Научная статья на тему 'Стратегия виртуального общения в сетевых сообществах учителей'

Стратегия виртуального общения в сетевых сообществах учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ / ОБЩЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ФОРУМ / МАСТЕР-КЛАССЫ / ONLINE COMMUNITIES OF TEACHERS / COMMUNICATION / VIRTUAL COMMUNICATION / FORUMS / WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Ирина Михайловна

Исследуются профессиональные сетевые сообщества учителей как особая форма организации их профессиональной деятельности в интернет-пространстве. Особое внимание уделяется таким формам общения в сообществах, как форумы, мастер-классы, базы данных. Внимание фокусируется на контент-анализе форумов, мастер-классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Strategy of Virtual Communication in Online Communities of Teachers

Professional network communities of teachers as a special form of teachers' professional activity organization in the Internet space are studied. Special attention is paid to forms of communication in communities like forums, workshops, databases. The author focuses on the content analysis of forums and master classes.

Текст научной работы на тему «Стратегия виртуального общения в сетевых сообществах учителей»

8. Макович Г.В. Перспективы использования социальной активности населения: потенциал краудсорсинговых проектов // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 2 (53). С. 82-88.

9. «Майдан-2013: хто стоггь, чому i за що?», «Майдан-мггинг i Майдан-табiр: схоже i ввд-мгнне», «Вщ Майдану-табору до Майдану-сiчi: що змгнилося?». URL: http://www.dif.org.ua/ ua/polls/2014_polls/vid-maidanu-taboru-do-maidan.htm

10. URL: https://www.facebook.com/EuroMaydan/?fref=ts

11. ВолковД.А. Протестные митинги в России конца 2011 - начала 2012 гг.: запрос на демократизацию политических институтов // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2012. № 2 (112). С. 73-86.

12. URL: https://basilisklab.com/boloto-analis-2.html

I.M. Panchenko The Strategy of Virtual Communication in Online Communities of Teachers

Professional network communities of teachers as a special form of teachers' professional activity organization in the Internet space are studied. Special attention is paid to forms of communication in communities like forums, workshops, databases. The author focuses on the content analysis of forums and master classes.

Key words and word-combinations: online communities of teachers, communication, virtual communication, forums, workshops.

Исследуются профессиональные сетевые сообщества учителей как особая форма организации их профессиональной деятельности в интернет-пространстве. Особое внимание уделяется таким формам общения в сообществах, как форумы, мастер-классы, базы данных. Внимание фокусируется на контент-анализе форумов, мастер-классов.

Ключевые слова и словосочетания: сетевые сообщества педагогов, общение, виртуальное общение, форум, мастер-классы.

УДК 371:004.002 ББК 74.04+73

И.М. Панченко СТРАТЕГИЯ

виртуального общения

В СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВАХ УЧИТЕЛЕЙ

Со

/овременное общество, подверженное процессам глобализации, становится все более информационным. Это, по мнению И.Ю. Сурковой, способствует «распространению общеевропейских ценностей и культур; высокой экономической, людской, информационной мобильности» [1, с. 30]. Такая мобильность позволяет не только решать личные проблемы, но и развивать навыки профессионального обмена информацией в интернет-пространстве. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет использовать современные технические возможности (компьютеры, мультимедиа, интерактивные доски, телевидение, электронные учебники) для повышения качества образования. Использование Интернета как

112

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 5 (56)

нового средства коммуникации привело к появлению новых моделей социального взаимодействия людей посредством виртуальных сообществ.

В книге «Virtual Community» Г. Рейнгольд, рассматривая различные примеры коммуникации, вводит термин «виртуальные сообщества», подразумевая под этим социальные объединения групп людей, поддерживающих обсуждение в Сети «для формирования паутины личностных взаимоотношений в ки-берпространстве» [2]. В интерпретации Б. Веллмана сообщества представляют собой «сети межличностных связей, обеспечивающие социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе и социальную идентичность» [3]. Деятельностный компонент раскрывается в трактовке сетевого сообщества, представленной Е.Д. Патаракиным, который рассматривает его как группу людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств [4, с. 14].

