Научная статья на тему 'СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ'

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TEACHERS' TRAINING / NETWORK PEDAGOGICAL COMMUNITIES / THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / LIFELONG EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Е. Г.

В статье рассматриваются функциональные возможности сетевых сообществ для профессионального развития педагогов в условиях современного общества и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а также роль профессиональных сообществ в сети Интернет в процессе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network communities as a tool of teachers' professional development

The article tells us about the functional opportunities of network communities for the professional development of teachers in terms of modern society and the realization of the national educational initiative «Our new school» and also the role of professional communities in the Internet process of teachers' training.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ»

тельности, что особенно актуально для отдаленных районов. В этом направлении можно было бы организовать канал связи с руководителями министерства образования Нижегородской области.

Наконец, это проведение аттестационных процедур в онлайн-режиме. В сообществе «Руководители образования онлайн» в 2009—2010 годах мы опробовали процедуру выполнения зачетных заданий при обучении руководителей по накопительной системе. Безусловно, пока в самом простом варианте, используя наличные ресурсы сайта «Открытый класс»: регистрация на сайте, присоединение к сообществу «Руководители образования онлайн», написание комментария в одном из форумов по теме обучения — но не просто отписка, а формирование своей позиции.

Е. Л. Родионова: Итак, в ходе обсуждения мы пришли к выводу, что с учетом новых подходов к инновационному педагогическому опыту и новых возможностей его распространения в условиях информатизации образования приоритетными постепенно становятся разработка и обсуждение в Интернете учебно-методических материалов, направленных на внедрение современных образовательных технологий в практику работы школ, активное ис-

пользование средств ИКТ в образовательном процессе, распространение передового педагогического опыта. Такое обсуждение делает логичным переход к совместному созданию и апробации новых педагогических технологий, разработке учебных пособий нового поколения, участию в совместных творческих проектах, конкурсах, фестивалях.

Опыт портала «Сеть творческих учителей» убеждает в том, что открытое сетевое взаимодействие профессионалов (свыше 80 % активной аудитории портала — учителя первой и высшей квалификационных категорий, победители Приоритетного национального проекта «Образование», учителя-методисты) позволяет выстроить особую систему тьюторства, включающую в себя многочисленные мастер-классы, консультативные недели, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации и многое другое. При этом каждый участник сообщества может выбрать собственную траекторию профессионального роста.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при организации не только сетевого сообщества, но и любого сетевого продуктивного общения нужно отдавать себе отчет в том, что за этим последует весьма существенный труд!

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА

КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматриваются функциональные возможности сетевых сообществ для профессионального развития педагогов в условиях современного общества и реализации

Е. Г. КАЛИНКИНА,

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе ГОУ ДПО НИРО ekalin2006@rambler.ru

национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а также роль профессиональных сообществ в сети Интернет в процессе повышения квалификации.

The article tells us about the functional opportunities of network communities for the professional development of teachers in terms of modern society and the realization of the national educational initiative «Our new school» and also the role of professional communities in the Internet process of teachers' training.

Ключевые слова: сетевые педагогические сообщества, профессиональное развитие педагогов, непрерывное образование, повыш-ение квалификации

Key words: network pedagogical communities, the professional development of teachers, lifelong education, teachers' training.

Коммуникативная революция конца XX века многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, экономических, культурных, политических процессов. Динамичное, постоянно меняющееся общество нуждается в столь же динамичном образовании, которому присущи: направленность на овладение ключевыми компетенциями; ориентация на непрерывное образование в течение всей жизни; эффективное использование ресурсов информационно-телекоммуникационных систем и т. д. В связи с этим должны быть решены такие задачи, как:

3 выбор адекватных запросам современного общества информационно-коммуникационных технологий и их эффективное использование в образовательном процессе;

3 разработка систем программно-содержательной и сервисной поддержки процессов информатизации в образовании;

3 развитие специализированных общедоступных информационных ресурсов, ориентированных на решение образовательных задач.

