта «Дневник.ру».

В 2011/2012 учебном году ИДЦ управления образования, Большетерсенская, Арьевская и Устанская средние школы стали участниками V международного форума информационных технологий «!ТРогит 2020 / Информатизация нашей жизни», проходившего на Нижегородской ярмарке. Опыт района был представлен в рамках круглого стола «Электронный журнал и электронный дневник в школе: взгляд субъектов образовательного процесса и эффективные практики внедрения», а также фестиваля образовательных учреждений «Нижегородская школа в цифровом формате». На стендовой презентации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (далее НИРО) был представлен опыт Уренской средней школы № 1 в сфере формирования и развития ИКТ-насыщенной образовательной среды.

В настоящее время 70 % школ района активно используют в своей практике систему электронных дневников и журналов успеваемости. Два районных тьютора прошли курсовую подготовку на базе НИРО по вопросам использования ресурсов Дневника.ру. Арьевская и Устанская средние школы осуществляют отработку проектирования деятельности в социальной сети «Дневник.ру» в режиме экспериментальных площадок НИРО.

Система электронного документооборота и ведение делопроизводства, деятельность централизованной бухгалтерии управления образования на основе программ «АЦК-Финансы», «1С: Бухгалтерия», «Контурн-Экстерн» позволяют создать единое информационное пространство, унифицировать документационное обеспечение и автоматизировать функции делопроизводства. Бухгалтерия всех образовательных учреждений связана в единую сеть. Установленный сервер в централизованной бухгалтерии для хранения и обработки информационных ресурсов предоставляет возможность работать с информацией объемом до 146 Гб.

Активное участие района в системе электронных мониторингов федерального и регионального уровней позволяет систематизировать, осуществлять сопоставительный анализ и оперативную обработку информации о муниципальной системе образования.

Технология оценки результатов деятельности образовательных учреждений в автоматизированной системе обработки данных мониторинга «Образовательная карта», разработанного Центром мониторинга, анализа и статистики в сфере образования НИРО, положена в основу анализа методической работы образовательных учреждений района. Разработанное на его основе районное положение о результативности методической работы дает возможность определять суммарные показатели, качественные и количественные изменения, выстраивать рейтинговую оценку организационно-методической деятельности администрации школ.

В основу был положен ряд позиций, определяющий на выходе по итогам учебного года уровень организации методической работы школы в целом. Наряду с основными показателями, включающими степень владения педагогическими технологиями, аттестацию, курсовую подготовку, экспериментальную деятельность, были определены следующие индикаторы: наличие авторских сертифицированных программ и авторских публикаций, участие в мастер-классах, семинарах, конференциях, в сетевых профессиональных сообществах, в профессиональных конкурсах.

Реализуемый проект «Межшкольный ресурсный центр информационно-коммуникационных технологий» ИДЦ управления образования призван решить задачу профессиональной компетентности педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий. Начиная с 2007 года усилиями районных тьюторов в рамках программы Интел «Обучение для будущего», а также областного проекта «Электронный гражданин» изучили навыки компьютерной грамотности бо-

лее 200 педагогов; 25 учителей прошли курсовую подготовку на базе района по темам «Компьютерный видеомонтаж», «Создание электронных видеоучебников».

В рамках федерального проекта «Обучение и методическая поддержка учителей по использованию электронных образовательных интернет-ресурсов в образовательной деятельности, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий» 39 учителей начальных классов, русского языка, математики, информатики, истории, географии, биологии, химии, физики прошли обучение в НИРО по теме «Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе».

Приобретенные знания по данной теме и наработанный опыт были представлены в ходе работы диалог-клубов и секционных заседаний в рамках районной августовской педагогической конференции 2012 года. Педагоги школ стали участниками Всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе «Формула будущего — 2012».

С 2006 года на базе района совместно с НИРО проведены 12 курсов повышения квалификации в дистанционном режиме с использованием интернет-оболочки. Благодаря успешному внедрению программ дистанционного обучения на основе ИКТ Уренский район входит в число 20 опорных площадок дистанционного обучения в Нижегородской области, однако остается острая проблема обучения навыкам компьютерной грамотности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для ее решения в 2012/2013 учебном году усилиями районных тьюторов будут проведены модульные курсы для воспитателей детских садов.