Постепенно некоторые социальные сетевые сообщества стали преобразовываться в профессиональные сетевые сообщества педагогов, работников системы дополнительного профессионального образования, методистов, «поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность образовательного характера средствами информационно-коммуникационных технологий» [5, с. 30]. Права, на наш взгляд, Л.П. Владимирова, которая считает, что профессиональные сетевые сообщества учителей — «это новая форма организации профессиональной деятельности в сети» [6], поскольку подобные виртуальные сети расширяют методический арсенал, раскрывают секреты профессионального мастерства и демонстрируют широкий диапазон разноуровневых взаимодействий представителей такого важного социального института, как образование.

В интернет-пространстве сетевые сообщества учителей представлены на сайтах: «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru/), «Открытый класс» (http:// www.openclass.ru/), «ПроШколу.ру» (http://www.proshkolu.ru/), «Методисты» (http://metodisty.ru/), «Учительский портал» (http://www.uchportal.ru/), «СоцОбраз» (http://socobraz.ru/), «ПЕДСОВЕТю^» (http://pedsovet.org/), «Завуч.инфо» (http://www.zavuch.ru/), «Intel Education Galaxy» (https:// edugalaxy.intel.ru/). Они, являясь виртуальными объединениями учителей, отличаются друг от друга методами и стилем работы, охватом аудитории: учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, завучей, преподавателей системы дополнительного образования и родителей. Основными функциями таких сообществ являются «поддержка общения, обмен мнениями, получение информации» [7]. Сетевые педагогические сообщества содействуют общению педагогов из разных регионов страны, помогают решать различные профессиональные вопросы.

Само понятие «общение» имеет различные трактовки. Так, А.А. Бодалев определяет общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств общения для установления взаимоотношений между людьми»[8, с. 76]. А.Н. Леонтьев считает, что только при условии постоянной межличностной связи путем обмена лич-ностно значимой информацией возникает зависимость вступивших в контакт

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 5 (56) llj

людей и взаимная ответственность за сохранение отношений. Межличностное общение осуществляется путем речевого и неречевого воздействия и взаимодействия между несколькими людьми, в результате которых возникает контакт между участниками общения [9, с. 150].

В парадигме интеракционизма общение рассматривается как социальное взаимодействие людей, основанное на коммуникации, возможной благодаря тому, что люди, обмениваясь информацией, придают одинаковые значения одному и тому же символу. Дж. Мид считал, что сознательная коммуникация возникает тогда, когда жесты становятся знаками, несущими для индивидов определенные смыслы и значения, влияющие на их поведение [10, с. 120]. Такими жестами-знаками в сетевом взаимодействии являются смайлы и другие фигуры из знаков пунктуации. Г. Блумер, продолжая идеи Дж. Мида, рассматривает взаимодействие между людьми как непрерывный «символический диалог», в ходе которого индивиды, наблюдая друг за другом, пытаются предугадать намерения другого человека.

Согласно теории «зеркального Я» Ч. Кули представления индивида о том, как его оценивают другие люди, существенно влияют на его «Я-концепцию». В сетевых профессиональных сообществах оценки коллег так же, как и в реальной жизни, отражают представления об уровне профессионализма каждого участника, однако могут не отразиться на «Я-концепции» из-за анонимности обсуждения, когда истинное «лицо» прячется за маску выбранного ника. В интеракционистскую парадигму логично встраивается теория обмена Дж. Хоманса, основной идеей которой выступает социальное взаимодействие, обусловленное тем, какое вознаграждение индивид получит за свои поступки. В профессиональных сообществах люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая затраты и вознаграждения, которые они могут получить при общении.

В сетевых педагогических сообществах создается особое пространство (виртуальная реальность) со специфическим видом общения. В результате этого возникают новые связи и нормы в среде межличностных отношений. «Можно утверждать, что виртуальное общение в данном случае — средство коммуникации, при котором общение между людьми осуществляется посредством компьютерных технологий и все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности» [11].

