вой деятельности приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией при отсутствии требования их обязательного внедрения. Опыт участников сетевых сообществ оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, но и как индикатор, позволяющий оценить уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим повышению результативности дальнейшей деятельности.
Таким образом, развитие и поддержка профессиональных сетевых социально-пе-
дагогических сообществ на основе социальных сервисов способствуют созданию условий для самореализации педагогов, их профессионального развития, а также для эффективного обмена успешными педагогическими практиками.
Внедрение сетевых форм обучения в практику дополнительного профессионального образования ведет к повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системы образования.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Буланов, С. В. Сетевые образовательные сообщества как средство профессионального развития : учебно-методический комплект / С. В. Буланов [и др.] — М., 2009.
2. Бысик, Н. В. Организация работы сетевых предметных методистов и консультантов в сетевых социально-педагогических сообществах, внедрение современных образовательных технологий и применение учебных материалов нового поколения : методические материалы / Н. В. Бысик [и др.]. — М., 2008.
3. Калинкина, Е. Г. Сетевые педагогические сообщества как средство повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях информационного общества / Е. Г. Калинкина // Инфо-стратегия-2009: Образовательные сетевые сообщества в контексте развития информационного общества. — Самара, 2009.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ: ЗАДАЧИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Н. В. КУДИМОВА,
старший преподаватель кафедры информационных технологий ГОУ ДПО НИРО,
заместитель директора по информатизации МОУ СОШ № 14 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балахны kudimovanv@gmail. сот
В статье рассмотрены цели и задачи, стоящие перед сетевыми педагогическими сообществами, представлен дайджест наиболее распространенных в сети Интернет сетевых педагогических сообществ. Дана краткая характеристика качеств, которыми необходимо обладать успешному администратору сетевого сообщества, перечислены основные положительные эффекты участия учителей в жизни сетевых педагогических сообществ.
The article is about aims and goals of net pedagogical communities. The author of the article points out the list of the most wide-spread net pedagogical communities in the Internet. Also the author gives the short characteristic of the successful manager of the net community. Besides, the author enumerates the positive effects which teachers could have, while taking part in the net pedagogical communities
Ключевые слова: сетевые педагогические сообщества, цели и задачи сетевых сообществ, создание и администрирование сетевых педагогических сообществ
Key words: net pedagogical communities, aims and goals of the net communities, the managing of the net pedagogical communities
В настоящее время одним из направлений развития российского образования является информатизация, которая понимается как «процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России»1. Одним из путей достижения этих задач может стать активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в различных педагогических сообществах сети Интернет.
Сетевым педагогическим сообществом мы будем называть осуществляющееся в основном через Интернет добровольное объединение людей (педагогов, родителей, детей) для участия в специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию новых содержания, форм и методов образования 2.
К основным задачам, решаемым сетевыми педагогическими сообществами, относятся:
1 Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации (утверждена Министерством общего и профессионального образования РФ 10.07.98).
2 Большинство понятий и определений взяты с различных форумов, созданных в рамках проекта «Открытый класс» (http://www.openclass.ru).
3 организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью повышения его эффективности;
3 создание базы данных о программных продуктах, используемых в учебном процессе, а также опыте их применения в урочной и внеклассной деятельности;
3 методическая поддержка педагогов;
3 знакомство с современным программным обеспечением, учебными и методическими материалами;
3 внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения;
3 организация и проведение сетевых семинаров, олимпиад и конкурсов среди всех участников образовательного процесса.
Многие педагоги сегодня задаются вопросами: нужно ли включаться в работу сетевых педагогических сообществ; чем это может помочь в педагогической практике рядовому учителю; как участие в сетевом общении будет способствовать профессиональному росту? Рассмотрим плюсы активного общения в рамках профессиональных объединений сети Интернет.