Важнейшей целью современной системы образования стало формирование у

Активное участие района в системе электронных мониторингов федерального и регионального уровней позволяет систематизировать, осуществлять сопоставительный анализ и оперативную обработку информации о муниципальной системе образования.

каждого учащегося ключевой компетенции— способности учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт отреагировал на это появлением новой надпредметной задачи образования — формирование у учащихся универсальных учебных действий. Данная задача вполне успешно может быть решена с использованием цифровых инструментов и возможностей ИКТ-насыщенной образовательной среды. Модель обучения в рамках программы «1 ученик : 1 компьютер» позволяет осуществлять данный процесс наиболее эффективно. Использование мини-ноутбуков «Классмейт» в учебном процессе Арьевской и Карповской средних школ позволяет учащимся создавать свои электронные портфолио, участвовать в разнообразных проектах, работать с электронными пособиями-тренажерами.

С 2008 года по 2010 год на базе ИДЦ управления образования в рамках экспериментальной площадки НИРО проходила апробация модели применения дистанционных технологий обучения одаренных учащихся. В соответствии с программой реализации экспериментальной деятельности был создан сайт «Дистанционное обучение учащихся Уренского района». Каждый педагог-экспериментатор определял для себя индивидуальную траекторию работы, создавая собственный сайт, используя электронную почту, кей-совую систему или проводил занятия с использованием проекта «Днев-ник.ру». За два года эксперимента прошли полный курс дистанционного обучения и успешно освоили учебные модули 20 учащихся 9—11-х классов школ района: из них 8 — участники регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, 2 — призеры регионального этапа, 16 — победители и призеры региональных и всероссийских исследовательских конкурсов. Кроме того, выпускники школ — участники курсов — показали результаты ЕГЭ выше среднего

Принципиально новыми формами самореализации и профессионального роста педагога являются участие в сетевых проектах, экспер-тирование материалов коллег и представление вниманию широкой педагогической общественности собственных наработок.

по области. Наработанный опыт был представлен в рамках международных и региональных конференций, опубликован во всероссийских и региональных методических изданиях. На сегодняшний день работа в данном направлении продолжена в режиме муниципальной площадки и охватывает уже педагогов пяти школ, а также учащихся семи школ Уренского и Варна-винского районов. К работе подключились учителя начальных классов. В конце 2011/ 2012 учебного года сертификаты об окончании модульных курсов были вручены уже 44 учащимся 4-х и 9—11-х классов. Авторские программы дистанционных курсов трех педагогов были сертифицированы научно-методическим экспертным советом НИРО и рекомендованы к использованию в муниципальном образовательном пространстве. В наступившем учебном году работа в данном направлении будет продолжена с использованием электронной оболочки «Мудл».

Формы дистанционного обучения используются и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» национального приоритетного проекта «Образование» двое учащихся Урен-ской средней школы № 1 осуществляют обучение в дистанционном режиме в форме онлайн-взаимодействия обучающегося и педагога.

В районе начата отработка механизма по дистанционному обучению учащихся, пропускающих учебные занятия по болезни, на базе Большетерсенской средней школы. Работа осуществляется на платформе «Дневник.ру» и охватывает учащихся 7—10-х классов школы.

Принципиально новыми формами самореализации и профессионального роста педагога являются участие в сетевых проектах, экспертирование материалов коллег и представление вниманию широкой педагогической общественности собственных наработок. Самыми популярными интернет-ресурсами являются «Сеть творческих учителей», социальная сеть работни-

ков образования «Наша сеть», «Начальная школа — детям, родителям, учителям», ИнтерГУру.