Существуют следующие формы общения в сообществах: чат, форумы, мастер-классы, базы данных. Наш исследовательский интерес фокусируется на контент-анализе форумов, мастер-классов.

Форум — это инструмент для общения в сообществе, который позволяет обсуждать различные темы, интересующие педагогов. В отличие от чатов, общение на форумах осуществляется не «здесь и сейчас», сообщения, отправленные на форум, могут сохраняться длительное время, отвечать на вопрос не обязательно в тот же день, когда он появился. Если тема интересна и актуальна, ее обсуждение может продолжаться несколько лет. В сетевом «Сообществе учителей физической культуры, инструкторов ДОУ и преподавателей-организаторов ОБЖ (Саратовская область)», которое существует

114 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 5 (56)

с 2008 г., пользователи обсуждают на форумах различные проблемные вопросы: «В центре внимания у президента — физическая культура в школах» (7 постов), «Образовательные ресурсы в сети» (8 постов); «Успешный учитель — успешный ученик?» (12 постов); «Спортивная секция "Волейбол", "Баскетбол", "Футбол"» (15 постов); «Возможно ли применение здоровье-сберегающих технологий на уроках физкультуры» (15 постов); «Обсуждаем проект Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» (17 постов); «Сетевые образовательные сообщества» (18 постов); «День физкультурника» (34 поста); «ИКТ на уроках физической культуры» (39 постов); «Оценивание на уроках физической культуры» (45 постов), «Дистанционное обучение учителей: плюсы и минусы» (54 поста); «Красота. Здоровье. Мода» (68 постов); «Изменения в российском образовании: больше вреда, чем пользы?» (94 поста).

Говоря о сетевых образовательных сообществах, педагоги считают, что они необходимы, потому что «помогают общаться всем педагогам, делиться опытом работы» (Снаткина Т.И., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 38» Заводского района г. Саратова Саратовской области); «объединяют в единый педагогический совет, где обсуждаются насущные проблемы педагогов, связанные с образованием и воспитанием подрастающего поколения» (Гаврилова Л.М., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 16» г. Вольска Саратовской области); «без общения учителей между собой невозможно развитие учителя» (Тимофеев О.В., учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 1 р.п. Екатериновка» Екатериновского района, Саратовской области); благодаря сетевым сообществам учителя «общаются с коллегами, находят новых друзей» (Садыкова С.К., учитель физической культуры МОУ «СОШ с. Питерка» Питерского района Саратовской области), могут «проходить мастер-классы, участвовать в различных конкурсах» (Степанова Н.А., учитель физической культуры МОУ «Лицей № 47» Ленинского района г. Саратова Саратовской области).

Еще одна форма общения в сообществах — мастер-классы, проводящиеся для получения педагогами знаний, умений и навыков, которые они смогут использовать в своей профессиональной деятельности. О проведении мастер-класса члены сообщества предупреждаются заранее, каждый мастер-класс органичен во времени, то есть проводится в определенный срок. Участники, выполняя различные задания, общаются и с ведущим мастер-класса, и друг с другом.

В сетевом «Сообществе учителей физической культуры, инструкторов ДОУ, тренеров и преподавателей-организаторов ОБЖ (Саратовская область)» (http://www.openclass.ru/node/30475) было проведено несколько мастер-классов, которые преследовали разные цели и задачи.

В мастер-классе «Работа в сетевых профессиональных сообществах» внимание учителей физической культуры, технологии, ОБЖ привлекалось к профессиональным сетевым сообществам. Интерпретативный анализ комментариев к подведению итогов мастер-классов показывает, как педагоги относятся к участию в мастер-класса, а также к дистанционному обучению. «Знакомство с постоянно действующими сообществами "Открытого класса", создание