Во-первых, обсуждая с коллегами из различных уголков страны, а может быть и мира, проблемы педагогической практики, мы можем найти оптимальные пути их решения. Во-вторых, выкладывая в Сети свои методические разработки, знакомясь с опытом коллег, мы не только повышаем
свой профессиональный уровень, но и делаем образовательный процесс более эффективным. Иными словами, с одной стороны, это возможность самовыражения, с другой — разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами. В-третьих, общение в сетевых педагогических сообществах позволяет учителям повышать квалификацию, не нарушая учебного процесса, выбирать именно те курсы и программы, которые являются для них наиболее актуальными в данный момент. При этом совершенно не важно, в каком регионе нашей страны они инициализируются.
Кроме того, не следует забывать об участии в различных интернет-конкурсах, проектах, олимпиадах не только всероссийского уровня, но и мирового — это позволяет нам расти профессионально. Еще одним важным аргументом в пользу участия в жизни различных сетевых сообществ является возможность общения со всеми субъектами образовательного процесса.
В настоящее время в Интернете функционирует множество педагогических сообществ. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
3 http://www.it-n.ru Сеть создана для творческих учителей, которые стремятся повысить качество обучения, применяя информационные и коммуникационные технологии. На данном портале можно найти разнообразные ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также пообщаться с коллегами.
3 http://www.openclass.ru Сетевой педагогический проект «Открытый класс» призван обеспечить новое качество образования в России за счет создания в сети Интернет социально-педагогических сообществ, деятельность которых направлена на поддержку процессов информатизации школ; развитие ИКТ-компетентности педагогов; широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внед-
рение методик их использования; модернизацию системы методической поддержки информатизации образования.
3 http://www.pedsovet.org Интернет-педсовет, являясь, с одной стороны, сетевым образовательным сообществом, с другой — средством массовой информации, по сути, представляет собой действующую информационно-коммуникационную площадку, отражающую состояние современного образования.
3 http://www.intergu.ru Целями данного проекта являются оказание помощи учителю в профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения посредством совместной сетевой практической работы, создание и поддержка новых образовательных инициатив.
3 «СоцОбраз» (http://wiki.iot.ru/index.php/ Заглавная_страница) Основная цель этого сетевого социально-педагогического сообщества — объединение усилий всех, кто заинтересован в том, чтобы российские школьники получали качественные знания и достойное воспитание, становились гармонично развитыми личностями. «СоцОб-раз» — это интерактивная площадка для обмена опытом между учителями, методистами, социальными педагогами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, школьными психологами, также позволяющая родителям получать консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников.
3 http://www.metodisty.ru Данное профессиональное сообщество педагогов является частью информационно-образовательного портала RusEdu, созданного в 2004 году и предназначенного для удовлетворения потребностей педагогических работников в обмене информацией, общении и самореализации. В настоящее время портал
Общение в сетевых педагогических сообществах позволяет учителям повышать квалификацию, не нарушая учебного процесса, выбирать именно те курсы и программы, которые являются для них наиболее актуальными в данный момент.
насчитывает множество сайтов, объединенных образовательной тематикой.
Какое сообщество выбрать для самореализации, педагоги решают самостоятельно. При этом каждый из них может профессионально вырасти до эксперта и администратора созданного им сообщества. В настоящее время организовать объединение, которое будет решать актуальные именно для вас задачи, достаточно легко — ресурсы проекта «Открытый класс» позволяют любому пользователю сделать это.
Перед развивающимся профессиональным образовательным сообществом стоит множество задач:
3 создание и поддержка интернет-ресурса, на котором будет размещаться как информация о целях, задачах, направлениях деятельности сообщества, так и различные полезные для участников материалы;
3 организация различных сетевых мероприятий координатором, администратором сообщества (или координационным центром);
3 активное использование различных видов коммуникаций — от электронной почты до теле-, видеоконференций, в том числе организация обсуждений на форумах, в скайп-чатах в режиме единого времени;
3 проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, методистами;
3 формирование базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом использования ИКТ в обучении;
3 учреждение экспертного совета, основной функцией которого является оценка качества поступающих материалов;
3 создание коллекции систематизированных ссылок с постоянным дайджестом
В настоящее время каждый педагог способен самостоятельно организовать сообщество, которое будет решать актуальные именно для него задачи, — ресурсы проекта «Открытый класс» позволяют любому пользователю сделать это.