Существенное значение в реализации приоритетов российского образования, направлений национальной инициативы «Наша новая школа» имеет развитие сетевых педагогических сообществ, способствующих освоению и осмыслению воз-

можностей использования новых средств организации образовательного процесса, инструментов эффективного педагогического общения и выстраивания процесса непрерывного профессионального развития работников образования. Учитывая актуальность обозначенных задач, в 2009 году в рамках соглашения между Национальным фондом переподготовки кадров, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», министерством образования Нижегородской области и Нижегородским институтом развития образования началась реализация проекта «Создание и развитие сетевых педагогических сообществ в сети Интернет», целью которого является создание условий для обеспечения нового качества образования в России за счет развития социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых будет направлена на поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкое распространение электронных образовательных ресурсов, модернизацию системы методической поддержки образования.

Опыт реализации данного проекта в Нижегородской области позволяет утверждать, что проблема профессионального развития педагога в контексте создания и развития педагогических сообществ в сети Интернет многогранна и многоаспектна.

Первый аспект связан с потребностями освоения педагогами современных сетевых сервисов как предпосылкой эффективной профессиональной деятельности в условиях информационного общества. В настоящее время уже невозможно представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, обладающих значительным педагогическим потенциалом и открывающих принципиально иные возможности для сферы образования. Вместе с тем зачастую этот потенциал не реализуется или реализуется не в должной мере из-за отсутствия у педагогов знаний и опыта в области работы с такими технологиями и средствами телекоммуникации, в то время как современные школьники, студенты и даже их родители оказываются более осведомленными в этой сфере.

В связи с этим особое значение приобретает создание условий для развития у работников образования специальных компетенций, связанных с использованием социальных сервисов Интернет, учебных материалов и инструментов организации образовательного процесса нового поколения. Так, в процессе обучения в ГОУ ДПО НИРО по программе НФПК «Сетевые сообщества как средство профессионального развития» различные категории педагогических работников (учителя-предметники, психологи, педагоги дополнительного образования, администраторы) приобретают знания о: 3 значении сетевого взаимодействия в профессиональном развитии;

3 образовательном потенциале различных социальных сервисов и инструментов Интернета;

3 существующих профессиональных сообществах педагогов и социальных сетях, сообществах образовательной и пе-

Различные категории педагогических работников (учителя-предметники, психологи, педагоги дополнительного образования, администраторы) проходят обучение в ГОУ ДПО НИРО по программе НФПК «Сетевые сообщества как средство профессионального развития».

дагогической направленности, их особенностях;

3 цифровых и сетевых образовательных ресурсах и возможностях их использования в профессиональной деятельности;

3 принципах безопасности при работе в социальных сетях.

Кроме того, работники образования приобретают опыт:

3 выбора среды (сред) и инструментов сетевого взаимодействия;

3 работы в существующих сообществах образовательной и педагогической направленности;

3 анализа и экспертизы представленных в Сети образовательных ресурсов, работы сообществ, сервисов и инструментов относительно задач педагогического общения и педагогического действия;

3 совместной выработки норм и правил сетевого взаимодействия;

3 модерации сетевого взаимодействия;

3 применения отдельных социальных сервисов Интернета в профессиональной деятельности, инициирования сетевых активностей для решения профессиональных задач;

3 профессиональной рефлексии.

Наконец, педагоги, психологи и администраторы приобретают умения:

3 применять некоторые основные сервисы и инструменты Web 2.0 (создавать вики-страницу, вести блог, участвовать в форуме, создавать интерактивный опрос с использованием специальных сервисов, настраивать поисковые системы под индивидуальные задачи, применять классификацию и т. п.);

3 организовывать личное профессиональное пространство в Интернете (в том числе создавать электронный портфолио в соответствии с задачами его использования);

3 принимать участие в работе профессиональных сетевых сообществ, организовывать обсуждение профессиональных вопросов и инициировать сетевые активности учащихся с использованием инструментов и сервисов Web 2.0.