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 5 (56) 115

веб-ссылок, работа внутри микрогрупп с творческими личностями — все это является большим шагом вперед в системе самообразования» (Герцог Л.В., учитель физической культуры МОУ «СОШ п. Коминтерн» Энгельсского района Саратовской области). «Выполнить задание в своей группе не удалось, извиняюсь, что залез в чужую группу, так хотелось поделиться тем, что я узнал. Такие встречи полезны, учиться никогда не поздно» (Соловьев А.В., учитель физической культуры МОУ «СОШ п. Новосельский» Ершовского района Саратовской области). «Мастер-класс, конечно, нужен, даже для понимания того, что МЫ НЕ ОДНИ в своей профессии» (Кошкина И.А., учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 7» г. Дивногорска Красноярского края). Таким образом, респонденты демонстрируют желание участвовать в подобных мероприятиях, которые повышают их профессионализм.

Мастер-класс «Создание электронного портфолио в социальной сети Openclass» научил педагогов создавать электронное портфолио с помощью этой платформы. Высказывания педагогов подтверждают необходимость взаимодействия друг с другом для обмена опытом, знакомства с достижениями своих коллег. «Очень рада, что приняла участие в создании электронного портфолио. Смогла структурировать достижения свои и учащихся, научилась прикреплять нужные файлы в виде ссылок» (Кутузова Ю.В., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 9» г. Аткарска Саратовской области). «В своем портфолио использовала различные способы ссылок на подтверж-

"-1 --I --I а >>

дающие документы, и конечно же, научилась делать умные ссылки, которые используются повсеместно в различных методических, творческих и профессиональных конкурсах, конференциях...» (Иванова О.Ю., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 3» г. Ершова Саратовской области). «Мне хочется поблагодарить всех, кто участвовал в создании своего электронного портфолио. Главное, есть хорошие учителя! Несомненно, мастер-класс помог познакомиться с достижениями учителей нашей области, их работой. Обмен опытом — это всегда движение вперед!» (Гуляева Г.Г., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 15» г. Энгельса Саратовской области). «Данный вид предоставления своего опыта работы будет востребован все больше и чаще. Надеюсь, понимание этого будет у большего числа моих уважаемых коллег» (Амельченко Д.И., учитель физической культуры МОУ «Гимназия № 5» Заводского района г. Саратова); «создание электронного портфолио — это возможность продемонстрировать свои достижения и своих учеников» (Кранова Л.В., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 72» Ленинского района г. Саратова); «хорошая и полезная затея с созданием электронного портфолио, так как, идя в ногу со временем, каждый учитель должен обладать таким материалом для проведения аттестации и для себя, чтобы нигде не "потерять" свои достижения» (Серова Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохованская СОШ» Псковской области).

Учителя поняли, что они могут создать свое электронное портфолио самостоятельно, без чьей-либо помощи, соблюдая правила и требования, которые предъявляются к данной форме аттестации. Анализ комментариев педагогов позволяет сделать вывод о том, что приобретенный опыт помогает им в про-

116 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 5 (56)

фессиональной деятельности, учит их сетевому взаимодействию и с коллегами из Саратовской области, и с коллегами из других регионов страны.

Учителя, принимающие участие в мастер-классах, имеют разные умения и навыки работы на компьютере, поэтому автор создает такие условия, чтобы каждый педагог, получая максимум новых знаний от сетевого взаимодействия, чувствовал себя комфортно с информационно-коммуникационными технологиями. Все участники мастер-классов считают, что такие мероприятия необходимо проводить и в дальнейшем, потому что «каждая попытка участия в мастер-классах дает определенный опыт в работе с компьютером» (Кутузова Ю.В., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 9» г. Аткарска Саратовской области); «участие в мастер-классе поможет в дальнейшей моей педагогической деятельности» (Гуляева Г.Г., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 15» г. Энгельса Саратовской области). «Спасибо за очередную возможность приобрести новые умения в работе с сетевыми ресурсами. Дело крайне нужное и актуальное» (Амельченко Д.И., учитель физической культуры МОУ «Гимназия № 5» Заводского района г. Саратова).