в новостях сообщества об актуальных поступлениях в базу;
3 периодическое подведение итогов с определением наиболее значимых достижений, представление качественных материалов на сертификацию;
3 организация очных встреч, мероприятий, которые также играют значительную роль в активизации взаимодействия между участниками сетевого сообщества.
Несмотря на то что собственно создание сообщества занимает несколько минут, могут уйти годы, пока к нему присоединятся другие педагоги из различных регионов нашей страны. Определим задачи, которые стоят перед организатором сетевого педагогического сообщества:
3 создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества;
3 привлечение к деятельности сообщества новых участников;
3 координация работы по оформлению веб-страниц сайта сообщества;
3 помощь участникам в регулировании возникающих конфликтов, решении проблем;
3 поддержка дискуссий по вопросам речевых норм, соблюдения правил сетевого общения, модерирования форумов, чатов и др.;
3 организация учебной деятельности сообщества (повышение ИКТ-компетентно-сти, а также квалификации по тематике или проблематике сообщества);
3 создание различных точек пересечения интересов участников сетевого педагогического сообщества;
3 помощь участникам в создании авторитета в рамках сообщества, что позволит сделать его более интересным и привлекательным для новых педагогов.
Таким образом, задач, стоящих перед лидером сетевого педагогического сообщества, немало, однако большинство из них решаются учителями ежедневно, на каждом уроке. Приходя на занятие, педагог ставит перед собой задачу создать активную «жизнь» сообщества (класса). Кроме того, педагогам присущи умения,
которыми должны обладать администраторы сетевых сообществ3:
3 мотивировать к участию в работе сообщества;
3 создавать эмоционально положительный тон общения;
3 поддерживать организующий, а не командный стиль взаимодействия;
3 выявлять образцы корректного общения и акцентировать на них внимание;
3 культивировать поддерживающий, а не оценочный стиль общения;
3 стремиться к расширению числа членов сообщества при сохранении его ядра;
3 поддерживать продуктивное взаимодействие, способствующее профессиональному и личностному развитию участников сообщества;
3 оказывать помощь в работе координаторам других сообществ;
3 быть готовыми принимать помощь в организации сообщества и совместно решать возникающие проблемы как с координаторами других сообществ, так и с любыми заинтересованными лицами.
«Таким образом, помимо определенного уровня квалификации и уважения
принципов, по которым работает данная интернет-площадка, организатору сообщества нужно обладать хорошими коммуникативными навыками и высокой степенью креативности, уверенно владеть ПК и ИКТ, уметь в сжатые сроки обрабатывать громадные объемы информации, постоянно удерживая в памяти множество "сюжетных линий" жизни сообщества, обладать активной жизненной позицией, быть корректным, чутким и доброжелательным, уважительным и к "начинающим", и к "асам", иметь методические и экспертные навыки, обладать легким и быстрым слогом, быть готовым дарить свои знания и умения всем...»4
Итак, для самоопределения, самообразования, самоутверждения, профессионального роста педагогу необходимо общение с коллегами, чему активно способствуют сетевые сообщества — лесенка профессионального роста, возможность добиться успеха!
Задач, стоящих перед лидером сетевого педагогического сообщества, немало, однако большинство из них решаются учителями ежедневно, на каждом уроке.
3 Выявлены на основе исследования, проведенного АПКиППРО в конце 2007 года.
4Драхлер А. Б. Актуальные проблемы развития сетевых педагогических сообществ // URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_11_24.html.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВИКИ-СООБЩЕСТВА
Е. Д. ПАТАРАКИН, кандидат педагогических наук, доцент кафедры астрономии и истории естествознания НГПУ, ведущий специалист фонда «Общественное мнение» patarakin @дтаН.сс>т
В статье представлена история теоретического осмысления и разработки понятия «сетевое сообщество»; утверждается необходимость смены централизованной парадигмы обучения моделью горизонтальных связей между членами сообщества как важнейшее условие построения сетевой