В марте 2012 года методисты ИДЦ управления образования и учителя начальных классов Уренских средних школ № 1 и 2, Арьевской и Устанской средних школ провели методическую мастерскую «Современный урок в начальной школе: от теории к практике» на интернет-портале Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва) (далее АПКиППРО) «Сетевое образование. Экспертиза. Учебники». Во время работы мастерской урен-ские педагоги общались в режиме форума с российскими учителями и методистами: комментировали выложенные на портале видеоуроки, отвечали на вопросы.

Представленный опыт вызвал положительную оценку руководителей всероссийского проекта «Сетевая школа методиста» и участников мастерской из многих регионов Российской Федерации. Об актуальности и важности рассматриваемых вопросов свидетельствует и тот факт, что материалы уренских педагогов были скачаны из Интернета более 1200 раз.

В сентябре была проведена новая федеральная мастерская по теме «Проектирование и реализация муниципальной модели методического сопровождения гражданского образования и духовно-нравственного воспитания в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС».

Следует отметить положительную динамику результативности и участия в интернет-конкурсах и олимпиадах среди педагогов и учащихся, которая возросла в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.

В течение учебного года педагоги района стали участниками дистанционной Международной научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития», проводимой АПКиППРО, Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: ресурсы, опыт, тен-

денции развития» (Архангельск), дистанционных межрегиональных методических чтений «Современный педагог — новой школе» (Москва), также в 2011/2012 учебном году впервые в районе была проведена межрайонная интернет-конференция «Проектирование краеведческой деятельности: опыт реализации», в которой приняли участие педагоги Ветлужского, Воскресенского, Тонкинского и Уренского районов.

Уже второй год подряд материалы августовской педагогической конференции выкладываются на сайте «Летописи.ру». Выступления на пленарном заседании, материалы с секций, полезные тематические интернет-ресурсы, проект резолюции представлены для обсуждения педагогов района.

Анализ основных направлений по формированию информационно-образовательной среды выявляет следующие первоочередные задачи, стоящие перед муниципальной системой образования:

3 оснащение учебного процесса современными аппаратными и программными средствами;

3 внедрение новых форм повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий, нацеленных на формирование качественно нового уровня ИКТ-компетентности всех субъектов образовательного процесса;

3 формирование системы информационного обеспечения, включающей в себя сайты управления образования и образовательных учреждений, единую базу данных;

3 комплексное внедрение и использование системы электронных журналов и дневников успеваемости;

3 совершенствование системы дистанционного обучения и развитие форм сетевого взаимодействия, в том числе с использованием возможностей сетевых педагогических сообществ.

Во время работы мастерской урен-ские педагоги общались в режиме форума с российскими учителями и методистами: комментировали выложенные на портале видеоуроки, отвечали на вопросы.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Бармин, Н. Ю. Информатизация нижегородской школы: состояние и перспективы / Н. Ю. Бармин // Нижегородское образование. — 2009. — № 2. — С. 23—30.

2. Василевская, А. А. Развитие информационно-коммуникационных технологий как реальная возможность для становления новой модели школы / А. А. Василевская, Е. В. Василевская. — URL: http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss4/stt/st4.pdf.

3. Калинкина, Е. Г. Формирование информационного общества и развитие ИКТ-компе-тентности педагогов в процессе повышения квалификации / Е. Г. Калинкина / / Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 4—11.

4. Низиенко, Е. Л. Реализация «Нашей новой школы» / Е. Л. Низиенко // URL: http:// mek. kpmo. ru / mek / workshop / chview/33. html.

5. Стратегия развития информационного общества до 2015 года // URL: http://www. rg.ru/ 2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА: СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ

Э. К. САМЕРХАНОВА, доктор педагогических наук, профессор, директор Института дизайна и информационных технологий НГПУ им. К. Минина elsamer@rambler.ru

В данной статье рассматривается структурный аспект по формированию единого информационно-образовательного пространства в рамках образовательного учреждения.

In this article the structural aspect of forming the informational space within the educational institution is considered.

Ключевые слова: основные компоненты информационно-образовательного пространства, внешние информационные ресурсы, системы социокультурных и образовательных ценностей, когнитивно-информационная система

Key words: the main components of informational and educational space, external informational resources, the system of social, cultural and educational values, cognitive and informational system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.