По итогам любого мастер-класса проводится рефлексия: учителя делятся общими впечатлениями о мастер-классе, обсуждая, как они смогут применить в своей профессиональной деятельности знания, полученные при выполнении заданий, как они преодолевали возникшие трудности. Во многих сетевых педагогических сообществах есть «базы данных», содержащие тематическое планирование по предмету, конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, презентации к урокам и другой материал. Любой учитель, воспитатель может размещать свои материалы в том сообществе, где состоит, а также знакомиться с методическими разработками, которые выложили другие педагоги. Участие в профессиональных сетевых сообществах является разновидностью коммуникативной практики, реализующей потребность педагогов в общении. Учителя физической культуры, инструктора по физической культуре дошкольных образовательных учреждений, формализуя индивидуальный образ в виде «личного профиля», могут общаться с другими участниками сообщества, как с помощью внутренних сообщений, так и через форумы, чаты, мастер-классы. Все члены сообщества образуют «совокупность пользователей, у которых интересы в течение некоторого времени близки, т.е. они получают доступ к одинаковым информационным объектам, размещенным на сайте и представляющим интерес, при этом данная информация является полезной или развлекательной» [12, с. 17].

В ходе своей активности участники сообщества могут иметь несколько параллельных интересов, которые проявляются по-разному. При пассивном проявлении интереса учителя только потребляют информацию, которая размещена в «Базе данных». Если педагоги размещают свои рабочие программы, конспекты уроков, сценарии праздников и другие материалы, то их интерес к жизни сообщества можно считать активным: «работу в сетевом сообществе учитель может использовать разносторонне: размещать свои педагогические разработки, делиться с коллегами новостями и информацией» (Васильева М.А., учитель физической культуры МАОУ «Гимназия № 2» г. Балако-

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 5 (56) II/

во Саратовской области»); «коллеги делятся опытом проведения конкурсов, викторин, олимпиад, соревнований» (Гаврилова Л.М., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 16» г. Вольска Саратовской области); «надеюсь, что предложенные мною материалы кому-нибудь пригодятся в своей работе» (Агеров Н.Л, учитель физической культуры МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области»).

Таким образом, в символическом интеракционизме коммуникация выступает своего рода матрицей социальной жизни, где взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них [13]. Сетевые сообщества позволяют учителям, воспитателям, тренерам не только воспользоваться созданными цифровыми и электронными образовательными ресурсами, учебными материалами пользователей, но и расширить свой социальный и культурный капитал за счет активного виртуального общения с педагогами, представляющими школы других регионов страны. Сетевые педагогические сообщества способствуют как организации социальных коммуникаций между людьми, так и реализации их социальных потребностей. В наибольшей степени педагогов привлекает возможность установить более прочные профессиональные связи с коллегами из разных регионов России, выразить собственное мнение, повысить свою профессиональную компетенцию.

Библиографический список

1. Суркова И.Ю. Угрозы социальной безопасности и риски глобализации в контексте граж-данско-военных отношений // Информационная безопасность регионов. 2014. № 4. С. 27-31.

2. Rheingol H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. URL: http:// www.rheingold.com/vc/book/

3. WellmanВ. Physical place and cyberspace: the rise of networked individualism // International Journal of Urban and Regional Research. 2001. Vol. 25, № 2. P. 227-252.

4. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. М., 2006.

5. Полякова В.А. Формирование готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 6. С. 28-35.

6. ВладимироваЛ.П. Сетевые профессиональные сообщества учителей. URL: http://distant. ioso.ru/for%20teacher/25-11-04/sps.htm

7. Соловей А.П. Виртуальные сообщества как особая форма социальной интеграции // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3341.

8. БодалевА.А. Личность и общение. М., 1995.

9. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

10. Мид Дж.Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 116-121.

11. Хуторной С.Н. Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-virtualnoe-obschenie-i-ego-vliyanie-na-me-zhlichnostnye-otnosheniya

12. Орлов А.Ю., Иващенко А.В. Организация виртуального сообщества в сети Интернет // Информационные технологии. 2008. № 8. С. 15 -19.

13. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 90-116.

113 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 5 (56)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.