Важно отметить, что в зависимости от целевой группы сочетания модулей могут иметь несколько вариантов:

3 для педагогов-предметников — «Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога», «Проектирование профессионального сообщества сетевых активностей в существующем сообществе учителей конкретного предмета»;

3 для школьных администраторов — «Школа как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации и управления школьной жизнью», «Проектирование школьного сетевого сообщества»;

3 для школьных психологов, социальных педагогов — «Основы виртуального консультирования», «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога-психолога»;

3 для классных руководителей — «Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы», «Проектирование сетевых активностей учащихся с использованием известных сервисов Интернета и существующих сообществ образовательной направленности» и т. п. Обучение предполагает индивидуальную и групповую работу, что позволяет оценить преимущества и недостатки осваиваемых средств коммуникации.

Второй аспект связан с потребностями опережающего развития образования, обеспечения непрерывного профессионального развития педагога. Идеология «long life learning» — «образование через всю жизнь» строится на нескольких принципах:

3 профессиональной мобильности, готовности приобретать новые навыки, компетенции, осваивать смежные области деятельности;

3 осознанного построения траектории собственной профессионализации;

3 работы с профессиональными дефицитами на каждом уровне кризиса компетентности и формулирования образовательного заказа относительно выявленных проблем;

3 самостоятельного поиска и выбора средств образования и самообразования: как формального, так и неформального характера.

В связи с этим меняются задачи и роль процесса повышения квалификации, где в условиях реализации накопительной системы существенно расширяются возможности выбора педагогами образовательных траекторий профессионального развития, в том числе с использованием потенциала сетевых педагогических сообществ. Как показывает практика, инструменты и социальные сервисы Интернета, задействованные при создании сообществ и инициировании активностей в них, позволяют не только обеспечить получение оперативной информации для решения профессиональных вопросов, а также проблем, возникающих в практической деятельности, но и организовать дистанционное консультирование или обмен опытом педагогов, значительно территориально удаленных друг от друга и от сетевого методиста, что существенно экономит временные и материальные ресурсы. Работникам образования «открывается» принципиально иная, чем раньше, форма профессионального роста и самореализации — через участие в сетевых проектах, экс-пертирование материалов коллег и представление вниманию широкой педагогической общественности собственных наработок посредством организации открытых обсуждений профессиональных вопросов на форумах сообществ и т. д. В результате возникает полноценное сетевое взаимодействие, формируются связи, позволяющие разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, новые технологии организации и управления образовательным процессом. В качестве приме-

Работникам образования «открывается» принципиально иная, чем раньше, форма профессионального роста и самореализации — через участие в сетевых проектах, экспертирование материалов коллег и представление вниманию широкой педагогической общественности собственных наработок.

ра можно привести деятельность нижегородских сетевых педагогических сообществ в «Открытом классе», созданных и моде-рируемых сетевыми методистами и консультантами Нижегородской области из числа специалистов Нижегородского института развития образования и лучших учителей Нижегородской области.

Третий аспект связан с осмыслением возможностей использования потенциала сетевых сообществ для повышения эффективности профессиональной деятельности в сфере образования. Так, в ходе экспериментальной работы, осуществляющейся под руководством специалистов ГОУ ДПО НИРО, в образовательных учреждениях различных типов создаются модели эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса с использованием сервисов сети Интернет. В частности, модели эффективных коммуникаций на основе использования потенциала сетевых сообществ разрабатываются в МОУ СОШ № 3 г. Кулебаки (в рамках апробации каскадной модели повышения квалификации на базе школы— сетевой опорной площадки), МОУ СОШ № 7 г. Павлово, МОУ «Арьевская СОШ», МОУ «Большетерсенская СОШ» Уренско-го района (в рамках экспериментальной площадки «Использование дистанционных образовательных технологий в работе с одаренными детьми»), МОУ ДОД ЦРТДЮ Автозаводского района (в рамках экспериментальной площадки «Моделирование сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса в деятельности учреждения дополнительного профессионального образования»), а также в ряде образовательных учреждений Городецкого района, где в 2009 году началась реализация проекта «Сетевое педагогическое сообщество как средство повышения эффективности информационного обмена между субъектами образования Городецкого района». Дан-

В ходе экспериментальной деятельности разрабатываются модели эффективного взаимодействия различных субъектов образовательного процесса с использованием сервисов сети Интернет.

ный проект был инициирован специалистом УМЦ района Н. А. Затенацкой, прошедшей подготовку в Нижегородском институте развития образования по программам НФПК в составе команды сетевых методистов и консультантов в рамках проекта «Создание и развитие сетевых педагогических сообществ в сети Интернет». На основе проведенного анализа было выявлено, что одной из актуальных проблем информатизации образования в современных условиях является отсутствие эффективного механизма управления информационным обменом, сетевым взаимодействием всех субъектов образовательного процесса на основе использования потенциала педагогических инициатив. С одной стороны, существует хорошая ресурсная обеспеченность образовательных учреждений (современные компьютеры, доступ к Интернету, интерактивное оборудование, программное обеспечение, сравнительно высокий уровень ИКТ-компетент-ности педагогов). С другой — ресурсы сети Интернет для обеспечения информационного обмена используются в недостаточной степени. Значительные возможности в разрешении обозначенного противоречия предоставлены потенциалом сетевых педагогических сообществ.

Сетевая организация способствует преодолению автономности и закрытости субъектов, построению взаимодействия на принципах социального партнерства, выстраиванию прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей между управленческими структурами, что обеспечивает согласованность связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия и учет информационных и профессиональных потребностей, эффективный информационный обмен. В этом смысле сети в образовательном пространстве выступают как интеграционный механизм, влияющий на качество образования. В процессе сетевого взаимодействия в рамках деятельности интернет-сообществ распространяются конкретные разработки, а также выстраивается диалог между субъектами образования. Инновации в условиях сете-

вой деятельности приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией при отсутствии требования их обязательного внедрения. Опыт участников сетевых сообществ оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, но и как индикатор, позволяющий оценить уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим повышению результативности дальнейшей деятельности.

Таким образом, развитие и поддержка профессиональных сетевых социально-пе-

дагогических сообществ на основе социальных сервисов способствуют созданию условий для самореализации педагогов, их профессионального развития, а также для эффективного обмена успешными педагогическими практиками.

Внедрение сетевых форм обучения в практику дополнительного профессионального образования ведет к повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системы образования.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Буланов, С. В. Сетевые образовательные сообщества как средство профессионального развития : учебно-методический комплект / С. В. Буланов [и др.] — М., 2009.

2. Бысик, Н. В. Организация работы сетевых предметных методистов и консультантов в сетевых социально-педагогических сообществах, внедрение современных образовательных технологий и применение учебных материалов нового поколения : методические материалы / Н. В. Бысик [и др.]. — М., 2008.

3. Калинкина, Е. Г. Сетевые педагогические сообщества как средство повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях информационного общества / Е. Г. Калинкина // Инфо-стратегия-2009: Образовательные сетевые сообщества в контексте развития информационного общества. — Самара, 2009.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ: ЗАДАЧИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Н. В. КУДИМОВА,

старший преподаватель кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО,

заместитель директора по информатизации МОУ СОШ № 14 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балахны kudimovanv@gmail. сот

В статье рассмотрены цели и задачи, стоящие перед сетевыми педагогическими сообществами, представлен дайджест наиболее распространенных в сети Интернет сетевых педагогических сообществ. Дана краткая характеристика качеств, которыми необходимо обладать успешному администратору сетевого сообщества, перечислены основные положительные эффекты участия учителей в жизни сетевых педагогических сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.